РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. ГЕОМЕТРИЯ (7,9 классы 2022-2023)
рабочая программа по геометрии
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. ГЕОМЕТРИЯ (7,9 классы 2022-2023)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
annotatsiya_k_rabochey_programme_po_geometrii_7b9b_klass.docx | 26.9 КБ |
rabochaya_programma._geometriya7b9b_klassy.docx | 699.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация к рабочей программе
Предмет | Геометрия |
Класс | 7, 9 |
Нормативная база | Рабочая программа составлена на основе: 1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 (с изменениями от 11.12.2020 № 712); 2. Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ Абатская СОШ №1, протокол педагогического совета от 25.06.2021 г. № 15; 3. Приказа Министерства Просвещения РФ от 20 мая 2020 г. № 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность" (с изменениями от 23.12.2020 №766); 4. Учебного плана МАОУ Абатская СОШ №1 на 2022-2023 учебный год; 5. Математика: программы: 5–11 классы/ [А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир и др.]. — 2-е изд., стереотип.- М.: Вентана-Граф, 2019. - 152 с. – (Российский учебник) |
Учебники |
|
Основные цели и задачи реализации содержания предмета | - осознание значения математики в повседневной жизни человека; - формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математической науки; - формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления. |
Срок реализации | 2022-2023 учебный год |
Место предмета в учебном плане | Согласно учебному плану на изучение отводится 2 часа в неделю: 7 класс – 2 ч. - 70 часов в год (35 учебных недель); 9 класс – 2 ч. - 68 часов в год (34 учебные недели) |
Особенности учебного плана | Предусматривается внедрение метапредметного обучения, в том числе с использованием ресурсов образовательных платформ Учи.ру, ЯКласс |
Структура курса | 7 класс:
9 класс:
|
Структура рабочей программы | 1) планируемые результаты освоения учебного предмета; 2) содержание учебного предмета; 3) тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. |
Предварительный просмотр:
1) ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса геометрии:
Изучение геометрии по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознание вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
2) ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
4) умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
5) критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении геометрических задач.
6) осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
3) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
4) умение устанавливать причинно-следственные связи, проводить доказательное рассуждение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
5) умение иллюстрировать изученные понятия и свойства фигур, опровергать неверные утверждения;
6) компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;
7) первоначальные представления об идеях и о методах геометрии как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
8) умение видеть геометрическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
9) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
10) умение правильно и доступно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
11) умение понимать и использовать математические средства наглядности (чертежи, таблицы, схемы и др.)для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
12) умение выдвигать гипотезы при решении задачи и понимать необходимость их проверки;
13) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
14) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
15) приобретение опыта выполнения проектной деятельности.
Предметные результаты:
1) осознание значения геометрии в повседневной жизни человека;
2) представление о геометрии как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
3) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и симво-
лики, проводить классификации, логические обоснования;
4) владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
5) систематические знания о фигурах и их свойствах;
6) практически значимые геометрические умения и навыки, умение применять их к решению геометрических и негеометрических задач, а именно:
• изображать фигуры на плоскости;
• использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
• измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади фигур;
• распознавать и изображать равные, симметричные и подобные фигуры;
• выполнять построения геометрических фигур с помощью циркуля и линейки;
• читать и использовать информацию, представленную на чертежах, схемах;
• проводить практические расчёты.
Предметные результаты обучения геометрии:
ПО ОКОНЧАНИИ 9 КЛАССА:
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
выпускник научится:
- Оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур;
- извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном виде;
- применять для решения задач геометрические факты, если условия их применения заданы в явной форме;
- решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- использовать свойства геометрических фигур для решения типовых задач, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания.
выпускник получит возможность научиться:
Оперировать понятиями геометрических фигур;
- извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах;
- применять геометрические факты для решения задач, в том числе, предполагающих несколько шагов решения;
- формулировать в простейших случаях свойства и признаки фигур;
- доказывать геометрические утверждения;
- владеть стандартной классификацией плоских фигур (треугольников и четырехугольников).
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- использовать свойства геометрических фигур для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин.
ОТНОШЕНИЯ
выпускник научится:
- Оперировать на базовом уровне понятиями: равенство фигур, равные фигуры, равенство треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- использовать отношения для решения простейших задач, возникающих в реальной жизни.
