Воспитательное занятие "Озеро Байкал"
план-конспект

Дашиева Сэмпэлма Баторовна

Продолжение знакомства детей с озером Байкал и его обитателями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ozero_baykal.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Конспект  беседы «Озеро Байкал»

               

Цель: дать детям представление об уникальности Байкала и его обитателей.   Привлечь детей к проблемам экологии.

Задачи: познакомить детей с озером Байкал и с его обитателями; рассказать об основных негативных воздействиях на озеро Байкал; учить детей понимать какую опасность представляет загрязнение  окружающей среды; показать детям, что и они могут кое-что сделать для улучшения среды  обитания; обогащать словарный запас детей; воспитывать любовь к природе.

                                                                 Ход занятия

Воспитатель: Для того, чтобы узнать, что это за место, давайте попробуем отгадат ь     загадку.

Посреди поля лежит зеркало,

Стекло голубое, рама зеленая.

Молодые березки перед ним поправляют прически,

И месяц, и звезды в нем отражаются.

Как это зеркало называется? (Озеро)

Правильно. Сегодня мы с вами окунемся в уникальный уголок живой природы – на озеро Байкал и познакомимся с его обитателями.

Посмотрите на доску. Что на ней изображено? (карта республики Бурятия)

А синим цветом что отмечено на карте? (Реки, моря, озера).

Столица нашей Республики - Улан-Удэ, а озеро Байкал находится не так далеко от нашего города. Многие из вас вместе с родителями ездили на это прекрасное озеро.

Байкал - это самое древнее, самое большое и самое глубокое озеро в мире. Его называют колодцем планеты, потому что в нем находится чистая, пресная, питьевая вода. И если представить, что, если вдруг с планеты исчезнет вся вода, это озеро еще полвека будет поить все население.

Вокруг озера раскинулись леса, в которых живет много разных животных.

Давайте угадаем, кто живет в этих лесах.

Кто с высоких темных сосен в ребятишек шишку бросил?

 И в кусты через пенек промелькнул как огонек? (Белка)

Вперевалку зверь идет  по малину и по мед.

Любит сладкое он очень,  а когда приходит осень

Лезет в яму до весны, где он спит и видит сны? (Медведь)

Всех зверей она хитрей,  Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост - ее краса.  Этот зверь лесной. (Лиса)

Он любитель грызть морковку,  ест капусту очень ловко,

Скачет он то тут, то там, по полям и по лесам.

Серый, белый и косой, кто, скажите, он такой? (Заяц)

Слово «Байкал» не простое, оно переводится как «богатое озеро».

В озере Байкал очень много рыбы: щука, карась, омуль.

Омуль – это очень вкусная рыба.

Голомянка – это чудо Байкала. Рыбка будто бы стеклянная. Через нее можно даже книжки читать. Она прозрачная, потому что состоит наполовину    из жира и у нее нет чешуи. И обитает она только на Байкале и нигде больше.

А теперь давайте с вами погрузимся в подводный   мир Байкала.

В снежном логове родится, шубку белую менять.

Если очень повезет - лет 50 он проживет.

Что за зверь такой с усами? Ну, подумайте-ка сами. (Нерпа)

Воспитатель: это уникальное животное – Байкальская нерпа. Она живет рядом с водой, питается рыбой и любит играть в воде. Детеныша нерпы зовут

– белёк за его чудесную мягкую, блестящую, белую шубку.

Скажите, пожалуйста, что необходимо этим животным для того, чтобы быть здоровыми и долго жить? (Вода, солнце, тепло)

А какой должна быть вода? А воздух? (Чистыми)

А что случилось бы, если бы заводы загрязняли воду? (Вымерли бы животные, погибли бы растения). На свете бы исчезли те редкие животные, о которых мы говорили.

Еще одна опасность для животных – это браконьеры.

Браконьеры – это люди, которые отлавливают и убивают животных ради своей выгоды. Например, охотятся за байкальской нерпой, а точнее за ее детенышами, потом что у них очень ценный мех. Браконьерство запрещено законом, и наше государство следит за этим. Браконьеров ловят и сажают в тюрьму.

Животные страдают не только от заводов и от браконьеров, а даже от обычных людей. Безответственные туристы оставляют очень много мусора и  причиняют вред природе.

Как помочь сохранить природу?

В настоящее время леса вокруг Байкала и само озеро являются заповедной зоной и охраняются государством. Там запрещена охота и любая деятельность человека. И таких заповедных зон, где не обижают животных по всему миру, становится все больше и больше. Так люди пытаются сохранить природу.

Давайте с вами поиграем в одну игру. Игра называется «Молчанка». Слушайте внимательно, если вы согласны с утверждением – кивайте «да», если не согласны – «нет».

  • Мы природу охраняем? (да)
  • Всех зверей оберегаем? (да)
  • Мусор мы кругом бросаем? (нет)
  • И деревья мы ломаем? (нет)
  • Птицам делаем кормушки? (да)
  • Ловим разных мы зверушек? (нет)
  • Речки чистим берега? (да)

В заключении мы с вами послушаем гимн Байкалу.  В. Жемчужников.

Кто бывает у нас на Байкале, тот вспоминать будет долгие год ы,,

Это бескрайние синие дали, это бездонные чистые воды.

Как перед чудом, встаёт на колени,

Дальний паломник священного моря .

И, совершая обряд омовения,

Истово, как о спасении, молит:

Господь, храни, храни Байкал –

Он пригодится не только нам,

Не только нам Воды напиться.

Смотрят с причала туристы в восторге;

О, как могучи пейзажи Байкала!

Манит зеркальный простор, манят горы,

 Чудится в дымке страна Зазеркалье.

Здесь, у высоких отрогов Саянских, - Самый глубокий родник на планете

Как удивляются все иностранцы,

       Что из него можно пить даже детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-викторина - Байкал - жемчужина Сибири

С данной разработкой я принимал участие во Всероссийском фестивале педагогических идей "Открытый урок 2010". Урок-викторина может быть использован как внеурочное мероприятие по биологии, географии, ес...

Презентация "Омуль - промысловая рыба Байкала"

Материал данной презентации можно использовать на уроках "Байкаловедения" в 7 классах, а также применять на занятиях элективных курсов, например, таких как "Ихтиофауна Байкала". В презентации теоретич...

Презентация к уроку: "Байкал- жемчужина России"

Презентация   к уроку: "Байкал-жемчужина Россия"....

интегрированный урок "Озеро Байкал"

Водные ресурсы, проблемы их использования и охрана на примере озера Байкал...

Идеологическая работа политорганов НКВД/МВД СССР среди японских военнопленных и интернированных на строительстве байкало-амурской магистрали (1945-1948 гг.).

В кн.: Основные тенденции государственного и общественного развития России: История и современность. Выпуск 4. Хабаровск, 2010..В центре внимания отечественных исследователей в последнее время о...

Жемчужина России- Байкал

Урок в 8 классе по теме: «Жемчужина России - Байкал». Образовательные цели:показать учащимся значимость Байкала в природе Восточной Сибири и жизни человека.Развивающие цели:ØСформиров...

Отчет о туристском походе по району Южного Байкала (Байкал, 2011)

Отчет о туристском походе по району Южного Байкала  (Байкал, 2012) 1. Информация о районе путешествия 1.1.      Общие сведения о путешествии 1.2....