адаптация 5 класса
материал
Адаптация обучающихся 5 класса с ограниченными возможностями здоровья к новым учебным условиям в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_22_g.docx | 269.81 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат»
Доклад
Адаптация обучающихся 5 класса с ограниченными возможностями здоровья к новым учебным условиям в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната.
Классный рук
5 кл. Сухомлина Е.В.
ноябрь
2022г.
Переход обучающихся воспитанников из начального в среднее звено школы-интернат один из труднейших адаптационных периодов обучения. Успешность адаптации обучающихся воспитанников к обучению в пятом классе среднего звена зависит от реализации преемственности связей. Учителя-предметники до того момента, как обучающиеся воспитанники впервые придут к ним в класс, зачастую, не знают их образовательных потребностей, возможностей, личностных качеств, интересов, их ближайшего окружения.
Термин "адаптация" имеет латинское происхождение и обозначает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.
Понятие адаптации непосредственно связано с понятием "готовность ребенка к школе" и включает три составляющие:
• адаптацию физиологическую,
• психологическую
• социальную, или личностную.
Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья пятиклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам. Успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций свидетельствуют о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка.
Пятиклассникам сложно адаптироваться к новым условиям обучения. Это и:
• очень много разных учителей;
• непривычное расписание;
• много новых кабинетов;
• проблемы со старшеклассниками;
• возросший темп работы;
• возросший объем работ в классе и д/з;
• рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных педагогов;
• ослабление или отсутствие контроля;
• необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи учителей;
• самостоятельность в работе с текстами;
• низкий уровень развития речи;
• слабое развитие навыков самостоятельной работы;
• своеобразие подросткового возраста.
Признаки успешной адаптации:
• удовлетворенность ребенка процессом обучения;
• ребенок легко справляется с программой;
• степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
• удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
Признаки дезадаптации:
• Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
• Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
• Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
• Нежелания выполнять домашние задания.
• Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
• Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
• Беспокойный сон.
• Трудности утреннего пробуждения, вялость.
• Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Обучающиеся воспитанники, приходя в 5 класс из начальной школы, от одного учителя, к которому они привыкают, из одного кабинета, где все учебные вещи у них лежат на одном, привычном для них месте, оказываются совершенно несамостоятельными. Им становится необходима элементарная помощь: они не знают, какой урок следующий, в какой кабинет идти, надо ли переодеваться, забывают это делать.
Классному руководителю, в течение всей первой четверти приходится каждое утро начинать с элементарного алгоритма действий: проверки обуви, школьной формы, наличия учебных принадлежностей, разбора ситуаций, т.к., обучающиеся воспитанники, в силу своей эмоциональности, рассказывают о своих и чужих проблемах. У всех обучающихся воспитанников в классе есть все учебные принадлежности, но они не охотно их демонстрируют. Задача учителя- помогать, требовать, контролировать действия обучающихся воспитанников. Если это элементарное требование осуществляется в системе всеми педагогами, то у обучающихся воспитанников повышается мотивация к успешному обучению, уверенность в своих силах, снижается тревожность, закрепляется алгоритм простейших учебных действий.
Очевидно, что предметная среда образовательного учреждения оказывает воздействие на процесс школьной адаптации. Смена же учителя, или учителей ставит школьника в положение экзамена, когда он, не зная требований должен соответствовать их уровню. Что, конечно, повышает тревожность ребёнка, может вызывать страх или протест. Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной. Ребёнок же переживает в этих условиях эмоциональный дискомфорт из-за неопределённости представлений о требованиях учителей, условиях и особенностях обучения.
Такое состояние может сопровождаться внутренней напряжённостью, что затрудняет принятие интеллектуальных и личностных решений, может сопровождаться снижением успеваемости, быстрой утомляемостью и раздражительностью. Все перечисленные признаки характерны для обучающегося воспитанника находящегося в процессе адаптации к новым условиям, в норме это может длиться от 2 недель до 2 месяцев.
Иногда школьная дезадаптация остается скрытой и от педагогов и от семьи, ее симптомы могут не сказываться отрицательно на успеваемости и дисциплине ученика, проявляясь либо в субъективных переживаниях школьника, либо в форме социальных проявлений. Нарушения адаптации выражаются в виде активного протеста (враждебность), пассивного протеста (избегание), тревожности и неуверенности в себе и так или иначе влияют на все сферы деятельности ребенка в школе-интернате.
