Внеклассное мероприятие «Песни Великой Победы»
учебно-методический материал (8 класс)
Цели мероприятия:
Дидактическая (образовательная)
Расширить знания обучающихся о Великой Отечественной войне, сформировав представление о фронтовой песне, об истории ее создания, о том, как она помогала выжить, вдохновляла бойцов и вела к победе.
Развивающая:
Развивать интерес к фронтовой песне, песне-бойцу, к истории возникновения фронтовой песни, желание слушать и исполнять эти песни.
Воспитательная:
Воспитывать чувство патриотизма, глубокое уважение к героическому прошлому своего народа, чувство сопричастности к истории страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pesni_velikoy_pobedy.docx | 368.62 КБ |
Предварительный просмотр:
«Песни Великой Победы»
Цели мероприятия:
Дидактическая (образовательная)
Расширить знания обучающихся о Великой Отечественной войне, сформировав представление о фронтовой песне, об истории ее создания, о том, как она помогала выжить, вдохновляла бойцов и вела к победе.
Развивающая:
Развивать интерес к фронтовой песне, песне-бойцу, к истории возникновения фронтовой песни, желание слушать и исполнять эти песни.
Воспитательная:
Воспитывать чувство патриотизма, глубокое уважение к героическому прошлому своего народа, чувство сопричастности к истории страны.
Задачи мероприятия:
1. Рассказать об истории создания ряда фронтовых песен в годы Великой Отечественной войны.
2.Познакомить с военным творчеством отдельных советских писателей, поэтов и композиторов.
3.Сформировать представление о роли фронтовой песни в жизни солдата, в минуты отдыха и в решительные моменты боя, которая позволяла мобилизоваться, выжить и победить.
Материально- техническое оснащение:
- демонстрационный материал, посвященный Великой Отечественной войне;
- мультимедиапроектор, запись фронтовых песен.
«Песня также может разить врага,
как и любое оружие»
А. Александров
Воспитатель:
День Победы был, есть и должен оставаться самым святым праздником для нашего народа. Каждый воин, каждый защитник, кто заплатил за него своей жизнью, дал нам возможность жить сейчас.
И каждый раз, когда мы вспоминаем эти памятные даты прошедшей войны, всегда всплывают в памяти строки песен, прошагавшие огненные военные дороги вместе c мужественными защитниками нашей Родины.
Ребята, ежедневно вы слышите десятки песен. Некоторые приобретают сумасшедшую популярность и внезапно забываются. Но есть такие песни, которые пережили свое время и стали классикой. Авторы этих песен уловили какой-то нерв, какой-то тайный механизм, который воздействует на слушателя даже спустя десятилетия. И делает песню вечной. К таким вечным песням можно отнести песни Великой Отечественной войны.
Я очень хочу, чтобы мы услышали не просто знакомую или незнакомую песню о войне, а голос того времени, который через десятилетия взывает к нам сегодняшним. Чтобы мы внимательно вслушались в этот голос, который кого-то учит от кого-то требует, а кому-то тихо советует, как надо жить.
Песни военных лет по праву можно назвать музыкальной летописью Великой Отечественной войны. Они звучали буквально с первого и до последнего дня войны. Песни рождались на фронте и в тылу, поднимали бойцов в атаку, согревали сердце на привале, помогали выстоять, выжить и дождаться близких тем, кто оставался у станков и в поле. Они нужны были солдатам первых эшелонов, отправлявшимся на фронт, первым призывникам и добровольцам, ополченцам, толпившимся на сборных пунктах.
И такие новые песни, походные, строевые, лирические, сочинялись нашими композиторами и поэтами, публиковались в газетах, выходили отдельными листовками, исполнялись по радио, звучали с экрана в боевых киносборниках: песни-лозунги, песни-призывы, выразившие чувство всенародного гнева, ярости, стремление к борьбе, к отпору врагу.
Вложенные в солдатские треугольники и другие самодельные конверты они пересылались с фронта в тыл и обратно, передавались из уст в уста.
Со старыми же песнями произошла странная и неожиданная метаморфоза: мирные, довоенные они стали первыми военными, обрели как бы второй, не существовавший прежде смысл, ставший главным. Повествуя о любви и любимых, о разлуках и встречах, о родном доме и русской природе, они зазвучали как рассказы, как напоминание о тех мирных днях, той мирной жизни, за возвращение которой шла война, ради которой солдаты воевали и жертвовали собственной жизнью. Заново родившись, песни эти помогали воевать. Они стали символом и своеобразным залогом того, что мирное время вернется, что его надо вернуть, сметя захватчиков с родной земли.
