адаптация 5 класса
материал

Сухомлина Елена Викторовна

Адаптация обучающихся 5 класса с ограниченными возможностями здоровья к новым учебным условиям в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_22_g.docx269.81 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат»

Доклад

Адаптация обучающихся 5 класса с ограниченными возможностями здоровья к новым учебным условиям в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната.

C:\Users\user\Desktop\Новая папка\Private\IMG-20210914-WA0004.jpgC:\Users\user\Desktop\IMG 20210906 143519 resized 20211019 111856354.jpg

Классный рук

5 кл. Сухомлина Е.В.

ноябрь

2022г.

Переход обучающихся воспитанников из начального в среднее звено школы-интернат один из труднейших адаптационных периодов обучения. Успешность адаптации обучающихся воспитанников к обучению в пятом классе среднего звена зависит от реализации преемственности связей. Учителя-предметники до того момента, как обучающиеся воспитанники впервые придут к ним в класс, зачастую, не знают их образовательных потребностей, возможностей, личностных качеств, интересов, их ближайшего окружения.

Термин "адаптация" имеет латинское происхождение и обозначает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.

   Понятие адаптации непосредственно связано с понятием "готовность ребенка к школе" и включает три составляющие:

•        адаптацию физиологическую,

•        психологическую

•        социальную, или личностную.

Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья пятиклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам. Успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций свидетельствуют о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка.

Пятиклассникам сложно адаптироваться к новым условиям обучения. Это и:

 

•         очень много разных учителей;

•         непривычное расписание;

•         много новых кабинетов;

•         проблемы со старшеклассниками;

•         возросший темп работы;

•         возросший объем работ в классе и д/з;

•         рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных педагогов;

•         ослабление или отсутствие контроля;

•         необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи учителей;

•         самостоятельность в работе с текстами;

•         низкий уровень развития речи;

•         слабое развитие навыков самостоятельной работы;

•         своеобразие подросткового возраста.

Признаки успешной адаптации:

•         удовлетворенность ребенка процессом обучения;

•         ребенок легко справляется с программой;

•         степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;

•         удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

 

Признаки дезадаптации:

•         Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.

•         Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.

•         Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

•         Нежелания выполнять домашние задания.

•         Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

•         Жалобы на те или иные события, связанные со школой.

•         Беспокойный сон.

•         Трудности утреннего пробуждения, вялость.

•         Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Обучающиеся воспитанники, приходя в 5 класс из начальной школы, от одного учителя, к которому они привыкают, из одного кабинета, где все учебные вещи у них лежат на одном, привычном для них месте, оказываются совершенно несамостоятельными. Им становится необходима элементарная помощь: они не знают, какой урок следующий, в какой кабинет идти, надо ли переодеваться, забывают это делать.

Классному руководителю, в течение всей первой четверти приходится каждое утро начинать с элементарного алгоритма действий: проверки обуви, школьной формы, наличия учебных принадлежностей, разбора ситуаций, т.к., обучающиеся воспитанники, в силу своей эмоциональности, рассказывают о своих и чужих проблемах. У всех обучающихся воспитанников в классе есть все учебные принадлежности, но они не охотно их демонстрируют. Задача учителя- помогать, требовать, контролировать действия обучающихся воспитанников. Если это элементарное требование осуществляется в системе всеми педагогами, то у обучающихся воспитанников повышается мотивация к успешному обучению, уверенность в своих силах, снижается тревожность, закрепляется алгоритм простейших учебных действий.

Очевидно, что предметная среда образовательного учреждения оказывает воздействие на процесс школьной адаптации. Смена же учителя, или учителей ставит школьника в положение экзамена, когда он, не зная требований должен соответствовать их уровню. Что, конечно, повышает тревожность ребёнка, может вызывать страх или протест. Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной. Ребёнок же переживает в этих условиях эмоциональный дискомфорт из-за неопределённости представлений о требованиях учителей, условиях и особенностях обучения.

Такое состояние может сопровождаться внутренней напряжённостью, что затрудняет принятие интеллектуальных и личностных решений, может сопровождаться снижением успеваемости, быстрой утомляемостью и раздражительностью. Все перечисленные признаки характерны для обучающегося  воспитанника находящегося в процессе адаптации к новым условиям, в норме это может длиться от 2 недель до 2 месяцев.

