Методическая разработка классного часа на тему: «ПЛАНЕТА ЗОЯ»
классный час

…Большие трудно заживают раны,

Но жизнь есть жизнь, она свое берет,

Уходят понемногу ветераны,

А молодое движется вперед.

Нам не забыть ни рядовых, ни ротных,

Их нет, но мы их помним, и живем.

Друзья! Потомки! Помните о мертвых.

Но думайте живые о живом.

Н.Е. Золотов

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_zoya.doc843 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«САХАЛИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР № 5»

Номинация: «Методика организации и проведения «уроков мужества», торжественных мероприятий, посвященных памятным событиям Российской истории»

Методическая разработка классного часа на тему: 

«ПЛАНЕТА ЗОЯ»

Разработал: воспитатель

Сидельникова Т.Д.

с. Горнозаводск

2023


Пояснительная записка.

Методическая разработка классного часа на тему: «Планета Зоя»

Номинация: «Методика организации и проведения «уроков мужества», торжественных мероприятий, посвященных памятным событиям Российской истории»

Цели:

  1. становление патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности,
  2. воспитание человека, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, социальной активности, любви к Родине, способного проявить их в созидательном процессе в интересах общества, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.

Задачи:

  1. воспитание высоких духовно-нравственных принципов, гражданской ответственности, любви и преданности своему Отечеству;
  2. формирование патриотических чувств на основе культурно-патриотических ценностей славных боевых традиций российского народа;
  3. воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине; чувства гордости и благодарности героям великой отечественной войны  за совершенные подвиги;
  4. воспитание у нашей молодежи готовность в нужную минуту встать под боевые знамена и до конца выполнить свой долг перед Родиной.

Область применения:

Данная методическая разработка может использоваться для проведения классных часов патриотической тематики в любом образовательном учреждении для обучающихся  в возрасте от 10 лет.

Предлагаемое мероприятие предназначено для:

  • воспитания исторически-грамотных, активных граждан с чувством патриотизма и гражданской ответственности;
  • привлечения творческих организаций к работе с молодежью, в целях сохранения и преемственности славных боевых традиций;
  • педагогов образовательных учреждений – с целью освоения педагогами инновационных технологий для проведения внеклассных видов деятельности.


Классный час на тему: «ПЛАНЕТА ЗОЯ»

Оформление: цитата на доске

…Большие трудно заживают раны,

Но жизнь есть жизнь, она свое берет,

Уходят понемногу ветераны,

А молодое движется вперед.

Нам не забыть ни рядовых, ни ротных,

Их нет, но мы их помним, и живем.

Друзья! Потомки! Помните о мертвых.

Но думайте живые о живом.

Н.Е. Золотов

Презентация на экране.

   

 Ведущий (1)    

Молились небу тысячи веков-

Незыблемо и свято было это.

Лишь имена мифических богов

Давало человечество планетам.

Но, распрямившись, жители Земли

Взорвали вольной мыслью твердь устоев

И новую планету нарекли

По имени обычной смертной - Зоя…

Ю. Оболенцев

Ведущий (2): 

Все дальше и дальше  вглубь истории уходят события Великой Отечественной войны. Но никогда не изгладятся эти волнующие события из памяти народа. О смелых, мужественных  людях поют в песнях, слагают легенды, пишут стихи.

И мы сегодня посвятим наш классный час Герою Советского Союза Зое Космодемьянской. В этом нам помогут книга «Повесть о Зое и Шуре», написанная  их матерью Любовью Космодемьянской и поэма Маргариты Алигер «Зоя».

«Тишина, ах  какая стоит тишина!

Даже шорохи ветра нечасты и глухи.

Тихо так, будто в мире осталась одна

Это девочка в ватных штанах и треухе».

«В первых числах декабря 1941 года в Петрищеве немцы казнили восемнадцатилетнюю комсомолку – москвичку, назвавшую себя ТАТЬЯНОЙ…».  Так начинался очерк Петра  Лидова  «Таня» в газете «Правда» от 27 января 1942 года. Страна узнала про Зою Космодемьянскую. Кто она?

