Программа гражданско – патриотического Клуба «Патриоты»
материал (7 класс)
Целью программы является формирование гражданской идентичности и гражданского самосознания учащихся, при помощи создания системы воспитательной работы, направленной на развитие духовно-нравственной личности, способной реализовать свой творческий потенциал, умеющей свободно ориентироваться в социуме и несущей ответственность за свою деятельность.
Основная идея программы: расширение сферы внеурочной деятельности с целью удовлетворения запросов учащихся и их родителей на более высокий уровень духовно-нравственного воспитания обучающихся, формирование социокультурной образовательной среды, способствующей успешной социализации учеников школы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7» с. Старомарьевка
Грачевского муниципального округа Ставропольского края РФ
ПРОГРАММА
Гражданско – патриотического Клуба
«Патриоты»
Разработчик:
учитель МКОУ СОШ №7 с. Старомарьевка
Акинина Елена Викторовна
Старомарьевка, 2023 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
- Паспорт ....................................................................................... с. 3-8
- Пояснительная записка .............................................................. с. 8-12
- Ресурсное обеспечение программы ................................................ с.12-13
- Методы воспитания......................................................................с.13-16
Паспорт программы
Наименование программы | Программа гражданско – патриотического Клуба «Патриоты» |
Разработчик программы | Учитель МКОУ СОШ №7 с. Старомарьевка Акинина Елена Викторовна |
Цель программы | Формирование гражданской идентичности и гражданского самосознания учащихся, при помощи создания системы воспитательной работы, направленной на развитие духовно-нравственной личности, способной реализовать свой творческий потенциал, умеющей свободно ориентироваться в социуме и несущей ответственность за свою деятельность. |
Задачи программы | 1.Воспитать у учащихся гордость за историю Отечества, народных героев, способствовать сохранению исторической памяти поколений в памяти потомков. 2.Воспитать уважительное отношение к народам мира, человечеству, к своей национальности, традициям, обычаям, культуре, языку, труду. 3.Воспитать гуманистическое мировоззрение учащихся способное к осознанию своих прав и прав окружающих, способности к нравственному саморазвитию. 4.Воспитать способность делать свой жизненный выбор и нести за него ответственность, умение достойно отстаивать свои интересы. 5.Воспитывать потребность проявлять свою гражданскую позицию в самых непредвиденных ситуациях, грамотно бороться с безнравственными и противоправными поступками. 6. Формировать у учащихся навыки самоорганизации, самоуправления, развивать лидерские качества. 7. Формировать в семьях позитивное отношение к активной общественной и социальной деятельности детей. 8. Привлекать родителей, социальных партнеров к решению проблем гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, совместно проводить мероприятия по патриотическому воспитанию в школе. |
Основные направления программы | Духовно – нравственное направление Воспитание *нравственно устойчивой целостной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, дружба, взаимопомощь, соблюдение норм поведения, уважению к старшим, мужество, смелость, отвага, любовь к Родине и своему народу, любовь к семье и семейным традициям; *социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества: *отношения к труду как к жизненной необходимости, как к главному способу достижения успехов в жизни; *позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации. Культурно – историческое направление *воспитание чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий; *воспитание у обучающихся любви к своей «малой» Родине, к её людям и традициям; *привлечение обучающихся к организации мероприятий гражданско – патриотической направленности, к участию в подобных мероприятиях регионального и федеративного формата; *привлечение учащихся к работе по сбору и накоплению информации о выдающихся людях своего Отечества, о героях, об значимых исторических событиях своей Родины. Гражданско – правовое направление *изучение государственной системы РФ, Значение её Конституции, гимна, герба, флага, прав и обязанностей гражданина России; *воспитание глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности; *воспитание культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм. Военно – патриотическое направление *изучение военной истории России, Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей района, края, страны; *сохранение воинских традиций, связей поколений защитников Родины, организация встреч с участниками боевых действий, ветеранами войны и труда, с людьми, чьё детство пришлось на годы лихолетья; *формирование позитивного образа Вооружённых Сил РФ, готовности выполнения воинского долга |
Основная идея программы | Расширение сферы внеурочной деятельности с целью удовлетворения запросов учащихся и их родителей на более высокий уровень духовно-нравственного воспитания обучающихся, формирование социокультурной образовательной среды, способствующей успешной социализации учеников школы. |
Срок реализации программы | 5 лет |
Участники программы | *учащиеся 7В класса; *родители учеников; *социальные партнеры. |
Формы реализации программы | *проведение мероприятий гражданско -патриотической направленности (согласно плану основных мероприятий); *организация и проведение экскурсий в музеи муниципалитета; *проведение встреч с ветеранами Афганской и Чеченской кампаний, с участниками СВО; *участие в гражданско-патриотических мероприятиях и праздниках разного масштаба; *самостоятельная организация мероприятий учащимися. |
Методы реализации программы (основаны на интеграции ресурсов социальных партнеров общеобразовательного учреждения) | *привлечении специалистов и преподавателей для проведения занятий по предметам гуманитарного цикла (история Отечества, обществознание, литература и др.); *привлечение сотрудников военкомата, специалистов общественных организаций района, края для проведения практических занятий по дисциплинам (огневая, строевая, физическая, туристская подготовка, краеведческая работа и т. д.); *привлечение специалистов ОГИБДД для организации и проведения теоретических и практических занятий по БДД; *участие в патриотических и творческих конкурсах и мероприятиях различного масштаба; *самостоятельно организовывать культурные и гражданско – патриотические мероприятия для учащихся МКОУ СОШ №7 с. Старомарьевка, для сотрудников школы и для родителей обучающихся; *активное участие в проектной и исследовательской деятельности. |
Нормативная база для разработки и реализации программы | Конституция Российской Федерации; Федеральный закон от 29.12.2012 № 273ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Федеральный закон от 13.03.1995 № 32-ФЗ "О днях воинской славы и памятных датах России"; Программа развития школы и др |
Ожидаемый результат | *активизация управленческой деятельности Совета клуба при реализации программы; *повышение социальной активности учащихся; *воспитание у учащихся чувства прекрасного; *воспитание у подростков чувства гордости за свое Отечество, семью; *сохранение позитивной преемственности поколений в духовно-нравственном воспитании молодежи; *повышение ответственности родителей за воспитание детей; * создание условий для гражданского и патриотического воспитания подростков; *предоставление будущим защитникам Отечества гарантированного государством минимума социально-правовых услуг по образованию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, освоению военной специальности; *обеспечение занятости детей и подростков во внеурочное время; *повышение престижа военной службы; *развитие заинтересованного отношения к военной и государственной службе; *готовность к достойному выполнению воинского долга. |
Источники финансирования программы | Родители Спонсоры |
Пояснительная записка
Гражданско-патриотическое, правовое воспитание детей в школе - это систематическая и целенаправленная деятельность педагогов по формированию у обучающихся патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов России.
Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. Важнейшая составляющая процесса воспитания - формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о становлении по-настоящему гармоничной личности. В связи с этим одной из приоритетных задач в работе общеобразовательного учреждения является духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание в школе подрастающего поколения.
Сегодня невозможно представить воспитательный процесс без включения школьников в клубную деятельность, организуемую на добровольных началах с учетом интересов и потребностей детей. Она создает условия для развития их творческих способностей, для общения, самовыражения и самоутверждения, предоставляет им возможности для отдыха и удовлетворения своих гедонистических потребностей.
Государственные стандарты второго поколения, важнейшей идеей которых является реализация деятельностного подхода в педагогическом процессе, предполагают такую его организацию, которая позволит поставить каждого ребенка в активную позицию, проявить ему свою субъектность. Клубная деятельность как раз и направлена на это. Именно она в первую очередь поможет решить задачи, поставленные новым стандартом в организации внеурочной работы обучающихся.
Программа гражданско -патриотического клуба учащихся 7В класса «Памяти павших будем достойны!» составлена на основе программы развития базовой образовательной организации – МКОУ СОШ № 7 с. Старомарьевка и является одной из частей целостной системы воспитания, направленной на духовно-нравственное развитие обучающихся.
Гражданско – патриотический клуб «Патриоты» представляет собой объединение учащихся 7В класса. Руководитель клуба – классный руководитель. В клубе ежегодно избираются президент и вице-президент, редколлегия, проектологи, культурологи, дизайнеры, учебные секторы, трудовики, спортивные секторы.
