Конспект занятия "Освоение Причулымья"
план-конспект
Данный материал можно использовать в рамках внеклассной или кружковой деятельности (региональный компонент), а также в рамках предмета "Сибиреведение".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия "Освоение Причулымья" | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия № 3
Тема: Знакомство с историей освоения Причулымья.
Цель: Знакомство с историей заселения Причулымья.
Задачи:
- Обучать работе с текстом.
- Развивать познавательную активность обучающихся через работу с текстом.
- Развивать коммуникативную компетенцию через работу в группе (монологическая, диалогическая речь).
- Воспитывать любовь к своей малой родине.
Ход занятия.
1. Вступление.
Тихо звучит русская народная песня. Выходит подготовленный ученик в русском народном костюме и читает «Сказ о земле Причулымской» (автор: Н.А.Пугачева. Приложение 1)
2. Актуализация знаний.
- Ребята, какую новую для себя информацию вы услышали в тексте?
- Важна ли для вас эта информация и почему?
(Ответы обучающихся)
3. Целеполагание.
- Ребята, как вы думаете, чему будет посвящено наше сегодняшнее занятие?
(Ответы обучающихся).
- Да, сегодня мы действительно будем говорить о тех далёких временах, когда наши Причулымские просторы начали заселяться.
Кто же они, эти первопроходцы, и что искали эти люди в наших краях?
Вопросов много, а ответить на них нам поможет книга Я.А. Яковлева «Земля Асиновская».
4. Работа с информацией.
Интерактивная игра «Карусель».
Условия: каждый ученик получает небольшой отрывок текста из книги, прорабатывает его, выделяет маркером главную информацию. Затем ребята делятся на 2 группы, внешний и внутренний, происходит обмен информацией.
- Ребята, давайте посмотрим, какую важную информацию вам удалось собрать.
(1 ученик читает собранную информацию, остальные её корректируют).
- Хорошо. А теперь давайте, используя собранную информацию, ответим на вопросы:
Слайд
- В каком году началось заселение Причулымья?
- Как назывались первые населённые пукты?
- Почему первые населённые пункты стали называться заимками?
- Назовите фамилии первых жителей нашего Причулымья.
- Какие трудности испытывали первопроходцы ?
5. Рефлексия.
-Ну, что ж, ребята, на этом наша экскурсия в прошлое заканчивается. Я думаю, что сегодня вы узнали действительно очень много нового, интересного и важного для себя. Особый акцент я делаю на слово «важного». Ведь не зря народная мудрость гласит «Человек, который не знает своего прошлого, не имеет будущего».
А теперь скажите, что особенно понравилось вам на нашем занятии и почему?
- Какой информацией вы хотели бы поделиться со своими одноклассниками, знакомыми, со своей семьёй?
- Что мы пожелаем друг другу в конце занятия?
- Спасибо за работу. Мне с вами было интересно работать!
Литература:
- Интернет – ресурсы.
- А.Я Яковлева «Земля асиновская»-Томск, издательство «Томский архитектурный музей», 1995.
Приложение 1.
Ой, да в стороне-то во сибирской! Ой, да в стороне-то во таёжной!
А в году- то 1652-ом от рождества Христова на высоком берегу Яи- реки казаки Дороховы заимку основали. Основали они заимку крепкую да надёжную, и дали начало Причулымью нашему. А вослед за ними, казаками Дороховыми, и казаки Воронины на землю пришли сибирскую, причулымскую. Пришли и осели они на берегу той же Яи –реки, стали жить да промышлять зверьем да рыбой, пушниной да дарами природными. А вослед им и казаки Жировы на землю причулымскую пришли да свою заимку основали.
Тяжела была жизнь первых ходоков на землю сибирскую. То набеги кочевников – разорителей, киргизов енисейских, то притеснения феодалов джунгарских. Всяк казак семью свою защищал да землю пахал.
Сам царь Петр 1 указом своим царским повелел всех во земле причулымской крестьянами звать да подать с оброком с них брать.
Так и пошло с тех времён стародавних: правый берег Яи- реки, а вослед и левый заселялись людьми вольными, трудолюбивыми из волостей да губерний российских.
Зашумела тайга, расступилась, приняла к себе люд российский и дала и приют, и пищу ему. Земли наши причулымские до того нехоженые и неезженые возрадовались, заселяться стали: деревни поднимались, дети росли да крепли. Обживаться стал народ наш, зверьём да рыбой промышляя, скот разводя да дары природные собирая.
Хоть и зимы у нас суровые, да и лето с гнусом да сибирской непогодою, а не шли назад, только прибавлялись люди русские в деревнях да сёлах Причулымья нашего.
И теперь вот сильный да могучий народ у нас живёт, миром да дружбою, зла никому не желает, но и своего добра не отдаст. Уж полвека, считай, землю нашу матушку пашет да хлеб сеет.
Ширится да процветает земля наша причулымская! И сердцу радость, и душе услада от просторов её таёжных! И богата она всем: и зверьём, и рыбой, и грибами да ягодами. Да только самое дорогое богатство её, бесценное – люди наши, народ сибирский! Хоть и с разных сторон всей земли русской, да теперь вот сибиряками зовёмся мы, причулымцами. Любим да ценим края наши родные, вольные да свободные, ни на какие чудеса заморские не променяем!
Вот на том стоим и стоять будем! Во веки веков!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.
Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...
КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень» КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень
Интегрированное занятие "Поздняя осень". Использовался как открытое занятие в ДОУ со старшее группой....
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его
В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...
Программа внеурочной деятельности "Мое родное Причулымье" (в новой редакции)
Программа "Моё родное Причулымье" - это программа внеурочной деятельности, имеющая краеведческую направленность. Рассчитана на обучающихся 5-6 классов (разновозрастные группы). Данная програ...