Проект "Тени сказок Севера"
рабочая программа
Ключевая идея
Создание видео-экранизации одной сказки на выбор по книге Анны Митрофановны Коньковой (от первых знакомств со сказкой до монтажа готового видео) и как итог – понимание уникальности истории и культуры родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teni_skazok_severa.docx | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
- Пояснительная записка…………………………………………………………..
- Содержание программы………………………………………………………….
- Планируемые результаты………………………………………………………
- Тематическое планирование…………………………………………………....
- Календарно-тематическое планирование…………………………………….
- Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса……………………………………………………………………………
- Список использованной литературы………………………………………….
Пояснительная записка
Всякий театр – тайна, а теневой, самый древний и поэтичный, - особенно. Таинственна вся его обстановка. Когда в тишине затемненного зала на слабо светящемся экране проступают силуэты персонажей, от ожидания чуда перехватывает горло…
В царстве театра теней нет ничего мрачного. Искусство теневого театра - светлое искусство. Это магический, волшебный театр. Теневой театр - это древнейший прототип кино. А кино - усовершенствованный двадцатым веком театр теней. Уже много сотен лет люди с помощью света, темноты и экрана превращают легенды в реальность.
По всему миру театры теней любимы людьми, особенно в странах Востока. Там его традиции бережно охраняют. В Китае, наверное, самый древний теневой театр, ему больше двух тысяч лет. Легенды рассказывают об императоре Ву Ту, жившем в 121 году до н.э. Правитель потерял любимую супругу, и ничто не могло утешить его в горе. Тогда некий помощник вырезал из бумаги тень супруги императора и показал ему сценку на освещенном экране. Император успокоился и ежедневно садился перед экраном и смотрел на свою жену. Так родился теневой театр.
В наши дни теневой театр переживает второе рождение, по всему миру проводятся фестивали, открываются новые теневые театры, а элементы этого искусства активно используются в драматических постановках в качестве особенного выразительного средства.
В России тоже полюбили теневой театр и стали показывать представления по сказкам, литературным произведениям, стихотворениям.
Главный в теневом театре, конечно, художник. Только он может нарисовать выразительные силуэты героев спектакля и декораций. В остальном устроить теневой театр совсем нетрудно.
Свет играет в теневом театре очень важную роль. Лампу устанавливают позади ширмы. Зрители сидят по другую сторону экрана и видят тени движущихся на экране фигур.
Фигуры (вырезанные силуэты) нужно водить за специально прикрепленные подставки. Водить следует плавно, без дрожания и рывков.
Показывать спектакль удобно вдвоем. Показывающие распределяют между собой роли заранее, договариваются, кто, когда и откуда появляется на экране. Фигуры перед постановкой лучше разложить перед экраном. Неподвижные силуэты – декорации перед спектаклем прикрепляют к планкам.
Благодаря театру ребенок познает мир в первую очередь сердцем. Здесь он учится выражать свое собственное отношение к добру и злу, преодолеть робость, неуверенность. Для ребенка театрализованное представление – это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя.
Искусство театра теней способно быть многоликим, что является отличной возможностью для творчества. Все виды художественно-творческой деятельности (музыкальной, изобразительной, речевой, игровой) гармонично и полно сочетаются в искусстве театра теней. Теневая фигура – визуальный образ, способный трансформироваться. На экране создается иллюзия реальности и у зрителей появляется возможность дофантазировать, домыслить увиденное.
Театр теней – одна из популярных забав, как у детей, так и у взрослых. Театр – одно из любимых зрелищ детей разного возраста и важнейшее средств их всестороннего развития, в первую очередь за счет живого общения со зрителем.
В современном мире все больше становится актуальной тема гармонии человека и природы. Сказки северных народов в данном случае – лучший способ донести мудрость древних северных людей, как до маленького человека, так и для взрослых, мыслящих людей.
Высокий потенциал фольклорного наследия северных народов объединит существующее наследие кондинской сказительницы и творческого мышления детей.
Ключевая идея
Создание видео-экранизации одной сказки на выбор по книге Анны Митрофановны Коньковой (от первых знакомств со сказкой до монтажа готового видео) и как итог – понимание уникальности истории и культуры родного края.
