Образовательная программа детского объединения « Окно в природу»
рабочая программа
Актуальность программы «Окно в природу» обусловлена важностью внешкольной природоохранной работы на современном этапе, необходимостью знать и изучать родные места, понимать целесообразность взаимоотношений подрастающего поколения с окружающей средой.
Отличительной особенностью программы является то, что программа «Окно в природу» направлена, прежде всего, на формирование исследовательских умений и навыков воспитанников на основе краеведения, формирование элементарных профессиональных умений и навыков. Данная программа интегрирует дисциплины: экологию растений, экологию животных, геоэкологию, краеведение. Отличительным признаком программы является также и нетрадиционность проведения занятий и массовых мероприятий: семинары, игры, путешествия, экологические сказки. Из практических методов - практические, мониторинговые занятия, самостоятельные исследовательские работы, написание проектов и их защита. В программе предусматривается организация экологических акций, что является частью природоохранной деятельности по улучшению экологической обстановки в своей местности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 51.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная программа
детского объединения
« Окно в природу»
( ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ )
Возраст обучающихся 13-16 лет
Срок реализации – 2 года
Автор: учитель биологии
Легкодух Ирина Николаевна
Пояснительная записка
В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Они затрагивают основы человеческого общества и во многом определяют возможности его выживания. Об экологии сегодня говорят дома, в школе, по радио и телевидению. В мире нет ни единого государства, которое бы не затронули экологические проблемы. Экологические проблемы представляют собой социальную реальность XXI века. На борьбу с экологическими катастрофами тратят миллионы. В наши дни общественность серьезно озабочена проблемой экологического образования и воспитания людей. Экологическое мировоззрение должно стать определяющим в обществе. Однако большинство людей думает, что на их век хватит чистой воды и чистого воздуха. Поэтому экологические проблемы, вопросы охраны и защиты природы, возможно, решить только с участием каждого из нас. В условиях современной экологической ситуации особенно остро стоит вопрос воспитания экологической культуры обучающихся в образовательных учреждениях. Мир природы удивляет и восхищает многообразием и красотой форм, красок, запахов, доставляет людям радость и является источником творческого вдохновения.
Актуальность использования природы как ведущего педагогического средства объясняется и экологическими проблемами. На первый взгляд может показаться, что экологические проблемы в основном имеют отношение к городам. Однако на практике наблюдается изменение характера почв, низкое плодородие, нередки случаи нарушения норм внесения минеральных удобрений и так далее. Поэтому сохранение среды приобретает первостепенное значение.
Обучающимся, живущим в сельской местности, эти проблемы близки и понятны. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.
В настоящее время, активно осуществляемая экологическая работа позволяет формировать у обучающихся установку на диалоговое отношение к природе. Приоритетное направление эколого-валеологическое образование и воспитание, состоит в развитии экологической культуры поведения обучающихся в окружающей среде, формирования ответственного отношения к природе, стремление сохранить и украсить мир природы, осознать себя его частицей.
Данная программа намечает основные направления, тематику и ориентиры поиска решения экологических проблем села, создает оптимальные условия для творческого развития обучающихся, их гражданского становления, удовлетворения их социальных запросов. В последние время территория села и прилегающая к ней территория подвергается сильному антропогенному воздействию: жители перестали следить за чистотой улиц; лес засоряется мусором; водоемы используются не по назначению. В весенне-летний период население бесконтрольно, не соблюдая правила сбора, собирает первоцветы и лекарственные растения. Зимой производится бесконтрольная вырубка деревьев. Улицы села требуют благоустройства, озеленения.
Активность обучающихся в этой работе поможет им осознать свою личную ответственность за будущее своей земли.
В процессе занятий воспитанникам предоставляется возможность получить и развить навыки самореализации и самоуправления.
Программа носит образовательно-развивающую направленность, охватывает теоретические и практические блоки содержания, которые взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Программа рассчитана на обучающихся среднего школьного возраста и направлена на воспитание экологической культуры и нравственной позиции обучающихся в отношении природной среды; развитие творческих способностей, воображения, фантазии, эмоциональной отзывчивости.
