Образовательная программа детского объединения "Лес и человек"
рабочая программа

Легкодух Ирина Николаевна

Программа рассчитана на обучающихся среднего школьного возраста и направлена на воспитание экологической культуры, развитие творческих способностей, воображения, фантазии, эмоциональной отзывчивости.

"Лес и человек" - программа творческого объединения, которая способствует развитию нестандартного пространственного мышления, вкуса, умения логически мыслить, расширять кругозор. Для получения более полного представления о природном богатстве края программой запланированы экскурсии, встречи с работниками лесничества, с представителями администрации.

Особенностью программы является комплексный подход, неразрывная связь теории и практики, что, несомненно, повлияет на круг интересов воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_les_i_chelovek.docx41.57 КБ

Предварительный просмотр:

         Образовательная  программа

                детского объединения

        «  Лес и человек»

                   ( ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ  ПРОФИЛЬ )

                       Возраст обучающихся 13-16 лет

                               Срок реализации – 2 года  

                                                                               

                                                                   Автор : учитель биологии

                                                            Легкодух  Ирина  Николаевна

                                        Пояснительная записка

В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Об экологии сегодня говорят дома, в школе, по радио и телевидению. В наши дни общественность серьезно озабочена проблемой экологического образования и воспитания людей. Экологическое мировоззрение должно стать определяющим в обществе. В условиях современной экологической ситуации особенно остро стоит вопрос воспитания экологической культуры учащихся в образовательных учреждениях. Мир природы удивляет и восхищает многообразием и красотой форм, красок, запахов, доставляет людям радость и является источником творческого вдохновения.

Актуальность использования природы как ведущего педагогического средства объясняется и экологическими проблемами. На первый взгляд может показаться, что экологические проблемы в основном имеют отношение к городам. Однако на практике наблюдается изменение  в плодородии почв, в составе древесной растительности ,в количестве лекарственных растений и др. Поэтому сохранение среды приобретает первостепенное значение.

Учащимся, живущим в сельской местности, эти проблемы близки и понятны. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.

Данная программа намечает основные направления, тематику и ориентиры поиска решения экологических проблем села,  создает оптимальные условия для творческого развития  обучающихся, их гражданского становления, удовлетворения их социальных запросов. В последние время территория села и прилегающая к ней территория подвергается сильному антропогенному воздействию: жители перестали следить за чистотой  улиц; лес засоряется мусором; водоемы используются не по назначению. В весенне-летний период население  с. Ольховка бесконтрольно, не соблюдая правила сбора, собирает первоцветы и лекарственные растения. Улицы  села  требуют благоустройства, озеленения. Активность учащихся  в этой работе поможет им осознать свою личную ответственность за будущее своей земли.

Программа рассчитана на обучающихся среднего школьного возраста и направлена на воспитание экологической культуры, развитие творческих способностей, воображения, фантазии, эмоциональной отзывчивости.

"Лес и человек" - программа творческого объединения, которая способствует развитию нестандартного пространственного мышления, вкуса, умения логически мыслить, расширять кругозор. Для получения более полного представления о природном богатстве края программой запланированы экскурсии, встречи с работниками лесничества, с представителями администрации.

Особенностью программы является комплексный подход, неразрывная связь теории и практики, что, несомненно, повлияет на круг интересов воспитанников.

Актуальность программы «Лес и человек» обусловлена важностью внешкольной природоохранной работы на современном этапе, необходимостью знать и изучать родные места, понимать целесообразность взаимоотношений подрастающего поколения с окружающей средой. Отличительной особенностью программы является то, что программа «Лес и человек» направлена, прежде всего, на формирование исследовательских умений и навыков воспитанников на основе краеведения, формирование элементарных профессиональных умений и навыков.  Данная программа интегрирует дисциплины: экологию растений, геоэкологию, краеведение. Отличительным признаком программы является также и нетрадиционность проведения занятий и массовых мероприятий: семинары, игры, путешествия,экскурсии, экологические сказки.  Из практических методов -  практические занятия, самостоятельные исследовательские работы, написание проектов и их защита. В программе предусматривается организация экологических акций, что является частью природоохранной деятельности по улучшению экологической обстановки в селе.

