Сценарий внеклассного материала "Образ учителя в литературе"
методическая разработка (11 класс)

Материал, представленный в разработке раскрывает образ учителя на страницах отечественной литерауры 20 века. Материал может быть использован при изучении рассматриваемых поизведений на уроках литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obraz_uchitelya_v_literature.docx32.85 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

        Учитель… Мы часто произносим это слово, но не задумываемся, какую огромную роль играет в нашей жизни Учитель. Трудно представить, сколько сил, труда, души, терпения учителя вкладывают в каждого из своих учеников, чтобы они выросли из маленьких девчонок и мальчишек в успешных, счастливых людей.  Профессия учителя во все времена оставалась наиболее почетной, но в то же время наиболее тяжелой. Умение передавать свой опыт молодым, только вступающим в самостоятельную жизнь людям, - это талант. Профессия учителя - очень трудная и ответственная. Ведь в его руках будущее нашей жизни. Как это достойно - давать детям знания и быть для них образцом. Конечно, далеко не каждый учитель может стать настоящим. Для этого нужно много работать, заниматься самообразованием, чтобы уроки стали интересными и полезными.        Учитель всегда являлся человеком с высокими моральными качествами¸ воспитателем нравственных качеств, авторитетом старшего поколения.

         Целый ряд писателей обращается к традиционной «школьной» теме, в которой ведущая роль принадлежит учителю. Общий пафос определяется высоким статусом учителя, мудростью его наставительного слова. В литературоведении неоднократно говорилось о «высоком» типе учителя, в образе которого отразились духовные, нравственные, религиозные искания писателей. Феномен учительства изучался в свете религиозно-учительной традиции русской литературы, в социокультурном, философско-культурологическом аспектах. К учителю были применимы выражения «вторая мама», «второй папа», «старший друг». Внутренний облик учителя раскрывался в неумолимой заботе о школе, в безграничной любви к детям.

 Есть разные учителя: умные и добрые, чуткие, неравнодушные, эмоциональные, деликатные, хорошо знающие предмет. Но свой идеал ученик формирует сам. В современном обществе существует неоднозначное отношение к профессии педагога, особенно в последние годы в средствах массовой информации часто можно прочитать достаточно острые полемические статьи, посвящённые этой теме.

 Современное общество должно проникнуться уважением к Учителю, признать его важную роль в формировании личности человека. Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал: «Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжёлый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой… напрямую. Воспитывает Личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру».

  Отношение к учителю в обществе всегда было неоднозначным. Вероятно, причина этого заключается в том, что слишком большая ответственность ложится на педагогов. От них во многом зависит, каким будут следующие поколения, какие ценности будут преобладать у них. Однако на каждом этапе исторического развития требования к личности меняются, потому меняются требования и к учителю.  Педагогу приходится идти в ногу со временем.
     Кроме того, любые действия учителя всегда оцениваются с разных точек зрения: учеников, их родителей, коллег, руководства  и т.д. Человек, работающий по этой специальности, всегда находится в центре внимания.
     Есть  еще и нравственный аспект этой профессии: педагогическая ошибка мало заметна, но ее последствия могут оказаться  катастрофическими.
     Весь накопленный опыт человечество привыкло фиксировать в литературе. Все изменения, касающиеся учителя и его взаимоотношений с учениками в реальной действительности, отразились в литературе ХХ века.                 

 Образ учителя в произведении Виктора Петровича Астафьева «Фотография, на которой меня нет».

«Фотография, на которой меня нет» — глава из повести Виктора Астафьева «Последний поклон». Эта глава рисует жизнь и события далеких тридцатых годов. В этом произведении Виктор Астафьев вспоминает фрагмент собственной жизни, в котором описывает быт простого бедного люда в далеком сибирском селе, которое взбудоражено неслыханно важным событием – приездом фотографа.

