Внеклассная работа учителя. Сценарии праздников, мероприятий
материал по теме
Сценарии праздников, мероприятий, концертов
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 60»
Конкурс «Лучший сценарий года»
Номинация «Семья- это то, что всегда с тобой»
Внеклассное мероприятие для обучающихся 5-7 классов
«Семейные традиции и символы»
Автор: Клочкова Татьяна Юрьевна,
учитель истории и обществознания
МОУ «СОШ № 60»
Саратов 2012 год
2
Пояснительная записка
Внеклассное мероприятие «Семейные традиции и символы» предназначено для обучающихся 5-7 классов (11-14 лет). Данное мероприятие направлено на освоение обучающимся знаний о семье, как базовой национальной ценности посредством изучения русской культуры и традиций. Это должно способствовать социальной адаптации ребенка в семье; выполнение им основных социальных ролей; позитивно оцениваемых обществом качеств личности. А также усвоению обучающимся способов регулирования межличностных отношений.
Цель внеклассного мероприятия: формирование интереса к истории своей страны, культуре, традициям народа.
Задачи:
1.воспитание у обучающихся отношения к семье, как общенациональной ценности, основе духовности и единства народа;
2. развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, культуре народа;
3. формирование у обучающихся практических навыков построения взаимоотношений, навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.
Оформление: фотографии родственников, куклы Матрешки, бумажные заготовки для изготовления ромашки, изображение святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских.
Предварительная подготовка: дети готовят рассказ о своей семье, о традициях семьи.
3
С чего начинается Родина для каждого из нас? С золотых полей и густых, тенистых лесов, с морского прибоя и журчания реки, со старинных сказок и песен, былин, а может быть, она начинается с того, кто всегда рядом с нами? С первых мгновений жизни рядом с каждым из нас наша семья.
Ребята, а кто может сказать, что такое семья? (дети дают ответы). Семья- это наши мамы, папы, бабушки, дедушки. Семья – это дом, любовь и заботы, труды и радости, привычки и традиции.
Все члены семьи зовутся родственниками. Они бывают близкими и дальними. Близких родственников вы, конечно, знаете. Это родители, братья и сёстры, а ещё бабушки и дедушки. А сейчас давайте вспомним других родственников.
Ребята, поднимите руки, у кого есть тёти? дяди? двоюродные братья и сёстры? прабабушки? прадедушки?А есть в нашем классе те, кто сам уже тётя или дядя? Значит, у вас есть… правильно, племянники!
Вокруг каждого из нас много близких, дорогих нам людей. Мы с ними связаны незримыми нитями. Для своих родных мы самые лучшие, самые умные, самые красивые. Нас всегда ласково встретят, обогреют, выслушают, дадут совет. Все, что есть главное у человека - это его семья.
Ребята, расскажите нам о своей семье (дети рассказывают о своей семье, сопровождая рассказ показом фотографий)
Каждая семья богата традициями. Во многих семьях бережно относятся к фамильным свидетельствам своего рода. Это забота о старших членах семьи, семейные легенды и предания, памятные вещи, документы, награды, фотографии близких и дальних родственников.
Ребята, а какие традиции есть в вашей семье? (дети называют: традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, называть детей в
4
честь кого - то из членов семьи, представители одной семьи занимаются одним видом деятельности, отмечать семейные праздники, совместное хобби членов семьи)
В России совсем недавно появилась традиция 8 июля отмечать День семьи, любви и верности. Этот праздник появился недавно - в 2008 году, хотя история этого дня уходит в прошлое. Одним из главных инициаторов возрождения этого праздника является супруга президента Российской Федерации СветланаМедведева.
На Руси к семье относились с большим уважением. Русская народная пословица гласит: «Вся семья вместе и душа на месте». Семьи были большие и дружные, трудолюбивые. Жили весело, уважали старость, оберегали младость.
На Руси покровителями семьи и брака были Петр и Феврония Муромские. Их брак является образцом супружества.
Князь Петр вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого князь Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В видении князю было открыто, что его может исцелить дочь бортника, добывавшего дикий мед, Феврония.
Феврония была мудрой, ее слушались дикие животные, она знала свойства трав и умела лечить недуги. Она была красивая, благочестивая и добрая девушка. Князь пообещал жениться на ней после исцеления. Феврония исцелила князя, и вышла за него замуж. Князь и княгиня жили долго и счастливо и умерли в один день и час - 8 июля 1228 года (по материалам http://ru.wikipedia.org)
Этот праздник имеет свой символ. Символом Всероссийского Дня семьи, любви и верности стала ромашка. Ребята, почему этот цветок стал символом праздника?
5
Дети высказывают предположение: ромашка - символ лета, солнца, лепестки символизируют собой членов семьи, на ромашке гадают, отрывая ее лепестки, говорят: «Любит, не любит, любит».
