Регулирование конфликта между подростками через внеклассное мероприятие
статья (8 класс)

Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие мастера производственного обучения с учащимися. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)  понимаются не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, формирования духовно-нравственной, социальной и семейной культуры. Портрет выпускника выглядит таким образом: это деятельный и активный, креативный, любознательный инициативный открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый человек. В нем развито положительное отношение к себе, чувство собственного достоинства, исследовательский интерес, уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения, развиты навыки самоорганизации. Он обладает уверенностью в своих силах, коммуникативностью, ответственностью, саморегуляцией. Проблема состоит в том, что для реализации личностных достижений обучающихся требуется контакт с ними не только на  уроках теоретического и практического обучения, но и общение во время  внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_publikatsii.docx19.91 КБ

Предварительный просмотр:

Регулирование конфликта между  подростками через внеклассное мероприятие

Проценко Роман Владимирович

Воспитатель

 ЧОУ «Газпром Школа Санкт-Петербург»

Санкт-Петербург, Петроградский район

Аннотация: Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие мастера производственного обучения с учащимися. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)  понимаются не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, формирования духовно-нравственной, социальной и семейной культуры. Портрет выпускника выглядит таким образом: это деятельный и активный, креативный, любознательный инициативный открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый человек. В нем развито положительное отношение к себе, чувство собственного достоинства, исследовательский интерес, уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения, развиты навыки самоорганизации. Он обладает уверенностью в своих силах, коммуникативностью, ответственностью, саморегуляцией. Проблема состоит в том, что для реализации личностных достижений обучающихся требуется контакт с ними не только на  уроках теоретического и практического обучения, но и общение во время  внеурочной деятельности.

Каждый человек отличается от любого другого своим индивидуальным психологическим своеобразием. В характере каждого человека надо видеть единство устойчивых  и динамических свойств. Основа характера складывается постепенно, в процессе жизни. Она укрепляется и становится типичной для данного человека, а конкретные проявления характера могут несколько видоизменяться в зависимости от ситуации, в  которой находится человек, под влиянием людей, с которыми он общается.  Нужно отметить, некоторые люди пытаются маскировать внутреннее содержание характера внешней игрой.

Однако как бы искусно не играл человек ту или иную роль он время от времени снимает маску и обнажает свое лицо. Чаще всего это бывает в конфликтных  ситуациях.

Подростковый возраст - трудное время и для детей, и для родителей, и для педагогов. И не известно еще, кому труднее. На мой взгляд, тема конфликта неисчерпаема. Это одна из проблем, которую можно назвать извечной. Пока существуют люди, пока развивается общество, существуют и споры, приводящие к конфликтным ситуациям. Подростковый возраст является одним из наиболее кризисных возрастных периодов. Именно в это время становления личности ребенок становится «трудным». Как правило, подросткам присущи предельная неустойчивость настроения, поведения, постоянные колебания самооценки, ранимость, неадекватность реакции. Этот возраст богат конфликтами и осложнениями. Все это требует от взрослых, окружающих подростка, пристального внимания, предельной тонкости, деликатности, вдумчивости.

Конфликты между подростками происходят тогда, когда нет у них взаимопонимания, близости интересов.

Гипотеза: Многие люди считают, что причиной конфликтов является несходство характеров.

Поэтому целью моей работы показать, что учащиеся,  которые из-за различий в характере, взглядах, манере поведения очень непросто ладить друг с другом, на самом деле  чем-то похожи.

Задачи:

-   развитие и совершенствование психологических качеств подростка;

- воспитание толерантности, уважительного отношения друг к другу, умение общаться в коллективе, культура общения.

Попадая в конфликтные ситуации, следует помнить, что конфликты могут нас разрушать.

Каждый подросток имеет свой, особенный характер, со своими положительными и отрицательными, сильными и слабыми сторонами, которые и представляют существенные особенности личности. Осуществляя индивидуальный подход,  мастер производственного обучения, прежде всего, должны учитывать характерные особенности подростка.

Общение со сверстниками — особая сфера жизни подростка. Известно, что влияние на него товарищей, одноклассников, как положительное, так и отрицательное, может быть очень велико. Однако психологические механизмы такого влияния часто бывают, непонятны и учителям, и родителям. Они определяются своеобразием происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от детства к взрослости.