Эти песни живут до сих пор. Хорошо когда современные дети, знающие о войне из книг, кинофильмов, рассказов, поют фронтовые песни. Рассказать об истории возникновения таких песен – наша задача, исполнение таких песен – одно из средств воспитания патриотизма у подрастающего поколения.
Ведущий: Песня «СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА»
муз. А.В.Александрова, сл. В.И.Лебедева-Кумача
24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...»
Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил: «Будем разучивать новую песню – «Священная война»».
Сразу после напряженной репетиции группа ансамбля выехала на Белорусский вокзал для выступления перед бойцами, уезжающими на передовую. Вид вокзала был необычен: все помещения до отказа заполнены военными, как говорится, яблоку негде упасть. В зале ожидания был сколочен из свежевыструганных досок помост – своеобразная эстрада для выступления. Артисты ансамбля поднялись на это возвышение, и у них невольно зародилось сомнение: можно ли выступать в такой обстановке? В зале - шум, резкие команды, звуки радио. Слова ведущего, который объявляет, что сейчас впервые будет исполнена песня «Священная война», тонут в общем гуле. Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова, и зал постепенно затихает...
Волнения оказались напрасными. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах... Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль «Священную войну».
Так начался путь песни, славный и долгий путь. С этого дня «Священная война» была взята на вооружение нашей армией, всем народом, стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Ее пели всюду - на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу, где ковалось оружие для победы. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио.
Ведущий: «НАМ НУЖНА ОДНА ПОБЕДА» муз. и сл. Б. Окуджавы
Кинофильм «Белорусский вокзал», в котором впервые прозвучала и откуда вошла в нашу жизнь эта песня, безоговорочно относят к фильмам о Великой Отечественной войне, хотя нет в нем ни одного военного кадра. Это фильм о мирных днях, и все-таки война незримо присутствует в нем, ощущается в атмосфере действия, происходящего на экране.
Прост сюжет фильма. Четверо фронтовых друзей встречаются по горестному поводу — на похоронах своего бывшего однополчанина. И оказывается, что они верны ему по-прежнему, готовы прийти на помощь друг другу, постоять за правду. Кульминационным в фильме является эпизод, когда четверка главных героев, роли которых исполняют известные актеры Алексей Глазырин, Анатолий Папанов, Всеволод Сафонов и Евгений Леонов, приходят в гости к бывшей медсестре своего десантного батальона и, помянув боевого товарища, припомнив былые бои, просят хозяйку спеть любимую песню их «десятого непромокаемого батальона».
Ведущий: «КАТЮША» муз. М.И.Блантера, сл. М.В.Исаковского
Как же родилась песня «Катюша»?
Вначале М.В.Исаковским были написаны стихи - всего несколько строк. «Я не знал, — говорил потом поэт, — что же дальше делать с Катюшей, которую я заставил выйти на «высокий берег на крутой» и запеть песню. Поэтому стихи пришлось отложить…» Неизвестно, как долго ожидали бы они своего часа, не повстречай Исаковский композитора М. И. Блантера.
«Я начал одну песню», - сказал мне Михаил Васильевич и показал четверостишие, - вспоминает Блантер. - Это было удивительно. Я попросил поэта оставить мне зачин его песни. Теперь я буквально не находил себе места… «Катюша» без остатка заняла мое воображение. Вслушиваясь в слова Исаковского, я заметил, что в стихотворении его очень звонкая интонация. И в частности, вот что: берег, на берег! Какая причудливая игра ударений! Ну прямо-таки как в веселой народной припевке. Однако над музыкальным решением песни пришлось потрудиться немало. Наконец, родилась именно та мелодия, которую все мы сегодня знаем и любим. Но песни так таковой пока не было, ведь стихотворение, то есть сам текст оставался незавершенным.
И тогда поэт и композитор стали вместе искать решение, какой же быть песне. Направление поиска и построение ее сюжета подсказано было самой жизнью, напряженной обстановкой предгрозовых довоенных лет.
«Мы как бы уже предчувствовали войну, хотя и не знали точно, когда и откуда она может прийти, - говорил Исаковский. По этим причинам тема Родины, тема защиты ее от посягательств врага была темой самой важной, самой первостепенной, и я, конечно, никак не мог пройти мимо нее даже в лирической песне».
Так в советскую песенную лирику вошла новая тема-тема любви девушки и воина, защитника Родины.
Во все времена создавались песни, повествующие о любви, о разлуках и расставаниях. Матери, жены, невесты провожали сыновей, мужей, любимых на священную защиту Родины, на военную службу, а потом ожидали с надеждою их возвращения, пели об этом песни. И всегда это были грустные песни, полные тоски и печали. Образ тоскующей женщины, ожидающей воина с поля брани и службы солдатской, вызывал сочувствие, сострадание.
