Семинар - практикум для родителей
материал (5 класс)

Топчий Наталья Владимировна
Семинар - практику для родителей 5 - 7 классов. Приглашается от каждого класса команда родителей. Семинар состоит из двух частей теоретической и практической.В теории знакомство с физиологическими и психологическими особенностями подростков. Практическая часть мастер - классы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Мужественность  и женственность  -  основа  взаимоотношений  юношей  и девушек».

Цель: формирование  правильных представлений  о женственности  и мужественности. Углубление  знаний  учащихся  о психологических,  нравственных различий между мужчиной и женщиной .

Задачи:

  1. Научить  анализировать  свой характер, выражать  свои чувства.
  2. Стимулировать   стремление учащихся к самопознанию, саморазвитию, самореализации.
  3. Воспитание  чувства  ответственности такта,  уважительности.

     Данное мероприятие рекомендуется проводить с учащимися 10 –х классов.

Для  старшеклассников  рассматривается актуальная проблема формирования идеалов мужественности и женственности у современных юношей и девушек. Идеалы мужественности - женственности – это идеализированные представления о поведении, чувствах, качествах мужчин и женщин, изменяющиеся вместе с развитием общества. В них запечатлены общечеловеческие и национальные ценности. Они определяют требования к духовному содержанию, поведению, деятельности человека определенного пола и выполняют в воспитании, прежде всего, нормативно-оценочную и регулятивную функции.

Данное мероприятие способствует улучшению взаимоотношений между юношами и девушками.

Ход

1.Вступительное слово «Давайте познакомимся!».

Вопросы учащимся:

- Как вы думаете, о чем эта книга? (О взаимоотношениях мальчиков и девочек, юношей и девушек, мужчин и женщин.)

- Почему автор выбрал именно такое название для книги?

 (Хотел подчеркнуть разность характеров представителей противоположного пола.)

Женщины по своей психологии крайне отличаются от мужчин.

- Как вы думаете, почему автор решил поселить мужчин на Марсе?

(Марс - бог войны, мужчины тянутся к железу, оружию, им свойственна агрессия, они любят драться.)

- А почему женщин автор считает пришельцами с Венеры?

(Венера в римской мифологии - богиня садов, красоты и любви. В этом, по мнению автора, состоит призвание женщины).

-  Как вы думаете, чему будет посвящена наша беседа?

( о Мужчине и  женщине)

У человека есть тело, дух, душа, разум

В разные эпохи к этому относились по-разному. Например: в эпоху Античности тело  было главным, В эпоху средних веков главным был дух, тело греховно. И только в эпоху Возрождения тело объединилось с духом, В эпоху просвещение на первое место выходит разум.

На протяжении всех эпох менялось отношение к мужчине и женщине.

В современном мире идет тенденция стирание гендеров. Обезличивание женщин и мужчин, смена пола, но надо  понимать, что смена пола никогда не поменяет психологию, то, что заложено природой и от природы уходить, далеко нельзя. Поэтому данная тема является актуальной.

Ролик «Ах эта женщина в окне»

В чем отличия мужчины и женщины?

 (качествами)

- Действительно разговор пойдет о очень важных человеческих качествах: мужественности и женственности. «Какой он мужественный человек! Как она женственна, прелестна!».

Тема: «Мужественность и женственность – основа взаимоотношений юношей и девушек»

- А как вы понимаете значение этих слов?

Читают юноши

Мужественность - обладающий  мужеством, храбростью, присутствием духа в опасности. 

Женственность – с качествами свойственным женщинам, мягкостью, нежностью, изяществом.

Пересадка по группам девушки и юноши\дается опережающее задание (чтение текста)

На доске вы видите два схематичных  рисунка: мужчины и женщины.

Сейчас  юноши возьмут карточки,  на которой записаны человеческие качества. Ваша задача  выбрать по одному женскому качеству и добавить к рисунку.

Качества:  обязательность, решительность, физическая сила, мудрость, сдержанность, трудолюбие, грация, изящество, скромность, терпеливость, доброта, воля, логика, ум, нежность, чувство собственного достоинства, уважение к девочке, уважение к мальчику, гордость, честь, верность, аккуратность, твёрдость, храбрость, уверенность в себе.

-Давайте проанализируем ваши решения.