На праздник, 8 июля принято дарить дорогим людям цветы ромашки, говорить слова любви. Ребята, давайте не будем ждать лета и сегодня подарим своим родным ромашки с сюрпризом, сделанные своими руками.
Изготовление ромашек из полосок бумаги белого цвета, на которых ученикам предлагаем написать пожелания своим родным. Полоски бумаги складываются пополам, текст пожеланий остается внутри. Концы полосок скрепляются клеем или стиплером, в центр помещается кружок желтого цвета.
Молодцы, красивые ромашки у нас получились. Ребята, а теперь отгадайте загадку.
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка
Дети отвечают: «Матрешка!»
Матрешка – удивительная игрушка, символ России, наряду с русской березкой и русским самоваром. А знаете, ребята, матрешка молода, ей всего сто лет, и она имеет удивительную историю.
В Подмосковье, есть старинное поместье Абрамцево. Усадьба принадлежала богачу и меценату – Савве Морозову. Здесь собрались художники, музыканты, писатели и артисты. Эти люди собирали предметы старины. Однажды в Абрамцево попала японская деревянная кукла –
6
фигурка добродушного лысого старика, мудреца Фукуруму, у которого голова вытянулась вверх от раздумий. Фукурума раскрывался, в нем находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Фигурки эти очень понравились и послужили появлению нашей матрешки.
Первую матрешку изготовил лучший мастер игрушек Василий Звездочкин, расписал художник Сергей Малютин. Матрёшка — настоящая русская красавица. Румяная девица, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрёшка не лентяйка, девочки в русских семьях уже в 8-9 лет пряли, ткали, вышивали. В руках у матрешки, то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами, ягодами или цветами, Но главное - эта куколка с секретом! Игрушка состояла из восьми фигур. Изображение девочки чередовалось с изображением мальчика. Последняя матрёшка представляла собой спеленатого младенца.
Дети читают стихотворение
Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах на столе у нас живут,
Всех матрешками зовут!
Кукла первая толста, а внутри она пуста.
Раскрывается она на две половинке.
В ней живет еще одна кукла в серединке.
Эту куколку открой, будет третья во второй!
Половинку отверни, плотную, притертую.
И сумеешь ты найти куколку четвертую.
Вынь ее, да посмотри, кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая куколка пузатая.
7
А внутри пустая в ней живет шестая.
А в шестой – седьмая, а в седьмой восьмая.
Эта кукла меньше всех, чуть побольше, чем орех.
Вот поставленные в ряд сестры - куколки стоят.
Сколько вас? - У них мы спросим,
И ответят куклы - восемь!
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они живут друг в дружке,
А всего одна игрушка!
(И. Кадухина «Русская матрёшка»).
Что же это за игрушка? Дети отвечают – матрешка.
Почему Матрешка? Это имя игрушке предложил дать и расписавший ее художник Сергей Малютин. В дореволюционной Росси имя Матрёна, считалось одним из самых распространённых русских имён, в основе которого лежит латинское слово «матер», означающее мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладающей отменным здоровьем и дородной фигурой. И по сей день, матрёшка остается символом материнства, семьи (по материалам http://www.svobodanews.ru/).
Об этой игрушке говорят: «Она олицетворяет собой крепкую семью, достаток, продолжение рода, несет в себе идею единства»? Матрешка - русское национальное достояние, по кукле учили детей считать, она помогала разрабатывать пальчики, потому что соединить маленькие матрешечки по рисунку сложно. По ней изучали культуру, быт народа, этнографию.
8
Ребята, рано или поздно каждый из вас создаст свою семью. Какой она будет: счастливой или не очень - покажет время и ваши стремления. Какую семью вы хотите построить в будущем? Дети отвечают: добрую, веселую, счастливую, спокойную, многодетную и т. д.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем
Ребята, иногда мы обижаем и сами обижаемся на своих близких. Чтобы в семье был мир и лад, я научу вас избегать ссор, обид, конфликтов.
В Древнем Китае жила удивительная семья из 100 человек. Царили в ней лад, любовь и уважение. Слава о семье дошла до самого императора, и он посетил эту семью. Убедившись, что молва ничего не преувеличила, император спросил у старейшины семьи: «Как удается вам жить в мире и согласии, не ссорясь, и не обижая друг друга?» В ответ старейшина назвал лишь одно слово. Какое? (Дети высказывают предположение).
Терпение, понимание. Всего доброго.
Предварительный просмотр:
Сценарий, посвященный 8 Марта 2012 года
В концерте участвуют только юноши. Ведущие — джентльмены в смокингах и белых шарфах. Музыкальная отбивка — музыка В. Дашкевича из т/ф «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона».
Музыкальная заставка
Джентльмены танцуют канкан, исполняют песенку «Без женщин жить нельзя на свете, нет» из оперетты Имре Кальмана «Сильва». Музыкальная заставка
Без женщин жить нельзя на свете, нет!