"Окно в природу" - программа творческого объединения, которая способствует развитию креативности, нестандартного пространственного мышления, вкуса, умения логически мыслить, создавать нечто новое, расширять кругозор. Для получения более полного представления о природном богатстве края программой запланированы экскурсии, встречи с работниками лесничества, с представителями администрации.
Особенностью программы является комплексный подход, неразрывная связь теории и практики, что, несомненно, повлияет на круг интересов воспитанников.
Актуальность программы «Окно в природу» обусловлена важностью внешкольной природоохранной работы на современном этапе, необходимостью знать и изучать родные места, понимать целесообразность взаимоотношений подрастающего поколения с окружающей средой. Отличительной особенностью программы является то, что программа «окно в природу» направлена, прежде всего, на формирование исследовательских умений и навыков воспитанников на основе краеведения, формирование элементарных профессиональных умений и навыков. Данная программа интегрирует дисциплины: экологию растений, экологию животных, геоэкологию, краеведение. Отличительным признаком программы является также и нетрадиционность проведения занятий и массовых мероприятий: семинары, игры, путешествия, экологические сказки. Из практических методов - практические, мониторинговые занятия, самостоятельные исследовательские работы, написание проектов и их защита.
В программе предусматривается организация экологических акций, что является частью природоохранной деятельности по улучшению экологической обстановки в селе.
Цель программы:
Углубленное изучение природы родного края, ее ресурсов, а также воспитание экологически грамотного поведения в природе.
Задачи программы:
1. Расширение знаний обучающихся об окружающем мире.
2. Формирование простейших экологических понятий и навыков у
обучающихся.
3. Формирование положительной мотивации в общественно-полезной деятельности обучающихся по сохранению природы родного края.
4. Формирование первичных навыков правильного поведения в природе.
5. Обучение постановке опытов и обработке полученных результатов.
Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у обучающихся умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
В процессе занятий большое внимание уделяется выращиванию растений, содержанию животных и проведению наблюдений, предусматривается активное и посильное участие в охране зеленых насаждений.
При формировании коллектива желательно, чтобы в объединении были обучающиеся одного возраста. В основу содержания положены практические работы, тематика которых составлена по периодам в соответствии с сезонностью выполнения работ. Работы, связанные с уходом за животными и растениями, проводятся систематически независимо от изучаемой темы.
Теоретическая основа дается руководителем в процессе практической работы, наблюдений и опытов.
Учитывая возрастные особенности детей: их большую подвижность, неустойчивость внимания и интересов, руководитель должен стремиться к тому, чтобы каждое занятие было интересным. И чем моложе обучающиеся, тем разнообразнее должны быть формы и методы занятий.
Теоретическая часть занятия должна быть краткой. Практические работы должны быть увлекательными и не слишком длительными, чтоб воспитанники обязательно доводили их до конца.
Проведение занятий в игровой форме, включение подвижных игр повысят интерес к занятиям. Одна из наиболее распространенных форм занятий - экскурсии в природу. Они дают возможность руководителю углубить интересы обучающихся. На экскурсиях в природу воспитанники накапливают конкретные знания о разнообразии растительного мира, об условиях обитания отдельных видов растений и животных. На экскурсиях в природу воспитанники выполняют заранее подготовленные задания. Материалы экскурсий наглядно оформляются и широко используются. Их можно оформить в виде аппликаций, рисунков, фотографий.
Методические занятия объединения являются комплексными – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера: лекции, аналитические и эвристические беседы, учебные спектакли, сценки, экологические сказки, подвижные и интеллектуальные игры, работа с наглядными пособиями, работа в живом уголке природы.
Занятия в объединении чередуются с посещением музеев и экскурсиями, проводимыми в близлежащем парке, различных природных комплексах, на учебной – опытном участке, на территории школьного двора. Важную роль играют посещения библиотек и музея.
На занятиях проводится демонстрация схем, таблиц, фотографий, презентаций, видеофильмов, а также используется разнообразный раздаточный материал.
Все это позволит обучающимся познать красоту и уникальность природы, понять необходимость ее охраны и бережного отношения к ней.