выпускник получит возможность научиться в 7-9 классах:
- Оперировать понятиями: равенство фигур, равные фигуры, равенство треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция, подобие фигур, подобные фигуры, подобные треугольники;
- применять теорему Фалеса и теорему о пропорциональных отрезках при решении задач;
- характеризовать взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- использовать отношения для решения задач, возникающих в реальной жизни.
ИЗМЕРЕНИЯ И ВЫЧИСЛЕНИЯ
выпускник научится:
- Выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;
- применять формулы периметра, площади и объема, площади поверхности отдельных многогранников при вычислениях, когда все данные имеются в условии;
- применять теорему Пифагора, базовые тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей в простейших случаях.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади в простейших случаях, применять формулы в простейших ситуациях в повседневной жизни.
выпускник получит возможность научиться в 7-9 классах:
- Оперировать представлениями о длине, площади, объеме как величинами. Применять теорему Пифагора, формулы площади, объема при решении многошаговых задач, в которых не все данные представлены явно, а требуют вычислений, оперировать более широким количеством формул длины, площади, объема, вычислять характеристики комбинаций фигур (окружностей и многоугольников) вычислять расстояния между фигурами, применять тригонометрические формулы для вычислений в более сложных случаях, проводить вычисления на основе равновеликости и равносоставленности;
- проводить простые вычисления на объемных телах;
- формулировать задачи на вычисление длин, площадей и объемов и решать их.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- проводить вычисления на местности;
- применять формулы при вычислениях в смежных учебных предметах, в окружающей действительности.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ
выпускник научится:
- Изображать типовые плоские фигуры и фигуры в пространстве от руки и с помощью инструментов.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни.
выпускник получит возможность научиться:
- Изображать геометрические фигуры по текстовому и символьному описанию;
- свободно оперировать чертежными инструментами в несложных случаях,
- выполнять построения треугольников, применять отдельные методы построений циркулем и линейкой и проводить простейшие исследования числа решений;
- изображать типовые плоские фигуры и объемные тела с помощью простейших компьютерных инструментов.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни;
- оценивать размеры реальных объектов окружающего мира.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ
выпускник научится:
- Строить фигуру, симметричную данной фигуре относительно оси и точки.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- распознавать движение объектов в окружающем мире;
- распознавать симметричные фигуры в окружающем мире.
выпускник получит возможность научиться:
- Оперировать понятием движения и преобразования подобия, владеть приемами построения фигур с использованием движений и преобразований подобия, применять полученные знания и опыт построений в смежных предметах и в реальных ситуациях окружающего мира;
- строить фигуру, подобную данной, пользоваться свойствами подобия для обоснования свойств фигур;
- применять свойства движений для проведения простейших обоснований свойств фигур.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- применять свойства движений и применять подобие для построений и вычислений.
ВЕКТОРЫ И КООРДИНАТЫ НА ПЛОСКОСТИ
выпускник научится:
- Оперировать на базовом уровне понятиями вектор, сумма векторов, произведение вектора на число, координаты на плоскости;
- определять приближенно координаты точки по ее изображению на координатной плоскости.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- использовать векторы для решения простейших задач на определение скорости относительного движения.
выпускник получит возможность научиться:
- Оперировать понятиями вектор, сумма, разность векторов, произведение вектора на число, угол между векторами, скалярное произведение векторов, координаты на плоскости, координаты вектора;
- выполнять действия над векторами (сложение, вычитание, умножение на число), вычислять скалярное произведение, определять в простейших случаях угол между векторами, выполнять разложение вектора на составляющие, применять полученные знания в физике, пользоваться формулой вычисления расстояния между точками по известным координатам, использовать уравнения фигур для решения задач;
- применять векторы и координаты для решения геометрических задач на вычисление длин, углов.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- использовать понятия векторов и координат для решения задач по физике, географии и другим учебным предметам.
ИСТОРИЯ МАТЕМАТИКИ
выпускник научится:
- Описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки;
- знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей;
- понимать роль математики в развитии России.
выпускник получит возможность научиться:
- Характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей;
- понимать роль математики в развитии России.
МЕТОДЫ МАТЕМАТИКИ
выпускник научится:
- Выбирать подходящий изученный метод для решения изученных типов математических задач;
- Приводить примеры математических закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства.
выпускник получит возможность научиться:
- Используя изученные методы, проводить доказательство, выполнять опровержение;
- выбирать изученные методы и их комбинации для решения математических задач;
- использовать математические знания для описания закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства;
- применять простейшие программные средства и электронно-коммуникационные системы при решении математических задач.