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Популяризацию литературного наследия мансийской сказительницы Анны Митрофановны Коньковой (известной более как «бабушка Аннэ»), культуры и мировоззрения северных народов на примере героев мансийских сказок и легенд, посредством экранизации в форме театра теней с использованием современных мультимедийных технологий и погружения детей в атмосферу съемочных работ.
* Посещение экскурсий и практических занятий в
МУК «Районный краеведческий музей им. Н.С. Цехновой»
* Формирование творческой группы для создания контента по сказкам
А.М. Коньковой
* Проведение серии мастер-классов "Театр теней своими руками"
* Создание цикла видео-спектаклей по книге А.М. Коньковой с детьми.
Содержание программы
Бабушка Аннэ - так звали легендарную мансийскую сказительницу, писательницу, фольклориста, Заслуженного деятеля культуры ХМАО-Югры Анна Митрофановну Конькову (уроженка мансийской деревни Евра из рода "Чайки", ныне территория Кондинского района, ХМАО-Югры). Исследователь фольклора манси И. Авдеев указывал, что «певцы и сказители у манси – не профессионалы. Однако, исполнение фольклорных произведений требует большого мастерства». А. М. Конькову называли сказительницей большого дарования, трансформировавшей услышанное в детстве в оригинальные произведения. Их можно считать своеобразной «мансийской энциклопедией».
Культуру обских угров (ханты и манси) часто называют "говорящей" из-за отсутствия письменности до ХХ столетия. Именно ярко развитый фольклор северных народов - уникальное устное художественное наследие, в нем заложено мировоззрение этих народов. Это не только кладезь мудрости, но великолепная основа для современных видов творчества, таких как театр, кино, анимация и многое другое. Сказки и легенды манси, по книгам Анны Коньковой практически отсутствуют в образно-зрительных формах современной культуры, незаслуженно остаются невостребованными на полках книг в библиотеках.
Проект "Тени сказок Севера" призван вдохнуть жизнь в эти сказки, используя при этом старый добрый театр теней - излюбленное развлечение всех детей всех времен и современные мультимедийные технологии, которые позволят максимально эффектно и красочно оформить мансийские сказки в качестве уникального контента, способного стать востребованным в современном мире.
Выбранный формат работы проекта "Тени сказок Севера"- теневой театр + мультимедийные формы анимационного сопровождения - наиболее выгодно подчеркнет притягательную таинственность, необычность и образность уникальной культуры манси и предоставит возможность для развития воображения. Ведь сказки любят все.
Симбиоз архаичных образов из мансийских сказаний и легенд и современные технологии станут отправной точкой для созданий новых произведений визуального искусства, которые смогут преодолеть время. Непосредственное участие детей для создания этих сказок наполнят их теплом и трогательностью. Дети, вовлеченные в проект, получат уникальный творческий опыт работы с образами из мансийских сказок, погрузившись в атмосферу съемочных работ, сумеют понять работу в команде: от подготовки до результата. Главное – погрузятся в уникальную историю своей Малой Родины.
В 2021 году на базе Муниципального учреждения культуры «Районный краеведческий музей имени Нины Степановны Цехновой» был создан проект «Сказки бабушки Аннэ», посвященный 105-летию мансийской сказительницы А.М. Коньковой. Этот проект гармонично объединил два разных уникальных явления культуры театр теней и сказки народа манси. На основе проекта, в котором могли участвовать все желающие посетители музея, был создан ряд экранизаций, опубликованных в сети Интернет на страницах музея в соцсетях. Этот проект вызвал не только интерес у разновозрастной публики, но и получил высокие оценки Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в конкурсе Музейный Олимп в номинации «Лучшая музейная программа для детей». Позднее совместная работа музея и Детского этно-центра «Мит-Ущ» вызвала интерес на Международном этно-фестивале «Живущие по солнцу», где проекту был вручен диплом первой степени.
Сегодня при МКОУ Кондинская СОШ создана студия театр «Югорка», где дети знакомятся с различными сказками коренных народов и организованно посещают музей для создания экранизаций мансийских сказок по книге А.М. Коньковой. Таким образом, сложилась определенная системность и организованность в развитие общего с музеем проекта.
