Деловая игра "По ту сторону экрана"
учебно-методический материал (9, 10, 11 класс)
Деловая игра, проведенная в рамках профориентационной работы, позволяет развивать уровень медиакомпетентности учащихся, включающей в себя совокупность знаний и умений, способствующих адекватному выбору, критическому анализу и оценке медиатекстов; содействие успешному профессиональному выбору.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_po_tu_storonu_ekrana.docx | 43.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация города Дзержинска Нижегородской области
департамент образования
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Станция юных техников»
(МБУ ДО «Станция юных техников», МБУ ДО СЮТ)
Деловая игра
«По ту сторону экрана»
Автор-составитель:
педагог
дополнительного образования
Коноплева Милия Сергеевна
г. Дзержинск
2024 г.
- Пояснительная записка
Целевая группа: учащиеся 15-18 лет.
Количество участников: 12-14 человек.
Цель: развитие медиакомпетентности учащихся, включающей в себя совокупность знаний и умений, способствующих адекватному выбору, критическому анализу и оценке медиатекстов; содействие успешному профессиональному выбору.
Задачи:
- Расширить представления учащихся о негативном воздействии
медиатекстов на сознание и волю человека;
- Содействовать активизации интереса учащихся к профессиональной
деятельности в мире медиа;
- Развивать умение анализировать медиатексты, навыки
полноценного восприятия медиатекстов;
- Способствовать применению учащимися полученных знаний,
умений в совместной творческой деятельности.
Перечень оборудования и оформления:
- помещение: актовый зал
- стулья
- технические средства: компьютер, мультимедийный проектор,
мультимедийная презентация
- инструменты и материалы: ручки, бланки чистых листов для работы в подгруппах, планшетки, карточки для упражнений, синий и красный фломастеры, три плаката со словами «В некоторых случаях», «В большинстве случаев», «Всегда» на каждую подгруппу.
- музыкальное сопровождение
Сценарий игры
«По ту сторону экрана»
- Введение
Добрый день, друзья! Сегодня я предлагаю вам принять участие в деловой игре «По ту сторону экрана». Деловая игра – это воспроизведение некой реальной ситуации, имитация деятельности людей разных профессий. Сегодня вы попробуете себя в роли медиапсихологов и медиапедагогов и, других медийных деятелей. Как вы думаете, что это за профессии?
Медиапсихолог изучает влияние средств масс-медиа на личность человека, его поведение. К масс-медиа относятся пресса, кино, телевидение, реклама, Интернет, радио и пр. Основная задача медипсихолога состоит в разработке программ защиты от негативного влияния медиатехнологий. Медиапедагог обучает людей ориентироваться в мире СМИ, развивает умения и навыки при общении с масс-медиа.
Представьте, что сейчас вы будете проходить обучение по медиапсихологии, вам будут предложены некоторые материалы, приемы. А вскоре после «обучения», когда вы станете профессионалами своего дела, вам необходимо будет разработать проект для учащихся, в котором вы расскажете им о влиянии масс-медиа на человека.
- Подготовительный этап
- Упражнение «Приветствие»
Давайте для начала поприветствуем друг друга. Вы будете
двигаться по залу. И вам нужно поздороваться с каждым участником, при этом пожать друг другу руку и сказать «Привет!». Итак, мы начинаем!
Обсуждение: Удалось со всеми поздороваться? Что чувствуете?
- Упражнение «Пойми меня»
Проведем небольшую разминку. (Участники сидят на стульях, стулья в кругу спинками друг к другу). Эта разминка для людей с творческим мышлением, т.е. именно для вас! Я раздам вам карточки, что на них написано, никому нельзя показывать. Думаю, что вы прекрасно ориентируетесь в мире СМИ. И это упражнение будет для вас достаточно легким. На карточках записаны названия некоторых предметов или явлений, которые имеют отношение к миру СМИ. Ваша задача по очереди описать своими словами предмет с карточки, не называя его. Если вы догадались, о чем идет речь, поднимите руку.
Карточки:
- социальные сети
- новости
- видеокамера
- телеведущий
- сериал
- клип
- журнал
- радио
- блогер
- режиссер
Обсуждение: Какие эмоции, чувства испытываете? Что показалось вам сложным? Что позволило вам догадаться, о чем шла речь?
- Упражнение «Как вы думаете?»