Неблагополучие в отношениях подростка с одноклассниками, практический разрыв деловых и личных взаимоотношений с ними могут иметь многосторонние отрицательные последствия не только в плане возникновения у подростка тяжелых переживаний, но и для формирования его личности в целом. Поэтому вопросы регуляции и разрешения конфликтов, связанных с нарушением межличностных взаимоотношений учащихся, всегда волнуют мастера производственного обучения.

Наверно для всех не секрет, что учащиеся приходят в учебное заведение из разных школ, из разных коллективов, а так же из разных социальных семей. Некоторые из нас могут интуитивно с первого взгляда распознать незнакомых людей, точно оценить ситуацию, понимать мотивы своих поступков. Но придя в новый коллектив,  ребёнку, трудно распознать своих сверстников и на что они способны. А ведь каждому из них ежедневно приходиться сталкиваться  друг с  другом и определять, хороший человек или плохой стоит перед ним, допускать его в свою жизнь. Впервые недели, придя в новый коллектив, учащиеся начинают приглядываться друг другу. Многие показывают свой характер и этим самым находят родственную душу. Но идеальных коллективов не бывает, поэтому через некоторое время в зависимости от социализации человека возникают межличностные конфликты.

Стремление подростка к самоутверждению является, по сути, прогрессивной тенденцией развития, и воспитательная задача состоит в том, чтобы придать ей ценное с точки зрения нашего общества направление. Потребность взрослеющего человека занять достойное место в системе взаимоотношений с окружающими, появление у него желания быть принятым и признанным в коллективе являются очень, ценными. Это важный резерв формирования нравственной сферы личности.

Пренебрежение взрослого к новому уровню самосознания подростка, игнорирование его важнейших потребностей лишь усугубляют конфликтную ситуацию, в которой живет подросток. Психологический дискомфорт в коллективе класса, напряженные отношения с учителями, а затем и с родителями способствуют тому, что отрицательные формы поведения закрепляются и могут перейти в черты характера. Кроме того, деформация взаимоотношений с окружающими неизбежно ведет к снижению познавательной активности подростка. Может возникнуть общее негативное отношение  к учебной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алемаскин М.А. Воспитательная работа с подростками/  М.А. Алемаскин. – М; 1979.
  2. Бочарова В.Г. Социальная педагогика/ В.Г. Бочарова. – М; 1994.
  3. Загвязинский В.И. Социальная педагогика/ под редакцией В.И. Загвязинского, О.А. Селивановой. – М.: Юрайт, 2012 – 405 с.
  4. Мириманова М.С. Конфликтология: Учебник для студентов среднего педагогического учебного заведения/ М.С. Мириманова. – 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2004 – 320 с.
  5. Интернет-ресурс: http://www.voppsy.ru/issues/1986/861/861079.htm#a6

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей младших школьников через внеклассные мероприятия

Видеть в каждом ученике личность, помочь словом и делом, содействовать            тому, чтобы каждый из них поверил в себя, раскрыл свои способно...

Воспитание интереса к литературе у учащихся через внеклассные мероприятия

Предлагаемый материал - методическая статья об опыте работы учителя русского языка и литературы.....

Интерес к изучению литературы через внеклассное мероприятия

Больше  всего  в  воспитании  интереса  к  урокам  литературы, по-моему, помогают  внеклассные  мероприятия. Почему  именно  они? Да потому...

Роль изучения иностранного языка в учебно-воспитательном процессе через внеклассные мероприятия

Внеклассные мероприятия-часть воспитательного процесса.Предметные недели, КВН, игры, языковые викторины проводятся для повышения мотивации изучения языков....

Изучение культурного наследия на уроках литературы через внеклассное мероприятие с учащимися индивидуального обучения.

Проводилась подготовка к 200летию великого русского поэта М.Ю. Лермонтова. В ходе заочной экскурсии по лермонтовским местам России, учащиеся принимали участие в конкурсе на лучшее исполнение произведе...

Формирование активной жизненной позиции у старшеклассников с ОВЗ через внеклассные мероприятия патриотической направленности

Формирование активной жизненной позиции у старшеклассников с ОВЗ через внеклассные мероприятия патриотической направленности - это неустанная работа по созданию у воспитанников чувства гордости з...

Духовно-нравственное воспитание и развитие творческих способностей учащихся через внеклассные мероприятия

Опубликовано: Практика административной работы в школе, №3 2015 г.Рубрика материала: Воспитательная работаАвторы: Новолодский Алексей Сергеевич...