Нам они дарят солнца яркий свет,
И в нашем сердце вновь и вновь
Поет любовь, живет любовь.
Без женщин жить нельзя на свете, нет!
Вы наше счастье и отрада лет.
Мы только ради вас живем, и поем,
И сердца вам отдаем!
1 ведущий:
8 Марта наша страна отмечает женский день. Мы привыкли к нему, как к доброму и веселому празднику. Мы любим его за приятные хлопоты, за улыбки наших мам, а значит всех женщин
2 ведущий: В этот день принято женщинам дарить цветы. Примите от нас в этот праздничный день необычный весенний букет, который состоит из песен, танцев, и слов поздравлений!
1 ведущий:
Как прекрасно, что есть в году такой день, когда можно услышать столько признаний в любви, почувствовать радость и увидеть огромное счастье и любовь в глазах женщин. Я желаю, чтобы таких дней в году было у нас больше. Примите же слова поздравления от своих учеников.
________________________________________________________
2 ведущий:
Наш праздничный весенний букет уже благоухает своим поздравлениями, а теперь давайте немного улыбнемся…
Сценка «Джентльмены»
1. Скажите, сэр, что бы вы сделали для наших любимых женщин, если бы вдруг стали волшебником?
2. Что же хочет женщина? … Я бы сделал так, чтобы они не были чересчур загружены домашними заботами и на их ручках всегда присутствовал безупречный маникюр.
1. Не думаю, что мужская половина была бы вам за это благодарна! Представляете: мужчины каждый день работают, детей нянчат, полы моют, обед готовят?..
2. А что бы вы сделали?
1. Я бы в один миг исполнил бы все их желания, доказал бы им, что для мужчин нет ничего дороже, чем они, на всем белом свете.
2. А я бы хотел, чтобы наших женщин поздравил сам директор школы! Это было бы замечательно!
1 ведущий: Слово для поздравления предоставляется директору школы, кандидату педагогических наук, отличнику просвещения Ларисе Анатольевне Тотфалушиной.
Директор _______ цветы
________________________________________________________
2 ведущий:
Да, сегодня радостный день - праздник. Сегодня солнце светит ласковей и ярче, и наши учителя такие красивые и нарядные. Чего только с нами, детьми им приходится делать. Вместе с нами учатся, ходят в походы, танцуют, ставят спектакли, играют с нами. И при этом всегда молоды, бодры, веселы. В чем же секрет их вечной молодости?
Сценка.
Проблема долголетия у женщин решена, они живут дольше мужчин. И дело тут не только в диете, физических нагрузках, вернее — перегрузках, но и в особом исчислении. У мужчин возраст исчисляется просто: детство, юность, зрелость, старость.
А у женщин?
А у женщин совсем иначе. Детство, первая молодость, вторая молодость, третья молодость, четвертая... все зависит от того, кто на какой остановится.
Но все-таки, в чем секрет молодости?
В движении. И сейчас вы в этом убедитесь.
1 ведущий:
Чтобы нам подарочный музыкальный букет дарил улыбки и веселье
добавим в него танец.
__________________________________________________
2 ведущий:
Сколько хороших слов храним мы в душе о маме, бабушке, учителях, подругах, одноклассницах! В день 8 марта мужчины стараются выразить лучшей половине человечества свою любовь и признание. Чаще всего они дарят женщинам цветы. Но дальше мимоз, роз и тюльпанов мужская фантазия не заходит. Послушаем, что по этому поводу говорят наши джентльмены!
Сценка.
1. Сэр, как вы думаете, есть ли связь между профессией женщины и цветами, которые ей надо подарить 8 марта?
2. Разводит руками. Не знает
1. Допустим, ваша подруга — портниха
2. И что же вы порекомендуете?
1. Для портнихи рекомендую дарить бархатцы.
2. А если маникюрша?
1. Ноготки.
2. Любопытно, любопытно! А врачу - окулисту?
Анютины глазки.
Дрессировщице?
Ну конечно львиный зев.
1 ведущий: Прошу прощения, джентльмены, а вам не кажется, что наши гости загрустили? Пора объявлять следующий номер. Это будет музыкальный подарок. Встречайте!
_________________________________________
2 ведущий:
11 лет школьной жизни всегда рядом с нами наши учителя. Верно, говорят учитель - вторая мама. Дорогие учителя! Хотите вы или не хотите, но в каждом из нас есть та маленькая частичка, которую учитель вкладывает в нас как мама. Мы знаем, вы волнуетесь за нас, переживаете.
1 ведущий
Нам очень приятно, что улыбка не сходит с ваших лиц. Мы постараемся как можно меньше вас огорчать, чтобы вы всегда были красивыми и счастливыми.
Сценка.
1. Сэр, а как, по-вашему, кто остроумнее — мужчины или женщины?
2. Конечно мужчины.
