Инновационные подходы в организации воспитательной работе по предмету /труд/ технология/.
учебно-методический материал (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Прохватилова Ольга Валентиновна

«Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок.»

 

В. Сухомлинский.

 

       Одна из профессиональных компетенций учителя  связана не только с умением правильно построить образовательный процесс, но правильно организовать воспитательную работу, которая неразрывна с процессом обучения.

       Давайте признаемся, что каждый из нас мечтает, чтобы ученики с интересом и желанием    занимались на уроках, во внеурочной деятельности и дома. 

     Одним из инновационных подходов в орагнизации воспитательной работы является КВЕСТ.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Инновационные подходы в организации

воспитательной работы по предмету»

/из опыта работы/

         

Прохватилова О.В., учитель технологии

МКОУ СШ № 10                                                              г. Михайловка Волгоградской    области

                                       

«Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок.»

В. Сухомлинский.

       Одна из профессиональных компетенций учителя  связана не только с умением правильно построить образовательный процесс, но правильно организовать воспитательную работу, которая неразрывна с процессом обучения.

       Давайте признаемся, что каждый из нас мечтает, чтобы ученики с интересом и желанием                          занимались на уроках, во внеурочной деятельности и дома.

       Но как сделать обучение более разнообразным и вызывающим интерес у обучающегося?  Ведь ещё Я. А. Коменский в «Великой дидактике» (1638)                           ставил проблему: «Каким образом поставить дело так, чтобы при одной работе выполнялось двойное или тройное дело» и давал такой вариант её решения: «Серьёзное вместе с развлечением… Если для отдыха ума разрешаются юношеству и придумываются такие игры, которые наглядно представляли бы важные стороны жизни и этим уже формировали бы у юношества некоторые склонности к этим сторонам жизни».

       Современные требования к учителю школы таковы, что он  не дает знания в готовом виде, а только помогает обучающемся добывать знания собственными усилиями.  

       В современных условиях изменившиеся приоритеты образования требуют обновления технологий, посредством слияния различных форм и методов, быстрому доступу к информации, применения Интернет-ресурсов и интерактивного взаимодействия обучающихся.

       В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Есть множество определений понятия «педагогическая технология». Мы изберем следующее: это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Сегодня насчитывается больше сотни  образовательных технологий.

         Педагогическая технология — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.

        Педагогический процесс на основе педагогических технологий должен гарантировать достижение поставленных целей. Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.

    Педагогические технологии – это сложные системы приёмов и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными целями, концептуально взаимосвязанными между собой задачами и содержанием, формами и методами организации учебно-воспитательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для развития учащихся.

Воспитательная технология - это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.

       Одной из таких новейших технологий можно назвать технологию «квест». Образовательный квест – это интегрированная технология, которая сочетает в себе идеи проектного метода, проблемного и игрового обучения, взаимодействия в команде и ИКТ. Включает в себя  целенаправленный поиск при выполнении главного проблемного и череды вспомогательных заданий с приключениями или  игрой с определённой сюжетной линией.  Как любая игра, квест несет в себе познавательную, развивающую, развлекающую функции.   Это технология, в которой процесс поиска становится формой организации познания мира: обучающиеся в процессе поиска открывают и приобретают новые знания, способы деятельности, учатся быстро решать возникающие проблемы. Как любая игра, квест несет в себе познавательную, развивающую, развлекающую функции.  

      Слово «квест» произошло от англ. Quest – «поиск, искомый предмет, поиск приключений», имеет значение поиска с определенной целью. Данное понятие пришло к нам из мира компьютерных игр.

     Квест может быть как формой проведения учебного занятия, так и применяться во внеурочной деятельности, может быть направлен на приобретение новых знаний по предмету, или обобщение уже имеющихся у обучающихся знаний и помочь их практическому применению. Такая форма проведения занятия однозначно способствует развитию познавательного интереса.

