Программы дополнительного образования
рабочая программа

Вусик Оксана Сергеевна

Рабочие программы дополнительного образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

(Тюменская область)

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

(КОУ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»)

УТВЕРЖДЕНА

приказом №        от              года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«АКВАРЕЛЬКА»

возраст обучающихся: 7-18 лет

срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Вусик О.С., педагог дополнительного образования

г. Нефтеюганск – 2024


Оглавление

Название раздела

Стр.

1.

Пояснительная записка

3

2.

Учебно-тематический план

7

3.

Содержание программы

9

4.

Методическое обеспечение программы

11

5.

Список литературы

11

6.

Приложения

12


  1. Пояснительная записка

Программа «Акварелька» разработана в соответствии со следующими документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1599 от 19.12.14г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее-Стандарт);
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации №1026 от 24.11.22г. «Об утверждении федеральной адаптированной основной образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • Письмо Минобрнауки России №09-3242 от 18.11. 2015 «О направлении информации» (Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
  • Устав КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  1. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Акварелька»

имеет художественную направленность т.к. изобразительное искусство является одним из основных средств художественно-эстетического воспитания и развития ребенка, в том числе и с умственной отсталостью. 

Воспитание ребенка как творческой личности – одна из важных задач развития детей с ОВЗ. Грамотная организация педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для ребенка и обеспечивающего его духовное развитие, способствует формированию художественно-творческих способностей у всех детей и особенно у детей ОВЗ. Наиболее эффективное средство для этого – деятельность по художественно-эстетической направленности посредством изобразительной деятельности.

  1. Отличительная особенность данной программы заключается в возможности выбирать и совмещать техники, что заложено в основе программы.

Система дополнительного образования представляет собой возможность развития творческих способностей обучающихся с умственной отсталостью и направлена на развитие в ребенке способностей, позволяющих ему самореализовать себя в различных видах изобразительной деятельности. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности, у ребенка развивается восприятие, эмоциональное отношение к миру, память, воображение, зрительно-двигательная координация.  

Так же творческая деятельность и развивающее ее художественно-эстетическое воспитание являются эффективным средством укрепления психического здоровья человека.

Актуальность данной программы состоит в том, что:

-программа социально ориентирована на детей, требующих особого внимания;

-предназначена для удовлетворения образовательных потребностей детей с умственной отсталостью в области изобразительного искусства;

-способна обеспечивать включение ребенка в новые формы организации социальной жизни, тем самым обеспечивая социализацию и адаптацию воспитанников к жизни в существующей социальной среде;

-обеспечивает дополнительные возможности для удовлетворения интересов ребенка, развития его индивидуальности на основе самовыражения и раскрытия творческого потенциала, ориентации на личный успех;

-обеспечивает оказание досуговых услуг в области художественно-изобразительной деятельности, которые пользуются все большим спросом у детей с ОВЗ (умственной отсталостью) и у их родителей.

Обучение детей предполагает наблюдения за окружающим миром, за природными явлениями, за происходящими временными и сезонными изменениями в природе. Это помогает развить эмоциональную отзывчивость обучающихся в художественной деятельности. Параллельно с этим внимание детей направляется на рассмотрение художественных средств выразительности, с помощью которых можно передать свои впечатления.

Для детей с умственной отсталостью важен результат их деятельности, чтобы созданное изображение удовлетворяло их самих, вызывало бы одобрение их сверстников и взрослых, а это возможно при условии систематического и последовательного усвоения детьми знаний, умений и навыков. Приобретаемые знания и представления закрепляются практикой в процессе практической деятельности.

Результатом занятий является создание творческих работ разными художественно-выразительными средствами.

Новизна программы состоит в том, что ее содержание включает изучение и совмещение разных техник рисования, но при этом предусматривает отработку одних и тех же видов деятельности (экспериментальные упражнения с изобразительными средствами, с цветом, получение оттенков путем смешивания, закрытие фона, нанесение кистью линий, штрихов, мазков , упражнения в компоновке рисунка на листе бумаги с соблюдением перспективы, экспериментальные упражнения с использованием нетрадиционных техник рисования)  периодически, многократно на каждом занятии.  Причем содержание постепенно усложняется и расширяется за счет обогащения компонентами углубленной проработки каждого действия.  Этот способ структурирования материала открывает большие возможности для экспериментальной деятельности ребенка с умственной отсталостью, которая как раз направлена на развитие их творческого самовыражения. Многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включить в эти виды деятельности всех без исключения детей независимо от уровня их образовательных способностей.

  1. Цель программы: создание условий, помогающих детям с ограниченными возможностями здоровья овладеть выразительными средствами рисунка на доступном им уровне, при которых ребенок может отображать своё видение мира в форме художественно-выразительного образа.

Задачи программы:

-Научить пользоваться художественными материалами и инструментами изобразительного искусства;

-научить выполнению основных элементов изобразительной грамоты – линия, штрих, тон, главные и дополнительные;

-научить передавать глубину пространства на плоскости листа (ближе, дальше), настроение в работе, отражать в композиции сюжет;

-научить передавать в работе форму, цвет, композицию, размер.

1.4. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 7-18 лет.

1.5. Срок реализации программы: 1 учебный год

1.6 Ожидаемые результаты.

Программа определяет два уровня освоения программы – достаточный и минимальный.

Ожидаемые личностные и воспитательные результаты (минимальный и достаточный уровни) представлены в таблице.

