Урок Мужества "Детство, опаленное войной"
план-конспект занятия (5, 6 класс)

Цель: формирование нравственно-патриотического сознания учащихся.

Задачи:

  • расширить представления детей о Великой Отечественной войне;
  • сформировать положительное отношение к таким качествам, как патриотизм, самоотверженность, желание защитить Родину, неприятие попыток исказить и очернить историю войны;
  • способствовать формированию у детей чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны; побуждать детей к изучению истории страны, к участию в военно-патриотических мероприятиях, воспитывать активную жизненную позицию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_muzhestva_detstvo_opalennoe_voynoy.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя школа№1» города Велижа

Конспект Урока Мужества: 

«Детство, опаленное войной».

Подготовила и провела: Демидова О.В.,

 учитель русского языка и литературы

Велиж

2021

Цель: формирование нравственно-патриотического сознания учащихся.

Задачи: 

  • расширить представления детей о Великой Отечественной войне;
  • сформировать положительное отношение к таким качествам, как патриотизм, самоотверженность, желание защитить Родину, неприятие попыток исказить и очернить историю войны;
  • способствовать формированию у детей чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны; побуждать детей к изучению истории страны, к участию в военно-патриотических мероприятиях, воспитывать активную жизненную позицию.

В центре эпиграф:

Снова майские звёзды в полях зацветают,

И вдоль старых окопов плывёт тишина

Там когда-то гремела большая,

Не по детскому росту, война.

Звучит песня «Журавли» слова: Р.Гамзатов, Н.Гребнёв, музыка: Я Френкель.

С каждым годом всё дальше уходят от нас героические годы Великой Отечественной войны. В этом году мы будем отмечать 74 годовщину Победы над фашисткой Германией. Время неумолимо движется вперёд, но память о тех трагических событиях жива в наших сердцах.

Все вы ребята, ждёте лето, летние каникулы. Строите планы. Так было и у школьников в далёком 1941 году. Лето обещало им много радости, солнца, тепла, цветов, речек и моря.

  Утром, 22 июня 1941 года раздался голос Левитана     «Внимание!  Говорит  Москва. Говорит Москва. Заявление Советского правительства. Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня 22 июня, в 4 часа утра, без объявления войны германские войска напали на нашу страну… Атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбардировке города Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и Дегиле».

Детям далекого 1941 года пришлось пройти суровое и страшное испытание на прочность и мужество. И сегодня мы будем говорить с вами о детях военной поры, о их жизни в годы войны, которая принесла им столько лишений и страданий.

        Началась война… Но несмотря на возраст, многие из них рвались на фронт, воевали в партизанских отрядах, работали в тылу, переносили все тяготы войны наравне со взрослыми.

Стихотворение читает ученик

«Военное дело» В.Фирсов

Ни котла, ни двора и ни хаты –

Вся деревня под снегом живёт.

Эти годы, что были когда-то,

Горечь детства забыть не даёт…

Мы великих дел не вершим

И по трижды чужой вине,

Как солдаты,

В землянках жили,

 Умирали,

Как на войне.

«Россия должна быть ликвидирована», - объявил Гитлер на совещании в своей ставке 1 августа 1940 года. У каждого немецкого офицера была при себе книжечка, содержащая «12 заповедей в обращении с русскими». «Убивай всякого русского. Не останавливайся, если перед тобой старый человек, женщина, мальчик или девочка».

И фашисты убивали, жгли заживо, вешали.

        В тылу врага осталось очень много детей. И эти дети всеми силами стремились отбросить врага со своей территории. Они шли в партизаны.

Ученик читает стихотворение О. Алексеева.

Стрельбе прицельной, как солдата,

Седой отец учил меня –

Из боевого автомата

Прямыми строчками огня.

Плыл запах пороха, сирени,

Стоял тревожный, дымный май.

И поднимался в наступленье

Огромный партизанский край…

        

Галя Комлева:

        Была связной в партизанском отряде. Вместе с картошкой и хлебом она переправляла в партизанский отряд донесения о расположении немецких войск. Вместе с другими ребятами Галя писала листовки, а ночью разбрасывала их по посёлку. Фашисты выследили её и схватили. Два месяца они держали девочку в гестапо, но ни избиения, ни пытки не сломили юную патриотку. Галя никого не выдала. Девочку немцы расстреляли. Посмертно Галя Комлева была награждена орденом Отечественной войны I степени.