Иногда школьная дезадаптация остается скрытой и от педагогов и от семьи, ее симптомы могут не сказываться отрицательно на успеваемости и дисциплине ученика, проявляясь либо в субъективных переживаниях школьника, либо в форме социальных проявлений. Нарушения адаптации выражаются в виде активного протеста (враждебность), пассивного протеста (избегание), тревожности и неуверенности в себе и так или иначе влияют на все сферы деятельности ребенка в школе-интернате.

  При реакции активного протеста, обучающийся воспитанник непослушен, нарушает дисциплину на уроке, на перемене, ссорится с одноклассниками, мешает им играть, и дети отвергают его. В эмоциональной сфере наблюдаются вспышки раздражения, гнева; (может быть отсюда нарекания педагогов на поведение некоторых обучающихся воспитанников, которые открыто, демонстрирует свое пренебрежение школьными правилами, неудовлетворенность некоторыми предметами, причем, в основном, новыми для них, неудовлетворенность педагогами).

При реакции пассивного протеста, ребенок редко поднимает руку на уроке, требования учителя выполняет формально (не вдумываясь в смысл того, что делает), на перемене пассивен, предпочитает находиться один, не проявляет интереса к коллективным играм. У него преобладает подавленное настроение, страхи.

  При реакции тревожности и неуверенности, ребенок пассивен на уроке, при ответах наблюдается напряженность, скованность, на перемене не может найти себе занятие, предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт. Он, как правило, тревожен, часто плачет, краснеет, теряется даже при малейшем замечании учителя. Иногда выражение реакции тревожности сопровождается тиками, заиканием, а также учащением соматических заболеваний (головная боль, тошнота, ощущение усталости и т. п.).

Задача классного руководителя - наблюдать, выявлять, принимать меры, взаимодействуя и сотрудничая с другими педагогами. А задача педагогов-предметников по всем проблемам обучения, поведения, организационным вопросам обращаться к классному руководителю по возникновению конфликтных, стрессовых ситуаций, проблем сразу, а не через неделю, месяц, когда ребенок уже забыл об этой ситуации, или она для него уже не значима и не актуальна!

Ситуация адаптации для пятиклассников значительно осложняется в случае заболеваемости и взаимозаменяемости учителей. Конечно, это огромный стресс для детей! Такие ситуации, к сожалению, влияют на успеваемость обучающихся воспитанников, качество обучения, уровень адаптации к новым учебным условиям.

Высокая тревожность, страхи, негативные состояния и эмоции, которые наблюдаются у пятиклассников в адаптационный период, часто приводят к школьному стрессу, последствия которого оказывают отрицательное воздействие на телесное (соматическое) здоровье обучающихся воспитанников, приводят к появлению психосоматических признаков дезадаптации.

Классный руководитель и педаго- психолог некоторое время после перехода должны уделять новому обучающемуся повышенное внимание, действовать сообща со всем педагогическим коллективом, чтобы помочь новому обучающемуся  обустроиться на новом месте. Дать ученикам время на адаптацию к их требованиям, иначе успеваемость ученика может сильно упасть по сравнению с теми результатами, на которые он реально способен.

       

В 5 классе  13 обучающихся : 2 девочки и 11 мальчиков.

Зачислен  в этом году Максюк А., прибудет во второй четверти.

По физическому развитию и по возрасту дети  все разные: есть дети с крепким физическим развитием и есть дети с хроническими заболеваниями.

По социальному статусу: есть дети из полных семей, неполных, малообеспеченных, многодетных  семей,. В классе 3 обучающихся под  опекой граждан( Кудзиев А., Обейко Н., Максюк А.), 3 семьи состоят на учете ПДН, как семьи находящиеся в социально-опасном положении

(Гаркушины, Гетманов, Кобцев)

Поведение: есть дети с хорошим поведением (Гаркушин А., Гаркшина Е. Кудзиев А, Черепанов Е., Данилова К. , есть дети, требующие особого внимания со стороны учителей и родителей( Кобцев Ю, Прошунин А., Иващенко В., Гетманов Д., Обейко Н.. 1  обучающийся  стоит на контроле в КДН.(Кудзиев А.)

Для обеспечения благоприятного протекания процесса адаптации были проведены следующие мероприятия:

На начало учебного года я, как классный руководитель:  

•        Составила  социальный паспорт класса, план работы класса, план работы с родителями.

•        Оформлен классный уголок.

•        Еженедельно проводятся классные часы, которые носят как организационный характер, так и тематические. Проводились классные часы в неформальной обстановке (прогулки, экскурсии)

•        Было проведено 2 родительских собрания.

