Беседа "Не обижай меня"
классный час (7 класс)

Цель беседы - выявить представления у учащихся о том, что такое обида и каковы ее причины

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ne_obizhay_menya.docx18.69 КБ

Предварительный просмотр:

Не обижай меня

Цель: ознакомление воспитанников с понятиями обида и обидчивость, настроить на позитивные эмоции и положительное разрешение споров и конфликтов. 

Задачи:

- выявить представления воспитанников о том, что такое обида и каковы её причины;

- способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосозидания личностей воспитанников;

- содействовать формированию дружного коллектива через коллективную деятельность и групповую работу.

Форма: беседа с элементами тестирования.

Инструментарий: тесты.

Ход мероприятия

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Вы, наверное, удивились такому необычному названию нашей беседы? Как вы думаете, почему мы будем обсуждать эту тему? (ответы детей)

Как вы считаете, можно ли нанесение обиды человеку, его унижение и оскорбление назвать человеческими качествами?

(ответы детей)

А как выглядит обиженный человек? (ответы воспитанников)

В Декларации о правах человека есть статья 5, где говорится: «Никто не может быть подвергнут жесткому, бесчеловечному отношению». Как вы себе представляете жесткого, бесчеловечного человека? Какие черты лица у него? Какие поступки он совершает? (ответы воспитанников).

В названии нашей беседы два слова вызывают негативную реакцию: обида и унижение. В словаре русского языка С.И.Ожегова говорится, что обида -  несправедливо причиненное огорчение, оскорбление, а также чувство, вызванное таким огорчением.  

Основная часть

Обида – это целая гамма эмоций, которые способны только разрушать, а не созидать. Она приносит больше вреда обиженному, чем обидчику, так как словно снежный ком – нарастает и превращается в настоящую угрозу.

Воспитанникам предлагается ответить на следующие вопросы:

- какой бывает обида?

- почему люди обижают друг друга?

- какие обиды самые тяжкие?

 - почему прощение обид - это так важно?

- как избавиться от обиды?

Обида – одно из наиболее эмоциональных состояний, которое приносит только вред обиженному. Впрочем, в некоторых случаях и самому «обидчику» ничего хорошего от обиды своего оппонента нет, и он сам во многом проигрывает. Почему мы указали это слово в кавычках? А всё дело в том, что не всегда обидчик – на самом деле обидчик. Давайте, обо всём по порядку. Чтобы понять, о чём идёт речь, следует разобрать, какой бывает обида:

  1. Обида-манипуляция. Обида в психологии часто рассматривается как способ манипуляцию Достаточно примитивно, но эффективно этот способ получения желаемого используют дети. Слёзы, рыдания, угнетенное настроение – так ребенок пытается «раскрутить» родителей на новую игрушку, большее количество карманных денег или личного времени на развлечения. К сожалению, много взрослых используют такой же подход. Причины такого поведения могут быть разными. Кто – то хочет отвоевать ведущую позицию в отношениях и указывает на «место» оппонента, в роли которого может быть любовный партнер, коллега, родитель, друг и т.д. Для кого – то обида – манипуляция — это способ получить какую – то выгоду.
  2. Формальная обида. В обществе могут существовать определенные традиции и культура, в которых сформированы понятия относительно того, на что стоит обижаться. С самого детства людей учат, что обида, а что нет (стереотипы). Если же к этому добавить эгоцентричность, то получается весьма обидчивая личность. Обидеть человека в подобных случаях -–не составит труда, даже если ничего обидного не было сказано или сделано. 
  3. Обида как естественная реакции. Это вполне закономерное реагирование, когда какими-то словами или действиями задеты чувства другого человека, его способности и «Я». Например, сложно себе представить, что может быть какая – то другая реакция на предательство, обман или неблагодарность. Но даже в таких случаях обида не несет ничего, кроме злобы, гнева, нежелательных психосоматических последствий (проблем со здоровьем).

Обида – это обычно субъективное чувство. Например, то, что может быть обидным для одного человека, для другого – пустяк, который даже не стоит внимания. Это доказывает, что все мы разные: со своим характером, воспитанием, уровнем эмоциональной чувствительности, особенностями нервной системы и установками. Вовсе не всегда, когда кто-то вас обижает, он делает это намеренно. Вполне возможно, что какие-то слова или действия задевают вас, потому что это ваша «болевая точка», о которой другим не известно. А, возможно, обидчик не обладает достаточным уровнем тактичности, толерантности и жизненного опыта, чтобы понимать, что он говорят или, делает что-то не так.