1. Интересно, как бы мужчины ответили бы на вопрос, который дети чаще всего задают своим родителям?
2. А, какой вопрос дети часто задают своим родителям?
1. Как какой? Откуда я взялся?
Откуда я взялся? – я папу спросил,
А он недовольно газету сложил.
Сказал мне: - Я занят, хочу почитать,
Вопрос этот маме попробуй задать!
- Откуда я взялся? – я маму спросил,
А мама сказала: - Ах! Нет моих сил,
Иди и умойся, и зря не болтай.
А этот вопрос ты бабуле задай.
Я руки помыл, я игрушки убрал,
И к бабушке с тем же вопросом пристал:
- Ответь мне, бабуля, чур, только не врать!
Откуда я взялся, ты можешь сказать?
Бабуля меня обняла, приласкала.
И, тихо мне в самое ушко сказала:
- Выпала звёздочка прямо из тучек,
Это и был мой единственный внучек!
1. Сэр, недавно одна моя знакомая, за которой я, кстати, пытался ухаживать, задала мне такой вопрос: что общего между женщиной и песней? Откровенно признаться, ответ я не нашел до сих пор.
2. Сэр, это не так сложно, у хороших песен и у женщин много общего. Во-первых, они одинаково красивы, а во-вторых, никогда не стареют.
___________________________________________________________
2 ведущий. Все начинается с женщины! Веселье, смех, дуэли, разочарованья,
любовь, забота, тепло и боль и многое другое все это из-за Вас дорогие наши женщины!
1 ведущий: Только вы владеете нашими чувствами и страстями.
2 ведущий: Только для вас мы живем.
1 ведущий: Для вас стучат наши сердца.
2 ведущий: Только для вас мы боремся и побеждаем.
1 ведущий: Только вы знаете, в чем наша сила и слабость. Яростные битвы, крестовые походы и... стихи в честь Прекрасной Дамы.
Сценка.
Рыцарь. О, благородная Изабелла, вы так прекрасны, что у меня не хватает слов выразить свое восхищение вашей красотой…
Ваш тонкий стан и локон своевольный
В стихах восславил не один поэт,
Но все обман... И снова сердцу больно,
Когда вы гордо говорите: «Нет!»
Но я клянусь, клянусь своим мечом,
Что в ратных подвигах прославлю ваше имя,
И вот тогда, не рассуждая ни о чем,
Вы на меня глазами взглянете другими.
И непременно уж тогда
Мне нежное шепнете «да...».
Дама (равнодушно). Стихи довольно недурны, по свое сердце я открою вам лишь тогда, когда вы подтвердите слова делом.
Рыцарь (опустившись на одно колено). О, наипрекраснейшая Изабелла, я готов на любые подвиги, приказывайте.
Дама. Ну что ж! вперед! непобедимый рыцарь!
Рыцарь (встает с колен). Прощайте, гордая Изабелла...
(Рыцарь уходит. Звучат фанфары — они оповещают о начале рыцарского турнира. Под звуки «тревожной музыки» слышен конский топот, треск ломающейся пики, затем наступает тишина. Голова раненого Рыцаря лежит на коленях у Дамы.)
Дама. О. Ричард, милый мой, не умирай!
Рыцарь. Все кончено, любовь моя, прощай... (Теряет сознание.)
Дама. Помогите, мой Ричард умирает! (Плачет.) Я помогу вам, Ричард, потерпите! (Зовет.) Он без сознания, но, рана не смертельна, он будет жить!
Господи, благодарю тебя! (Улыбается, целует Рыцаря.)
1 ведущий.
Я верю, что все женщины
прекрасны -
И добротой своею и умом.
Еще весельем, если в доме
праздник.
И верностью, когда разлука в нем.
Не их наряды и не профиль
римский -
Нас покоряет женская душа.
И молодость ее. И материнство.
И седина, когда пришла пора.
И мы, мужчины, кланяемся низко,
Всем женщинам родной страны
моей.
2 ведущий. Тут нам пришла записка из зала с просьбой прочитать её во всеуслышание.
«Уважаемые ведущие! Что ж вы о нас, о своих одноклассницах, ничего не сказали? О нас, самых обаятельных, привлекательных, очаровательных!»
С девчонкой меня,
Посадили за парту.
Она улыбнулась:
— Зови меня Марта.
И я улыбнулся:
— Ты, что ли, — Восьмое?
Она засмеялась:
— Нет, имя такое.
И я засмеялся:
— А я — Василек,
Но только не тот,
Что на поле цветок...
Мы долго еще
Друг над другом смеялись,
Но очень довольны,
Друг другом остались.
1 ведущий:
Дорогие наши учителя, наш весенний, праздничный букет вы не поставите в вазы и потом не выбросите засохшие цветы. Наш букет останется у вас в душе и в памяти, и пронесите его до следующего праздника, а их у вас в жизни будет не мало.