Предметные результаты

Личностные результаты

Минимальный

Достаточный

-знает основные цвета;

- выполняет правильный захват карандаша, кисти;

- умеет передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предмета;

-умеет проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги.

- умеет использовать элементарные приёмы работы кистью;

- умеет свободно работать карандашом, менять степень надавливания, без напряжения проводить линии в нужных направлениях;

-умеет использовать различные приёмы работы с акварелью, гуашью;

- умеет использовать цветовой контраст;

- знает об изменении цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве;

- умеет получать нужные цвета через смешивание;

- умеет рисовать по представлению на заданную тему.

- элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни родной страны;

- понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности;

- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах художественно-эстетической деятельности;

- способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

1.7.  Формы подведения итогов реализации образовательной программы.

В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:

  • текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);
  • промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);
  • итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).

Выявление достигнутых результатов осуществляется:

  1. через механизм тестирования (опрос по отдельным темам пройденного материала);
  2. через отчётные просмотры законченных работ.

При подведении результатов обучения учитываются такие показатели, как теоретическая подготовка, практическая подготовка, овладение общеучебными умениями и навыками, личностные результаты (эмоциональное восприятие ребенком предмета изобразительного искусства).

Основными качественными показателями, свидетельствующими о том, что реализация программы осуществляется эффективно, являются: Оценка достижения предметных результатов, которая ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых работ. Критериями оценивания работ являются следующие параметры: цветовое решение, композиционное решение, техника выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных приемов и способов изображения), соответствие рисунка заданной теме, название рисунка. Особое внимание уделяется выполнению коллективных работ, когда общий успех способствует лучшему пониманию результата. Коллективные работы дают возможность каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей.

В качестве форм подведения итогов по программе используются: ИЗО-конкурсы, участие в выставках, конкурсах, фестивалях различного уровня.

  1. Учебно-тематический план

№ п/п

Разделы

Всего

часов

Теория

Практика

1

«Техники рисования. Акварель, гуашь, акрил, карандаши, фломастеры»

18

2

16

2

«Использование дополнительных средств выразительности»

16

2

14

3

«Жанры изобразительного искусства»

18

2

16

4

«Смешение техник»

16

2

14

Календарно-тематический план

№ п/п

Дата

Тема

Кол-во часов

Форма занятия

«Техники рисования. Акварель, гуашь, акрил, карандаши, фломастеры». 18 часов.

1

07.09

Вводное занятие.

Осенние листья. Правила техники безопасности.

2

Беседа. Практическое занятие

2

14.09

Подготовка к школьной ярмарке

2

Практическое занятие

3

21.09

Декорирование акриловых картин

2

Практическое занятие

4

28.09

Рисование полусухой кистью гуашью

2

Практическое занятие

5

05.10

Создание декораций ко Дню учителя.

2

Практическое занятие

6

12.10

Создание элементов декора к фестивалю «Вместе ярче»

2

Практическое занятие

7

19.10

 Рисование акварелью в технике «по мокрому»

2

Практическое занятие

8

26.10

Рисование на холсте акрилом

2

Практическое занятие

9

09.11

Мини-конкурс «Я – художник»

2

Проведение конкурса

Использование дополнительных средств выразительности. 16 часов.

10

16.11

Беседа. Демонстрация средств передачи цвета, формы, динамики.

2

Беседа, обсуждение

11

23.11

Рисование с натуры (фрукты)

2

Практическое занятие

12

30.11

Рисование простого пейзажа по образцу

2

Практическое занятие

13

07.12

Рисование простого натюрморта с натуры

2

Практическое занятие

14

14.12

Рисование по представлению «Зимний натюрморт»

2

Практическое занятие

15

21.12

Декорирование акриловой картины поталью

2

Практическое занятие

16

11.01

Декорирование елочных игрушек

2

Комбинированное

занятие

Тестирование

17

18.01

Рисование по представлению на свободную тему

2

Практическое занятие

 «Жанры изобразительного искусства». 18 часов.

18

25.01

Беседа, демонстрация жанров изобразительного искусства, обсуждение

2

Беседа, обсуждение

19

01.02

Рисование на холсте акрилом

2

Практическое занятие

20

08.02

Натюрморт с натуры

2

Практическое занятие

21

15.02

Исторический и батальный жанры

2

Практическое занятие

22

22.02

Рисование на холсте акрилом

2

Практическое занятие

23

01.03

Работа к 8 марта

2

Практическое занятие

24

15.03

Декорирование акриловой картины поталью

2

Практическое занятие

25

22.03

Натюрморт по представлению

2

Практическое занятие

26

05.04

Рисование пейзажа по представлению

2

Практическое занятие

Смешение техник. 16 часов.

27

12.04

Беседа. Демонстрация работ. Обсуждение

2

Беседа, обсуждение

28

19.04

Декорирование акриловой картины поталью

2

Практическое занятие

29

26.04

Весенний букет. Рисование акрилом на холсте.

2

Практическое занятие

30

03.05

Зеркальное рисование. Отражение на водной глади

2

Практическое занятие

31

10.05

Работа по Дню Победы

2

Практическое занятие

32

17.05

Рисование с натуры

2

Практическое занятие

33

24.05

Отчетный просмотр

2

Контроль знаний

Тестирование

34

29.05

Рисование на свободную тему

2

Практическое занятие

Итого:

68 часов

3. Содержание программы.

Правила техники безопасности: Техника безопасности. Организация рабочего места. Знакомство с художественными материалами и оборудованием.

Живопись: Живопись как язык цвета, цветное изображение мира.