      В основу данного опыта, которым я хочу поделиться, легла идея, что наполнение квест-игры духовно-нравственным содержанием, связанным с представлениями о традициях и обычаях нашего народа, малой Родине, социокультурных ценностях, предоставляет большие возможности и детям, и взрослым почувствовать свою сопричастность с историей и реалиями своей Родины. А слово «Сталинград» для нас символ непобедимости, вечной жизни и победы над злом.

       В 2021 году с 01 по 05 февраля 2021 г. Волгоградское региональное отделение Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы пригласило принять участие во Всероссийском  историческом  квесте  «Сталинградская битва». На совместном заседании администрации школы, совета школы и актива волонтёрского отряда были определены время, место и  возраст участников квеста.  Была проведена  предварительная работа для команд: собрать фотографии и воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны, которые участвовали в Сталинградской битве. В ходе работы по разработке квеста  нужно было продумать организационную составляющую, интересный сюжет и легенду, задания и критерии оценки, чтобы вовлечь обучающихся в активную работу. Акция была поведена среди 7 – классов.  Каждая команда должна продумать девиз и эмблему, быть в единой форме. Первый этаж школы был полностью подготовлен  для прохождения квеста. По количеству станций – 6 кабинетов с подготовленным инструментарием, фотографиями участников Сталинградской битвы и реквизиты.

    Команду встречал волонтёр с приветственным словом:

- 2021 год. На протяжении последних лет зарубежными СМИ происходят активное переписывание и подмена истинных фактов нашей истории.

Согласно их гипотезе история, которую мы изучаем в школе, не соответствует действительности. Перед участниками квеста стоит задача – примерив на себя роль русских журналистов, собрать истинные истории и факты нашей истории от первоисточников – ветеранов Великой Отечественной войны - и донести их до окружающих, тем самым предотвратить распространение ложных фактов.      Все вместе мы не дадим переписать нашу Историю!

      Волонтёр перед стартом командиру команды выдавал маршрутный лист с указанием последовательности прохождения станций. Далее участники начинают движение по ним строго в соответствии с полученным маршрутом.

      Прибыв на станцию, участников встречали 2 волонтёра /они же и трекеры/, которые рассказывали о ключевом событии, фрагмент из воспоминания участника Сталинградской битвы, знакомили с сутью заданий.

1 станция

Тимощенко Анна Мироновна

2 станция

Туров Владимир Семенович

3 станция

Матюшечкина Валентина Ивановна

 4 станция

Гайдамакина Мария Павловна

5 станция

Араканцев Виктор Андреевич

6 станция

Девятаев Михаил Петрович  

      При прохождении заданий трекер на станции строго следит за временем.

      Тайминг таков: 1-2 минуты – приветственное общение с командой и обсуждение исторической справки, 10 минут – выполнение задания, 1-2 минуты – подведение итогов и возвращение станции в стартовый вид.

      После выполнения командой задания трекер начисляет баллы и выставляет их в маршрутный лист.

      Квест заканчивается по прохождении всеми командами всех станций.

      Подсчет баллов происходил следующим образом.

      За выполнение задания команда могла заработать от 0 до 10 баллов. Общее количество баллов на финише определялось путём суммирования полученных на каждой станции баллов.

      Победителем стала команда7 «В» класса, давшая правильный ответ на итоговое задание и набравшая наибольшее количество баллов.

      При использовании образовательного квеста, как средства стимулирования познавательной деятельности возможностями игровой деятельности, обучающиеся ведут поиск оригинальных решений.

      Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым. Реализовать разработанные квест-игры в духовно-нравственном воспитании детей может любое образовательное учреждение, это не требует серьезных вложений. Использование квест – технологий в работе с детьми показало, насколько эффективнее может строиться образовательный процесс. Ведь грамотно выстроенный квест является не только способом развлечения и приятного времяпрепровождения, но и несёт реальную практическую пользу ребёнку.     Помимо конкретной задачи, которую ребёнок решает, проходя испытания, квест в значительной степени способствует тренировке и развитию многих личностных качеств: инициативность, спокойствие, терпимость, лидерские задатки, общение со всеми членами команды, ведь если диалога не будет, то игра обречена на провал. Благодаря этой форме работы, у детей появилось желание узнавать свой край, свою историю, своих предков, а это самое главное для нас, педагогов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1.Ананьев, Б. Г. Познавательные потребности и интересы [Текст] / Б. Г. Ананьев. – Санкт-Петербург: Питер, 2004. – 254 с.