Цель   программы:

Углубленное изучение природы родного края, ее ресурсов, а также воспитание экологически грамотного поведения в природе.

Задачи программы:

1. Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.

2. Формирование простейших экологических понятий и навыков .

3. Формирование положительной мотивации в общественно-полезной деятельности обучающихся по сохранению природы родного края.

4. Формирование первичных навыков правильного поведения в природе.

5. Обучение постановке опытов и обработке полученных результатов.

6. Освоение методов оценки  состояния природы  родного края.

Представленная  программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у обучающихся умения самостоятельно  мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

В процессе занятий большое внимание уделяется проведению наблюдений, предусматривается активное и посильное участие в охране зеленых насаждений.

При формировании коллектива желательно, чтобы в объединении были учащиеся одного возраста. Теоретическая основа дается руководителем в процессе практической работы, наблюдений и опытов.

Учитывая возрастные особенности детей: их большую подвижность, неустойчивость внимания и интересов, руководитель должен стремиться к тому, чтобы каждое занятие было интересным. И чем моложе учащиеся, тем разнообразнее должны быть формы и методы занятий.

Теоретическая часть занятия должна быть краткой. Практические работы должны быть увлекательными и не слишком длительными, чтоб воспитанники обязательно доводили их до конца.

Проведение занятий в игровой форме, включение подвижных игр повысят интерес к занятиям. Одна из наиболее распространенных форм  занятий - экскурсии в природу. Они дают возможность руководителю углубить интересы учащихся. На экскурсиях в природу воспитанники накапливают конкретные знания о разнообразии растительного мира, об условиях обитания отдельных видов растений и животных. На экскурсиях в природу воспитанники выполняют заранее подготовленные задания. Материалы экскурсий наглядно оформляются и широко используются. Их можно оформить в виде аппликаций, рисунков, фотографий.

Занятия в объединении чередуются с посещением музеев и экскурсиями, проводимыми в близлежащем парке, различных природных комплексах, на учебной – опытном участке , на территории Хомутовского лесничества.  Важную роль играют посещения библиотек и музея.

На занятиях проводится демонстрация схем, таблиц, фотографий, презентаций, видеофильмов, а также используется разнообразный раздаточный материал.

Все это позволит учащимся познать красоту и уникальность природы, понять необходимость ее охраны и бережного отношения к ней.

Формы  контроля промежуточных результатов:

Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов:

– тестирование;  творческие задания;проекты;

– викторины;   конкурсы;  олимпиады;

– интеллектуальные игры;

– выставки творческих работ учащихся.

                         

Условия реализации программы:

Программа будет успешно реализована, если:

– будет изучен весь предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия;

– будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся ;

– будет использоваться разнообразный дидактический материал.

                        Ожидаемые результаты:

По окончании первого года обучения  воспитанники должны

знать:      - основные методы изучения природы;

- приёмы постановки опытов и экспериментов;

- традиционные народные промыслы;

- способы ориентирования на местности;

- основы организации лесного хозяйства;

- характеристики леса как природной системы;

-лекарственные растения Курской области;

- особо сохраняемые природные территории.

уметь:

- сравнивать растительные сообщества леса;

- распознавать древесные и кустарниковые породы;

- наблюдать изменения в природе, изменения среды обитания под влиянием деятельности человека;

- оценивать влияние антропогенного фактора на виды, экосистемы и принимать решения по их охране.

По окончании второго года обучения воспитанники должны

знать:

- правила поведения в природе;

- экологические группы леса и их значение;

- многообразие растительного мира Курской области;

- особенности лесных биоценозов;

- основные правила выращивания лесных массивов;

-правила создания лесных питомников;

- правила сбора и хранения лекарственных растений;

- приёмы работы над природоохранным проектом;

- особенности охраны и защиты лесов;

уметь:

-  соблюдать правила поведения в природе;

- правильно вести сбор и хранение лекарственных растений;

- собирать и правильно оформлять гербарии;

- составлять пищевые цепи леса;

- определять растения - вредители здоровья человека;

- выращивать лесные растения в питомнике;

- обнаруживать и устранять повреждения деревьев;

- правильно вести заготовку кормов для птиц;

- создавать природоохранные проекты;

- решать небольшие экологические проблемы своего села.

Содержание программы (первый год обучения)

Введение(2ч.)    