Программа обучения включает в себя учебный курс, состоящий из 6 разделов:
1. Растительный мир. Растения родного края. Растения в твоем доме.
2. Мир насекомых. Насекомые родного края.
3. Обитатели вод – рыбы. Рыбы, обитающие в реках своей области.
4. Обитатели воздушного пространства. Птицы родного края.
5. Звери, обитающие на территории своей области.
6. Охрана природы родного края.
Формы контроля промежуточных результатов:
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов:
– тестирование; творческие задания;
– викторины; конкурсы; олимпиады;
– интеллектуальные игры;
– выставки творческих работ учащихся.
Условия реализации программы:
Программа будет успешно реализована, если:
– будет изучен весь предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия;
– будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся воспитанников;
– будет использоваться разнообразный дидактический материал.
Ожидаемые результаты :
По окончании первого года обучения воспитанники должны
знать: - смену времен года как смену условий существования организмов;
- значение-живых организмов в природе и жизни человека; - особенности природных зон своей области (лесостепь, степь, полупустыня);
- представителей растительного мира, насекомых и рыб родного края;
- знать правила поведения в природе.
- особенности лекарственных растений своего района;
- разнообразие комнатных растений и особенности их разведения;
- способы борьбы с насекомыми - вредителями;
- особенности аквариумного рыбоводства.
уметь: - вести простейшие наблюдения в природе;
- ставить простейшие опыты, эксперименты и обрабатывать полученные результаты;
- самостоятельно работать с дополнительной литературой;
- устно описывать объекты природы;
- называть наиболее распространенные объекты растительного мира
области; - изготавливать гербарии: частей растений, травянистых растений;
- собирать лекарственные растения;
- ухаживать за комнатными растениями;
- оказывать первую помощь при травмах, нанесенных насекомыми
- соблюдать правила поведения в природе.
По окончании второго года обучения воспитанники должны
Знать: - представителей животного мира родного края; - способы борьбы с грызунами;
- содержание Красной книги России и своей области;
- формы охраны природы.
- особенности проведения экологических акций и проектов;
уметь: - называть наиболее распространенные объекты животного мира области;
- распознавать следы животных и птиц своего района;
- составлять портреты птиц и животных
- сооружать и устанавливать скворечники , кормушки.
- соблюдать правила поведения в природе;
Краткое содержание программы
( 1 год обучения )
Раздел 1: Растительный мир. Растения родного края
Цели и задачи: усвоение основных понятий раздела; формирование умения правильно вести себя в природе, умения выявлять признаки растительного мира; знакомство с видовым составом растений своей области, района и растениями, занесенными в Красную книгу.
Содержание: Растительный мир (общие понятия). Характерные признаки растений. Дикорастущие и культурные растения. Плоды растения. Сорняки. Растения, влияющие на здоровье человека. Комнатные растения. Растения своей области. Лекарственные растения. Охрана растений. Краснокнижные растения.
Формы занятий: Лекция, аналитическая и эвристическая беседы, практикум, экскурсии, работа с наглядными пособиями и дополнительной литературой, создание гербариев.
Основные понятия: Растения; дикорастущие и культурные растения; плод, типы плодов; растения-сорняки; комнатные и лекарственные растения; краснокнижные растения.
Раздел 2 : Мир насекомых. Насекомые своей области
Цели и задачи: усвоение основных понятий раздела; формирование умений выявлять видовой состав насекомых; формирование умений правильно вести себя в природе.
Содержание: Насекомые: виды, места обитания. Насекомые-вредители. Ядовитые насекомые. Где и как зимуют насекомые. Охрана полезных насекомых. Насекомые своей области и района.
Формы занятий: Аналитическая и эвристическая беседа, практикум, выполнение творческих заданий, работа с наглядными материалами и литературой, наблюдения в природе, экскурсии.
Основные понятия: Насекомые. Ядовитые насекомые.
Раздел 3: Обитатели вод. Рыбы, обитающие в реках района
Цели и задачи: усвоение основных понятий; формирование умений определять виды рыб; формирование умений правильно вести себя в природе.
