Роль интеллектуальной игры в осознании своих способностей и в выборе профессии
статья (10 класс)

Интеллектуальные и творческие игры являются одной из любимейших форм организации досуга в нашей стране. Получив благодаря телевидению миллионы поклонников всех возрастов, они широко вошли в практику работы школ, библиотек, учреждений культуры, клубов по работе с молодежью. Но интеллектуальные игры - это не только увлекательный досуг. Это возможность открыть в себе способности, которые не осознавал прежде. Возможность увидеть направление, в котором нужно двигаться при выборе профессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_intelektualnoy_igry_v_vybore_profesiii.docx654.97 КБ

Предварительный просмотр:

Роль интеллектуальной игры в осознании своих способностей и в выборе профессии.

Интеллектуальные и творческие игры являются одной из любимейших форм организации досуга в нашей стране. Получив благодаря телевидению миллионы поклонников всех возрастов, они широко вошли в практику работы школ, библиотек, учреждений культуры, клубов по работе с молодежью. Можно сказать, что нет такого общественного объединения, которое на том или ином этапе своей работы не применяло интеллектуальные и творческие игры, как средство развития и обеспечения досуга своих членов.

Но интеллектуальные игры - это не только увлекательный досуг. Это возможность открыть в себе способности, которые не осознавал прежде. Возможность увидеть направление, в котором нужно двигаться при выборе профессии.

Интеллектуальная игра развивает и выявляет не только компонентный, но эмпирический и контекстный интеллект.

- Компонентный интеллект включает в себя общие способности к научению, понятливость, словарный запас, хорошее понимание прочитанного текста, способность оперировать такими объектами, как аналогии, силлогизмы категории, способность к критическому мышлению.

- Эмпирический интеллект включает в себя способности к осмысленному отбору, расшифровке, сравнению и сочетанию элементов информации с целью создания новых представлений, теорий и идей.

- Контекстный интеллект – это способность к адаптации в реальном мире, такие как умение оценивать ситуации, достигать поставленных целей и решать практические проблемы.

В процессе выборе профессии важно осознать и проанализировать свои способности и интересы. Большинство специалистов подтверждают, что основной характеристикой потенциала человека является не выдающийся интеллект, а внутренний мотив, движущий человеком. Часто люди, не обладающие выдающимися способностями, преодолевая собственные ограничения, целенаправленно решающие важную именно для них задачу, оказываются более продуктивные, чем способные, но менее заинтересованные. В этой связи, достаточно сложно ответить родителям на просьбу профориентации или школьной специализации ребёнка. Далеко не всегда тот вид деятельности, в которой человек наиболее одарён, совпадает с его интересами, внутренним мотивом. Кроме того, есть разносторонне одарённые люди.

Преимуществом интеллектуальных игр является то, что в их основе лежат не предметные знания, формируемые школьной программой, а «компетенции», т.е. то, что определяет способность человека свои знания и умения применять в конкретных ситуациях. Игра способствует развитию и раскрытию творческих способностей, раскрытию интеллектуального потенциала и выявлению новых талантов.

Благодаря своему тематическому разнообразию интеллектуальные игры — это и хорошая тренировка перед участием, например, в университетских и всероссийских олимпиадах (позволяют поступить в вузы или получить преференции) или бизнес-играх (например, на соискание стипендий), к которым универсальность школьных тестов подготовить практически не может. Вузы же заинтересованы в том, чтобы проверить будущих студентов не только на уровень знаний, но и на умение этими знаниями пользоваться.

Интеллектуальные игры — командные состязания.

Для школьников это хорошая подготовка к будущей учебе в университете, где групповые проекты — обычная практика. В школьной жизни очень редко получается столкнуться с необходимостью расставлять приоритеты, удерживать баланс между индивидуализмом и совместной работой, доверять партнерам по группе.

У каждого из участников группы есть свои сильные и слабые стороны; есть и темы, в которых кто-то разбирается лучше; кто-то быстрее реагирует; кто-то может организовать слаженную работу в короткий срок.

На экзамене, затем на собеседовании по трудоустройству, необходимо быстро, чётко, доказательно, показать свои преимущества над другими претендентами на должность.

Но должностные обязанности различны. На каком-то месте работы можно выполнять свои обязанности достаточно автономно, а где-то важна команда, умение эффективно взаимодействовать с коллегами.

Для профессионального роста важны такие качества, как добросовестность, ответственность не только за свои личные результаты, но и за результаты команды. Действительно значимые достижения возможны только в слаженной команде единомышленников, уверенных друг в друге.

Игровая технология даёт возможность в значительной мере усилить воспитательный процесс. Игра создаёт прекрасную возможность для межличностного воздействия, ибо играть – значит вступать во взаимодействие с партнёрами, игра – это своего рода полигон для общественного и творческого самовыражения.

Интеллектуальные развивающие игры

369 лицей Красносельского района

Проводит игры Львовский Юрий Вольгович.

Золотой ключик

(подсказка в болтовне)

1.