При реакции активного протеста, обучающийся воспитанник непослушен, нарушает дисциплину на уроке, на перемене, ссорится с одноклассниками, мешает им играть, и дети отвергают его. В эмоциональной сфере наблюдаются вспышки раздражения, гнева; (может быть отсюда нарекания педагогов на поведение некоторых обучающихся воспитанников, которые открыто, демонстрирует свое пренебрежение школьными правилами, неудовлетворенность некоторыми предметами, причем, в основном, новыми для них, неудовлетворенность педагогами).
При реакции пассивного протеста, ребенок редко поднимает руку на уроке, требования учителя выполняет формально (не вдумываясь в смысл того, что делает), на перемене пассивен, предпочитает находиться один, не проявляет интереса к коллективным играм. У него преобладает подавленное настроение, страхи.
При реакции тревожности и неуверенности, ребенок пассивен на уроке, при ответах наблюдается напряженность, скованность, на перемене не может найти себе занятие, предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт. Он, как правило, тревожен, часто плачет, краснеет, теряется даже при малейшем замечании учителя. Иногда выражение реакции тревожности сопровождается тиками, заиканием, а также учащением соматических заболеваний (головная боль, тошнота, ощущение усталости и т. п.).
Задача классного руководителя - наблюдать, выявлять, принимать меры, взаимодействуя и сотрудничая с другими педагогами. А задача педагогов-предметников по всем проблемам обучения, поведения, организационным вопросам обращаться к классному руководителю по возникновению конфликтных, стрессовых ситуаций, проблем сразу, а не через неделю, месяц, когда ребенок уже забыл об этой ситуации, или она для него уже не значима и не актуальна!
Ситуация адаптации для пятиклассников значительно осложняется в случае заболеваемости и взаимозаменяемости учителей. Конечно, это огромный стресс для детей! Такие ситуации, к сожалению, влияют на успеваемость обучающихся воспитанников, качество обучения, уровень адаптации к новым учебным условиям.
Высокая тревожность, страхи, негативные состояния и эмоции, которые наблюдаются у пятиклассников в адаптационный период, часто приводят к школьному стрессу, последствия которого оказывают отрицательное воздействие на телесное (соматическое) здоровье обучающихся воспитанников, приводят к появлению психосоматических признаков дезадаптации.
Классный руководитель и педаго- психолог некоторое время после перехода должны уделять новому обучающемуся повышенное внимание, действовать сообща со всем педагогическим коллективом, чтобы помочь новому обучающемуся обустроиться на новом месте. Дать ученикам время на адаптацию к их требованиям, иначе успеваемость ученика может сильно упасть по сравнению с теми результатами, на которые он реально способен.
В 5 классе 13 обучающихся : 2 девочки и 11 мальчиков.
Зачислен в этом году Максюк А., прибудет во второй четверти.
По физическому развитию и по возрасту дети все разные: есть дети с крепким физическим развитием и есть дети с хроническими заболеваниями.
По социальному статусу: есть дети из полных семей, неполных, малообеспеченных, многодетных семей,. В классе 3 обучающихся под опекой граждан( Кудзиев А., Обейко Н., Максюк А.), 3 семьи состоят на учете ПДН, как семьи находящиеся в социально-опасном положении
(Гаркушины, Гетманов, Кобцев)
Поведение: есть дети с хорошим поведением (Гаркушин А., Гаркшина Е. Кудзиев А, Черепанов Е., Данилова К. , есть дети, требующие особого внимания со стороны учителей и родителей( Кобцев Ю, Прошунин А., Иващенко В., Гетманов Д., Обейко Н.. 1 обучающийся стоит на контроле в КДН.(Кудзиев А.)
Для обеспечения благоприятного протекания процесса адаптации были проведены следующие мероприятия:
На начало учебного года я, как классный руководитель:
• Составила социальный паспорт класса, план работы класса, план работы с родителями.
• Оформлен классный уголок.
• Еженедельно проводятся классные часы, которые носят как организационный характер, так и тематические. Проводились классные часы в неформальной обстановке (прогулки, экскурсии)
• Было проведено 2 родительских собрания.
