Образовательная программа детского объединения « Окно в природу»
рабочая программа
Актуальность программы «Окно в природу» обусловлена важностью внешкольной природоохранной работы на современном этапе, необходимостью знать и изучать родные места, понимать целесообразность взаимоотношений подрастающего поколения с окружающей средой.
Отличительной особенностью программы является то, что программа «Окно в природу» направлена, прежде всего, на формирование исследовательских умений и навыков воспитанников на основе краеведения, формирование элементарных профессиональных умений и навыков. Данная программа интегрирует дисциплины: экологию растений, экологию животных, геоэкологию, краеведение. Отличительным признаком программы является также и нетрадиционность проведения занятий и массовых мероприятий: семинары, игры, путешествия, экологические сказки. Из практических методов - практические, мониторинговые занятия, самостоятельные исследовательские работы, написание проектов и их защита. В программе предусматривается организация экологических акций, что является частью природоохранной деятельности по улучшению экологической обстановки в своей местности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_okno_v_prirodu.docx | 51.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная программа
детского объединения
« Окно в природу»
( ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ )
Возраст обучающихся 13-16 лет
Срок реализации – 2 года
Автор: учитель биологии
Легкодух Ирина Николаевна
Пояснительная записка
В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Они затрагивают основы человеческого общества и во многом определяют возможности его выживания. Об экологии сегодня говорят дома, в школе, по радио и телевидению. В мире нет ни единого государства, которое бы не затронули экологические проблемы. Экологические проблемы представляют собой социальную реальность XXI века. На борьбу с экологическими катастрофами тратят миллионы. В наши дни общественность серьезно озабочена проблемой экологического образования и воспитания людей. Экологическое мировоззрение должно стать определяющим в обществе. Однако большинство людей думает, что на их век хватит чистой воды и чистого воздуха. Поэтому экологические проблемы, вопросы охраны и защиты природы, возможно, решить только с участием каждого из нас. В условиях современной экологической ситуации особенно остро стоит вопрос воспитания экологической культуры обучающихся в образовательных учреждениях. Мир природы удивляет и восхищает многообразием и красотой форм, красок, запахов, доставляет людям радость и является источником творческого вдохновения.
Актуальность использования природы как ведущего педагогического средства объясняется и экологическими проблемами. На первый взгляд может показаться, что экологические проблемы в основном имеют отношение к городам. Однако на практике наблюдается изменение характера почв, низкое плодородие, нередки случаи нарушения норм внесения минеральных удобрений и так далее. Поэтому сохранение среды приобретает первостепенное значение.
Обучающимся, живущим в сельской местности, эти проблемы близки и понятны. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.
В настоящее время, активно осуществляемая экологическая работа позволяет формировать у обучающихся установку на диалоговое отношение к природе. Приоритетное направление эколого-валеологическое образование и воспитание, состоит в развитии экологической культуры поведения обучающихся в окружающей среде, формирования ответственного отношения к природе, стремление сохранить и украсить мир природы, осознать себя его частицей.
Данная программа намечает основные направления, тематику и ориентиры поиска решения экологических проблем села, создает оптимальные условия для творческого развития обучающихся, их гражданского становления, удовлетворения их социальных запросов. В последние время территория села и прилегающая к ней территория подвергается сильному антропогенному воздействию: жители перестали следить за чистотой улиц; лес засоряется мусором; водоемы используются не по назначению. В весенне-летний период население бесконтрольно, не соблюдая правила сбора, собирает первоцветы и лекарственные растения. Зимой производится бесконтрольная вырубка деревьев. Улицы села требуют благоустройства, озеленения.
Активность обучающихся в этой работе поможет им осознать свою личную ответственность за будущее своей земли.
В процессе занятий воспитанникам предоставляется возможность получить и развить навыки самореализации и самоуправления.
Программа носит образовательно-развивающую направленность, охватывает теоретические и практические блоки содержания, которые взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Программа рассчитана на обучающихся среднего школьного возраста и направлена на воспитание экологической культуры и нравственной позиции обучающихся в отношении природной среды; развитие творческих способностей, воображения, фантазии, эмоциональной отзывчивости.
