Образовательная программа детского объединения "Лес и человек"
рабочая программа
Программа рассчитана на обучающихся среднего школьного возраста и направлена на воспитание экологической культуры, развитие творческих способностей, воображения, фантазии, эмоциональной отзывчивости.
"Лес и человек" - программа творческого объединения, которая способствует развитию нестандартного пространственного мышления, вкуса, умения логически мыслить, расширять кругозор. Для получения более полного представления о природном богатстве края программой запланированы экскурсии, встречи с работниками лесничества, с представителями администрации.
Особенностью программы является комплексный подход, неразрывная связь теории и практики, что, несомненно, повлияет на круг интересов воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_les_i_chelovek.docx | 41.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная программа
детского объединения
« Лес и человек»
( ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ )
Возраст обучающихся 13-16 лет
Срок реализации – 2 года
Автор : учитель биологии
Легкодух Ирина Николаевна
Пояснительная записка
В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Об экологии сегодня говорят дома, в школе, по радио и телевидению. В наши дни общественность серьезно озабочена проблемой экологического образования и воспитания людей. Экологическое мировоззрение должно стать определяющим в обществе. В условиях современной экологической ситуации особенно остро стоит вопрос воспитания экологической культуры учащихся в образовательных учреждениях. Мир природы удивляет и восхищает многообразием и красотой форм, красок, запахов, доставляет людям радость и является источником творческого вдохновения.
Актуальность использования природы как ведущего педагогического средства объясняется и экологическими проблемами. На первый взгляд может показаться, что экологические проблемы в основном имеют отношение к городам. Однако на практике наблюдается изменение в плодородии почв, в составе древесной растительности ,в количестве лекарственных растений и др. Поэтому сохранение среды приобретает первостепенное значение.
Учащимся, живущим в сельской местности, эти проблемы близки и понятны. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.
Данная программа намечает основные направления, тематику и ориентиры поиска решения экологических проблем села, создает оптимальные условия для творческого развития обучающихся, их гражданского становления, удовлетворения их социальных запросов. В последние время территория села и прилегающая к ней территория подвергается сильному антропогенному воздействию: жители перестали следить за чистотой улиц; лес засоряется мусором; водоемы используются не по назначению. В весенне-летний период население с. Ольховка бесконтрольно, не соблюдая правила сбора, собирает первоцветы и лекарственные растения. Улицы села требуют благоустройства, озеленения. Активность учащихся в этой работе поможет им осознать свою личную ответственность за будущее своей земли.
Программа рассчитана на обучающихся среднего школьного возраста и направлена на воспитание экологической культуры, развитие творческих способностей, воображения, фантазии, эмоциональной отзывчивости.
"Лес и человек" - программа творческого объединения, которая способствует развитию нестандартного пространственного мышления, вкуса, умения логически мыслить, расширять кругозор. Для получения более полного представления о природном богатстве края программой запланированы экскурсии, встречи с работниками лесничества, с представителями администрации.
Особенностью программы является комплексный подход, неразрывная связь теории и практики, что, несомненно, повлияет на круг интересов воспитанников.
Актуальность программы «Лес и человек» обусловлена важностью внешкольной природоохранной работы на современном этапе, необходимостью знать и изучать родные места, понимать целесообразность взаимоотношений подрастающего поколения с окружающей средой. Отличительной особенностью программы является то, что программа «Лес и человек» направлена, прежде всего, на формирование исследовательских умений и навыков воспитанников на основе краеведения, формирование элементарных профессиональных умений и навыков. Данная программа интегрирует дисциплины: экологию растений, геоэкологию, краеведение. Отличительным признаком программы является также и нетрадиционность проведения занятий и массовых мероприятий: семинары, игры, путешествия,экскурсии, экологические сказки. Из практических методов - практические занятия, самостоятельные исследовательские работы, написание проектов и их защита. В программе предусматривается организация экологических акций, что является частью природоохранной деятельности по улучшению экологической обстановки в селе.
Цель программы:
Углубленное изучение природы родного края, ее ресурсов, а также воспитание экологически грамотного поведения в природе.
Задачи программы:
1. Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.
2. Формирование простейших экологических понятий и навыков .
3. Формирование положительной мотивации в общественно-полезной деятельности обучающихся по сохранению природы родного края.
4. Формирование первичных навыков правильного поведения в природе.
5. Обучение постановке опытов и обработке полученных результатов.
6. Освоение методов оценки состояния природы родного края.
Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у обучающихся умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
В процессе занятий большое внимание уделяется проведению наблюдений, предусматривается активное и посильное участие в охране зеленых насаждений.
При формировании коллектива желательно, чтобы в объединении были учащиеся одного возраста. Теоретическая основа дается руководителем в процессе практической работы, наблюдений и опытов.
Учитывая возрастные особенности детей: их большую подвижность, неустойчивость внимания и интересов, руководитель должен стремиться к тому, чтобы каждое занятие было интересным. И чем моложе учащиеся, тем разнообразнее должны быть формы и методы занятий.
Теоретическая часть занятия должна быть краткой. Практические работы должны быть увлекательными и не слишком длительными, чтоб воспитанники обязательно доводили их до конца.
Проведение занятий в игровой форме, включение подвижных игр повысят интерес к занятиям. Одна из наиболее распространенных форм занятий - экскурсии в природу. Они дают возможность руководителю углубить интересы учащихся. На экскурсиях в природу воспитанники накапливают конкретные знания о разнообразии растительного мира, об условиях обитания отдельных видов растений и животных. На экскурсиях в природу воспитанники выполняют заранее подготовленные задания. Материалы экскурсий наглядно оформляются и широко используются. Их можно оформить в виде аппликаций, рисунков, фотографий.
Занятия в объединении чередуются с посещением музеев и экскурсиями, проводимыми в близлежащем парке, различных природных комплексах, на учебной – опытном участке , на территории Хомутовского лесничества. Важную роль играют посещения библиотек и музея.
На занятиях проводится демонстрация схем, таблиц, фотографий, презентаций, видеофильмов, а также используется разнообразный раздаточный материал.
Все это позволит учащимся познать красоту и уникальность природы, понять необходимость ее охраны и бережного отношения к ней.
Формы контроля промежуточных результатов:
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов:
– тестирование; творческие задания;проекты;
– викторины; конкурсы; олимпиады;
– интеллектуальные игры;
– выставки творческих работ учащихся.
Условия реализации программы:
Программа будет успешно реализована, если:
– будет изучен весь предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия;
– будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся ;
– будет использоваться разнообразный дидактический материал.
Ожидаемые результаты:
По окончании первого года обучения воспитанники должны
знать: - основные методы изучения природы;
- приёмы постановки опытов и экспериментов;
- традиционные народные промыслы;
- способы ориентирования на местности;
- основы организации лесного хозяйства;
- характеристики леса как природной системы;
-лекарственные растения Курской области;
- особо сохраняемые природные территории.
уметь:
- сравнивать растительные сообщества леса;
- распознавать древесные и кустарниковые породы;
- наблюдать изменения в природе, изменения среды обитания под влиянием деятельности человека;
- оценивать влияние антропогенного фактора на виды, экосистемы и принимать решения по их охране.
По окончании второго года обучения воспитанники должны
знать:
- правила поведения в природе;
- экологические группы леса и их значение;
- многообразие растительного мира Курской области;
- особенности лесных биоценозов;
- основные правила выращивания лесных массивов;
-правила создания лесных питомников;
- правила сбора и хранения лекарственных растений;
- приёмы работы над природоохранным проектом;
- особенности охраны и защиты лесов;
уметь:
- соблюдать правила поведения в природе;
- правильно вести сбор и хранение лекарственных растений;
- собирать и правильно оформлять гербарии;
- составлять пищевые цепи леса;
- определять растения - вредители здоровья человека;
- выращивать лесные растения в питомнике;
- обнаруживать и устранять повреждения деревьев;
- правильно вести заготовку кормов для птиц;
- создавать природоохранные проекты;
- решать небольшие экологические проблемы своего села.
Содержание программы (первый год обучения)
Введение(2ч.)
Что такое лес? Значение леса в природе и жизни человека. К чему может привести уничтожение лесов? Леса отступают под натиском человека. Инструктаж по технике безопасности.