Благодаря учителю, быть увековеченным посчастливилось учащимся Осянской школы. К несчастью, Витьке из-за болезни ног не удалось «засняться». Больше недели мальчик вынужден был находиться дома под опекой ворчливой бабушки. Однажды осенним скучным днем мальчика навестил школьный учитель – принес готовую фотографию. В этой главе мы видим, каким уважением и любовью пользовался этот приветливый человек в селе. И было за что! Учитель самоотверженно вносил культуру и образование в глухую деревню; был заводилой в деревенском клубе, на собственные деньги заказал мебель для школы, организовал сбор «утильсырья», в результате чего в школе появились карандаши, тетради, краски. Дети впервые попробовали сладких петушков на палочках, сельчане получили необходимые вещи. Учитель никогда не отказывал в просьбе составить документы. Он был очень вежлив и доброжелателен «со всеми кряду». Люди благодарили за это как могли: помогали дровами, простой деревенской едой, присматривали за ребенком.

Еще мальчик вспоминает настоящий, героический для учителя поступок: поединок с гадюкой. Таким и остался этот человек в памяти ребенка – готовым броситься вперед и оборонить своих учеников.

И неважно, что дети не знали, как зовут учителей. Для них слово «Учитель» — уже само имя собственное. Важно, что учитель – человек, стремящийся облегчить и улучшить людскую жизнь, помочь им в беде.

И хотя на старой фотографии нет автора, она дорога ему воспоминаниями о далеком детстве, о родных людях, жизнь которых и составляет историю нашего народа.

 Образ учителя в произведении Василя  Быкова « Обелиск»

        В повести В. Быкова «Обелиск» автор рассказывает о непростой, трагической судьбе обыкновенного сельского учителя Алеся Ивановича Мороза. В сердцах своих односельчан он навсегда остается истинным героем, хотя официально таковым и не был признан. И уже по прошествии многих лет после войны один из молодых чиновников утверждает, что поступок учителя нельзя назвать подвигом.

    Впервые об Алесе Ивановиче мы узнаем из рассказа Ткачука, присутствующего на похоронах учителя, Павла Миклашевича, который всю свою жизнь посвятил тому, чтобы поступок Мороза все же был оценен как подвиг, а его имя внесено в список героев, в память которых в селе был поставлен обелиск.

    Алесь Иванович дарил свою любовь и заботу ученикам, которые за долгие годы общения стали ему родными. Одних он провожал поздним вечером домой, других защищал от гнева родителей, брал на себя вину детей, совершивших неблаговидные поступки, считая, что это его недосмотр как педагога. Но главное, Мороз не пытался сделать из своих учеников “отличников учебы и послушных зубрил”, прежде всего, он старался помочь стать им настоящими людьми. И все дальнейшие события подтвердили правильность этого выбора.

        В повести есть прекрасные строки о сельских учителях, и нельзя не отметить, с какой достоверностью рассказывает автор об их огромной роли в духовном развитии народа. “Мороз был одним из них, кто сделал для людей много, подчас на свой страх и риск, невзирая на трудности и неудачи”. 

        Таким был Алесь Иванович в мирное время. Когда же началась война, он не покинул родные места, не уехал скоропалительно в Минск вместе с райкомовцами, а добился разрешения у немецких властей продолжать работу в школе. Мороз считал, что “не для того он очеловечивал этих ребят, чтобы их потом расчеловечили”. В отличие от тех, кто претерпел превращение из помощника прокурора в полицая, а из хозяйственного колхозника в яростного ненавистника Советской власти, Алесь Иванович остался самим собой, остался учителем, помогал партизанам.

        Но поистине суровые испытания выпадают на долю ребят, беззаветно преданных своему наставнику. Пытаясь спасти от ареста Мороза, ребята оказываются в плену у немцев. Но даже под пытками фашистов, которым подвергаются ребята, никто из них не говорит об Алесе Ивановиче.     Добровольная сдача Мороза немцам может быть расценена разными читателями по-разному. Я же полагаю, что этот поступок Алеся Ивановича был сообразован не с отвлеченными правилами поведения, а с требованиями его личной совести, с его пониманием своего человеческого и учительского дома: он не мог предать своих учеников, не мог бросить их одних в предсмертный час. И до последнего момента Мороз оставался благородным человеком, не считая себя героем. Он старался подбодрить, успокоить ребят. К счастью, перед казнью одному из мальчиков удалось бежать, он был тяжело ранен, но смог выжить, а через много лет продолжил дело своего учителя.