"Окно в природу" - программа творческого объединения, которая способствует развитию креативности, нестандартного пространственного мышления, вкуса, умения логически мыслить, создавать нечто новое, расширять кругозор. Для получения более полного представления о природном богатстве края программой запланированы экскурсии, встречи с работниками лесничества, с представителями администрации.
Особенностью программы является комплексный подход, неразрывная связь теории и практики, что, несомненно, повлияет на круг интересов воспитанников.
Актуальность программы «Окно в природу» обусловлена важностью внешкольной природоохранной работы на современном этапе, необходимостью знать и изучать родные места, понимать целесообразность взаимоотношений подрастающего поколения с окружающей средой. Отличительной особенностью программы является то, что программа «окно в природу» направлена, прежде всего, на формирование исследовательских умений и навыков воспитанников на основе краеведения, формирование элементарных профессиональных умений и навыков. Данная программа интегрирует дисциплины: экологию растений, экологию животных, геоэкологию, краеведение. Отличительным признаком программы является также и нетрадиционность проведения занятий и массовых мероприятий: семинары, игры, путешествия, экологические сказки. Из практических методов - практические, мониторинговые занятия, самостоятельные исследовательские работы, написание проектов и их защита.
В программе предусматривается организация экологических акций, что является частью природоохранной деятельности по улучшению экологической обстановки в селе.
Цель программы:
Углубленное изучение природы родного края, ее ресурсов, а также воспитание экологически грамотного поведения в природе.
Задачи программы:
1. Расширение знаний обучающихся об окружающем мире.
2. Формирование простейших экологических понятий и навыков у
обучающихся.
3. Формирование положительной мотивации в общественно-полезной деятельности обучающихся по сохранению природы родного края.
4. Формирование первичных навыков правильного поведения в природе.
5. Обучение постановке опытов и обработке полученных результатов.
Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у обучающихся умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
В процессе занятий большое внимание уделяется выращиванию растений, содержанию животных и проведению наблюдений, предусматривается активное и посильное участие в охране зеленых насаждений.
При формировании коллектива желательно, чтобы в объединении были обучающиеся одного возраста. В основу содержания положены практические работы, тематика которых составлена по периодам в соответствии с сезонностью выполнения работ. Работы, связанные с уходом за животными и растениями, проводятся систематически независимо от изучаемой темы.
Теоретическая основа дается руководителем в процессе практической работы, наблюдений и опытов.
Учитывая возрастные особенности детей: их большую подвижность, неустойчивость внимания и интересов, руководитель должен стремиться к тому, чтобы каждое занятие было интересным. И чем моложе обучающиеся, тем разнообразнее должны быть формы и методы занятий.
Теоретическая часть занятия должна быть краткой. Практические работы должны быть увлекательными и не слишком длительными, чтоб воспитанники обязательно доводили их до конца.
Проведение занятий в игровой форме, включение подвижных игр повысят интерес к занятиям. Одна из наиболее распространенных форм занятий - экскурсии в природу. Они дают возможность руководителю углубить интересы обучающихся. На экскурсиях в природу воспитанники накапливают конкретные знания о разнообразии растительного мира, об условиях обитания отдельных видов растений и животных. На экскурсиях в природу воспитанники выполняют заранее подготовленные задания. Материалы экскурсий наглядно оформляются и широко используются. Их можно оформить в виде аппликаций, рисунков, фотографий.
Методические занятия объединения являются комплексными – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера: лекции, аналитические и эвристические беседы, учебные спектакли, сценки, экологические сказки, подвижные и интеллектуальные игры, работа с наглядными пособиями, работа в живом уголке природы.
Занятия в объединении чередуются с посещением музеев и экскурсиями, проводимыми в близлежащем парке, различных природных комплексах, на учебной – опытном участке, на территории школьного двора. Важную роль играют посещения библиотек и музея.
На занятиях проводится демонстрация схем, таблиц, фотографий, презентаций, видеофильмов, а также используется разнообразный раздаточный материал.
Все это позволит обучающимся познать красоту и уникальность природы, понять необходимость ее охраны и бережного отношения к ней.