ПО ОКОНЧАНИИ 7 КЛАССА:
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
научится:
- Оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур;
- извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном виде;
- применять для решения задач геометрические факты, если условия их применения заданы в явной форме;
- решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- использовать свойства геометрических фигур для решения типовых задач, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания.
получит возможность научиться:
Оперировать понятиями геометрических фигур;
- извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах;
- применять геометрические факты для решения задач, в том числе, предполагающих несколько шагов решения;
- формулировать в простейших случаях свойства и признаки фигур;
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- использовать свойства геометрических фигур для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин.
ОТНОШЕНИЯ
научится:
- Оперировать на базовом уровне понятиями: равенство фигур, равные фигуры, равенство треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- использовать отношения для решения простейших задач, возникающих в реальной жизни.
получит возможность научиться:
- Оперировать понятиями: равенство фигур, равные фигуры, равенство треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция, подобие фигур, подобные фигуры, подобные треугольники;
- применять теорему Фалеса и теорему о пропорциональных отрезках при решении задач;
- характеризовать взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- использовать отношения для решения задач, возникающих в реальной жизни.
ИЗМЕРЕНИЯ И ВЫЧИСЛЕНИЯ
научится:
- Выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;
- применять формулы периметра при вычислениях, когда все данные имеются в условии;
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ
научится:
- Изображать типовые плоские фигуры и фигуры в пространстве от руки и с помощью инструментов.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни.
получит возможность научиться:
- Изображать геометрические фигуры по текстовому и символьному описанию;
- свободно оперировать чертежными инструментами в несложных случаях,
- выполнять построения треугольников, применять отдельные методы построений циркулем и линейкой и проводить простейшие исследования числа решений;
- изображать типовые плоские фигуры и объемные тела с помощью простейших компьютерных инструментов.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни;
- оценивать размеры реальных объектов окружающего мира.
ИСТОРИЯ МАТЕМАТИКИ
выпускник научится:
- Описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки;
- знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей;
- понимать роль математики в развитии России.
выпускник получит возможность научиться:
- Характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей;
- понимать роль математики в развитии России.
2) СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
7 КЛАСС:
Геометрические фигуры
Фигуры в геометрии и в окружающем мире
Геометрическая фигура. Формирование представлений о метапредметном понятии «фигура».
Точка, линия, отрезок, прямая, луч, ломаная, плоскость, угол, биссектриса угла и ее свойства, виды углов, многоугольники, круг.
Многоугольники
Треугольники. Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника. Равнобедренный треугольник, его свойства и признаки. Равносторонний треугольник. Прямоугольный, остроугольный, тупоугольный треугольники. Внешние углы треугольника. Неравенство треугольника.
Окружность, круг
Окружность, круг, их элементы и свойства; центральные и вписанные углы. Касательная и секущая к окружности, их свойства. Вписанные и описанные окружности для треугольников, четырехугольников, правильных многоугольников.
Равенство фигур
Свойства равных треугольников. Признаки равенства треугольников.
Параллельность прямых
Признаки и свойства параллельных прямых.
Перпендикулярные прямые
Прямой угол. Перпендикуляр к прямой. Наклонная, проекция. Серединный перпендикуляр к отрезку. Свойства и признаки перпендикулярности.
Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей.
Измерения и вычисления
Величины
Понятие величины. Длина. Измерение длины. Единицы измерения длины. Величина угла. Градусная мера угла.
Измерения и вычисления
Инструменты для измерений и построений; измерение и вычисление углов, длин (расстояний), площадей.
Расстояния
Расстояние между точками. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между фигурами.
Геометрические построения
Геометрические построения для иллюстрации свойств геометрических фигур.
Инструменты для построений: циркуль, линейка, угольник. Простейшие построения циркулем и линейкой: построение биссектрисы угла, перпендикуляра к прямой, угла, равного данному,
Построение треугольников по трем сторонам, двум сторонам и углу между ними, стороне и двум прилежащим к ней углам.
Деление отрезка в данном отношении.
История математики
Возникновение математики как науки, этапы ее развития. Основные разделы математики. Выдающиеся математики и их вклад в развитие науки.
Геометрия и искусство. Геометрические закономерности окружающего мира.
9 КЛАСС:
Геометрические фигуры
Фигуры в геометрии и в окружающем мире
Геометрическая фигура. Формирование представлений о метапредметном понятии «фигура».
Осевая симметрия геометрических фигур. Центральная симметрия геометрических фигур.
