Тренинги
методическая разработка (5 класс)
Сплочение коллектива
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbornik_treningov_na_splochenie_kollektiva.docx | 38.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п.Малновский»
Тренинги
на сплочение коллектива
Невозможно сделать всю работу одному, время от времени приходится прибегать к помощи другого человека. В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будет достигнута только незначительная цель, которую поставил для себя каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.
Сплочение – это возможность для коллектива стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Чтобы более эффективно добиваться целей, все мы нуждаемся в поддержке, и можем её получить именно в своей команде! Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед!
Цель: сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.
Задачи:
- формирование благоприятного психологического климата;
- формирование и усиление общего командного духа путем сплочения группы людей;
- развитие умения работать в команде;
- осознание каждым участником своей роли, функции в команде.
Целевая аудитория: учащиеся.
Форма проведения: тренинг.
Ожидаемые результаты:
- улучшение психологического климата в коллективе;
- повышение качества взаимодействия между членами коллектива;
- сформированность навыка работать в команде;
- способность понимания своего состояния и состояния других людей.
Формы работы:
Групповая
ТРЕНИНГИ
1. Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что...».
Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...». Например: что живем на планете Земля, учимся в одной группе и т.д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т.д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.
Обсуждение:
Какие эмоции испытывали во время упражнения?
Что нового узнали о других?
Что интересное узнали?
2. Упражнение «Интервью».
Выполняется в парах.
В течение 20 минут необходимо взять друг у друга интервью. Вы должны как можно больше узнать о своем партнере: его жизни, интересах, ценностях, важных жизненных событиях, чтобы как можно точнее составить представление о данном человеке.
3. Игра «Рисунок на спине».
Участники становятся в цепочку, друг за другом. (Если людей много, то их стоит разбить на несколько групп и выстроить в цепочки) Каждому участнику выдается ручка (или другое пишущее средство) и листочек. Последнему в цепочке необходимо показать картинку. Он рисует эту картинку на спине у участника, который стоит впереди него. Последний пытается в это время понять, что же было нарисовано у него на спине, и нарисовать это же на спине у человека, стоящего впереди него. И так до конца цепочки. После окончания сверяются первый и последний рисунок. Так, например, когда я была участником данной игры, звездочка (первый рисунок) превратилась в луг с цветочками и солнышко (последний рисунок). Данная игра – хороший повод посмеяться и уловить особенности окружающих людей.
4. Игра «Путанка».
Участники игры становятся в круг, держась за руки, потом начинают запутываться. Когда все окончательно запутаются, то получится один большой «зверь». После того, как «зверь» сформировался, ведущий должен задать вопросы «Где у зверя голова?», «Где у зверя хвост?», «Где у зверя право?», «Где у зверя лево?». Когда на все вопросы найдены ответы, зверь должен начать двигаться. Он должен пройти 5 шагов вперед, 5 шагов назад, столько же вправо и влево. Потом он должен пробежать несколько метров (зависит от размеров помещения, где проводится игра). Эта игра поможет улучшить взаимопонимание ее участников.
5. Упражнение «Квадрат».
Постройте весь коллектив в круг, и пусть участники закроют глаза. Теперь, не открывая глаз нужно перестроиться в квадрат. Обычно сразу начинается балаган, все кричат, предлагая свою стратегию. Через какое-то время выявляется организатор процесса, который фактически строит людей. После того, как квадрат будет построен, не разрешайте открывать глаза. Спросите, все ли уверены, что они стоят в квадрате? Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены. Квадрат действительно должен быть ровным. И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, предложите участникам открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс. Так же можно строиться в другие фигуры.
Во время упражнений участники переживают сильные эмоции и делают массу выводов, поэтому после каждого этапа можно устраивать небольшое обсуждение, где можно говорить пожелания своим коллегам для улучшения работы. Самый главный вопрос здесь: каким образом задание можно было сделать качественнее и быстрее?
Очень хорошо, если каждый участник тренинга будет отмечен руководством, а еще лучше, если команды получат хорошие памятные призы.
6. Упражнение «Я рад тебя видеть...».
Каждый из участников обращается к своему соседу со словами: «Я рад тебя видеть, потому что...». Продолжить это высказывание нужно не внешними описаниями человека, а личностными качествами участников.
Вопросы для обсуждения:
1. Легко ли вам было выполнять упражнение?
2. Какие чувства вы испытывали, когда к вам обращался ваш сосед?
3. Что вы испытывали, когда вам нужно было обратиться к
другому человеку со словами «Я рад тебя видеть...»?
