Кружки по предмету математика
рабочая программа (5, 6 класс)

Надежда Ивановна Воронова

Кружок по математике дает возможность развивать познавательную активность, интерес к  математике, развивать логическое мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_po_matematike_6_klass.doc113 КБ
Файл kruzhok_matematika_teatr.docx46.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей»

Рабочая программа

Кружка «Юный исследователь»

для параллели 6 классов

1 час в неделю

Составитель

Воронова Надежда Ивановна

преподаватель

математики и информатики

первой квалификационной категории

г. Нижневартовск


Аннотация

Программа математического кружка создана автором для занятий с учащимися 5-6 классов (дети с высокой учебной мотивацией). Данная программа  рассчитана на  1 год (34 часа, из расчёта 1 час в неделю).

Основу программы составляют инновационные технологии: личностно - ориентированные, адаптированного обучения, индивидуализация, ИКТ - технологии.

Данный курс способствует развитию познавательной активности, формирует потребность в самостоятельном приобретении знаний и в дальнейшем автономном обучении.

Программа математического кружка содержит в основном традиционные темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т.д. Уровень сложности подобранных заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных.

При отборе содержания и структурирования программы использованы общедидактические принципы, особенно принципы доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности, учёта индивидуальных способностей, органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности.

Представляет несомненную практическую ценность для учителей, работающих в инновационном режиме. Методические рекомендации, подобранные к некоторым занятиям, помогут педагогу подробнее понять смысл занятия. 

I. Пояснительная записка

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление.

Как известно, устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 14-15 лет. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик в 7 или 8 классе начал всерьёз заниматься математикой, необходимо, чтобы на предыдущих этапах он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять подлинную радость.

Достижению данных целей способствует организация внеклассной работы, которая является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она позволяет не только углублять  знания учащихся в предметной области, но и способствует развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, внеклассная работа по математике в форме кружковой деятельности имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу.

Для реализации поставленных целей и задач разработана программа кружкового занятия по математике «Юный математик» в 5-6 классах. Реализация данной программы возможна в течение одного или двух лет.

Освоение содержания программы кружка способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности младших подростков, создаются условия для успешности каждого ребёнка.

Программа математического кружка содержит в основном традиционные темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т.д. Уровень сложности подобранных заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных. Как показывает опыт, они интересны и доступны учащимся 5 - 6 классов, не требуют основательной предшествующей подготовки и особого уровня развития. Для тех школьников, которые пока не проявляет заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком в развитии их интереса к предмету и вызвать желание узнать больше. Кроме того, хотя эти вопросы и выходят за рамки обязательного содержания, они, безусловно, будут способствовать совершенствованию и развитию важнейших математических умений, предусмотренных программой.

Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий для учащихся. В ходе занятий ребята выполняют практические работы, готовят рефераты, выступления, принимают участия в конкурсных программах.

Оптимальная численность группы – 15 человек.

В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Для обучения по программе принимаются все желающие учащиеся пятых – шестых классов.

Курс рассчитан на 1 час в неделю. Общее количество проводимых занятий – 34.

II. Цели и задачи программы

Основная цель программы – развитие творческих способностей, логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке, и расширение общего кругозора ребенка в процессе живого рассмотрения различных практических задач и вопросов.

Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:

  • Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям.
  • Оптимальное развитие математических способностей у учащихся и привитие учащимся определенных навыков научно-исследовательского характера.
  • Воспитание высокой культуры математического мышления.
  • Развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.
  • Расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики
  • Воспитание учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.
  • Установление более тесных деловых контактов между учителем математики и учащимися и на этой основе более глубокое изучение познавательных интересов и запросов школьников.
  • Создание актива, способного оказать учителю математики помощь в организации эффективного обучения математике всего коллектива данного класса (помощь в изготовлении наглядных пособий, занятиях с отстающими, в пропаганде математических знаний среди других учащихся).

Частично данные задачи реализуются и на уроке, но окончательная и полная реализация их переносится на внеклассные занятия.

Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • доброжелательный психологический климат на занятиях;
  • личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
  • подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;
  • оптимальное сочетание форм деятельности;
  • доступность.

Программа может содержать разные уровни сложности изучаемого материала и позволяет найти оптимальный вариант работы с той или иной группой обучающихся. Данная программа является программой открытого типа, т.е. открыта для расширения, определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, запросов детей.

На занятиях математического кружка рекомендуется использовать ИК – технологии и возможности сети Интернет.

III. Тематическое планирование курса

№ п/п

Тема (содержание)

Дата

1

Организационное занятие. Математическая смесь

2

Из истории математики: история развития математики; счет у первобытных людей

3-4

Поиски закономерностей

5

Восстановление знаков действий

6

Запись цифр и действий у других народов

7

Действия с римскими цифрами

8

Приемы устного счета

9

Приемы устного счета

10

Расшифровка записей

11

Числовые ребусы

12

Числа великаны и числа малютки

13

Логические задачи

14

Конечные и бесконечные множества

15

Соревнование «Математическая регата»

16

Множества

17

Применение графов к решению задач

18

Переливания

19

Взвешивания

20

Математические ребусы

21

Равносоставленные фигуры

22

Равносоставленные фигуры. Танграм

23

Геометрические задачи на разрезание

24

Игры с пентамино

25

Соревнование. Математический конкурс «Кенгуру»

26

Геометрия в пространстве

27

Задачи, связанные с прямоугольным параллелепипедом

28

В худшем случае

29

Принцип Дирихле

30

Круги Эйлера. Графы

31

Задачи на обратный ход

32

Соревнование. «Математическая стрельба»

33

Решение математических  задач с помощью рассуждений

34

Итоговое занятие. Награждение учащихся, успешно освоивших программу курса

IV. Требования к уровню подготовки учащихся

По окончании обучения учащиеся должны знать:

  • нестандартные методы решения различных математических задач;
  • логические приемы, применяемые при решении задач;
  • историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков.

По окончании обучения учащиеся должны уметь:

  • рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
  • систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;
  • применять нестандартные методы при решении программных задач

V. Методическое обеспечение

Методической особенностью изложения учебных материалов на кружковых занятиях является такое изложение, при котором новое содержание изучается на задачах. Метод обучения через задачи базируется на следующих дидактических положениях: наилучший способ обучения учащихся, дающий им сознательные и прочные знания и обеспечивающий одновременное их умственное развитие, заключается в том, что перед учащимися ставятся последовательно одна за другой посильные теоретические и практические задачи, решение которых даёт им новые знания;

  • с помощью задач, последовательно связанных друг с другом, можно ознакомить учеников даже с довольно сложными математическими теориями;
  • усвоение учебного материала через последовательное решение задач происходит в едином процессе приобретения новых знаний и их немедленного применения, что способствует развитию познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся.

Большое внимание уделяется овладению учащимися математическими методами поиска решений, логическими рассуждениями, построению и изучению математических моделей. Примерами таких методов служат принцип Дирихле, круги Эйлера, графы и др.

Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего занятия необходимо применять дидактически игры – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Кроме того, на занятиях математического кружка необходимо создать "атмосферу" свободного обмена мнениями и активной дискуссии.

Что касается технологий обучения, т.е. определённым образом организованной серии       (системы) приёмов, то наиболее адекватными являются:

  • проблемно-развивающее обучение;
  • адаптированное обучение;
  • индивидуализация и дифференциация обучения;
  • информационные технологии.

При закреплении материала, совершенствовании знаний, умений и навыков целесообразно практиковать самостоятельную работу школьников.

Использование современных образовательных технологий позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

Кроме того, эффективности организации курса способствует использование различных форм проведения занятий: эвристическая беседа; практикум; интеллектуальная игра; дискуссия; творческая работа.

Поурочные домашние задания в разумных пределах являются обязательными. Домашние задания заключаются не только в повторении темы занятия, а также в самостоятельном изучении литературы, рекомендованной учителем.

Формы контроля: сообщения и доклады (мини); тестирование с использованием заданий математического конкурса «Кенгуру»; творческий отчет (в любой форме по выбору учащихся);  различные упражнения в устной и письменной форме.

Глоссарий

Адаптированная система обучения опирается на работу в парах, где наряду с парами переменного состава («динамические пары») применяются и «статистические пары» - пары постоянного состава.

Информационные технологии – структуры взаимосвязанных процессов переработки информации с применением компьютерно-программных средств.

Познавательный интерес — важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения

Проблемно-развивающее обучение. Специфически функции: формирование критического мышления учащихся; формирование умений и навыков активного речевого общения учащихся.

Технология обучения – определённым образом организованная серия / система приёмов.

Литература:

  1. Власова Т.Г. Предметная неделя математики в школе. Ростов-на-Дону: «Феникс» 2006г.
  2. Галкин Е.В. Нестандартные задачи по математике.-  Чел.: «Взгляд», 2005г.
  3. Депман И.Я. Мир чисел.: Рассказы о математике. - Л.:Дет.лит., 1982.
  4. Колягин Ю.М., Крысин А..Я. и др.  Поисковые задачи по математике (4-5 классы).- М.: «Просвещение», 1979г.
  5. Руденко В.Н., Бахурин Г.А., Захарова Г.А. Занятия математического кружка в 5-м классе.- М.: «Издательский дом «Искатель», 1999г.
  6. Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы.- М.: Айрис-пресс, 2005г
  7. Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка 5-6 классы.- М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2002г.
  8. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку 5-6 классы.- М.: «Просвещение», 2000г.

http://matematiku.ru/index.php?option=com_frontpage&Itemid=1


Примеры дидактических материалов к занятиям кружка

Занятие № 15

(математическая регата)

1 ТУР

1. В школе 30 классов и 1000 учеников. Докажите, что есть класс, в котором не менее 34 учеников.(2 балла)

2. Можно ли отмерить 8 литров воды, находясь у реки и имея два ведра: одно вместимостью 15 литров, другое – вместимостью 16 литров? (2 балла)

3. Найдите значение выражения (В∙А∙Р∙Е∙Н∙Ь∙Е) : (К∙А∙Р∙Л∙С∙О∙Н).(3балла)

2 ТУР

1. В магазин привезли 25 ящиков с яблоками трех сортов, причем в каждом ящике лежали яблоки одного сорта. Найдутся ли 9 ящиков одного сорта?(2 балла)

2. Один сапфир и три топаза ценней, чем изумруд, в три раза. А семь сапфиров и топаз его ценнее в восемь раз. Определить прошу я вас, сапфир ценнее иль топаз? (3 балла)

3. Таня пошла покупать ручки и карандаши. На все деньги, которые у нее были, она могла купить 6 ручек. На те же деньги она могла купить 12 карандашей. Но она решила купить одинаковое количество ручек и карандашей. Сколько?(4 балла)

3 ТУР

1. В школе 400 учеников. Докажите, что хотя бы двое из них родились в один день года.(2 балла)

2. Бутылка и стакан весят столько же, сколько кувшин. Бутылка весит столько же, сколько стакан и тарелка. Два кувшина весят столько же, сколько три тарелки. Сколько стаканов уравновешивают одну бутылку?(4 балла)

3. Используя ровно пять раз цифру 5, представьте любое число от 0 до 10.(5 баллов)

Занятие № 19

1. В городе Маленьком 15 телефонов. Можно ли их соединить проводами так, чтобы каждый телефон был соединен ровно с пятью другими?

2. Двое по очереди ломают шоколадку 6х8. За ход разрешается сделать прямолинейный разлом любого из кусков вдоль углубления.  Проигрывает тот, кто не сможет сделать ход. Кто выиграет?

3. У Маши, Саши и Даши вместе 11 воздушных шариков. У Маши на 2 шарика меньше, чем у Даши, а у Саши на 1 шарик больше, чем у Даши. Сколько шариков у Даши?

5. Семья ночью подошла к мосту. Папа может перейти его за 1 минуту, мама – за 2 минуты, малыш – за 5, а бабушка – за 10 минут. У них есть один фонарик. Мост выдерживает только двоих. Как им перейти мост за 17 минут? (Если переходят двое, то они идут с меньшей из скоростей. Двигаться по мосту без фонарика нельзя. Светить издали нельзя. Носить друг друга на руках нельзя. Кидать фонарик нельзя.)

6. По контракту Гансу причиталось по 48 талеров за каждый отработанный день, а за каждый прогул взыскивались 12 талеров. Через 30 дней Ганс узнал, что ему ничего не причитается, но и он ничего не должен. Сколько дней он работал?

7. Вовочка собрал в коробку жуков и пауков – всего 8 штук. Если всего в коробке 54 ноги, сколько там пауков? (У жука – 6 ног, а у паука – 8 ног).

8. В коробке лежат 10 красных и 10 синих шариков. Продавец, не глядя, достает по одному шарику. Сколько шариков надо вытащить, чтобы среди вынутых из коробки шариков обязательно нашлись два шарика одного цвета?

Занятие № 32

(математическая стрельба)

1. До царя дошла весть, что кто-то из трех богатырей убил Змея Горыныча. Приказал царь им явиться ко двору. Молвили богатыри:

Илья Муромец: Змея убил Добрыня Никитич.

Добрыня Никитич: Змея убил Алеша Попович.

Алеша Попович: Я убил Змея.

Известно, что только один богатырь сказал правду, а двое слукавили. Кто убил змея.

2. На улице, став в кружок, беседуют четыре девочки: Аня, Валя, Галя и Надя. Девочка в зеленом платье (не Аня и не Валя) стоит между девочкой в голубом платье и Надей. Девочка в белом платье стоит между девочкой в розовом и Валей. Кто какое платье носит?

3. Из числа 382818 вычеркните две цифры так, чтобы получилось наибольшее возможное число.

4. Расставьте знаки арифметических действий и скобки, чтобы получились верные равенства: а) 4 4 4 4=5;  б) 4 4 4 4=17;  в) 4 4 4 4=20;  г) 4 4 4 4=32;  

д) 4 4 4 4=64.

5. Разделите 7 полных, 7 пустых и 7 полупустых бочек меда между тремя купцами, чтобы всем досталось поровну и бочек, и меда. (Мед из бочки в бочку не переливать!)

6. Продолжите последовательность чисел: 1, 11, 21, 1112, 3112, 211213, 312213, 212223, 114213

7. Отлейте из цистерны 13 литров молока, пользуясь бидонами емкостью 17 и 5 литров.

8. Решите ребус: КНИГА + КНИГА + КНИГА = НАУКА.

Занятие №33

Задачи на «рассуждения» очень часто включаются в задания математических олимпиад разного уровня. Цель данного занятия разобрать основные типы задач, решаемые при помощи рассуждений с минимальным привлечением вычислений.  Рассматриваются задачи, которые можно решать и при помощи элементарных  алгебраических выкладок, но, учитывая, что учащиеся пятого класса не владеют алгебраическими приемами, предлагается решение задач только при помощи рассуждений.

Задача 1. Десяти собакам и кошкам скормили 56 котлет. Каждой собаке досталось 6 котлет, а каждой кошке 5 котлет. Сколько было собак, а сколько кошек?.

Решение. Будем рассуждать следующим образом: Скормим каждому животному по 5 котлет. После этого у нас останется 6 котлет. По условию, каждой кошке досталось по 5 котлет, а значит, они уже получили причитающуюся им долю. Поэтому все оставшиеся котлеты надо скормить собакам, причем дать каждой по одной котлете. А значит, мы можем оставшиеся котлеты скормить шестерым псам. Это значит, что собак было 6, а поэтому кошек было 4, если всего животных было 10.

Задача  2. В зоомагазине продают голубей и синиц. Голубь стоит в два раза дороже синицы. Школьники, зашедшие в магазин, купили для живого уголка  5 голубей и 3 синицы. Если бы они купили 3 голубя и 2 синицы, то потратили бы на 200 рублей меньше. Сколько стоит каждая птица?

Решение. Решим задачу как и предыдущую, используя только рассуждения. Так как цена одного голубя равна цене одной синицы, то 5 голубей стоят столько же сколько и 10 синиц. Значит, 5 голубей и три синицы стоят столько же, сколько и  13 синиц.  С другой стороны, цена 3 голубей и 5 синиц равняется цене 11 синиц. Таким образом, разница между ценой 5 голубей и 3 синиц оказывается равной разнице между ценой 13 и11 синиц, а значит равна цене 2 синиц. Поскольку две синицы стоят 200 рублей, то одна стоит 100 рублей. Так как голубь в два раза дороже синицы, то он стоит 200 рублей.

Задача 3. Масса 10 ящиков болтов и 7 ящиков гвоздей –   366 кг, а 5 ящиков шурупов и 3 ящика навесов – 262 кг. Определите массу одного ящика гвоздей, шурупов, болтов и навесов, если известно, что ящик с гвоздями в три раза легче ящика с навесами, а с болтами – на 4 кг тяжелее, чем с шурупами.

Решение. Зная, что ящик с гвоздями в три раза легче ящика с навесами, имеем, что 1 ящик с навесами весит столько же, сколько 3 ящика с гвоздями три ящика, а значит 5 ящиков с шурупами и 9 ящиков гвоздей  весят 262 кг.  Теперь, учитывая, что ящик с болтами тяжелее ящика с шурупами на 4 кг, видим, что 5 ящиков с болтами и 9 ящиков с гвоздями весят 282 кг. Учитывая первое условия задачи, получаем, что 11 ящиков с гвоздями весят198 кг, а значит 1 ящик – 18 кг. Теперь можно узнать массу ящика других материалов. Получается, что ящик навесов весит 54 кг, шурупов –  20 кг, болтов – 24 кг.

Из разбора решений видно, что задачи 2 и 3 решаются аналогичным образом, рассуждением и заменой одних объектов в условии задачи другими.

Рассмотрим теперь решение задачи на нахождение трех неизвестных по трем суммам этих неизвестных, взятых попарно. Задача  легко решается при помощи алгебраической модели из трех линейных уравнений с тремя неизвестными.  Но пятиклассники не владеют этим методом и,  по моему мнению, им более понятны конкретные рассуждения по условию задачи.

Задача 4. Английский и немецкий языки изучают 116 школьников, немецкий и испанский языки учат 46 школьников, а английский и испанский языки изучают 90 школьников. Сколько школьников изучают английский, немецкий и испанский языки отдельно, если известно, что каждый школьник изучает только один язык.

Решение. Сложим все заданные числа. В полученную сумму количество учащихся, изучающих какой-либо язык, войдут дважды, а значит, мы узнали удвоенное количество школьников, изучающих один из иностранных языков. Итак, 252 – это удвоенное количество учеников. Поэтому всего учеников, изучающих языки, будет 126. Вычитая из этого числа 116 школьников, изучающих английский и немецкий языки, получим, что испанский язык учат 10 школьников. Поводя аналогичные рассуждения, получим, что английский язык учат 80 школьников, а немецкий 36. Эту же задачу можно решить другим способом. Сложив первые два заданных числа, а именно 116 и 46, мы получим 162. По смыслу задачи, это будут все ученики, изучающие иностранный язык плюс те, кто учит немецкий. И если теперь мы от этого количества отнимем тех, кто учит  английский и испанский, а по условию это 90 школьников, то получим 72 ученика, что в два раза больше изучающих немецкий язык. Значит, немецкий язык учат 36 школьников. Теперь из первого и второго условия легко найти, что английский язык учат 80, а испанский 10 учеников.

Задача 5. В математической олимпиаде участвовали 100 школьников. Было предложено четыре задачи. Первую задачу решили 90 человек, вторую – 80, третью – 70 и четвертую –60. При этом никто не решил все задачи. Награду получили школьники, решившие  и третью, и четвертую задачи. Сколько школьников было награждено?

Решение. Так, как первую или вторую задачу или первую и вторую задачу решили  90+80=170 человек, а всего в олимпиаде участвовали 100 человек, то как минимум обе задачи решили 70 человек. Рассуждая аналогично, получаем, что третью и четвертую. Задачу решили как минимум  30 человек. Но по условию, ни один из участников олимпиады не решил все задачи, а значит, первую и вторую решили  70, а третью и четвертую – 30 человек. Таким образом, награждены были 30 человек.

Задача 6. Два пирата играли на золотые монеты. Сначала первый проиграл половину  своих монет и отдал второму, потом второй проиграл половину всех своих монет, потом снова первый проиграл половину своих. В результате у первого оказалось15 монет, а у второго – 33. Сколько монет было у первого пирата до игры?

Решение. Проведем наши рассуждения с конца игровой ситуации. Перед последней игрой у первого пирата было 30 монет, потому что после проигрыша половины у него осталось 15 монет, а у второго, который выиграл в последней игре, до этой игры было 18. Рассуждая аналогичным образом, получим, что перед второй игрой у первого  было 12 монет, а у второго –  36. А значит, вначале игры у каждого пирата было по 24 монеты.  



Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности «МАТЕМАТИКАТЕАТР»

 для 5-6 классов

«Человек лишь тогда и обнаруживает в себе

человека, когда начинает творить: прежде всего

творить самого себя, творить внешний мир,

преобразуя его по человеческим законам»

В.В. Розанов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современном обществе повысился социальный престиж интеллекта и научного познания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить.  Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают.

Существует и другая проблема, волнующая педагогов и психологов. В период психологической адаптации ребенка возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствования – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.

Педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности «Математикатеатр» обусловлена необходимостью разрешения противоречий, сложившихся в теории и практике обучения в новых социокультурных условиях, а также ограниченности тем при обучении математики – чаще теории и решение математических задач и лишь иногда вспоминать вопросы по истории математики.

Программа «Математикатеатр» подготовлена с учетом основных требований ФГОС, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин, обеспечивает широту развития личности обучающихся, учитывает социокультурные потребности, регулирует недопустимость перегрузки обучающихся.

Данная программа учитывает основные задачи Государственной программы «Развитие образования в ХМАО-Югре на 2018-2025 годы и на период до 2030 года», одна из которых – повышение эффективности системы воспитания и социализации обучающихся и воспитанников.

