Проект "Вспомним русские традиции, вспомним нашу старину"
методическая разработка (8 класс)
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект и разработка итогового мероприятия | 89.67 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ школа-интернат с. Малый Толкай
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей с ОВЗ
«Вспомним русские традиции, вспомним нашу старину».
Советник директора по воспитанию
и взаимодействию с детскими
общественными объединениями Эккерт И.В.
2023-24
«Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».
К. Д. Ушинский
Актуальность проекта:
Современные концепции развития личности ребенка предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка, т.к наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания.
В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде эпоса, летописей и устного творчества. Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых. Важным средством нравственно-патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. Здесь перед ребёнком впервые Родина предстает в образах, звуках, играх и красках. Если человек не знает историю своего народа, он не способен понять культуру другого народа, увидеть его самобытность и уникальность. Русские народные традиции, творчество и игры, богатые и разнообразные по своему содержанию, в них отражается образ жизни людей, их труд, быт и праздники.
Проблема: к сожалению, жизненный и педагогический опыт показывает, что дети с ОВЗ испытывают дефицит знаний о родной стране, об особенностях русских традиций. Мало интересуются русскими народными сказками, играми. И чтобы как-то исправить этот недостаток, я решила приобщать детей к традициям народа через совместную деятельность: занятия, праздники, творческие работы.
Цель проекта:
формирование у детей с интеллектуальной недостаточностью представлений об истории, культуре, традициях народа, о его социальной жизни в настоящее время через систему занятий познавательного цикла, в продуктивной, игровой, исследовательской деятельности.
Основные задачи:
- Показать самобытность русского народа, проявляющуюся в творчестве народных умельцев, в устном народном творчестве, в традициях и обычаях.
- Воспитывать уважительное отношение к местному фольклору, «традициям» родного края.
- Формировать интерес к прошлому и настоящему.
- Прививать интерес к русским народным сказкам и играм.
- Развивать у детей стремление к созидательной деятельности.
- Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.
- Развивать речь, мышление и логику у детей.
Ожидаемый результат:
- Сформированы представления о Родине, о традициях русского народа.
- Знание народных праздников и традиций.
- Знание ремесел, которыми владели наши предки, и народных умельцев наших дней.
- Знание традиций, старинных игр, забав, песней, частушек, колядок.
- Понимание самобытности и уникальности своего народа, относятся с
уважением к традициям других народов.
- Использование в повседневной жизни устного народного творчества: потешек, пословиц, поговорок, народных примет.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели, учителя, педагоги дополнительного образования.
Продукт совместной деятельности: творческие гостиные, народные праздники, изготовление поделок, творческих работ, альбомов с рецептами народных блюд, ремёсел, календарных праздников.
Период выполнения: проект краткосрочный, рассчитан на 1 месяц.
Средства реализации поставленных задач:
- предметно-развивающая среда;
- развивающие виды деятельности (игра, чтение, пение, хороводы, общение);
- творческо-продуктивная деятельность;
- познавательные презентации, фильмы, занятия.
Теоретическое обоснование проекта
В основу проекта положена не только русская культура старины, но и современная культура России, а также традиции других народов.
Основные тематические блоки:
Фольклор, современные произведения помогают детям эмоционально воспринимать окружающее, развивать речь, мышление и логику, приобщать к общечеловеческим нравственным ценностям.
Промыслы и современное искусство помогают воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по новому представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает
чувства. Воспитывают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.
Праздники и традиции: в них фокусируются наблюдения, непосредственно связанные с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии, поэтому они открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности.
Не зная традиции других народов, человек не сможет увидеть самобытность и уникальность своей культуры. Это воспитывает толерантность, уважение к другим народам.
Быт. В этом блоке проследим развитие предметов быта. В школьном музее были собраны предметы деревенской утвари, народно-прикладного искусства и создана предметно-развивающая среда – уголок фрагмента русской избы, который представляет собой воспроизведение деревенского быта. Это место особое, все предметы в нем доступны детям. «Русская изба» способствует интересным занятиям: можно узнать об экспонатах новое, сделать похожее, поиграть с ними.
Реализация плана работы по проекту.
Дата проведения | Мероприятия | Ответственные |
16-18 января | Разработка проекта | Эккерт И.В. |
19 января | «Раз в крещенский вечерок...» Библиотечный час. | Гульбина Г.Н. |
В течение месяца | Посещение школьного музея. | Воспитатели . |
31 января | «Вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину». Занятие. | Кутырёва И.Л. |
7 февраля | Презентация «Машинная вышивка-вид современного искусства» | Чуватова Л.П. |
В течение месяца | Изготовление макета «Русская изба». | Чернова Т.В. Суркова И.М. |
В течение месяца | Постановка танца с платками. | Чепурнаева В.И. |
15 февраля | Организация работы по подготовке альбомов: «Блюда русской кухни» - 7 класс; «Декоративно-прикладное творчество в России» - 8 класс; «Народные ремёсла и промыслы» - 9 класс | Родители обучающихся 7-9 классов. Рыжова Н.Ю. Рогалёва Н.В. Горина М.С. |
27 февраля | Практическое занятие «Ой, блиночки мои!» | Борова М.А. |
28 февраля | Итоговый праздник «Зимние посиделки» | Родители Обучающихся 7-9 классов. Эккерт И.В. Уздяева Р.М. |
Сценарий детского фольклорного праздника
«Вспомним русские традиции, вспомним нашу старину»
Цель: приобщение детей к народной культуре.