Ребята, предлагаю объединиться вам в три группы. Рассчитайтесь на
«яблоки», «груши», «бананы». Итак, обратите внимание на плакаты, на которых записаны следующие слова: «В некоторых случаях», «В большинстве случаев», «Всегда». Каждой группе я раздам карточки с утверждениями, одинаковыми для всех. Ваша задача разложить эти карточки по плакатам.
Утверждения:
- медиатексты только развлекают, не влияя на образ мыслей и поведение людей
- просматривая произведения медиа (фильмы, клипы), человек эмоционально заражается теми эмоциями, которыми наполнено произведение
- человек воспринимает любые медиа так, как это надо создателю медиа
- люди тщательно анализируют то, что они видят и слышат из мира медиа
- мир медиа всего лишь показывает нам то, что происходит в мире Обсуждение: Участники обсуждают, где должна находиться каждая карточка. Если нет определенного решения, группе необходимо будет найти компромисс.
Мы вернемся к этим утверждениям чуть позже, а пока продолжим!
- Основной этап
Ребята, в начале занятия я говорила вам про «обучение». Оно будет
состоять из двух частей. В первой мы рассмотрим с вами такой процесс, как «восприятие» медиа, т.е., как мы воспринимаем медиа, какое впечатление мы получаем от них, какие эмоции они вызывают у нас. Во второй части мы будем рассматривать процесс «анализа» медиа, т.е. как мы должны анализировать те или иные виды медиа (пресса, телевидение, кинематограф, радио, интернет и др.).
- Упражнение «4 кадра»
Итак, мы смотрим то, что нам предлагают. Мы не можем воспротивиться тому, что предлагают нам авторы медиа, заражаемся теми эмоциями, которые они предлагает нам в своих произведениях.
Воспринимать экранную реальность — значит, сопереживать героям (огорчаться, плакать, смеяться, возмущаться, грустить). Вопрос в том, какие цели преследует автор, производя тот или иной продукт медиа?
В мире кино есть такой закон, который раскрыл режиссер и теоретик кино С.М. Эйзенштейн, который выражается в формуле 1+1=3. Содержание первого кадра (1) плюс содержание второго (1) рождает третье значение (3), т.е. происходит обобщение двух предыдущих кадров, но не экране, а в сознании зрителя. И какие кадры покажет нам автор, так мы и будем воспринимать его произведение.
Давайте попробуем сейчас с вами побывать в роли медийных авторов, целью которых является вызов определенных эмоций у зрителя. Т.е. создадим фильм из нескольких кадров. На листочке запишите 4 кадра в последовательности, которые раскрыли бы зрителю чувства одиночества, тоски.
Участники записывают. По завершении желающие зачитывают свои «фильмы».
Пример одного «фильма»:
1 кадр – Затемненная комната, тусклый свет едва освещает её
2 кадр – За окном идет дождь, его крупные капли стучат по карнизу
3 кадр – На полу лежит телефон с разбитым экраном
4 кадр – На кровати сидит девушка, уткнувшись головой в колени
Обсуждение: Ребята, как мы смогли понять, «прочитать» то эмоциональное состояние, которое хотел передать нам автор? Ответы участников (кадры имеют между собой связь, последующий кадр дополняет предыдущий).
Выводы: Да, действительно так. Ведь если бы нам показали только первый кадр, то вряд ли бы мы что-то смогли воспринять из него, или даже второй. А так, обобщая все кадры, мы с вами могли понять, насколько этой девушке плохо, что у нее что-то произошло очень неприятное, скорее всего неприятный разговор, потому что разбит телефон. Таким образом, мы с вами не только увидели «событие», «сюжет», данного фильма, но и почувствовали его эмоциональную составляющую. Как вы думаете, зачем необходимо анализировать медиа?
Ответы участников: Чтобы понять, какое качество у того или иного медиа, т.к. воздействие может быть отрицательным.
- Упражнение «Оценка качества»
Да, верно. Сейчас вы попробуете оценить, какое воздействие на нас
производят масс-медиа. Для этого вспомните любой фильм, который вы смотрели. Оцените, какое воздействие фильм оказал на вас с помощью качеств, которые представлены в таблице. При необходимости вы можете указать качества, которых нет в таблице.
По завершении задания участники зачитывают свои варианты.
Позитивная оценка медиа | Негативная оценка медиа | Неоднозначная оценка медиа |
Развивающий | Тревожный | Ошеломляющий |
Спокойный | Утомляющий | Интригующий |
Воодушевленный | Отчужденный | Удивленный |
Восторженный | Пугающий | Завораживающий |
Увлекательный | Угнетающий | Запутанный |
Веселый | Навязчивый | Настораживающий |
Радостный | Разрушающий | Сомнительный |
Умиротворенный | Беспокойный | Возмутительный |
Обсуждение: Какое воздействие медиа оказало на вас наиболее всего?
Вывод: Любой медиатекст мы воспринимаем более всего именно эмоционально, т.е. какое настроение возникает у нас во время и после просмотра, проще говоря, смеемся мы или плачем. От этого будет зависеть наша оценка медиатекста: понравится он нам или нет. Т.е. восприятие — это поверхностная оценка качества медиапродукта.
- Упражнение «Что скрывает фильм»
Воспринимая любой медиатекст (фильм, реклама, телепередача), мы обращаем внимание на его внешнее содержание, т.е. причины и следствия сюжета, события. Анализ включает в себя более глубокое осмысление масс-медиа, видение скрытых и ускользающих моментов, который «укрыл» от нас автор. Давайте возьмем за основу тот фильм, который вы разбирали в предыдущем упражнении и попробуйте проанализировать его, используя следующие критерии:
- какая сцена наиболее всего произвела на вас впечатление
- как вы думаете, какую цель преследовал автор, создавая это фильм
- на какую аудиторию рассчитан фильм и как вы это поняли, по каким признакам, ощущениям
- какие ценности несет в себе этот фильм
Обсуждение: Были ли сложности при выполнении этого упражнения? Какие? Часто ли вам приходилось отвечать на эти вопросы самому себе при просмотре медиатекстов? Почему? Как вы думаете?
- Упражнение «По ту сторону экрана»
Ребята, как мы с вами понимаем, авторы при производстве медиа могут преследовать разные цели. К сожалению, не всегда эти цели носят положительный характер. Сейчас вы попробуете себя в роли медийных авторов, которым нужно разработать небольшой видеоролик.
Для этого вам надо объединиться в две группы. Первая группа будет разрабатывать видеоролик, преследуя положительные, созидающие цели. Т.е. вам не особо важно, сколько вы заработаете, для вас имеют смысл именно добрые мотивы и цели. Для вас важно благополучие других людей.
Вторая группа будет стремиться к тому, чтобы заработать как можно больше денег. Вам не важно, какие ценности будет нести ваш видеоролик, какое воздействие он будет иметь на зрителей. Главное для вас – это реализовать свои цели. После того, как вы разработаете план видеоролика, вам нужно будет его презентовать в виде минисценки продолжительностью не более 5-7 мин.
Для плана вам предлагается примерный перечень:
- Определите проблему, вопрос, который волнует вас (т.е. о чем именно вы будете говорить и что показывать)
- Определите цели, которые вы преследуете, (чего вы хотите добиться, презентуя свой ролик обществу)
- Определите аудиторию, для которой будет сниматься этот ролик (возраст, социальное положение, интересы)
4. Опишите результат, который вы планируете достичь с помощью этого ролика
По завершении подготовки сценки, участники групп поочередно показывают их. После ребята рассказывают о том, какие ценности хотели донести до зрителей, для какой аудитории был снят этот ролик и др.
Обсуждение: какие возникли трудности при разработке плана, подготовке сценки? Как вы думаете, вам удалось достичь целей, которые вы ставили перед собой при производстве этого видеоролика?
- Разминка «Передать по кругу»
Проведем небольшую разминку. Предлагаю встать в круг. Сейчас в одну
сторону я передам красный фломастер. Его надо будет передавать через одного. Давайте потренируемся. А теперь в другую сторону надо будет передавать синий фломастер каждому. Будьте внимательны. Два фломастера передаются по кругу в противоположных направлениях. Ведущий несколько раз меняет условия передачи фломастеров и направление движения.
- Упражнение «Создаем проект»
Ребята, вы прошли обучение по медиаобразованию и являетесь дипломированными специалистами в области медиапсихологии. Вам предстоит разработать масштабный проект, целью которого будет донесение до молодой зрительской аудитории то, что медиа могут влиять на умы людей, на их настроение и поведение. В проекте вы расскажете другим участникам о том, как противостоять негативному влиянию СМИ. Для разработки проекта вы объединитесь в три группы. Каждая группа будет выполнять свое задание.
Существует стратегия Уолта Диснея, которая включает в себя 3 позиции: «Мечтатели», «Реалисты», «Критики».
