Урок памяти «Мы память пронесем через года», посвященный памяти погибших жителей и защитников блокадного Ленинграда.
методическая разработка (9, 10, 11 класс)
Методическая разработка, появященная памяти погибших жителей и защитников блокадного Ленинграда"
ССЫЛКА НА ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ https://disk.yandex.ru/d/14RM8ZhgTDbHZw
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка урока памяти "Непокоренные.... Блокадному Ленинграду посвящается" | 935.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийский фестиваль методических разработок по кинопедагогике
«Лента памяти»
Урок памяти «Мы память пронесем через года», посвященный памяти погибших жителей и защитников блокадного Ленинграда.
Всероссийский фестиваль методических разработок по кинопедагогике
«Лента памяти»
Автор: Крушельницкая Марина Анатольевна,
учитель истории и обществознания высшей категории
Муниципального автономного общеобразовательного
учреждение Белоярского района
«Средняя общеобразовательная школа п. Верхнеказымский»
2024 год
Краткая аннотация: 27 января 2024 года наша страна отметила 80-годовщину снятия блокады Ленинграда. Наш долг помнить и чтить героизм людей, оборонявших и защищавших Ленинград, стоящих насмерть, и отстоявших город, Мы не должны забывать о тех страшных событиях. В данной работе раскрыта величайшая трагедия и подвиг жителей блокадного Ленинграда.
Актуальность: Все дальше вглубь истории уходят события, связанные с Великой Отечественной войной. Мы должны передать эстафету памяти, показать величие и самоотверженность подвига советских людей, завоевавших Победу воспитать в будущих россиянах глубокое уважение и гордость за наших отцов, дедов, матерей, отдавших свою жизнь ради нашей мирной и счастливой жизни. Из поколения в поколение мы должны передавать память о тех трагических днях. Трагедия блокады Ленинграда навсегда изменила судьбы не только участников тех событий, но и последующих поколений. Помнить о героях Великой Отечественной войны – священный долг потомков.
Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ через изучение истории блокадного Ленинграда, подвига, совершённого его жителями, противодействие фальсификации событий Великой Отечественной войны, повышение интереса к истории Родины.
Задачи:
Образовательные:
- формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 г., ее защитниках и подвигах;- познакомить ребят с понятием блокада.
Развивающие:
- развивать выразительность речи при чтении стихов, историческую память школьников, коммуникативные навыки.
Воспитательные:
- пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны;
- воспитывать патриотические чувства, уважение к старшему поколению.
Возрастная категория участников: 13-16 лет
Формат мероприятия: Урок памяти, продолжительность занятия: 45 минут. Материал может быть использован классными руководителями, учителями истории, организаторам по воспитательной работе.
Оборудование: ноутбук, мультимедийная установка; презентация по теме; документальные фильмы о Блокадном Ленинграде, «Ленинградский метроном», стакан с водой, кусочки хлеба весом в 120 грамм и свеча, шаблоны с ласточками.
Ссылки на фильмы для методической разработки:
https://ya.ru/video/preview/10671605497304705277 «Начало Великой Отечественной войны. Священная война»
https://ya.ru/video/preview/9579786175310244418 «Непокоренные»
https://ya.ru/video/preview/3278511329966538284 «К 80-летию снятия блокады
Ленинграда»
https://eobraz.ru/ Блокадный хлеб
https://disk.yandex.ru/i/gG6AMdcn0RzIxw Дневник Тани Савичевой
https://ya.ru/video/preview/1708663712099687245 Воля к жизни в блокадном Ленинграде. Седьмая Симфония Дмитрия Шостаковича
Методические приемы и советы по организации: словесный, наглядный.
Оформление: в классе на столе зажженная свеча, стакан воды с куском хлеба и буханка чёрного хлеба.
Ход мероприятия
Вступительное слово учителя.
(Слайд 1) Что может быть страшнее, чем война?!
Лишь слезы да страдания несет она.
И счастье разбивает у людей,
Любимых разлучает и друзей.