Свойства красок: Особенности гуаши: плотность, густая консистенция, возможность использования для перекрытия одного слоя краски другим, легкость смешивания, возможность получения разнообразных спецэффектов; Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с различными приемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге (вливания цвета в цвет); Экспериментирование в работе с акварелью (снятие краски губкой, использование соли).

Праздник тёплых и холодных цветов: Знакомство с богатой красочной палитрой на примере природных явлений (гроза, снежная буря, огонь, извержение вулкана). Деление цветов на тёплые и холодные. Особенности тёплых цветов (ощущение тепла, согревания). Особенности холодных цветов (чувство прохлады). Взаимодополнения тёплых и холодных цветов.

Серо-чёрный мир красок: Ахроматические цвета (цвета бесцветные, различающиеся по светлоте). Богатство оттенков серого цвета. Возможности ахроматической палитры и деление цветов от светло-серого до чёрного. Понятие возможной перспективы при использовании ахроматических цветов (дальше – светлее, ближе – темнее).

Красочное настроение: Деления цветов на насыщенные (яркие) и малонасыщенные (блеклые). Насыщенность как степень отличия цвета от серого. Приёмы постепенного добавления в яркий цвет белой или чёрной краски. Блеклые красочные сочетания. Изменения «настроения цвета» при добавлении белой краски. Цветовые ощущения в результате добавления белой краски (нежность, лёгкость, воздушность). Цветовые ощущения при добавлении чёрной краски цвета (тяжесть, тревожность, загадочность).

Волшебная линия: Линии – начало всех начал. Классификация линий: короткие и длинные, простые и сложные, толстые и тонкие. «Характер линий» (злой, весёлый, спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий).

 Точка: Точка – «подружка» линии. Способы получения точки на бумаги: лёгкое касание карандаша, касание другого рисующего предмета. «Характер точек»: жирные и тонкие, большие и маленькие, круглые и сложной формы. Техника пуантелизма (создание изображения при помощи одних лишь точек). Особенности работы в технике пуантелизма с использованием разнообразных изобразительных материалов (маркеры, пастель, цветные фломастеры и карандаши).

Пятно: Пятно как украшение рисунка. «Характер пятен». Зависимость пятен от их плотности, размера и тональности. Техника создание пятна в рисунке. Изображение пятна разными способами: различным нажимом на рисовальный инструмент, наслоением штрихов друг на друга, нанесением на лист бумаги множества точек, сеточек или других элементов. Пятно, полученное с помощью заливки тушью (четкий контур, схожесть с силуэтом).

Форма: Понимание формы предмета. Знакомство с различными видами форм (геометрическими, природными, фантазийными), способы их изображения на бумаге. Формы и ассоциации.

Контраст форм: Контраст форм на примере осенних листьев и деревьев. Природа – самая талантливая художница (разнообразие «растительного царства»; различные природные формы и их строение). Соединение и комбинирование между собой различных контрастных форм.

Декоративное рисование: Декоративное рисование и его роль в развитии детей младшего и среднего школьного возраста. Декоративное рисование и возможности развития абстрактного мышления, творческой импровизации ребёнка.

Симметрия: Понятие симметрии и асимметрии на примерах природных форм. Использование средней линии как вспомогательной при рисовании симметричной фигуры. Два игровых способа изображения симметрии:

- одновременное рисование двумя руками сразу;

- использование сложенного листа бумаги в технике «монотипия» с дальнейшей прорисовкой деталей.

Стилизация: Стилизация как упрощение и обобщение природных форм. Особенности художественного видения мира детьми: яркость восприятия, плоскостное мышление, двухмерность изображения. Стилизация как способ детского рисования.

Работа с рваной бумагой: Рваная аппликация. Развитие мелкой моторики, подготовка детских пальчиков для более сложных действий.

Работа с мятой бумагой: Роль техники мятой бумаги в формировании интереса детей к художественному творчеству и в развитии мелкой моторики. Рисование мятой бумагой.

Выразительные средства графических материалов: Разнообразие выразительных средств графических материалов. Художественные образы, создаваемые с помощью графических материалов: добрые и злые, весёлые и грустные, простые и загадочные.

4. Методическое обеспечение программы.

Освоение материала, в основном, происходит в процессе практической творческой деятельности. Рабочая программа наглядно знакомит детей с художественными материалами, инструментами и техническими приёмами работы с ними. В работе используются, кроме традиционных (акварельные краски, гуашь, кисти, карандаши), нетрадиционные материалы. Это ватные палочки, скомканная бумага для оформления фона либо отдельных элементов, соль (в акварельных картинах), палочки или старые стержни для процарапывания, поталь для декорирования. Этим материалом может быть любой предмет из окружающего мира.

Целенаправленное руководство со стороны педагога способствует успешному развитию детского изобразительного творчества, в том числе при освоении техник изобразительной деятельности, которые дарят детям радость познания, творчества.

5. Список литературы

  1. Доронова Т. Н. Обучаем детей изобразительной деятельности: планы занятий и бесед. – Москва: Школьная пресса, 2005
  2. Афанасьев С., Коморин С. «Триста творческих творческих конкурсов» - Кострома. Методический центр «Вариант», 2000г.
  3. Цквитария Т. Нетрадиционные техники рисования. – М.: Сфера, 2011
  4. Галанжина Е. С., Кащеева Г.С., Рабочи программы. Начальная школа. Изобразительное искусство – М.: Планета, 2013
  5. Неменский Б.М. Изобразительное искусство. Рабочие программы-М.: Просвещение, 2012
  6. Неменский Б.М. Проблемы педагогики. Искусство как инструмент познания и организации жизни-М.: ЦНХО, 2012
  7. «Юный художник» дополнительная образовательная программа по изобразительному искусству. Doc4web/ru/izo/programmadopolnitelnogo-obrazovaniya-detey-let-yuniy-hudozhnik.html

6. Приложения

Приложение 1

Материалы для промежуточного тестирования обучающихся

на выявление уровня знаний теоретического материала

ФИО ребенка

Перечень вопросов

Ответы

Оценка

Правильный ответ

Не во всем правильный ответ

Неверный ответ

1

Назови три основных жанра изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт)

2

Какие цвета относятся к тёплой гамме?

3

Какие цвета относятся к холодной гамме?

4

Используя два и более цветов рисуя небо, более светлый или более темный цвет мы используем ближе к горизонту?

5

Чем отличаются акварельные краски от гуаши?

6

Чем отличаются предметы, изображенные на первом и дальнем планах?

7

С чего лучше начинать рисунок (с мелких деталей или с крупных частей)?

8

Что такое орнамент?

9

Какими красками (гуашь/акварель) рисуют в технике «по мокрому»?

10

Блик на объекте находится с левой стороны. С какой стороны рисуем тень объекта?

0 баллов выставляется за «неверный ответ»;

от 1 до 2 баллов – за «не во всём верный ответ»;

3 балла – за «правильный ответ».

0-24 балла - минимальный уровень

25-51балл – достаточный уровень

52-72балла – высокий уровень


Приложение 2

Материалы для итогового тестирования обучающихся

на выявление уровня знаний теоретического материала

Фамилия, имя ребёнка

1. Что значит украсить предмет

а) наполнить вещь смыслом;

б) определить положение предмета в обществе;

в) расписать вещь для красоты.

2. Назови трёх волшебных братьев – мастеров:

а) двоюродный, троюродный, родной брат.

б) мастер изображения, мастер постройки, мастер украшения.

в) мастер изображения, мастер постройки, обувных дел мастер

3. На какие две большие группы художники делят цвета? Подпиши.

https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_5809c96c7694b/tiestovyie_matierialy_dlia_kontrol_nogho_oprosa_obuchaiushchikhsia_po_tiemie_izo_1.jpeg

https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_5809c96c7694b/tiestovyie_matierialy_dlia_kontrol_nogho_oprosa_obuchaiushchikhsia_po_tiemie_izo_2.jpeg

4. Какой цвет надо добавить к красному, чтобы получился оранжевый?

а) синий

б) жёлтый

в) красный

г) зелёный

5. Какой цвет нужно добавить к синему, чтобы получился зеленый цвет?

а) жёлтый

б) красный

в) белый

г) синий

6. Как называется наука, которая рассказывает о цвете?

а) цветоводство

б) цветник

в) цветоведение

г) композиция

7. Из предложенных цветов выберите тот, который не относится к главным?

а) синий

б) красный

в) жёлтый

г) зелёный

8. Сколько цветов в радуге?

а) 10

б) 12

в) 7

г) 3

9. Выберите холодный цвет:

а) синий

б) красный

в) жёлтый

г) зелёный

10. Выберите тёплый цвет:

а) белый

б) жёлтый

в) чёрный

г) синий

11. Для того чтобы цвета стали тёмными в них добавляют:

а) чёрный

б) синий

в) зелёный

г) красный

12.определи теплые цвета.

а) красный, синий, оранжевый

б) лимонный, зелено-голубой, малиновый

в) умбра, охра, коричневый

г) желтый, охра, фиолетовый

13. Что такое монотипия?

а) расплывчатый рисунок

б) четкий рисунок

в) отпечаток от красок

14. Что такое контраст?

А) уникальный отпечаток;

Б) сочетание цветов;

В) расплывчатый рисунок;

Г) резкая разница.

15. Найдите соответствие:

Изображение человека                                   архитектура

Изображение природы                                     натюрморт

Проекты зданий                                                    портрет

Изображение «неживой природы»                     пейзаж

Украшение предметов                                     скульптура

Лепка человека и животных                       дизайн (декор)

16. Подчеркните музеи изобразительного искусства:

Эрмитаж, цирк, третьяковская

галерея, кинотеатр, лувр,

русский музей

17. Исключи лишнее:

Гжель, хохлома, оригами, жостово,

батик, городец

18. Соотнеси.

А) пейзаж а) изображение человека

Б) натюрморт б) изображение природы

В) портрет в) изображение животных

Г) анималистика г) изображение предметов

Ключ к тесту

1. Что значит УКРАСИТЬ предмет.

А) наполнить вещь смыслом;
Б) определить положение хозяина в обществе;
В
расписать вещь для красоты.

1

2. Назови трёх  волшебных Братьев – мастеров:

А) Двоюродный, троюродный, родной брат.

БМастер изображения, мастер постройки, мастер украшения.

Д) Мастер изображения, мастер постройки, обувных дел мастер

1

3. На какие две большие группы художники делят цвета? Подпиши.

https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_5809c96c7694b/tiestovyie_matierialy_dlia_kontrol_nogho_oprosa_obuchaiushchikhsia_po_tiemie_izo_1.jpeg https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_5809c96c7694b/tiestovyie_matierialy_dlia_kontrol_nogho_oprosa_obuchaiushchikhsia_po_tiemie_izo_2.jpeg

Холодные цвета Тёплые цвета

2

4. Какой цвет надо добавить к красному, чтобы получился оранжевый?

