Внеклассное мероприятие по русскому языку для 6-7 классов История славянской письменности (беседа с учащимися)
план-конспект занятия (7 класс)

Глазова Инна Владимировна

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 6-7 классов

История славянской письменности (беседа с учащимися)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_slavyanskoy_pism._beseda.docx28.33 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 6-7 классов

История славянской письменности (беседа с учащимися)

 Слайд 1 

История славянской письменности 

Слайд 2

Эпиграф  Молчат гробницы, мумии и кости, -

                 Лишь слову жизнь дана:

                 Из древней тьмы, на мировом погосте,

                 Звучат лишь Письмена.

                                                                                     И. Бунин

         Сегодня мы поговорим о славянской культуре и письменности. Мы вспомним о наших истоках, о том, что русская культура наследует древние и великие традиции. Мы чтим память святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, создавших славянскую азбуку и способствовавших просвещению славян. То время, когда еще не было письменности, называлось доисторическим, так как люди еще не умели фиксировать свою историю.  Если нужно было отправить послание, то делали это с помощью предметов, которые нужно было расшифровать, или рисовали.  

Слайд 3

 Согласитесь, такие методы передачи информации очень не удобны. Как вы понимаете, эволюция письма прошла долгий и тернистый путь, меняясь и совершенствуясь. Многие народы, живущие на уровне первобытно-общинного строя, используют язык рисунков, т.е. пиктографию.  

Слайд 4 

Задание. Напиши предложение при помощи пиктограммы: 

  • Светит солнце.  
  • Мальчик идёт в школу. 

Покажи своему соседу по парте. Правильно ли он тебя понял? Сделай вывод.  (Дать время выполнить задание)

Вывод: с помощью пиктограммы не так просто выразить всё, что ты думаешь.       

         Слайд 5

         Затем картинки, меняясь в течение тысячелетий, превратились сначала в иероглифы, а потом в буквы. И вот славяне стали узнавать, что в других странах пользуются знаками для обозначения каждого звука. А древние греки их усовершенствовали. 

Слайд 6 

        В далёкие времена, более тысячи лет назад, у русского народа тоже не было своей письменности. В IX веке два учёных монаха родом из Греции, братья Кирилл и Мефодий, приехали в Моравию и стали работать над созданием славянской письменности, взяв за основу греческий алфавит.

        Слайд 7

        Кирилл и Мефодий родились в Византии в городе Фессалоники, который назывался также Солунь. Ныне родина Кирилла и Мефодия называется Салоники. Отца звали Лев, он служил сотником в провинции; мать - Мария, славянка; в семье было семеро детей, Константин - младший. Константину приснилось, как он шел по полю и увидел красивых девушек. Вдруг откуда-то раздался голос: «Выбирай себе жену!» Мальчик смутился, потому что он был еще совсем ребенок, но произнес: «Я выбираю Софию». «София» означает «премудрость, образованность».  С детства  Константин владел греческим и славянскими языками, потому что они были для него родными. А когда читал книгу Григория Богослова на родном греческом языке, одновременно сравнивал с таким же текстом на латыни. Сопоставляя греческие и латинские слова, он запоминал их и очень быстро выучил латинский язык.  Константин - мирское имя просветителя. Перед смертью Константин принял монашество, и получил новое имя - Кирилл. Мефодий - это имя старшего из солунских братьев в монашестве. Его мирское имя точно неизвестно, ученые предполагают - Михаил. Во времена Кирилла и Мефодия в христианской церкви господствовал закон о «триязычии» церковных служб: богослужение в церкви должно было вестись только на трех языках: еврейском, греческом и латинском. На этих языках было написано имя Христа на его кресте. В 863 году моравский князь Ростислав обратился к византийскому императору Михаилу III с просьбой помочь ему организовать богослужение на славянском языке. Но так как письменности у славянских народов не было, нужно было создать азбуку, чтобы потом перевести на славянский язык богослужебные книги. Это и было поручено солунским братьям Кириллу и Мефодию, возглавившим так называемую Моравскую миссию. 

            Слайд 8

           24 мая 863 года. В этот день братья Кирилл и Мефодий огласили изобретение славянского алфавита в городе Плиске, бывшей столице Болгарии.  Официальной датой рождения славянской письменности принято считать эту дату. К нам письменность пришла в 10 веке после крещения Руси Князем Владимиром в 988 году. 