Ранним утром 22 июня 1941 года на нашу страну напала фашистская Германия, во главе которой стоял Адольф Гитлер.
Демонстрация видеоролика «Священная война»
https://ya.ru/video/preview/10671605497304705277
Ведущий 1: (Слайд 2) Гитлер намеревался захватить нашу страну за 6 недель. Большую часть славянских народов фашисты хотели истребить, а оставшихся загнать в военные поселения, превратив в рабов. Долго учить детей в школах не собирались. Будут только знать правила уличного движения, чтобы не мешали двигаться машинам, уметь подписываться, и знать таблицу умножения до 25. Чтобы поработить наш народ, надо было захватить столицу нашего государства – Москву. Гитлер хотел, чтобы от города ничего не осталось. К середине октября немцы были у стен столицы. Они уже мечтали поставить памятник Гитлеру. С собой они взяли для сооружения памятника гранитные плиты и блоки. Но Москва не сдалась.
Ведущий 2: (Слайд 3) Гитлер считал, что Москва – это сердце Советского Союза, а Ленинград её душа. Не получается уничтожить сердце, уничтожим её душу. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград с целью стереть его с лица земли.
Учитель: (Слайд 4) Уважаемые ребята. Сегодня мы в очередной раз пролистаем страницы «Памяти». 900 дней, почти три года, длилась беспримерная героическая борьба жителей города на Неве с врагом. Ничто не смогло сломить их воли и мужества. Окруженный со всех сторон город пытался выжить – просто выжить, физически, почти без еды, почти без электричества, порой без тепла в самый лютый мороз, под постоянными обстрелами.
Оборона Ленинграда – одна из самых героических страниц отечественной истории и одновременно самая трагическая. И наша встреча посвящена всем ленинградцам, пережившим эти страшные дни, отстоявшим свой родной и любимый город, и тем, кто не дожил до этого долгожданного светлого дня. Тема нашего мероприятия «Мы память пронесем через года». (Слайд 5) Лучше всего о блокаде говорят даже не слова, не стихи или песни, а кадры кинохроники той трагедии. Давайте их вместе посмотрим.
Демонстрация видеоролика «Непокоренные»
https://ya.ru/video/preview/9579786175310244418
Ведущий 1: (Слайд 6) Взятие Ленинграда представляло огромное значение для Гитлера. Он считал, что захватив Ленинград, Советский Союз будет непременно уничтожен. В сентябре 1941 года начались бои у стен города. В короткий срок Ленинград превратился в неприступную крепость. (Слайд 7) Фашистские войска охватили 200-км кольцом осады непокорный город. Началась блокада. В кольце блокады Ленинграда оказалось 2 млн. 887 тыс. человек. Длилась блокада с 31 августа 1941 года по 27 января 1944 (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) — 879 дней. (Слайд 8)
Учитель: (Слайд 9) 8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады длиной в 900 дней и ночей. Сумеет ли новое поколение оценить, понять все, что выстрадали ленинградцы, как выстояли они в эти суровые, страшные блокадные дни? 900 дней мук и слез, горестей и смертей, надежд и тревог, труда и борьбы. Сколько бедствий встает сразу за этими строками — 900 героических дней. Ни один город, ни одна крепость за всю историю существования человечества не выносила столь жестокого испытания... Гитлер решил стереть с лица земли Ленинград. Не вышло!
Ведущий 1: Город подвергся страшнейшим лишениям и пыткам. Враг рассчитывал, что пробудит в ленинградцах самые низменные животные инстинкты. Он был уверен, что голодающие, мерзнущие, жаждущие люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, начнут роптать, перестанут работать, в конце концов, сами сдадут город. Но случилось так, что оборона Ленинграда сорвала все планы врага.
Как это было. Всего рассказать невозможно. Перелистаем всего лишь несколько блокадных страниц…
Демонстрация видеоролика «К 80-летию со дня снятия блокады Ленинграда»
https://ya.ru/video/preview/3278511329966538284 (демонстрация 00-01.57 мин, пауза)
Ведущий 2:
Враг силой не мог нас осилить,
Нас голодом хочет он взять,
Отнять Ленинград у России,
И в плен ленинградцев забрать.