Содержание: Общие признаки позвоночных животных. Рыбы, обитающие в реках своей области. Как рыбы ориентируются в воде? Спят ли рыбы? Промысловые рыбы. Рациональное их использование. Прудовые хозяйства своей области. Аквариумное рыбоводство, разведение рыб. Охрана рыбных хозяйств.
Формы занятий: Аналитическая и эвристическая беседа, выполнение творческих заданий, работа с наглядными пособиями, экскурсии, познавательные игры.
Основные понятия: Позвоночные животные. Рыбы. Промысловые рыбы. Прудовые хозяйства. Аквариумное рыболовство.
Краткое содержание программы
( 2- й год обучения )
Раздел 4 : Обитатели воздушного пространства. Птицы родного края
Цели и задачи: усвоение основных понятий; формирование умений определять группы птиц; формирование умений правильно вести себя в природе.
Содержание: Птицы. Птицы своей области. Кочующие, оседлые, перелётные птицы. Хищники. Водоплавающие птицы. Птицы леса и открытых пространств. Дикие и домашние птицы. Как зимуют птицы? Охрана и привлечение птиц.
Формы занятий: Аналитическая и эвристическая беседа, работа с наглядным материалом и литературой, выполнение творческих заданий, экскурсии, наблюдения в природе и в уголке живой природы.
Основные понятия: Птицы. Кочующие, оседлые, перелетные птицы. Водоплавающие птицы. Хищники. Дикие и домашние птицы. Краснокнижные виды птиц.
Раздел 5: Животный мир. Звери, обитающие на территории
своей области и района.
Цели и задачи: усвоение основных понятий; формирование представления о природных сообществах; формирование умений выделять по морфологическим (внешним) признакам группы животных; формирование умений правильно вести себя в природе.
Содержание: Животный мир (общее понятие). Звери, обитающие на территории своей области. Дикие и домашние животные. Жизнь зверей зимой. Враги моего жилья. Борьба с грызунами. Роль животных в жизни человека. Охрана животных. Краснокнижные виды.
Формы занятий: Аналитическая и эвристическая беседы, выполнение творческих заданий, работа с литературой, познавательные и интеллектуальные игры, наблюдения в уголке живой природы, экскурсии.
Основные понятия: Животные. Дикие животные. Домашние животные. Хищники. Животные-вредители.
Раздел 6: Охрана природы родного края
Цели и задачи: усвоение основных понятий раздела; формирование знаний законов об охране природы; формирование представления об охраняемых территориях России и своей области.
Содержание: Закон об охране природы в России. Красная книга России и своей области. Охраняемые территории родного края.
Формы занятий: Лекция, аналитическая и эвристическая беседы, выполнение творческих заданий, экскурсии, проектная деятельность, создание презентаций.
Основные понятия: Закон об охране природы. Заповедники, заказники, национальные парки, зоопарки России и своей области.
Календарно-тематическое планирование (1 год)
Раздел 1 : Растительный мир. Растения родного края
Название темы | Количество часов | ||||
теория | практика | всего | |||
Вводное занятие: Что такое экология? Правила техники безопасности | 2 | – | 2 | ||
Растительный мир. (Общие понятия. Травы, кустарники, деревья: сходство, отличие. Части растений.) Растения Хомутовского района. | 2 | 2 | 4 | ||