Многоугольники
Многоугольник, его элементы и его свойства. Распознавание некоторых многоугольников. Выпуклые и невыпуклые многоугольники. Правильные многоугольники.
Четырехугольники. Параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат, трапеция, равнобедренная трапеция. Свойства и признаки параллелограмма, ромба, прямоугольника, квадрата.
Окружность, круг
Окружность, круг, их элементы и свойства; центральные и вписанные углы. Касательная и секущая к окружности, их свойства. Вписанные и описанные окружности для треугольников, четырехугольников, правильных многоугольников.
Геометрические фигуры в пространстве (объемные тела)
Многогранник и его элементы. Названия многогранников с разным положением и количеством граней. Первичные представления о пирамиде, параллелепипеде, призме, сфере, шаре, цилиндре, конусе, их элементах и простейших свойствах.
Отношения
Подобие
Пропорциональные отрезки, подобие фигур. Подобные треугольники. Признаки подобия.
Измерения и вычисления
Величины
Понятие о площади плоской фигуры и ее свойствах. Измерение площадей. Единицы измерения площади.
Представление об объеме и его свойствах. Измерение объема. Единицы измерения объемов.
Измерения и вычисления
Тригонометрические функции острого угла в прямоугольном треугольнике Тригонометрические функции тупого угла. Вычисление элементов треугольников с использованием тригонометрических соотношений. Формулы площади треугольника, параллелограмма и его частных видов, формулы длины окружности и площади круга. Сравнение и вычисление площадей. Теорема Пифагора. Теорема синусов. Теорема косинусов.
Расстояния
Расстояние между точками. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между фигурами.
Геометрические преобразования
Преобразования
Понятие преобразования. Представление о метапредметном понятии «преобразование». Подобие.
Движения
Осевая и центральная симметрия, поворот и параллельный перенос. Комбинации движений на плоскости и их свойства.
Векторы и координаты на плоскости
Векторы
Понятие вектора, действия над векторами, использование векторов в физике, разложение вектора на составляющие, скалярное произведение.
Координаты
Основные понятия, координаты вектора, расстояние между точками. Координаты середины отрезка. Уравнения фигур.
Применение векторов и координат для решения простейших геометрических задач.
История математики
Выдающиеся математики и их вклад в развитие науки.
Появление метода координат, позволяющего переводить геометрические объекты на язык алгебры. Появление графиков функций. Р. Декарт, П. Ферма. Примеры различных систем координат.
История числа π. Золотое сечение. «Начала» Евклида. Л Эйлер, Н.И.Лобачевский. История пятого постулата.
Геометрия и искусство. Геометрические закономерности окружающего мира.
Астрономия и геометрия. Что и как узнали Анаксагор, Эратосфен и Аристарх о размерах Луны, Земли и Солнца. Расстояния от Земли до Луны и Солнца. Измерение расстояния от Земли до Марса.
3) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ 7 КЛАСС | |||||
№ | Тема урока с учетом рабочей программы воспитания | Коли-чество часов | Характеристика основных видов учебной деятельности | Дата проведения | |
План | Факт | ||||
ПРОСТЕЙШИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ И ИХ СВОЙСТВА | 16 | ||||
1 | Точки и прямые | 1 | Приводить примеры геометрических фигур. Описывать точку, прямую, отрезок, луч, угол. Формулировать определения и иллюстрировать понятия: отрезка, луча; равных отрезков, середины отрезка, расстояния между двумя точками, дополнительных лучей; угла, прямого, острого, тупого и развёрнутого угла, равных углов, биссектрисы угла, смежных и вертикальных углов; пересекающихся прямых, перпендикулярных прямых, перпендикуляра, наклонной, расстояния от точки до прямой; свойства: расположения точек на прямой, измерения отрезков и углов, смежных и вертикальных углов, перпендикулярных прямых; основное свойство прямой. Классифицировать углы. Доказывать: теоремы о пересекающихся прямых, о свойствах смежных и вертикальных углов, о единственности прямой, перпендикулярной данной (случай, когда точка лежит на данной прямой). Находить длину отрезка, градусную меру угла, используя свойства их измерений. Изображать с помощью чертёжных инструментов геометрические фигуры: отрезок, луч, угол, смежные и вертикальные углы, перпендикулярные прямые, отрезки и лучи. Пояснять, что такое аксиома, определение. Решать задачи на вычисление и доказательство, проводя необходимые доказательные рассуждения | ||