Одно из них «Адаптация 5-классников к новым школьным условиям», второе- « Успехи и неудачи обучающих в школе-интернате». Была предложена памятка в помощь родителям «Трудности адаптации в 5 классе. Рекомендации для родителей.»
• Наблюдение за обучающимися вовремя и вне учебных занятий
• Грамотное рассаживание детей в классе с учётом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья.
• Ознакомление обучающихся со следующими составляющими обучения в 5 классе: «предметы», «учителя-предметники», «урок», «перемена». «столовая», «правила поведения». «ведение дневника».
• Еженедельные консультации педагога- психолога
• Сотрудничество с учителями – предметниками.
• С Обейко Н. проводились беседы воспитательного характера с привлечением соц. педагога.
1 четверть 2022г. 5 класс
Предмет Ф.И обучающегося | Русский | Чтение | Математика | Природоедение | СОЖ осн.соц.жиз | Музыка | Рисование | Столярное дело | МОП | Физическая кул. | На «4» и «5» учатся | Отстающие | % успеваемости | % качества | |||||||||||||||||||||||||||||
1 | Воробьев Н. | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | Иващенко Владимир | Кудзиев Алексей | Черепанов Евгений | 100% | 25% | ||||||||||||||||||||||||||||
2 | Гаркушин Ар. | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Гаркушина Ек. | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Гетманов Д. | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 4 | 5 | 4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Данилова К. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Иващенко В. | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | 4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Кобцев Иван | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 | 5 | 5 | 5 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Кобцев Юрий | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | Кудзиев Ал. | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | Обейко Ник. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | Прошунин Ан. | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
12 | Черепанов Ев. | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
13 | Максюк Ал. |
По результатам качества знаний и обученности снизились показатели у Обейко Н., Прошунина А., Кобцева И., Кобцева Ю., Воробьева Н., школьная адаптация у этих детей протекает сложнее.
Особое внимание обратить учителей-предметников, классного руководителя, педагога-психолога, социального педагога, воспитателей группы.
Поэтому общая задача педагогов среднего звена - помочь детям: проявить терпение, внимание, гибкость, мудрость, педагогический такт, понимание, создать такую атмосферу на уроке, которая расковывает обучающихся, стимулирует их познавательную и творческую активность.
Необходимо действовать сообща всем коллективом для избегания и уменьшения влияния стрессовых факторов на обучающихся, учитывая возможности развития каждого ребенка, не оставляя его со стрессом наедине.
Включив в свою деятельность конкретные, эффективные мероприятия по адаптации обучающийся: упражнения на снятие тревожности, напряженности, проявлений вспышек эмоциональной сферы; индивидуальную работу с детьми, тренинги; профилактические мероприятия по предупреждению психосоматических признаков дезаптации; досуговую и внеклассную деятельность, и другие мероприятия, помогут избежать или уменьшить влияние стрессовых факторов, снизить уровень тревожности детей. А, значит, способствовать успешной адаптации пятиклассников к новым школьным условиям!
Основная задача классного руководителя в период адаптации – создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки каждого ученика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на ШМО классных руководителей по теме" Особенности адаптации адаптация в 5 классе".
Выступление на ШМО классных руководителей по теме"Особенности адаптации в 5 классе"...
Влияние профессионального обучения на социальную адаптацию школьников на социальную адаптацию школьников с нарушением интеллекта.в
Выступление на методическом объеденении учителей профессионально - трудового обучения . Для специальной (коррекционной) школы - интерната VI...
Родительское собрание «Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе. Роль семьи и ее значение в адаптации школьников в связи с новым качеством обучения и возрастными особенностями».
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного...
ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Проблема обучения детей-инвалидов в условиях массовой общеобразовательной школы - одна из актуальных проблем современного российского общества. Очень важным является решение вопросов, связанных с обес...
Выступление на семинаре классных руководителей с сообщением на тему "Адаптация пятиклассников. Роль классного руководителя в процессе адаптации пятиклассников."
Переход в пятый класс — очень важный период в жизни детей. От того, как пройдёт процесс адаптации, зави...
"Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе. Роль семьи и ее значение в адаптации школьников."
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного обуче...
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ АДАПТАЦИИ ДОУ
С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Но дети часто тяжело привыкают к детскому саду. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоцион...