Тренинги
методическая разработка (5 класс)

Сплочение коллектива

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik_treningov_na_splochenie_kollektiva.docx38.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п.Малновский»

Тренинги

на сплочение коллектива

       

 

Невозможно сделать всю работу одному, время от времени приходится прибегать к помощи другого человека. В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будет достигнута только незначительная цель, которую поставил для себя каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.

Сплочение – это возможность для коллектива стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Чтобы более эффективно добиваться целей, все мы нуждаемся в поддержке, и можем её получить именно в своей команде!  Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед!

  Цель: сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.

  Задачи: 

  • формирование благоприятного психологического климата;
  • формирование и усиление общего командного духа путем сплочения группы людей;
  • развитие умения работать в команде;
  • осознание каждым участником своей роли, функции в команде.

   Целевая аудитория: учащиеся.

   Форма проведения: тренинг.

   Ожидаемые результаты:

  • улучшение психологического климата в коллективе;
  • повышение качества взаимодействия между членами коллектива;
  • сформированность навыка работать в команде;
  • способность понимания своего состояния и состояния других людей.

       Формы работы:

       Групповая


ТРЕНИНГИ

1. Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что...».

Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...». Например: что живем на планете Земля, учимся в одной группе и т.д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т.д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

Обсуждение:

Какие эмоции испытывали во время упражнения?

Что нового узнали о других?

Что интересное узнали?

2. Упражнение «Интервью».

Выполняется в парах.

В течение 20 минут необходимо взять друг у друга интервью. Вы должны как можно больше узнать о своем партнере: его жизни, интересах, ценностях, важных жизненных событиях, чтобы как можно точнее составить представление о данном человеке.

3. Игра «Рисунок на спине».

Участники становятся в цепочку, друг за другом. (Если людей много, то их стоит разбить на несколько групп и выстроить в цепочки) Каждому участнику выдается ручка (или другое пишущее средство) и листочек. Последнему в цепочке необходимо показать картинку. Он рисует эту картинку на спине у участника, который стоит впереди него. Последний пытается в это время понять, что же было нарисовано у него на спине, и нарисовать это же на спине у человека, стоящего впереди него. И так до конца цепочки. После окончания сверяются первый и последний рисунок. Так, например, когда я была участником данной игры, звездочка (первый рисунок) превратилась в луг с цветочками и солнышко (последний рисунок). Данная игра – хороший повод посмеяться и уловить особенности окружающих людей.

4. Игра «Путанка».

Участники игры становятся в круг, держась за руки, потом начинают запутываться. Когда все окончательно запутаются, то получится один большой «зверь». После того, как «зверь» сформировался, ведущий должен задать вопросы «Где у зверя голова?», «Где у зверя хвост?», «Где у зверя право?», «Где у зверя лево?». Когда на все вопросы найдены ответы, зверь должен начать двигаться. Он должен пройти 5 шагов вперед, 5 шагов назад, столько же вправо и влево. Потом он должен пробежать несколько метров (зависит от размеров помещения, где проводится игра). Эта игра поможет улучшить взаимопонимание ее участников.

5. Упражнение «Квадрат».

Постройте весь коллектив в круг, и пусть участники закроют глаза. Теперь, не открывая глаз нужно перестроиться в квадрат. Обычно сразу начинается балаган, все кричат, предлагая свою стратегию. Через какое-то время выявляется организатор процесса, который фактически строит людей. После того, как квадрат будет построен, не разрешайте открывать глаза. Спросите, все ли уверены, что они стоят в квадрате? Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены. Квадрат действительно должен быть ровным. И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, предложите участникам открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс. Так же можно строиться в другие фигуры.

Во время упражнений участники переживают сильные эмоции и делают массу выводов, поэтому после каждого этапа можно устраивать небольшое обсуждение, где можно говорить пожелания своим коллегам для улучшения работы. Самый главный вопрос здесь: каким образом задание можно было сделать качественнее и быстрее?

Очень хорошо, если каждый участник тренинга будет отмечен руководством, а еще лучше, если команды получат хорошие памятные призы.

6. Упражнение «Я рад тебя видеть...».

Каждый из участников обращается к своему соседу со словами: «Я рад тебя видеть, потому что...». Продолжить это высказывание нужно не внешними описаниями человека, а личностными качествами участников.

  Вопросы для обсуждения:

1. Легко ли вам было выполнять упражнение?

2. Какие чувства вы испытывали, когда к вам обращался ваш сосед?