2 | Решение задач по теме: «Точки и прямые» | 1 | |||
3 | Отрезок и его длина | 1 | |||
4 | Решение заданий по теме: «Отрезок и его длина» с помощью линейных уравнений | 1 | |||
5 | Решение заданий по теме: «Отрезок и его длина» (интегрированный с алгеброй) | 1 | |||
6 | Луч. Угол | 1 | |||
7 | Измерение углов | 1 | |||
8 | Луч. Угол. Измерение углов | 1 | |||
9 | Смежные и вертикальные углы | 1 | |||
10 | Всероссийская проверочная работа | 1 | |||
11 | Смежные и вертикальные углы | 1 | |||
12 | Перпендикулярные прямые | 1 | |||
13 | Аксиомы ВП. Всемирный день математики | 1 | |||
14-15 | Повторение по теме: «Простейшие геометрические фигуры и их свойства» | 2 | |||
16 | Контрольная работа №1 по теме «Простейшие геометрические фигуры и их свойства» | 1 | |||
ТРЕУГОЛЬНИКИ | 17 | ||||
17 | Равные треугольники | 1 | Описывать смысл понятия «равные фигуры». Приводить примеры равных фигур. Распознавать и изображать на чертежах и рисунках равносторонние, равнобедренные, прямоугольные, остроугольные, тупоугольные треугольники и их элементы. Классифицировать треугольники по сторонам и углам. Формулировать: определения: остроугольного, тупоугольного, прямоугольного, равнобедренного, равностороннего, разностороннего треугольников; биссектрисы, высоты, медианы треугольника; равных треугольников; серединного перпендикуляра; периметра треугольника; свойства: равнобедренного треугольника, серединного перпендикуляра отрезка, основного свойства равенства треугольников; признаки: равенства треугольников, равнобедренного треугольника. Доказывать теоремы: о единственности прямой, перпендикулярной данной (случай, когда точка лежит вне данной прямой); три признака равенства треугольников; признаки равнобедренного треугольника; теоремы о свойствах серединного перпендикуляра, равнобедренного и равностороннего треугольников. Разъяснять, что такое теорема, описывать структуру теоремы. Объяснять, какую теорему называют обратной данной, в чём заключается метод доказательства от противного. Приводить примеры использования этого метода. Решать задачи на вычисление и доказательство | ||
18 | Высота, медиана, биссектриса треугольника | 1 | |||
19 | Первый признак равенства треугольников | 1 | |||
20 | Второй признак равенства треугольников | 1 | |||
21 | Решение задач по теме: « Первый и второй признаки равенства треугольников» | 1 | |||
22 | Решение задач по теме: «Первый и второй признаки равенства треугольников» | 1 | |||
23 | Равнобедренный, равносторонний и разносторонний треугольники | 1 | |||
24 | Свойства равнобедренного и равностороннего треугольников | 1 | |||
25 | Решение задач по теме: «Свойства равнобедренного и равностороннего треугольников» | 1 | |||
26 | Признаки равнобедренного треугольника | 1 | |||
27 | Решение задач по теме: «Признаки равнобедренного треугольника» | 1 | |||
28 | Третий признак равенства треугольников | 1 | |||
29 | Решение задач по теме: «Третий признак равенства треугольников» | 1 | |||
30 | Теоремы | 1 | |||
31 | Контрольная работа № 2 по теме: «Треугольники» | 1 | |||
32 | Обобщение материала по теме: «Треугольники» | 1 | |||
33 | Обобщение материала по теме: «Треугольники» | 1 | |||
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ПРЯМЫЕ. СУММА УГЛОВ ТРЕУГОЛЬНИКА | 16 | ||||
34 | Параллельные прямые | 1 | Распознавать на чертежах параллельные прямые. Изображать с помощью линейки и угольника параллельные прямые. Описывать углы, образованные при пересечении двух прямых секущей. Формулировать: определения: параллельных прямых, расстояния между параллельными прямыми, внешнего угла треугольника, гипотенузы и катета; свойства: параллельных прямых; углов, образованных при пересечении параллельных прямых секущей; суммы улов треугольника; внешнего угла треугольника; соотношений между сторонами и углами треугольника; прямоугольного треугольника; основное свойство параллельных прямых; признаки: параллельности прямых, равенства прямоугольных треугольников. Доказывать: теоремы о свойствах параллельных прямых, о сумме углов треугольника, о внешнем угле треугольника, неравенство треугольника, теоремы о сравнении сторон и углов треугольника, теоремы о свойствах прямоугольного треугольника, признаки параллельных прямых, равенства прямоугольных треугольников. Решать задачи на вычисление и доказательство | ||