С первых дней сентября в Ленинграде были введены продовольственные карточки (слайд 10).
Ведущий 1: Властями Ленинграда был введён норматив по отпуску продуктов питания. Размер продовольственного пайка составлял (слайд 11):
Рабочим — 250 грамм хлеба в сутки;
Служащим, иждивенцам и детям до 12 лет — по 125 граммов;
Личному составу военизированной охраны, пожарных команд, истребительных отрядов, ремесленных училищ — 300 граммов
Войскам первой линии — 500 граммов.
При этом до 50 % хлеба составляли примеси, и он был почти несъедобным. Все остальные продукты почти перестали выдаваться. Начался голод!..Зимой он усугублялся холодом… Люди умирали…(слайд 12)
Демонстрация видеоролика «Блокадный хлеб»
https://eobraz.ru/ Блокадный хлеб
Учитель: (слайд № 13) Посмотрите на этот кусочек хлеба! Он весит 125 грамм…(кусок черного хлеба весом 125 г), раздает ребятам по кусочку хлеба.
Трудно представить, что это все что можно было съесть за сутки. Но как ценен этот небольшой кусочек …
Ведущий 2: (Слайд 14)
Да, мы не скроем – в эти дни
Мы ели клей, потом ремни,
Но, съев похлебку из ремня,
Вставал к станку упрямый мастер,
Чтобы точить орудий части,
Необходимые войне.
Но он точил, пока рука
Могла производить движенья.
А если падал у станка –
Как падает солдат в сраженье.
Ведущий 2: (Слайд 15 ) В конце ноября 41 года ударили морозы (в ночь на 31 декабря было около 32 градусов ниже нуля). Замерзли водохранилища, подошло к концу топливо. В каждом доме были установлены печки-буржуйки. Ленинградцы жгли мебель, паркет, книги. За водой ходили на набережные Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами.
Ведущий 1: В январе 1942 года встал городской транспорт. Имевшееся электричество было необходимо для производства. Прекратилась подача электричества в квартиры. Люди терпели нечеловеческие условия, в которых приходилось жить … и трудиться, следуя девизу «Все для фронта, все для победы!» (слайд 16)
Демонстрация видеоролика «К 80-летию со дня снятия блокады Ленинграда»
https://ya.ru/video/preview/3278511329966538284 (демонстрация 01.58 – 03.12 мин, пауза)
Читает учитель: (повторяются слайды 14-15)
Вот строки из из архивных документов управления ФСБ по С.-Петербургу «…Жизнь в Ленинграде с каждым днем ухудшается. Люди начинают пухнуть, так как едят горчицу, из нее делают лепешки. Мучной пыли, которой раньше клеили обои, уже нигде не достанешь».
«Сегодня ела лишь студень из столярного клея… С хлебом перебои. Нет воды на хлебозаводе. По той же причине весь день и вечер горит, как факел, дом на Ивановской улице – нечем тушить. Ноги еле ходят. Хоть бы скорей весна!»
«Получишь 250 грамм хлеба, и притронуться боишься. Начнёшь его – и съешь весь… А впереди смена. И дома ждут мама и три сестрёнки. Галю, самую младшую, три годика ей было, схоронили. Немного нас осталось, блокадниц…»
Ведущий 1: Смерть входила во все дома. Страшнее всего было детям (слайды 16-17). Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода. В России многие знают историю 12-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Блокада отняла у девочки родных. В те же жуткие дни Таня сделала в записной книжке такие короткие трагические записки.
Демонстрация видео «Дневник Тани Савичевой»
https://disk.yandex.ru/i/gG6AMdcn0RzIxw
Учитель: (Слайд 18) Дневник Тани Савичевой выставлен в Музее истории Ленинграда, его копия – в витрине мемориала Пискаревского кладбища, где покоятся 570 тысяч жителей города, умерших во время фашистской блокады.
Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия – трагические «визиты» смерти в родной дом. И когда читаешь это, цепенеешь.