Цель программы: формирование гражданской идентичности и гражданского самосознания учащихся, при помощи создания системы воспитательной работы, направленной на развитие духовно-нравственной личности, способной реализовать свой творческий потенциал, умеющей свободно ориентироваться в социуме и несущей ответственность за свою деятельность.
Задачи программы:
1.Воспитать у учащихся гордость за историю Отечества, народных героев, способствовать сохранению исторической памяти поколений в памяти потомков.
2.Воспитать уважительное отношение к народам мира, человечеству, к своей национальности, традициям, обычаям, культуре, языку, труду.
3.Воспитать гуманистическое мировоззрение учащихся способное к осознанию своих прав и прав окружающих, способности к нравственному саморазвитию.
4.Воспитать способность делать свой жизненный выбор и нести за него ответственность, умение достойно отстаивать свои интересы.
5.Воспитывать потребность проявлять свою гражданскую позицию в самых непредвиденных ситуациях, грамотно бороться с безнравственными и противоправными поступками.
6. Формировать у учащихся навыки самоорганизации, самоуправления, развивать лидерские качества.
7. Формировать в семьях позитивное отношение к активной общественной и социальной деятельности детей.
8. Привлекать родителей, социальных партнеров к решению проблем гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, совместно проводить мероприятия по патриотическому воспитанию в школе.
Основные направления программы
Духовно – нравственное направление
Воспитание
*нравственно устойчивой целостной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, дружба, взаимопомощь, соблюдение норм поведения, уважению к старшим, мужество, смелость, отвага, любовь к Родине и своему народу, любовь к семье и семейным традициям;
*социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества:
*отношения к труду как к жизненной необходимости, как к главному способу достижения успехов в жизни;
*позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации.
Культурно – историческое направление
*воспитание чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий;
*воспитание у обучающихся любви к своей «малой» Родине, к её людям и традициям;
*привлечение обучающихся к организации мероприятий гражданско – патриотической направленности, к участию в подобных мероприятиях регионального и федеративного формата;
*привлечение учащихся к работе по сбору и накоплению информации о выдающихся людях своего Отечества, о героях, об значимых исторических событиях своей Родины.
Гражданско – правовое направление
*изучение государственной системы РФ, Значение её Конституции, гимна, герба, флага, прав и обязанностей гражданина России;
*воспитание глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности;
*воспитание культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм.
Военно – патриотическое направление
*изучение военной истории России, Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей района, края, страны;
*сохранение воинских традиций, связей поколений защитников Родины, организация встреч с участниками боевых действий, ветеранами войны и труда, с людьми, чьё детство пришлось на годы лихолетья;
*формирование позитивного образа Вооружённых Сил РФ, готовности выполнения воинского долга
Основная идея программы
Расширение сферы внеурочной деятельности с целью удовлетворения запросов потребителей услуг (учащихся и их родителей) на более высокий уровень духовно-нравственного воспитания обучающихся, формирование социокультурной образовательной среды, способствующей успешной социализации учеников школы.
Срок реализации программы: 5 лет
Участники программы: *учащиеся 7В класса;
*родители учеников;
*социальные партнеры.
Формы реализации программы:
*проведение мероприятий гражданско -патриотической направленности (согласно плану основных мероприятий);
*организация и проведение экскурсий в музеи муниципалитета;
*проведение встреч с ветеранами Афганской и Чеченской кампаний, с участниками СВО;
*участие в гражданско-патриотических мероприятиях и праздниках разного масштаба*самостоятельная организация мероприятий учащимися.
Методы реализации программы (основаны на интеграции ресурсов социальных партнеров общеобразовательного учреждения):
*привлечении специалистов и преподавателей для проведения занятий по предметам гуманитарного цикла (история Отечества, обществознание, литература и др.);
*привлечение сотрудников военкомата, специалистов общественных организаций района, края для проведения практических занятий по дисциплинам (огневая, строевая, физическая, туристская подготовка, краеведческая работа и т. д.);
*привлечение специалистов ОГИБДД для организации и проведения теоретических и практических занятий по БДД;
*участие в патриотических и творческих конкурсах и мероприятиях различного масштаба;
*самостоятельно организовывать культурные и гражданско – патриотические мероприятия для учащихся МКОУ СОШ №7 с. Старомарьевка, для сотрудников школы и для родителей обучающихся;
*активное участие в проектной и исследовательской деятельности.