Экскурсия «Какие растут у нас деревья?» (виды деревьев, места распространений) | 2 | 2 | 4 | ||
Посещение учебно-опытного участка | – | 4 | 4 | ||
«Овощная радуга» | 2 | 2 | 4 | ||
Разноцветные краски природы (смена окраски листьев, листопад). Сбор и создание гербариев | 2 | 4 | 6 | ||
Кустарники. Их роль для человека | 2 | 4 | 6 | ||
Травы. Какие лекарственные растения произрастают в Хомутовском районе. | 2 | 4 | 6 | ||
Растения-сорняки и вредители здоровья человека | 2 | 2 | 4 | ||
Праздник осени «Осенины» | 2 | 2 | 4 | ||
Растения в твоем доме. Разнообразие. Разведение. Уход за ними | 2 | 4 | 6 | ||
«Природа и мы» (викторина) | – | 2 | 2 | ||
Всего: | 20 | 32 | 52 |
Раздел 2
Мир насекомых. Насекомые своей области
Название темы | Количество часов | ||||
теория | практика | всего | |||
Насекомые (виды, места обитания) | 2 | 4 | 6 | ||
Польза и вред насекомых | 2 | 2 | 4 | ||
Насекомые-вредители | 2 | 2 | 4 | ||
Ядовитые насекомые. Первая помощь при травмах, нанесенных насекомыми | 2 | 2 | 4 | ||
Зимовка насекомых | 3 | 1 | 4 | ||
Какие насекомые обитают в нашем районе, области. | 3 | 3 | 6 | ||
Экскурсия в краеведческий музей | 1 | 3 | 4 | ||
Как человек борется с вредителями и охраняет полезных насекомых | 2 | 4 | 6 | ||
«Поле чудес» (игра «Насекомые вокруг нас») | – | 2 | 2 | ||
Выпуск стенгазеты «Удивительные насекомые»
Всего: | 1 18 | 2 25 | 3 43 |
Раздел 3
Обитатели вод. Рыбы, обитающие в области
Название темы | Количество часов | ||||
теория | практика | всего | |||
Рыбы. Общие признаки позвоночных животных | 2 | 2 | 4 | ||
Как рыбы ориентируются в воде? Спят ли рыбы? Наблюдение за поведением рыб | 4 | 4 | 8 | ||
Промысловые рыбы. Рациональное их использование | 2 | 2 | 4 | ||
Рыбы, обитающие в реках области | 2 | 4 | 6 | ||
Экскурсия на реку | 1 | 2 | 3 | ||
Прудовые хозяйства района | 2 | 4 | 6 | ||
Аквариумное рыбоводство. Разведение рыб в аквариумах | 4 | 4 | 8 | ||
Охрана рыбных богатств | 2 | 2 | 4 | ||
Конкурс загадок «Золотая рыбка» | – | 2 | 2 | ||
Итоговая аттестация | 2 | 2 | 4 |
Всего: 21 28 49
Всего за год: 69 85 144
Календарно-тЕМАТИЧЕСКОЕ планирование ( 2- й год)
Раздел 4 Обитатели воздушного пространства родного края
Название темы | Количество часов | ||||
теория | практика | всего | |||
Птицы родного края (виды, места обитания) | 2 | 4 | 6 | ||
Следы птиц (Экскурсия.) | 2 | 2 | 4 | ||
Дикие и домашние птицы летом и осенью, зимой и весной. | 2 | 2 | 4 | ||
Птицы кочующие, оседлые, перелетные. Составление портрета птиц | 4 | 2 | 6 | ||
Какие птицы обитают в районе? | 2 | 2 | 4 | ||
Водоплавающие птицы | 2 | 2 | 4 | ||
Хищники | 2 | 2 | 4 | ||
Птицы леса | 2 | 2 | 4 | ||
Птицы открытых воздушных пространств | 2 | 2 | 4 | ||
Какие птицы нашей области занесены в Красную книгу | 2 | – | 2 | ||
Экскурсия в краеведческий музей | 1 | 3 | 4 | ||
«Голоса леса». (Живая газета) | – | 2 | 2 | ||
Охрана птиц. Сооружение и установка скворечников, кормушек | 2 | 6 | 8 | ||
Конкурс рисунков «Птичий двор» | – | 2 | 2 | ||
Всего: | 25 | 33 | 58 |
Раздел 5:
Животный мир. Звери, обитающие на территории своей области.