2 ведущий: И мы вам готовы снова и снова дарить их в знак признательности и любви к вам. Пусть в этот день весенними лучами вам улыбнуться люди и цветы. Почувствуйте благоухание музыкальных нот, теплых слов, веселого смеха. Сохраните его, и у Вас в душе всегда будет светло и тепло от нашей любви к вам. Пусть всегда по жизни рядом с вами идут вера, надежда, любовь, счастье, здоровье, мечты. Все. Всегда ваши мужчины!
Сценка "Три мамы"
* * *
В центре зала или на сцене стол, три стула. На одном из стульев - кукла. На столе скатерть, блюдо с четырьмя ватрушками, самовар, кружки, блюдца.
Ведущая:
Дорогие мамы, уважаемые бабушки. Какие замечательные сегодня наши ребята, какие добрые, солнечные! Но, к сожалению, так бывает не всегда.
Часто наши дети так упрямы!
Это знает каждая из мам.
Говорим мы что-то своим детям,
Но они совсем не слышат мам.
Мальчик:
Танюша со школы однажды пришла
Тяжелый портфель опустила.
Тихонечко села она у стола
И куклу, Маняшу, спросила:
Входит Таня, подходит к столу и присаживается на стул, куклу берет на руки.
Таня:
Как, дочка, дела? Как твой день, непоседа?
Совсем заждалась ты, наверно, меня?
Опять просидела весь день без обеда?
Гуляла без шапки? Получишь ремня.
Ох, с этими дочками просто беда,
Иди-ка обедать, вертушка!
Ешь все, поправляйся, пока молода.
На сладкое будет ватрушка!
Мальчик:
Уставшая мама с работы пришла
И дочку Танюшку спросила:
Входит мама, садится на стул возле Тани.
Мама:
Привет, дорогая! Как, дочка, дела?
Что в школьный дневник получила?
Наверно опять ты гуляла в саду?
По лужам идя непременно?
Опять ухитрилась забыть про еду?
И так без конца, ежедневно!
Ох, с этими дочками просто беда,
Пойдем-ка обедать, вертушка!
Бабуля нас дважды уже позвала,
На сладкое будет ватрушка!
Мальчик:
Тут бабушка, мамина мама, зашла
И маму спросила:
Бабушка:
Как, дочка, дела?
Устала, наверно, за сутки?
На отдых всего полминутки,
Профессия доктора очень трудна,
Но дома здоровой ты дочке нужна.
Нельзя же весь день без обеда.
Ведь знаешь сама, непоседа.
Ох, с этими дочками просто беда.
Скоро ведь будет, как спичка, худа.
Давай-ка обедать, вертушка!
На сладкое будет ватрушка!
Все едят ватрушки, пьют чай.
Мальчик:
Три мамы на кухне за чаем сидят,
С любовью и лаской на дочек глядят.
Что с дочками сделать упрямыми?
Ох, как же не просто быть мамами!
* * *
С девчонкой меня
Посадили за парту.
Она улыбнулась:
— Зови меня Марта.
И я улыбнулся:
— Ты, что ли, — Восьмое?
Она засмеялась:
— Нет, имя такое.
И я засмеялся:
— А я — Василек,
Но только не тот,
Что на поле цветок...
Мы долго еще
Друг над другом смеялись,
Но очень довольны
Друг другом остались.
Предварительный просмотр:
Сценарий праздника «Фестиваль национальных культур» 28.04.2012
Звучит «Гимн Саратову»
Русский город на матушке Волге,
Весь в сиреневой пене весной,
Расцветает в Поволжье раздольном
Мой Саратов - мой город родной.
Институты, театры, музеи,
В окружении светлых церквей.
Продолжается поступь столетий,
От начала до нынешних дней.
Саратов - Волга плещет волной,
Саратов - расцветает весной,
Саратов - с Соколовой горы
Голос предков летит над тобой.
Не забудем на Волге закаты,
Плеск волны в тишине о причал,
Как на фронт уходили солдаты,
Как Саратов бойцов провожал.
Не сломили пожары и войны,
Русский дух, сохраненный в церквях,
Возвратились не все наши воины,
Но Саратов остался в веках.
Вот наступят весенние ночи,
Город будет сиренью дышать,
И девчонки опять между прочим,
Всем парням будут спать не давать.
Пусть всегда пахнет хлебом Поволжье,
Рыбой полнится Волга-река,
Пусть стоит русский город Саратов,
На века, на века, на века.
Ведущий 1: Россия… Родина… Отечество – эти слова мы впервые слышали в детстве. И на протяжении нашей жизни, они наполняются особым, трепетным смыслом.
Ведущий 2: Родина – это великая страна с великой историей. Но Родина – это и место на земле, где человек родился и рос, где он познал первые радости и неудачи, где всё ему кажется особенным и родным.
Ведущий 1: Для нас Родина – это наш Саратовский край, наш любимый город Саратов.