Задачи:
- ознакомление детей с русским народным обычаем – проведением «Деревенских посиделок» ;
- воспитание у детей эстетического чувства;
- коррекция и развитие речи, памяти, мышления, внимания у детей.
- пополнение словарного запаса у детей (ознакомление со словами кафтан, лен).
Сцена ярко украшена в традиционном народном стиле. Стол накрыт яркой скатертью. На столе самовар, угощения, расписная посуда, дымковские игрушки. Возле стен стоят скамейки, на которых сидят дети. Дети одеты в русские народные костюмы.
Девочки вяжут на спицах, вышивают на пяльцах платочки, в углу стоит прялка. Мальчики плетут пояса.
Ход праздника.
1 девушка -
На завалинках, в светелке
Иль на бревнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
2 девушка -
При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
3 девушка -
А играли как? В горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
Звучит русская народная музыка, появляются парни в русских костюмах, приветствуют девушек поклоном.
4 девушка -
Отдых – это не безделки –
Время игр и новостей,
Начинаем посиделки!
Открываем посиделки!
Для друзей и для гостей!
Звучит музыка. Выходит ведущая (взрослая).
Ведущая
- Сегодня мы с ребятами пригласили вас на посиделки. Что же это такое? Владимир Даль в своем толковом словаре дает такое объяснение: «Посиделки есть сборище крестьянской молодежи по осенним и зимним ночам под видом рукоделия, пряжи, а более для россказней, забав и песен».
Вот мы сегодня и собрались на зимние посиделки. Кончились осенние заботы, урожай собран, капусту на зиму наквасили. Теперь парни лапти плетут, а девушки рукоделием занимаются. У каждого свое занятие в долгие зимние вечера: кто пряжу прядет, а кто вышивает да вяжет.
Хозяйка:
-Здравствуйте, ребятишки: девчонки и мальчишки, здравствуйте гости дорогие. Ребята, посмотрите, как изменилась наша сцена. Похожа она у нас на деревенскую избу, и печка у нас есть, и лавки, и красный угол и даже прялка. А впрочем лучше меня об этом знают вот эти девицы-красавицы! Им и слово молвить!
(Рассказ о подпроекте «Русская изба»)
Хозяйка:
- Вот мы сегодня и собрались на зимние посиделки. Кончились осенние заботы, урожай собран, капусту на зиму наквасили. У каждого свое занятие в долгие зимние вечера: кто пряжу прядет, а кто вышивает да вяжет. А еще на посиделках молодцы делали игрушки из глины, плели лапти да туеса из бересты, вырезали деревянные ложки. А игрушки –то глиняные расписывали узорами дивными.
Ведущий:
-А и наши девицы да добры молодцы не бездельники: шьют и вяжут, мастерят и лепят не хуже своих предков!
Ведущий:
- Дерево — один из древних символов России. В древнеславянской мифологии древо жизни символизировало мироздание. Не случайно у народных мастеров именно дерево - один из самых любимых природных материалов.
Ведущий:
-В разных уголках России сложились самобытные виды художественной обработки дерева. Основными инструментами народных мастеров были топор, специальный нож и набор круглых стамесок различного размера.
Ведущий:
-И наши молодцы из 7 класса вместе со своим наставником Алексеем Сергеевичем мастерят изделия из дерева……..
- И веселиться тоже могут!
(Выступление ложкарей 7 класс).
-К традиционным художественным промыслам росписи по дереву относятся: Хохломской, Городецкий и Полхов-Майданский . У каждого из этих промыслов есть своя история и свои неповторимые особенности.
-Удальцы-молодцы 8 класса расскажут о хохломе и своих изделиях, выполненных в этом стиле!
(выступление 8 класса)
Хозяйка. Посмотрите, а наши красны девицы, как это и заведено, пришли на посиделки не с пустыми руками, а с рукодельем. Кто прядёт, кто вяжет, кто вышивает – никто без дела не сидит, да ещё и напевают что-то…
Девочки, сидя за рукоделием, исполняют песню "Прялица".
Хозяйка:
-Словно в раздумье, извечном ожидании весны неторопливо перебирают тонкие, натруженные пальцы вышивальщицы, нанизывая на иглу тончайшие штрихи будущих образов: ниточка к ниточке, шов к шву - и выплывают из белоснежной ткани дивные травы, великолепные цветы. Искусство вышивания насчитывает века. Но лучше всех об этом знают девочки 9 класса.