        

Марат Казей. Во время Великой Отечественной войны мать Марата прятала у себя раненых партизан и лечила их, за что в 1942 году была повешена немцами в Минске. После смерти матери Марат со старшей сестрой Ариадной ушли в партизанский отряд. Когда партизанский отряд выходил из окружения, Ариадна Казей отморозила ноги, в связи с чем её самолётом доставили на Большую землю, где ей пришлось ампутировать обе ноги. В дальнейшем она закончила педагогический институт, стала Героем Социалистического труда. Марату, как несовершеннолетнему, тоже предложили эвакуироваться вместе с сестрой, но он отказался и остался сражаться с фашистами. Впоследствии Марат был разведчиком штаба партизанской бригады им. К. К. Рокоссовского. Кроме разведок, участвовал в рейдах и диверсиях. За смелость и отвагу в боях награждён орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями «За отвагу» (раненый, поднял партизан в атаку) и «За боевые заслуги». Возвращаясь из разведки и окружённый немцами, Марат Казей подорвал себя и врагов гранатой.

 

       Погибали дети не только на фронтах, но и в оккупированных фашистами городах и в блокадном Ленинграде.

Просмотр ролика «Детям – жертвам блокадного Ленинграда».

 «Женя умерла 28 декабря, в 12 часов 30 минут утра 1941 года. Бабушка умерла 25 января, в 3 часа дня 1942 года. Лека умер 17 марта, в 6 часов утра 1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля, в 2 часа ночи 1942 года. Мама- 13 мая, в 7 часов 30 минут утра 1942 года. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».

Это написала одиннадцатилетняя школьница.  Дети блокадного Ленинграда. Они сражались с голодом, холодом, со смертью, как Таня Савичева. Девять страничек её дневника стали страшным документом войны. Тане не суждено было жить, радоваться солнцу и теплу. Очень ослаблен был организм девочки. Вылечить Таню не удалось. Она умерла 1 июля 1944 года в детском доме инвалидов.

Ученик читает стихотворение:

Она училась в нашей школе,

Был такая же, как все,

Но имя девочки, как ветер,

Как вздох промчалось по Земле.

Как быстро летят в мае белые ночи…

Но лучше бы та была подлинней,

В ту ночь только Таня с измученной мамой

Остались в остывшей квартире своей.

А утром дрожащею детской рукою

В своём дневнике записала она,

Что мама…

А дальше число. Рядом с мамой

Она «умерла» написать не смогла

А после, как крик, вся душа нараспашку,

Что умерли все, что осталась одна,

А там за стеной надрывалась сирена,

Шёл 42-й, бесновалась война.

      

Страшно и трудно было остаться на оккупированной врагом территории. 22 марта 1943 года каратели заживо сожгли жителей лесной деревушки Хатынь, 149 человек – старики, женщины, дети.

Детей вывозили в Германию, где они работали на фашистов, становясь рабами. У всех малолетних узников концлагерей одинаковые трагические воспоминания: голод, холод, боль, колючая проволока, люди в белых халатах со шприцами, расстрелы, кровь.

Вспоминает Надя Савицкая, ей тогда было 12 лет. «В сентябре 1941 года немцы заняли деревню. Бабушка от ранения умерла, а меня с дедушкой отправили в концлагерь «Красное село», где дедушку расстреляли, а меня отправили в лагерь «Балтийский». Детей в лагере было много. Поселили нас при госпитале, сделали донорами. У многих выкачивали кровь до капли прямым переливанием. Когда я в конец обессилила, меня заразили туберкулезом и отправили на уничтожение в лагерь «Клоога», выжила чудом».

Послушайте письмо 15-летней девочки Кати Сусаниной с фашистской каторги.

«Дорогой, добрый папенька! Пишу я тебе письмо из немецкой неволи. Когда ты, папенька, будешь читать это письмо, меня в живых не будет. Когда ты вернешься, маму не ищи. Ее расстреляли немцы. Папенька, мне сегодня исполнилось 15 лет, и если бы ты сейчас встретил меня, то не узнал бы свою дочь. Я стала очень худенькая, мои глаза ввалились, косички мне остригли наголо, руки высохли, похожи на грабли. Когда я кашляю, изо рта идет кровь – у меня отбили легкие. Платье рваное, в лоскутках, номер на шее, как у преступницы, сама худая как скелет, – и соленые слезы текут из глаз. Да, папа, я рабыня немецкого барона, стираю белье, мою полы. Работаю очень много, а кушаю два раза в день в корыте с хозяйскими свиньями. Живу я в дровяном сарае. Два раза я убегала от хозяев, но меня находили и били».

Это письмо было найдено после освобождения белорусского города Лиозно в 1944 году. В день своего 15-летия, доведенная до отчаяния, Катя повесилась.

Тяжело было и в тылу. Многие ребята дежурили на крышах домов во время вражеских налетов, помогали строить оборонительные укрепления, работали в госпиталях. Подростки заменили на заводах и фабриках своих родителей, старших братьев и сестер. Днем и ночью работали они у машин и станков, они сеяли, осваивали трактора, собирали урожай. Собирали колоски на полях, лекарственные растения в тайге, шефствовали над ранеными в госпиталях или над семьями погибших воинов, организовывали концерты, делали раненым подарки.

 

 Тяжёлые испытания война принесла детям. Голод и холод, бомбёжки и концлагеря – эти испытания детям достались наравне со взрослыми. Героизм и мужество проявили тысячи ребят. Многие из них отдали свои юные жизни за Родину, за Победу. А в душах живых она осталась неизгладимым отпечатком боли, страдания и лишения.

 9 Мая – День Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Это день радости и торжества, день бессмертной славы и светлой памяти героев.

               

9 Мая – праздник необычный: радость этого праздника переплетается с горем, смех – со слезами.

В те страшные, горестные годы дети быстро взрослели. В свои десять – четырнадцать лет уже сознавали причастность своей судьбы к судьбе Отечества. Они старались ни в чем не уступать взрослым, часто рискуя жизнью. Дети встали со взрослыми плечом к плечу и взяли в руки оружие.

Мы с вами должны помнить страшные уроки истории.

Печально, что дети продолжают погибать и в мирное время: более 30тыс. детей погибли в Чеченском конфликте, 69 детей погибли при теракте на спектакле «Норд-Ост», 186 детей погибли при захвате школы в Беслане и список можно продолжить. На земле самый лучший народ – дети. Как уберечь его в тревожное время? Как сохранить его душу и жизнь? А вместе с ним – и наше прошлое, и наше будущее? Чтобы детство никогда больше не называлось войной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Строки, опаленные войной"

Урок составлен в соответствии с Программой для общеобразовательных  учреждений. Литература 5-11 кл. под редакцией М.Ф. Курдюмовой и календарно-тематическим планом.Тема для урока взята из раздела ...

Урок развития речи на тему: "Строки, опаленные войной" (проведение урока письма)

Методическая разработка проведения урока письма. Цель урока:развитие интереса учащихся к эпистолярному жанру, привитие культуры письма, воспитание бережного отношения к своему языку и языкам друг...

Внеклассное мероприятие "Опаленные войной" посвященное участником войны родственников.

Расскажи о своем герое Великой Отечественной войны.чтобы знали и помнили.....

Классный час в рамках проекта "Я помню, я горжусь!" на тему:" Дети и война. Детство, опаленной войной""

Мероприятие разработано с целью развития и воспитания патриотических чувств учащихся на ярких примерах героизма и жизни их сверствников...

Внеклассное занятие, посвященное 75-летию Победы в Великой Отечественной войне: «Детство, опаленное войной»

Внеклассное мероприятие, цель которого - привлечь внимание к фактам участия детей в борьбе с фашистами в годы ВОВ,...

Животные на войне (в рамках акции "Письма опаленные войной")

Цель: способствовать осознанию особой значимости отношений животных и человека во время ВОВ...