Кто же она, легендарная Зоя, заставившая трепетать и содрогаться врагов, восхищаться собой миллионы врагов, возвращая светлую веру в человеческое достоинство? Какими родниками питалась таинственная сила мужественного характера хрупкой девушки? В чем состоит ее подвиг? Почему ее именем названа планета в созвездии Овна?

Ведущий (1)

В истории Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов золотыми буквами записано много героических имен, но, пожалуй, самым ярким и лучезарным из них является имя Героя Советского Союза Зои Космодемьянской. Сегодня предлагаем вам приоткрыть страницы удивительной жизни и вместе с юной партизанкой «пройти» ее последние шаги в бессмертие.

Ведущий (2): Жизнь Зои была короткой, но ясной и чистой, как стеклышко. До 6 лет она росла в селе Осиновые  Гаи, что на Тамбовщине. Девочка мало чем отличалась от деревенских ребятишек: бегала по росистой траве, плавала в тихой Кашме, собирала цветы, собирала цветы, любила летнее грозы. И осталось у нее от деревенского детства ощущение светлой и теплой радости.

Позже, приехав в деревню  на летние каникулы, она запишет в своем дневнике: «Как здесь хорошо!»

Да, ей было хорошо на Тамбовской земле.

Ведущий (1)

В 1931 году семья Космодемьянских переезжает в Москву. Здесь, рано лишившись отца, она жила с матерью и  младшим братом близ Тимирязевского парка. В этот период жизни ей не были чужды ребячьи радости  и затеи: она посещала класс ритмики и литературный кружок, с удовольствием работала в школьном саду, вышивала, часто ходила в Третьяковскую и подолгу рассматривала картины. Играла с друзьями в «чижа», волейбол, увлекалась стрельбой и добивалась успехов в этом виде спорта.

                   С раннего детства Зоя постоянно была окружена особым богатым миром книжной культуры. Она много читала, знала ряд произведений наизусть, писала прекрасные сочинения. Ее любимыми писателями были: А. Пушкин, Н. Гоголь, Л. Толстой, н. Чернышевский. Книги уводили девочку в большой иногда неизвестный мир, приносящий с собой  радость и удивление, учили жизни, добру и любви, давали полное представление о красоте и счастье человеческом. Немеркнущий свет, запечатленный в книжных сокровищах, постоянно питал и возвышал детский дух до прекрасных нравственных высот, формировал силу характера, определял стремления и порывы, с неудержимой силой увлекал на подвиг во имя Родины.  

 

Ведущий (2): 

Так и росла маленькая, хрупкая, приветливая, доверчивая ясноглазая девочка с кроткой улыбкой, мечтавшая стать писателем. И судьба подарила ей встречу с любимым автором – Аркадием Гайдаром. Они отдыхали в одном подмосковном санатории и подружились. А когда прощались, Аркадий Петрович подарил Зое свою только что вышедшую книгу «Чук и Гек». И написал на титульном листе свое понимание счастья. И оно совсем не расходилось с Зоиным пониманием, потому они и потянулись друг к другу – умудренный жизненным и боевым опытом популярный писатель и юная школьница. Она, как и Гайдар, стремилась жить честно и смело, ненавидела людей, которые ради выгоды и корысти могли отступить от веры, от служения Отчизне.

Когда Зоя уезжала из санатория, Гайдар сказал ее маме, Любови Тимофеевне: «Она у вас великолепно читает Гёте». Но она также хорошо читала Пушкина, Лермонтова, Маяковского. И еще любила напевать бетховенскую «Песенку Клерхен», написанную опять же на слова Гёте. Своим мелким ровным почерком Зоя переписала в специальную тетрадь понравившиеся строки:

Ах, если бы латы и шлем мне достать,

Я стала б Отчизну свою защищать…

Уж враг отступает пред нашим полком.

Какое блаженство быть храбрым бойцом!

И когда над Родиной нависла черная зловещая тень фашизма, Зоя не раздумывала, где ей нужно быть в это время. И только повторяла: «Какую землю топчут, какую землю!» Вместе с мамой шила мешки для фронта, рукавицы, шлемы, дежурила на крыше, и готовилась попасть на фронт в любом качестве: медсестры, бойца, разведчицы, диверсанта…

Ах, если бы и шлем мне достать…

 И достала! И ушла. Любовь Тимофеевна ничего не могла поделать, чтобы воспрепятствовать этому. Она знала характер Зои. Уходя на фронт, девушка сказала матери пророческие слова: «Не плачь, мамочка. Я знаю, это трудно и опасно. Но, пойми, я не могу сидеть дома, когда фашисты рвутся к Москве. Вернусь героем или умру героем, ты только не унывай».