Программа обучения включает в себя учебный курс, состоящий из 6 разделов:
1. Растительный мир. Растения родного края. Растения в твоем доме.
2. Мир насекомых. Насекомые родного края.
3. Обитатели вод – рыбы. Рыбы, обитающие в реках своей области.
4. Обитатели воздушного пространства. Птицы родного края.
5. Звери, обитающие на территории своей области.
6. Охрана природы родного края.
Формы контроля промежуточных результатов:
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов:
– тестирование; творческие задания;
– викторины; конкурсы; олимпиады;
– интеллектуальные игры;
– выставки творческих работ учащихся.
Условия реализации программы:
Программа будет успешно реализована, если:
– будет изучен весь предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия;
– будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся воспитанников;
– будет использоваться разнообразный дидактический материал.
Ожидаемые результаты :
По окончании первого года обучения воспитанники должны
знать: - смену времен года как смену условий существования организмов;
- значение-живых организмов в природе и жизни человека; - особенности природных зон своей области (лесостепь, степь, полупустыня);
- представителей растительного мира, насекомых и рыб родного края;
- знать правила поведения в природе.
- особенности лекарственных растений своего района;
- разнообразие комнатных растений и особенности их разведения;
- способы борьбы с насекомыми - вредителями;
- особенности аквариумного рыбоводства.
уметь: - вести простейшие наблюдения в природе;
- ставить простейшие опыты, эксперименты и обрабатывать полученные результаты;
- самостоятельно работать с дополнительной литературой;
- устно описывать объекты природы;
- называть наиболее распространенные объекты растительного мира
области; - изготавливать гербарии: частей растений, травянистых растений;
- собирать лекарственные растения;
- ухаживать за комнатными растениями;
- оказывать первую помощь при травмах, нанесенных насекомыми
- соблюдать правила поведения в природе.
По окончании второго года обучения воспитанники должны
Знать: - представителей животного мира родного края; - способы борьбы с грызунами;
- содержание Красной книги России и своей области;
- формы охраны природы.
- особенности проведения экологических акций и проектов;
уметь: - называть наиболее распространенные объекты животного мира области;
- распознавать следы животных и птиц своего района;
- составлять портреты птиц и животных
- сооружать и устанавливать скворечники , кормушки.
- соблюдать правила поведения в природе;
Краткое содержание программы
( 1 год обучения )
Раздел 1: Растительный мир. Растения родного края
Цели и задачи: усвоение основных понятий раздела; формирование умения правильно вести себя в природе, умения выявлять признаки растительного мира; знакомство с видовым составом растений своей области, района и растениями, занесенными в Красную книгу.
Содержание: Растительный мир (общие понятия). Характерные признаки растений. Дикорастущие и культурные растения. Плоды растения. Сорняки. Растения, влияющие на здоровье человека. Комнатные растения. Растения своей области. Лекарственные растения. Охрана растений. Краснокнижные растения.
Формы занятий: Лекция, аналитическая и эвристическая беседы, практикум, экскурсии, работа с наглядными пособиями и дополнительной литературой, создание гербариев.
Основные понятия: Растения; дикорастущие и культурные растения; плод, типы плодов; растения-сорняки; комнатные и лекарственные растения; краснокнижные растения.
Раздел 2 : Мир насекомых. Насекомые своей области
Цели и задачи: усвоение основных понятий раздела; формирование умений выявлять видовой состав насекомых; формирование умений правильно вести себя в природе.
Содержание: Насекомые: виды, места обитания. Насекомые-вредители. Ядовитые насекомые. Где и как зимуют насекомые. Охрана полезных насекомых. Насекомые своей области и района.
Формы занятий: Аналитическая и эвристическая беседа, практикум, выполнение творческих заданий, работа с наглядными материалами и литературой, наблюдения в природе, экскурсии.
Основные понятия: Насекомые. Ядовитые насекомые.
Раздел 3: Обитатели вод. Рыбы, обитающие в реках района
Цели и задачи: усвоение основных понятий; формирование умений определять виды рыб; формирование умений правильно вести себя в природе.
