Внеклассное мероприятие по русскому языку для 6-7 классов История славянской письменности (беседа с учащимися)
план-конспект занятия (7 класс)
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 6-7 классов
История славянской письменности (беседа с учащимися)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_slavyanskoy_pism._beseda.docx | 28.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 6-7 классов История славянской письменности (беседа с учащимися) Слайд 1 История славянской письменности Слайд 2 Эпиграф Молчат гробницы, мумии и кости, - Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена. И. Бунин Сегодня мы поговорим о славянской культуре и письменности. Мы вспомним о наших истоках, о том, что русская культура наследует древние и великие традиции. Мы чтим память святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, создавших славянскую азбуку и способствовавших просвещению славян. То время, когда еще не было письменности, называлось доисторическим, так как люди еще не умели фиксировать свою историю. Если нужно было отправить послание, то делали это с помощью предметов, которые нужно было расшифровать, или рисовали. Слайд 3 Согласитесь, такие методы передачи информации очень не удобны. Как вы понимаете, эволюция письма прошла долгий и тернистый путь, меняясь и совершенствуясь. Многие народы, живущие на уровне первобытно-общинного строя, используют язык рисунков, т.е. пиктографию. Слайд 4 Задание. Напиши предложение при помощи пиктограммы:
Покажи своему соседу по парте. Правильно ли он тебя понял? Сделай вывод. (Дать время выполнить задание) Вывод: с помощью пиктограммы не так просто выразить всё, что ты думаешь. Слайд 5 Затем картинки, меняясь в течение тысячелетий, превратились сначала в иероглифы, а потом в буквы. И вот славяне стали узнавать, что в других странах пользуются знаками для обозначения каждого звука. А древние греки их усовершенствовали. Слайд 6 В далёкие времена, более тысячи лет назад, у русского народа тоже не было своей письменности. В IX веке два учёных монаха родом из Греции, братья Кирилл и Мефодий, приехали в Моравию и стали работать над созданием славянской письменности, взяв за основу греческий алфавит. Слайд 7 Кирилл и Мефодий родились в Византии в городе Фессалоники, который назывался также Солунь. Ныне родина Кирилла и Мефодия называется Салоники. Отца звали Лев, он служил сотником в провинции; мать - Мария, славянка; в семье было семеро детей, Константин - младший. Константину приснилось, как он шел по полю и увидел красивых девушек. Вдруг откуда-то раздался голос: «Выбирай себе жену!» Мальчик смутился, потому что он был еще совсем ребенок, но произнес: «Я выбираю Софию». «София» означает «премудрость, образованность». С детства Константин владел греческим и славянскими языками, потому что они были для него родными. А когда читал книгу Григория Богослова на родном греческом языке, одновременно сравнивал с таким же текстом на латыни. Сопоставляя греческие и латинские слова, он запоминал их и очень быстро выучил латинский язык. Константин - мирское имя просветителя. Перед смертью Константин принял монашество, и получил новое имя - Кирилл. Мефодий - это имя старшего из солунских братьев в монашестве. Его мирское имя точно неизвестно, ученые предполагают - Михаил. Во времена Кирилла и Мефодия в христианской церкви господствовал закон о «триязычии» церковных служб: богослужение в церкви должно было вестись только на трех языках: еврейском, греческом и латинском. На этих языках было написано имя Христа на его кресте. В 863 году моравский князь Ростислав обратился к византийскому императору Михаилу III с просьбой помочь ему организовать богослужение на славянском языке. Но так как письменности у славянских народов не было, нужно было создать азбуку, чтобы потом перевести на славянский язык богослужебные книги. Это и было поручено солунским братьям Кириллу и Мефодию, возглавившим так называемую Моравскую миссию. Слайд 8 24 мая 863 года. В этот день братья