 Что такое лес? Значение леса в природе и жизни человека. К чему может привести уничтожение лесов? Леса отступают под натиском человека.  Инструктаж по технике безопасности.

Методы исследования природы(22ч.)

Наблюдения в природе. Постановка опытов. Проведения эксперимента. Экологический мониторинг. Фенологические наблюдения.

Лес как природная система Земли(22ч.)

Экологические природные системы. Лес как природная система. Типы лесов. Лесные ресурсы мира. Леса России. Растительные сообщества. Экскурсия в лес: «Растительные сообщества леса». Игра: Экологическое лото «Листья»  Игра: «Знаешь ли ты растения?».

Музы леса(10 ч.)

Традиционные народные промыслы: резьба по дереву; берестяной промысел, плетение изо льна, ивовых прутьев. Роспись по дереву, лесные обитатели в русском  фольклоре. Экскурсия в районный краеведческий музей района. Экскурсия на итоговый выставочный просмотр в детское объединение «Природа и фантазия»

Азбука леса(10ч.)

Про зеленые леса и лесные чудеса. Цветочные часы. Ориентирование на местности. Звуки леса. Запахи леса. Лесные предсказатели погоды.                 «Эколого-туристическая эстафета». Дидактическая игра «Лесные Робинзоны».

Человек помогает лесу(12ч.)

Кто такие лесники? Знакомство с работой лесничества. Заготовки семян, организация питомника лесных культур.

Естественное лесовосстановление(14ч.)

Знакомство с видами естественного возобновления. Семенное возобновление. Смена лесных сообществ. Межвидовая конкуренция.

Деятельность человека в лесных сообществах(12ч.)

Леса предшествовали человеку, пустыни следовали за ним: Причины сокращения лесных площадей. «Зеленая аптека», «Выпас скота». «Определение степени повреждения лесного биоценоза».

Памятники природы  (14 ч.)

Особо охраняемые территории : заповедники и заказники России. Памятники природы Курской области. Центрально- чернозёмный заповедник им. В.В.Алёхина. Организация и проведение акции «Первоцвет»

«Зелёная аптека» (8 ч.)

Лекарственные растения  Центрально-Чернозёмного района. Экскурсия: «Лекарственные растения Ольховского леса  »

Летний экологический практикум (16 ч.)

Практическая работа «Выявление влияния различных типов леса и лесных полос на формирование микроклимата». Практическая работа «Выявление влияния родников и формирование фитоценозов Ольховского леса и роли леса в поддержании водного режима местности. Картирование родников и их обустройство».

Заключение (2 ч.)

Подведение итогов работы: конференция – представление творческих  работ школьников.

                 Содержание программы (второй год обучения)

Введение(2ч.)   Вводное занятие . Инструктаж по технике безопасности.    Учение о природе леса ( 14 ч. )

Развитие учения о природе леса в России. Учёный – натуралист Г.Ф.Морозов и его учение о лесе. Лесоведение. Лесоводство. Лесоводственные  свойства насаждений. Энциклопедия лесного хозяйства. Дендрология. Занимательные факты о природе. 

Экологические группы леса. Значение  биоразнообразия.(12 ч.)

 Экологические группы леса. Экологическая роль и экономические факторы лесов каждой группы. Биоразнообразие  как экологический ресурс. Беловежская пуща как объект и субъект сохранения биоразнообразия. Беловежский экологический регион как фактор сохранения биоразнообразия. Хозяйственная деятельность Беловежской пущи в аспекте сохранения биоразнообразия.

Растительность Центрально- Чернозёмного региона (16 ч.)

Экскурсия «Какие растут у нас деревья».(виды деревьев, места распространения) .Кустарники, их роль для человека. Растения Курской области занесённые в Красную Книгу. Растения – сорняки и вредители здоровья человека. Разноцветные краски природы (смена окраски листьев, листопад.) Сбор и создание гербариев. Организация и  проведение в начальной школе конкурсной программы о лекарственных растениях              « Доктор Айболит».Праздник осени «Осенины».Викторина  « Природа и мы»

Лесные биоценозы (12 ч.)