          Мы обижаемся на людей, когда их поведение не соответствует нашим ожиданиям. Иногда наши обиды справедливы, но часто они возникают из-за сущих пустяков. Воспитанникам предлагается пройти психологическое тестирование «Тест на обидчивость». Нужно выбрать один, наиболее подходящий вариант ответа.

«Тест на обидчивость»

         1. Мне легко испортить настроение

а) да

б) иногда

в) нет

         2. Если меня кто-то обидел, я долго потом помню этот случай

 а) да

б) иногда

в) нет

         3. Я долго переживаю из-за мелких неприятностей (опоздал на автобус, разбил чашку, испачкал рукав одежды).

 а) да

б) иногда

в) нет

         4. Я могу в течение продолжительного времени находиться в состоянии, когда не хочется никого видеть и ни с кем разговаривать.

а) да

б) иногда

в) нет

         5. Посторонние разговоры и шумы очень меня отвлекают.

а) да

б) иногда

в) нет

         6. Я могу в течение длительного времени анализировать свои переживания, чувства, поступки.

 а) да

б) иногда

в) нет

         7. Мои действия направляются сиюминутным порывом.

а) да

б) иногда

в) нет

          8. Мне часто сняться кошмары.

а) да

б) иногда

в) нет

         9. Меня тревожит мысль, что я чем – то хуже других.

а) да

б) иногда

в) нет

         10. У меня очень часто меняется настроение.

а) да

б) иногда

в) нет

          11. В моем голосе во время спора начинают звучать низкие или высокие тона, которые обычно мне несвойственны.

 а) да

б) иногда

в) нет

           12. Мне ничего не стоит выйти из себя.

а) да

б) иногда

в) нет

          13. Если у меня плохое настроение, даже вкусная еда не сможет мне его поднять.

а) да

б) иногда

в) нет

            14. Если меня не понимают, меня это очень раздражает.

а) да

б) иногда

в) нет

Инструкция: При подсчете результатов за каждый ответ «да» начислите себе 0 баллов, «иногда» - 1 балл, «Нет» - 2 балла. Сложите все полученные баллы.

Результаты теста:

23-28 баллов. Вы не обидчивый человек. Небольшие разногласия не способны вывести вас из состояния душевного равновесия. Возможно, некоторые сочтут вас равнодушным.

17-22 балла. Вы обидчивы, и это создает немало проблем, причем не только вам, но и окружающим. Вы легко выходите из себя, что нередко заканчивается конфликтом с близкими или коллегами. Не стоит так заводиться  из-за пустяков, поберегите нервы (и свои и чужие).

0-16 баллов. Вы обидчивы, мстительны, болезненно реагируете на то, как по отношению к вам ведут себя окружающие. Ваше настроение меняется ежеминутно. Расслабьтесь и перестаньте обижаться на облака за то, что они плывут слишком медленно. Мир создан вовсе не для того, чтобы досаждать вам.

Заключительная часть

Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищам в беде. Не причиняй людям зла, уважай и почитай мать и отца – он дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что делать, если твоего ребенка обижают другие дети

вой малыш стал объектом травли сверстников? Ситуацию можно исправить, ведь ты - рядом с ним! Ребенок часто приходит из школы или детского сада в подавленном настроении, слезах и даже ссадинах: сверст...

Тематический классный час ко Дню пожилого человека "Не обижайте старость!"

Направлен на формирование нравственных качеств личности: человечности, милосердия, сострадания, благородства, умения прийти на помощь...

Что делать, если Вашего ребёнка обижают в школе?

Когда родитель узнает о том, что  его ребенок стал  объектом насмешек в школе или в детском саду, то он оказывается в тупике. Начинают мучить вопросы:  «За что?», «Почему именно м...

Занятие "Я обижаюсь". Из цикла занятий по формированию коммуникативных навыков.

Занятие "Я обижаюсь". Из цикла занятий по формированию коммуникативных навыков. На занятии используется музыка: возбуждающая (для того, чтобы детям легче было войти в состояние прошлых обид, ...

Если вашего ребенка в школе обижают одноклассники

Если вашего ребенка в школе обижают одноклассники...

Предметная неделя искусства по теме «Птицы – наши пернатые друзья, обижать их нельзя»

План предметной недели по искусству по теме  «Птицы – наши пернатые друзья, обижать их нельзя». Отчет о проведении предметной недели учителями музыки, изобразительного искусства, технологии, орга...

План урока Тема: «Не обижайте матерей! На матерей не обижайтесь!» ( По рассказам В. П. Пугачёвой « Прости меня, мама! и Е.Б.Ауэрбах «Я поздно понял…»)

Методическая разработка о недостойном поведении подростков, о недоброжелательном отношении к матерям....