Одно из них «Адаптация 5-классников к новым школьным условиям», второе- « Успехи и неудачи обучающих в школе-интернате».  Была предложена памятка в помощь родителям «Трудности адаптации в 5 классе. Рекомендации для родителей.»

•        Наблюдение за обучающимися вовремя и вне учебных занятий

•        Грамотное рассаживание детей в классе с учётом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья.

•        Ознакомление обучающихся со следующими составляющими обучения в 5 классе: «предметы», «учителя-предметники», «урок», «перемена». «столовая», «правила поведения». «ведение дневника».

•        Еженедельные консультации педагога- психолога

•        Сотрудничество с учителями – предметниками.

 

•        С Обейко Н. проводились беседы воспитательного характера с привлечением   соц. педагога.

 1 четверть 2022г. 5 класс

Предмет

Ф.И

обучающегося

Русский

Чтение

Математика

Природоедение

СОЖ осн.соц.жиз

Музыка

Рисование

 Столярное дело

 МОП

Физическая кул.

На «4» и «5» учатся

Отстающие

% успеваемости

% качества

1

Воробьев Н.

3

4

4

4

4

4

5

5

4

Иващенко Владимир

Кудзиев Алексей

Черепанов Евгений

100%

25%

2

Гаркушин Ар.

4

4

3

4

4

4

4

5

4

3

Гаркушина Ек.

4

4

3

4

4

4

4

4

4

4

Гетманов Д.

3

3

3

4

3

3

4

5

4

5

Данилова К.

3

3

3

3

3

3

4

3

3

6

Иващенко В.

4

4

4

4

5

4

5

5

4

7

Кобцев Иван

3

3

4

4

3

3

5

5

5

8

Кобцев Юрий

3

3

3

4

4

3

4

3

4

9

Кудзиев Ал.

4

4

4

4

4

4

4

4

4

10

Обейко Ник.

3

3

3

3

3

3

4

3

4

11

Прошунин Ан.

3

3

4

3

4

4

5

4

4

12

Черепанов Ев.

4

4

4

4

4

4

5

5

4

13

Максюк Ал.

По результатам качества знаний и обученности снизились показатели у Обейко Н., Прошунина А., Кобцева И., Кобцева Ю., Воробьева Н., школьная адаптация у этих детей протекает сложнее.

Особое внимание  обратить  учителей-предметников, классного руководителя, педагога-психолога, социального педагога, воспитателей группы.

Поэтому общая задача педагогов среднего звена - помочь детям: проявить терпение, внимание, гибкость, мудрость, педагогический такт, понимание, создать такую атмосферу на уроке, которая расковывает обучающихся, стимулирует их познавательную и творческую активность.

Необходимо действовать сообща всем коллективом  для избегания и уменьшения влияния стрессовых факторов на  обучающихся, учитывая возможности развития каждого ребенка, не оставляя его со стрессом наедине.

Включив в свою деятельность конкретные, эффективные мероприятия по адаптации  обучающийся: упражнения на снятие тревожности, напряженности, проявлений вспышек эмоциональной сферы; индивидуальную работу с детьми, тренинги; профилактические мероприятия по предупреждению психосоматических признаков дезаптации; досуговую и внеклассную деятельность, и другие мероприятия, помогут избежать или уменьшить влияние стрессовых факторов, снизить уровень тревожности детей. А, значит, способствовать успешной адаптации пятиклассников к новым школьным условиям!

        Основная задача классного руководителя в период адаптации – создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки каждого ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на ШМО классных руководителей по теме" Особенности адаптации адаптация в 5 классе".

Выступление на ШМО классных руководителей по теме"Особенности адаптации в 5 классе"...

Влияние профессионального обучения на социальную адаптацию школьников на социальную адаптацию школьников с нарушением интеллекта.в

Выступление  на  методическом  объеденении  учителей  профессионально - трудового  обучения .  Для  специальной (коррекционной)  школы - интерната  VI...

Родительское собрание «Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе. Роль семьи и ее значение в адаптации школьников в связи с новым качеством обучения и возрастными особенностями».

Переход   из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного...

ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Проблема обучения детей-инвалидов в условиях массовой общеобразовательной школы - одна из актуальных проблем современного российского общества. Очень важным является решение вопросов, связанных с обес...

"Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе. Роль семьи и ее значение в адаптации школьников."

Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного обуче...

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ АДАПТАЦИИ ДОУ

С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Но дети часто тяжело привыкают к детскому саду. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоцион...