Кинозанятие "Путешествие Нильса с дикими гусями или наша история с открытым финалом".
план-конспект занятия (5 класс)
Это занятие использует кино (мультфильм) в разных качествах: иллюстративном, восстанавливающем сюжет сказки Сельмы Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», и креативном, выводящем мышление учащихся в творческую и психологическую сферу рождения новых идей. Разработано для программы внеурочной деятельности «Школьная медиа лаборатория»
(автор Иванова О. А.).
(https://spbappo.ru/wp-content/uploads/2018/05/7._5...).
Цель занятия: сформировать представление обучающихся о роли сюжетной истории не в жизни отдельно взятого человека, а группы людей.
Задачи:
• развивать описательную и вопросительную речь посредством моментального подбора отдельных слов (частей речи) в продолжение общей мысли;
• развивать понимание и принятия себя не в сравнении с другими, а в моментальной самооценке в формате кинозанятия (мультзанятия);
• развивать перенос и удержание общего внимания на себе и нахождение эмоционального и телесного момента фиксации действенной «подачи» себя;
• развивать умение в театральном круге сказать о себе – о сиюминутном настроении, хобби;
• развивать умение продолжить предложение, начатое другим, мысленно прокладывая множественность вариантов продолжения истории и оценке одного из них с позиции "о себе" или "о других".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kinozanyatie_o_nilse.docx | 21.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Кинозанятие по зарубежным сказкам.
Тема. Путешествие Нильса с дикими гусями или наша история с открытым финалом.
Это занятие использует кино (мультфильм) в разных качествах: иллюстративном, восстанавливающем сюжет сказки Сельмы Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», и креативном, выводящем мышление учащихся в творческую и психологическую сферу рождения новых идей. Разработано для программы внеурочной деятельности «Школьная медиа лаборатория» (автор Иванова О. А.).
(https://spbappo.ru/wp-content/uploads/2018/05/5_shkol_medialab.pdf ).
Цель занятия: сформировать представление обучающихся о роли сюжетной истории не в жизни отдельно взятого человека, а группы людей.
Задачи:
• развивать описательную и вопросительную речь посредством моментального подбора отдельных слов (частей речи) в продолжение общей мысли;
• развивать понимание и принятия себя не в сравнении с другими, а в моментальной самооценке в формате кинозанятия (мультзанятия);
• развивать перенос и удержание общего внимания на себе и нахождение эмоционального и телесного момента фиксации действенной «подачи» себя;
• развивать умение в театральном круге сказать о себе – о сиюминутном настроении, хобби;
• развивать умение продолжить предложение, начатое другим, мысленно прокладывая множественность вариантов продолжения истории и оценке одного из них с позиции "о себе" или "о других".
Ход кинозанятия.
Часть первая. Истории, в которой мы герои.
Как создать историю о себе? Предлагаем расположить участников в круге для рассказа.
Упражнение «О себе по кругу – групповой портрет». Ритмичное имя по кругу – каждый участник называет свое имя, затем прилагательное о себе, затем глагол о себе. Предложение о себе по кругу, каждый произносит одно слово из трех, ранее произносимых. Руководитель группы обобщает всё действие словами, что такое построение описания характеризует нас уже не как отдельного человека, а всех вместе, мы создали наш групповой портрет.
Упражнение "Приветствие в парах". Скажем друг другу слова приветствия, поздороваемся. Группа разбивается на пары и встает в два круга – один внутри другого, лицом к друг другу, затем приветствуют друг друга жестом рук – пожмите руку, протяните на мизинцах, помашите ладонью вверх-вниз, слева-направо и далее по количеству переходов сменяются приветственные жесты. Затем по сигналу пары меняются. Один из партнеров в каждой паре переходит в следующую пару, по часовой стрелке к следующему, затем через одного, через двух, и приветствие продолжается с новым партнером. (Вариативность упражнения, ввод сюжета. Чтобы разнообразить приветствие можно проиграть различные ситуации и роли, например, Вы встретили неожиданно давнего-давнего–друга, Вы приходите к учителю, встречаетесь с работником метро, с человеком почтенного возраста, с ребенком, встречаетесь в деревне, с неизвестным вам человеком).
Упражнение «Имена, факты»
Участники свободно ходят по комнате и жмут руки каждому встречному члену группы. При каждом рукопожатии участники должны представиться и обменяться каким-то фактом о себе (сообщение о себе должно быть коротким). Задача – запомнить качество характера человека.
Упражнение "Твое лучшее качество"
Все члены группы, свободно передвигаясь по комнате, должны подходить друг к другу и обмениваться комплиментами, т.е. подчеркивать лучшие качества каждого, говорите те, которые вы видите в нем и цените больше всего.
Упражнение "Мы похожи?"
Участники беспорядочно ходят по комнате и говорят каждому встречающемуся по 2 фразы, начинающиеся со слов: - Ты похож на меня тем, что... - Я отличаюсь от тебя тем, что... По окончании проводится обсуждение, обращается внимание на то, что было легко и что было трудно делать, какие были открытия. В итоге делается вывод о том, что все мы, в сущности, похожи и в то же время разные, но мы имеем право на эти отличия, и никто не может нас заставить быть другими.
Упражнение «Образуем круг».
Ведущий: «Мы все очень разные. Интересуемся разными вещами, увлекаемся различными хобби. Но все-таки между нами есть сходства. Следующее упражнение поможет некоторым участникам открыться по-новому и, в свою очередь, узнать что-то новое неожиданное о других».
В начале упражнения необходимо выбрать одного добровольца. Доброволец выходит в центр круга и говорит: «Я люблю кошек», например. Фразу можно заменить, например, «Я увлекаюсь…». Тот человек, который разделяет его интересы, подходит к нему и берет его за руку. И в свою очередь говорит: «Я люблю…». И таким образом образуется цепочка. В конце последний участник берет за руку первого и круг замыкается.
Руководитель предлагает перенести главную информацию о нас, создателях группового портрета, на доску, в столбик, и зафиксировать ее в коротких словах и предложениях, включая индивидуальные характеристики, относящие к конкретным именам.
Ключевой вопрос, на который всем участникам предлагается ответить после перевода вербальной информации в невербальную (после составления словесного портрета): как вы думаете, почему портрет получился со знаком +? Почему мы всегда представляем себя другим с хорошей стороны? Кому же доверяем личные недовольства собой? Кто может нам публично указать на то, что человеку есть куда стремиться в совершенствовании себя? Такую роль берет на себя искусство: с помощью художественных образов, опосредованно и как бы не о нас самих, рассказывает нам именно о каждом из нас, в герое экрана – и положительном и отрицательном мы видим себя, «примериваем» роли, принимаем их или отказываемся от такого поведения и поступков.
Посмотрим мультипликационную характеристику героя детского мультфильма о Нильсе и его путешествии, звучащую из его уст.
Показать самое начало мультфильма – фрагмент, обрисовывающий характер.
Зафиксируем рассуждение о первоначальном образе главного героя на доску во второй столбик, портрет выдуманного героя рядом с нашим.
Меняется ли герой на протяжении всей сказки? Вспомним, кто и что его меняет, в каких обстоятельства он проявляет себя? Попросить рассказать дальше обо всех Приключениях Нильса, но…если Вы не помните сюжет в повествовании, замените свой участок рассказа вопросами.
Например, вы меня просите рассказать о Нильсе, мультипликационный портрет которого мы сейчас увидели, а я не помню всех деталей его внешности и еще не определила всех черт характера, тогда выстраиваю свою речь таким образом: Нильс, это герой сказки. Вы спрашиваете меня про его портрет? Но что такое портрет? Это цвета его костюма? Это его прическа? Или его разговор с другими персонажами сказки?
Далее я передаю право голоса следующему игроку, который в свою очередь либо рассказывает, что же дальше произошло с Нильсом, либо задает вопросы по сюжету дальше.
С подростками используем готовые заранее фрагменты мультфильма, обсуждаем качества, а затем можно переходить в цепочку с вопросами.
Часть вторая. Новая версия старой истории.
Предлагаю восстановить очередность некоторых приключений сказки о Нильсе с дикими гусями.
Вы разбейтесь на группы по 3 человека (например, 5,10 групп) и создайте кадр сюжета по фрагменту текста, который выберите из предложенных приключений. Проиграем действия главных героев, используя только одну фразу для каждого героя. Очередность импровизированных выступлений определяет сюжет сказки.
Обсудите, какие действия вы совершите в передаче текста.
Перечислим приключения Нильса, но указывая самое важное – каждая группа предлагает свой вариант:
Нильс и крысы – не разрушайте город (приключение – вывод).
От каждой группы одна фраза.
Самая важная информация о главном герое сказки, сейчас представляемой?
Запишем на доске другие характеристики героя, изменившегося (третий столбик), проявившего лучшие свои качества в приключениях, которые приготовил ему автор.
Дополнительно, вариативно. Восстановим очередность перипетий, испытавших героя, посмотрев фрагменты мультфильма Заколдованный мальчик (1955), СССР, режиссеры: Владимир Полковников, Александра Снежко-Блоцкая и другие.
Что может менять нас? Расскажем историю о себе:
Упражнение дострой историю. Начинается со слов «А я …стул, а я спинка стула…а я ручка от чайника…Я беру ручку от чайника…» Я спинка стула и т.д.
Часть третья. Микст и микс.
Как вы думаете, что получится, если соединить две истории вместе?
Выберем все фразы, записанные на доске, и составим историю о себе. Какую роль в нашей истории будет играть история сказочного героя?
Произнесем все слова под метр, под мерный стук наших рук будем укладывать предложения по-разному ритмически произносимые. Теперь эту историю уложим под музыкальное сопровождение (рэп аккомпанемент).
Как вы думаете, у истории должен быть конец? Что может быть завершением истории? Какие важные нравственные истины или быть может сиюминутные ощущения сегодня выносятся на экран и сцену?
Упражнение «Предложение по кругу». Расскажите нашу историю по одному слову каждый, составляя предложения. Будет конец нашей сегодняшней истории? Так состоится открытый финал занятия, в котором только участники группы решат и предложат вариант нашей истории, в которой как в произведениях искусства, достойно прозвучит конец, транслируемый как важный для многих, для всех.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Язык — это наша история
Язык — это наша история (Поговорим о доброте)...
"Героические страницы нашей истории" викторина для 7-11 классов по истории
"История не безупречна, но упрекать ее бесполезно. а вот изучать необходимо" В.Ключевской. Вопросы викторины можно использовать как на уроке, так и во внеурочных мероприятиях....
Внеклассное мероприятие «Экскурсия в нашу историю» (6 - 8 класс)
В ходе классного часа ученики совершают экскурсию в историю России (1941-1945г.) на поезде Памяти, посещая следующие станции: Знаменательная, Почтовая, Ленинградская, Памятная. Цель классного часа: пр...
Учебно-исследовательская работа "В наших фамилиях наша история"
"Что означает моя фамилия? Откуда она произошла?" Оказывается, ответить на этот вопрос помогает нам наука антропонимика, которая занимается изучением личных имен, отчеств и фамилий....
Презентация - Дикий Запад Северной Америки. История. 7 класс.
В этой презентации говорится об освоении Северной Америки европейцами в17 веке. Описаны трудности, опасности, занятия первопоселенцев из Европы....
Что помогает человеку стать человеком. Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»”. Охрана природы.
Цели. p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 10.0px 0.0px; font: 14.0px \'Times New Roman\'; -webkit-text-stroke: #000000} li.li2 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0.0px; text-align: justify; font: 16.0px \'Times New Ro...
« Награды России – особые и выразительные памятники нашей истории» (Из истории государственных наград России)
Исследовательская работа на научно-практическую конференцию обучающихся общеобразовательных школ Киреевского района Тульской области...