Название темы | Количество часов | ||||
теория | практика | всего | |||
Какие бывают животные? | 4 | 2 | 6 | ||
Животные родного края. Составление портрета животного | 2 | 2 | 4 | ||
Как готовятся к зиме дикие и домашние животные? | 2 | – | 2 | ||
«Конкурс-турнир домашних животных» | – | 4 | 4 | ||
Враги моего жилья (крысы, мыши). Борьба с грызунами | 2 | 2 | 4 | ||
Какие звери обитают на территории Хомутовского района. | 4 | 4 | 8 | ||
«Мой самый любимый на свете, домашний питомец родной» (литературный конкурс) | – | 2 | 2 | ||
Экскурсия на ферму | – | 3 | 3 | ||
Подвиг животных в годы войны и в мирное время. Их помощь людям. Роль животных в жизни человека | 4 | – | 4 | ||
Какие животные занесены в Красную книгу | 2 | 2 | 4 | ||
Всего: | 20 | 21 | 41 |
Раздел 6
Охрана природы родного края
Название темы | Количество часов | ||||
теория | практика | всего | |||
Вводное занятие. Охраняемые территории. | 2 | – | 2 | ||
Что мы знаем про заповедники, заказники, национальные парки, зоопарки России. Операция «Хранитель родника». | 3 | 5 | 8 | ||
Акция «Природа как единое целое». | 2 | 2 | 4 | ||
Экологические проблемы района. | 1 | - | 1 | ||
Природоохранный проект. | 4 | 8 | 12 |
Экологическая сказка – быль
«Раз под Курском» (инсценировка). 2 2 4
Фоторепортаж «Экологический SOS
Спасаем Землю. 2 2 4
«Разведка экологических бед»
своего региона. 2 6 8
Итоговая аттестация 1 1 2
Всего: 19 26 45
Всего за год: 64 80 144
Методическое обеспечение программы «Окно в природу»
Раздел (наименование) | Используемые формы организации процесса | Методическое оснащение | Формы подведения итогов |
1. Растительный мир. Растения родного края.Растения в твоем доме. 2. Мир насекомых. Насекомые родного края. 3. Обитатели вод – рыбы. Рыбы, обитающие в реках своей области. 4. Обитатели воздушного пространства. Птицы родного края. 5. Звери, обитающие на территории своей области. 6. Охрана природы родного края. | Лекция, аналитическая и эвристическая беседы, практикум, экскурсии, работа с наглядными пособиями и дополнительной литературой, создание гербариев. Аналитическая и эвристическая беседа, практикум, выполнение творческих заданий, работа с наглядными материалами и литературой, наблюдения в природе, экскурсии. Аналитическая и эвристическая беседа, выполнение творческих заданий, работа с наглядными пособиями, экскурсии, познавательные игры.Аналитическая и эвристическая беседа, работа с наглядным материалом и литературой, выполнение творч. заданий | Выставка книг о растениях. Выставка фотографий плодов растений, гербарий лекарственных растений. Книги, видеокассеты, телевизор, видеомагнитофон. Вопросы викторины. Книги, плакаты, аквариум с рыбками. Книги, плакаты, магнитофон, аудиокассеты. Выставка фотографий птиц Хомутовского района. Книги, плакаты, слайды, Книги, карта Курской области и Хомутовского района, фотографии экологически-загрязненных мест поселка, места родников | Собеседование Викторина Конкурс загадок Конкурс рисунков, кроссвордов Литературный конкурс, тестирование Акция «Природа как единое целое» |
Рекомендуемая литература для учителя
1. Акимушкин, И. И. Мир животных. – М.: Мысль, 1998.
2. Акимушкин, И. И. Занимательная биология. – М.: Молодая гвардия, 1967.
3. Благосклонов, К.Н. Охрана природы.Изд. 2-е,перераб.и доп.–М.:Колос, 1984.
4. Брыкина Н.Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу "Окружающий мир": практическое пособие/ Н.Т. Брыкина, О.Е. Жиренко, Л.П. Барылкина. - М.: ВАКО, 2004 - 350 с
5. Бутурлин, С. А. Что и как наблюдать из жизни птиц. – М.: Учпедгиз, 1948.
6. Верзилин, Н. М. Путешествие с домашними растениями. – М.: Художественная литература, 1995.
7. Велек И. Что должен знать и уметь юный защитник природы: методическое пособие. - М.: Просвещение, 1999 - 120 с.
8. Гелетон А. В. Жизнь зелёного растения: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 2002 - 112 с.
9. Двораковский М.С. Экология растений: практическое пособие. - М.: Просвещение, 2003 - 240 с.
10. Жук Л.И. В гармонии с природой: методическое пособие. - Мн.: Издательство ООО "Красико-Принт", 2002 - 234 с.