(Выступление девочек с рассказом о вышивании и своих работах)
Хозяйка:
-Ай да веселые вы да работящие, гостюшки дорогие! Пора бы от работки отсесть поодаль, да показать плясовую свою удаль!
Ведущий:
-Да у нас, хозяюшка на любое дело мастера и мастерицы имеются! Да вот, посмотри, какие лебёдушки заглянули к нам на посиделки!
Девочка читает прибаутку перед исполнением пляски:
– Эх топни, нога,
Топни правенькая,
Я плясать пойду,
Хоть и маленькая.
– Пойду плясать
По соломушке,
Раздайся народ
По сторонушке.
(Танец с платками. 9 класс)
Хозяйка: А что же вы-то, девоньки, сидите, не веселитесь с нами?
1 девочка:
Лодырь да бездельник - им праздник и в понедельник.
2 девочка:
Ныне гуляшки и завтра гуляшки - находишься и без рубашки.
Хозяйка:
-Ребята, а почему можно остаться без рубашки, как вы думаете? (Ответы детей) В старину рубашку крестьянину негде было купить. Поэтому рубашки сначала выращивали в поле - сеяли лен, обрабатывали его, затем ткали ткань и из нее уже шили рубашки. А если все время гулять - работать некогда будет, можно остаться и без рубашки. Но вы-то уже поработали на славу, можно и отдохнуть! А и мне хватит болтать, пора игру начинать, а поиграем мы в народную игру «Сиди, сиди, Яша…»
Дети, взявшись за руки, ходят вокруг сидящего в центре и поют:
– Сиди, сиди, Яша,
Ты забава наша.
Погрызи орехи
Для своей потехи.
Яша делает вид, будто грызет орешки. При слове «потехи» дети останавливаются и хлопают в ладоши, а Яша встает и кружится с закрытыми глазами.
– Свои руки положи,
Имя правильно скажи.
По окончании песни Яша с закрытыми глазами подходит к одному из игроков, дотрагивается, отгадывает, кто это. Если отгадает, тот становится водящим, т.е. Яшей, и игра продолжается.
Хозяйка:
- Не красна изба углами, а красна пирогами! А уж каких только пирогов не пекли раньше хозяюшки да в русской печи! Наваристые щи да каши рассыпчатые варили, блины румяные пекли! А блины не простые, дрожжевые и безопарные, да ещё и с припёком! Ой, да что это я опять заболталась, ведь об этом знают всё наши девицы да добры молодцы ……
Презентация о блинах.
Выступление 10 класса частушки про блины.
Ведущая - Ну вот, гости дорогие, побывали мы на старинных посиделках. А теперь пришло время прощаться.
К ведущей подходят юноши и девушки.
- В небе, будто от побелки,
Засветился млечный путь
Отшумели посиделки
В нашей праздничной светелке,
Где пришлось нам отдохнуть.
- Мы делились новостями,
Мы старались всех развлечь,
Мы прощаемся с гостями,
Говоря: «До новых встреч!»
- Жива традиция, жива,
От поколенья старшего.
Важны обряды и слова
Из прошлого из нашего.
Ведущий:
- Молодцы, задорно пели и плясали,
поиграли и в работе удаль свою показали!
Вот так и жил народ в старину.
Ведущий:
-А мы к столу всех приглашаем
Да блинами угощаем!
Подходите, подходите!
Угощение берите!
Чаем запивайте, нас добрым словом вспоминайте!
Системная паутинка по проекту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Старинные русские традиции"
Данное мероприятие направлено на формирование здорового образа жизни; на ознакомление с традиционными блюдами русской кухни....
Урок в 5 классе. Старинные русские меры длины, веса. Старинные русские деньги.
Нетрадиционный урок математики в 5 классе "Старинные русские меры длины, веса. Старинные русские деньги". Прилагается конспект урока и презентация....
Героические традиции народа – наше духовное наследие
Героические традиции – это концентрация трудового, военного опыта народа. В них выражены наиболее устойчивые нравственные обычаи, которые в силу своей ценности, живучести передаются из покол...
СОЦИАЛИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПОЗНАНИЕ БЫТА, КУЛЬТУРЫ, ТРАДИЦИИ НАРОДОВ НАШЕЙ СТРАНЫ
Проблема воспитания и социализации подрастающего поколения является одной из важнейших для любого общества....
Открытое занятие "Вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину"
Открытое занятие посвящено русским традициям, творчеству и обрядам...
«В русской избе. Путешествие в старину»
План – конспект занятия «В русской избе. Путешествие в старину» Автор: воспитатель ГСКУ Астраханской области «ЦПД «Юность» Бочарева В.П.Цель:Продолжать знакомить детей с традициями русского...
театрализованное представление "Вспомним русские традиции, вспомним нашу старину"
Мероприятие направлено на приобщение учащихся к историческим и духовным ценностям русского народа, воспитание уважения к культурным и национальным традициям....