Внеклассное мероприятие : «Твори добро...» (6 классы)
методическая разработка (6 класс)
Предварительный просмотр:
УРОК-БЕСЕДА В 6 КЛАССЕ (НЕДЕЛЯ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ)
«Твори добро другим во благо»
Составила учитель русского
языка и литературы
МБОУ СОШ №47 г.Липецка
Акаева Тамара Вахаевна
2023г.
Цель: - помочь учащимся в осмыслении важнейшей нравственной ценности доброты.
Задачи: 1. Раскрыть нравственную суть доброты, мотивировать у учащихся желание к свершению добрых поступков.
2. Расширить знания школьников о вежливых и добрых словах и их применении в жизненных ситуациях.
#1057;пособствовать развитию умения оценивать поведение окружающих и собственные поступки (на примере героев художественных произведений).
Форма: урок-беседа.
Подготовительный этап: Готовясь к уроку, все учащиеся 6 класса подбирают поговорки, пословицы, афоризмы и высказывания о доброте.
Оформление: в качестве эпиграфа урока взяты слова:
«Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его –
Твори его.
Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его –
Твори добро.
Независимо от того, принимают твоё добро или отбрасывают его -
Твори добро.
Независимо от того, чем будут платить тебе за добро: добром или злом -
Твори добро.
Твори добро и ни у кого не спрашивай разрешения,
Ибо никто не властен над твоим добром…»
Ш.А.Амонашвили
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Родился человек… Какой он? Хороший? Плохой? Пока ничего сказать нельзя. Пройдут годы, и тогда о нем скажут, замечательный он или не очень. С первых минут появления на свет мы ощущаем ласку и доброту своих родителей и по мере взросления мы по доброму относимся к своим близким. Каким стать – в определяющей степени зависит от нас самих: будем ли мы воспитывать в себе доброе и гуманное или станем на путь злого и подлого. Внутренний мир человека, его душевные качества, отношения к обществу, людям, самому себе составляют основу нравственности. Эти качества определяют поведение человека, его отношение к окружающему миру. Мы с вами попытаемся поразмышлять, насколько доброта актуальна в наши дни, не утратила ли она своей нравственной ценности. Ведь многие люди считают, что в мире нет ни Добра, ни Совести, а на пути к поставленной цели все средства хороши. Плохо, когда люди, стремясь к собственному благополучию, забывают о том, что существуют, живут они в этом мире не одни, что кругом тоже люди, о которых нужно думать, с которыми необходимо считаться. Черствость души — самая страшная болезнь на свете.
Учитель: Давайте, определим понятие доброта.
Ученики: (зачитывают подготовленные определения доброты из словарей, некоторые из определений вынесены на доску)
Толковый словарь Владимира Даля: Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Толковый словарь Ожегова : Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Словарь Ушакова: ДОБРОТА́, доброты, мн. нет, ·жен. ·отвлеч. сущ. к добрый. Доброта характера.
Словарь Т.Ф. Ефремовой: Доброта – отвлеченное существительное по значению прилагательного добрый.
Школьный толковый словарь М. С. Лапатухина: 1. Добрый – делающий хорошее другим, готовый помочь. 2. Ничем не опороченный, безукоризненный, честный, нравственный. 3. Радостный, благополучный, отличный, несущий благо.
По словарю русских синонимов: Доброта – добросердечие, (добро) сердечность, душевность; благость, ласковость, мягкосердечие, мягкосердечность, благодушие, добротолюбие, человечность, человеколюбие, участливость, добродушность, добросердечность, добродушие, отзывчивость, благодушность, добротность, кротость, гуманность, ласка, мягкость.
Учитель: Что же общего у этих определений? (дети рассуждают)
А общее у всех этих определений то, что доброта является нравственной ценностью человека.
Учитель: Какие афоризмы и высказывания о доброте вы подготовили?
Ученики: (учащиеся по очереди отвечают)
Учитель: Какие пословицы и поговорки о доброте вам известны?
Ученики: Учащиеся по очереди говорят пословицы и поговорки, афоризмы и высказывания известных людей.
Учитель: Итак, доброта – это действенное сопереживание окружающим людям и желание блага для всех.