2. Беликов, В. А. Дидактика учебно-познавательной деятельности [Текст]: монография / В. А. Беликов. – Москва: Издательство «Перо», 2017. –296 с.

3. Осяк С.А. Образовательный квест – современная интерактивная технология / С.А. Осяк, С.С. Султанбекова, Т.В. Захарова, Е.Н. Яковлева, О.Б. Лобанова, Е.М.                            4. Плеханова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.

Буданова, Н. Г. Методика проведения учебных занятий с применением педагогической технологии «Квест» (метод проектов) [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: http//www.открытый урок.рф /статьи/662352/

5. Игумнова, Е. А. Квест-технология в образовании [Текст]: учеб. Пособие / Е. А. Игумнова, И. В. Радецкая. – Чита: ЗабГУ – 2016. – 164 с.

6. Игумнова, Е. А. Квест-технология в контексте требований ФГОС общего образования [Электронный ресурс] / Е. А. Игумнова, И. В. Радецкая //                                       7. Современные проблемы науки и образования. 2016. – Режим доступа URL: https://science-education.ru/pdf/2016/6/25517.pdf

8. Лечкина, Т. О. Технология «квест-проект» как инновационная форма воспитания [Текст] / Т. О. Лечкина // Наука и образование: новое время. – 25. – 1 (6). – С. 12–14.

9. Панькова, О. В. Квест-технология в образовании и воспитании. Роль квест-технологий [Электронный ресурс] / О. В. Панькова. Режим доступа URL: http://fb.ru/article/248308/kvest-tehnologiya-v-obrazovanii- ivospitanii-rol-kvest-tehnologiy.

10. Яковенко, А. В. Использование технологии Web-quest в языковом образовании [Электронный ресурс] / А. В. Яковенко. Режим доступа URL:http:/rusnauka.com/5_SWMN_2012/Pedagogica/1_100769.doc.html.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская технология - как инновационный подход к организации образовательного процесса

Статья о применении исследовательских технологий в преподавании математики....

Инновационные подходы в организации воспитательной работы в коррекционной школе

Инновационное развитие образования — один из приоритетов государственной политики. В последнее время инновации в образовании приобретают всё более системный и масштабный характер. Реализуя комплексный...

Инновационные подходы к организации учебной деятельности на уроках физики с применением игровых и компьютерных технологий

В работе рассматриваются возможности применения активных (в первую очередь, игровых) методов обучения, а также компьютерных технологий для моделирования и наглядной демонстрации сложных физических про...

Публикация "Проектно-исследовательская технология как инновационный подход к организации образовательного процесса в дополнительном образовании детей"

В статье обозначена актуальность применения на занятиях объединений дополнительного образования естественнонаучной направленности исследовательского  и проектного метода, как инновационного подхо...

Педагогический проект «Навыки будущего. Инновационные подходы к организации профориентационной работы в системе школьного образования»

Юность. Пора первых взлетов и падений, пора приобретения жизненного опыта, поиск себя в этом постоянно - изменяющемся мире новых технологий, интересном, красивом, неоднозначном мире под названием &laq...

Статья "Инновационный подход к организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе детей, имеющих нарушения в интеллектуальном развитии журнал "Дошкольная педагогика" № 5 (140)/май/2018

Инновационный подход к организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе детей, имеющих нарушения в интеллектуальном развитии...

Статья "Инновационный подход к организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе детей, имеющих нарушения в интеллектуальном развитии" журнал Коррекционная педагогика № 1

Инновационный подход к организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе детей ,имеющих нарушения в интеллектуальном развитии...