Содержание: Общие признаки позвоночных животных. Рыбы, обитающие в реках своей области. Как рыбы ориентируются в воде? Спят ли рыбы? Промысловые рыбы. Рациональное их использование. Прудовые хозяйства своей области. Аквариумное рыбоводство, разведение рыб. Охрана рыбных хозяйств.
Формы занятий: Аналитическая и эвристическая беседа, выполнение творческих заданий, работа с наглядными пособиями, экскурсии, познавательные игры.
Основные понятия: Позвоночные животные. Рыбы. Промысловые рыбы. Прудовые хозяйства. Аквариумное рыболовство.
Краткое содержание программы
( 2- й год обучения )
Раздел 4 : Обитатели воздушного пространства. Птицы родного края
Цели и задачи: усвоение основных понятий; формирование умений определять группы птиц; формирование умений правильно вести себя в природе.
Содержание: Птицы. Птицы своей области. Кочующие, оседлые, перелётные птицы. Хищники. Водоплавающие птицы. Птицы леса и открытых пространств. Дикие и домашние птицы. Как зимуют птицы? Охрана и привлечение птиц.
Формы занятий: Аналитическая и эвристическая беседа, работа с наглядным материалом и литературой, выполнение творческих заданий, экскурсии, наблюдения в природе и в уголке живой природы.
Основные понятия: Птицы. Кочующие, оседлые, перелетные птицы. Водоплавающие птицы. Хищники. Дикие и домашние птицы. Краснокнижные виды птиц.
Раздел 5: Животный мир. Звери, обитающие на территории
своей области и района.
Цели и задачи: усвоение основных понятий; формирование представления о природных сообществах; формирование умений выделять по морфологическим (внешним) признакам группы животных; формирование умений правильно вести себя в природе.
Содержание: Животный мир (общее понятие). Звери, обитающие на территории своей области. Дикие и домашние животные. Жизнь зверей зимой. Враги моего жилья. Борьба с грызунами. Роль животных в жизни человека. Охрана животных. Краснокнижные виды.
Формы занятий: Аналитическая и эвристическая беседы, выполнение творческих заданий, работа с литературой, познавательные и интеллектуальные игры, наблюдения в уголке живой природы, экскурсии.
Основные понятия: Животные. Дикие животные. Домашние животные. Хищники. Животные-вредители.
Раздел 6: Охрана природы родного края
Цели и задачи: усвоение основных понятий раздела; формирование знаний законов об охране природы; формирование представления об охраняемых территориях России и своей области.
Содержание: Закон об охране природы в России. Красная книга России и своей области. Охраняемые территории родного края.
Формы занятий: Лекция, аналитическая и эвристическая беседы, выполнение творческих заданий, экскурсии, проектная деятельность, создание презентаций.
Основные понятия: Закон об охране природы. Заповедники, заказники, национальные парки, зоопарки России и своей области.