Ведущий 2: Находясь на перекрёстках сухопутных и водных путей, наш край издревле был многонациональным. И сейчас на его территории проживают представители разных национальностей. И если спросить: «Какой же народ является коренным в Саратовской области?»
Ведущий 1: Мы получим ответ: «Коренного населения на нашей территории нет». Все мы, живущие в Саратовской области, являемся потомками переселенцев разного времени. Но все мы живём в одном краю, любим свою землю, а значит нам нечего делить.
Ведущий 2: Все народы стремятся жить в дружбе и согласии. Ведь ничто не сближает нас так, как простое и естественное желание людей быть рядом друг с другом. Наши национальные культуры богаты и разнообразны. Наши песни и танцы никого не оставят равнодушными. Саратовская область – один из многонациональных регионов России. Здесь проживают представители 135 народов: Русские, Украинцы, Казахи, Армяне, Татары, Азербайджанцы, Чуваши, Чеченцы, Немцы, Мордва, Грузины
русский народный танец
На сцену выходят три девушки в народных костюмах. Одна держит рушник с хлебом, солью. Девушки говорят слова:
1. По обычаям российским всем поклон мы шлем вам низкий,
С добрым словом и любовью, с хлебом, солью.
2. Примите соль, примите хлеб,
Живите долго и без бед.
Пусть дом ваш будет полным,
Приветливым и хлебосольным.
3. Россия. Россия – края дорогие.
Здесь русские люди живут.
Они прославляют просторы родные.
Раздольные песни поют.
Наши песни от души.
И танцы с хороводным кругом.
Которые так хороши.
Когда звучат они для друга.
Выступление ансамбля народной песни «Радуга» МОУ «СОШ № 60»
Ведущий 2: У каждого народа есть свои традиции, национальная кухня, народные ремёсла, музыкальные инструменты. Саратовская земля богата культурными традициями. На весь мир известна саратовская гармоника – самобытный народный музыкальный инструмент, звучащий уже около 150 лет. Стараниями и опытом многих саратовских мастеров создавалась уникальная гармонь с колокольчиками с широким звуковым диапазоном, и игровыми качествами. Она использовалась как солирующий и аккомпанирующий инструмент, включалась в оркестры и ансамбли народных инструментов.
Ведущий 1: Саратовская гармоника является самой звонкой из всех существующих ныне гармошек. Звучание саратовской гармоники в сочетании с незабываемым перезвоном колокольцев на ней создает неповторимый фольклорный колорит волжских просторов. Саратовской гармонике присвоено почетное звание «Народный символ Саратовской области».
Выступление гармонистов
Ведущий 1. Интересна особенность появления на Волге украинцев. В связи с разработкой Эльтонского соляного месторождения правительство для перевозки соли от озера Эльтон до Саратова, пригласили украинцев.
Через несколько лет возникли десятки украинских слобод и хуторов. Зазвучали на земле саратовской украинские песни.
Украинская песня
Ведущий 2. Культура Украины берет свое начало со времен Киевской Руси. Она неразрывно связана с историей и жизнью украинского народа, его бытом, обрядами и праздниками. Музыкальность – одна из характерных черт украинского народа. Мелодии песен отличаются широтой и напевностью. А украинские плясовые мелодии веселы и задорны. Они никого не оставят равнодушными, ноги так и сами рвутся в пляс.
Украинский танец
Ведущий 1: Русские, казахи, татары и армяне,
Мы черные, и русые, и смуглые, и белые.
В России — на земле родной,
Живем мы все большой и дружной семьей.
Ведущий 2: В Саратовской области проживает более 2% представителей татарской национальности. В устном народном творчестве татар представлены сказки и легенды, песни, загадки, пословицы и поговорки. Распространенным жанром являлись байты – произведения, повествующие об исторических событиях, воспевающие борьбу народа с угнетателями и врагами.
Ведущий 1: Простор степей, величие природы.
В татарской песне с нежностью звучит.
Он о родных краях, о близких людях.
На песни языке нам говорит.
Звучит татарская песня.
Ведущий 1. Самобытная культура татар достойно вошла в сокровищницу мировой культуры. Её следы проявляются в традициях и языке русских, мордвы, марийцев, удмуртов, башкир, чувашей. Татары очень гостеприимны, грамотны, трудолюбивы.
Ведущий 2: Вы послушайте, ребята.
Как бубенчики поют.
В перепляс татарский, быстрый.
Всех нас кинутся, зовут.
Татарский танец
Литературный монтаж
Чтец 1
Россия, Россия…
У нее глаза,
Как небо, синие,
Добрые и ясные глаза,
У нее – судьбы моей –
России,
Брови, как над Волгою леса.
У нее душа – степей раздолье,
Чуткий, словно песня, слух.
Выйдешь
В пору жатвы в поле –
И захватит дух.
