Программы дополнительного образования
рабочая программа (8, 9 класс)
В разделе прелставленны программы дополнительного образования детей по химии и физике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_dopobraz_fizika_23.docx | 632.99 КБ |
rp_dopobraz_himiya.docx | 702.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы.
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования «Цифровая лаборатория по физике», разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и на основании документов:
- Федеральный закон от 20 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями);
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
- Распоряжение Министерства образования и науки Хабаровского края от 26.09.2019 г. № 131 об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в городском округе, муниципальном районе Хабаровского края»;
- Устав образовательной организации, Положение о дополнительной общеразвивающей программе образовательной организации.
Направление деятельности: рабочая программа курса «Практическая химия» имеет естественнонаучную направленность, знакомит учащихся 8-9 классов основной школы с новым оборудованием и дает возможность применения его в учебном процессе.
Актуальность: Особое место в образовательном пространстве занимает применение цифровых лабораторий для физики, которые являются современным оборудование для проведения самых различных школьных экспериментов, повышают наглядность в ходе лабораторных работ и дают возможность быстрее и глубже усваивать изучаемую тему, способствуют значительному повышению интереса учащихся к предмету, так кА они работают с современной техникой.
Цифровая лаборатория позволяет:
- Изучит физические процессы с помощью нового оборудования;
- Отображать результаты эксперимента в наглядном виде (таблицы, графики) и в режиме реального времени (фото);
- Сохранить и обработать результаты экспериментов в формате xls и личном кабинете;
- Одновременно подключить насколько датчиков;
- Адаптировать программное обеспечение к различным операционным системам, подключить оборудование напрямую к ноутбуку, персональному компьютеру.
Педагогическая целесообразность: В состав цифровой лаборатории в нашей школе входят следующие датчики: температуры, абсолютного давления, тесламетр, напряжения, тока, акселерометр, USBосциллограф. Все датчики подключаются к компьютеру, который оснащен специальной программой для считывания сигналов датчика. Ученик для получения количественных данных должен осознать смысл сигнала, выводимого на экран. Компьютерная программа только ускоряет рутинные процедуры регистрации количественных данных: создание и заполнение таблиц, построение графика по табличным данным, подбор теоретической прямой (кривой), проходящей через все экспериментальные точки.
Отличительные особенности программы: использоввние «Цифровой лаборатории» усиливает мотивацию обучающихся и кардинально меняет их отношение к физике как учебному предмету.
Адресант программы: программа составлена для учащихся средней школы 8-9 класс, возраст учащихся 14-15 лет. Уровень подготовки учащихся: базовый.
Объем/срок освоения программы: 36 часов/9 месяцев.
Режим работы по программе дополнительного образования:
Период | Продолжительность занятия | Кол-во занятий в неделю | Кол-во часов в неделю | Кол-во недель | Кол-во часов в год обучения |
1 год | 1 час | 1 | 1 | 1 | 36 |
1.2. Цель и задачи программы:
Цель программы: формирование системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся при помощи средств цифровой лаборатории по физике.
Задачи:
- Сформировать умения использование реального оборудования, состыкованного с цифровыми датчиками сигнал с которых поступает на компьютер и обрабатывается соответствующей программой. Освоение программы и работы с датчиками изучить описание программного обеспечения для сбора и первичной обработки экспериментальных данных на ПК;
- Сформировать умения проводить измерения, после фиксации изображения с помощью ВЕБ-камеры;
- Сформировать умения оформление отчета в электронной форме: создавать и заполнять таблицы, строить графики по табличным данным, подбирать теоретические прямые (кривые), проходящей через все экспериментальные точки с помощью программ
- Сформировать умения получать качественные результаты, которые нельзя получить без использования компьютера.
- Научить анализировать возможные варианты экспериментального решения задачи и выбирать оптимальный вариант; планировать эксперимент; производить рациональный отбор приборов и материалов; оценивать погрешности эксперимента; делать выводы;
1.3. Учебный план
Программа дополнительного образования «Цифровая лаборатория по физике» используется для проведения внеурочной экспериментальной деятельности для школьников 14-15 лет. Занятия рассчитаны на 36 часов (1 час в неделю).
№ п/п | Название темы | Количество часов | Форма контроля/ аттестации | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Знакомство с «Цифровой лабораторией» | 2 | 1 | 1 | Лекция, практический эксперимент, ведение дневника |
2 | Механика | 10 | 3 | 7 | Лекция, практический эксперимент, ведение дневника |
3 | Молекулярная физика | 6 | 2 | 4 | Лекция, практический эксперимент, ведение дневника |
4 | Электричество | 10 | 2 | 8 | Лекция, практический эксперимент, ведение дневника |
5 | Подведение итогов | 8 | 2 | 6 | Лекция, практический эксперимент, ведение дневника |
1.4. Содержание программы
Тема 1. Знакомство с «Цифровой лабораторией»
Теория: Ознакомление с интерфейсом программы, Ознакомление с программой обработки видео.
Используемое оборудование: компьютер, цифровая лаборатория, мультидатчик.
Тема 2. Выполнение экспериментов с использованием ЦЛ «Научные развлечения» Механика.
Теория: Законы сохранения в механике. Изучение закона сохранения механической энергии. Проверка второго закона. Ньютона при движении тела по наклонной плоскости Измерение коэффициента трения Измерение ускорения свободного падения. Определение периода колебаний маятника на пружине. Преобразование энергии в пружинном маятнике
Используемое оборудование: цифровая лаборатория, штатив лабораторный, механическая скамья, брусок деревянный, электронный секундомер с датчиками, магнитоуправляемые герконовые датчики секундомера, набор грузов, блок неподвижный, нить. датчик ускорения, штатив с крепежом, набор грузов, нить, набор пружин.
Тема 3. Молекулярная физика
Теория: Проверка закона сохранения энергии для тепловых процессов, Определение удельной теплоемкости твердого тела, Определение удельной теплоемкости плавления льда, Изучение закономерности испарения жидкости. Изучение зависимости давления газа от температуры в сосуде постоянного объема. Зависимость давления газа от объема при постоянной температуре.
Используемое оборудование: компьютер, мульти-датчик, программное обеспечение.
Тема 4. Электричество.
Теория: Знакомство с интерфейсом цифрового осциллографа. Измерение силы тока с помощью осциллографа. Изучение зависимости сопротивления провода от длины и площади поперечного сечения. Изучение распределения напряжений в цепи с последовательным соединением, состоящих из разных элементов. Изучение распределения напряжений в цепи с параллельным соединением, состоящих из разных элементов. Изучение распределения токов в цепи с последовательным соединением, состоящих из разных элементов. Изучение распределения токов в цепи с параллельным соединением, состоящих из разных элементов. Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. Изучение свойств полупроводникового диода. Изучение протекания тока в цепи, содержащей конденсатор.
Используемое оборудование: компьютер, мульти-датчик, программное обеспечение. Осциллограф, амперметр, вольтметр, провода, резисторы, полупроводниковый диод, конденсатор.
Тема 5. Подведение итогов.
Теория: Урок обобщения и систематизации знаний. Выполнение проекта по физике. Показ приобретённых знаний, умений и навыков учащимся своего класса, выступление на школьной конференции. Показ приобретённых знаний, умений и навыков учащимся своего класса, выступление на школьной конференции.
1.5. Планируемые результаты
Реализация программы способствует достижению следующих результатов:
Личностные:
В сфере личностных универсальных учебных действий учащихся:
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
• способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
• внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
• устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.
Метапредметные:
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащихся:
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
• различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научится:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащихся:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве
Интернета;
• осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
• строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
• проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связах;
Обучающийся получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
• записывать, фиксировать информацию об окружающих явлениях с помощью инструментов ИКТ;
• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• могут выйти на теоретический уровень решения задач: решение по определенному плану, владение основными приемами решения, осознания деятельности по решению задачи.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащихся:
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего - речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Обучающийся получит возможность научиться:
• учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Предметные:
- ориентироваться в явлениях и объектах окружающего мира, знать границы их применимости;
- понимать определения физических величин и помнить определяющие формулы;
- понимать каким физическим принципам и законам подчиняются те или иные объекты и явления природы;
- знание модели поиска решений для задач по физике;
- знать теоретические основы математики.
- примечать модели явлений и объектов окружающего мира;
- анализировать условие задачи;
- переформулировать и моделировать, заменять исходную задачу другой;
- составлять план решения;
- выдвигать и проверять предлагаемые для решения гипотезы;
- владеть основными умственными операциями, составляющими поиск решения задачи.
В конце обучения учащиеся должны: знать:
- программное обеспечение Цифровой Лаборатории по физикеZ. Labs;
- назначение датчиков, входящих в комплект Цифровой Лаборатории по физикеZ. Labs
- возможности программы для обработки экспериментальных данных на ПК; уметь:
- подготавливать ПК для эксперимента;
- пользоваться ПК, измерительным интерфейсом и датчиками сбора и первичной обработки экспериментальных данных;
- грамотно использовать датчики в экспериментальной установке;
- формулировать цель и составлять план эксперимента;
- проводить эксперимент;
- обрабатывать экспериментальные данные;
- делать выводы;
- видеть практическую направленность своей деятельности;
- разнообразно представлять результаты своей деятельности.
Раздел 2 Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
– специально оборудованный кабинет «Точка Роста», оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столами и стульями для педагога и обучающихся, классной доской, шкафами для хранения учебной литературы и наглядных пособий; помещение должно быть хорошо освещено;
– компьютер, мультимедийный проектор и экспозиционный экран (интерактивная доска), цифровые лаборатории;
– программное обеспечение для занятий: пакет программ MicrosoftOffice, включающий текстовый редактор MicrosoftWord, табличный редактор MicrosoftExcel и программу для создания презентаций MicrosoftPowerPoint.
Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программ
– схематически-табличный материал: разнообразные таблицы, схемы, рисунки, для учащихся обязательны таблицы плотности, таблицы единиц измерения;
– картинно-динамический: иллюстрации, слайды мультимедийных презентаций, видеоролики и др.;
– компьютерные программы;
– физические приборы, входящие в состав Цифровой Лаборатории по физикеZ. Labs;
∙ Наборы по механике;
∙ Наборы по молекулярной физике и термодинамике;
∙ Наборы по электричеству;
∙ Наборы по оптике.
2.2 Формы аттестации
Программа предполагает использование различных видов проверки усвоенных знаний, умений. Педагогом используется диагностическая система отслеживания результатов: диагностический контроль до начала обучения, текущий и итоговый контроль. В качестве ведущего метода педагогических измерений применяется метод включённого наблюдения за процессом развития учащегося в разных ситуациях: в ситуации взаимодействия с другими учащимися и взрослыми; в ситуации спонтанной игры, дискуссии; в ситуации разнообразных учебных занятий и т.д. Для текущего отслеживания результатов и самопроверки используются карточкизадания, отчеты выполнения лабораторных работ, экспресс-опрос, коллективная рефлексия результатов и другие формы проверки знаний. С каждым учащимся в начале учебного года проводится вводное тестирование, а в течение и в конце учебного года в группе проводятся личные и командные конкурсы в различных формах.
Способы и формы выявления результатов: итоговое занятие, контрольные и самостоятельные работы, отчеты о проделанных лабораторных исследованиях, физические олимпиады различного уровня, педагогический анализ выполнения программы.
Способы и формы фиксации результатов: журнал посещаемости, детские работы, отзывы детей и родителей.
2.3 Оценочные материалы
Предварительный (входной) контроль: входная диагностическая работа
Текущий контроль: творческие задания, мини-проекты, индивидуальный устный опрос, контрольные и самостоятельные работы, отчет по лабораторным работам, карточки-задания.
Итоговый контроль по изучаемой: диагностическая работа, результаты исследовательской деятельности, участие в различных олимпиадах и интеллектуальных конкурсах.
2.4 Методические материалы
При работе с цифровыми лабораториями учащиеся в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий:
• Постановка проблемы;
• Изучение теории, посвященной данной проблематике;
• Подбор методик исследования и практическое овладение ими;
• Сбор собственного материала;
• Его анализ и обобщение;
• Собственные выводы.
Для формирования мотивации совместной учебной деятельности необходимо:
• создать ситуацию для возникновения у обучающегося общего положительного отношения к коллективной форме работы.
• внимательно подбирать состав группы. При этом надо учитывать желание детей работать друг с другом; соотношение их реальных возможностей и их представлений о своих способностях; индивидуальные особенности учащихся (уровень их знаний, темп работы, интересы и т.д.).
• правильно отбирать задания и формы коллективной деятельности.
Очень важно научить воспитанников видеть многочисленные возможности применения абстрактных и, казалось бы, далеких от жизни математических элементов, физических законов и идей в самых разнообразных областях деятельности. Творческие способности, как любые другие, требуют постоянно упражнения, постоянной тренировки. Каждая самостоятельно решенная задача, каждое самостоятельно преодоленное затруднение формирует характер и обостряет творческие способности. Без искреннего увлечения проблемой, без внутреннего убеждения, что дальше нельзя существовать без поиска решения, без длительного и упорного размышления над предметом поиска и многократного возвращения к осмыслению различных возникающих при этом вариантов, успех не придет. Учебный физический эксперимент, физические исследования, как теоретические, так и в виде практических заданий, играют огромную роль в освоении учащимися научного метода познания. В условиях современной школы недостаточно просто давать знания и показывать опыты, необходимо вовлекать в процесс самих учащихся, тем самым, обучая их навыкам работы с современным оборудованием в виде исследовательской деятельности, которая позволяет привлечь учащихся к работе с первоисточниками, проведению экспериментов и трактовке его результатов.
Лабораторный, дидактический материал к занятиям прилагается к программе в электронном виде.
Список литературы
Для педагога:
Основная литература:
1.Белько Е. Веселые научные опыты / Е. Белько. - ООО «Питер Пресс», 2015 https://avidreaders.ru/read-book/veselye-nauchnye-opyty-dlya-detey-30.html
2. Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. Физика, химия. 5-6 класс – Изд. «Дрофа», 2011
3. Земля и Солнечная система/ Серия «Игра «Забавы в картинках» – Издательство «Весна-дизайн», 2014
Дополнительная литература:
1. Ванклив Дж. Занимательные опыты по физике.-М.:АСТ: Астрель, 2008г.
2. Горев Л.А. Занимательные опыты по физике/ Кн. для учителя Л.А. Горев. – 2-е перераб. – М.: Просвещение, 1985. – 184 с.
3. Перельман. Я. И. Занимательная физика. – Д.: ВАП. 1994.
Для обучающихся:
1. Асламазов А.Г., Варламов А.А. Удивительная физика. М.-Добросвет, 2002.
2. Гальперштейн. Л. Забавная физика. - М.: Детская литература, 2014.
3. Майоров А.Н. Физика для люблзнательных, или О чем не узнаешь на уроке. Ярославль: Академия развития, 2011.
4. Подольный Р. Нечто по имени никто.- М.: Детская литература, 2018
5. Рабиза Ф.Б. Опыты без приборов. - М.: Детская литература, 1998http://padaread.com/?book=24696&pg=2
1. Методическое руководство по работе с комплектом оборудования и программным обеспечением Цифровой Лаборатории по физикеZ. Labs;
Предварительный просмотр:
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
- Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования «Практическая химия», разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и на основании документов:
- Федеральный закон от 20 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями);
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
- Распоряжение Министерства образования и науки Хабаровского края от 26.09.2019 г. № 131 об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в городском округе, муниципальном районе Хабаровского края»;
- Устав образовательной организации, Положение о дополнительной общеразвивающей программе образовательной организации.
Направление деятельности: рабочая программа курса «Практическая химия» имеет естественнонаучную направленность, знакомит учащихся 8-9 классов основной школы с новым оборудованием и дает возможность применения его в учебном процессе.
Актуальность: Широкий набор возможностей, обеспечиваемых цифровой лабораторией на базе «Точки Роста» - средствами измерения, не только обеспечивает в ходе практической работы наглядное выражение полученных ранее теоретических знаний, но и демонстрирует их значимость для обыденной жизни. Цифровая лаборатория знакомит с современными методами исследования, что позволит учащимся понять смысл и необходимость практических исследований, с которыми они будут сталкиваться в жизни.
Педагогическая целесообразность: учителю данный набор предоставляет возможность доступно и интересно провести урок, опираясь на современные технологии. Наглядность экспериментов, осуществляемых с помощью цифровой лаборатории, — ещё одно подтверждение известной фразы, что лучше один раз увидеть (а ещё лучше — попробовать), чем сто раз услышать.
Отличительные особенности программы заключаются в комплексном изучении химии с использованием цифровой лаборатории, в логическом построении последовательности занятий программы от изучения основных понятий химии до применения полученных знаний на практике.
Адресант программы: программа составлена для учащихся средней школы 8-9 класс, возраст учащихся 14-15 лет. Уровень подготовки учащихся: базовый.
Объем/срок освоения программы: 36 часов/9 месяцев.
Режим работы по программе дополнительного образования
Период | Продолжительность занятия | Кол-во занятий в неделю | Кол-во часов в неделю | Кол-во недель | Кол-во часов в год обучения |
1 год | 1 час | 1 | 1 | 1 | 36 |
1.2. Цель и задачи программы:
Цель прогарммы: формирование системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся при помощи средств цифровой лаборатории.
Задачи программы:
-создать условия для повышения теоретических знаний по химии;
-совершенствовать технику химического эксперимента;
-применять полученные знания для изучения объектов повседневной жизни;
-формировать осознанную мотивацию на выбор естественнонаучной профессии;
-формировать коммуникативные навыки, которые способствуют развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать точку зрения;
-создать условия для развития познавательной активности, самостоятельности, аккуратности.
1.3. Учебный план
Программа курса по химии: «Практическая химия» рассчитана на учащихся 8-9 класса. Программа предусматривает 36 часов обучения в год
№ п/п | Название темы | Количество часов | Форма контроля/ аттестации | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Методы познания в химии. Экспериментальные основы химии | 4 | 1 | 3 | Лекция, практический эксперимент, ведение дневника |
2 | Первоначальные химические понятия. | 4 | 1 | 3 | Лекция, практический эксперимент, ведение дневника |
3 | Классы неорганических соединений | 2 | 1 | 1 | Лекция, практический эксперимент, ведение дневника |
4 | Растворы | 4 | 1 | 3 | Лекция, практический эксперимент, ведение дневника |
5 | Кристаллогидраты | 1 | 0,5 | 0,5 | Лекция, практический эксперимент, ведение дневника |
6 | Основания | 3 | 1 | 2 | Лекция, практический эксперимент, ведение дневника |
7 | Химическая связь | 1 | 0,5 | 0,5 | Лекция, практический эксперимент, ведение дневника |
8 | Теория электролитической диссоциации | 8 | 2 | 6 | Лекция, практический эксперимент, ведение дневника |
9 | Химические реакции. Окислительно-востановительные реакции (ОВР) | 2 | 1 | 1 | Лекция, практический эксперимент, ведение дневника |
10 | Химические реакции. Скорость химической реакции | 1 | 0,5 | 0,5 | Лекция, практический эксперимент, ведение дневника |
11 | Неметаллы. | 2 | 1 | 1 | Лекция, практический эксперимент, ведение дневника |
12 | Металлы. | 3 | 1 | 2 | Лекция, практический эксперимент, ведение дневника |
13 | Обобщающее занятие. Подведение итогов года | 1 | 0,5 | 0,5 | Лекция, практический эксперимент, ведение дневника |
Всего | 36 | 12 | 24 |
1.4. Содержание
Тема 1: Методы познания в химии. Экспериментальные основы химии.
Теория: Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с основными методами науки. Дать представление о точности измерений цифровых датчиков и аналоговых приборов. Сформировать представление о температуре плавления, обратимости плавления и кристаллизации
Практика: Практическая работа № 1 «Изучение строения пламени». Лабораторный опыт № 1 «До какой температуры можно нагреть вещество», Лабораторный опыт № 2 «Измерение температуры кипения воды с помощью датчика температуры и термометра», Лабораторный опыт № 3 «Определение температуры плавления и кристаллизации олова»,
Используемое оборудование: Датчик температуры (термопарный), спиртовка, электрическая плитка
Тема 2: Первоначальные химические понятия.
Теория: Экспериментальное определение дистиллированной и водопроводной воды, Изучение химических явлений, Изучение явлений при разложении сложных веществ, Экспериментальное доказательство действия закона
Практика: Лабораторный опыт № 4 «Водопроводная и дистиллированная вода», Демонстрационный эксперимент № 1 «Выделение и поглощение тепла — признак химической реакции», Демонстрационный эксперимент № 2 «Разложение воды электрическим током», Демонстрационный эксперимент № 3 «Закон сохранения массы веществ»
Используемое оборудование: Датчик электропроводности, цифровой микроскоп, Датчик температуры платиновый, Прибор для опытов с электрическим током, Весы электронные.
Тема 3. Классы неорганических соединений
Теория: Экспериментально определить содержание кислорода в воздухе, Синтез соли из кислоты и оксида металла
Практика: Демонстрационный эксперимент № 4 «Определение состава воздуха», Практическая работа № 2 «Получение медного купороса»
Используемое оборудование: Прибор для определения состава воздуха, Цифровой микроскоп.
Тема 4. Растворы
Теория: Исследовать зависимость растворимости от температуры, Показать зависимость растворимости от температуры, «Сформировать понятия «разбавленный раствор», «насыщенный раствор», «пересыщенный раствор», Сформировать представление о концентрации вещества и количественном анализе.
Практика: Лабораторный опыт № 5 «Изучение зависимости растворимости вещества от температуры», Лабораторный опыт № 6 «Наблюдение за ростом кристаллов», Лабораторный опыт № 7 «Пересыщенный раствор», Практическая работа № 3 «Определение концентрации веществ колориметрическим методом».
Используемое оборудование: Датчик температуры платиновый, Цифровой микроскоп, Датчик оптической плотности.
Тема 5. Кристаллогидраты
Теория: Сформировать понятие «Кристаллогидрат».
Практика: Лабораторный опыт № 8 «Определение температуры разложения кристаллогидрата»
Используемое оборудование: Датчик температуры платиновый
Тема 6. Основания
Теория: Сформировать представление о рН среды как характеристики кислотности раствора, Сформировать представление о шкале рН, Экспериментально доказать химические свойства оснований.
Практика: Уметь определять рН растворов, Практическая работа № 4 «Определение рН растворов кислот и щелочей», Лабораторный опыт № 9 «Определение рН раз- личных сред», Лабораторный опыт № 10 «Реакция нейтрализации», демонстрационный эксперимент № 5 «Тепловой эффект реакции гидроксида натрия с углекисл ым газом»
Используемое оборудование: Датчик рН, дозатор объёма жидкости, бюретка, датчик температуры платиновый, датчик давления, магнитная мешалка.
Тема 7. Химическая связь
Теория: Показать зависимость физических свойств веществ от типа химической связи
Практика: Демонстрационный опыт № 6 «Температура плавления веществ с разными типами кристаллических решёток»
Используемое оборудование: Датчик температуры платиновый, датчик температуры термопарный
Тема 8. Теория электролитической диссоциации
Теория: Показать, что растворение веществ имеет ряд признаков химической реакции, Введение понятий «электролит» и «неэлектролит», Сформировать представление о влиянии растворителя на диссоциацию электролита, Экспериментально ввести понятие «слабый электролит», Сформировать представление о зависимости электропроводности растворов от концентрации ионов, Закрепить представление о зависимости электропроводности растворов от концентрации ионов, Исследовать особенности протекания реакции нейтрализации, Экспериментально показать образование ионов при реакции аммиака с кислотами.
Практика: Демонстрационный опыт № 7 «Тепловой эффект растворения веществ в воде», Практическая работа № 5 «Электролиты и неэлектролиты», Лабораторный опыт № 11 «Влияние растворителя на диссоциацию», Лабораторный опыт № 12 «Сильные и слабые электролиты», Лабораторный опыт № 13 «Зависимость электропроводности растворов сильных электролитов от концентрации ионов», Практическая работа № 2 «Определение концентрации соли по электропроводности раствора», Лабораторный опыт № 14 «Взаимодействие гидроксида бария с серной кислотой», Лабораторный опыт №1 5 «Образование солей аммония»,
Используемое оборудование: Датчик температуры платиновый, Датчик электропроводности, дозатор объёма жидкости, бюретка.
Тема 9. Химические реакции. Окислительно-востановительные реакции (ОВР)
Теория: Изучение окислительно-восстановительных процессов, протекающих с выделением энергии, Доказать, что в процессе протекания ОВР возможно образование кислоты или щелочи
Практика: Лабораторный опыт № 16 «Изучение реакции взаимодействия сульфита натрия с пероксидом водорода», Лабораторный опыт № 17 «Изменение рН в ходе окислительно-восстановительных реакций»
Используемое оборудование: Датчик температуры платиновый, Датчик рН
Тема 10. Химические реакции. Скорость химической реакции
Теория: Изучить зависимость скорости реакции от различных факторов
Практика: Демонстрационные опыты № 2 «Изучение влияния различных факторов на скорость реакции»
Используемое оборудование: Прибор для иллюстрации зависимости скорости химической реакции от условий
Тема 11. Неметаллы
Теория: Экспериментальное изучение физических и химических свойств хлор, Изучить свойства сернистого газа
Практика: Демонстрационный опыт № 3 «Изучение физических и химических свойств хлора», Демонстрационный опыт № 4 «Изучение свойств сернистого газа и сернистой кислоты».
Используемое оборудование: Аппарат для проведения химических процессов (АПХР)
Тема 12. Металлы
Теория: Изучение свойств металлов, Экспериментально установить образование средней и кислой соли.
Практика: Демонстрационный опыт № 5. «Взаимодействие натрия с водой», Лабораторный опыт № 18 «Взаимодействие известковой воды с углекислым газом», Лабораторный опыт № 19 «Окисление железа во влажном воздухе», Исследовать процесс элетрохимической коррозии железа в воздухе.
Используемое оборудование: Аппарат для проведения химических реакций (АПХР), Датчик электропроводности, магнитная мешалка, прибор для получения газов или аппарат Киппа, Датчик давления.
Тема 13. Обобщающее занятие. Подведение итогов года
1.5. Планируемые результаты
Метапредметные и личностные результаты освоения курса
Программа курса «Практическая химия» позволяет в совокупности с другими учебными предметами и курсами помочь обучающимся достичь результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, а именно:
личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
метапредметные, включающие освоение обучающимися универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.
Метапредметные результаты курса выражены в:
1) умении самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умении самостоятельно планировать пути достижения целей;
3) умении соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умении оценивать правильность выполнения учебной задачи;
5) владении основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умении определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
7) умении создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умении организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умении осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формировании и развитии компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции).
Личностные результаты курса:
1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории, с учётом устойчивых познавательных интересов;
2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
4) освоение норм, правил поведения в группах и сообществах;
5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
6) формирование безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения.
Программа «Практическая химия» позволяет в совокупности с другими учебными предметами и курсами помочь обучающимся достичь результатов освоения у выпускников регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться в общении.
Познавательные УУД
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием библиотек и Интернета;
-осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
-ставить проблему, аргументировать её актуальность;
- проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
-выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
-организовывать исследование с целью проверки гипотез;
-делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Регулятивные УУД
-планировать пути достижения целей;
-адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
-осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
Коммуникативные УУД
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
-организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
-работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
-оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
-в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-следовать морально-этическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
-устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
Раздел 2 Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации программы
Программа реализуется на базе химической лаборатории с использование цифровой лаборатории по химии Z. Labs.
Формы занятий определяются тем, что программа имеет преимущественно естественнонаучную направленность. Занятия проходят в виде лекций, бесед, лабораторных занятий, практикумов. Во время занятий учащиеся получают теоретические знания, которые затем подкрепляют практической работой. Педагог осуществляет необходимую поддержку и контроль во время всего занятия. Завершение каждой темы сопровождается чтением сообщений, подготовленных обучающимися, демонстрацией опытов. Опыты, являющиеся общеизвестными или тривиальными, только упоминаются в учебно-тематическом плане и легко могут быть заменены другими в зависимости от обеспечения лаборатории реактивами или инвентарём. Особое внимание во время проведения занятий уделяется строгому соблюдению правил работы и техники безопасности в химической лаборатории. Каждое занятие, особенно в начале года, содержит развлекательный и игровой элементы (опыт, интересные задачи или занимательные рассказы про химиков и их открытия). В течение обучения достаточно часто проводятся конкурсы и викторины. Таким образом обеспечивается увлекательность подачи материала, содержание которого носит опережающий по отношению к основным школьным дисциплинам характер. Кроме того, на некоторых занятиях обучающиеся выполняют занимательные опыты, которые они самостоятельно нашли в книгах или Интернете. Такая методика обеспечивает доступность восприятия достаточно сложных тем и вопросов. В последнее время в связи с падением интереса к естественнонаучным дисциплинам на занятиях больше времени уделяется вопросам физики, биологии, экологии. К концу года обучающимся предлагается попробовать свои силы в выполнении проектно-исследовательской работы и подготовить доклад. Всё это способствует формированию творческой, образованной, активной личности.
Занятия проходят в группе в химической лаборатории, располагающей всем необходимым оборудованием. Осуществление учебного процесса требует наличия укомплектованного оборудования двух типов – лабораторного оборудования и технических средств обучения.
К первому типу относятся:
– лабораторное помещение, оборудованное тягой, столами для выполнения практических работ, раковиной;
– стандартный набор химических реактивов (кислоты, щёлочи, оксиды, соли);
– измерительные приборы;
– стеклянная и фарфоровая посуда;
– металлические штативы;
– нагревательные приборы;
– магнитная мешалка;
– весы;
– микроскоп.
Ко второму типу относятся:
– компьютер, мультимедийный проектор и экспозиционный экран (интерактивная доска), цифровые лаборатории;
– программное обеспечение для занятий: пакет программ MicrosoftOffice, включающий текстовый редактор MicrosoftWord, табличный редактор MicrosoftExcel и программу для создания презентаций MicrosoftPowerPoint.
