Он баснями себя прославил
методическая разработка

Цель: привитие интереса к литературе, расширение литературного кругозора.

Задачи: Образовательные:

познакомить с жизнью и творчеством И.А. Крылова, жанровыми особенностями басни, тематикой и художественным своеобразием языка басен Крылова.

Развивающие: развивать навыки монологической речи, выразительного чтения наизусть басен, развивать творческие способности учащихся, совершенствовать навыки восприятия художественного произведения.

Воспитательные: формировать коммуникативную культуру, эстетический вкус учащихся, средствами литературы воспитывать чувство любви к русскому слову, точному, яркому, воспитывать положительные морально-нравственные качества личности, воспитывать чувство личной ответственности за коллективное дело.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл on_basnyami_sebya_proslavil.docx33.03 КБ

Предварительный просмотр:

 «Он баснями себя прославил», к 255-летию со дня рождения И. А. Крылова.

учитель МБОУ ВСОШ №2 при ФКУ ИК-1  

Доржиева Э.Л

Цель: привитие интереса к литературе, расширение литературного кругозора.

Задачи: Образовательные:

познакомить с жизнью и творчеством И.А. Крылова, жанровыми особенностями басни, тематикой и художественным своеобразием языка басен Крылова.

Развивающие: развивать навыки монологической речи, выразительного чтения наизусть басен, развивать творческие способности учащихся, совершенствовать навыки восприятия художественного произведения.

Воспитательные: формировать коммуникативную культуру, эстетический вкус учащихся, средствами литературы воспитывать чувство любви к русскому слову, точному, яркому, воспитывать положительные морально-нравственные качества личности, воспитывать чувство личной ответственности за коллективное дело.

Оборудование:

  1. Мультимедийная установка.
  2. Иллюстрации к басням И.А. Крылова.

Сценарий литературного салона «Он баснями себя прославил»

Слайд 1. Наш литературный праздник посвящён И.А. Крылову, русскому баснописцу, 255-летний юбилей которого отмечают любители русской литературы в 2024 году.

Дедушкой Крыловым наименовал народ великого русского баснописца, выразив этим своё уважение и любовь к нему. Он является автором 236 басен.

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков тьму,

Он баснями себя прославил,

И в гости мы идём к нему.

Слайд 2 Памятник в Петербурге. В Петербурге в Летнем саду, поодаль от центральных аллей, на небольшой четырехугольной площадке стоит памятник. Около него всегда играет детвора. Это памятник великому русскому поэту-баснописцу Ивану Андреевичу Крылову.

Слайд 3. Памятник создан известным скульптором Клодтом и художником Агиным. Бронзовый Иван Андреевич Крылов сидит в кресле, глубоко задумавшись о чем-то, а у ног его теснятся бронзовые животные – это герои его басен. О чем он задумался?

Может быть, на закате жизни вспоминает свое нелегкое детство?

Слайд 4. Родился Иван Крылов 13 февраля 1769 года в Москве в семье армейского офицера, Андрея Прохоровича Крылова, который до капитанского чина дослужился из рядовых.

Мать Мария Алексеевна из обедневших дворян. Воспоминания матушки:  «У всех дети как дети. Ма-ма. Па-па. А мой Ванечка! Первым словом у него было «АВ-АВ!». Молчал, молчал. И вдруг высказался. Семья наша была бедной, и Ваня не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте его выучил отец.

А позже (семья жила тогда в Твери) довелось ему учиться “из милости”. У детей богатого помещика Львова были домашние учителя, которые их обучали разным наукам: русскому и французскому языкам, арифметике, и Ванечке разрешили заниматься вместе с детьми Львовых. Кроме французского, он выучился читать и писать по-немецки, позже изучил английский и греческий языки.

В семье Львовых Ваня познакомился с иностранцем итальянского происхождения – сеньором Луиджи, игравшим на скрипке. Сын оказался очень музыкален, овладел музыкальной грамотой и быстро выучился от него играть на скрипке.