Посмотрите девушки, как хорошо понимают вас юноши. Они знают, что вы обидчивы, изящны, аккуратны. Посмотрите, они выбрали мягкость, изящество, умение успокоить. Это мужской идеал женщины.

Все девушки ему соответствуют?

Читают юноши.

Французский философ Ж. Ж. Руссо сказал: «Когда женщина бывает до конца женщиной, она представляет больше ценности, нежели когда она пытается сыграть роль мужчины».

Слайд

 «Если хочешь писать о женщине, обмакни перо в радугу и смахни на него пыльцу с крыльев бабочки». Горький.

А теперь девушки выберут  по одному мужскому качеству и прикрепят.

Посмотрите, что ценят в юношах девушки волю, терпение, храбрость твердость и т.д. Это женский идеал мужчины. Все юноши соответствуют этим качествам?

Слайд 9.

Девочки сейчас прочитают об этом стихотворение Р. Гамзатова  Чтобы рвануться в схватку.

(читаем стих)

Давайте сравним мужчин и женщин. Женщина более хрупкая, мягкая, красивая, аккуратная, эмоциональная.

Мужчина более решителен, уверен, надежен, силен, благороден.

Женщина более душевная.  

Душа женщины – источник любви.

 Мужчина – источник силы. 

Сильный становится сильнее, когда поддерживает более слабого: мужчина – женщину физически, а женщина – мужчину душевно. Это и есть единство, гармония, лад.

- Все девушки и юноши обладают нужными качествами от рождения?

-( Нет, они учатся этому у взрослых).

В процессе  взросления человек приобретает эти качества.

На что он ориентируется?

Слайд 10.

В педагогическом наследии В.А. Сухомлинского есть источник мудрости «Письмо к сыну», «Письмо к дочери». В этих письмах он касается самых важных для юношей и девушек вопросов: любви, чистоты, преданности, благородства, материнства и отцовства.

Предлагаю вам познакомиться с одним из писем к дочери и сыну.

Сейчас прозвучат два письма напутствия своим детям.

Ваша задача  выделить важные мужские и женские качества, по мнению Василя Сухомлинского, и записать их.

Читаем письма

Добрый день, дорогой сын!

Дорогая дочь!         d        .

- О каких важных мужских и женских качествах говорит В. А. Сухомлинский?

- Кто услышал,  как должны выстраиваться отношения между мужчиной и женщиной?

Давайте  снова обратимся к тексту (другой ребенок)

А сейчас я хочу предложить вам игру «Вопрос – ответ»

Игра «Вопрос-ответ»

У юношей и девушек есть целый ряд вопросов друг к другу, которые  не ловко  задавать, но спросить-то хочется! Все вопросы задаются письменно и анонимно.

 условие:

- вопросы не должны быть адресованы лично.

- вопросы не должны быть связаны с физиологией

- отвечать от имени группы

 

Фрагмент фильма «Вам и не снилось»

Слайд 11.

Выводы. Подведение  итогов.

Сегодня вы обсудили вопросы

1.  В чём предназначение мужчины?

2. Какие образы имеет мужественность?

3. Что такое женственность, какие образы её символизируют?

4. Какие свойства присущи настоящей женственности?

5. Что теряет в своём облике девушка, ведя себя недостойно?

А теперь я предлагаю вам  в данной таблице отметить галочкой те качества, которые у вас присутствуют в данный момент.

 А сейчас  выберете те качества, которые  вы хотите развивать у себя и обозначьте их восклицательным знаком.

Мужские  качества характера

Женские качества характера

Надёжность

Таинственность

Ответственность

Беззащитность

Последовательность

Скромность

Принципиальность

Уступчивость

Объективность

Эмоциональность

Практичность

Мудрость

Честь

Нежность

Верность

Спокойствие

Трудолюбие

Доброта

Мужественность

Заботливость

Уверенность

Ответственность

Рефлексия, обратная связь.

4.«Закончи предложение»

Задание учащимся: закончить предложение.

- Я не люблю, когда мальчики ...

- Я не люблю, когда девочки ...

- Мальчик всегда будет симпатичен и интересен, если он ...

- Девочка всегда будет интересна и привлекательна, если она ...

- Настоящий мужчина - это тот, кто ...

- Настоящая женщина - это та, которая ...

