Рабочая программа внеурочной деятельности по волейболу
рабочая программа (9 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс) | 365.07 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка
Внеурочная деятельность обучающихся общеобразовательных учреждений объединяет все виды деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Согласно учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию обучающихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации в числе основных направлений внеурочной деятельности выделено физкультурно-спортивное и оздоровительное направление.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Волейбол» предназначена для физкультурно-спортивной и оздоровительной работы с обучающимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту, в 5-9 классах МБОУ «Улюкчиканская ООШ».
Волейбол – один из игровых видов спорта в программах физического воспитания обучающихся общеобразовательных учреждений. Он включён в урочные занятия, широко практикуется во внеклассной и внешкольной работе – это занятия в спортивной секции по волейболу, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (соревнования в общеобразовательном учреждении, на уровне района, округа, матчевые встречи и т.п.).
Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро выполнять двигательные действия, высоко прыгать, мгновенно менять направление и скорость движения, обладать ловкостью и выносливостью. Занятия волейболом улучшают работу сердечнососудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретёнными навыками. Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря своей эмоциональности игра в волейбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха. Широкому распространению волейбола содействует несложное оборудование: небольшая площадка, сетка, мяч.
В программе представлены доступные для обучающихся упражнения, способствующие овладению элементами техники и тактики игры в волейбол, развитию физических способностей.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся являются:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт;
- СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
- Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
- Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
- Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009г.).
Цель и задачи обучения, воспитания и развития детей по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья обучающихся, в основу, которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы. Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующей цели: укрепление здоровья, физического развития и подготовленности, воспитание личностных качеств, освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ спортивной техники избранного вида спорта.
Цель конкретизирована следующими задачами:
- пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию занимающихся;
- популяризация волейбола как вида спорта и активного отдыха;
- формирование у обучающихся устойчивого интереса к занятиям волейболом;
- обучение технике и тактике игры в волейбол;
- развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
- формирование у обучающихся необходимых теоретических знаний;
- воспитание моральных и волевых качеств.
Целью реализации основной образовательной программы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником общеобразовательного учреждения целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Выстраивая предполагаемый образ выпускника, мы исходим из того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием.
Особенности реализации программы внеурочной деятельности: количество часов и место проведения занятий.
Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол» предназначена для обучающихся 5–9 классов МБОУ «Улюкчиканская ООШ». Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т.е. 45 минут.
Занятия проводятся в спортивном зале или на пришкольной спортивной площадке. Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям занимающихся.
Таблица 1
Формы проведения занятия и виды деятельности | |
Однонаправленные занятия | Посвящены только одному из компонентов подготовки волейболиста: техникой, тактикой или физической |
Комбинированные занятия | Включают два-три компонента в различных сочетаниях: техническая и физическая подготовка; техническая и тактическая подготовка; техническая, физическая и тактическая подготовка. |
Целостно-игровые занятия | Построены на учебной двухсторонней игре в волейбол по упрощенным правилам, с соблюдением основных правил. |
Контрольные занятия | Прием нормативов у занимающихся, выполнению контрольных упражнений (двигательных заданий) с целью получения данных об уровне технико-тактической и физической подготовленности занимающихся. |
Подобная реализация программы внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол» соответствует возрастным особенностям обучающихся, способствует формированию личной культуры здоровья обучающихся через организацию здоровьесберегающих практик.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
- личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
- метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
- предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Волейбол» является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Волейбол» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
- Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды на занятии.
- Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.
- Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
3. Коммуникативные УУД:
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
- осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью.