А) синий
Б
) жёлтый
В) красный
Г) зелёный

1

5. Какой цвет нужно добавить к синему, чтобы получился зеленый цвет?

А) жёлтый
Б) красный
В) белый
Г) синий

1

6. Как называется наука, которая рассказывает о цвете?

А) цветоводство
Б) цветник
В
) цветоведение
Г) композиция

1

7. Из предложенных цветов выберите тот, который не относится к главным?

А) синий
Б) красный
В) жёлтый
Г
зелёный

1

8. Сколько цветов в радуге?

А) 10
Б) 12
В
) 7
Г) 3

1

9. Выберите холодный цвет:

А) синий
Б) красный
В) жёлтый
Г) зелёный

1

10. Выберите тёплый цвет:

А) белый
Б
) жёлтый
В) чёрный
Г) синий

1

11. Для того чтобы цвета стали тёмными в них добавляют:

Ачёрный
Б) синий
В) зелёный
Г) красный

1

12.Определи ТЕПЛЫЕ ЦВЕТА.

А) красный, синий, оранжевый;

Б) лимонный, зелено-голубой, малиновый;

Вумбра, охра, коричневый;

Г) желтый, охра, фиолетовый

2

13. Что такое МОНОТИПИЯ?

А) расплывчатый рисунок;

Б) четкий рисунок;

В) отпечаток от красок;

Г) один отпечаток.

2

14. Что такое КОНТРАСТ?

А) уникальный отпечаток;

Б) сочетание цветов;

В) расплывчатый рисунок;

Грезкая разница.

1

15. Найдите соответствие:

Изображение человека - Портрет

Проекты зданий - Архитектура

Изображение природы - Пейзаж

Изображение «неживой природы» - Натюрморт

Украшение предметов – Дизайн (декор)

Лепка человека и животных - скульптура

6

16. Подчеркните музеи изобразительного искусства:

Эрмитаж, Цирк, Третьяковская галерея, Кинотеатр, Лувр, Русский музей

4

17.Исключи лишнее: Гжель, Хохлома, Оригами, Жостово, БатикГородец

2

18. Соотнеси.

А) пейзаж б) изображение природы

В) портрет а) изображение человека

Б) натюрморт г) изображение предметов

Г) анималистика в) изображение животных

4

23 – 33 баллов – высокий уровень

12-22 баллов – достаточный уровень

0-11 баллов - минимальный уровень



Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

(Тюменская область)

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

(КОУ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»)

УТВЕРЖДЕНА

Приказом ________ от ________ года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЮНЫЕ ЭКОЛОГИ»

возраст обучающихся: 14-20 лет

срок реализации: 1 год

   Педагог дополнительного образования:

Вусик О.С.

г. Нефтеюганск – 2023


Оглавление

Название раздела

Стр.

1.

Пояснительная записка

2.

Учебно-тематический план

3.

Содержание программы

4.

Методическое обеспечение программы

5.

Список литературы


  1. Пояснительная записка

Программа «Юные экологи» разработана в соответствии со следующими документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.14г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее-Стандарт);
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации №1026 от 24.11.22г. «Об утверждении федеральной адаптированной основной образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
  • Устав КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Программа внеурочной деятельности «Юные экологи»» имеет естественно-научную направленность. Экологическое образование следует рассматривать как часть общеобразовательной подготовки обучающихся. Согласно ФГОС экологическое образование реализуется как экологическая составляющая базовых учебных предметов, а также в форме вариативного урочного компонента и во внеурочной деятельности.  Оно позволяет формировать экологическую культуру и мировоззрения личности, способствует осознанию школьниками экологических проблем современности, их последствий, путей решения и предотвращения возникновения новых. Экологическая культура детей направлена на формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера; на развитие волевых качеств учащихся; на развитие экологических норм поведения в природе, на приобретение собственного экологического опыта при решении разных задач, положительного опыта взаимоотношения с природой.

  1.  Современный человек – это экологически грамотный человек, который понимает необходимость личного участия в экологическом процессе на протяжении всей своей жизни.

 Знания о связях в природе важны как для формирования у обучающихся правильного миропонимания, так и для воспитания у них ответственного отношения к сохранению объектов природы. Кроме теоретических вопросов, в программу включены практические, направленные на формирование умений и навыков самостоятельного использования знаний основ экологии, расширение познавательного интереса и участие в охране природы своей местности.

Практическое направление программы связано с практическими делами (изучение растительного и животного мира родного края, озеленение, подкормка птиц, экологические акции). Исследовательское направление работы осуществляется при помощи экскурсий, фенологических наблюдений, опытов, которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.  Ученические исследования сочетают в себе использование теоретических знаний и наблюдения, изучение литературы по проблемам экологии, требуют умения моделировать, сравнивать, анализировать, строить план исследования делать определенные выводы.  

Основные методы и формы организации занятий – беседы, экологические игры, экскурсии, наблюдения, экологические акции и десанты, посадка растений, подкормка птиц. Эти формы вовлекают детей в практическую деятельность, позволяют развить собственные познавательные навыки.

1.2. Актуальность программы

Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. В условиях современной экологической ситуации экологическое воспитание школьников стало насущной потребностью общества. Причины и последствия негативных экологических ситуаций, возможность и необходимость преодоления их - эти вопросы являются обязательной составляющей экологической культуры, которая складывается из ответственного отношения:

– к природе (экология природы),

– к себе как составной части природы (экология здоровья),

– к окружающему нас миру, к живым существам вокруг нас (экология души).