.Заключение.

Каждый мальчик может стать настоящим мужчиной, а каждая девочка - настоящей женщиной. Каждый из вас может стать настоящим человеком. Как это сделать? Вот как отвечает на этот вопрос Л.Н. Толстой в книге «Путь жизни»: «Жизнь наша дурна. Отчего? Оттого, что люди дурно живут. А люди живут дурно оттого, что сами люди плохи. Стало быть, для того чтобы жизнь перестала быть дурной, надо переделать людей из плохих в хороших. Как же это сделать? Всех никто переделать не может, себя же переделать всякий может... Так что, если все люди поймут, что каждый может не других, а сам себя исправить, то есть из плохого сделать хорошим, и станут исправлять сами себя, то тотчас же и вся жизнь станет лучше».

Другими словами, человек сам себя воспитать должен, определить, что в себе нравится, а что нет, подумать о том, каким он хочет быть, и начать работать над собой.



Предварительный просмотр:

«Семейные практики. Азбука семьи»

  Семейные практики представляют собой важное средство укрепления семейных уз и создания гармоничной атмосферы внутри семьи. В современном мире, где каждый член семьи занят своими делами и обязанностями, проведение семейных практик становится необходимым для поддержания связи, взаимопонимания и взаимной поддержки.

Цель: передача родителям знаний о важности семейной системы

Задачи:

  1. Обобщить представления родителей об индивидуальных особенностях детей младшего школьного  возраста, с целью использования их в процессе семейного воспитания;
  2. Способствовать формированию правильного отношения родителей к своему ребенку;
  3. Создание в семьях доверительных отношений;
  4. Обучение родителей позитивным способам общения с ребенком.

Участники: родительские активы 1 – 3 классов (5 человек)

Мероприятие подготовили:

  1. Топчий Наталья Владимировна
  2. Завьялова Татьяна Владимировна
  3. Ковязина Елена Леонидовна
  4. Крохалева Людмила Сергеевна
  5. Бормотова Валерия Павловна
  6. Хлопова Екатерина Юрьевна
  7. Сидорова Татьяна Николаевна

Форма проведения: семинар-практикум с элементами лекции.

Ход мероприятия

«Семья — это не просто основа государства и общества, это духовное явление, основа нравственности»

В. В. Путин

1. Вступительное слово

Добрый вечер, уважаемые родители!  Мы  очень рады  вас видеть на нашем мероприятии «Семейные практики. Азбука семьи»!

Девизом нашей встречи будет  китайская  поговорка, которая гласит:

«Расскажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я запомню.

Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь»

1 этап

     Посмотрите внимательно на слайд.

Как вы думаете, на какую тему будет сегодняшний наш разговор?

 Пока наши дети ещё рядом с нами, давайте попробуем разобраться, какие проблемы возникают в период младшего школьного возраста.

«Портрет ребенка»

Сейчас я вам предлагаю  составить индивидуальный портрет своего  ребенка.

Воспользуйтесь приложением 1, где перечислены индивидуальные особенности ребенка. И запишите их на портрете (музыкальный фон) – 1 мин.

Обратите внимание на портфель. В рамках сегодняшнего мероприятия вы будете наполнять свой портфель полезными советами.

Родители читают характеристики. Замечательно. Молодцы.

Первое, что вы можете положить в портфель. Это характеристика портрета вашего ребенка.

2 этап

     Выбор методов воспитания родителями зависят от того, на что направлено воспитание. Одни хотят видеть своего ребенка эталоном послушания, другие – интеллектуалом, третьи направлены на развитие творческих способностей, сколько семей, столько направлений и особенностей воспитания.

    Главной отличительной особенностью семейного воспитания является индивидуальность. Родители имеют возможность максимально учесть психические особенности своего ребенка, его здоровье и физическую развитость, готовность к восприятию, настроение и эмоциональное состояние.

Основные задачи нашего мероприятия:

  1. Способствовать формированию правильного отношения родителей к своему ребенку;
  2. Обучение родителей позитивным способам общения с ребенком.

Ценнейшее психологическое приобретение этого возраста — начало открытия  своего внутреннего мира.

 «Большие и маленькие» фрагмент

Вопрос.

Какая проблема в воспитании ребенка существует в этой семье?