11. Литвинова Л.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников: методическое пособие / Л.С. Литвинова, О.Е. Жиренко. - М.: Просвещение, 2005 - 146 с.
12. Плешаков А.А. Зеленые страницы: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1996 - 190 с.
13. Поплянова Е.М. А мы на уроке - играем: методическое пособие. - М.: Просвещение, 1994 - 227 с.
14. Танасийчук В. Г. Экология в картинках: практическое пособие. - М.: Детская литература, 1989 - 240 с.
15. Шорыгина, Т. А. Птицы. Какие они? – М.: ГНОМиД, 2000.
16. Экологическое исследование: сборник программ кружков, факультативных курсов, практикумов по экологии / под ред. А.В. Мариной. - Арзамас
Рекомендуемая литература для обучающихся
1. Верзилин, Н. М. Лечебница в лесу. – Л.: Детская литература, 1951.
2. Все обо всем. Энциклопедия для детей. – Т. 5. – М.: Слово ACT, 1998.
3. Грехова, Л. И. В союзе с природой. – М.-Ставрополь: Сервис-школа, 2003.
4. Жукова, Т. И. Часы занимательной зоологии. – М.: Просвещение, 1969.
5. Константинов, В.М. Охрана природы.- М.: Академия, 2000.
6. Потапов, И.В. Зоология с основами экологии животных.-М.: Академия, 2001.
7. Сладков, Н. И. Азбука леса. – Л.: Детская литература, 1986.
8. Теремов, А.А., Рохлов, В. Занимательная зоология.-М.: «АСТ-пресс», 1999.
9. Тамбиев А.Х., Миграции животных.-М.: Астроль 2001.
10. Яхонтов, В.В. Экология насекомых.- М.: 1984.
Список дидактических и методических
материалов к учебному курсу
– карточки-задания для самостоятельных наблюдений в природе;
– карточки-задания для усвоения нового материала;
– карточки-правила (исправить допущенные ошибки или добавить недостающие правила);
– викторины по каждому изучаемому разделу;
– кроссворды по каждому изучаемому разделу;
– тесты по каждому изучаемому разделу;
– загадки по каждому изучаемому разделу;
– загадки-акростихи;
– загадки с подсказкой;
– загадки-обманки;
– рассказы-загадки;
– биологические задачи;
– экологические игры, сказки, ситуации;
– рабочие альбомы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа детского объединения "Кулинария издоровье"
Цель программы: дать школьникам знания о рациональном питании, сформировать умения по приготовлению здоровой пищи, развить способность критически относиться к разного рода модным ...
Дополнительная образовательная программа детского объединения "Компьютерная грамотность"
В настоящее время – время информационного века - нельзя без знания компьютерной грамотности.Основное назначение курса "Компьютерная грамотность" состоит в выполнении социального заказа современного об...
Образовательная программа детского объединения " Я в мире людей"
Программа ориентирована на воспитание людей порядочных, уважающих мнение других людей, ценящих человеческое достоинство в себе и других, способных самостоятельно и творчески решать поставленные задачи...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/18/picture-214170-1363596301.jpg)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Детского объединения «Бисероплетение» «Сказочный бисер»
Муниципальное образовательное учреждениеДополнительного образования детей«Центр детского творчества» Принята на педагогическом совете МОУДОД«Центр детского творчества»Прот...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/31/picture-191268-1359631948.jpg)
Образовательная программа детского объединения
Образовательная программа детского объединения «Тряпичный гном»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/12/picture-557555-1463042403.jpg)
Рабочая программа детского объединения «Окно в природу»
При составлении данной рабочей программы дополнительного образования использовано методическое пособие "Как организовать полевой экологический практикум", разработанное педагогами экологического Центр...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/11/picture-829303-1476201869.jpg)
Образовательная программа детского объединения «Современное вязание» Адресат программы: дети 9 – 14 лет. Срок реализации: 1год Углублённый уровень
Пояснительная записка. В достоинствах трикотажных изделий, связанных вручную или на вязальной машине, все давно убедились – тёплая, добротная одежда из трикотажа незаменима в любой сезон г...