Занятия экологической направленности являются важным средством для коррекции у обучающихся таких психических процессов, как внимание, память, мышление, формируют осознанное отношение к природе, навыки эколого-социального поведения.

Цель программы: Обучающийся, владеющий   компонентами экологической культуры человека.

Задачи программы:

  1. Расширить экологические знания и представлений школьников;
  2. Развить познавательную, творческую, общественную активность школьников в ходе экологической деятельности.
  3. Воспитывать экологически целесообразное поведения через   практическую природоохранную деятельность.

1.4. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 14-20 лет

1.5. Срок реализации программы: 1 год

1.6. Ожидаемые результаты.

Программа определяет два уровня освоения программы – достаточный и минимальный. Ожидаемые личностные и предметные результаты (минимальный и достаточный уровни) представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Ожидаемые результаты освоения дополнительной образовательной программы

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Личностные результаты

Знают:

  • понятия экология;
  • права и обязанности граждан России по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов;
  • правила и нормы поведения в окружающей среде;
  • особенности флоры и фауны родного края;
  • экологическую обстановку в регионе;
  • влияние вредных факторов на здоровье.

Умеют:

  • работать со справочной литературой; вести наблюдения в природе;
  • выполнять правила поведения в природе;
  • оформлять результаты своей деятельности
  • применять информацию об экологических ситуациях;
  • оценивать   поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости;
  • проявлять нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям;
  • участвовать в природоохранных акциях;
  • проводить подкормку птиц;
  • охранять растения и животных;
  • озеленять территорию школы.

Знают:

  •  понятия экология;
  • права и обязанности граждан России по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов;
  • правила и нормы поведения в окружающей среде;
  • особенности флоры и фауны родного края;
  • экологическую обстановку в регионе;
  • влияние вредных факторов на здоровье, жизнедеятельность и способы их предоотвращения.

Умеют:

  • работать со справочной литературой;
  • проводить простейших наблюдения и опыты;
  • выполнять правила поведения в природе;
  • оформлять результаты своей деятельности
  • применять информацию об экологических ситуациях;
  • охарактеризовать экологическую обстановку своей местности;
  • участвовать в природоохранных акциях;
  • изготавливать информационные экологические буклеты;
  • оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости;
  • проявлять нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям;
  • выражать свое отношение к природе в продуктивной деятельности;
  • проявлять нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям;
  • участвовать в природоохранных акциях;
  • проводить подкормку птиц;
  • охранять растения и животных;
  • озеленять территорию школы.

  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.
  • Формирование установки на здоровый образ жизни.
  • Оценивание жизненных ситуаций с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
  • участие в решении экологических проблем родного края;
  • -развитие чувства прекрасного через приобщение к красоте родной природы;
  • принятие правил здорового образа жизни

1.7. Формы подведения итогов реализации образовательной программы:

Входной контроль осуществляется в форме ознакомительной беседы с обучающимися с целью введения в мир экологического просвещения.

Текущий контроль включает в себя устные вопросы, выполнение практических заданий в течение всего учебного года. Проводится в формах: опроса и самостоятельной практической работы.

 Итоговый контроль осуществляется формате презентаций – отчетов по проведенным экскурсиям и мероприятиям.

По качеству освоения программного материала выделены следующие уровни знаний, умений и навыков:

- высокий - программный материал усвоен обучающимися детьми полностью, воспитанник имеет высокие достижения;

- достаточный - усвоение программы в полном объеме, при наличии несущественных ошибок;

- ниже достаточного - усвоение программы в неполном объеме, допускает существенные ошибки в теоретических и практических заданиях.


2. Учебно-тематический план

Раздел программы

Количество часов

теорет.

практ.

всего

Введение

2,5

1,5

4

1

Место человека в мире природы. Прогулка по экологической тропе.

0,5

0,5

2

Экология – это всё, что нас окружает.

Читайте на WWW.KP.RU: https://www.kp.ru/daily/217175.5/4277950/

1

3

Практикум "Экодесант".

1

4

Права и обязанности граждан России по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов.

1

Эстетическое восприятие окружающей среды

2

7

9

5

Экскурсия на экологическую тропу. Ознакомление с объектами наблюдений.

1

6

Экскурсия на экологическую тропу. Ознакомление с объектами наблюдений.

1

7

Практикум "Экодесант".

1

8

Влияние природы на эмоции человека.  

1

9

Экскурсия на экологическую тропу "Осенние явления в природе"

1

10

Практикум "Экодесант".

1

11

День защиты животных.

1

12

Практикум "Экодесант".

1

13

Выпуск газеты «Осенние явления»

1

 

Ресурсы планеты.

4

1

5

14

Воздух как часть жизни

1

15

Водные ресурсы

1

16

Почва

1

17

Растительные ресурсы

1

18

Практикум "Экодесант".

1

Природа и человек

5

9

14

19

Подготовка к экологическому диктанту

1

20

Синичкин день. Подкормка птиц.

1

21

Растение Югры.

1

22

Своя игра «Растительный мир планеты».

1

23

Изготовление кормушек.

1

24

Изготовление кормушек.  

1

25

Удивительные факты о животных планеты.

Своя игра «Животный мир планеты».

1

26

Экология леса (поведение в лесу)

1

27

Красная книга ХМАО: охраняемые растения и животные.

 

1

28

Викторина: Красная книга ХМАО.