Ведущий (1):

Холодная морозная осень 1941 года…Военные действия велись уже на подступах к Москве, в дачной местности. Смертельная угроза нависла над столицей. В это сложное для страны время вчерашняя школьница Зоя Космодемьянская добровольно вступает в разведывательно-диверсионный отряд. Добивается этого настойчиво, ибо с первого захода комиссия её кандидатуру отклонила - уж больно юна. В октябре отряд направляется в деревню Кузнецево, где в воинской части юноши и девушки изучали стрелковое оружие, приобретали навыки взрывных работ. А уже в ноябре отважные мстители переходят линию фронта, углубляются в тыл врага. Они взрывают мосты, разбрасывают колючки, минируют просёлочные дороги, режут провода связи, ходят в разведку, поджигают штабы врагов.

Вечером 21 ноября 1941 года в составе группы Бориса Крайнова Зоя вышла на своё очередное боевое задание, которое стало для неё последним. Под Москвой готовилось мощное наступление Красной армии. Был необходим световой сигнал для наших бомбардировщиков из логова врага, поэтому перед партизанами была поставлена цель огнём и дымом одновременных поджогов обозначить контуры расположения немецких частей и гарнизонов.

Ведущий (2): 

Юная партизанка бесстрашно и дерзко действовала в селе Петрищева, где располагался штаб гитлеровского полка. Подойдя к конюшне, Зоя засунула пистолет в карман, достала из сумки бутылку с бензином, облила жидкостью стену и нагнулась, чтобы зажечь спичку. В этот момент она была схвачена гитлеровцами. Со связанными руками девушку привели в дом Ворониной, где располагался штаб немецкого гарнизона. Здесь ее допрашивал немецкий подполковник Рюдерер. Он потребовал, чтобы партизанка ответила, кто ее послал, кто был вместе с нею, где остались ее товарищи. Но на все вопросы Зоя отвечала твердо:

  • Нет, не знаю, не скажу!

Ведущий (1):

Не добившись ничего, офицер приказал, чтобы начали бить её ремнями. Хозяйка, которую загнали на печь, насчитывала около 200 ударов. Зоя  не кричала и даже не издала ни одного стона. Фашисты подвергли девушку жестоким пыткам, но не сломили духа отважной патриотки. Она по прежнему стояла перед врагами прямо и гордо и твердила одно и тоже: «Нет, не знаю, не скажу!» Только голос её звучал глуше, чем прежде.

  • Ваша цель? - спросил взбешенный гитлеровец.
  • Уничтожить вас! – ответила девушка. Такой Зоя запечатлена на картине художницы Н.П. Файдыш – Крандиевской «Фашисты допрашивают Зою».

После двух часового допроса изверги, так ничего и не узнав, повели девушку в дом Василия Кулика, где размещались на постое немецкие солдаты. Она шла раздетая, под конвоем, ступая по снегу босыми ногами.

Когда Зою ввели в избу, хозяева при сети лампы увидели на лбу у неё большое иссиня – чёрное пятно и ссадины на ногах и руках. Она тяжело дышала, волосы её были растрёпаны, и черные пряди слиплись на высоком, покрытом каплями пота лбу. Руки девушки были связаны верёвкой. Губы были искусаны в кровь и вздулись. Наверное, она кусала их, когда побоями хотели добиться от неё признания.

Ведущий (2): 

Измученная и истерзанная, Зоя находилась в кругу врагов, которые продолжали глумиться над беззащитной девушкой. Немцы били ее кулаками, тушили об нее зажженные спички, а кто-то провел по ее спине пилой. Когда  партизанка просила воды, к ее губам подносили лампу с керосином. Всю долгую зимнюю ночь через каждые 15 минут Зою выводили на мороз босую и в одной сорочке.