35 | Признаки параллельности двух прямых | 1 | |||
36 | Решение задач по теме: «Признаки параллельности двух прямых» | 1 | |||
37 | Свойства параллельных прямых | 1 | |||
38 | Свойства параллельных прямых | 1 | |||
39 | Решение задач по теме: «Свойства параллельных прямых» | 1 | |||
40 | Сумма углов треугольника ВП. День русской науки | 1 | |||
41 | Внешний угол треугольника | 1 | |||
42 | Неравенство треугольника | 1 | |||
43 | Решение задач по теме: «Сумма углов треугольника» | 1 | |||
44 | Прямоугольный треугольник | 1 | |||
45 | Прямоугольный треугольник | 1 | |||
46 | Свойства прямоугольного треугольника | 1 | |||
47 | Свойства прямоугольного треугольника | 1 | |||
48 | Повторение по теме «Параллельные прямые. Сумма углов треугольника" | 1 | |||
49 | Контрольная работа № 3 по теме «Параллельные прямые. Сумма углов треугольника" | 1 | |||
ОКРУЖНОСТЬ И КРУГ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ | 16 | ||||
50 | Геометрическое место точек. Окружность и круг ВП. Неделя математики | 1 | Пояснять, что такое задача на построение; геометрическое место точек (ГМТ). Приводить примеры ГМТ. Изображать на рисунках окружность и её элементы; касательную к окружности; окружность, вписанную в треугольник, и окружность, описанную около него. Описывать взаимное расположение окружности и прямой. Формулировать: определения: окружности, круга, их элементов; касательной к окружности; окружности, описанной около треугольника, и окружности, вписанной в треугольник; свойства: серединного перпендикуляра как ГМТ; биссектрисы угла как ГМТ; касательной к окружности; диаметра и хорды; точки пересечения серединных перпендикуляров сторон треугольника; точки пересечения биссектрис углов треугольника; признаки касательной. Доказывать: теоремы о серединном перпендикуляре и биссектрисе угла как ГМТ; о свойствах касательной; об окружности, вписанной в треугольник, описанной около треугольника; признаки касательной. Решать основные задачи на построение: построение угла, равного данному; построение серединного перпендикуляра данного отрезка; построение прямой, проходящей через данную точку и перпендикулярной данной прямой; построение биссектрисы данного угла; построение треугольника по двум сторонам и углу между ними; по стороне и двум прилежащим к ней углам. Решать задачи на построение методом ГМТ. Строить треугольник по трём сторонам. Решать задачи на построение, доказательство и вычисление. Выделять в условии задачи условие и заключение. Опираясь на условие задачи, проводить необходимые доказательные рассуждения. Сопоставлять полученный результат с условием задачи. | ||
51 | Геометрическое место точек. Окружность и круг | 1 | |||
52 | Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности | 1 | |||
53 | Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности | 1 | |||
54 | Решение заданий по теме: «Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности» | 1 | |||
55 | Описанная и вписанная окружности треугольника | 1 | |||
56 | Описанная и вписанная окружности треугольника | 1 | |||
57 | Решение задач по теме: «Описанная и вписанная окружности треугольника» | 1 | |||
58 | Задачи на построение | 1 | |||
59 | Решение заданий по теме: «Задачи на построение» | 1 | |||
60 | Решение задач по теме: «Задачи на построение» | 1 | |||
61 | Метод геометрических мест точек в задачах на построение | 1 | |||
62 | Метод геометрических мест точек в задачах на построение | 1 | |||
63 | Решение задач по теме: «Задачи на построение» Метод геометрических мест точек в задачах на построение» ВП. Урок Победы в цифрах | 1 | |||
64 | Повторение по теме «Окружность и круг. Геометрические построения» | 1 | |||
65 | Контрольная работа на промежуточной аттестации | 1 | |||
ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ | 5 | ||||
66-67 | Повторение. Простейшие геометрические фигуры и их свойства. Треугольники | 2 | Оперировать материалом по темам: простейшие геометрические фигуры и их свойства, треугольники, параллельные прямые, сумма углов треугольника, окружность и круг, геометрические построения. Решать задачи на вычисление и доказательство по выше указанным темам, проводя необходимые доказательные рассуждения | ||
68-69 | Повторение. Параллельные прямые. | 2 | |||
70 | Итоговый урок за курс геометрии 7 класса» | 1 |
3). ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ 9 КЛАСС | |||||