И вдруг появилась «Катюша». В песне этой никакой тоски нет и в помине. Напротив, слова ее и музыка выражают светлые чувства уверенности, бодрости и надежды. Героиня песни гордится тем, что ее любимый - «боец на дальнем пограничье». Все это очень отличало песню о простой и обаятельной девушке с ласковым русским именем Катюша от всех ее предшественниц. И за это ее полюбили и безоговорочно приняли всюду и все.
По-новому зазвучала «Катюша» в годы Великой Отечественной войны. Но не только в песнях жила в ту суровую пору Катюша. Ее именем народ ласково «окрестил» новое грозное оружие, наводившее ужас на врага, - реактивные гвардейские минометы. И об этих «катюшах» вскоре были сложены песни:
Шли бои на море и на суше,
Грохотали выстрелы кругом-
Распевала песенки «катюша»
Под Калугой, Тулой и Орлом.
Песня стала очень популярной и за рубежом. В Италии она известна в двух вариантах: «Катарина» и «Дует ветер». Песня эта служила своеобразным паролем молодежи всего мира на международных фестивалях, а к проходившему летом 1985 года в Москве XII Всемирному фестивалю молодежи и студентов было решено создать в честь нее сувенир. Многочисленных гостей нашей столицы встречала симпатичная, весело улыбающаяся, приветливая девочка с ласковым и знакомым всем, певучим именем Катюша. И, конечно же, всюду звучала сложенная в честь нее замечательная песня.
Ведущий:
Трудными дорогами шли солдаты. Одной из первых послевоенных песен, получивших всенародное признание, стала «Дороги». Но первоначально она называлась «Солдатские дороги», «Эх, дороги» и просто «Дороги». Под этим названием стала родной и близкой, особенно для тех, кто помнил и пережил войну. Ведь в этой песне отразились исповедь о выстраданном, раздумье о том, через что довелось пройти, вынести в минувшей войне нашему народу. Песня далеким эхом незабываемых, суровых и трудовых военных лет отзывается в сердце и памяти тех, кто поет и слышит ее знакомый до боли мотив. Секрет успеха этой песни очень точно объяснил маршал СССР Г. К. Жуков, который назвал «Дороги» в числе трех своих любимых военных песен. «… Это бессмертная песня. А почему? Потому, что в ней отразилась большая душа народа». В долгом походе помогала бойцам песня Анатолия Новикова на стихи Льва Ошанина «Дороги».
Одна из самых трогательных военных песен - "О той весне" - написана в наше время, в 2009 году. И текст, и музыку создала вокальный продюсер, Елена Плотникова.
Эта песня словно взгляд из настоящего глазами современных детей на героическое прошлое их прадедов, их нелёгкий путь к Победе в Великой Отечественной войне. Дети знают о войне из рассказов ветеранов, которых, к сожалению, осталось в живых совсем немного, по рассказам их детей, фильмам, книгам. В нашей стране нет, наверное, семьи, которую обошла бы стороной эта страшная война. Почти у каждого в семье есть кто-то, кто не вернулся с войны. Много и тех, кто вернулся в родной дом с Победой.
Дед и прадед автора песни – участники тех сражений: дед - Николай Николаевич Плотников, дошел до Берлина, прадед - Фёдор Павлович Пугачев, ушёл на войну 23 июня 41-го, погиб в 1942 году. В песне мы слышим слова благодарности солдатам и офицерам Красной Армии за их великий подвиг на фронтах Отечественной, слова надежды и веры в свою страну.
Первое исполнение песни принадлежит московскому вокальному коллективу "МультиКейс", которым и руководит Елена Ильинична. С 2009 года звучит эта песня на многих концертах и конкурсах по всей стране и за рубежом. Песня также сопровождала шествие Бессмертного полка и прозвучала очень мощно и пронзительно от имени Правнуков Великой Победы.
Клип на композицию Елены Плотниковой был снят к 70-летию Великой Победы, его премьера состоялась в эфире Пятого канала в 2015 году.
Ведущий: Песня «ДЕНЬ ПОБЕДЫ» муз. Д.Тухманова, сл. В.Харитонова
Песня «День Победы» родилась только через 30 лет после завершения войны и считается на сегодняшний день одним из самых главных атрибутов праздника 9 Мая. История создания композиции даже сейчас кажется довольно неоднозначной, но без нее сегодняшний рассказ о военных песнях был бы неполным.