Нормативная база для разработки и реализации программы
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Федеральный закон от 13.03.1995 № 32-ФЗ "О днях воинской славы и памятных датах России";
Программа развития школы и др
Ожидаемый результат
*активизация управленческой деятельности Совета клуба при реализации программы;
*повышение социальной активности учащихся;
*воспитание у учащихся чувства прекрасного;
*воспитание у подростков чувства гордости за свое Отечество, семью;
*сохранение позитивной преемственности поколений в духовно-нравственном воспитании молодежи;
*повышение ответственности родителей за воспитание детей;
* создание условий для гражданского и патриотического воспитания подростков;
*предоставление будущим защитникам Отечества гарантированного государством минимума социально-правовых услуг по образованию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, освоению военной специальности;
*обеспечение занятости детей и подростков во внеурочное время;
*повышение престижа военной службы;
*развитие заинтересованного отношения к военной и государственной службе;
*готовность к достойному выполнению воинского долга.
Источники финансирования программы
Родители, спонсоры
Ресурсное обеспечение программы
Кадровое обеспечение
ГРУППА | ФУНКЦИИ | СОСТАВ |
Административно - координационная | Контроль за деятельностью клуба. Анализ ситуации и внесение корректив. | Директор МКОУ СОШ №7 с. Старомарьевка |
Консультативная, научно - методическая | Координация реализации программы | Заместитель директора по ВР |
Педагоги школы | Реализация программы в системе воспитательной работы. Использование современных воспитательных технологий. | Педагоги - предметники |
Специалисты, сотрудничающие со школой. | Проведение тренингов, круглых столов, помощь в организации поездок и мероприятий. Диагностика. Участие в мероприятиях школы и вне школы. | Преподаватели учебных заведений г. Ставрополь, ОО «Осипов», администрация муниципального образования с. Старомарьевка, родители учащихся. |
Основной формой работы клуба «Патриоты» является заседание членов клуба. Заседания клуба проводит классный руководитель.
В конце учебного года проходит итоговое заседание членов клуба, где анализируется работа клуба за прошедший год и вырабатывается стратегия на следующий год.
Методы воспитания
ГРУППА МЕТОДОВ | МЕТОДЫ | СВОЙСТВА МЕТОДОВ |
Методы формирования сознания личности | Убеждение, внушение, беседы, лекции, дискуссии, метод примера | Постановка учащегося в позицию полноправного участника процесса: он не объект для применения данных методов, а он сам принимает активное участие в их использовании. |
Методы организации деятельности и формирования опыта гражданского поведения | Педагогическое требование, требование коллектива, общественное мнение, поручение, метод – требование, создание воспитывающих ситуаций, коллективное творческое дело, метод проектов и исследований | Необходимо создавать ситуации, при которых учащийся упражнялся в гражданской деятельности, осознавал свои обязанности по отношению к коллективу, обществу, ответственность за свои поступки. Важно демонстрировать значимость гражданской деятельности учащихся для общества. С помощью регулирующих требований формируются традиции поведения. |
Метод стимулирования деятельности и поведения | Соревнование, поощрение, наказание, взаимовыручка, создание ситуации успеха. | Необходимо побуждать ученика корректировать своё поведение. Стимулирование в различных его формах должно быть дозированным и заслуженным. Стимулирование побуждает учащегося к анализу собственной деятельности, программирует дальнейшее поведение. |
Деятельность клуба «Патриоты» эффективна в воспитательном отношении: именно в процессе объединения по интересам создаются благоприятные условия для создания коллектива, появляется возможности учесть интересы и возможности каждого его члена, развить его индивидуальность .
Клуб «Патриоты» характеризуется общими признаками, которые в совокупности отражают его внутреннюю сущность.
Первый признак – добровольность вхождения в объединение. Именно этот признак прежде всего определяет цель, содержание его деятельности, выбор форм и методов работы.
Второй признак - его общедоступность для любого члена школьного коллектива. Общедоступность занятий для всех желающих, в данном случае, класса определяет самодеятельный характер организации клубного объединения и демократический стиль его жизнедеятельности. Мы не ограничиваем доступ в клуб плохой успеваемостью, нарушениями дисциплины, конкурсностью приема в объединение. Деятельность нашего объединения носит характер любительской, не ставит своей задачей достичь классных результатов в какой-то предметной деятельности, направлена не столько на результат, сколько на процесс, приносящий удовлетворение его участникам.