Создано 7 экранизированных сказок, доступных любому жителю не только Кондинского района, но и всего мира. Сказки, снятые в проекте доступны по хэштэгу #Сказки_бабушки_Аннэ, размещаются на страницах музея и школы в социальных сетях.
В связи с этим, учитывая все вышесказанное и высокий потенциал фольклорного наследия северных народов, отмечаем, что есть необходимость продолжения данного проекта, который бы объединил в едином стиле не только сказки А.М. Коньковой, но и охватил произведения других сказителей Югры, а так же дал возможность неограниченного доступа к уникальной культуре сказок народов Севера.
Кроме того, процесс экранизации сказок включает знакомство с различными специальностями индустрии театра и кино, знакомятся с современными технологиями монтажа и спецэффектов, декорациями и озвучивания, и мировыми шедеврами анимации и театрализации на основе сказок народов мира.
Театр теней здесь является уникальной формой для развития творческого мышления детей. Выбранный формат знакомства с культурой коренных народов в форме театра теней наиболее выгодно подчеркивает таинственность, образность культуры северных народов и предоставляет возможность для развития воображения и творческих потенциалов детей разных возрастов.
Программа включает пять подпрограмм:
#1054;знакомительная подпрограмма (изучение сказки, посещение выставки этнографии в музее, изучение мансийских слов);
2. Подготовка декораций (изучение форм теневого театра, детальный подбор атрибутики).
3. Непосредственная съёмка (изучение работы видео-камеры, секреты съемки в темноте и пр.).
4. Монтаж сказки (изучение популярных программ по видеомонтажу, подбор спецэффектов, титров и т.д.).
#1054;звучка и завершающий просмотр перед экранизацией (работа со звуком, подавление шумов, запись сопровождающих звуков, изучение мансийских инструментов и их звуков и прочее).
Планируемые результаты освоения программы:
Учащиеся должны знать правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля; виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.); чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок; наизусть стихотворения русских авторов. Главная составляющая это конечно, знание сказок Анны Митрофановны Коньковой, жительницы Кондинского района. А также приобщение к сохранению культуры наших народов ханты и манси. К уважительному отношению к их традициям и обычаям. Воспитанию любви к родному краю.
Также учить детей творчески мыслить и фантазировать при изготовлении декораций к сказке или легенде Анны Митрофановны Коньковой. Уметь использовать простые приёмы спецэффектов при создании спектакля.
Учащиеся должны уметь владеть комплексом артикуляционной гимнастики; действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему; произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах; произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие; произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями; читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения; строить диалог с партнером на заданную тему; подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями. Предполагаемые результаты реализации программы Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трём уровням.
Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.
Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)
Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
- потребность сотрудничества со сверстниками,
- доброжелательное отношение к сверстникам,
- бесконфликтное поведение,
- стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
- целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
- этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
- осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
- анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД.
Обучающийся научится:
- пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей,
- проводить сравнение и анализ поведения героя;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД.
Обучающийся научится:
- включаться в диалог,
- в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность работать в группе,
- учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,
- приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты.
Обучающиеся научатся:
- читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
- выразительному чтению;
- различать произведения по жанру;
- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
- видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
- сочинять этюды по произведениям;
умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)
Формы контроля.
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
- текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
- промежуточный – праздники, занятия-зачеты, конкурсы;
- итоговый – открытые занятия, спектакли.
Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, классных часах, участие в мероприятиях, экранизация, постановка сказок и легенд для свободного просмотра.
Цикл сказок также будет участвовать в проекте «Рюкзак добра», где ребята из Макеевки могут познакомиться и посмотреть наши сказки через ресурсы интернет. Сазки доступны по хеш тегу #Сказки бабушки Аннэ.
СОДЕРЖАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ТЕНИ СКАЗОК СЕВЕРА»
СХЕМАРЕАЛИЗАЦИИПРОГРАММЫ
МУК «Районный
краеведческий музей
им. Н.С. Цехновой»
Планируемые результаты
Всего снято 9 сказок из существующих 24 сказок по книге А.М. Коньковой «Сказки бабушки Аннэ». Съемка одной сказки, согласно программе, занимает не менее 2 месяцев. Таким образом, работа по созданию экранизаций способна продлиться еще очень продолжительный период, который застанет несколько поколений школьников, начиная с начальной школы, заканчивая средним звеном. Кроме того, форма театра теней, при всей ее плоскостности, своеобразна и совсем не ограничивает фантазии ребенка. Изучая опыт мирового анимационного искусства, одновременно изучая архаичные пласты своей Малой Родины, ребенок максимально эффективно погружается в атмосферу уникального прошлого своей земли. Итоговый результат, который доступен в сети Интернет становится своего рода общим творческим воспоминанием детей – участников создания экранизации конкретной сказки с воспоминаниями сказительницы, оставившей замечательное литературное наследие, созданное на основе фольклора кондинских манси. А творческий процесс – вещь постоянная.
Театральный студия «Югорка» имеет свои принципы, свой алгоритм работы. Мотивационный этап занятий отражен в предъявлении индуктора – побудителя познавательной деятельности. Индуктор – предмет, побудитель познавательной деятельности – помогает учащимся пробиться через опыт, через заслон своих знаний, убеждений, которые показывают ему только ту реальность, которая им соответствует, а все остальное делает невидимым. Прозреть, увидеть, озадачить, а затем уже организовать поиск – желанная цепочка действий, в которую руководитель включает учащегося, придумывая индуктор. Мотивацию усиливает и афиширование – предъявление своих идей, планов, результатов своей работы, заканчивается занятие кружка всегда рефлексией на уровне мысли, анализа своего пути, своих ощущений, впечатлений.
Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный результат.
Календарный план интерактивной комплексной
культурно-образовательной программы «Тени сказок Севера»
№ | Название подпрограммы | Мероприятия | Ответственные | Кол-во часов |
1. | Ознакомительная | изучение сказки, посещение выставок музея по теме этнографии, изучение мансийских слов, знакомство с этнографическими работами художника Д.М. Змановского. | Мировалова С.М. Ефимова А.В. | 1 |
2. | Декорации своими руками | изучение форм теневого театра, детальный подбор атрибутики, знакомство с базовыми эффектами теневых театров. | Мировалова С.М. Ефимова А.В. | 10 |
3. | Непосредственная сьёмка | изучение работы видео-камеры, секреты съемки в темноте и пр. | Ефимова А.В. | 8 |
4. | Монтаж сказки | Знакомство с классическими образцами мирового анимационного искусства, изучение популярных программ по видеомонтажу, подбор спецэффектов, титров и т.д. | Ефимова А.В. | 8 |
5. | Озвучка и завершающий просмотр | работа со звуком, подавление шумов, запись сопровождающих звуков, изучение мансийских инструментов и их звуков, подбор природных звучаний животных, птиц, костра, ветра и прочее. | Мировалова С.М. Ефимова А.В. | 6 |
6. | Итоговое занятие | 1 | ||
Всего часов: |
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата |
Ознакомительная | 1 | ||
1. | Вводное занятие. ТБ. Понятие о Теневом театре. Утверждение плана работы. | 1 | 2 неделя 09 |
Декорации своими руками | 10 | ||
2. | Изготовление главного героя к легенде «Вожак Ивыр» | 1 | 3 неделя 09 |
3. | Изготовление животных к легенде «Вожак Ивыр» | 1 | 4 неделя 09 |
4. | Изготовление декораций леса к легенде «Вожак Ивыр» | 1 | 2 неделя 09 |
5. | Изготовление деревьев к легенде «Вожак Ивыр» | 1 | 3 неделя 10 |
6. | Изготовление юрт к легенде «Вожак Ивыр» | 1 | 4 неделя 10 |
7. | Изготовление природной зоны для легенды (река, облака, и др.) | 1 | 5 неделя 10 |
8. | Изготовление предметов быта в легенде | 1 | 2 неделя 11 |
9. | Работа над образами героев легенды | 1 | 3 неделя 11 |
10. | Работа над созданием света и его подачи в легенде | 1 | 4 неделя 11 |
Непосредственная сьёмка | 1 | ||
12. | Инструктаж по технике безопасности с видеокамерой, компьютерной техникой. | 8 | 5 неделя 11 |
13. | Чтение легенды и выполнение движений в соответствии с текстом. | 1 | 2 неделя 12 |
14. | Работа в группе (учить детей безконфликтному общению, включаться в диалог, в коллективное обсуждение спектакля, умение слушать собеседника, учитывать мнение других ребят). | 1 | 4 неделя 12 |
15. | Понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий. Умение слушать собеседника, предлагать помощь и сотрудничество. | 1 | 2 неделя 01 |
16. | Изучение различных способов анимации. Просмотр мультфильма. | 1 | 3 неделя 01 |
17. | Использование тени и светотени в спектакле | 1 | 4 неделя 01 |
18. | Применение спецэффектов в спектакле. | 1 | 1 неделя 02 |
19. | Просмотр снятых моментов их оценка и качество. | 1 | 2 неделя 02 |
Монтаж | 8 | ||
20. | Знакомство с понятием монтаж. Как это работает? | 1 | 3 неделя 02 |
21. | Применение монтажа в спектакле «Вожак Ивыр». | 1 | 4 неделя 02 |
22. | Виды монтажа в современном искусстве. | 1 | 2 неделя 03 |
23. | Использование и применение спецэффектов в спектакле. | 1 | 3 неделя 03 |
24. | Использование музыкального сопровождения в спектакле: голоса, звуков, шума и т.д. | 1 | 4 неделя 03 |
25. | Работа со светом. Его значение в теневом театре. | 1 | 5 неделя 03 |
26. | Что такое титры? Их применение. | 1 | 1 неделя 04 |
27. | Результат работы по теме монтажа. Их оценка. | 1 | 2 неделя 04 |
Озвучка и завершающий просмотр | 6 | ||
28. | Использование звуков в спектакле. | 1 | 3 неделя 04 |
29. | Использование музыки для героев | 1 | 4 неделя 04 |
30. | Использование звуков в спектакле | 1 | 1 неделя 04 |
31. | Озвучивание главных героев в спектакле | 1 | 2 неделя 04 |
32. | Использование натуральной тени в спектакле | 1 | 3 неделя 04 |
33. | Общее впечатление от сьемки и их корректировка | 1 | 4 неделя |
Итоговое занятие | 1 | ||
34. | Просмотр спектакля. Его оценка. | 1 | 5 неделя |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Ширма для теневого театра
Проектор
Световая лампа
Прожектор
Ткань для оформления ширмы
Принтер (черно-белый, цветной)
Бумага для офисной техники
Картон
Клей-пистолет
Спашки
Видеокамера для съёмок и анализа выступлений
Фотоаппарат
Музыкальный центр; компьютер;
музыкальная фонотека;
Флеш-носители;
костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных
постановок;
элементы костюмов для создания образов;
сценический грим;
Электронные презентации «Правила поведения в театре»
«Виды театрального искусства»
Сценарии северасказок, пьес, детские книги.
Список литературы
1. Аджиева Е.М. 50 сценариев классных часов /Е.М.Аджиева, Л.А. Байкова,
Л.К.Гребенкина, О.В.Еремкина Н.А., Жокина Н.В. – М.: Педагогический поиск,
2002. – 160 с.
2. Безымянная О. Школьный театр. – М.: Айрис Пресс, Рольф, 2001. – 270 с.
3. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические
рекомендации /Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128с.
4. Внеклассная работа: интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы / авт. –
сост. А.Н. Павлов. – М.: НЦЭНАС, 2004. – 200 с.
5. Горбачёв И.А. Театральные сезоны в школе. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144
с.
6. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и
основное образование. – М.: Просвещение, 2010. – 111с.
7. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический
конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.:
Просвещение, 2011. – 223 с.
8. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности.
Художественное творчество. – М.: Просвещение, 2011. –76 с.
9. Давыдова М.А. Праздник в школе. – М.: Айрис-Пресс, 2007. – 300 с.
10. Кипнис М. Актерский тренинг. – М.: АСТ, 2008– 249 с.
11. Колчеев Ю., Колчеева Н. Игровая театральная педагогика // Воспитание
школьника. –2000. –№5. – С.29-36.
12. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.И. Театрализованные игры в школе. – М.:
Школьная пресса, 2000. – 96 с.
13. Конькова А.М. Сказки бабушки Аннэ
#1052;етодическое пособие. В помощь начинающим руководителям театральной
студии. – Белгород, 2003.
14. Нахимовский А.М. Театральное действо от А до Я. –М.: АРКТИ, 2002. – 120 с.
15. Немов Р.С. Психология: Учебн. для студ.высш.пед.учеб.заведений. – М.:
Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002. – 608 с.
16. Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе:
Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144 с.
17. Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград:
Учитель – АСТ, 2002. – 72 с.
18. Театр, где играют дети: Учеб.-метод.пособие для руководителей детских
театральных коллективов/Под ред. А.Б.Никитиной.– М.: Гуманит.изд.центр
ВЛАДОС, 2001. – 288 с.
19. Щуркова Н.Е. Классное руководство: Формирование жизненного опыта у
учащихся. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 160 с.
Литература для обучающихся и родителей
1. Воронова Е.А. Сценарии праздников, КВНов, викторин. Звонок первый –
звонок последний. – Ростов на Дону: Феникс, 2004. – 220 с.
2. Давыдова М., Агапова И. Праздник в школе. – М.: Айрис Пресс, 2004. – 333 с.
3. Журнал «Театр круглый год», приложение к журналу «Читаем, учимся, играем»
2004, 2005 г.г.
4. Каришев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей
школьного возраста. – М., 2005.
5. Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции. –
М., 2003.
6. Любовь моя, театр (Программно-методические материалы) – М.: ГОУ ЦРСДОД,
2004. – 64 с. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»).
7. Шекспир В. Полное собрание сочинений в восьми томах. – М.: Academia, 1949.
8. Школьный театр. Классные шоу-программы/ серия «Здравствуй школа» –
Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 320 с.
9. Школьные вечера и мероприятия (сборник сценариев). – Волгоград. Учитель,
2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Сравнение сказок К. Коллоди «Пиноккио» и А.К. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино». Главные герои сказок: Буратино и Пиноккио"
Научная статья...
Фестиваль сказок “The World of Fairy Tales”. Методическая разработка внеклассного мероприятия для 5-6 классов (план-конспект мероприятия, сценарии 3-х сказок, мультимедийная презентация, приложение, аудио и видео материалы).
Аннотация Внеклассное мероприятие «Фестиваль сказок» предназначено для учащихся 5-6 классов. Главная цель мероприятия - мотивация учащихся к чтению на английском и русском языках, развитие интере...
Тестирование по теме "Европейский Север и Северо-Запад России" 9 класс
Тестирование по географии для учащихся 9 класса по теме "Европейский Север и Северо-Запад России" (в двух вариантах)...
В Сибири на обширной территории протянулась зона Крайнего Севера с суровыми условиями природы, трудными для жизни людей. Какова, на ваш взгляд, стратегия дальнейшего освоения Севера?
В Сибири на обширной территории протянулась зона Крайнего Севера с суровыми условиями природы, трудными для жизни людей. Какова, на ваш взгляд, стратегия дальнейшего освоения Севера?Половина территори...
Судьбы Северо-Западной и Северо-Восточной Руси после ордынского нашествия
технологическая карта урока по учебнику Пчелова Е. История России с древнейших времен до к. XVI в. издательства "Русское слово"...
Рабочий лист "Судьбы Северо-Западной и Северо-Восточной Руси после монгольского нашествия". История России, 6 класс.
Рабочий лист "Судьбы Северо-Западной и Северо-Восточной Руси после монгольского нашествия". История России, 6 класс....
"Слепая" карта, Европейский Север и Северо - Запад, 9 класс
Очень люблю в своей работе по регионам страны использовать "слепые " карты, где учащиеся должны по памяти, по очертанию и расположению субъектов определить его название и административный це...