Кирилл и Мефодий огласили изобретение славянского алфавита в городе Плиске, бывшей столице Болгарии. Официальной датой рождения славянской письменности принято считать эту дату. К нам письменность пришла в 10 веке после крещения Руси Князем Владимиром в 988 году. Слайд 9 Самыми первыми словми, которые перевел с греческого святой Кирилл, были слова из Евангелия от Иоанна: «Въ начале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Богъ». Слайд 10 Мы говорим о том, что Кирилл и его помощник брат Мефодий создали славянскую азбуку. Но если быть точнее, то речь идет не об одной, а о двух азбуках. Первая азбука, созданная Кириллом еще в Византии, называлась «глаголица» (от «глагол» - «слово»). Кириллица была создана позже глаголицы, ученые до сих пор спорят, кто ее автор - сам Кирилл или кто-то из учеников солунских братьев. Слайд 11 Эта азбука составлена по фонетическому принципу, т. е. каждая буква соответствовала звуку славянской речи. В ней 40 букв, которые в основном не скопированы с другого алфавита, а изобретены Кириллом. От кориллицы она отличалась сложной, замысловатой формой букв. Глаголица использовалась в отдельных районах Болгарии и Хорватии до конца XVIII века. Слайд 12 В этой азбуке 43 буквы, 24 перешли из греческого алфавита, а остальные 19 специально созданы для передачи тех звуков славянской речи, которые отсутствовали в греческом языке. Слайд 13 Посмотрите, как выглядят странички из книг, написанных глаголицей и кириллицей. Слайд 14 Богослужебные книги, переведенные Кириллом и Мефодием, - это первые образцы письменного литературного языка славян. Древний язык получил название в современной науке старославянского, или церковнославянского языка. Немецкие священники требовали от Мефодия отречься от славянских книг. За отказ его посадили в тюрьму на два с половиной года. Мефодия били палками, морили голодом, водили босиком по морозу, но святой был тверд в своих убеждениях. Прах святого Мефодия покоится в столице Моравского княжества городе Велеграде. Местоположение древнего города не установлено. Кирилла и Мефодия канонизировали, а в 1380 году они получили чин святых равноапостольных, то есть равных апостолам – ученикам Христа. Слайд 15 А теперь внимательно рассмотрите надписи. Какая из них лежит в основе русского языка: кириллица или глаголица? Слайд 16 Рассмотрите название букв. Почему старославянский алфавит называется азбукой? (Ученики дают ответ) Слайд 17 Вот азбука - начало всех начал. Открыл букварь, и - детством так и дунуло! А Константин-философ по ночам Не спал, наверно, буковки выдумывал. Шептал. Перо в чернила окунал. Он понимал, что буковки - основа Грядущего неписаного слова, Великого, как Тихий океан. Ян Гольцман Слайд 18 Обучение азбуке было очень непростым занятием, намного сложнее, чем у современного школьника. Сначала буквы произносил учитель, а ученики вслед за ним хором повторяли каждую букву, пока не запоминали. Но это был не беспорядочный крик, а повторение нараспев. Ученик начинал читать, только заучивая слоговые сочетания: «буки-аз» - «ба», «веди-аз» - «ва»… Слайд 19 Нелегко было обучаться и письму, особенно на бересте костяным или металлическим стержнем – писалом. Слайд 20 Мнится, писание – лёгкое дело – пишут два перста, а болит всё тело. Объясните старинную русскую пословицу. Слайд 21 Букву «ер», нынешний ъ, назвали «лодырем», «разбойником», «дармоедом», «кровососом» и считали самой дорогой буквой мира. До реформы 1918 года ъ писался на конце слов после твердых согласных. Эта буква «пожирала» более 8 процентов времени на написание и столько же забирала бумаги, не обозначая при этом никакого звука. Слайд 22 Была в кириллице буква-страшилище, буква-пугало. Чтобы запомнить слова, в которых она писалась, дореволюционные гимназисты даже сочинили специальные стихи: Бълый, блъдный, бедный бъсъ Убьжалъ, бьдняга, въ лъ съ, Лъшимъ по лъсу онъ бъгалъ, Родькой съ хрьномъ пообъдалъ... Слайд 23 Названия некоторых букв кириллицы сохранились во фразеологизмах: ставить