Исторически сложившееся сообщество растений животных и микроорганизмов в пределах лесного биогеоценоза. Группы организмов лесного биоценоза: продуценты, консументы, редуценты. Ярусы леса. Пищевые цепи в лесу. Хвойные и лиственные леса.                                             Как человек защищает лес (24 ч.)  Что делает лес лесом ,и чем он отличается от всего остального. Способность леса к самоподдержанию. Зачем выращивают лес.? Законы об охране природы и история их издания. Общие принципы выращивания деревьев. Проблемы при выращивании посадочного материала. Выбор места для посадки леса. Экскурсия в питомник  Хомутовского лесхоза. Практическая работа «Закладка небольшого лесного питомника в школе». Акция по обнаружению и устранению повреждений деревьев на пришкольном участке. Практическая работа «Изучение количества и состояния муравейников в лесу». Изготовление и распространение памяток «Друзья леса». Практическая работа «Заготовка кормов для птиц». Травяные пожары- главная угроза молодым лесным посадкам. Конкурс рисунков и плакатов на тему: «Берегите леса от пожаров»

Лес на службе человека (16ч.) Лес-главная составляющая окружающей среды . Положительное воздействие на климат, воду, воздух, сельскохозяйственные земли и др.Лес - место для комфортного проживания и отдыха людей. Лес - источник множества материальных ресурсов. Лес- культурно- историческая среда. Лес источник  культуры и обычаев целых народов. Лес – источник работы.(социальная роль леса).Стихи и песни, пословицы и поговорки о лесе.

Охрана и защита леса (26 ч.)      Вводное занятие. Охраняемые территории . Что мы знаем про заповедники, заказники, национальные парки  России. Центрально- Чернозёмный заповедник  им. В.В.Алёхина. Акция «Природа как единое целое».Экологические  проблемы  района. Природоохранный  проект. «Разведка  экологических бед» своего села.  Операция «Хранитель родника». Экологическая  сказка – быль «Раз под Курском» (инсценировка). Фоторепортаж «Экологический SOS .Спасаем Землю».                                     Летний практикум(20 ч.)                                                                     Заключение (2

                    Учебно – тематический план

(первый год обучения)

                               

№ п/п

Тема занятий

Количество часов

теория

практика

всего

1

 Введение

2

2

2

 Методы иследования природы

12

10

22

3

 Лес как природная система Земли

10

12

22

4

 Музы леса

6

6

10

5

 Азбука леса

4

6

10

6

 Человек помогает лесу

4

8

12

7

 Естественное лесовосстановление

6

8

14

8

 Деятельность человека в лесных   сообществах

4

8

12

9

 Памятники природы

4

10

14

10

 «Зелёная аптека»

4

4

8

11

 Летний экологический практикум

1

15

16

12

 Заключение

1

1

2

  Итого:

58

86

144

Учебно – тематический план

(второй год обучения)

№ п/п

Тема занятий

Количество часов

теория

практика

всего

1

 Введение

2

2

2

Учение о природе леса

10

4

14

3

Экологические группы леса. Значение биоразнообразия

8

4

12

4

Растительность Центрально – Чернозёмного региона

10

6

16

5

Лесные биоценозы

10

2

12

6

Как человек выращивает лес

10

14

24

7

Лес на службе человека

12

4

16

8

Охрана и  защита леса

10

16

26

9

Летний практикум

8

12

20

10

Заключение

2

2

Итого:

82

62

144

               Рекомендуемая литература для учителя

 1. Экологическое исследование: сборник программ кружков, факультативных курсов, практикумов по экологии / под ред. А.В. Мариной. - Арзамас

2. Акимушкин, И. И. Занимательная биология. – М.: Молодая гвардия, 1967.

3. Благосклонов, К.Н. Охрана природы.Изд. 2-е,перераб.и доп.–М.:Колос, 1984.

4. Брыкина Н.Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу "Окружающий мир": практическое пособие/ Н.Т. Брыкина, О.Е. Жиренко, Л.П. Барылкина. - М.: ВАКО, 2004 - 350 с

5. Игнатова В.А. Экология и культура: на пути к интеграции. Книга для учителя. – Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2004. – 262 с.                            

6. Велек И. Что должен знать и уметь юный защитник природы: методическое пособие. - М.: Просвещение, 1999 - 120 с.                                     7. Гелетон А. В. Жизнь зелёного растения: учеб. пособие. - М.: Просвещение,             2002 - 112 с.