По-над ней
Шумят такие ливни,
В сполохах
Слепящих грез,
Что навек
Становишься счастливым
От ее черемух и берез.
Чтец 2.
У нее, родной,
Такие выси,
Родниковой свежести вода,
Что она тебя,
Как мать, возвысит
И в обиду никому не даст.
У нее
Такой звенящий ветер,
Что на цыпочки встают хлеба.
Вся она –
Былинкой каждой светит,
Славой своего герба!
С ней дано
любую даль осилить –
Пусть, как Млечный путь,
И далека…
Вот такой была
И есть Россия
На века!
Ведущий 1: О, народы Кавказа, вы свободны, горды. Как звучат ваши песни, как танцуете вы. И народов свободней нигде не найти. На территории Саратовской области проживают: чеченцы, армяне, азербайджанцы кабардинцы, осетины, даргинцы, ингуши, лезгины
Ведущий 2: Богата культура Кавказа. В ней с давних пор живут: и журчанье бурлящей реки и шепот гор, гордость, свобода народа.
Песня на армянском языке
Ведущий 1: Танцами народов Кавказа восхищаются во всех уголках мира. Они настолько энергичны, чувственны и красивы, что не оставляют равнодушным никого. Весь мир знаком со знаменитым танцем народов Кавказа – лезгинкой.
Ведущий 2: Танец лезгинка прогремел на весь мир в 30-е годы XX века в Лондоне на Всемирном фестивале народного танца. Тогда сам король Великобритании лично вручил золотую медаль исполнителю танца.
Чеченская «Лезгинка»
Ведущий 1: К началу 20 века на географических картах Поволжья значилось свыше 200 немецких названий, которые своим населенным пунктам дали немцы, поселившиеся в саратовских краях по приглашению императрицы Екатерины II. На территории саратовской области более 200 населенных пунктов, имеющих немецкие корни.
Ведущий 2: Мы отличаются друг от друга национальностью, привычками, одеждой, но при этом между нами много общего: мы любим своих родных, уважаем старых, заботимся о больных и беспомощных. Мы хотим, чтобы нас любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Звучит песня на немецком языке о маме
Немецкая песня
Ведущий 2: Как ручьи и ручейки, продираясь через лесные чащобы, сливаясь в речки и реки, образуя великую Волгу, так трудно и долго сплачивалась и укреплялась Российская земля. Многое видела Россия на своем веку за долгие свои столетия.
Ведущий 1: Отовсюду! Из века в век! Казалось, не было у России клочка земли, неведомой врагам. Но не знающая покоя под набатом колоколов, в зареве сигнальных огней и несчитанных пожарищ, на удивление врагам Россия подымалась перед ними все могущественней и величественней. Только великая дружба народов, объединенных одной исторической судьбой, спасала нашу страну от беды.
Песня Вместе мы большая сила
Ведущий 2: Мы разные! Мы говорим на разных языках, поём разные песни.
Ведущий 1: Но все мы равные! Мы одинаково любим землю, на которой живём, любим свой дом и своих родителей. Мы хотим видеть их счастливыми. И у нашего общего мира один цвет – цвет надежды!
Предварительный просмотр:
Всероссийский конкурс
«Учитель… Профессии прекрасней нет на свете?»
«Прометей прикованный»
Выполнила Клочкова Татьяна Юрьевна
учитель истории МОУ «СОШ №60»
Ленинского района
города Саратова
г. Саратов
2010
1
2010 год объявлен Годом Учителя. Учителю, впрочем, и так принадлежат все дни, когда он входит в класс. Дни, которые могут быть пустыми или наполненными, будни, которые вдруг окрашиваются неожиданными открытиями, долгий ряд открытий и неудач.
Все это складывается в целостности, которые обозначаются в отчетах терминами: четверть, полугодие, учебный год. За огромным ворохом бумаг остаются произнесенные и услышанные слова, а также глаза школьников – скучающие, заинтересованные, недоумевающие, понимающие.
Зачем Учитель входит в класс? В чем его предназначение? Сеятели разумного, доброго, вечного - так принято говорить об учителе. Традиционное высказывание заменило истинный смысл профессии учителя. Не хочу быть «сеятелем». Я сравниваю учителя с Прометеем. Он подарил людям огонь, научил земледелию, скотоводству, ремеслам. И был за это жестоко наказан, прикован к скале. Прометей исполнил свое предназначение и мужественно сносил наказание.
По – разному приходят в профессию, по – разному складывается судьба. Учителю, впервые входящему в класс, приходится выдержать экзамен, который можно назвать «знакомство». Дети еще не знают, кто ты и что из себя представляешь. Каждый ученик смотрит на нас своими глазами. Одних привлекает внешний вид, одежда, прическа, и очень важно, чтобы это было в полном порядке. Другие - сразу проверяют нас на строгость, где границы дозволенного. Очень важно, какие слова найдет учитель для своих учеников, как сложится их общение в будущем. От этого зависит и дальнейшая судьба в профессии. Учитель – профессия для людей мужественных, не боящихся трудностей и неудач, открытых ко всему новому. Учитель не делает карьеры, он приходит в школу учителем и остается им навсегда. Он как Прометей навечно вызван, «прикован» к доске.