 Образ учителя в произведении Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского».

Рассказ «Уроки французского» посвящен педагогу Анастасии Прокопьевне Копыловой, а в ее лице всем учителям. Это автобиографический рассказ о школе и школьных проблемах. Повествование ведется от первого лица. Мальчик рассказывает, как жили люди в колхозах в тяжелые послевоенные годы, о трудной жизни подростка. Мальчик любил учиться, но, чтобы продолжить учебу в пятом классе, он был вынужден уехать в райцентр. На новом месте героя ждали серьезные испытания: он тосковал по дому, по деревне и страшно голодал. Чтобы прокормить себя, герой вынужден играть в «чику» – азартную игру на деньги. За участие в азартных играх в то время исключали из школы. Об этом стало известно учительнице французского, Лидии Михайловне. Лидия Михайловна пытается помочь своему ученику: она занимается с ним дополнительно, старается накормить мальчика, но тот не принимает помощь. Чтобы спасти ребенка от голода, Лидия Михайловна решается на отчаянный поступок – предлагает своему ученику игру на деньги. Это был не просто поступок, это был подвиг – ее могли уволить с работы, а может быть, наказать и более сурово. Так оно впоследствии и случилось. Но Лидия Михайловна не выдала мальчика, она опять спасла его.

«Уроки французского» – это рассказ о высочайшем проявлении любви человека к человеку, об умении понять, помочь, «разбить» пучину одиночества. Без такого проявления добра и любви жизнь не просто оскудела бы, она прекратилась бы вовсе. За внешней сюжетной канвой рассказа читатель «слышит» глубокие мысли автора о том, какие главные уроки призваны давать школа и учитель.

  Образ учителя в произведении Юрия Полякова «Работа над ошибками»

В своей повести «Работа над ошибками» Юрий Поляков смог показать тяжёлый период нашей страны, когда вслед за изменяющейся обстановкой к концу 20-го столетия советские принципы неизбежно сменились постсоветскими, и как в условиях кризиса советских идеалов нарушается нравственная преемственность и усиливается отчуждение между поколениями.  Становится очевидной необходимость создания государством новой школы во имя новых требований к существованию и культурных запросов. Понятно, что миссия учителя-наставника всегда была безмерно велика, а проблема современного педагога в своём значении увеличилась вдвое. И поиск такого нового учителя совершает Юрий Поляков через образ Андрея Петрушова...

 «Образование, - утверждал писатель, - основа основ любой социальной системы. Учитель, в особенности учитель словесности или истории, волей-неволей становится бойцом идеологического фронта». «Работа над ошибками» посвящена самой болезненной теме современности – взаимоотношениям учителей и учеников.

Сюжет повести незамысловат. Молодой журналист Андрей Петрушов временно устраивается в школу преподавателем русского языка и литературы. Как лицу новому и непосредственному, Петрушову выпадает возможность увидеть многое свежим взглядом. И то, к чему давно привыкли учителя, открывается молодому учителю совершенно по-новому. Девичья влюблённость, соперничество, драка между учеником и учителем – всё это становится составляющим современной школы. Это выглядит ново, и лишь школьные учителя по-прежнему завалены бумажной работой: «В школе мне приходится писать гораздо больше, чем в газете, где я проработал шесть лет»

В повести затронут широкий круг проблем из жизни современной школы: «закулисные» махинации, интриги в педагогическом коллективе, репетиторство, дети-акселераты и инфантилизм отдельных учителей, сложности в работе с детьми, которые на каждом шагу видят расхождение между словом и делом.

