Внеклассное мероприятие "Загадка буквы Ё"
план-конспект
Повысить интерес к изучению родного языка, появление необходимости обращения к дополнительной литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_bukva_yo.docx | 29.75 КБ |
Предварительный просмотр:
З
Внеклассное мероприятие «Загадка буквы Ё»
Тип урока: интегрированный.
Цели и задачи:
- повысить интерес к гуманитарному образованию на основе расширения лингвистического кругозора учащихся;
- продолжить работу по формированию навыков культуры речи, уметь логически формулировать свои мысли, связно излагать материал;
- способствовать расширению представлений учащихся о многообразии русского языка;
- формировать осмысленное восприятие необходимости постоянно учиться, накапливать знания;
- развивать логическое мышление и творческие способности учащихся.
Задачи:
- создать условия для развития творческих способностей, мышления, памяти, коммуникативных навыков;
- создать условия для формирования общей культуры обучающихся, расширения их кругозора, знаний о родном языке;
- создать условия для развития лингвистических способности учащихся и их познавательной активности;
- закрепить и усилить интерес к родному языку и изучающей его науке.
Предполагаемый результат работы:
- повышение интереса к изучению родного языка, появление необходимости обращения к дополнительной литературе.
Оборудование:
- мультимедийная установка (интерактивная доска), презентация «Загадка буквы Ё»;
- листы с грамматическими заданиями и вопросами (см. презентацию);
- стенд с сочинениями и рисунками учащихся на тему “Чем необычна буква Ё…”;
- сертификаты участников.
Опережающее задание: учащиеся получают сообщения, стихи.
Участники: учащиеся 5-х–7-х классов.
Примечания:
- Урок рассчитан на 1 академический час.
- По возможности каждый учащийся должен выступить на данном уроке (сообщение, стихотворение, лингвистическая разминка, конкурс скороговорок, сочинение, рисунок). Каждый ученик награждается сертификатом участника интегрированного урока.
Краткий план мероприятия:
- Организационный момент.
- Вступительное слово учителя: сообщение целей и предполагаемого результата.
- Появление буквы «Ё» (рассказы учащихся).
- Творческие задания:
А) лингвистическая разминка;
Б) конкурс скороговорок;
В) интересные факты про букву «Ё»;
Г) стихи про букву «Ё»;
Д) сочинения;
Е) рисунки.
5. Итог мероприятия.
Ход мероприятия
I. Орг. момент. Объявление целей и задач мероприятия.
II. Вступительное слово учителя.
Учитель: Здравствуйте, ребята! С днём буквы "Ё"! (слайд №1)
Сегодня, 29 ноября, родилась русская буква "Ё". Что бы мы без нее делали! Именно она придает неповторимый колорит родному языку. Ежегодно 29 ноября отмечается День буквы "Ё".
Сегодня мы проведём исследование этой необычной буквы. Мы, как настоящие детективы, должны разгадать тайну, загадку этой уникальной неповторимой буквы. От вас, ребята, потребуется смекалка, находчивость и, конечно, глубина знаний. (Слайд №2)
- Почему буква «Ё» так необычна, в чём заключается её загадка? (слайд № 3)
(ответ учащихся: - может обозначать два звука, а может один)
- В каких случаях эта буква передает один звук, в каких два?
(ответ учащихся: - после согласных означает их мягкость (если это возможно) и звук [o]; в прочих случаях — сочетание [jo]).
III. Появление буквы Ё.
Учитель: Сегодня к нашему уроку вы подготовили свои расследования, которые раскрывают тайну появления этой загадочной буквы в русском языке. Итак, послушаем историю возникновения буквы «Ё».
Рассказы учащихся:
Буква «Ё» введена в азбуку 29 ноября 1783 года. В этот день общее собрание Петербургской Академии Наук утвердило предложение её директора княгини Е.Р. Дашковой о замене сочетания «io» на новую букву - «ё». Именно в этот день в 1783 году русская азбука пополнилась еще одной буквой – «Ё». (слайд № 4)
Вот какую информацию можно почерпнуть из Википедии:
«29 ноября (18 ноября по старому стилю) 1783 года в доме директора Петербургской академии наук княгини Екатерины Романовны Дашковой состоялось одно из первых заседаний недавно созданной Российской Академии, на котором присутствовали Г.Р.Державин, Д.И.Фонвизин, И.И.Лепёхин [знаменитый натуралист и этнограф], Я.Б.Княжнин, митрополит Гавриил и др. (слайд № 5)
Обсуждался проект полного толкового славяно-российского словаря, знаменитого впоследствии 6-томного «Словаря Академии Российской». Академики уже было собирались расходиться по домам, когда Екатерина Романовна спросила у присутствующих, сможет ли кто-нибудь написать слово «ёлка». Академики решили, что княгиня шутит, но та, написав произнесённое ею слово «іолка», спросила: «Правомерно ли изображать один звук двумя буквами?»
Заметив, что «выговоры сии уже введены обычаем, которому, когда он не противоречит здравому рассудку, всячески последовать надлежит», Дашкова предложила использовать новую букву «ё» «для выражения слов и выговоров, с сего согласия начинающихся, как матіорый, іолка, іож, іол». (слайды № 6, 7)
Доводы Дашковой показались убедительными, и целесообразность введения новой буквы было предложено оценить члену Академии наук митрополиту Новгородскому и Санкт-Петербургскому Гавриилу. 18 ноября 1784 года буква «ё» получила официальное признание».
Широко известной буква «ё» стала благодаря знаменитому историку Николаю Карамзину, в связи с чем до недавнего времени он считался её автором. В 1796 году в первой книжке издаваемого Карамзиным стихотворного альманаха «Аониды» с буквой «ё» были напечатаны слова «зарёю», «орёлъ», «мотылёкъ», «слёзы», а также первый глагол «потёкъ».
Между тем, доподлинно неизвестно, была ли это собственная идея Карамзина или же инициатива кого-то из работников издательства. Ведь в своих научных трудах, в том числе в знаменитой «Истории государства Российского» Карамзин букву «ё» не использовал. (слайд № 8)
Учитель: Итак, единодушного одобрения не было. А против введения этой буквы оказались В.К.Тредиаковский и А.П.Сумароков. (слайд№ 9).
24 декабря 1942 года приказом народного комиссара просвещения РСФСР было введено обязательное употребление буквы «ё» в школьной практике. Насколько известно, этого приказа никто никогда не отменял. (слайд № 10).
Учитель: Спорить о пользе или целесообразности употребления буквы "Ё" можно бесконечно. У нее есть как поклонники, так и противники. Я же считаю, что буква нужна. Ведь она придает русскому языку некую изюминку.
- Ребята, а как вы думаете, нужна ли нам буква «Ё»? (слайд № 11)
(ответ учащихся: - конечно нужна - буквы каждые нужны, буквы каждые важны!)
Оказывается, у буквы «Ё» есть лёгкий немецкий налёт. Дело в том, что Екатерина II, при которой и появилась буква, была немецкой принцессой. И её очень расстраивало, что в русском алфавите нет ни одной буквы с умляутами (так называются те самые точки над Е). Так было решено, что звук [iо] примет графическую форму Е с умляутами, т.е. Ё.
(слайд № 12)
«Ё» всегда была самой многострадальной: её часто "забывали" написать, и в итоге многие привычные нам фамилии из-за нерадивости типографий и переводчиков в действительности произносятся совсем по-другому (ведь Ё и Е - совсем разные звуки):
Рассказы учащихся:
Лев Толстой. При крещении он был назван Лёв. Даже на обложках ранних переводов его книг на английский язык красовалось Lyof Tolstoy.
Константин Дмитриевич Левин. Это персонаж из романа "Анна Каренина". Толстой нарёк его Лёвиным, использовав для этого своё имя. Однако из-за нежелания типографии возиться с изготовлением литеры «Ё», вместо русского дворянина Лёвина получился человек, носящий совсем нерусскую фамилию - Левин.
Уинстон Черчилль. На английском его фамилия произносится как Чёрчилль (Winston Churchill).
Вильгельм Рентген, который изобрёл небезызвестный аппарат, также лишён правильной фамилии. В немецком языке он был, есть и остаётся Рёнтгеном (Wilhelm Röntgen).
Луи Пастер. Основоположник микробиологии и иммунологии. Во всём мире его знают как Луи Пастёра (Louis Pasteur).
Николай Рерих. Умница и светило русского... всего (художник, философ, мистик, учёный, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель, масон, поэт, педагог) тоже ни за что ни про что потерял точки. Изначально вся его семья носила фамилию Рёрих.
Пафнутий Чебышев. Известнейший математик, основоположник теории приближения. И здесь фамилия известного математика пишется с буквой «Ё».
Афанасий Фет.
На заре ты её не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.
Ну, красиво же! Нет, надо было обидеть поэта. Восстанавливаем справедливость. Русского гения зовут Афанасий Фёт!
Кардинал Ришелье. Хитроумный противник трёх мушкетёров в книге. Хотя его персонаж мало соответствует исторической правде. Арман Жан дю Плесси, герцог де Ришельё (Richelieu) - видный государственный деятель Франции XVII века.
Шарль-Луи де Монтескье. Тихому мирному философу также отказали в литере. Хотя, казалось бы, основоположник современной демократии, надо бы увАжить человека. Ан нет!.. Шарль-Луи де Монтескьё (Charles-Louis de Montesquieu) - его имя с рождения.
Жерар Депардье. Месье Депардьё (Gérard Depardieu), мы в восторге от Ваших ролей! Простите наших переводчиков.
Мирей Матье. Легенда французского шансона. На родине певицу именуют как Мирей Матьё (Mireille Mathieu).
(слайды № 13 – 20)
Учитель: С 2002 года существует специальный знак, который называется "Ёпирайт". Если встретите его на обложке периодического издания - значит, оно полностью ёфицировано, т.е. редактор расставил все точки над Ё. (слайд № 21)
- Ребята, а как много вы знаете слов на эту букву? (слайд № 22)
(ответы учащихся: - Ёжик, Ёлка, Ёмкость, Ёрш.... Ёрничать и т.д.)
IV. Творческие задания.
Учитель: Ё, ё - 7-я буква русского и белорусского алфавитов. Используется также в некоторых неславянских алфавитах на основе гражданской кириллицы (например, киргизском, монгольском и чувашском). (слайд № 23)
Учитель: В русском письме, в отличие от белорусского, простановка точек над «ё» факультативна.
Таким образом, сегодня – день буквы «Ё». Что бы мы делали без неё? И ведь не скажешь – без нее, ерунда полная получится. Больной, у вас небо красное, так, что ли? И вообще, три часа лёта – это много, а три часа лета – мало. А ещё напомню: не всяк, кто осел, – осёл. Загадочная буква, не правда ли? (слайд № 24)
Давайте закрепим наши знания и разберёмся в правописании буквы ё – о после шипящих в корне слова.
А) Лингвистическая разминка (слайды № 25 - 27)
Учитель: Эту букву по достоинству ученые-филологи и педагоги. «Ё» давно и исключительно используется ими для более точной передачи звучания имён и названий в некоторых азиатских языках: Ким Ён Нам (корейский), Ёсихито (японский), а также на ранних стадиях обучения иностранцев русскому языку. Ведь как иначе различить слова «все» и «всё», «небо» и «нёбо», «ведро» и «вёдро»? (слайд № 28)
Долгое время использование буквы «ё» было факультативным, необязательным, с заменой на «е». Лишь в энциклопедиях, авторских произведениях и учебниках для младших классов «буква с двумя точечками» была обязательна к употреблению.
Несмотря на факультативный характер, иногда эта буква становится настоящим камнем преткновения для чиновников. Так, семья Елкиных из Барнаула лишилась наследства из-за того, что оно было оформлено на Ёлкиных, а жительница Перми Татьяна Тетёркина едва не лишилась российского гражданства из-за неправильного написания её фамилии в паспорте. И подобные истории сейчас не редкость. Известны и обратные случаи. Например, чемпион мира по шахматам, известный многим как Александр Алёхин, на самом деле был Алехиным и очень возмущался, когда его фамилию писали и произносили неправильно. (слайд № 29)
Но народ всё же любит эту букву, придуманную княгиней Дашковой и популяризованную Карамзиным. В 2005 году на родине историка в Ульяновске, бывшем Симбирске, по решению мэрии букве установлен памятник — прямоугольная плита из коричневого мрамора, на которой выбита строчная «ё», а 29 ноября ежегодно отмечается как День буквы «ё». (слайд № 30)
Б) Конкурс скороговорок (Слайд 32)
У ёлки иголки колки (определение победителя).
В) Интересные факты про букву "Ё"
Сообщения учеников:
- В Ульяновске стоит памятник букве Ё.
- День рождения буквы "Ё"– 18 ноября (по старому стилю) 1783 г.
- В русском языке около 12500 слов с Ё. Из них около 150 на Ё начинаются и около 300 на Ё заканчиваются.
- Частота встречаемости Ё – 1% от текста. То есть на каждую тысячу знаков текста приходится в среднем по десять ёшек.
- Есть в нашем языке слова с двумя и даже тремя буквами Ё: «трёхзвёздный», «четырёхведёрный», «Бёрёлёх» (река в Якутии), «Бёрёгёш» и «Кёгёлён» (мужские имена на Алтае).