Программа внеурочной деятельности учитывает требования образовательной программы: поскольку в школьной программе предусмотрено изучение истории математики, знакомство с жизнью и деятельностью великих математиков. Позволит обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, расширить целостное представление о науке. Театральные постановки будут способствовать формированию математического образования, а также развитию творческих способностей детей. Миниатюры, сказки, стихи позволят проникнуть эмоциям, станут тем «эмоциональным аккомпанементом», который позволит сделать занятие красочным и ярким.  

Программа «Математикатеатр» предназначена для реализации в 5-6 классах, рассчитана на 70 часов (один учебный год – 35 часов). Занятия проходят 1 раз в неделю по 35-40 минут. Содержание программы соответствует познавательным возможностям обучающихся 5-6 классов и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Основными формами деятельности обучающихся являются –  час общения, игра, встреча с интересными людьми, театральное представление, спектакль, посиделки, беседа, проблемно–ценностное общение, самостоятельная деятельность обучающихся, посещение культурных организаций города. 

Программа предусматривает использование современных учебных материалов и образовательных технологий: 1) Здоровьесберегающая. Применение технологии обусловлено рядом причин, приводящих к снижению здоровья обучающихся: перегрузка, снижение двигательной активности, снижение творческой активности, замедление психического развития. 2) Проектная деятельность. Позволяет развивать познавательные, творческие навыки обучающихся, умения ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания и искать пути решения проблемы. Формируются личностные качества: мотивация, рефлексия и самооценка, умение делать выбор. 3) Информационо-коммуникативные технологии. Применение технологии обусловлено: невысокой мотивацией к изучению предметов; отсутствием ориентации учебного процесса на развитие творческого потенциала личности; отсутствием  навыка работы  с информационными ресурсами сети Интернет. 4) Технология формирования типа правильной читательской деятельности. Извлечение нужной информации из текста и её преобразование – важнейшие умения, без которых невозможно достичь успехов. Эта технология приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах – формирование читательской компетенции школьника. Технология направлена  на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных.

Программа предусматривает использование современных оценочных средств: 1) АПТК (автоматизированный программно-технологический комплекс) Б.И. Канаева в управлении учебно-воспитательным процессом. Работая с данным комплексом, появляется возможность определить, какое место занимает класс в структуре учреждения, отследить рейтинг предметов, рейтинг каждого ученика, помочь адаптироваться в новых условиях (для 5 классов). 2) Формами контроля будут являться продукты деятельности воспитанников: творческие работы, спектакли, математические вечера. 

Создание развивающей образовательной среды должно охватывать и пронизывать собой все виды деятельности: учебную и внеурочную. Программа внеурочной деятельности «Математикатеатр» предусматривает развитие образовательной среды лицея: создает возможность формирования универсальных общеучебных навыков, знакомство с методами познания, со способами приобретения знаний.

Реализация программы предусматривает привлечение социальных партнеров: Городской драматический театр, театр кукол «Барабашка», театр «Обыкновенное чудо», детский сад №4 «Сказка», средняя школа №9.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы: приобщение обучающихся к нравственным ценностям математической культуры; формирование качеств, направленных на раскрытие творческих и интеллектуальных способностей каждого обучающегося на основе развития восприятия, мышления, чувство прекрасного и эстетического вкуса детей. 

Задачи программы:

  • обучающие – развитие познавательного интереса, включение в познавательную деятельность, приобретение знаний в вопросах истории математики, развитие мотивации к самостоятельной и творческой деятельности;
  • воспитательные – формирование общественной активности личности, культуры общения и поведения в социуме, воспитание чувства доброты, внимания к людям, сострадания, чувства собственного достоинства;
  • развивающие – развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности; формирование потребности в самопознании, саморазвитии.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Воспитательные результаты деятельности обучающихся распределяются по трём уровням:

 

Результаты первого

уровня

приобретение школьниками знаний:

  • о правилах общения и взаимодействия с различными поколениями;
  • о принятых в обществе нравственных нормах общения и взаимодействия, об организации коллективной творческой деятельности;
  • о способах организации взаимодействия людей и общностей.

Результаты второго

уровня

  • формирование ценностных отношений к природе, Отечеству, людям, своему здоровью, культуре;
  • стремление к познавательной деятельности, к достижению поставленных целей, к самосовершенствованию;
  • развитие умения применять навыки рефлексии систематически, объективно оценивать результаты своей деятельности, планировать свою деятельность.

Результаты третьего

уровня

  • приобретение опыта самостоятельной самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, людьми;
  • приобретение знаний о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации, о способах организации культурного досуга.