1

 

 29

Акция  «Покорми птиц»

1

30

Ситуации в поведении людей на природе (обсуждение)

1

31

Акция «Не рубите елочку!»    

 

1

32

Практикум "Экодесант".

1

Экология и дом

9

11

20

33

Комнатные растения. Растения - индикаторы воздуха в квартире

1

34

Акция «Создаём уют в школе» (уход за комнатными растениями)

1

35

Практикум "Экодесант".

1

36

Минипроект «Полезные растения для дома»

1

37

Минипроект «Полезные растения для дома»

1

38

 Осторожно! Бытовая химия

1

39

Осторожно! Бытовая химия

1

40

Практикум "Экодесант".

1

41

Проблемы городских свалок, классификация твердых отходов. Просмотр видеофильма «Город-призрак»

1

42

Сортировка мусора.

1

 

43

Сортировка мусора.

1

44

Экология жилья

1

45

Экологические свойства строительных и отделочных материалов

1

46

Практикум "Экодесант".

1

47

Акция «Я поддерживаю чистоту!» .

1

48

Материалы, из которых сделаны дома, мебель.

покрытия

1

49

Вопросы экологии в

современных квартирах

1

50

Вопросы экологии в

современных квартирах

1

51

Акция  «Покорми птиц»

1

52

Экологический десант

1

Экология питания

4

2

6

53

Экологическое качество продуктов питания

1

 

54

Экологическое качество продуктов питания

1

55

Здоровье и питание

1

 

56

Трансгенные продукты питания - за и против

1

57

Трансгенные продукты питания - за и против

1

58

Витамины - чудесные вещества

1

Экология своей местности

2

8

10

59

Заповедники региона

1

60

Заповедники региона

1

61

Экскурсия на экологическую тропу. Наблюдения весной.

1

62

Экскурсия на экологическую тропу. Наблюдения весной.

1

63

Акция «Я поддерживаю чистоту!»    

1

64

Акция «Я поддерживаю чистоту!»    

1

65

 Практикум "Экодесант".

1

66

Практикум "Экодесант".

1

67

Практикум "Экодесант".

1

68

Практическая        работа        «Таежное богатство»

богатство»

1

Итого:

68

2.1. Календарно-тематический план

п/п

Дата

Темы

Кол-во

часов

Форма

занятия

Введение

 

1

Место человека в мире природы. Прогулка по экологической тропе.

Теория

2

Экология – это всё, что нас окружает.

Читайте на WWW.KP.RU: https://www.kp.ru/daily/217175.5/4277950/

Теория

3

Практикум "Экодесант".

Практика

4

Права и обязанности граждан России по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов.

Теория

Эстетическое восприятие окружающей среды

 

5

Экскурсия на экологическую тропу. Ознакомление с объектами наблюдений.

Практика

6

Экскурсия на экологическую тропу. Ознакомление с объектами наблюдений.

Практика

7

Практикум "Экодесант".

Практика

8

Влияние природы на эмоции человека.  

Теория

9

Экскурсия на экологическую тропу "Осенние явления в природе"

Практика

10

Практикум "Экодесант".

Практика

11

День защиты животных.

Практика

12

Практикум "Экодесант".

Практика

13

Выпуск газеты «Осенние явления»

Практика

 

Ресурсы планеты.

Теория

14

Воздух как часть жизни

Теория

15

Водные ресурсы

Теория

16

Почва

Теория

17

Растительные ресурсы

Теория

18

Практикум "Экодесант ".

Практика

Природа и человек

 

19

Подготовка к экологическому диктанту.

Теория

20

Синичкин день. Подкормка птиц.

Практика

21

Растение Югры.

Теория

22

Своя игра «Растительный мир планеты».

23

Изготовление кормушек.

Практика

24

Изготовление кормушек.  

Теория

 

25

Удивительные факты о животных планеты.

Своя игра «Животный мир планеты».

Практика

26

Экология леса (поведение в лесу)

Теория

27

Красная книга ХМАО: охраняемые растения и животные.

Практика

28

Викторина: Красная книга ХМАО.

Практика

 29

Акция  «Покорми птиц»

Практика

30

Ситуации в поведении людей на природе (обсуждение)

Практика

31

Акция «Не рубите елочку!»    

Теория

32

Практикум "Экодесант".

Практика

Экология и дом

 

33

Комнатные растения. Растения - индикаторы воздуха в квартире

Теория

34

Акция «Создаём уют в школе» (уход за комнатными растениями)

Практика

35

Практикум "Экодесант".

Практика

36

Минипроект «Полезные растения для дома»

Практика

37

Минипроект «Полезные растения для дома»

Практика

38

 Осторожно! Бытовая химия

Теория

39

Осторожно! Бытовая химия

Теория

40

Практикум "Экодесант ".

Практика Практика

41

Проблемы городских свалок, классификация твердых отходов. Просмотр видеофильма «Город-призрак»

Теория

42

Сортировка мусора.

Теория

43

Сортировка мусора.

Практика

44

Экология жилья

45

Экологические свойства строительных и отделочных материалов

Практика

46

Практикум "Экодесант".

Практика

47

Акция «Я поддерживаю чистоту!» .

Практика

48

Материалы, из которых сделаны дома, мебель.

покрытия

Теория

49

Вопросы экологии в

современных квартирах

Теория

50

Вопросы экологии в

современных квартирах

Теория

51

Акция  «Покорми птиц»

Практика

52

Экологический десант

Практика

Экология питания

 

53

Экологическое качество продуктов питания

Теория

54

Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу. Изучение состава питания продуктов (по этикеткам), расшифровка кодов пищевых добавок, их значение и влияние на организм.