Образ учителя в повести Георгия Полонского «Доживем до понедельника»

   Всего три дня из жизни школы. А как цепляет эта  повесть.  Добрая, спокойная, без каких-либо вспышек эмоций.  Читаешь эту книгу и представляешь, что ты — ученик, который сидит в классе на уроках Ильи Семёновича Мельникова.

   Три дня из жизни школы, сотканные из тонких лейтмотивов, намёков. Здесь нет сюжета как такового или поучительной морали, это скорее искусно собранные воедино зарисовки на вечные темы. Что значит быть учителем? Что есть счастье? Что значит любить? Как не «задушить Моцарта» в попытках вдолбить разумное-доброе-вечное? Ограниченный школьный мирок живёт в своём ритме, дышит недомолвками, кормится старыми историями. Тут есть старая грымза и молодая учительница, есть мудрый одинокий учитель и его юношеская влюблённость, есть «белый парус» в море ученических голов, есть директор-управленец, есть проницательная старушка — но самое удивительное то, с какой лёгкостью все эти лучи сходятся в одной точке и составляют картину типичной школьной жизни. 
   Повесть  о дружбе, о любви, о школе и учителях, которых Георгий Полонский показал такими, какие они есть. Показал представителя старой русской интеллигенции, показал глуповатого учителя физкультуры, показал трогательную Наталью Сергеевну, показал Илью Семёновича — строгого и требовательного учителя, но человека, который любит, ищет и борется. Каждый герой по-своему интересен, по-своему симпатичен. К их судьбам не остаёшься равнодушным.

   Ни в одной другой  книге так ярко и четко не отображены образы настоящей школьной жизни с ее непременными атрибутами: уроками, переменками, нигде так правдиво не показаны ученики и учителя.
    А ведь всего три дня из жизни школы. Но какие важные три дня. За них столько всего произошло: ученики успели устроить бойкот молодой учительнице и помириться с ней, написать сочинение, получить первый важный урок жизни от своего одноклассника и осознать истинную ценность таких понятий, как дружба, любовь, честь. И еще: они сумели понять, как важны в их жизни такие Учителя, как Илья Семенович.
   

   Кто такой Илья Семёнович сейчас? Вероятно, один из лучших персонажей произведений 20 века. Благородный, умный. В жизни таких были единицы. Вот таким его описал автор в повести «По коридору шагал Илья Семенович Мельников, учитель истории, - это его мы видели, когда он входил в школу. Худощавый лобастый человек. 45 ему? 48? Серебряный чубчик. Иронический рот и близорукость придают его облику некоторую надменность. Но стоит ему снять очки - выражение глаз станет беззащитным. Он чем-то на Грибоедова похож 

   Главный герой — чувствительный учитель истории средней школы, живущий со своей матерью. Он не умеет выражать свои чувства, боится открытости. Вероятно, рос без отца, по сути — подросток. Несформировавшаяся личность, у которой любая неудача оставляет тяжелый след на нервной системе. При этом он умен и обаятелен. 
 Учитель-историк, классный руководитель 9 «В» — человек, знающий свой предмет и любящий своих учеников. Он  готов учить и учиться сам ,понимая главное: в школе нужно не только увлечь своим предметом, но и воспитывать подопечных, сделать их не только знатоками, но и людьми.
А в школе, как и в любом человеческом сообществе, происходит много неординарных событий.

Образ учителя в повести Георгия Садовникова «Иду к людям»

В 1972 году режиссер Алексей Коренев представил на суд советского зрителя комедию под названием «Большая перемена», снятую по мотивам повести Георгия  Садовникова «Иду к людям».  В основе сюжета — история взаимоотношений молодого историка Нестора Петровича Северова и его великовозрастных учеников, которые посещают вечернюю школу рабочей молодежи.