Методы исследования природы(22ч.)
Наблюдения в природе. Постановка опытов. Проведения эксперимента. Экологический мониторинг. Фенологические наблюдения.
Лес как природная система Земли(22ч.)
Экологические природные системы. Лес как природная система. Типы лесов. Лесные ресурсы мира. Леса России. Растительные сообщества. Экскурсия в лес: «Растительные сообщества леса». Игра: Экологическое лото «Листья» Игра: «Знаешь ли ты растения?».
Музы леса(10 ч.)
Традиционные народные промыслы: резьба по дереву; берестяной промысел, плетение изо льна, ивовых прутьев. Роспись по дереву, лесные обитатели в русском фольклоре. Экскурсия в районный краеведческий музей района. Экскурсия на итоговый выставочный просмотр в детское объединение «Природа и фантазия»
Азбука леса(10ч.)
Про зеленые леса и лесные чудеса. Цветочные часы. Ориентирование на местности. Звуки леса. Запахи леса. Лесные предсказатели погоды. «Эколого-туристическая эстафета». Дидактическая игра «Лесные Робинзоны».
Человек помогает лесу(12ч.)
Кто такие лесники? Знакомство с работой лесничества. Заготовки семян, организация питомника лесных культур.
Естественное лесовосстановление(14ч.)
Знакомство с видами естественного возобновления. Семенное возобновление. Смена лесных сообществ. Межвидовая конкуренция.
Деятельность человека в лесных сообществах(12ч.)
Леса предшествовали человеку, пустыни следовали за ним: Причины сокращения лесных площадей. «Зеленая аптека», «Выпас скота». «Определение степени повреждения лесного биоценоза».
Памятники природы (14 ч.)
Особо охраняемые территории : заповедники и заказники России. Памятники природы Курской области. Центрально- чернозёмный заповедник им. В.В.Алёхина. Организация и проведение акции «Первоцвет»
«Зелёная аптека» (8 ч.)
Лекарственные растения Центрально-Чернозёмного района. Экскурсия: «Лекарственные растения Ольховского леса »
Летний экологический практикум (16 ч.)
Практическая работа «Выявление влияния различных типов леса и лесных полос на формирование микроклимата». Практическая работа «Выявление влияния родников и формирование фитоценозов Ольховского леса и роли леса в поддержании водного режима местности. Картирование родников и их обустройство».
Заключение (2 ч.)
Подведение итогов работы: конференция – представление творческих работ школьников.
Содержание программы (второй год обучения)
Введение(2ч.) Вводное занятие . Инструктаж по технике безопасности. Учение о природе леса ( 14 ч. )
Развитие учения о природе леса в России. Учёный – натуралист Г.Ф.Морозов и его учение о лесе. Лесоведение. Лесоводство. Лесоводственные свойства насаждений. Энциклопедия лесного хозяйства. Дендрология. Занимательные факты о природе.
Экологические группы леса. Значение биоразнообразия.(12 ч.)
Экологические группы леса. Экологическая роль и экономические факторы лесов каждой группы. Биоразнообразие как экологический ресурс. Беловежская пуща как объект и субъект сохранения биоразнообразия. Беловежский экологический регион как фактор сохранения биоразнообразия. Хозяйственная деятельность Беловежской пущи в аспекте сохранения биоразнообразия.
Растительность Центрально- Чернозёмного региона (16 ч.)
Экскурсия «Какие растут у нас деревья».(виды деревьев, места распространения) .Кустарники, их роль для человека. Растения Курской области занесённые в Красную Книгу. Растения – сорняки и вредители здоровья человека. Разноцветные краски природы (смена окраски листьев, листопад.) Сбор и создание гербариев. Организация и проведение в начальной школе конкурсной программы о лекарственных растениях « Доктор Айболит».Праздник осени «Осенины».Викторина « Природа и мы»
Лесные биоценозы (12 ч.)