Скажите, как Вы считаете: сегодня приготовленные для вас вопросы очень трудны? Тогда еще вопрос, а почему?

А если ваша команда победит, Вы лично будете кричать: ура! Слава! Слава команде 369 лицея!

Ну, я желаю успешного выступления вашей команде, как, впрочем, и остальным командам этого турнира.

А теперь вопрос.

Самое короткое за всю историю письмо без единого слова было написано Виктором Гюго. Вместе с рукописью своей книги «Отверженные» он послал издателям следующее письмо …

Роман понравился, и ответ редактора был не менее кратким: …

За 1 минуту попробуйте воспроизвести письмо писателя и ответ редакции.

Логический треугольник

(вопрос и по желанию 2 подсказки)

3 – 2 – 1 баллы.

Подсказка в названии вопроса.

3. МЧС

Театральная сцена больших зрительных залов оснащена тремя занавесами. 1-ый занавес – антрактный. Его используют для объявления антракта или смены декораций. 3-ий занавес – глушитель. Он поглощает звуки при перестановках предметов на сцене, чтобы зрителям не был слышен возникающий при этом шум.

А для чего служит 2-ой занавес?

(Противопожарный).

Подсказка 1: этот занавес сделан из металла.

Подсказка 2: причиной для использования этого занавеса может стать неисправная электропроводка.

Фото после ответа

Самооценка

(подсказка в вопросе)

Назовите английского коллегу Владимира Путина.

Заказ

(вариант игры «Интеллектуальный преферанс»)

(подсказка в названии вопроса)

7 вопросов на карточке. Сразу получают все 7 вопросов. Выбор количества правильных ответов в верхнем правом углу

Подсказка

Каждая команда получает вопрос и ответ на него. Нужно составить подсказку так чтобы другие команды ответили.

Каждый правильный ответ – 10 баллов.

С каждого правильного ответа команда задающая вопрос – 5 баллов.

Что драматург Александр Свободин назвал «мачехой гонораров»?

(Подсказка).

Подсказка: то, что А.П. Чехов назвал сестрой таланта.

Несколько лет на базе лицея 369 проводится интеллектуальный турнир «Открытый кубок Юго-запада». В течение года 5 игр. Каждая игра проводится по разным правилам. В каждой игре команда занимает какое-либо место. В конце года по наименьшей сумме – итоговое место. Победителю вручается кубок. 2 раза побеждал Лицей № 590. В каждом туре за 1,2 и 3 место команде вручается грамота. Вопросы игры вне школьной программы.

7 декабря в стенах нашего лицея прошел второй этап турнира по интеллектуальным развивающим играм «Открытый кубок Юго-запада». В нем приняли участие 3 команды Красносельского района. Кроме наших ребят состязались в умении находить ответы на непростые вопросы старшеклассники 380 школы и 590 лицея (учащиеся 242 школы по уважительной причине не смогли приехать на встречу).

Игра проходила в формате «Три попытки»: после появления вопроса на экране команды могли либо сразу в течение 40 секунд дать на него правильный ответ и получить 10 баллов, либо, подняв синюю сигнальную карту, попросить показать подсказку, но при этом ответ оценивался уже в 5 баллов. Если же и подсказка не помогала, то с помощью красной сигнальной карты учащиеся могли попросить помощь наставника (при его правильном ответе капитал команды увеличивался на 3 балла).

Наши девятиклассники достойно отвечали на вопросы и, набрав 120 баллов, заняли 2 место, уступив нашим постоянным соперникам из 590 лицея всего 10 баллов.

В первом туре наша команда заняла 3 место, во втором стали вторыми.

8 февраля в 369 лицее состоялся IV этап интеллектуального турнира «Открытый кубок Юго-запада». Он проходил в формате экономической игры «Маркетинг». Команды должны были в определенные декады года «делать закупки товаров для их дальнейшей реализации». Основываясь на логике потребностей покупателей, нужно было предположить какие из пяти товаров (бейсболки, цветы, торты, шариковые и гелевые ручки, книги) и в каком количестве будут пользоваться спросом в данный отрезок времени. Чем точнее были «сделаны закупки», тем большую «прибыль от продаж» получала фирма.

Игра проходила в 4 этапа. С самого начала лидерство захватили «бизнесмены» 242 школы и 369 лицея. И лишь в последней декаде (20 – 30 декабря) наши гости заработали на 50 денед (денежных единиц) больше.

В итоге все ребята проявили достойные маркетинговые способности – ни одна фирма не обанкротилась.

1 марта в нашем лицее состоялась заключительная встреча турнира по интеллектуальным развивающим играм «Открытый кубок Юго-запада» среди старшеклассников 242, 380 школ и 369 и 590 лицеев. После 4 этапа наши лицеисты с суммой мест 9 делили II место с командой 242 школы, отставая от лидеров из 590 лицея на 2 очка, и имели шанс завоевать Кубок. Игра проходила в 3 этапа.