Календарно-тематическое планирование (1 год)
Раздел 1 : Растительный мир. Растения родного края
Название темы | Количество часов | ||||
теория | практика | всего | |||
Вводное занятие: Что такое экология? Правила техники безопасности | 2 | – | 2 | ||
Растительный мир. (Общие понятия. Травы, кустарники, деревья: сходство, отличие. Части растений.) Растения Хомутовского района. | 2 | 2 | 4 | ||
Экскурсия «Какие растут у нас деревья?» (виды деревьев, места распространений) | 2 | 2 | 4 | ||
Посещение учебно-опытного участка | – | 4 | 4 | ||
«Овощная радуга» | 2 | 2 | 4 | ||
Разноцветные краски природы (смена окраски листьев, листопад). Сбор и создание гербариев | 2 | 4 | 6 | ||
Кустарники. Их роль для человека | 2 | 4 | 6 | ||
Травы. Какие лекарственные растения произрастают в Хомутовском районе. | 2 | 4 | 6 | ||
Растения-сорняки и вредители здоровья человека | 2 | 2 | 4 | ||
Праздник осени «Осенины» | 2 | 2 | 4 | ||
Растения в твоем доме. Разнообразие. Разведение. Уход за ними | 2 | 4 | 6 | ||
«Природа и мы» (викторина) | – | 2 | 2 | ||
Всего: | 20 | 32 | 52 |
Раздел 2
Мир насекомых. Насекомые своей области
Название темы | Количество часов | ||||
теория | практика | всего | |||
Насекомые (виды, места обитания) | 2 | 4 | 6 | ||
Польза и вред насекомых | 2 | 2 | 4 | ||
Насекомые-вредители | 2 | 2 | 4 | ||
Ядовитые насекомые. Первая помощь при травмах, нанесенных насекомыми | 2 | 2 | 4 | ||
Зимовка насекомых | 3 | 1 | 4 | ||
Какие насекомые обитают в нашем районе, области. | 3 | 3 | 6 | ||
Экскурсия в краеведческий музей | 1 | 3 | 4 | ||
Как человек борется с вредителями и охраняет полезных насекомых | 2 | 4 | 6 | ||
«Поле чудес» (игра «Насекомые вокруг нас») | – | 2 | 2 | ||
Выпуск стенгазеты «Удивительные насекомые»
Всего: | 1 18 | 2 25 | 3 43 |
Раздел 3
Обитатели вод. Рыбы, обитающие в области
Название темы | Количество часов | ||||
теория | практика | всего | |||
Рыбы. Общие признаки позвоночных животных | 2 | 2 | 4 | ||
Как рыбы ориентируются в воде? Спят ли рыбы? Наблюдение за поведением рыб | 4 | 4 | 8 | ||
Промысловые рыбы. Рациональное их использование | 2 | 2 | 4 | ||
Рыбы, обитающие в реках области | 2 | 4 | 6 | ||
Экскурсия на реку | 1 | 2 | 3 | ||
Прудовые хозяйства района | 2 | 4 | 6 | ||
Аквариумное рыбоводство. Разведение рыб в аквариумах | 4 | 4 | 8 | ||
Охрана рыбных богатств | 2 | 2 | 4 | ||
Конкурс загадок «Золотая рыбка» | – | 2 | 2 | ||
Итоговая аттестация | 2 | 2 | 4 |
Всего: 21 28 49
Всего за год: 69 85 144
Календарно-тЕМАТИЧЕСКОЕ планирование ( 2- й год)
Раздел 4 Обитатели воздушного пространства родного края
Название темы | Количество часов | ||||
теория | практика | всего | |||
Птицы родного края (виды, места обитания) | 2 | 4 | 6 | ||
Следы птиц (Экскурсия.) | 2 | 2 | 4 | ||
Дикие и домашние птицы летом и осенью, зимой и весной. | 2 | 2 | 4 | ||
Птицы кочующие, оседлые, перелетные. Составление портрета птиц | 4 | 2 | 6 | ||
Какие птицы обитают в районе? | 2 | 2 | 4 | ||
Водоплавающие птицы | 2 | 2 | 4 | ||
Хищники | 2 | 2 | 4 | ||
Птицы леса | 2 | 2 | 4 | ||
Птицы открытых воздушных пространств | 2 | 2 | 4 | ||
Какие птицы нашей области занесены в Красную книгу | 2 | – | 2 | ||
Экскурсия в краеведческий музей | 1 | 3 | 4 | ||
«Голоса леса». (Живая газета) | – | 2 | 2 | ||
Охрана птиц. Сооружение и установка скворечников, кормушек | 2 | 6 | 8 | ||
Конкурс рисунков «Птичий двор» | – | 2 | 2 | ||
Всего: | 25 | 33 | 58 |
Раздел 5:
Животный мир. Звери, обитающие на территории своей области.