II. Учебно-тематический план курса «Волейбол»
Тематическое планирование 5 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Перемещения | 9 |
2 | Верхняя передача | 6 |
3 | Нижняя передача | 6 |
4 | Приём мяча | 4 |
5 | Подвижные игры и эстафеты | 9 |
6 | Физическая подготовка в процессе занятия | |
Итого | 34 |
Тематическое планирование 6 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Индивидуальные тактические действия в защите | 7 |
2 | Закрепление техники верхней передачи | 6 |
3 | Закрепление техники нижней передачи | 6 |
4 | Верхняя прямая подача | 4 |
5 | Закрепление техники приёма мяча с подачи | 3 |
6 | Подвижные игры и эстафеты. Двусторонняя учебная игра | 8 |
7 | Физическая подготовка в процессе занятия | |
Итого | 34 |
Тематическое планирование 7 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Индивидуальные тактические действия в нападении | 7 |
2 | Закрепление техники верхней передачи | 6 |
3 | Закрепление техники нижней передачи | 6 |
4 | Верхняя прямая подача | 4 |
5 | Закрепление техники приёма мяча с подачи | 3 |
6 | Подвижные игры и эстафеты. Двусторонняя учебная игра | 8 |
7 | Физическая подготовка в процессе занятия | |
Итого | 34 |
Тематическое планирование 8 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Совершенствование техники верхней, нижней передачи | 4 |
2 | Прямой нападающий удар | 8 |
3 | Совершенствование верхней прямой подачи | 5 |
4 | Совершенствование приёма мяча с подачи и в защите | 4 |
5 | Двусторонняя учебная игра | 5 |
6 | Одиночное блокирование | 4 |
7 | Страховка при блокировании | 4 |
8 | Физическая подготовка в процессе занятия | |
Итого | 34 |
Тематическое планирование, 9 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Верхняя передача двумя руками в прыжке | 5 |
2 | Прямой нападающий удар | 5 |
3 | Верхняя, нижняя передача двумя руками назад | 6 |
4 | Совершенствование приёма мяча с подачи и в защите | 4 |
5 | Двусторонняя учебная игра | 7 |
6 | Одиночное блокирование и страховка | 4 |
7 | Командные тактические действия в нападении и защите | 3 |
Физическая подготовка в процессе занятия | ||
Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование 5 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
1-2 | Разучивание стойки игрока (исходные положения). | 2 | |
3 | Разучивание перемещения в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд. | 1 | |
4-5 | Перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд. | 2 | |
6 | Двусторонняя учебная игра. | 1 | |
7-9 | Разучивание сочетания способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх). | 3 | |
10 | Эстафеты с различными способами перемещений. | 1 | |
11-12 | Разучивание передачи сверху двумя руками вперёд-вверх (в опорном положении). | 2 | |
13 | Разучивание верхней передачи мяча у стены. | 1 | |
14 | Игры, развивающие физические способности. | 1 | |
15 | Разучивание передачи снизу двумя руками над собой. | 1 | |
16-17 | Разучивание передачи снизу двумя руками в парах. | 2 | |
18-19 | Разучивание нижней прямой подачи. | 2 | |
20 | Двусторонняя учебная игра. | 1 | |
21 | Развитие скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости. | 1 | |
22-24 | Разучивание приёма мяча снизу двумя руками. | 3 | |
25 | Эстафеты на закрепление и совершенствование технических приёмов и тактических действий. | 1 | |
26-28 | Разучивание приём мяча сверху двумя руками. | 3 | |
29 | Игры, развивающие физические способности. | 1 | |
30-32 | Разучивание индивидуальных тактических действия в нападении, защите. | 3 | |
33 | Двусторонняя учебная игра. | 1 | |
34 | Эстафеты на закрепление и совершенствование технических приёмов и тактических действий. | 1 |
Календарно-тематическое планирование 6 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
№ | Закрепление стойки игрока (исходные положения). | 2 | |