Долгие годы после войны считалось, что 12-летняя Таня, последняя из Савичевых, умерла в блокадном Ленинграде. Но оказалось, что Савичевы умерли не все. У неё осталась старшая сестра, которая была эвакуирована вместе с заводом, где она работала. Это она рассказала дальнейшую историю Тани. Таню, потерявшую сознание от голода, обнаружили служащие специальных санитарных команд. Жизнь едва теплилась в ней. Вместе с другими истощенными детьми девочку эвакуировали в Нижегородскую область. Врачи в течение 2 лет сражались за жизнь Тани, но гибельные процессы в ее организме оказались необратимыми. 1 июля 1944 года Таня умерла. А вот «Дневник Тани Савичевой» попал в ленинградский музей, оттуда — в Нюрнберг, и дальше эта повесть длиной в 41 строку облетела по орбите планету.
Ученик: (Слайд 19)
Этот дневник на процессе Нюрнбергском
Был документом, страшным и веским,
Плакали люди, строчки читая.
Плакали люди, фашизм, проклиная.
Танин дневник – это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
«Вновь не должно это все повториться!»
Демонстрация видеоролика «К 80-летию со дня снятия блокады Ленинграда»
https://ya.ru/video/preview/3278511329966538284 (демонстрация 03.13 – 04.54 мин, пауза)
Ведущий 2: (Слайд 20) В таких жестких условиях город жил и работал все 900 дней блокады. Фашисты окружили город по суше, но Ладожское озеро оставалось советским. Ставка Верховного главнокомандования предпринимала усилия, чтобы облегчит жизнь людей в блокадном Ленинграде. По воде и льду Ладожского озера проложили ленинградцы дорогу, соединившую город с Большой землей, не занятой врагом. Эта дорога названа Дорогой жизни. (Слайд №23)
22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.
Ведущий 1:
«Дорогой жизни» шел к нам хлеб,
«Дорогой жизни» многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги.
Ведущий 2: Больше двух лет, днем и ночью, шли «Дорогой жизни» корабли и машины, спасая Ленинград от голодной смерти. Все, кто обслуживал ледовую трассу - водители, дорожники, связисты, зенитчики, регулировщики работали в необычайно сложных условиях: в стужу, в буран, под непрерывными бомбежками и обстрелами.
Ученик: (Слайд 21)
И было все на том году
Машина задняя осела
Шофер вскочил, шофер на льду.
Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на пять минут – пустяк,
Поломка эта не угроза,
Да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.
А хлеб – две тонны
Он спасет 16000 ленинградцев.
И вот в бензине руки он смочил,
Поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб,
Пригонит к хлебопекарне до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре.
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.
Ведущий 1: Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно на Большую землю вывозили детей, раненых, истощенных людей. Сколько людей спасла эта дорога. Народ очень точно назвал ее «дорогой жизни».
Демонстрация видеоролика «К 80-летию со дня снятия блокады Ленинграда»
https://ya.ru/video/preview/3278511329966538284 (04.55 – 07.55 мин, пауза)
Учитель: (Слайд 22) предлагаю вам раскрасить и вырезать символ «Надежды» блокадного Ленинграда маленькую ласточку и раздать их учащимся нашей школы.
Ведущий 2: (Слайд 23) В первый год тяжелой блокадной зимы работало 39 школ. В школах,
не прекращавших своей работы и в голодную зиму, в июне 42 года, десятые классы окончили 532 школьника, 70 из которых с отличием.
Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды. В помещениях стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но и прямо в классе.(слайд 24)
Ведущий 1:
Девочка руки протянула, уснула.
А оказалось – умерла…
Никто не проронил ни слова,
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Уроки после похорон…
Демонстрация видеоролика «К 80-летию со дня снятия блокады Ленинграда»
https://ya.ru/video/preview/3278511329966538284 (07.56 – 9.45 мин, пауза)
Ведущий 2: (Слайд 25) Несмотря на голод, холод, нечеловеческие условия, Ленинград не только жил, он давал фронту танки и самолеты. Люди недосыпали, недоедали, но продолжали работать на военных предприятиях, выпуская военную продукцию, в том числе составляющие детали для «Катюш». (слайд №20)
Ведущий 1: (Слайд 26) Требовались рабочие. На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. Подростки-рабочие работали в невыносимых условиях. Голодные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага.