            Слайд 9

            Самыми  первыми словми, которые перевел с греческого святой Кирилл, были слова из Евангелия от Иоанна: «Въ начале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Богъ».

             Слайд 10

            Мы говорим о том, что Кирилл и его помощник брат Мефодий создали славянскую азбуку. Но если быть точнее, то речь идет не об одной, а о двух азбуках. Первая азбука, созданная Кириллом еще в Византии, называлась «глаголица» (от «глагол» - «слово»). Кириллица была создана позже глаголицы, ученые до сих пор спорят, кто ее автор - сам Кирилл или кто-то из учеников солунских братьев.

Слайд 11

Эта азбука составлена по фонетическому принципу, т. е. каждая буква соответствовала звуку славянской речи. В ней 40 букв, которые в основном не скопированы с другого алфавита, а изобретены Кириллом. От кориллицы она отличалась сложной, замысловатой формой букв. Глаголица использовалась в отдельных районах Болгарии и Хорватии до конца XVIII века.

Слайд 12

В этой азбуке 43 буквы, 24 перешли из  греческого алфавита, а остальные 19 специально созданы для передачи тех звуков славянской речи, которые отсутствовали в греческом языке.

 Слайд 13

Посмотрите, как выглядят странички из книг, написанных глаголицей и кириллицей.

Слайд 14

Богослужебные книги, переведенные Кириллом и Мефодием, - это первые образцы письменного литературного языка славян. Древний язык получил название в современной науке старославянского, или церковнославянского языка. Немецкие священники требовали от Мефодия отречься от славянских книг. За отказ его посадили в тюрьму на два с половиной года. Мефодия били палками, морили голодом, водили босиком по морозу, но святой был тверд в своих убеждениях. Прах святого Мефодия покоится в столице Моравского княжества городе Велеграде. Местоположение древнего города не установлено. Кирилла и Мефодия  канонизировали, а в 1380 году они получили чин святых равноапостольных, то есть равных  апостолам – ученикам Христа.

Слайд 15

А теперь внимательно рассмотрите надписи. Какая из них лежит в основе русского языка: кириллица или глаголица?

Слайд 16

Рассмотрите название букв. Почему старославянский алфавит называется азбукой? (Ученики дают ответ)

Слайд 17

Вот азбука - начало всех начал.

Открыл букварь, и - детством так и дунуло!

А Константин-философ по ночам

Не спал, наверно, буковки выдумывал.

Шептал. Перо в чернила окунал.

Он понимал, что буковки - основа

Грядущего неписаного слова,

Великого, как Тихий океан.

                                          Ян Гольцман

Слайд 18

Обучение азбуке было очень непростым занятием, намного сложнее, чем у современного школьника. Сначала буквы произносил учитель, а ученики вслед за ним хором повторяли каждую букву, пока не запоминали. Но это был не беспорядочный крик, а повторение нараспев. Ученик начинал читать, только заучивая слоговые сочетания: «буки-аз» - «ба», «веди-аз» - «ва»…

Слайд 19

Нелегко было обучаться и письму, особенно на бересте костяным или металлическим стержнем – писалом.

Слайд 20

Мнится, писание – лёгкое дело – пишут два перста, а болит всё тело. Объясните старинную русскую пословицу.

 Слайд 21

Букву «ер», нынешний ъ, назвали  «лодырем», «разбойником», «дармоедом», «кровососом» и считали самой дорогой буквой мира. До реформы 1918 года ъ писался на конце слов после твердых согласных. Эта буква «пожирала» более 8 процентов времени на написание и столько же забирала бумаги, не обозначая при этом никакого звука.

Слайд 22

        Была в кириллице буква-страшилище, буква-пугало. Чтобы запомнить слова, в которых она писалась, дореволюционные гимназисты даже сочинили специальные стихи:

Бълый, блъдный, бедный

бъсъ Убьжалъ, бьдняга,

въ лъ съ, Лъшимъ по лъсу онъ

бъгалъ, Родькой съ хрьномъ

пообъдалъ...