Название темы | Количество часов | ||||
теория | практика | всего | |||
Какие бывают животные? | 4 | 2 | 6 | ||
Животные родного края. Составление портрета животного | 2 | 2 | 4 | ||
Как готовятся к зиме дикие и домашние животные? | 2 | – | 2 | ||
«Конкурс-турнир домашних животных» | – | 4 | 4 | ||
Враги моего жилья (крысы, мыши). Борьба с грызунами | 2 | 2 | 4 | ||
Какие звери обитают на территории Хомутовского района. | 4 | 4 | 8 | ||
«Мой самый любимый на свете, домашний питомец родной» (литературный конкурс) | – | 2 | 2 | ||
Экскурсия на ферму | – | 3 | 3 | ||
Подвиг животных в годы войны и в мирное время. Их помощь людям. Роль животных в жизни человека | 4 | – | 4 | ||
Какие животные занесены в Красную книгу | 2 | 2 | 4 | ||
Всего: | 20 | 21 | 41 |
Раздел 6
Охрана природы родного края
Название темы | Количество часов | ||||
теория | практика | всего | |||
Вводное занятие. Охраняемые территории. | 2 | – | 2 | ||
Что мы знаем про заповедники, заказники, национальные парки, зоопарки России. Операция «Хранитель родника». | 3 | 5 | 8 | ||
Акция «Природа как единое целое». | 2 | 2 | 4 | ||
Экологические проблемы района. | 1 | - | 1 | ||
Природоохранный проект. | 4 | 8 | 12 |
Экологическая сказка – быль
«Раз под Курском» (инсценировка). 2 2 4
Фоторепортаж «Экологический SOS
Спасаем Землю. 2 2 4
«Разведка экологических бед»
своего региона. 2 6 8
Итоговая аттестация 1 1 2
Всего: 19 26 45
Всего за год: 64 80 144
Методическое обеспечение программы «Окно в природу»
Раздел (наименование) | Используемые формы организации процесса | Методическое оснащение | Формы подведения итогов |
1. Растительный мир. Растения родного края.Растения в твоем доме. 2. Мир насекомых. Насекомые родного края. 3. Обитатели вод – рыбы. Рыбы, обитающие в реках своей области. 4. Обитатели воздушного пространства. Птицы родного края. 5. Звери, обитающие на территории своей области. 6. Охрана природы родного края. | Лекция, аналитическая и эвристическая беседы, практикум, экскурсии, работа с наглядными пособиями и дополнительной литературой, создание гербариев. Аналитическая и эвристическая беседа, практикум, выполнение творческих заданий, работа с наглядными материалами и литературой, наблюдения в природе, экскурсии. Аналитическая и эвристическая беседа, выполнение творческих заданий, работа с наглядными пособиями, экскурсии, познавательные игры.Аналитическая и эвристическая беседа, работа с наглядным материалом и литературой, выполнение творч. заданий | Выставка книг о растениях. Выставка фотографий плодов растений, гербарий лекарственных растений. Книги, видеокассеты, телевизор, видеомагнитофон. Вопросы викторины. Книги, плакаты, аквариум с рыбками. Книги, плакаты, магнитофон, аудиокассеты. Выставка фотографий птиц Хомутовского района. Книги, плакаты, слайды, Книги, карта Курской области и Хомутовского района, фотографии экологически-загрязненных мест поселка, места родников | Собеседование Викторина Конкурс загадок Конкурс рисунков, кроссвордов Литературный конкурс, тестирование Акция «Природа как единое целое» |
Рекомендуемая литература для учителя
1. Акимушкин, И. И. Мир животных. – М.: Мысль, 1998.
2. Акимушкин, И. И. Занимательная биология. – М.: Молодая гвардия, 1967.
3. Благосклонов, К.Н. Охрана природы.Изд. 2-е,перераб.и доп.–М.:Колос, 1984.
4. Брыкина Н.Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу "Окружающий мир": практическое пособие/ Н.Т. Брыкина, О.Е. Жиренко, Л.П. Барылкина. - М.: ВАКО, 2004 - 350 с
5. Бутурлин, С. А. Что и как наблюдать из жизни птиц. – М.: Учпедгиз, 1948.
6. Верзилин, Н. М. Путешествие с домашними растениями. – М.: Художественная литература, 1995.
7. Велек И. Что должен знать и уметь юный защитник природы: методическое пособие. - М.: Просвещение, 1999 - 120 с.
8. Гелетон А. В. Жизнь зелёного растения: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 2002 - 112 с.
9. Двораковский М.С. Экология растений: практическое пособие. - М.: Просвещение, 2003 - 240 с.
