Концепция военно-патриотического воспитания школы. Доклад советника Иванчиковой О. Е.
материал

Иванчикова Ольга Евгеньевна

Концепция военно-патриотического воспитания школы. Доклад советника Иванчиковой О. Е.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptsiya_vpv_ivanchikova_doklad.docx40.92 КБ

Предварительный просмотр:

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ

ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ МБОУ СОШ № 11 им. А. М. Позынича

Цели  и задачи военно-патриотического воспитания школьников

Военно-патриотическое воспитание — многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность  по формированию у школьников  высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Цель военно-патриотического воспитания — развитие гражданственности, патриотизма,  как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.

Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:

— проведение  организаторской деятельности по созданию условий для эффективного военно-патриотического воспитания школьников;

— утверждение в сознании и чувствах школьников  патриотических ценностей, взглядов и убеждений,

 —  уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышению престижа государственной, особенно военной службы;

—  готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга.

Содержание военно-патриотического воспитания

В содержании военно-патриотического воспитания можно выделить два основных, тесно взаимосвязанных между собой компонента. Первый из них характеризуется более широкой социально-педагогической направленностью. Он основывается на таких элементах, как:

Позитивные мировоззренческие взгляды и позиции по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным и другим проблемам;

важнейшие духовно-нравственные  качества (любовь к Родине, уважение к законности, ответственность за выполнение конституционных обязанностей по защите Отечества и обеспечению безопасности его граждан и т.д.).

Только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, интересами,  можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач по воспитанию патриотического воспитания школьников.

В современных условиях в содержании военно-патриотического воспитания школьников  в качестве приоритетных выделяются следующие духовно-нравственные ценности:

— гражданственность;

— приоритет общественно-государственных интересов над личными;

— патриотизм, преданность своему Отечеству;

— преемственность, сохранение и развитие лучших традиций Вооруженных Сил РФ;

— самоотверженность и способность к преодолению трудностей и лишений;

— гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства.

Основополагающие принципы и направления их реализации

Среди основополагающих принципов военно-патриотического воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере, выделяются:

демократизм; приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций; системность, преемственность и непрерывность в развитии школьников, с учетом особенностей ее различных категорий; многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания; его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода; тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания.

Реализация этих принципов в процессе военно-патриотического воспитания школьников  призвана  осуществляться по следующим основным направлениям:

Духовно-нравственное —  включает: развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных норм поведения,  ответственности и  коллективизма.

Историческое — познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников.   Включает ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина России.

Патриотическое — воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства. Оно включает: беззаветную любовь и преданность своему Отечеству; гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам; почитание национальных святынь и символов; готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству.

Психологическое — формирование у школьников высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях обстановки. Оно включает: изучение и прогнозирование социально-психологических процессов в коллективе; снятие психологической напряженности, преодоление стресса, формирование психологических качеств с учетом особенностей  каждой личности; воспитание на традициях, представляющих собой устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение  формы отношений  в виде порядка, правил и норм поведения, духовных ценностей, нравственных установок и обычаев, связанных с выполнением задач.

(фото мероприятий слайд-шоу)

Государство предпринимает целый комплекс мер, направленных на эффективную работу в данном вопросе. Так, с 2022 года введен курс «Разговоры о важном». Соответствующий урок проходит первым по понедельникам, после обязательных линеек с поднятием флага и гимна России, и представляет собой тематический классный час. Предмет направлен на «укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей» и «воспитание патриотизма» среди российских школьников. Сценарии занятий разрабатываются Институтом стратегии развития образования Российской академии образования. Среди политических тем затрагивались вопросы присоединения Крыма к РФ, урок о блокаде Ленинграда, о роли России в мире и т.п. Беседы находят живой отклик у ребят, вызывают интерес, заставляют задуматься в наше непростое время.

Важным моментом стала уже традиционная линейка и коллективное исполнение гимна. Лучшие ребята в учебе, спорте, общественной жизни получают право вынести знамя. Преподаватель ОБЖ готовит знаменную группу на каждую неделю.

Во всех школах Ростовской области введена должность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями проекта Навигаторы детства.

Советник занимается

- информационно-просветительской работой со школьниками и педагогическим составом:
- участвует в разработке и реализации рабочих программ воспитания;
- информирует и вовлекает учеников в проекты детских и молодежных объединений;
- принимает участие в реализации концепции Дней единых действий совместно с детьми, родителями и педагогами;
- поощряет развитие школьного самоуправления, помогает детям в организации творческих, спортивных, туристических мероприятий.

Самым большим объединением стало с декабря 2022 года Российское движение детей и молодежи, в которое влились многие детские и молодежные общественные объединения, такие как РДШ, Юнармия и другие.

В число направлений деятельности вошли, в том числе, патриотизм и историческая память, спорт, здоровый образ жизни, экология и охрана природы, туризм и путешествия.

Ребята взяли на себя обязательства разделять и защищать общие ценности, среди которых «Жизнь и достоинство», «Патриотизм», «Добро и справедливость», «Созидательный труд», «Крепкая семья» и другие. Среди основных миссий участников – «Быть с Россией», «Быть человеком», «Быть вместе», «Быть в Движении», «Быть первыми». В школе было создано первичное отделение. В проекты, предлагаемые РДДМ, постепенно вовлекается все большее число обучающихся, а также родителей.  

Дни единых действий приурочены к памятным датам страны, важным событиям. Большинство их них патриотической направленности. Включение в работу советников позволило активизировать и разнообразить содержательную сторону проводимых мероприятий, вовлечения большего количества участников. Это и Дни государственных символов, День защитника Отечества, День героев Отечества, День воинов-интернационалистов, День конституции, День неизвестного солдата и многие другие, в которых мы активно участвуем.

Наиболее масштабным и интересным детям и молодежи является движение «Юнармия». В 2019 году состоялся прием в члены первых активистов. Сейчас школьное объединение насчитывает несколько десятков учащихся. Ребята становятся активными участниками патриотических акций и мероприятий – возложение цветов к монументам и участие в муниципальных памятных митингах, являются волонтерами проекта «Народная сеть», участвуют в параде Победы в городе, соревнуются в военно-спортивных играх, социально-активны и вовлекают в эту созидательную деятельность других.

Всероссийский проект «Орлята России» - Программа развития социальной активности учащихся начальных классов «Орлята России» проводится в целях реализации Федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан российской федерации».

Цель программы - удовлетворение потребностей младших школьников в социальной активности, поддержание и развитие интереса к учебным и внеурочным видам деятельности, обеспечивая преемственность с Российским движением школьников.

Другим действенным ресурсом военно-патриотического воспитания является школьный музей. Он был основан 21 ноября 2008 года силами сотрудников и учащихся. Несмотря на его профиль «История общеобразовательного учреждения» с экспозицией «Так всё начиналось», две немаловажные экспозиции «Они прошли дорогами войны» и «Поклонимся великим тем годам» посвящены герою, чье имя носит школа, - Александру Позыничу и бывшему выпускнику Носову Евгению –воинам-интернационалистом, чьи подвиги удостоены высших наград и являются примером для подрастающего поколения. «Круглые столы», встречи с военнослужащими, ветеранами, казаками и многое другое реализуются через работу школьного музея.

Школа получила статус «Казачья» в 2019 году и продолжает развивать взаимодействие с казачьими объединениями, как например, с атаманом станицы Новобаклановская А. А. Муллиным. Ежегодный «Казачий диктант», спортивное ориентирование «Тропами казаков», организованный Эколого-биологическим центром, открытые онлайн уроки «Православные казачьи традиции» способствуют воспитанию у учащихся исторической памяти, уважения традиций и обычаев народа.

Наибольший отклик обучающихся и родителей находит участие в проектах МыВместе и АнгелДобра, ТалисманДобра. С энтузиазмом все больше ребят вовлечены в написание писем и открыток военнослужащим, сбором посылок, изготовление талисманов в поддержку наших воинов. Быть милосердными, отзывчивыми, делиться с другими и оказывать помощь учат такие проекты.

Встречи с ветеранами боевых действий, детьми войны, взаимодействие с Советом ветеранов микрорайона помогают детям в военно-патриотическом воспитании.

Школа ежегодно участвует и побеждает в муниципальных конкурсах проектов «Помни корни свои», «Братских народов союз вековой», конкурсах инсценированной песни «На Берлин».

Деятельность усиливается с каждым годом, объединяет ребят и молодежь, ищем новые методы и приемы работы, направленные на эффективное воспитание патриотов нашей Родины, ответственных, мужественных, помнящих и любящих свою историю.

Мы делаем все возможное для того, чтобы становление и развитие каждого молодого человека как гражданина и патриота России обеспечивалось гармонично в достижении данной цели. Только в этом случае можно рассчитывать на успешное решение наиболее важных  моментов концепции военно-патриотического воспитания школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНЦЕПЦИЯ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

КОНЦЕПЦИЯВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГОВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ...

Военно-патриотическая работа в школе.

Военно-патриотическая работа в школе....

План военно-патриотической работы в школе

План месячника патриотического воспитания...

Сценарий конкурса военно - патриотической песни в школе

Сценарий  конкурса  военно-патриотической песни в школе...

Методическая разработка по проведению военно-патриотического мероприятия в школе.

Методическая разработка по проведению военно-патриотического мероприятия в школе. Положение соревнований посвещенных 100 со дня рождения М.Т. Калашникова....

план работы месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы в школе

план проведения месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы в общеобразовательной организации...

Методическая разработка «Организация военно-патриотической работы в школе»

К важнейшим требованиям оптимизации содержания гражданско-патриотического воспитания обучающихся общеобразовательных учреждений можно отнести:·...