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия:

Личностные

результаты

У обучающихся будут сформированы:

  • потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
  • целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
  • эстетические потребности, ценности и чувства на основе знакомства с  математической  культурой;
  • осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  • планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
  • анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • умение сотрудничать с учителем и сверстниками, работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных
  • владеть монологической и диалогической формами речи (с учётом возрастных особенностей);
  • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;
  • формулировать свои затруднения;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Результаты внеурочной деятельности в сфере интеллектуального развития

  • устойчивый интерес к предмету;
  • гибкость мышления;
  • системно-диалектический подход к решению математических задач;
  • расширение кругозора в области истории математики.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс

Модуль / Тема

Количество часов

1

Введение в программу «Математика  театр»

3 часа

Знакомство

1

Выразительное чтение стихов

2

2

Математика в стихах

6 часов

Выразительное чтение математических стихов

2

Решение математических задач

2

Посещение театра

2

3

Математика в сказках

8 часов

Чтение математических сказок

2

Выбор сказки для постановки

2

Репетиция пьесы-сказки

2

Решение математических задач в сказках

2

4

Математические миниатюры

6 часов

Просмотр миниатюр и скетчей

2

Решение математических задач

2

Показ представления для детского сада

2

5

Из истории математики

7 часов

Прочтение «Из истории математики»

2

Репетиция пьесы по истории математики

2

Решение математических задач

2

Посещение выставки

1

6

Творческая мастерская

5 часов

Представление творческих работ

2

Посещение театра

2

Итоговое занятие. Рефлексия

1

6 класс

Модуль / Тема

Количество часов

1

Математика в стихах

6 часов

Выразительное чтение математических стихов

2

Решение математических задач

2

Посещение театра

2

2

Математика в сказках

9 часов

Чтение математических сказок

2

Выбор сказки для постановки

2

Репетиция пьесы-сказки

2

Решение математических задач в сказках

2

Посещение выставки

1

3

Математические миниатюры

6 часов

Просмотр миниатюр и скетчей

2

Решение математических задач

2

Проведение математического вечера

2

4

Из истории математики

8 часов

Прочтение «Из истории математики»

2

Репетиция пьесы по истории математики

2

Решение математических задач

2

Показ представления для детей начальной школы

2

5

Творческая мастерская

6 часов

Представление творческих работ

2

Посещение театра

2

Итоговое занятие. Рефлексия

2

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

5 класс 

Модуль

Формы

занятий

Содержание деятельности

1

Введение в программу «Математика  театр». 

(3 часа)

Час общения

Литературное караоке

Знакомство. Любительский театр как разыгрывание ситуаций, в которых человек существует, взаимодействует с миром, пытаясь управлять окружающим пространством. Чтение стихотворений.

2

Математика в стихах. 

(6 часов)

Посиделки

Урок

Посещение

театра

Чтение стихотворений, сочинение собственного четверостишия. Решение математических задач в стихах, создание собственных задач. Посещение культурных учреждений города.  

3

Математика в сказках. 

(8 часов)

Чтение вслух

Беседа

Проблемно–ценностное общение

Урок

Чтение математических сказок. Выбор сказок для постановки. Заучивание текста, репетиции. Подготовка реквизита, костюмов, музыкального сопровождения. Решение математических задач в сказках, создание собственных задач.

4

Математические миниатюры.

(6 часов)

Дискуссионный клуб

 

Урок

Театральное представление

Учебные театральные миниатюры, скетчи. Типы персонажей в театральных миниатюрах. Проблемная ситуация персонажа и способы решения. Решение математических задач. Гастроли в детский сад – организация представления для малышей. Анализ выступления.

5

Из истории математики. 

(7 часов)

Чтение вслух

Игра

Проблемно–ценностное общение

Встреча с

интересными людьми

Чтение рассказов из истории математики. Подбор и выбор материала. Заучивание текста, репетиции. Подготовка реквизита, костюмов, музыкального сопровождения. Решение математических задач в сказках, создание собственных задач. Посещение культурных учреждений города.  

6

Творческая

мастерская.

(5 часов)

Выставка

Проблемно–ценностное общение

Посещение

театра

Каждому обучающемуся или малой группе предлагается придумать свое литературное произведение по математике – стихотворение, сказку, пьесу. Посещение культурных учреждений города. Анализ работы.  

6 класс

Модуль

Формы

занятий

Содержание деятельности

1

Математика в стихах. 

(6 часов)

Посиделки

Урок

Посещение

театра

Чтение стихотворений, сочинение собственного четверостишия. Решение математических задач в стихах, создание собственных задач. Посещение культурных учреждений города.  

2

Математика в сказках. 