Слайд 5.  Когда Ивану было 10 лет, умер его отец, наш кормилец. Накоплений никаких не осталось, только сундучок с книгами.

После смерти отца ll-летнему Ване пришлось поступить на работу в Тверской губернский суд – подканцеляристом. На службе у него был свой стол, заваленный бумагами и перьями, и Ваню стали иногда называть Иваном Андреевичем.

Слайд 6. Петербург. Позже, в 1782 году, Крылов с матерью и младшим братом Левушкой перебрались в Петербург. Мать всё хлопотала о пенсии. Крылов понимал, ему нужно полагаться лишь на свои силы, способности и ум. Отсутствие систематического образования Ивану приходилось восполнять самостоятельным изучением наук, языков и чтением. Без знаний, был уверен юноша, ему не выбраться из бедности.

Обладая достаточно мощной и крепкой фигурой, Крылов увлёкся кулачными боями, из которых выходил победителем. Но этот успех не сбил его с толку. Живой ум и отменное чувство юмора помогли молодому Ивану Андреевичу получить первую известность в качестве драматурга. Им написано 13 комедий, они были опубликованы в журналах и поставлены в театре.
Однако смелая сатира Крылова стала вызывать недовольство императрицы Екатерины Второй, что заставило молодого писателя прекратить свою литературную деятельность и скрыться в провинции на несколько лет.

Ходили слухи, что издатель попал в немилость из-за комедии «Бешеная семья», в которой Екатерина II увидела насмешку над царским семейством. Некоторые современники утверждали, что в это время баснописец сильно увлекся карточной игрой. Другие уверяли, что литератор скрывался от общества из-за писательских неудач. Сам Крылов не распространялся о причинах своего отъезда. Возможно, он занимался самообразованием, поскольку после периода отшельничества литературный уровень его произведений стал гораздо выше.

Слайд 7. Москва. В 1805 году в Москве Крылов показал известному баснописцу И. Дмитриеву свой перевод двух басен Лафонтена. Дмитриев высоко оценил перевод и отметил, что автор нашёл своё истинное призвание. Но поэт этого опять не понял.

Слайд 8. Библиотека.   С 1812 Крылов работал библиотекарем в Петербургской Публичной библиотеке. Эта служба была ему по душе, ведь его окружали книги, первые и главные друзья. Он заведовал русским отделом. Вначале здесь было всего 4 русских книги. Понадобилось много труда, чтобы приобрести книги, журналы прошлых лет, следить за тем, чтобы в библиотеку попадали вновь печатавшиеся книги. Он составлял списки книг, указателей, одних только каталожных карточек “чистым почерком” надо было написать много тысяч. Библиотека росла и множилась, 30 лет жизни Крылов посвятил Петербургской Публичной библиотеке!

Слайд 9. Басни Крылов начал писать, когда ему было уже 37 лет.

Слайд 10. Нави Волырк.   Многих удивляло странное имя, которым они были подписаны: «Нави Волырк». Но вы, ребята, сразу поймёте, если прочитаете справа налево. (Зрители читают: «Иван Крылов»)

Многие его басни были разобраны на цитаты, обогатившие русский язык ( «У сильного всегда бессильный виноват», «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать», «А Васька слушает и ест», «А воз и ныне там»…)

Слайд 11-15.  Сегодня мы вспомним басни И.А. Крылова.  Перечислите басни. Которые помните!

 Стрекоза и муравей», «Ворона и лисица», «Зеркало и обезьяна», «Волк и ягнёнок», «Слон и Моська»

 «Мартышка и очки» (Невежды своим невежеством смешат всех вокруг)

«Свинья под дубом». (Свинья не способна ничего увидеть дальше своего носа. В этой басне звучит насмешка над невеждами), «Лисица и виноград» (Очень часто в своих неудачах люди готовы обвинить кого угодно кроме самого себя).