4. Легко ли вам было определить, почему вы рады видеть своего
соседа?
5. Часто ли вам в жизни приходится говорить людям комплименты?
7. Упражнение «Кто Я?».
Участникам предлагается задуматься над вопросом «Кто я?», потом написать на листочке цифры от 1 до 10, напротив каждой цифры нужно написать свои характеристики, черты, интересы. Затем каждый сдаёт свой листочек ведущему, листочки перемешиваются в мешочке и каждый выбирает себе тот листок, который он достал из мешочка. Характеристики зачитываются вслух и участники должны отгадать кому принадлежат эти черты.
Вопросы для обсуждения:
Какие чувства вы испытывали при выполнении упражнения?
Легко ли вам было выполнять его?
Трудно было кому-то из вас отгадать кому принадлежат характеристики?
Часто ли в жизни вам приходилось ошибаться?
На ваш взгляд, все перечисленные характеристики человека подходили данному участнику?
8. Упражнение «Передай движение по кругу».
Одному из участников предлагается придумать любое движение и передать его другому человеку с помощью жестов и мимики и так по кругу.
Вопросы для обсуждения:
Легко ли вам было выполнять упражнение?
Трудно было отгадать движение, которое вам показывали?
Считаете ли вы, что вас пытались запутать специально?
Думаете ли вы, что кто-то неправильно показывал задуманное движение?
Часто ли вам в жизни приходится общаться не вербально?
9. Упражнение «Передать одним словом».
Участникам раздаются карточки, на которых написаны названия эмоций, и они, не показывая их другим участникам, должны сказать слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник.
Список эмоций: Радость, удивление, сожаление, разочарование, подозрительность, грусть, веселье, равнодушие, спокойствие, заинтересованность, уверенность, желание помочь, усталость, волнение, энтузиазм.
Вопросы для обсуждения:
1. Легко ли вам было выполнять данное упражнение?
2. Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?
3. В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?
4. Какие эмоции вы испытываете в жизни чаще?
Перечень источников:
1. Большаков В. Ю. Психотренинг. СПб, 2018. - 316 с.
2. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Учеб. пособие. - М: Ось89, 2019. - 176 с.
3. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2016 - 160 с.
4. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/Пер с нем. - 4-е изд. - М.: Генезис, 2016. - 240 с.
5. Гарднер Р. Девочкам и мальчикам о хорошем и плохом поведении / Пер. с англ. Е. В. Романовой. - СПб.: Издательство «Каллиста», Рекламно-Издательский центр «Тринадцатая нота», 2014. - 208 с.
6. Аралова М. А. Формирование коллектива. Психологическое сопровождение. ООО “ТЦ Сфера”, 2015.
7. Микляева Н. В. и Ю.В. Работа педагога-психолога. Методическое пособие. Айрис - пресс. М., 2015.
8. Озерина Н.П., Савельева Е.Ю. «Технология менеджмента конфликтов», журнал «Управление ДОУ», №5, 2018 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар для педагогов с элементами тренинга.
Семинар можно проводить с целью оказания психологической помощи педагогам при прохождении аттестации....
разработка занятия с элементами тренинга для педагогов
Современная жизнь требует от человека любой профессии всех его нравственных и физических сил.В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации, как отраж...
Психологический тренинг для подростков-1
Тренинг общения и создания межличностных отношений. Цель: выработать стратегию общения и умение вести себя во вновь созданном классном коллективе....
Психологический тренинг для подростков-2
Тренинг общения и создания межличностных отношений. Цель: выработать стратегию общения и умение вести себя во вновь созданном классном коллективе....
ТРЕНИНГ ПО ТЕМЕ «ДРЕВНЯЯ РУСЬ» ТРЕНИНГ ПО ТЕМЕ "ПЕРВЫЕ РОМАНОВЫ"
Подготовка к ЕГЭ по истории-Тренинг и контроль по теме "Древняя Русь" Подготовка к ЕГЭ по истории-Тренинг и контроль по теме "Превые Романовы"...
Статья "Психологические тренинги. Тренинг на сплочение"
Цель:сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.Задачи:Образовательные.· формировать общий командный дух путем спло...
Тема серии компетентностных коммуникативных тренингов: «Секреты эффективного общения» Номинация: «Методическая разработка компетентностного тренинга, ориентированного на детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации».
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа №6, г. Тамбов Тема серии компетентностных коммуникативных тренингов: «Секреты эффективног...