2.2 Формы аттестации
Программа предполагает использование различных видов проверки усвоенных знаний, умений. Педагогом используется диагностическая система отслеживания результатов: диагностический контроль до начала обучения, текущий и итоговый контроль. В качестве ведущего метода педагогических измерений применяется метод включённого наблюдения за процессом развития учащегося в разных ситуациях: в ситуации взаимодействия с другими учащимися и взрослыми; в ситуации спонтанной игры, дискуссии; в ситуации разнообразных учебных занятий и т.д. Для текущего отслеживания результатов и самопроверки используются карточкизадания, отчеты выполнения лабораторных работ, экспресс-опрос, коллективная рефлексия результатов и другие формы проверки знаний. С каждым учащимся в начале учебного года проводится вводное тестирование, а в течение и в конце учебного года в группе проводятся личные и командные конкурсы в различных формах.
Способы и формы выявления результатов: итоговое занятие, контрольные и самостоятельные работы, отчеты о проделанных лабораторных исследованиях, физические олимпиады различного уровня, педагогический анализ выполнения программы.
Способы и формы фиксации результатов: журнал посещаемости, детские работы, отзывы детей и родителей.
2.3 Оценочные материалы
Контроль за освоением программы курса проходит в виде текущего контроля (проверка сформированности практических навыков, ведения тетради лабораторных работ, беседы по изучаемому материалу) иитоговогоконтроля (презентация результатов практической деятельности в виде отчетов, проектов, экспериментальных исследований).
2.4 Методические материалы
При работе с цифровыми лабораториями по химии учащиеся в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий:
• Постановка проблемы;
• Изучение теории, посвященной данной проблематике;
• Подбор методик исследования и практическое овладение ими;
• Сбор собственного материала;
• Его анализ и обобщение;
• Собственные выводы.
Для формирования мотивации совместной учебной деятельности необходимо:
• создать ситуацию для возникновения у обучающегося общего положительного отношения к коллективной форме работы;
• внимательно подбирать состав группы. При этом надо учитывать желание детей работать друг с другом; соотношение их реальных возможностей и их представлений о своих способностях; индивидуальные особенности учащихся (уровень их знаний, темп работы, интересы и т.д.);
• правильно отбирать задания и формы коллективной деятельности.
Очень важно научить воспитанников видеть многочисленные возможности применения абстрактных и, казалось бы, далеких от жизни математических элементов, физических законов и идей в самых разнообразных областях деятельности. Творческие способности, как любые другие, требуют постоянно упражнения, постоянной тренировки. Каждая самостоятельно решенная задача, каждое самостоятельно преодоленное затруднение формирует характер и обостряет творческие способности. Без искреннего увлечения проблемой, без внутреннего убеждения, что дальше нельзя существовать без поиска решения, без длительного и упорного размышления над предметом поиска и многократного возвращения к осмыслению различных возникающих при этом вариантов, успех не придет. Учебный химический эксперимент, химические исследования, как теоретические, так и в виде практических заданий, играют огромную роль в освоении учащимися научного метода познания. В условиях современной школы недостаточно просто давать знания и показывать опыты, необходимо вовлекать в процесс самих учащихся, тем самым, обучая их навыкам работы с современным оборудованием в виде исследовательской деятельности, которая позволяет привлечь учащихся к работе с первоисточниками, проведению экспериментов и трактовке его результатов.
Лабораторный, дидактический материал к занятиям прилагается к программе в электронном виде.
Список литературы
1. «Химия. 8 класс». Учебник с электронным приложением (авторы В. В. Еремин, Н. Е. Кузьменко, А. А. Дроздов, В. В. Лунин).
2. «Химия. 9 класс». Учебник с электронным приложением (авторы В. В. Еремин, Н. Е. Кузьменко, А. А. Дроздов, В. В. Лунин).
4. Рабочая тетрадь. Химия. 8 класс (авторы В. В. Еремин, А. А. Дроздов, Г. А. Шипарева).
5. Рабочая тетрадь. Химия. 9 класс (авторы В. В. Еремин, А. А. Дроздов, Г. А. Шипарева).
6. Методическое руководство по работе с комплектом оборудования и программным обеспечением Цифровой Лаборатории по химииZ. Labs.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ Социально – педагогической направленности...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...