(9 часов)

Чтение вслух

Беседа

Проблемно–ценностное общение

Урок

Встреча с

интересными людьми

Чтение математических сказок. Выбор сказок для постановки. Заучивание текста, репетиции. Подготовка реквизита, костюмов, музыкального сопровождения. Решение математических задач в сказках, создание собственных задач. Посещение культурных учреждений города.  

3

Математические миниатюры.

(6 часов)

Дискуссионный клуб

 

Урок

Математический вечер

Учебные театральные миниатюры, скетчи. Типы персонажей в театральных миниатюрах. Проблемная ситуация персонажа и способы решения. Решение математических задач. Проведение математического вечера. Анализ мероприятия.

4

Из истории математики. 

(8 часов)

Чтение вслух

Игра

Проблемно–ценностное общение

Театральное представление

Чтение рассказов из истории математики. Подбор и выбор материала. Заучивание текста, репетиции. Подготовка реквизита, костюмов, музыкального сопровождения. Решение математических задач в сказках, создание собственных задач. Гастроли в начальную школу – организация представления для первоклассников. Анализ выступления.

5

Творческая

мастерская.

(6 часов)

Выставка

Проблемно–ценностное общение

Посещение

театра

Каждому обучающемуся или малой группе предлагается придумать свое литературное произведение по математике – стихотворение, сказку, пьесу. Посещение культурных учреждений города. Анализ работы.  

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для успешной реализации программы необходимы следующие материально-технические ресурсы:

  • рабочая аудитория,
  • компьютер,
  • проектор,
  • аудиоколонки,
  • магнитная доска,
  • интернет.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

для обучающихся:

  1. Агеева И. Д. Занимательные материалы по информатике и математике. – М.: «Сфера», 2005
  2. Депман И. Я. За страницами учебника математики. – М.: «просвещение», 1999
  3. Кордемский Б.А. Удивительный мир чисел. – М.: «Просвещение», 2008
  4. Нагибин Ф.Ф. Математическая шкатулка. – М.: «Просвещение», 1989
  5. Панишева О.В. Математика в стихах: задачи, сказки, рифмованные правила. 5-11 классы – Волгоград: «Учитель», 2013.

для учителя:

  1. Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2011.
  2. Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. – М.: Просвещение, 2014. 
  3. Глейзер Г.И. История математики в школе: IV-VI кл. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2010
  4. Глейзер Г.И. История математики в школе: VII-VIII кл. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2012.  
  5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. – М.: Просвещение, 2010. 
  6. Приоритетный национальный проект «Образование»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/pnpo 
  7. Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://window .edu.ru
  8. Сайт «Каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://fcior.edu.ru
  9. Сайт «Образовательные ресурсы сети Интернет»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://katalog.iot.ru 
  10. Сайт «Сеть творческих учителей»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.it-n.ru
  11. Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности: Программа и репертуар. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Математика» 10-11 класс (базовый уровень). Разработана Галимовой Н.В., учителем математики

Рабочая программа учебного предмета «Математика» 10-11 класс (базовый уровень). Разработана  Галимовой Н.В.,  учителем математики...

Родительские собрания, сценарии к дню именинника, материалы к математическому бою, неделе математики, к кружку, к урокам математики

Сценарии к дню именинника, материалы для родительских собраний для 5-6 классов. Материалы к кружку по математике для 5-6 классов. Математический бой для 8-11 классов. Для недели математики подходит ма...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Мокшиной Людмилы Павловны, учителя математики по учебному предмету математика для 7 класса

Рабочая программа учебного предмета математика  для 7  класса Государственного бюджетного  образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 647 В...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Мокшиной Людмилы Павловны, учителя математики по учебному предмету математика для 9 класса

Рабочая программа учебного предмета математика  для 9  класса Государственного бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 647 Восточного окружного управления ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Мокшиной Людмилы Павловны, учителя математики по учебному предмету математика для 8 класса

Рабочая программа учебного предмета математика  для 8  класса Государственного бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 647 Восточного окружного управ...

Рабочая программа элективного предмета предмета "Математика на практике" в 10 классе физико - математического профиля на 2014-2015

Данная работа содержит программу элективного предмета "Математика на практике" для 10 класса...

Проект урока по предмету Предмет: математика Тема: Признаки параллельности прямых. Сумма углов треугольника. Галимова Н.В., учитель математики высшей квалификационной категории

Галимова Нина Викторовна учитель математики высшей категории МОУ «СШИ №2» г.МагнитогорскаПроект урока по предметуПредмет: математикаТема: Признаки параллельности прямых. Сумма углов треугольникаТип ур...