№ | Тема урока с учетом рабочей программы воспитания | Коли-чество часов | Характеристика основных видов учебной деятельности | Дата проведения | |
план | факт | ||||
Глава 1. Решение треугольников | 17 | ||||
1 | Тригонометрические функции угла от 0° до 180° | 1 | Формулировать: определения: синуса, косинуса, тангенса, котангенса угла от 0° до 180°; свойство связи длин диагоналей и сторон параллелограмма. Формулировать и разъяснять основное тригонометрическое тождество. Вычислять значение тригонометрической функции угла по значению одной из его заданных функций. Формулировать и доказывать теоремы: синусов, косинусов, следствия из теоремы косинусов и синусов, о площади описанного многоугольника. Записывать и доказывать формулы для нахождения площади треугольника, радиусов вписанной и описанной окружностей треугольника. Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач | ||
2 | Тригонометрические функции угла от 0° до 180° | 1 | |||
3 | Теорема косинусов | 1 | |||
4 | Теорема косинусов | 1 | |||
5 | Теорема косинусов | 1 | |||
6 | Теорема косинусов | 1 | |||
7 | Теорема синусов | 1 | |||
8 | Теорема синусов | 1 | |||
9 | Теорема синусов | 1 | |||
10 | Решение треугольников | 1 | |||
11 | Решение треугольников | 1 | |||
12 | Формулы для нахождения площади треугольника | 1 | |||
13 | Формулы для нахождения площади треугольника ВП. Всемирный день математики | 1 | |||
14 | Формулы для нахождения площади треугольника | 1 | |||
15 | Повторение материала по теме: «Решение треугольников» | 1 | |||
16 | Контрольная работа № 1 по теме: «Решение треугольников» | 1 | |||
17 | Повторение материала по теме: «Решение треугольников» | 1 | |||
Глава 2. Правильные многоугольники | 10 | ||||
18 | Правильные многоугольники и их свойства | 1 | Пояснять, что такое центр и центральный угол правильного многоугольника, сектор и сегмент круга. Формулировать: определение правильного многоугольника; свойства правильного многоугольника. Доказывать свойства правильных многоугольников. Записывать и разъяснять формулы длины окружности, площади круга. Записывать и доказывать формулы длины дуги, площади сектора, формулы для нахождения радиусов вписанной и описанной окружностей правильного многоугольника. Строить с помощью циркуля и линейки правильные треугольник, четырёхугольник, шестиугольник. Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач | ||
19 | Правильные многоугольники и их свойства | 1 | |||
20 | Решение заданий по теме: «Правильные многоугольники и их свойства» | 1 | |||
21 | 1 | ||||
22 | Длина окружности | 1 | |||
23 | Площадь | 1 | |||
24 | Длина окружности. Площадь | 1 | |||
25 | Длина окружности. Площадь | 1 | |||
26 | Повторение и систематизация учебного материала по теме: «Правильные многоугольники» | 1 | |||
27 | Контрольная | 1 | |||
Глава 3. Декартовы координаты | 12 | ||||
28 | Расстояние между двумя точками с заданными координатами. Координаты середины отрезка | 1 | Описывать прямоугольную систему координат. Формулировать: определение уравнения фигуры, необходимое и достаточное условия параллельности двух прямых. Записывать и доказывать формулы расстояния между двумя точками, координат середины отрезка. Выводить уравнение окружности, общее уравнение прямой, уравнение прямой с угловым коэффициентом. Доказывать необходимое и достаточное условие параллельности двух прямых. Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач | ||
29 | Расстояние между двумя точками с заданными координатами. Координаты середины отрезка | 1 | |||
30 | Расстояние между двумя точками с заданными координатами. Координаты середины отрезка | 1 | |||
31 | Уравнение фигуры. Уравнение окружности | 1 | |||
32 | Уравнение фигуры. Уравнение окружности | 1 | |||
33 | Уравнение фигуры. Уравнение окружности | 1 | |||
34 | Уравнение прямой | 1 | |||
35 | Уравнение прямой | 1 | |||
36 | Угловой коэффициент прямой | 1 | |||
37 | Угловой коэффициент прямой | 1 | |||
38 | Повторение и систематизация учебного материала по теме: «Декартовы координаты на плоскости». | 1 | |||
39 | Контрольная работа № 3 по теме: «Декартовы координаты на плоскости» | 1 | |||
Глава 4. Векторы | 15 | ||||