Учитель постоянно живет в мире сверхзадач. Он учит детей родному языку, прививает любовь к литературе, рассказывает о строении человеческого тела. Ему очень важно, чтобы ученики запомнили правила, формулы, а еще более важно, чтобы дети научились учиться, испытывали к учебе постоянную потребность. Воспитали в себе чувство собственного достоинства, ответственности и стали людьми.
В современной школе деление на естественные и гуманитарные предметы весьма условно, все предметы должны быть гуманитарными, а
2
школа должна гуманизировать, одухотворять, вкладывать смысл в каждую развивающуюся жизнь. Совершенно ясно, что школа – это не здание, не кабинеты. Это дух, мечта, идея, которые захватывают и увлекают за собой учителей, учеников, родителей.
И в этом полете идей решающая роль принадлежит учителю, за этим он и вошел в класс, принеся с собой огонь знаний, дерзость мысли и фантазий. Учитель всем видом должен показывать свою радость от общения с детьми, неравнодушие к успехам и неудачам. Как важно удивлять своих учеников – хобби, изменением прически, стилем одежды или широкими интересами вне предмета. За этим он добровольно сам вызвал себя навечно к доске, приковал себя к ней незримыми цепями.
Труд учителя многогранен. Кроме отличного владения своим предметом, он должен совмещать в себе множество других умений и навыков. Учитель – артист. Звонок предупреждает: «Ваш выход!». И вот вы уже на сцене, в свете прожекторов 30 пар детских глаз. И эти лучи пронзают его насквозь. Но зрители и слушатели бывают невнимательны и тем более не аплодируют ему. Учитель - скульптор, но его труда никто не видит. Учитель - врач, но его пациенты редко благодарят его и далеко не всегда хотят лечиться. Учитель – альпинист, он постоянно восходит на гору, ведя за собой в одной связке своих учеников.
Бытовые хлопоты захватывают нас. А учителю надо все это оставить у порога и в класс войти с возвышенно настроенной душой. Кто не работает учителем, тому сложно представить, как это тяжело - 45 минут урока. Всем хорошо знакомо ожидание звонка за партой, но как подчас ждет звонка с урока человек, навечно вызванный к доске! Пианист в день концерта, бывает, не ест, почти не разговаривает, сосредотачивается. Хирург перед операцией долго моет руки, собирается с духом и силами. У учителя этих спасительных минут нет, он должен быть готов к уроку всегда.
Где же взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, в осознании полезности и важности своего дела, в уважении и поддержке его обществом. Очень часто мы слышим «училка». Но что же, простим этих людей. Они переросли свой страх перед учителем, но не доросли до уважения к нему. Учителя критиковать легко и безопасно. При всей своей мужественности и стойкости ему бывает трудно противостоять
3
невежеству, хамству. Будем надеяться, что, может быть, в 20, 40 или 70 лет эти люди научатся произносить это слово так, что будет дрожать голос и болеть сердце.
Пусть всем нашим детям достанутся самые лучшие учителя – хорошо знающие свой предмет, увлекающиеся, верящие в добро и человеческий разум, со строгими нравственными правилами, с глубоким уважением к мысли. Именно таким надо быть человеку, навечно вызванному и прикованному к доске, всегда готовому отвечать перед детьми, отвечающему за детей с понедельника по субботу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: Внеклассная работа учителя - одно из условий социализации учащихся.
В статье анализируется деятельность Отделения Дополнительного Образования детей. Представлен опыт работы с детьми группы риска. Важную роль в социализации учащихся играет учитель. Внеклассная работа к...
Создание и развитие книжной культуры в системе классной и внеклассной работы учителя-словесника
Размышления об актуальности создания и развития книжной культуры школьников как важнейшей миссии учителя...
сценарии праздников, мероприятий
Как организовать незабываемый праздник, сделать так, чтобы всем было весело? Здесь Вам предлагаются сценарии различных праздников, которые помогут вам незабываемо ярко и красочно провести любое меропр...
"С большой буквы Учитель!" - сценарий праздника день учителя
В сценарий праздника входит - поздравление учителей, посвящение в первоклассники, итоги школьного конкурса "Открытка ко дню учителя"...
День Учителя (сценарий праздника и конкурса "Самый классный классный")
В этом сценарии вы найдете увлекательные конкурсы для учителей....
"Спасибо Вам, учителя!" сценарий праздника, посвященного дню учителя
Мероприятие построено в форме вечера-воспоминания. Сопровождается презентацией "Детские и школьные годы наших учителей" Для учителей в подарок: песни, стихи, танцы, сценки....