8. Двораковский М.С. Экология растений: практическое пособие. - М.: Просвещение, 2003 - 240 с.

9. Жук Л.И. В гармонии с природой: методическое пособие. - Мн.: Издательство ООО "Красико-Принт", 2002 - 234 с.

10. Литвинова Л.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников: методическое пособие / Л.С. Литвинова, О.Е. Жиренко. - М.: Просвещение, 2005 - 146 с.                                                                                                     11.Игнатова В.А. Экология и культура: на пути к интеграции. Книга для учителя. – Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2004. – 262 с.

12. ecorussia.info›ru/ecopedia/environmental                                                                13. _metod_mater/v_7/02/internet_ecol.htm

                                                                                                                                                               Рекоменд уемая литература для обучающихся

1.Горлов А.А. Жить в согласии с природой. – М., 2003

2.Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. – М.: 2001

3. Верзилин, Н. М. Лечебница в лесу. – Л.: Детская литература, 1951.

4. Все обо всем. Энциклопедия для детей. – Т. 5. – М.: Слово ACT, 1998.

5. Грехова, Л. И. В союзе с природой. – М.-Ставрополь: Сервис-школа, 2003.

6. Константинов, В.М. Охрана природы.- М.: Академия, 2000.

7. Сладков, Н. И. Азбука леса. – Л.: Детская литература, 1986.

8.Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии (Текст)/ художники Янаев, В. Х., Куров, В.Н. – Ярославль: «Академия развития», 2006.

9.Большаков, А.П. Биология. Занимательные факты и тесты. – СПб.: «Паритет», 2000.

10.Демьянков, Е. Н. Биология. Мир растений (Текст): задачи.  Дополнительные материалы:  – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.

11. ecorussia.inforu/ecopedia/environmental_…

12. ecoculture.ruecolibrary/list.php 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа детского объединения "Кулинария издоровье"

   Цель программы: дать школьникам знания о рациональном питании, сформировать умения по приготовлению здоровой пищи, развить способность критически относиться к разного рода модным ...

Дополнительная образовательная программа детского объединения "Компьютерная грамотность"

В настоящее время – время информационного века - нельзя без знания компьютерной грамотности.Основное назначение курса "Компьютерная грамотность" состоит в выполнении социального заказа современного об...

Образовательная программа детского объединения " Я в мире людей"

Программа ориентирована на воспитание людей порядочных, уважающих мнение других людей, ценящих человеческое достоинство в себе и других, способных самостоятельно и творчески решать поставленные задачи...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОЙ СТУДИИ ЭСТРАДНОЙ ПЕСНИ «С ПЕСНЕЙ - В СТРАНУ ВООБРАЗИЛИЮ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  ДЕТСКОЙ СТУДИИ ЭСТРАДНОЙ ПЕСНИ«С ПЕСНЕЙ - В СТРАНУ ВООБРАЗИЛИЮ»Соответствует 1-2 ступеням образовательной программыМОУ ДОД "Дворец детского (юношеского) творчеств...

Описание использования Современных технологий в рамках воспитательно-образовательного пространства в процессе реализации, апробации и адаптации авторской образовательной программы «Какое счастье быть человеком!» (Самосовершенствование личности 1-11 класс

Процесс формирования и воспитания зреющей личности включает в себяиндивидно-групповой компонент. Ведь именно в групповом и, конечно же, успешном взаимодействии, учащемуся предстоит предъявить значимой...

Методическая разработка раздела дополнительной образовательной программы детского музыкального театра «Вдохновение» «Формирование детского голоса. Речевые игры и упражнения» 1-й год обучения

Вокальное пение - самый доступный вид музыкального искусства. Музыкальная деятельность детей всегда эмоциональна и активизирует умственное развитие ребёнка. Занятия по вокалу имеют познавательное зна...

Образовательная программа детского объединения «Современное вязание» Адресат программы: дети 9 – 14 лет. Срок реализации: 1год Углублённый уровень

Пояснительная записка.   В достоинствах трикотажных изделий, связанных вручную или на вязальной машине, все давно убедились – тёплая, добротная одежда из трикотажа незаменима в любой сезон г...