Исторически сложившееся сообщество растений животных и микроорганизмов в пределах лесного биогеоценоза. Группы организмов лесного биоценоза: продуценты, консументы, редуценты. Ярусы леса. Пищевые цепи в лесу. Хвойные и лиственные леса. Как человек защищает лес (24 ч.) Что делает лес лесом ,и чем он отличается от всего остального. Способность леса к самоподдержанию. Зачем выращивают лес.? Законы об охране природы и история их издания. Общие принципы выращивания деревьев. Проблемы при выращивании посадочного материала. Выбор места для посадки леса. Экскурсия в питомник Хомутовского лесхоза. Практическая работа «Закладка небольшого лесного питомника в школе». Акция по обнаружению и устранению повреждений деревьев на пришкольном участке. Практическая работа «Изучение количества и состояния муравейников в лесу». Изготовление и распространение памяток «Друзья леса». Практическая работа «Заготовка кормов для птиц». Травяные пожары- главная угроза молодым лесным посадкам. Конкурс рисунков и плакатов на тему: «Берегите леса от пожаров»
Лес на службе человека (16ч.) Лес-главная составляющая окружающей среды . Положительное воздействие на климат, воду, воздух, сельскохозяйственные земли и др.Лес - место для комфортного проживания и отдыха людей. Лес - источник множества материальных ресурсов. Лес- культурно- историческая среда. Лес источник культуры и обычаев целых народов. Лес – источник работы.(социальная роль леса).Стихи и песни, пословицы и поговорки о лесе.
Охрана и защита леса (26 ч.) Вводное занятие. Охраняемые территории . Что мы знаем про заповедники, заказники, национальные парки России. Центрально- Чернозёмный заповедник им. В.В.Алёхина. Акция «Природа как единое целое».Экологические проблемы района. Природоохранный проект. «Разведка экологических бед» своего села. Операция «Хранитель родника». Экологическая сказка – быль «Раз под Курском» (инсценировка). Фоторепортаж «Экологический SOS .Спасаем Землю». Летний практикум(20 ч.) Заключение (2
Учебно – тематический план
(первый год обучения)
№ п/п | Тема занятий | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Введение | 2 | – | 2 |
2 | Методы иследования природы | 12 | 10 | 22 |
3 | Лес как природная система Земли | 10 | 12 | 22 |
4 | Музы леса | 6 | 6 | 10 |
5 | Азбука леса | 4 | 6 | 10 |
6 | Человек помогает лесу | 4 | 8 | 12 |
7 | Естественное лесовосстановление | 6 | 8 | 14 |
8 | Деятельность человека в лесных сообществах | 4 | 8 | 12 |
9 | Памятники природы | 4 | 10 | 14 |
10 | «Зелёная аптека» | 4 | 4 | 8 |
11 | Летний экологический практикум | 1 | 15 | 16 |
12 | Заключение | 1 | 1 | 2 |
Итого: | 58 | 86 | 144 |
Учебно – тематический план
(второй год обучения)
№ п/п | Тема занятий | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Введение | 2 | – | 2 |
2 | Учение о природе леса | 10 | 4 | 14 |
3 | Экологические группы леса. Значение биоразнообразия | 8 | 4 | 12 |
4 | Растительность Центрально – Чернозёмного региона | 10 | 6 | 16 |
5 | Лесные биоценозы | 10 | 2 | 12 |
6 | Как человек выращивает лес | 10 | 14 | 24 |
7 | Лес на службе человека | 12 | 4 | 16 |
8 | Охрана и защита леса | 10 | 16 | 26 |
9 | Летний практикум | 8 | 12 | 20 |
10 | Заключение | 2 | 2 | |
Итого: | 82 | 62 | 144 |
Рекомендуемая литература для учителя
1. Экологическое исследование: сборник программ кружков, факультативных курсов, практикумов по экологии / под ред. А.В. Мариной. - Арзамас
2. Акимушкин, И. И. Занимательная биология. – М.: Молодая гвардия, 1967.
3. Благосклонов, К.Н. Охрана природы.Изд. 2-е,перераб.и доп.–М.:Колос, 1984.
4. Брыкина Н.Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу "Окружающий мир": практическое пособие/ Н.Т. Брыкина, О.Е. Жиренко, Л.П. Барылкина. - М.: ВАКО, 2004 - 350 с
5. Игнатова В.А. Экология и культура: на пути к интеграции. Книга для учителя. – Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2004. – 262 с.