        В начале фильма Нестор Петрович — перспективный студент, который собирается поступать в аспирантуру. За несколько дней до экзамена он встречает любовь всей своей жизни, которая впоследствии оказывается его главным конкурентом на соискание места на кафедре. Волею судеб Северов теряет заветное место и почти сразу же терпит неудачу в любви. Чтобы забыться и уйти от своих проблем, он с головой погружается в учительствование. Но что же его там ждет? Снова проблемы! Ведь за партами сидят уже не подростки, а вполне состоявшиеся в профессиональном и личном плане люди, со своими сложными жизненными неурядицами.

В основу сценария комедии легла повесть Георгия Садовникова «Иду к людям» — живой и душевный рассказ о настоящем учителе, который смог найти подход даже к самым непутевым и трудным ученикам.

Как же неопытному скромному педагогу удалось покорить сердца взрослых людей? Давайте разбираться.

Чего только стоит тот факт, что на занятия исторического кружка класс является в полном составе! Помните эпизод, где учитель читает своему классу лекцию про императора Нерона? Нестор Петрович рисует картину настолько живо, что держит всех слушающих в немом оцепенении.

        Нестор Петрович вникает в проблемы своих подопечных.

Если свои чувства Нестор Петрович задвигает в дальний ящик, то переживания и проблемы «детей» всегда для него на первом месте. Он пытается разобраться, почему шалит Ганжа, почему Тимохин отказывается посещать школу, а Ляпишев предпочитает занятиям танцы…

       Поначалу ученики не особенно ценят такое внимание. У них и без этого хлопот хватает: у кого смена на заводе, у кого ребенок дома плачет… Но постепенно они видят искреннее желание помочь, и от такой помощи отказаться не в силах.

Заключение

 Таким образом, отметим, что в литературе ХХ века образу учителя уделялось должное внимание. Написано немало произведений о школе и об учителе (А.Платонов «Песчаная учительница», Ч. Айтматов «Первый учитель», В. Астафьев «Фотография, на которой меня нет», В.Распутин «Уроки французского», А. Лиханов «Благие намерения», А. Алексин «Безумная Евдокия», и др.).

 Одной из задач литературы является передача накопленного опыта следующим поколениям для того, чтобы они могли учесть его и избежать допущенных ошибок. Проблема взаимодействия педагога с учениками до сих пор актуальна, и, чтобы решить ее, нам нужно чаще обращаться к нашему литературному, духовному достоянию, ведь от того, каким будет учитель и его отношение с учениками, зависит наше будущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная работа учителя. Сценарии праздников, мероприятий

Сценарии праздников, мероприятий, концертов...

СЦЕНАРИЙ внеклассного мероприятия ко Дню УЧИТЕЛЯ

Данный сценарий можно использовать для проведения общешкольного праздника, посвящённого Дню УЧИТЕЛЯ....

Сценарий внеклассного мероприятия "День учителя"

Сценарий  ко дню учителя разработан для проведения праздника в школе....

сценарий внеклассного мероприятия к празднику "День Учителя"

Разработка внеклассного мероприятия к празднику дня Учителя. В мероприятии участвуют учащиеся 5-9классов. Мероприятие разработано по примеру телевизионной передачи. Ведущие учащиеся 9 класса....

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ВЕЧЕР ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 10 КЛАССЕ «Приглядимся повнимательнее к Ф.М.Достоевскому…» О портрете Ф.М.Достоевского работы В.Г.Перова

В ходе проведения музыкально-литературной композиции проследим историю созда­ния портрета Ф.М.Достоевского; поможем учащимся по­нять, «прочесть» портрет;будем работать над постижением «правды художест...

"Спасибо вам, учителя!" (сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Дню учителя)

Сценарий внеклассного материала, посвященного дню учителя "Спасибо вам, учителя!" предназначен для учащихся 5-9 классов.Содержит стихотворения, частушки, песни,посвященные школе и учителям....

Сценарий внеклассного мероприятия по зарубежной литературе

В данном сценарии представлены материалы о балладе, включающие творчество поэтов Англии, Шотландии, Франции, Германии, России. Мероприятие было представлено на Неделе русского языка и литературы. В ка...