«Доброе слово и кошке приятно» - гласит народная мудрость. А часто ли мы говорим добрые слова благодарности, любви, признательности? Уж если кошке приятно, то людям это необходимо как воздух! А неразумное, холодное, злое, равнодушное слово может огорчить, обидеть, даже ошеломить.
Доброе слово – тончайшее прикосновение к сердцу. Оно может стать и нежным благоухающим цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, а может обернуться острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души. Очень часто мы забываем, как слово может ранить человека. Помните, как сказал поэт Вадим Шефнер:
Словом можно убить,
Словом можно спасти.
Словом можно полки
За собой повести.
Мы часто говорим друг другу: «желаю вам всего доброго», «желаю вам добра и счастья». Это не просто выражения вежливости, в этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. По-настоящему хорошие, добрые желания живут в душе того, кто умеет отдавать силы свой души другим людям. Добрый человек всегда вежливо говорит со своим собеседником. Если у друга удача, он поздравит его, если беда – добрые слова помогут утешить и успокоить.
Учитель: Однако, добро существует в мире неразрывно со своей противоположностью – злом. Еще в Библии сказано, что мир состоит из противоположностей. Это и есть гармония. Давайте попробуем с Вами объяснить значение противоположных нравственных понятий.
Ученики: На столе лежат таблички с понятиями, которые дети вытаскивают и объясняют.
Учитель: Сейчас вы будете выполнять задание «Собери фразу» (выполняется в группах) Вы получаете комплект карточек с частями фразы. Необходимо восстановить авторское высказывание, реконструируя его по смыслу. Затем группа обсуждает справедливость фразы и выбирает участника для выступления от группы. Обсуждение высказывания можно начать словами:
- Меня затронуло в этом высказывании…
- Я согласен с высказыванием, потому что…
- Мне кажется важным в этом высказывании…
Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни.
Доброта — качество, излишек которого не вредит.
Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.
Учитель: Молодцы, хорошо поработали. А теперь давайте вспомним героев из художественных произведений, которых без сомнения можно назвать добрыми. И их доброта деятельна. Их поступки говорят нам о милосердии, сострадании, заботе о других людях.
Ученики: Грин «Алые паруса» (герой Эгль), Куприн «Чудесный доктор» (герой доктор Пирогов), Платонов «Юшка» (герой Юшка)…и другие ответы. Беседа. Приходят к выводу, что добрые поступки героев дарят надежду, спасают жизни.
Учитель: Из всех учебных предметов у взрослого человека остается один очень важный: ЖИЗНЬ! Постигая этот предмет, мы ищем ответ на самый главный вопрос: «Как жить на земле»? Судить человека надо по его делам. Можно тысячу раз говорить о том, что жалко стариков, и никогда не уступать место в транспорте пожилым людям, на словах заботиться об уважительном отношении к природе, не замечая при этом урну для мусора. Вы понимаете это, активно участвуете в благотворительных акциях и сами являетесь организаторами таких акций. Акция «Никто не забыт и ничто не забыто» была посвящена помощи ветеранам В.О. войны, акция «Помоги младшему» посвящалась помощи учащимся начальных классов, благотворительная акция «Твори добро, не взвешивая его» посвящалась помощи детям из детских домов. Я хочу поблагодарить всех вас за активное участие в акциях. Наши маленькие добрые дела помогли осчастливить много пожилых людей.
Ученики: Мы ещё участвовали в акции: «День пожилого человека», помогаем подшефному ветерану.
Учитель: Вот видите ребята сколько добра вы сделали людям, участвуя в акциях. Что же вы приобрели, участвуя в акциях?
Ученики:
- Участвуя в благотворительных акциях, мы проявили сострадание.
- Проявляя интерес к окружающим людям, заботясь о них – мы проявляем доброту.
- Проявляя доброе отношение к ребенку, приучаемся по-доброму относиться и ко взрослым людям.
Учитель: Как вы считаете, где в повседневной жизни можно увидеть проявления доброты?
- В семейных отношениях. У родителей, вкладывающих силы в воспитание детей, помогающих им понять, «что такое хорошо и что такое плохо», дети вырастают добрыми людьми. И берут пример с родителей.
- В благотворительности. Помощь людям, которые в силу разных причин попали в сложные жизненные обстоятельства – одно из проявлений доброты человека.