1-2 | Закрепление перемещения в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд. | 1 | |
3 | Перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд. | 1 | |
4 | Двусторонняя учебная игра. | 1 | |
5 | Сочетания способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх). | 2 | |
6-7 | Эстафеты с различными способами перемещений. | 1 | |
8 | Закрепление передачи сверху двумя руками вперёд-вверх (в опорном положении). | 2 | |
9-10 | Закрепление верхней передачи мяча у стены. | 1 | |
11 | Игры, развивающие физические способности. | 1 | |
12 | Закрепление передачи снизу двумя руками над собой. | 1 | |
13 | Закрепление передачи снизу двумя руками в парах. | 1 | |
14 | Закрепление нижней прямой подачи. | 2 | |
15-16 | Двусторонняя учебная игра. | 1 | |
17 | Разучивание верхней прямой подачи. | 3 | |
18-20 | Развитие скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости. | 1 | |
21 | Закрепление приёма мяча снизу двумя руками. | 2 | |
22-23 | Разучивание прямого нападающего удара (по ходу). | 2 | |
24-25 | Эстафеты на закрепление и совершенствование технических приёмов и тактических действий. | 1 | |
26 | Закрепление приём мяча сверху двумя руками. | 1 | |
27 | Разучивание одиночного блокирования. | 2 | |
28-29 | Разучивание страховки при блокировании. | 2 | |
30-31 | Разучивание индивидуальных тактических действия в нападении, защите. | 2 | |
32-33 | Двусторонняя учебная игра. | 1 | |
34 | Двусторонняя учебная игра. |
Календарно-тематическое планирование 7 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
1 | Совершенствование стоек игрока. | 1 | |
2 | Совершенствование перемещений в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд. | 1 | |
3 | Игры, развивающие физические способности. | 1 | |
4 | Сочетания способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх). | 1 | |
5-6 | Закрепление передачи сверху двумя руками вперёд-вверх (в опорном положении). | 2 | |
7 | Закрепление верхней передачи мяча у стены. | 1 | |
8 | Эстафеты с различными способами перемещений. | 1 | |
9 | Совершенствование передачи снизу двумя руками над собой. | 1 | |
10 | Закрепление передачи снизу двумя руками в парах. | 1 | |
11-13 | Закрепление верхней прямой подачи. | 3 | |
14 | Двусторонняя учебная игра. | 1 | |
15 | Развитие скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости. | 1 | |
16-17 | Закрепление прямого нападающего удара. | 2 | |
18-19 | Совершенствование приёма мяча снизу двумя руками. | 2 | |
20 | Эстафеты на закрепление и совершенствование технических приёмов и тактических действий. | 1 | |
21-22 | Совершенствование приём мяча сверху двумя руками. | 2 | |
23 | Игры, развивающие физические способности. | 1 | |
24-25 | Закрепление одиночного блокирования. | 2 | |
26-27 | Разучивание группового блокирования (вдвоём, втроём). | 2 | |
28-29 | Закрепление страховки при блокировании. | 2 | |
30-31 | Закрепление индивидуальных тактических действия в нападении, защите. | 2 | |
32-33 | Разучивание групповых тактических действий в нападении, защите. | 2 | |
34 | Двусторонняя учебная игра. | 1 |
Календарно-тематическое планирование 8 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведен |
1 | Стойки игрока. | 1 | |
2 | Перемещения в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд. | 1 | |
3 | Игры, развивающие физические способности. | 1 | |
4 | Сочетания способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх). | 1 | |
5-6 | Совершенствование передачи сверху двумя руками вперёд-вверх. | 2 | |
7-8 | Разучивание передачи сверху двумя руками в прыжке (вдоль сетки и через сетку). | 2 | |
9 | Совершенствование передачи снизу двумя руками над собой. | 1 | |
10 | Совершенствование передачи снизу двумя руками в парах. | 1 | |
11-12 | Совершенствование верхней прямой подачи. | 2 | |
13 | Двусторонняя учебная игра. | 1 | |
14 | Развитие физических качеств. | 1 | |