Давайте ненадолго перенесёмся в март 1975 года. В это время страна подготавливается праздновать 30-летие Победы в Великой Отечественной войне. По этому поводу в Союзе композиторов СССР объявляется массовый конкурс песни, посвящённой столь знаковому для каждого советского человека событию. Одним из тех, кто решается принять участие в конкурсе, является советский поэт Владимир Гаврилович Харитонов.
Но одних слов явно было недостаточно. Именно поэтому Владимир Харитонов обращается к советскому композитору Давиду Фёдоровичу Тухманову, и тот за пару дней написал к ним музыку. Песня попала в конкурсные списки буквально в последний день перед окончанием конкурса. Прозвучала она в конкурсной программе тоже в последний день прослушивания, но, увы, никакого места не заняла. Сейчас трудно в это поверить, но действительно было именно так.
На то время считалось, что Давид Тухманов был слишком молод для того, чтобы работать над музыкой песни к такому важному для страны событию и продолжительное время не пропускалась на радио и телевидение в прямых эфирах.
Всенародное признание композиция получила в конце 1975 года. Тогда она впервые прозвучала в прямом эфире на праздновании, посвящённому Дню милиции. Спел её советский певец Лев Валерьянович Лещенко, который и по сей день ассоциируется у публики в виде, пожалуй, главного исполнителя песни «День Победы». Зал аплодировал стоя. Ветераны не могли сдержать слёз.
Чтец . Никогда не забудут живые
Об ушедших друзьях боевых,
Не увянут цветы полевые
На могильных холмах фронтовых,
И, любуясь зеленою новью,
Проходя мимо этих могил,
Вспомнят дети и внуки с любовью
Тех, кто душу за них положил.
Беседа с воспитанниками.
Сегодня вы познакомились с историей нескольких песен Великой Отечественной войны.
- Какое впечатление произвели на вас эти песни?
- Как вы считаете, в военное время совместимы такие понятия как война и песня?
- Можно ли назвать такую песню бойцом, грозным оружием?
- Для чего нужна в тяжелое время для страны песня?
- Как песня помогала солдатам в фронтовой жизни?
- Как в вашей семье относятся к этим старым песням?
Заключительное слово воспитателя.
Действительно, песня - это и боец, и грозное оружие. Все дальше уходит от нас Великая Отечественная война. Уходит и поколение, которое помнит эту войну. Но не уходит память о подвиге народа. Она остается в книгах, фотографиях, фильмах, в рассказах очевидцев, песнях. Но песни хранят не просто память, они сохраняют душу народа, они согревали сердца воинов своей искренностью, глубокой человечностью. Слушаешь эти песни и понимаешь, что фашизм победили не сказочные богатыри, а самые обычные люди. Им было страшно, холодно, больно, но они выстояли. В этом сила и величие наших прадедов и песни им помогали побеждать.
А песни тех далеких лет, мы, действительно, поем и сейчас, т. к. чувствуем душевную необходимость в этом, они помогают нам стать сильнее, мужественнее, человечнее.
Спасибо всем, кто принимал участие и был сегодня с нами на этом мероприятии. Мира и добра вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематические уроки и внеклассные мероприятия, посвященные Великой Победе 9 мая 1945 г. и Содружеству Независимых Государств
Тематические уроки и внеклассные мероприятия, посвященные Великой Победе 9 мая 1945 г. и Содружеству Независимых Государств....
Внеклассное мероприятие "Песни войны и Победы"
Внеклассное мероприятие для 5 - 11 классов....
Внеклассное мероприятие "Песни великого подвига"
Песни военных лет…Цели мероприятия: расширить представление учащихся об истории возникновения военных песен; воспитывать чувство...
Сценарий тематического мероприятия "Песни ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ"
Сценарий тематического мероприятия подготовлен для дошкольников старшего возраста и посвящен празднованию 70-летия со Дня Победы в Великой Отечественной войне. Цель меропрития: воспитание патриотическ...
Внеклассное мероприятие , посвященное Великой Победе в Отечественной войне 1941-1945 г
Мероприятие представлено в форме презентации. В ней в яркой форме рассказывается о подвигах героев - земляков...
Внеклассное мероприятие , посвященное Великой Победе в Отечественной войне 1941-1945 г
Мероприятие представлено в форме презентации. В ней в яркой форме рассказывается о подвигах героев - земляков...
Сценарий внеклассного мероприятия "Песня в солдатской шинели", посвященного Дню Победы
Цель мероприятия: создать условия для формирования чувства гордости за свою Родину, сохранения памяти о подвиге наших солдат в Великой Отечественной войне. Задачи: Развивать интерес обучающихся к...