10. Жук Л.И. В гармонии с природой: методическое пособие. - Мн.: Издательство ООО "Красико-Принт", 2002 - 234 с.
11. Литвинова Л.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников: методическое пособие / Л.С. Литвинова, О.Е. Жиренко. - М.: Просвещение, 2005 - 146 с.
12. Плешаков А.А. Зеленые страницы: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1996 - 190 с.
13. Поплянова Е.М. А мы на уроке - играем: методическое пособие. - М.: Просвещение, 1994 - 227 с.
14. Танасийчук В. Г. Экология в картинках: практическое пособие. - М.: Детская литература, 1989 - 240 с.
15. Шорыгина, Т. А. Птицы. Какие они? – М.: ГНОМиД, 2000.
16. Экологическое исследование: сборник программ кружков, факультативных курсов, практикумов по экологии / под ред. А.В. Мариной. - Арзамас
Рекомендуемая литература для обучающихся
1. Верзилин, Н. М. Лечебница в лесу. – Л.: Детская литература, 1951.
2. Все обо всем. Энциклопедия для детей. – Т. 5. – М.: Слово ACT, 1998.
3. Грехова, Л. И. В союзе с природой. – М.-Ставрополь: Сервис-школа, 2003.
4. Жукова, Т. И. Часы занимательной зоологии. – М.: Просвещение, 1969.
5. Константинов, В.М. Охрана природы.- М.: Академия, 2000.
6. Потапов, И.В. Зоология с основами экологии животных.-М.: Академия, 2001.
7. Сладков, Н. И. Азбука леса. – Л.: Детская литература, 1986.
8. Теремов, А.А., Рохлов, В. Занимательная зоология.-М.: «АСТ-пресс», 1999.
9. Тамбиев А.Х., Миграции животных.-М.: Астроль 2001.
10. Яхонтов, В.В. Экология насекомых.- М.: 1984.
Список дидактических и методических
материалов к учебному курсу
– карточки-задания для самостоятельных наблюдений в природе;
– карточки-задания для усвоения нового материала;
– карточки-правила (исправить допущенные ошибки или добавить недостающие правила);
– викторины по каждому изучаемому разделу;
– кроссворды по каждому изучаемому разделу;
– тесты по каждому изучаемому разделу;
– загадки по каждому изучаемому разделу;
– загадки-акростихи;
– загадки с подсказкой;
– загадки-обманки;
– рассказы-загадки;
– биологические задачи;
– экологические игры, сказки, ситуации;
– рабочие альбомы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа детского объединения "Кулинария издоровье"
Цель программы: дать школьникам знания о рациональном питании, сформировать умения по приготовлению здоровой пищи, развить способность критически относиться к разного рода модным ...
Дополнительная образовательная программа детского объединения "Компьютерная грамотность"
В настоящее время – время информационного века - нельзя без знания компьютерной грамотности.Основное назначение курса "Компьютерная грамотность" состоит в выполнении социального заказа современного об...
Образовательная программа детского объединения " Я в мире людей"
Программа ориентирована на воспитание людей порядочных, уважающих мнение других людей, ценящих человеческое достоинство в себе и других, способных самостоятельно и творчески решать поставленные задачи...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Детского объединения «Бисероплетение» «Сказочный бисер»
Муниципальное образовательное учреждениеДополнительного образования детей«Центр детского творчества» Принята на педагогическом совете МОУДОД«Центр детского творчества»Прот...
Образовательная программа детского объединения
Образовательная программа детского объединения «Тряпичный гном»...
Рабочая программа детского объединения «Окно в природу»
При составлении данной рабочей программы дополнительного образования использовано методическое пособие "Как организовать полевой экологический практикум", разработанное педагогами экологического Центр...
Образовательная программа детского объединения «Современное вязание» Адресат программы: дети 9 – 14 лет. Срок реализации: 1год Углублённый уровень
Пояснительная записка. В достоинствах трикотажных изделий, связанных вручную или на вязальной машине, все давно убедились – тёплая, добротная одежда из трикотажа незаменима в любой сезон г...