15 марта в 285 школе Красносельского района прошла финальная встреча участников гуманитарного цикла турнира «Новое поколение IQ». Интеллектуальное состязание проходило в формате широко известной телепередачи «Своя игра». 5 команд ОУ района отвечали на вопросы по истории, обществознанию, правоведению, политической географии. Команда десятиклассников 369 лицея. В результате – 3 место.

12 апреля в помещении 285 школы прошла суперигра турнира «Новое поколение IQ» Встреча пяти лучших команд турнира была посвящена эколого-экономической тематике: участникам было предложено организовать фирму по заготовке и продаже древесины. Ребятам необходимо было произвести расчеты, стволы каких деревьев, и в каких количествах наиболее выгодно заготавливать для продажи: сосна медленнее растет, но ее древесина стоит дороже, береза – наоборот. При этом надо было заложить в смету и затраты на лесовосстановительные работы, и избежать наказания за нарушение экологического равновесия в лесу. По итогам игры команда десятиклассников 369 лицея показала лучший результат и заняла I место!

C:\Users\Next\Pictures\

Вот, что говорят учащиеся нашего лицея, принимавшие участие в интеллектуальных играх:

Полина, 10 класс социально-экономический профиль.

«В прошлом году (в 9 классе) мы принимали участие в игре по экономике, которую проводили студенты ВШЭ.

Эта игра была моделью реальной экономической системы. Удивительным было то, что в конце игры большая прибыль была у той команды («страны»), которая изначально была самой «бедной».

Это помогло понять нам устройство мировой экономики. Понять, как рационально использовать ресурсы. Я поняла, что мне интересна экономика, и я хочу ею заниматься. Мы познакомились со студентами ВШЭ, поэтому мне тоже захотелось там учиться.

Я лучше научилась работать в команде, делать дело, приносящее пользу, брать на себя ответственность, быстро решать и выполнять задания, анализировать конкуренцию со стороны других команд».

Анастасия, 10 класс социально-экономический профиль.

- В классе 7-8 много участвовала в мероприятиях по биологии, в том числе в интеллектуальных играх. Тогда я поняла, что это определённо не моё!

- В 6-8 классе в разных играх по английскому языку поняла, что куче амбициозных умных детей достаточно сложно прийти к общему решению, если нет кого-то, кого уважают все. Поняла также, что знать язык интересно.

- В 9 классе участвовала в игре-симуляции мировой экономики. Почувствовала уверенность в коммуникативных способностях, умении организовать других. Поняла, что экономика может быть интересна.

Нина, 10класс физико-математический профиль.

«В 9 классе мы с друзьями участвовали в игре по физике от Политехнического университета. Мы играли против студентов разных курсов. Задачи были интересные, основанные на жизненном опыте. Я думала, что ничего не пойму и не смогу решить ни одну задачу. Но, в итоге мы заняли второе место. После этого я решила, что выберу физ-мат профиль».

Конечно, никто не утверждает, что интеллектуальная игра - универсальный способ осознания своих способностей и безошибочного выбора профессии. Но то, что это важное звено в цепи познания себя, умения взаимодействовать с окружающим миром, пути самореализации, в том числе и с точки зрения пользы для своей страны, нет никаких сомнений.

В апреле 2018 года в Лицее № 369 будет проводиться интеллектуальная игра «Подсказка» среди 4-х классов. Мы ждём всех желающих принять участие.

Благодарю за внимание.

C:\Users\Next\Pictures\


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра по математике «Своя игра» для учащихся 7 классов

Цели математического мероприятия: 1.    Повышение познавательного интереса к предмету математики. 2.    Способствовать воспитанию "чувства локтя" и дружбы среди учащихс...

интеллектуальная игра для старшеклассников "Своя игра"

Данное внеклассное мероприятие по английскому языку позволяет привить интерес к предмету и расширить кругозор обучающихся,интересной игры,друзья!...

интеллектуальная игра для старшеклассников "Своя игра"

Данное внеклассное мероприятие по английскому языку позволяет привить интерес к предмету и расширить кругозор обучающихся,интересной игры,друзья!...

интеллектуальная игра для старшеклассников "Своя игра"

Данное внеклассное мероприятие по английскому языку позволяет привить интерес к предмету и расширить кругозор обучающихся,интересной игры,друзья!...

интеллектуальная игра для старшеклассников "Своя игра"

Данное внеклассное мероприятие по английскому языку позволяет привить интерес к предмету и расширить кругозор обучающихся,интересной игры,друзья!...

Интеллектуальная игра по математике: «Своя игра» для учащихся 8 классов

Цели математического мероприятия:Повышение познавательного интереса к предмету математики.Способствовать воспитанию "чувства локтя" и дружбы среди учащихся.Способствовать побуждению каждого учащегося ...

Интеллектуальная игра по типу "Своей игры"

Интеллектуальная игра "Осенняя мозаика" представляет собой комплекс заданий, направленных на развитие познавательных и творческих способностей учащихся, расширяет их кругозор....