Слайд 23

 Названия некоторых букв кириллицы сохранились во фразеологизмах: ставить точки над i («доводить дело до конца»), прописать ижицу («наказать»), стоять фертом («упершись в бока; подбоченясь»), от аза до ижицы («от начала до конца; во всем объеме»), от фиты подвело животы (за плохие отметки могли лишить обеда) и др.

Слайд 24

Со временем в кириллице произошли многочисленные изменения: исчезли ненужные буквы, появились новые. В современном русском алфавите по сравнению с кириллицей добавились три буквы – Й, Е и Э,  а исчезло намного больше.

Слайд 25

Пётр I лично участвовал в разработке нового гражданского шрифта. Этот шрифт уборист, линии его тонкие, расстояние между строками сокращено. Из азбуки были изъяты некоторые лишние буквы – «от», «омега», «пси».

Слайд 26

Прочитайте старославянские слова, переведите их на современный русский язык: шеломъ (шлем), вьдати (знать), длань (ладонь), мьшъкъ (мешок).

  Слайд 27

Отгадайте старинные русские загадки:

  • Пять волов одним плугом пашут.
  • Малый конь с чёрного озерца воду берёт, белое полотно поливает.
  • Расстилается по двору белое сукно: конь его топчет, другой водит, чёрные птицы на него садятся.

Слайд 28

Соедините  начало русских пословиц и их окончания из правой колонки: 

Грамоте учиться,                            а правду сказывают.

Книги не говорят,                             ума набраться.

С книгами знаться -                                     всегда пригодится.

Сперва аз да буки,                            а то, что понял.

Говори не о том, что прочёл,         а там и науки.

Слайд 29

             Попробуйте объяснить происхождение старинных русских пословиц и поговорок:

  • Азбука – наука, а ребятам – бука (мука).
  • Аз, буки, веди страшат, как медведи.
  • Азбуку учат, на всю и кричат.
  • Юс да ижица – конец делу ближитца.

(Учащиеся дают объяснение)

Слайд 30

Мы вспомнили с вами двух великих людей, двух славянских просветителей - Кирилла и Мефодия, поговорили о главном детище их жизни - славянской азбуке. Благодаря кириллице мы можем читать и писать, общаться с великими писателями прошлого и настоящего. Очень хочется, чтобы вы осознали, с каким поразительным явлением мы сталкиваемся каждый день - удивительна, поистине чудесна наша азбука, удивителен и чудесен русский язык.

И будет славить Русь родная

Святых апостолов славян...

И, сладким звуком их имен

Свои молитвы оглашая,

Из века в век, из рода в род

Она их память соблюдает!

Мы благодарны Просвещенью.

Наука - солнце, душу грей!

Рукой отцов благословленный,

Иди в историю смелей!

К апостолам высокославным.

Любовь святая глубока.

Дела Кирилла и Мефодия

В славянстве будут жить века!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 8-ых классов, проведённое учителем русского языка и литературы Погорелой Е.В. в рамках предметной недели

знакомство учащихся с этикетными формулами русского речевого этикета;            обучение применению этикетных формул в разных этик...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку для 5-6 классов

Представлена методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку для обучающихся 5-6 классов...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 10-11 классах "И мы сохраним тебя, русская речь"

Данное мероприятие направлено на воспитание  у учащихся бережного отношения к русскому слову,  развитию интереса к изучению предмета, повышению  культуры речи  и развитию тво...

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 5-8 классах «Умники и умницы»

Это внеклассное мероприятие можно провести по повторению курса русского языка в 5 – 8 классах, а также как праздник, посвящённый русскому языку.Цели:- Стимулировать интерес к изучению русского языка;-...

Внеклассное мероприятие по русскому языку для обучающихся 7 класса «ЗНАТОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА»

Внеклассное мероприятие по русскому языку  «ЗНАТОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА» предназначено для обучающихся  7 класса.Цели:способствовать активизации мыслительной деятельности обучающихся; развивать и...

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку для 5-6 классов

Обобщение изученного материала по основным разделам русского языка (фонетика, словообразование, лексика, фразеология, орфография, морфология, синтаксис, пунктуация)....

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 8-11 классов. Игра "Золотое русское слово"

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 8-11 классов. Игра "Золотое русское слово". Цель игры: привить любовь к великому русскому языку, повысить общую языковую культуру, развить интерес к русск...