15-16 | Закрепление прямого нападающего удара. | 2 | |
17 | Приём мяча снизу двумя руками. | 1 | |
18 | Эстафеты на закрепление и совершенствование технических приёмов и тактических действий. | 1 | |
19 | Приём мяча сверху двумя руками. | 1 | |
20-21 | Разучивание приёма мяча, отражённого сеткой. | 2 | |
22 | Игры, развивающие физические способности. | 1 | |
23 | Совершенствование одиночного блокирования. | 1 | |
24-25 | Закрепление группового блокирования (вдвоём, втроём). | 2 | |
26 | Совершенствование страховки при блокировании. | 1 | |
27-28 | Закрепление индивидуальных тактических действия в нападении, защите. | 2 | |
29-30 | Закрепление групповых тактических действий в нападении, защите. | 2 | |
31-32 | Разучивание командных тактических действий в нападении, защите. | 2 | |
33 | Судейство учебной игры в волейбол. | 1 | |
34 | Двусторонняя учебная игра. | 1 |
Календарно-тематическое планирование 9 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
1 | Стойки игрока. | 1 | |
2 | Перемещения в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд. | 1 | |
3 | Игры, развивающие физические способности. | 1 | |
4 | Сочетания способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх). | 1 | |
5 | Совершенствование передачи сверху двумя руками вперёд-вверх. | 1 | |
6-7 | Разучивание передачи сверху двумя руками в прыжке (вдоль сетки и через сетку). | 2 | |
8 | Разучивание передачи сверху двумя руками, стоя спиной в направлении передачи. | 1 | |
9 | Передача снизу двумя руками над собой. | 1 | |
10 | Передача снизу двумя руками в парах. | 1 | |
11 | Совершенствование верхней прямой подачи. | 1 | |
12-13 | Разучивание подачи в прыжке. | 2 | |
14 | Развитие физических качеств. | 1 | |
15 | Закрепление прямого нападающего удара. | 1 | |
16-17 | Разучивание нападающего удара с переводом вправо (влево). | 2 | |
18 | Эстафеты на закрепление и совершенствование технических приёмов и тактических действий. | 1 | |
19 | Приём мяча снизу, сверху двумя руками. | 1 | |
20-21 | Закрепление приёма мяча, отражённого сеткой. | 2 | |
22 | Игры, развивающие физические способности. | 1 | |
23 | Совершенствование одиночного блокирования. | 1 | |
24-25 | Совершенствование группового блокирования (вдвоём, втроём). | 2 | |
26 | Совершенствование страховки при блокировании. | 1 | |
27-28 | Совершенствование индивидуальных тактических действия в нападении, защите. | 2 | |
29-30 | Совершенствование групповых тактических действий в нападении, защите. | 2 | |
31-32 | Закрепление командных тактических действий в нападении, защите. | 2 | |
33 | Судейство учебной игры в волейбол. | 1 | |
34 | Двусторонняя учебная игра. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Увлекательный волейбол» для обучающихся 9-х классов
Рабочая программа внеурочной деятельности «Волейбол» предназначена для обучающихся 9 классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым. Представ...
Рабочая программа внеурочной деятельности по волейболу 5-9 класс.
Внеурочная деят. Волейбол. (5-9 класс)...
Рабочая программа внеурочной деятельности по волейболу
Для современных детей ведущих малоподвижный образ жизни, вовлечение их в различные секции в условиях агрессивной информационной среды, формирует позитивную психологию общения и колле...
Рабочая программа внеурочной деятельности по "Волейболу 4-5 класс 2019г.
Рабочая программа внеурочной деятельности по "Волейболу 4-5 класс 2019г....
Рабочая программа внеурочной деятельности по "Волейболу 8-11 класс 2019г.
Рабочая программа внеурочной деятельности по "Волейболу 8-11 класс 2019г....
Рабочая программа внеурочной деятельности по волейболу
Аннотации к рабочим программам внеурочной деятельности для 5-10 классов по ФГОС « волейбол »Рабочая программа к курсу « волейбол » составлена в соответствии с требованиями Феде...
Рабочая программа внеурочной деятельности по волейболу
Обучение игре волейбол...