Ведущий 2: Блокада продемонстрировала не только чудеса мужества, стойкости, героизма. Блокада показала чудеса человеческого духа. Потому что люди не только работали, выживали — они творили, создавая прекрасное, и сохраняли для потомков величайшие ценности культуры, сокровища мирового искусства.
Ведущий 1: (Слайд 27) Давайте представим себе изможденных, голодных людей, которые, шатаясь от слабости, спасали коллекции Эрмитажа, Русского музея, представим тех, кто вел экскурсии для солдат в нетопленых залах, демонстрируя порой пустые рамы — и страстно, ярко рассказывая о картинах, которые висели в этих залах. Для этого нужна была великая вера — вера в то, что настанет время, и эти картины вернутся, и люди, затаив дыхание, снова будут стоять перед ними…(слайд № 30).
Ведущий 2: (Слайд 28) Давайте представим тех, кто выходил на сцену в холодных залах, играл великую музыку, тем самым даря людям, которые ее слушали, великую веру в то, что наш народ, наша культура непобедимы. Великий композитор Дмитрий Шостакович - житель блокадного Ленинграда - как все жители защищал город. А ночью сочинял музыку. И в Большом зале филармонии состоялся концерт.
Демострация видео Воля к жизни в блокадном Ленинграде. https://ya.ru/video/preview/1708663712099687245
Ведущий 2: (Слайд 29) Давайте вспомним тех, кто спас библиотеки, коллекции в научно-исследовательских институтах. Говорят, коллекции картофеля и злаков никто не рассматривал как пищу, а книги — как растопку.
Ведущий 1: (Слайд 30) Давайте склоним головы перед памятью тех, кто писал стихи в умирающем городе, кто говорил с его жителями со страниц газет и из динамиков радиоточек. Их голоса спасали от одиночества, страха, страданий, а порой — и от безумия.
(стихотворение на фоне слайда № 31)
Мы рыли рвы – хотелось пить.
Бомбили нас - хотелось жить.
Не говорилось громких слов.
Был дот на каждом из углов.
Был дом - ни света, ни воды.
Был хлеб – довесочек беды.
Сон сокращался в забытье.
Быт превращался в бытие.
Была одна судьба на всех.
Мы растеряли светлый смех.
Мы усмиряли темный страх.
Мы умирали на постах.
Мы умирали…
Город жил –
Исполнен малых наших сил.
Ведущий 2: (Слайд 32) И вот наступил момент прорыва блокады. Операцией по освобождению Ленинграда командовал выдающийся советский военачальник Георгий Константинович Жуков. Одной из главных задач войск Ленинградского фронта зимой 1942-43 года был прорыв фронта противника вдоль побережья Ладожского озера. Наступление началось утром 12 января. В результате успешных действий бойцов Ленинградского и Волховского фронтов был освобожден участок побережья озера длиной 8-10 км. Так было разорвано кольцо блокады. Но окончательно блокада прорвана была только в январе 1944 года - через год.
Всему нашему народу было трудно во время войны. Но труднее всех было ленинградцам, на них выпали самые тяжкие испытания, но мужество их не покинуло. (Слайд №33)
Ведущий 2: (Слайд 34) В честь снятия блокады дан салют. Небо осветилось не прожекторами и взрывами, а праздничным фейерверком. (Слайд №35)
Ленинградцы выстояли и победили. 27 января 1944 года – день великого ликования ленинградцев, которого упорно ждали все его защитники 900 долгих дней и ночей. Радио объявило: «Город Ленинград освобожден от вражеской блокады!» Все выбежали на улицу, кричали: «Ура!»,- поздравляли друг друга. В честь выигранного сражения над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта. (Слайд №36)
Демонстрация видеоролика «К 80-летию со дня снятия блокады Ленинграда»
https://ya.ru/video/preview/3278511329966538284 (9.45 – 13.11 мин, пауза)
Ученик:
Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало…
Казалось, что все небо грохотало,
Приветствуя великое начало
Весны, уже не знающей преград.