Стойкость и мужество партизанки поразили даже гитлеровцев. Когда немецкий офицер, присутствовавший на допросе Зои, был захвачен в плен, он записал в своих показаниях: «Маленькая героиня вашего народа осталась тверда. Она не знала, что такое предательство. Она посинела от мороза, раны кровоточили, но она не сказала ничего».

Под утро несчастной девушке разрешили прилечь на лавку. Она лежала без движения, ничего не сказав более и даже не застонав, хотя ее ноги были обморожены и не могли не причинять боли. Окруженную врагами в эти последние часы жизни, ее, наверное, не покидали и окрыляли образы героев и мучеников русского народа! Ведь не случайно Зоя назвалась местным жителям Таней по имени своей любимой героини Гражданской войны Татьяны Соломахи, которую зверски истязали, а затем казнили белогвардейцы.

Ведущий (1):

На рассвете за Зоей пришли гитлеровцы. Они швырнули на лавку чёрные шаровары, рубашку, чулки и велели одеваться. Морщась от боли, но не издавая не единого стона, девушка натягивала чулки на свои почерневшие , распухшие ноги. На грудь партизанке повесили отобранные у неё бутылки с бензином и доску с надписью: «Зажигатель домов». Так её вывели на площадь, где стояли виселица.

Место казни окружили десятеро конных с саблями наголо. Вокруг стояло больше сотни немецких солдат и несколько офицеров. Местным жителям было приказано присутствовать при казни, но их пришло не много, а некоторые из пришедших потихоньку разошлись по домам, чтобы не быть свидетелями страшного зрелища.

Под петлей, спущенной с перекладины, были поставлены один на другой два ящика. Отважную девушку палачи приподняли, поставили на ящик и накинули на шею петлю. Один из офицеров стал наводить на виселицу объектив своего фотоаппарата.

Зоя воспользовалась этим, и обращаясь к жителям села крикнула громким и чистым голосом:

- Эй, товарищи! Что смотрите невесело? Будьте смелее, боритесь, бейте немцев, жгите, травите!

Стоявший рядом немец замахнулся и хотел то ли ударить ее, то ли зажать ей рот, но она оттолкнула его руку и продолжала:

- Мне не страшно умирать. Это счастье – умереть за свой народ…

Офицер снял виселицу издали и вблизи и теперь пристраивался, чтобы сфотографировать ее сбоку. Палачи беспокойно поглядывали на коменданта, и тот крикнул офицеру:

- Абер дох шнеллер! (Скорее же!)

Тогда Зоя повернулась в сторону коменданта и обращаясь к нему и к немецким солдатам продолжала:

- Вы меня сейчас повесите, но я не одна. Нас двести миллионов, всех не перевешаете. Вам отомстят за меня. Все равно победа будет за нами.

Ведущий (2): 

Русские люди, стоявшие на площади, плакали. Палач подтянул веревку, и петля сдавила горло партизанки. Но она обеими руками раздвинула петлю, приподнялась на носках и крикнула, собрав все свои силы:

  • Прощайте, товарищи! Боритесь, не бойтесь!

Палач уперся кованым башмаком в ящик, на котором стояла девушка. Ящик свалился вниз и гулко стукнулся оземь. Толпа отшатнулась. Раздался чей-то вопль, и эхо повторило его на опушке леса…

Зоя умерла во вражьем плену на фашистской дыбе, ни единым звуком не выдав своих страданий, не выдав своих товарищей. Она приняла мучительную смерть как героиня, как дочь великого народа, которого никогда и никому не сломить. Память о ней живет вечно!

Чтец (1):

Нежный рот и высокие брови –

Восемнадцать девчоночных лет,

В партизанских лесах

Подмосковья

Никогда не исчезнет твой след.

Чтец (2):

Олененок с большими глазами,

Смуглых щек полудетский

                                овал…

Посылал командир на заданье –

Оказалось, в Бессмертье попал.

Чтец (3):

Ты попалась гестаповцам

                                в лапы,

В беспощадные клещи беды,

И палач раскаленную лампу

Подносил тебе вместо воды.

Чтец (4):

И тебя сапогами топтали:

  • Где другие бандиты, ответь?

Как зовут? Ты откуда?