- В межличностных отношениях. К доброму человеку люди тянутся не только в горе, но и в радости.
- В выборе профессии. Не может быть хорошим учителем или врачом человек, не имеющий в своем сердце доброты.
- В литературе. Положительный герой в литературе – почти всегда добрый человек. Дурак русских сказок добрый, а, следовательно, поступает по-умному за что бывает вознагражден по заслугам...
Обобщая ответы учащихся, учитель говорит о том, что:
- добром считаются отношения доверия, милосердия, справедливости, любви;
- добро в первую очередь связано с умением сострадать, сочуствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой. Когда мы говорим о человеке «добрый», то имеем в виду, что он готов прийти на помощь другому, делать это не ради выгоды, не напоказ, а бескорыстно, по велению сердца.
Ситуативный практикум
Представьте себе, что ваш обидчик оказался в критической ситуации. Кроме вас помочь ему никто не может. Как вы поступите? Расскажите о случаях вашего нравственного выбора.
Ответы учащихся.
Учитель: Нравственные понятия доброта, человечность, милосердие, порядочность всегда будут востребованными. Чем больше мы отдаем, тем больше мы получаем. Чем больше делаем добра, тем счастливее становимся. То есть счастье возвращается к нам бумерангом. Так давайте составим свой устав доброты:
- Если идешь по улице с мамой, помоги нести ей тяжелую сумку.
- Если видишь кому-то нужна помощь, не жди, чтобы тебя попросили помочь.
- Уступи место в трамвае, автобусе пожилым людям.
- Пиши письма, звони домой, друзьям, когда уезжаешь.
- Защити девочек.
- Не обижай маленьких детей.
- Не груби.
- Старайся во всем помочь ближнему.
- Не выставляй добрые поступки на показ.
Учитель: Сегодня мы с вами говорили о замечательном человеческом качестве, о доброте. Мы определили качества доброго человека. К сожалению, мы не в силах решить проблему, как всех людей сделать добрыми и счастливыми. Но каждый из нас я думаю, начнёт с себя. Делайте добрые дела.
Ученик:
Дождик босиком по земле прошел,
Клены по плечам хлопал…
Если ясный день, это хорошо,
А когда наоборот - плохо.
Слышишь, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны?
Если добрый ты, то всегда легко,
А когда наоборот - трудно…
Список литературы
1. Алоева М.А., Бейсова В.Е. Классные часы и родительские собрания в 7-9 классах. Р-н-Д.: Феникс, 2008.
2. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. 5-8 классы. М.: Вако, 2003.
3. Классный руководитель. 2003. №2.
4. Копилка классного руководителя. Липецк, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час "спеши творить добро" 9 класс
Открытое мероприятиеклассный час «Спеши творить добро!» «Спешите делать добрые дела Добро посеянное Вами Плодами на Земле взойдёт И мир наш станет лучше и добрее».У человека есть два в...
Внеклассное мероприятие для 10-11 классов "Когда Добро творит Зло?"
Сейчас часто можно услышать, что зло одолело добро, что каждый живет сам по себе, не вникая в проблемы других. Говорят, россияне, шагнув в новый мир, где денежные отношения стали вытеснять прежн...
Презентация к классному часу "Твори добро" 5 класс
Презентация к классному часу...
Общешкольное мероприятие "Творить добро"
Мероприятие посвящено Международному Дню Инвалида. В мероприятии участвовали дети с ограниченными возможностями здоровья....
План-конспект урока ОРКСЭ Модуль «Основы православной культуры» по теме «Зачем творить добро?» 4 класс
Тема урока: «Зачем творить добро?»Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы добра; сформировать п...
Разработка воспитательного мероприятия «Твори добро, ибо ты – Человек»
Воспитание чувства уважения к старшему поколению, внимания к окружающим, толерантности необходимые качества, которые обязательно нужно формировать у подрастающего поколения. Данное воспитательно...
Внеклассное мероприятие "Твори добро"
Цель: раскрыть сущность и значение волонтерства, определить виды волонтерской деятельности, значение в жизни социума; воспитывать доброту и отзывчивость. Задачи: - формирование духовно-нравс...