40 | Понятие вектора ВП. День русской науки | 1 | Описывать понятия векторных и скалярных величин. Иллюстрировать понятие вектора. Формулировать: определения: модуля вектора, коллинеарных векторов, равных векторов, координат вектора, суммы векторов, разности векторов, противоположных векторов, умножения вектора на число, скалярного произведения векторов; свойства: равных векторов, координат равных векторов, сложения векторов, координат вектора суммы и вектора разности двух векторов, коллинеарных векторов, умножения вектора на число, скалярного произведения двух векторов, перпендикулярных векторов. Доказывать теоремы: о нахождении координат вектора, о координатах суммы и разности векторов, об условии коллинеарности двух векторов, о нахождении скалярного произведения двух векторов, об условии перпендикулярности. Находить косинус угла между двумя векторами. Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач | ||
41 | Понятие вектора | 1 | |||
42 | Координаты вектора | 1 | |||
43 | Сложение векторов | 1 | |||
44 | Вычитание векторов | 1 | |||
45 | Сложение и вычитание векторов | 1 | |||
46 | Сложение и вычитание векторов | 1 | |||
47 | Умножение вектора на число | 1 | |||
48 | Умножение вектора на число | 1 | |||
49 | Умножение вектора на число ВП. Неделя математики | 1 | |||
50 | Скалярное произведение векторов ВП. Неделя математики | 1 | |||
51 | Скалярное произведение векторов | 1 | |||
52 | Скалярное произведение векторов | 1 | |||
53 | Повторение и систематизация учебного материала по теме: «Векторы». | 1 | |||
54 | Контрольная работа № 4 по теме: «Векторы». | 1 | |||
Глава 5. Геометрические преобразования | 11 | ||||
55 | Движение. Параллельный перенос | 1 | Приводить примеры преобразования фигур. Описывать преобразования фигур: параллельный перенос, осевая симметрия, центральная симметрия, поворот, гомотетия, подобие. Формулировать: определения: движения; равных фигур; точек, симметричных относительно прямой; точек, симметричных относительно точки; фигуры, имеющей ось симметрии; фигуры, имеющей центр симметрии; подобных фигур; свойства: движения, параллельного переноса, осевой симметрии, центральной симметрии, поворота, гомотетии. Доказывать теоремы: о свойствах параллельного переноса, осевой симметрии, центральной симметрии, поворота, гомотетии, об отношении площадей подобных треугольников. Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач | ||
56 | Движение. Параллельный перенос | 1 | |||
57 | Движение. Параллельный перенос | 1 | |||
58 | Осевая симметрия | 1 | |||
59 | Осевая симметрия | 1 | |||
60 | Центральная симметрия | 1 | |||
61 | Поворот | 1 | |||
62 | Гомотетия. Подобие фигур | 1 | |||
63 | Гомотетия. Подобие фигур (в трансформируемом пространстве) | 1 | |||
64 | Повторение и систематизация учебного материала по теме: «Геометрические преобразования». | 1 | |||
65 | Контрольная работа № 5 по теме: «Геометрические преобразования» | 1 | |||
Повторение и систематизация учебного материала | 3 | ||||
66 | Повторение и систематизация учебного материала по теме: «Решение треугольников» | 1 | Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач, в т.ч. заданий ОГЭ | ||
67 | Повторение и систематизация учебного материала по теме: «Декартовы координаты на плоскости», «Векторы». | 1 | |||
68 | Итоговая контрольная работа в форме ОГЭ | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аннотация к рабочей программе по географии 6 класс 2022-2023 учебный год.
Аннотация к рабочей программе по географии 6 класс 2022-2023 учебный год....
Аннотация к рабочей программе по географии 10 класс 2022-2023 учебный год.
Аннотация к рабочей программе по географии 10 класс 2022-2023 учебный год....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. АЛГЕБРА (7,9 классы 2022-2023)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. АЛГЕБРА (7,9 классы 2022-2023)...
Рабочая программа по Алгебре 8 класс 2022-2023 учебный год
Программа составлена в Конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа ФГОС Технология 5 класс 2022 - 2023 учеб.год
НАУЧНЫЙ, ОБШЕКУЛЬТУРНЫЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ ТЕХНОЛОГИИ Фундаментальной задачей общего образования является освоение учащимися наиболее значимых аспектов реальности. К таким аспектам, несомн...
Рабочая программа по технологии 5 класс 2022-2023 учебный год
Рабочая программа по технологии 5 класс 2022-2023 учебный год...
Рабочая программа по литературе. 5 класс. 2022-2023 учебный год
Рабочая программа по литературе для обучающихся 5 классов составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федер...