  • Я – Таня…
  • Где другие?
  • Готовят вам смерть…

Чтец (1):

И по снегу ногами босыми,

Крепко сжав

                        окровавленный рот,

Как на трон,

Партизанка России

На скрипящий взошла эшафот.

Ведущий (1):

Весть о подвиге партизанки, благодаря очеркам Петра Лидова «Таня», «Кто была Таня», напечатанных в начале 1942 года в газете «Правда», облетела всю страну. Судьба юной девушки, принявшей мученическую смерть, никого не оставила равнодушным, люди считали ее гибель чуть ли не личной трагедией.

В те нелегкие недели обороны Москвы пророческими оказались слова Клавы Милорадовой, сказанные в адрес боевой подруги Зои Космодемьянской: «Она многих еще поднимет на борьбу, многим осветит путь своим подвигом».

И подняла, и осветила! Ее гибель переплавилась в благородную ярость атакующих лав краснозвездных бойцов, в богатырскую силу наших танкистов и летчиков, которые с клятвой «Отомстим за Зою» ожесточенно сражались с фашистской нечестью.

Чтец (1):

Эта девочка, хрупкая школьница,

Не согнувшая худеньких плеч,

Все, что в песнях страны колоколится,

Своей жизнью решила сберечь…

Чтец (2):

Люди шли – не на казнь, а на подвиг,

В горле комкали сдавленный плачь.

Вот в руках, волосатых и потных,

Сжал тугую удавку палачь.

Чтец (3):

Вот сейчас захлестнет ее шею,

Жилку трепетную оборвет.

- Что притихли? Смотрите смелее!

Я умру, но умру за народ!...

Чтец (4):

И народ расправлял свои спины,

Веря в праведный клич до конца.

Ты не знала тогда, героиня,

Сколько силы влила ты в сердца!

Чтец (1):

…У деревни Чернушки Матросов

На кинжальной струи острие

За весенние, светлые росы

Бросил юное сердце свое.

Чтец (2):

И в сраженьях, гремящих грозою,

Брат твой Саша, в дыму и огне,

Мчался в танке. И надпись: «За Зою!»

Пламенела на гордой броне.

Чтец (3):

И в Маутхаузене встал, леденея,

На тебя чем то очень похож,

Генерал, пред которым злодеи

Не сумели унять свою дрожь…

Чтец (4):

Корабли просоленные – Зоя!

Парки, скверы зеленые – Зоя!

Школы, улицы светлые – Зоя!

И победы несметные – Зоя!

Чтец (1):

Твоя жизнь не прошла и не кончена,

Ей в грядущих былинах сиять.

Твое имя Москва и Тамбовщина,

Вся Земля – будут век повторять.

Ведущий (2): 

Визитной карточкой и неотъемлемой частью архитектурного ансамбля города Тамбова вот уже несколько десятилетий является памятник Зое Космодемьянской.

За основу сюжетной трактовки образа героини скульптором был взят момент ухода Зои в партизанский отряд. В строгом облике девушки выражены величие духа и готовность к подвигу. Памятник окружат большой цветник, а фоном для него является полукруглая аллея, усаженная яблоневыми деревьями, напоминающая своим весенним цветением о светлом и скоротечном горении легендарной жизни.

Чтец (2):

Женственною, хрупкою, но твердой

Героиня замерла в веках,

В партизанской стеганке потертой,

В стоптанных солдатских башмаках.

Над винтовкой – небо голубое,

За спиною – яблони в цвету.

И сегодня рядом с нами Зоя

На бессменном бронзовом посту.

А вокруг – Тамбовщина, Россия,

Добрый взгляд родимой стороны,

Юные ровесники, живые,

Никогда не знавшие войны…

Власти нет над памятью людскою!

Сколько новых весен ни пройдет,

В тихом сквере к памятнику Зое

Юности тропа не зарастет.

В. Острижной

Ведущий (1): 

Время мчится колесницей. И то, что вчера было кровью и плотью, сегодня уже достояние истории. Но мы не забудем, мы не вправе забыть тех, кто отдал бесценный дар – свою жизнь за Великую Россию. Имя Зои Космодемьянской бессмертно, оно увековечено в изобразительном, музыкальном, киноискусстве, книжной продукции.