точки над i («доводить дело до конца»), прописать ижицу («наказать»), стоять фертом («упершись в бока; подбоченясь»), от аза до ижицы («от начала до конца; во всем объеме»), от фиты подвело животы (за плохие отметки могли лишить обеда) и др. Слайд 24 Со временем в кириллице произошли многочисленные изменения: исчезли ненужные буквы, появились новые. В современном русском алфавите по сравнению с кириллицей добавились три буквы – Й, Е и Э, а исчезло намного больше. Слайд 25 Пётр I лично участвовал в разработке нового гражданского шрифта. Этот шрифт уборист, линии его тонкие, расстояние между строками сокращено. Из азбуки были изъяты некоторые лишние буквы – «от», «омега», «пси». Слайд 26 Прочитайте старославянские слова, переведите их на современный русский язык: шеломъ (шлем), вьдати (знать), длань (ладонь), мьшъкъ (мешок). Слайд 27 Отгадайте старинные русские загадки:
Слайд 28 Соедините начало русских пословиц и их окончания из правой колонки: Грамоте учиться, а правду сказывают. Книги не говорят, ума набраться. С книгами знаться - всегда пригодится. Сперва аз да буки, а то, что понял. Говори не о том, что прочёл, а там и науки. Слайд 29 Попробуйте объяснить происхождение старинных русских пословиц и поговорок:
(Учащиеся дают объяснение) Слайд 30 Мы вспомнили с вами двух великих людей, двух славянских просветителей - Кирилла и Мефодия, поговорили о главном детище их жизни - славянской азбуке. Благодаря кириллице мы можем читать и писать, общаться с великими писателями прошлого и настоящего. Очень хочется, чтобы вы осознали, с каким поразительным явлением мы сталкиваемся каждый день - удивительна, поистине чудесна наша азбука, удивителен и чудесен русский язык. И будет славить Русь родная Святых апостолов славян... И, сладким звуком их имен Свои молитвы оглашая, Из века в век, из рода в род Она их память соблюдает! Мы благодарны Просвещенью. Наука - солнце, душу грей! Рукой отцов благословленный, Иди в историю смелей! К апостолам высокославным. Любовь святая глубока. Дела Кирилла и Мефодия В славянстве будут жить века! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 8-ых классов, проведённое учителем русского языка и литературы Погорелой Е.В. в рамках предметной недели
знакомство учащихся с этикетными формулами русского речевого этикета; обучение применению этикетных формул в разных этик...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку для 5-6 классов
Представлена методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку для обучающихся 5-6 классов...
Внеклассное мероприятие по русскому языку в 10-11 классах "И мы сохраним тебя, русская речь"
Данное мероприятие направлено на воспитание у учащихся бережного отношения к русскому слову, развитию интереса к изучению предмета, повышению культуры речи и развитию тво...
Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 5-8 классах «Умники и умницы»
Это внеклассное мероприятие можно провести по повторению курса русского языка в 5 – 8 классах, а также как праздник, посвящённый русскому языку.Цели:- Стимулировать интерес к изучению русского языка;-...
Внеклассное мероприятие по русскому языку для обучающихся 7 класса «ЗНАТОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА»
Внеклассное мероприятие по русскому языку «ЗНАТОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА» предназначено для обучающихся 7 класса.Цели:способствовать активизации мыслительной деятельности обучающихся; развивать и...
Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку для 5-6 классов
Обобщение изученного материала по основным разделам русского языка (фонетика, словообразование, лексика, фразеология, орфография, морфология, синтаксис, пунктуация)....
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 8-11 классов. Игра "Золотое русское слово"
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 8-11 классов. Игра "Золотое русское слово". Цель игры: привить любовь к великому русскому языку, повысить общую языковую культуру, развить интерес к русск...