Практика

55

Здоровье и питание

Теория

56

Трансгенные продукты питания - за и против

Теория

57

Трансгенные продукты питания - за и против

Теория

58

Витамины - чудесные вещества

Практика

Экология своей местности

 

59

Заповедники региона

Теория

60

Заповедники региона

61

Экскурсия на экологическую тропу. Наблюдения весной.

Практика

62

Экскурсия на экологическую тропу. Наблюдения весной.

Практика

63

Акция «Я поддерживаю чистоту!»    

Практика

64

Акция «Я поддерживаю чистоту!»    

Практика

65

Практикум "Экодесант".

Практика

66

Практикум "Экодесант".

Практика

67

Практикум "Экодесант".

Практика

68

Практическая        работа        «Таежное богатство»

Практика


2.Содержание программы

Введение

Место человека в мире природы. Прогулка по экологической тропе.

Экология – это всё, что нас окружает.

Практикум "Экодесант".

Права и обязанности граждан России по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов.

Эстетическое восприятие окружающей среды

Экскурсия на экологическую тропу. Ознакомление с объектами наблюдений.

Экскурсия на экологическую тропу. Ознакомление с объектами наблюдений.

Практикум "Экодесант".

Влияние природы на эмоции человека.  

Экскурсия на экологическую тропу "Осенние явления в природе"

Практикум "Экодесант".

День защиты животных.

Выпуск газеты «Осенние явления»

Ресурсы планеты.

Воздух как часть жизни

Водные ресурсы

Почва

Растительные ресурсы

Практикум "Экодесант".

Природа и человек

Как связаны между собой человек, растения и животные

Синичкин день. Подкормка птиц.

Как связаны между собой человек, растения и животные

Растение Югры.

Экскурсия на экологическую тропу. Наблюдения за природой.

Животный мир Югры.

Экскурсия на экологическую тропу. Наблюдения за природой.

Экология леса (поведение в лесу)

Красная книга ХМАО: охраняемые растения и животные.

Красная книга ХМАО: охраняемые растения и животные.

Человек и река.

Экология рек (охрана, загрязнение)

Ситуации в поведении людей на природе (обсуждение ситуаций)  

Практикум "Экодесант".

Экология и дом

Комнатные растения. Растения - индикаторы воздуха в квартире

Акция «Создаём уют в школе» (уход за комнатными растениями)

Практикум "Экодесант".

Минипроект «Полезные растения для дома»

Минипроект «Полезные растения для дома»

 Осторожно! Бытовая химия

Осторожно! Бытовая химия

Практикум "Экодесант".

Стоит ли выносить сор из избы?  

Сортировка мусора.

Сортировка мусора.

Экология жилья

Экологические свойства строительных и отделочных материалов

Практикум "Экодесант".

Акция «Я поддерживаю чистоту!» .

Природа и человек

Экскурсия на экологическую тропу. Наблюдения зимой.

Экскурсия на экологическую тропу. Наблюдения зимой.

Изготовление кормушек.

Акция  «Покорми птиц»

Акция «Не рубите елочку!»

Экология питания

Экологическое качество продуктов питания

Экологическое качество продуктов питания

Здоровье и питание

Трансгенные продукты питания - за и против

Трансгенные продукты питания - за и против

Витамины - чудесные вещества

Экология своей местности

Заповедники региона

Заповедники региона

Экскурсия на экологическую тропу. Наблюдения весной.

Экскурсия на экологическую тропу. Наблюдения весной.

Акция «Я поддерживаю чистоту!»    

Акция «Я поддерживаю чистоту!»    

 Практикум "Экодесант".

Практикум "Экодесант".

Практикум "Экодесант".

Практическая        работа        «Таежное богатство»

богатство»

                                                4. Методическое обеспечение программы

                         

Технические средства обучения (ТСО)

  1. Компьютер.
  2. Интерактивная доска.
  3. Мультимедийный проектор.

5. Список литературы

  1. Методические рекомендации по реализации экологического образования в ФГОС второго поколения. // Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н., Либеров А.Ю. М. : Образование и экология, 2011
  2.  Модели основной образовательной программы образовательного учреждения: опыт регионов. / А. В. Вольтов, И. В. Муштавинская, С. И. Петрова и др. – М. : Просвещение, 2011
  3. Введение ФГОС основного общего образования в деятельность образовательного учреждения. Методические рекомендации к программе повышения квалификации педагогических работников. / Н В. Афанасьева, Н. В. Малухина, О.Н. Коптяева.
  4. Л.Л.Шевченко. Концепция и программа учебного предмета «Православная культура», Москва, 2002.
  5. Асланиди К.Б. и др. Экологическая азбука для детей и подростков. –М: Изд. МНЭПУ, 2004
  6. Биология. Энциклопедический словарь школьника / Сост. П. Кошель -М.: ОЛМА- ПРЕСС, 2000.
  7. Занимательные опыты с веществами вокруг нас: Иллюстрированное пособие для школьников, изучающих естествознание, химию, экологию / Авт. – сост. Н.В. Груздева, В.Н. Лаврова, А.Г. Муравьев. – СПб.:Крисмас+, 2003.
  8. Сатуева Л. Л. Формирование экологической культуры и эстетического отношения человека к природе посредством экологического воспитания // Педагогика высшей школы. — 2016. — №1. — С. 27-30. — URL https://moluch.ru/th/3/archive/21/805/ (дата обращения: 30.03.2020).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное  мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...