В 1972 году одной из безымянных малых планет (астероидов) было присвоено имя «Зоя». Эта планета, являясь вечным «монументом» бесстрашной девушке, положило начало созданию Космического мемориала героев Великой Отечественной войны, равного которому еще не было в мировой истории. Сейчас в мемориале насчитывается более130 планет – «памятников», названных в честь участников войны и городов – героев.

Чтец (3):

Как звезды светят имена

Героев, чьи пути прекрасны.

Глухой Вселенной времена

Над дерзким мужеством не властны.

М. Дудин

Ведущий (2): 

Прогуливаясь вечерней порой, устремите свой взгляд в небесное мироздание и, затаив дыхание на несколько секунд, вспомните о том, что среди звездной россыпи ваш путь всегда освещает маленькая звездочка, которая носит гордое имя – Зоя, ставшее символом мужества, чистой юности светлого идеала для миллионов людей планеты Земля.

В мае 1942 года прах Зои был с воинскими почестями перенесен из Петрищево на Новодевичье кладбище в Москву.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 февраля 1942 года З.А. Космодемьянской было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

В деревне Петрищево ныне открыт мемориальный музей Зои Космодемьянской. В экспозиции музея много подлинных вещей и документов Зои. Здесь собраны подарки от людей всех континентов Земли. Их прислали герои Вьетнама и Кубы, Анголы и Эфиопии, молодежные организации Болгарии и ГДР, Франции и Италии.

Именем героини советского народа названы ныне корабли, школы, улицы и площади, планета в далеком космосе. Тысячи стихотворений и поэм, бронза памятников и мемориальных досок, книги воспоминаний, страницы школьных сочинений и солдатские клятвы посвящены подвигу Зои. В 1943 году Маргарита Алигер за поэму "Зоя" была удостоена Государственной премии.

О, как много за нас отдала ты,

Чтобы гордо откинуться чистым прекрасным лицом.

За доспехи Героя,

За тяжелые ржавые латы,

За святое блаженство быть храбрым бойцом.

Стань же нашей любимицей, символом правды и силы,

Чтоб была наша верность, как гибель твоя, высока.

Мимо твоей занесенной снегами могилы –

На запад, на запад! –

Идут,   присягая,  войска.


Список использованной литературы

  1. М.Криворучко, Ю.Скотникова "Боевая слава Подмосковья" - М., "Московский рабочий", 1986
  2. Ипполитова Н.В. Патриотическое воспитание учащихся: учеб. пособие. - Шадринск: ШГПИ, 2004г.
  3. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе / Монография. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006г.
  4. Л. Космодемьянская «Повесть о Зое и Шуре» М., 2002г.
  5. М. Алигер., поэма «Зоя».


Приложение 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа на тему: "Классный час – телепередача «Человек и профессия»

Классный час – телепередача  «Человек и профессия» Цели: 1. Знакомство учащихся с профессиями.           2. Выявление профессиональных склон...

Методическая разработка классного часа по теме "Профориентация"

Данная разработка позволит учителям старших классов провести классный час по теме "Профориентация"...

Методическая разработка классного часа по теме "Береги здоровье смолоду"

Данную разработку можно использовать как для классного часа, так и для проведения внеклассного мероприятия по теме здоровьесбережения....

Методическая разработка классного часа на тему: Я и мой сотовый телефон

Переработано большое количество литературы по данной теме, выведен познавательный материал для подростков о том, что представляет собой МРТ, его польза для человека и о необратимые последствия для здо...

Методическая разработка классного часа на тему "День защитника отечества"

Методическая разработка для проведения классного часа на тему "День защитника отечества"Цели занятия: Формирование чувства патриотизма, любви к Родине, правильного восприятия понятия о назначении...

Методическая разработка классного часа на тему: "Планета Зоя" о подвиге Зои Космодемьянской во время Великой отечественной войны

Методическая разработка классного часа на тему: «Планета Зоя»Номинация: «Методика организации и проведения «уроков мужества», торжественных мероприятий, посвященных памятным событиям Российской истори...

Разработка классного часа на тему: «Планета друзей»

Классный час "Планета друзей" способствует сплочению коллектива, определяет принципы (правила) жизнедеятельности в классном коллективе,  развивает коммуникативные возможности учащи...