3. Что вы испытывали, когда вам нужно было обратиться к  

    другому человеку со словами «Я рад тебя видеть...»?

4. Легко ли вам было определить, почему вы рады видеть своего  

    соседа?

5. Часто ли вам в жизни приходится говорить людям комплименты?

7. Упражнение «Кто Я?».

Участникам предлагается задуматься над вопросом «Кто я?», потом написать на листочке цифры от 1 до 10, напротив каждой цифры нужно написать свои характеристики, черты, интересы. Затем каждый сдаёт свой листочек ведущему, листочки перемешиваются в мешочке и каждый выбирает себе тот листок, который он достал из мешочка. Характеристики зачитываются вслух и участники должны отгадать кому принадлежат эти черты.

Вопросы для обсуждения:

Какие чувства вы испытывали при выполнении упражнения?

Легко ли вам было выполнять его?

Трудно было кому-то из вас отгадать кому принадлежат характеристики?

Часто ли в жизни вам приходилось ошибаться?

На ваш взгляд, все перечисленные характеристики человека подходили данному участнику?

8. Упражнение «Передай движение по кругу». 

Одному из участников предлагается придумать любое движение и передать его другому человеку с помощью жестов и мимики и так по кругу.

 Вопросы для обсуждения:

Легко ли вам было выполнять упражнение?

Трудно было отгадать движение, которое вам показывали?

Считаете ли вы, что вас пытались запутать специально?

Думаете ли вы, что кто-то неправильно показывал задуманное движение?

Часто ли вам в жизни приходится общаться не вербально?

9. Упражнение «Передать одним словом».

Участникам раздаются карточки, на которых написаны названия эмоций, и они, не показывая их другим участникам, должны сказать слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник.

Список эмоций: Радость, удивление, сожаление, разочарование, подозрительность, грусть, веселье, равнодушие, спокойствие, заинтересованность, уверенность, желание помочь, усталость, волнение, энтузиазм.

  Вопросы для обсуждения:

       1. Легко ли вам было выполнять данное упражнение?

       2. Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?

       3. В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы   по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?

       4. Какие эмоции вы испытываете в жизни чаще?

Перечень источников:

1. Большаков В. Ю. Психотренинг. СПб, 2018. - 316 с.

2. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Учеб. пособие. - М: Ось89, 2019. - 176 с.

3. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2016 - 160 с.

4. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/Пер с нем. - 4-е изд. - М.: Генезис, 2016. - 240 с.

5. Гарднер Р. Девочкам и мальчикам о хорошем и плохом поведении / Пер. с англ. Е. В. Романовой. - СПб.: Издательство «Каллиста», Рекламно-Издательский центр «Тринадцатая нота», 2014. - 208 с.

6. Аралова М. А. Формирование коллектива. Психологическое сопровождение. ООО “ТЦ Сфера”, 2015.

7. Микляева Н. В. и Ю.В. Работа педагога-психолога. Методическое пособие. Айрис - пресс. М., 2015.

8. Озерина Н.П., Савельева Е.Ю. «Технология менеджмента конфликтов», журнал «Управление ДОУ», №5, 2018 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов с элементами тренинга.

Семинар можно проводить с целью оказания психологической помощи педагогам при прохождении аттестации....

разработка занятия с элементами тренинга для педагогов

Современная жизнь требует от человека любой профессии всех его нравственных и физических сил.В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации,  как отраж...

Психологический тренинг для подростков-1

Тренинг общения и создания межличностных отношений. Цель: выработать стратегию общения и умение вести себя во вновь созданном классном коллективе....

Психологический тренинг для подростков-2

Тренинг общения и создания межличностных отношений. Цель: выработать стратегию общения и умение вести себя во вновь созданном классном коллективе....

ТРЕНИНГ ПО ТЕМЕ «ДРЕВНЯЯ РУСЬ» ТРЕНИНГ ПО ТЕМЕ "ПЕРВЫЕ РОМАНОВЫ"

Подготовка к ЕГЭ по истории-Тренинг и контроль по теме "Древняя Русь"  Подготовка к ЕГЭ по истории-Тренинг и контроль по теме "Превые Романовы"...

Статья "Психологические тренинги. Тренинг на сплочение"

Цель:сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.Задачи:Образовательные.·         формировать общий командный дух путем спло...

Тема серии компетентностных коммуникативных тренингов: «Секреты эффективного общения» Номинация: «Методическая разработка компетентностного тренинга, ориентированного на детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации».

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа №6, г. Тамбов Тема серии компетентностных коммуникативных тренингов: «Секреты эффективног...