Третий признак– относительная стабильность его состава., так как при ее отсутствии невозможно создание коллектива. Продолжительные контакты участников формируют отношения взаимной зависимости и ответственности, приводят к осознанию детьми своей принадлежности к коллективу, приобретает свое «лицо» в школе. Стабильность состава способствует организационному оформлению объединения: определению его структуры, установлению внутренних и внешних связей, распределению социальных ролей участников и т.п.
Четвертый признак– единство личной значимости целей работы для его участников и общественной направленности их деятельности. В клуб школьники приходят для удовлетворения своих индивидуальных интересов и потребностей, однако претворить в жизнь индивидуальные планы они могут, участвуя в реализации общественно значимой цели, осуществляемой в коллективной деятельности. В этом специфика логики организации работы нашего объединения, отличие ее от логики познавательного процесса, в котором реализация коллективной цели обеспечивается индивидуальной деятельностью.
В связи с такой особенностью клуба «Патриоты» у его членов объективно рождаются и развиваются потребности в сплочении коллектива, что, безусловно, способствует более быстрому его развитию. Действительно, коллектив в клубе «Патриоты» складывается быстрее и менее болезненно. Это происходит еще потому, что разделение труда в нашем клубе обычно осуществляется самими детьми на основе добровольности выбора участка работы и партнеров по совместной деятельности.
Придать деятельности в клубе общественно полезный характер обычно несложно. Для этого мы поставили ее на службу школьному коллективу. Самый целесообразный и естественный путь для этого – включение клубного коллектива в систему деятельности коллектива общешкольного, становление объединения неотъемлемой органической его частью.
Пятый признак - организация его деятельности как коллективной, что, конечно же, не означает, что в нем нет деятельности индивидуальной. Мало того, ее сочетание с коллективной повышает эффективность работы объединения
В нашем клубном объединении школьники участвуют в различных видах коллективной деятельности, но непременным условием ее организации является творческий характер. Творчество – норма развития детей; по утверждению Л.С.Выготского, естественная их потребность. Она, безусловно, формирует один из самых главных и сильных мотивов прихода школьников в клубное объединение.
Творчество характеризуется новизной, оригинальностью, нестандартностью самой деятельности и ее продуктов. Уровень его определяться социальной значимостью результатов. Повышение в нашем учебном заведении общественной роли клубного объединения «Патриоты» через включение их деятельности в воспитательную систему школы стало важным стимулом развития творчества участников коллектива по интересам; и чем выше этот уровень включенности в жизнедеятельность школы, тем больше возникает возможностей для развития творческого потенциала клубного коллектива.
Творчество в клубе «Патриоты» – не столько индивидуальный, сколько коллективный процесс. Организация коллективной творческой деятельности способствует формированию у каждого участника объединения активной позиции и он становится не простым созерцателем происходящего, а его творцом, проявляя при этом свою индивидуальность. В процессе такой деятельности происходит развитие каждого участника, в том числе его творческой активности.
Привлечь участников клубного объединения к управлению жизнью своего коллектива легче, чем в первичных коллективах других типов. Это связано с добровольностью вхождения школьников в объединение по интересам и тем, что достижение индивидуальных целей в нем возможно только при условии активного включения в реализацию цели коллективной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа военно-патриотического клуба ПАТРИОТ
Авторская программа военно-патриотического клуба ПАТРИОТ...
Программа военно – патриотического клуба «Патриот»
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с акт...
Программа воннно-патриотического клуба "Патриот"
Цель- создания военно-патриотических клубов,способного эффективно осуществлятьподготовки молодежи к службе в рядах ВС РФ....
Рабочая программа Спортивно - патриотического клуба «Патриот»
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. Сегодня определена не только государственная политика в ...
Программа военно-патриотического клуба "Патриот"
В реализации данной программы нуждаются подростки 11-17 лет, так как она предполагает необходимость формирования у подрастающего поколения нравственных, морально-психологических и этичес...
Программа военно - патриотического клуба "Патриот"
Участниками военно - патриотического клуба "Патриот" являются дети и подростки 12 - 17 лет....