6. Велек И. Что должен знать и уметь юный защитник природы: методическое пособие. - М.: Просвещение, 1999 - 120 с. 7. Гелетон А. В. Жизнь зелёного растения: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 2002 - 112 с.
8. Двораковский М.С. Экология растений: практическое пособие. - М.: Просвещение, 2003 - 240 с.
9. Жук Л.И. В гармонии с природой: методическое пособие. - Мн.: Издательство ООО "Красико-Принт", 2002 - 234 с.
10. Литвинова Л.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников: методическое пособие / Л.С. Литвинова, О.Е. Жиренко. - М.: Просвещение, 2005 - 146 с. 11.Игнатова В.А. Экология и культура: на пути к интеграции. Книга для учителя. – Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2004. – 262 с.
12. ecorussia.info›ru/ecopedia/environmental 13. _metod_mater/v_7/02/internet_ecol.htm
Рекоменд уемая литература для обучающихся
1.Горлов А.А. Жить в согласии с природой. – М., 2003
2.Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. – М.: 2001
3. Верзилин, Н. М. Лечебница в лесу. – Л.: Детская литература, 1951.
4. Все обо всем. Энциклопедия для детей. – Т. 5. – М.: Слово ACT, 1998.
5. Грехова, Л. И. В союзе с природой. – М.-Ставрополь: Сервис-школа, 2003.
6. Константинов, В.М. Охрана природы.- М.: Академия, 2000.
7. Сладков, Н. И. Азбука леса. – Л.: Детская литература, 1986.
8.Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии (Текст)/ художники Янаев, В. Х., Куров, В.Н. – Ярославль: «Академия развития», 2006.
9.Большаков, А.П. Биология. Занимательные факты и тесты. – СПб.: «Паритет», 2000.
10.Демьянков, Е. Н. Биология. Мир растений (Текст): задачи. Дополнительные материалы: – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа детского объединения "Кулинария издоровье"
Цель программы: дать школьникам знания о рациональном питании, сформировать умения по приготовлению здоровой пищи, развить способность критически относиться к разного рода модным ...
Дополнительная образовательная программа детского объединения "Компьютерная грамотность"
В настоящее время – время информационного века - нельзя без знания компьютерной грамотности.Основное назначение курса "Компьютерная грамотность" состоит в выполнении социального заказа современного об...
Образовательная программа детского объединения " Я в мире людей"
Программа ориентирована на воспитание людей порядочных, уважающих мнение других людей, ценящих человеческое достоинство в себе и других, способных самостоятельно и творчески решать поставленные задачи...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОЙ СТУДИИ ЭСТРАДНОЙ ПЕСНИ «С ПЕСНЕЙ - В СТРАНУ ВООБРАЗИЛИЮ»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОЙ СТУДИИ ЭСТРАДНОЙ ПЕСНИ«С ПЕСНЕЙ - В СТРАНУ ВООБРАЗИЛИЮ»Соответствует 1-2 ступеням образовательной программыМОУ ДОД "Дворец детского (юношеского) творчеств...
Описание использования Современных технологий в рамках воспитательно-образовательного пространства в процессе реализации, апробации и адаптации авторской образовательной программы «Какое счастье быть человеком!» (Самосовершенствование личности 1-11 класс
Процесс формирования и воспитания зреющей личности включает в себяиндивидно-групповой компонент. Ведь именно в групповом и, конечно же, успешном взаимодействии, учащемуся предстоит предъявить значимой...
Методическая разработка раздела дополнительной образовательной программы детского музыкального театра «Вдохновение» «Формирование детского голоса. Речевые игры и упражнения» 1-й год обучения
Вокальное пение - самый доступный вид музыкального искусства. Музыкальная деятельность детей всегда эмоциональна и активизирует умственное развитие ребёнка. Занятия по вокалу имеют познавательное зна...
Образовательная программа детского объединения «Современное вязание» Адресат программы: дети 9 – 14 лет. Срок реализации: 1год Углублённый уровень
Пояснительная записка. В достоинствах трикотажных изделий, связанных вручную или на вязальной машине, все давно убедились – тёплая, добротная одежда из трикотажа незаменима в любой сезон г...