№ 1 Мечтатель – Создает идеи и цели проекта. Вопросы, которые решает: Чего ты хочешь? Представь, что возможно все, твоя идея точно реализуется – что это будет?
№ 2 Реалист – Придает идеям проекта конкретную форму. Вопросы, которые решает: Как вы станете добиваться этой цели? Задача реалиста – рассказать этапы воплощения идеи, давая каждому из них конкретные сроки.
№ 3 Критик – Фильтрует и очищает идеи. Вопросы, которые решает: Почему? Описывает, что будет делать, если возникнут проблемы.
Итак, деятельности по осуществлению разработки проекта будет происходить в форме карусели. «Мечтатели» в течение 4-5 минут записывают все свои идеи, мечты, замыслы, т.е. каким хотят они видеть этот проект. Затем «мечтатели» «идут» к «реалистам» и рассказывают им все идеи, которые придумали. После «реалисты» на основе идей «мечтателей» решают, как реализовать эти идеи наилучшим способом. По завершении данного этапа, «реалисты» «направляются» к «критикам». «Критики» задаются вопросом «А что, если?», т.е. ищут подводные камни в реализации проекта. После этого «критики» «переходят» к «реалистам», и те уже описывают, что можно сделать с возникающими проблемами, какие изменения можно внести в план реализации проекта.
По завершении все участники объединяются и приходят к единому выводу, презентуют свой проект.
Обсуждение: Понравилось ли вам это упражнение? Какие были трудности? Удалось ли вам договориться друг с другом? Что вам помогало при выполнении этого упражнения?
III. Заключительный этап
- Рефлексия
Ребята, предлагаю вам вернуться к плакатам, с которых мы обращались ранее. (Упражнение 3 «Как вы думаете?». Возможно, по мере пройденного сегодня, у вас возникла необходимость переместить свои карточки. Давайте сравним результаты всех групп.
Обсуждение: Обсуждаются спорные моменты.
- Обратная связь
Ребята, теперь мы с вами возвращаемся в наш кабинет, вы
обычные учащиеся, не медиапсихологи, не медиапедагоги. Сегодня вы получили много информации. Давайте сейчас каждый кратко скажет, что же он узнал нового и что приобрел. Может, он раскрыл в себе какие-то новые качества, может быть, появились какие-то идеи, пожелания.
Участники проговаривают свои впечатления от игры.
- Завершение
Ребята, надеюсь, что вам было интересно сегодня. Думаю, что сегодняшняя игра поможет вам в успешном профессиональном самоопределении. Желаю успехов! Всего добр
Список источников:
- Усов Ю.Н. В мире экранных искусств. Книга для старшеклассников/ по
результатам работы мастерской киноведов-педагогов средней школы-кинолицея №1057 г. Москва. 1995 г.
- Смирнов В.М. Коповой А.С. Психология медиа-безопасности. Учебное
пособие. Саратов, 2012 г.
- Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке
и в системе подготовки учителя. Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург, 2018 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
У голубого экрана
Сценарий праздника 8 Марта для старшего дошкольного возраста...
Сценарий лекции-концерта "Звучала музыка с экрана"
Звучала музыка с экранаЦели мероприятия:Образовательная:-Знакомство с историей зарождения и развития кинематографа, с музыкой, сопровождавшей киноленты.Развивающие:- Развитие эстетического вкуса- Разв...
ОРИЕНТАЦИОННЫЙ (межпредметный) курс "Тайны небесного экрана"
ОРИЕНТАЦИОННЫЙ (межпредметный) курс "Тайны небесного экрана"...
Занятие предпрофильного курса "Деловому человеку - деловая речь" "Применение официально-делового стиля на практике. Деловые бумаги личного характера" 9 класс
Наше время требует грамотных деловых людей, хороших специалистов. Как применять официально-деловой стиль на практике, в жизни? Какие деловые бумаги личного характера необходимы современному человеку? ...
Материалы для разговоры о важном 16 октября 2023 тема по ту сторону экрана 115 лет кино в России
Официальные материалы для классного часа "Разговоры о важном" 16 октября 2023 год тема внеурочного занятия по ту сторону экрана 115 лет кино в России для 1-2 класса, 3-4 класса, 5-7 класса, ...
«По ту сторону экрана. 115 лет кино в России». Просмотр и анализ фильма "Чучело". Провела Моисеева Т.А.
16 октября 2023 года исполнилось 115 лет кино в России. В этот день учащиеся первого курса отделения "Автозаводская" Московского технологического коллежа вместе с преподавателем Моисее...