.«Квартет».  Квартет – оркестр из 4 инструментов. Бас и альт -струнные инструменты низких тонов, прима и втора -первая и вторая скрипки.  Мораль басни: «А вы, друзья. Как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь» (Хвастливые и самоуверенные люди считают, что за какое дело они не возьмутся, у них всё сразу получится. Есть дела, которые требуют кропотливого труда и таланта).

 Многие басни связаны с событиями российской жизни. Откликом на различные политические события стали многие его басни.  Басня «Волк на псарне» (Волк лицемерит в попытке спасти свою шкуру).

Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. Их заучивали наизусть и пересказывали друг другу. Почему? Потому что в этих баснях всем есть урок: и ученому, и неученому, и военному, и купцу, и бедному, и богатому – все они тут видят себя как в зеркале. Хоть и действуют в баснях петухи, соловьи, волки и прочие звери, всем понятно, что под их масками скрываются люди со своими характерами и недостатками. И как грустно осознавать, что неисправим род человеческий. С течением времени ничего не изменилось.

Викторина.

Слайд  16. Первое задание - отгадать ребусы.

Слайд 17-19  «Узнай героев басен».

Слайд 20.  «Какому герою принадлежат предметы?»

Слайд  21. жёлуди–свинье «Свинья под дубом»

Слайд  22. кусочек сыра – Вороне «Ворона и Лисица»

Слайд  23. тарелка ухи – Демьяну «Демьянова уха»

Слайд  24. скрипка – мартышке «Квартет»

Слайд  25. кисть винограда – хотелось получить Лисице «Лисица и Виноград»

Слайд 26. Мудрые басни Ивана Андреевича Крылова учат нас быть бескорыстными, благородными, совестливыми, правдивыми. Они призывают нас не ставить себя выше других, совершать добрые поступки и полезные дела.

В.Г. Белинский в своей статье «Литературные мечтанья» назвал в русской литературе всего лишь четырёх классиков и поставил Крылова в один ряд с Державиным. Пушкиным и Грибоедовым.

В конце жизнь баснописца наладилась. Начав свою жизнь в бедной семье, не имевшей средств для образования детей, Крылов стал академиком Петербургской академии наук, получил чин статского советника. И это были заслуженное признание, почёт, комфорт. Жизненный путь баснописца из бедности и безвестности к вершинам всенародного признания – сам по себе поучителен.

Слайд 27.  Интересные факты из жизни И.А.Крылова

За Иваном Андреевичем закрепилась роль ленивого и неповоротливого человека, над которым посмеивалось всё придворное общество. А он, талантливый и умный, быстро свыкся с ролью нелепого чудака, найдя в этом для себя выгоду. Придуманный им образ всем нравился.

Над диваном в доме у Крылова висела «на честном слове» здоровенная картина. Друзья просили его вбить ещё пару гвоздей, чтобы она не упала и не разбила ему голову. На это он отвечал, что всё рассчитал: картина будет падать по касательной и его не заденет.

Один раз на прогулке Иван Андреевич встретил молодёжь, и один из этой компании решил подшутить над телосложением писателя (он его, скорее всего, не знал) и сказал: «Смотрите! Какая туча идёт!», а Крылов посмотрел на небо и добавил саркастично: «Да, и вправду дождик собирается. То-то лягушки расквакались».

Иван Андреевич Крылов слушал оперу, а его соседом оказался какой-то меломан, забывший, что в театре он не один (притопывал в такт музыке, подпевал певцам одним словом, мешал слушать).
«Безобразие!» — сказал довольно громко Крылов. «Это относится ко мне?» — оживился сосед. «Ну как вы могли такое подумать, — ответил ему Крылов. - Это относится к тому господину на сцене, который мешает мне слушать вас».

В договоре о съеме квартиры Крылова заставили подписать обещание, что в случае пожара по его вине он обязан заплатить владельцу 60 000 рублей. Крылов подписал к указанной сумме еще два нуля и подписался со словами: "Мне все равно. Ни той, ни другой суммы у меня нет".