-Российские программисты создали ётатор – компьютерную программу, которая автоматически расставляет литеру с точечками в тексте. А художники придумали ёпирайт – значок для маркировки ёфицированных изданий. (слайд № 33)
- В России существует официальный Союз ёфикаторов России, который занимается борьбой за права «обесточенных» слов. Благодаря их кипучей деятельности по осаждению Госдумы, теперь все думские документы (в том числе законы) полностью «ёфицированы». Ё – с подачи председателя Союза Виктора Чумакова – появилась в газетах «Версия», «Слово», «Гудок», «Аргументах и фактах» и др., в телевизионных титрах и в книгах. Внимание, на экран.
Сообщение ученика:
Городские гибридные авто, которые разработало СП группы «Онэксим» Михаила Прохорова и компании «Яровит моторс», будут продаваться под брендом «ё». Разработчики хотят, «чтобы автомобили называли ё-мобилем».
Имя бренда в рекламных акциях будет обыгрываться словам «молодёжный», «надёжный». Саму машину в компании просят называть «ё-мобиль». Буква «Ё» была выбрана по причине ее уникальности среди других языков. Только в русской кириллице есть буква Ё. (слайд № 35)
Г) Стихи про букву Ё
Учитель: Наши ребята подготовили стихи о букве «Ё»:
Д) Сочинения
Накануне нашего мероприятия ребята приняли участие в конкурсе сочинений. Хочется отметить победителей (награждение) и выдать сертификаты участников нашего интересного урока. (слайды № 37 – 41)
Е) Выставка рисунков (слайды № 44 – 45)
V. Итог мероприятия
Учитель: Подошло к концу наше расследование. Загадка буквы «Ё» нами разгадана. В заключении хочу отметить, в других славянских кириллицах буква «ё» не используется. В украинской и болгарской письменности для обозначения соответствующих звуков пишут ьо после согласных и йо в других случаях. В сербской письменности (и построенной на её базе македонской) вообще нет особых букв для гласных йотированных и (или) смягчающих предыдущую согласную, так как для различия слогов с мягкой и твёрдой согласной там применяются не разные гласные буквы, а разные согласные, а йот всегда пишется отдельной буквой. В старо- и церковнославянской азбуке аналогичной «ё» буквы нет по причине отсутствия соответствующих сочетаний звуков; русское «ёканье» является распространённой ошибкой при чтении церковнославянского текста.
Спасибо всем за работу и внимание! Желаю новых удачных исторических расследований в области русского языка!
Используемая литература:
1. http://ru.wikipedia.org/wiki/%A8
2.Волина В.В. Я познаю мир. Детская энциклопедия - М., ООО «Издательство АСТ» 1997,-544стр.
3.www/4stupeni.ru
4.www.supertosty.ru
5.www.chudopredki.ru
6.www.googe.ru
7.bloks.privet.ru
8.http://felbert.livejournal.com
9. http://www.yomaker.ru/
10. http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/prazdnik-bukvy-e
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Волшебные буквы"
Презентация включает в себя следующие задания: 1. Слов больше, чем букв.2. Загдочные профессии.3. Грамматическая арифметика4. Волшебные цепочки5. Ребусы6. Загадки...
Игра "Прятки с буквами" знакомит с буквами русского алфавита. Учит определять первую букву и количество звуков в слове
Пособие "Прятки с буквами" Примечание: квадратиками на поле показано количество пропущенных букв в слове....
Внеклассное занятие для первоклассников "В гости к буквам"
Цель занятия систематизировать и закрепить знания по теме: "Звуки и буквы". Занятие позволяет развивать умения переноса усвоенного материала в новую ситуацию...
« Красавица БУКВА !» Рассказ в картинках ( занятие на развитие фантазии). Каждая девочка и каждый мальчик прочли в букваре свои первые слова Мама.Родина.Школа. В этом помогли вам буквы.Вы узнаете как красиво нарисовать буквы!
laquo; Красавица БУКВА !»Рассказ в картинках ( занятие на развитие фантазии)Дорогие ребята! Совсем недавно, вы изучали буквы первой вашей книгой был букварь. ...
Внеклассное мероприятие ПО ЛОГОПЕДИИ «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ С БУКВАМИ И СЛОВАМИ».
Цель мероприятия: активизация познавательной деятельности обучающихся на внеклассных мероприятиях к логопедическим занятиям.Образовательные задачи:систематизировать и обобщить знания,...
Технологическая карта внеклассного мероприятия Конкурс «Проба пера» Выставка работ «Я рисую букву»
День речи и альтернативной коммуникации....