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий,
Смеялись, пели, обнимались люди…
Ведущий 1: За годы блокады от голода и холода погибло по разным данным от четырехсот пятидесяти тысяч до одного миллиона человек. При обороне города легло на поле битвы более двух миллионов наших воинов. Такова была цена нашей победы…
Ведущий 2: (Слайд 37) 900 героических дней обороны Ленинграда навсегда сохранятся в памяти народа. За мужество и героизм, проявленные в войне городу присвоено звание «Город-герой».22 декабря 1941 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». Полтора миллиона ленинградцев были представлены к награде, из них пятнадцать тысяч двести сорок девять детей.
Ведущий 2: Прошло 80 лет. Выросло не одно поколение, которое никогда не знало ужасов войны. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в нашей памяти, в названиях улиц и площадей, в величественных и мемориальных комплексах… (Слайд № 38)
Ведущий 1: (Слайд 38) Священное место для каждого ленинградца – Пискаревское мемориальное кладбище. Здесь похоронены сотни тысяч защитников и жителей города, погибших в годы блокады. Скорбная тишина стоит над длинными холмами братских могил. Горит вечный огонь. (Слайд № 39)
Ученик (Слайд 39)
Ленинградец душой и родом,
Болен я сорок первым годом.
Пискаревка во мне живет.
Здесь лежит половина города
И не знает, что дождь идет…
Мы чашу горя выпили до дна.
Но враг не взял нас никаким измором,
И жизнью смерть была побеждена
И победили человек и город!
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.
Учитель: Внимание! Объявляется минута молчания в память о погибших в годы блокады. Прошу всех встать!
(Слайд №40, метроном, минута молчания)
Итог мероприятия.
Учитель: Ленинград выдержал длительную осаду 900 дней, прежде всего потому, что население, воспитанное на революционных, боевых и трудовых традициях, до последнего вздоха защищало город. Несмотря на пережитые страдания, наша Россия жива, русский дух не сломлен!
Сегодня мы рассказали вам всего лишь несколько страниц из военной летописи. Мы хотим, чтобы это помнили. Сохраним историческую память вместе! (Слайд 41)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий литературно-музыкально-историческоо вечера, посвященного защитникам блокадного Ленинграда
Взятие Ленинграда и соединение с Финскими войсками могло еще больше укрепить гитлеровскую коалицию, заставить правительства стран, которые еще колебались, вступив в войну против СССР. Быстрый захват Л...
Сценарий торжественной линейки, посвященной памяти погибшего милиционера Олега Суртаева, имя которого носит школа.
Сценарий торжественной линейки, посвященной памяти погибшего милиционера....
Урок мужества, посвящённый памяти защитников блокадного Ленинграда.
Разработка о жизни людей в блокадном Ленинграде....
Праздник, посвященный памяти погибших в ВОВ
Сценарий праздника, проведенного в районном управлении социальной защиты населения (РУСЗН) города Москвы, для ветеранов и участников боевых действий в ВОВ....
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ, ПОСВЯЩЕННОГО ЗАЩИТНИКАМ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА
Ожидаемый результат: Становление личности воспитанника с активной жизненной позицией, обладающей чувством справедливости, глубоким уважением к людям Советского Союза, к защитникам Родины, приобщение к...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ, ПОСВЯЩЕННОГО ЗАЩИТНИКАМ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА
Цели:расширение представления воспитанников о Великой Отечественной войне, рассказать о блокаде Ленинграда;формирование положительной оценки духовного подвига советского народа. Задачи:позн...
Линейка памяти, посвященная памяти расстрела жителей с. Тимоново 22 ноября 1942 года
Линейка памяти, посвященная памяти расстрела жителей с. Тимоново 22 ноября 1942 года...