Незадолго до смерти врачи предложили Крылову придерживаться строжайшей диеты. Большой любитель поесть, Крылов невыразимо страдал от этого. Однажды в гостях он с жадностью смотрел на различные недоступные ему яства. Это заметил один из молодых остряков и воскликнул: «Господа! Посмотрите, как разгорелся Иван Андреевич! Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть! » Последняя фраза принадлежала самому Крылову и присутствовала в его известной басне «Волк на псарне» . Крылов, услышав направленную против него колкость, лениво ответил: «За себя не беспокойтесь, мне свинина запрещена»..."

Слайд 28. Баснописец скончался 21 ноября 1844 года от двустороннего воспаления легких. Его прах погребен на Тихвинском кладбище.

Поэт Нестор Васильевич Кукольник шел за гробом Крылова. «Кого это хоронят?» - спросил у него прохожий. «Министра народного просвещения». – «Разве граф Уваров скончался?» - «Это не Уваров, а Иван Андреевич Крылов». – «Но ведь Уваров - министр, а Крылов был баснописцем» - «Это их смешивают, - ответил Кукольник. - Настоящим министром народного просвещения был Крылов, а Уваров в своих отчетах писал басни».

Слайд 29. Народ всегда будет помнить имя великого писателя, журналиста, баснописца.  Большую часть своей жизни Крылов провёл в Петербурге, где к нему пришла заслуженная слава баснописца. В Петербурге на доме, где долгие годы жил Крылов, есть надпись: «Дом Крылова».

Слайд 30.  В Москве памятник Крылову находится в сквере на Патриарших прудах.

Слайд 31.  Есть памятник И.А. Крылову в Твери, городе с которым связано детство писателя.

Слайд 32. Есть теплоход, который носит имя «Иван Крылов», но вечным памятником Крылову, конечно останутся созданные им басни, ведь в них он учил жить по совести, честно смотреть в глаза людям, не лукавить, не хитрить.

Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе-музыканты Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я очень надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше.

          Кто не слыхал его живого слова?

          Кто в жизни с ним не встретился своей?

          Бессмертные творения Крылова

          Мы с каждым годом любим всё сильней. (М. Исаковский)

 Слайд 33. Дорогие друзья, праздник подходит к концу. Но прежде чем расстаться, мы хотели бы сыграть в игру на знание басен И.А.Крылова.

Награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы в 5 классе по теме «Басни. И. А Крылов: "Звери мои за меня говорят". Басня "Волк на псарне"».

Урок литературы в 5 классе по программе Г.И. Беленького.Тема урока: «Басни. И. А Крылов. "Звери мои за меня говорят". Басня "Волк на псарне"».Цели: познакомить с биографией И. Крылова,...

Классный час "Россию прославит молодёжь"

Материал о достижениях современных старшеклассников в учёбе, спорте  на международном уровне. Примеры героизма современных подростков. С презентацией....

Люди, прославившие русскую землю!

Презентация оподвиге и героизме прошлого страны: рассказ о людях и событиях, прославивших российскую землю....

Конспект урока «Дерзай отчизну мужеством прославить» в великий день Полтавской битвы.

Исследуя характеры и поступки исторических лиц (интегрированная форма урока литература+история), вызвать чувство восхищения и гордости подвигами героев, осмыслить прошлое, выявив художественные средст...

кл. час Они прославили Алтай. Михаил Евдокимов

Классный час посвященный известному актеру, первому "Народному" губернатору Алтайского края Михаилу Евдокимову. Весь материал можно скачать по ссылке http://yadi.sk/d/LMmHhT-w5Mr9...

Проектный урок "«Иностранцы, прославившие Россию, или все о Нобелях»

Издавна на Руси чтили тех иностранцев, кто своим трудом и капиталом, энергией и умом приумножал величие нашей страны, ее богатство. Пример тому - история семьи Нобелей в дореволюционной России, котора...

И.А.Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Свинья под дубом».

-знакомство с биографией И.Крылова;-знакомство с жанровыми признаками на примере басни «Свинья под дубом»...