 (Боря буквально живет своим увлечением.  А вот мать считает, что ее сын занимается глупостями.)

 (его внутренний мир)

Почти смешная история про родительскую заботу - "7 шарфов"

(на сцену вызываются 7 родителей)

Какая проблема воспитания ребенка существует?

3 этап

Для того чтобы лучше узнать  и понять своего ребенка, вам важно знать особенности психологического и физического развития.

Об этом вам расскажет наш педагог – психолог Завьялова Татьяна Владимировна.

Буклет «Особенности моего  ребенка» можно поместить в портфель

4 этап

Что за предмет у меня в руке? (губка)
– Давайте попробуем перечислить качественные характеристики этого предмета.

 Какое характерно для нее свойство? (хорошо впитывает жидкость).
 Давайте представим себе, что произойдет с губкой, если она впитает жидкость синего цвета?

– А если мы вольем в губку красную жидкость?
– А если мы одновременно вольем в губку жидкости разных цветов?


        Итак, мы с вами определили, что особенностью губки  является способность к впитыванию.

 А как вы думаете, от какого слова происходит слово «воспитание»?

Слово «воспитание» образовано от слов «питание», «впитывание». Я не зря обратила внимание на общность этих слов. Ребенок в детстве, подобно губке, впитывает в себя все то, что «вливают» в него родители.

         Самый эффективный метод воспитания – родительская любовь.

Мы предлагаем вам пять мастер – классов

  1. «Искусство управления эмоциями» - Завьялова Т.В.

«Если вы гневаетесь, значит, вас победили» Конфуций

  1. «Почему важно читать книги?»        - Ковязина Е.Л.

«Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать — точным». Фрэнсису Бэкону.

  1. «Театр как средство воспитания»     - Крохолева Л.С.

«Люди приближаются к доброй и счастливой жизни только усилиями каждого отдельного человека»  Л.Н. Толстой

  1. «Семейные традиции»                      - Бормотова В.П.

«Мы хлопочем, чтобы изменить жизнь, чтобы потомки были счастливыми, а потомки скажут по обыкновению: прежде лучше было, теперешняя жизнь хуже прежней».  А.П. Чехов

  1. «План – программа семейного праздника» -  Хлопова Е.Ю.

«Успех – это успеть» М.И. Цветаева

С каждого мастер – класса вы пополнили свой портфель

5  этап

Обратная связь

Мы  благодарим вас  за работу.

 Уважаемые родители прошу вас  закончить фразы:

— Теперь я знаю…

— В вопросах общения с ребенком я буду…

— Мне больше всего запомнилось…

— Я нашел ответ на…

Открытый микрофон

Хочется закончить наше мероприятие песней «Родительский дом»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей Мой весёлый звонкий мяч….

На своих занятиях для разнообразия деятельности детей широко используются разнообразные игры с мячом. Различные речевые логопедические упражнения можно сочетать с игровыми действиями. Одновременно вып...

Семинар-практикум для родителей на тему "Развитие фонематического восприятия у дошкольников с нарушением речи"

Ознакомление родителей с этапами работы по формировани ю и развитию фонематического восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями...

Семинар – практикум для родителей: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ» (из опыта работы учителя Павловой Т.О.)

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. В коррекционной школе, как и в любой другой школе, невозможно провести урок без привлечения средст...

Семинар-практикум для родителей на тему: «Чем занять ребенка летом?» (игры с песком и водой в домашних условиях)

Скоро придёт долгожданное лето и чтобы оно не прошло даром, а подготовило вашего ребенка к занятиям в следующем учебном году, я хочу вам рассказать, как можно интересно и ярко организовать досуг вашем...

Семинар-практикум для родителей «О трудностях учения»

Семинар-практикум для родителей «О трудностях учения»...

Семинар-практикум для родителей "Что такое артикуляционная гимнастика и для чего она нужна"

Семинар - практикум для родителей на тему:«Что такое артикуляционная гимнастика и для чего она нужна». Введение         Преодоление нарушений з...

"Музыкальные игры на развитие внимание, памяти и мышления" семинар - практикум для родителей.

Познакомитьродителей с музыкальными играми на развитие внимание, памяти и мышления.  Этот материал поможет в домашних условиях развить и активизировать музыкальные и творческие спопобности детей....