Мир профессий
материал (5 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: «Мир профессий»
Цели: Расширение знаний детей о мире профессий.
Задачи:
- Развитие познавательного интереса и творческой деятельности; развитие внимания, мышления, воображения, коммуникативных способностей; расширение и активизация словаря;
- Воспитание уважения к труду, положительного отношения к строительным специальностям.
Ход:
Воспитатель:
- Сегодня мы с вами поговорим о том, что является очень важным в жизни каждого человека. Но сначала отгадаем загадки.
Скажите, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты? (Повар)
Кто снимается в кино или выступает на сцене? (Артист)
Кто строит нам жилье? (Строитель)
Встаем мы очень рано,
Ведь наша забота –
Всех отвозить по утрам на работу. (Шофер)
Кто нас одевает в красивые платья,
Кто шьет нам наряды,
Чтоб было приятно? (Швея)
Кто дарит нам сказки,
Рассказы и басни,
Кто мир для читателей
Делает прекрасней? (Писатель)
Кто рано встает и коров выгоняет,
Чтоб вечером мы напились молока? (Пастух)
Мы учим детишек читать и писать,
Природу любить, стариков уважать. (Учитель)
Кто знает дороги отлично воздушные
И нас перевозит туда, куда нужно? (Летчик)
2. Сообщение темы:
- Здравствуйте, маляры и парикмахеры, штукатуры и портные, повара и плотники, шофера и строители. Не удивляйтесь, что я так к вам сегодня обращаюсь. Быстро пролетят школьные годы и годы учёбы в профессиональном училище. И именно вы построите светлые, уютные дома, сошьёте модную, удобную одежду, испечете самый вкусный в мире пирог, сделаете удобную мебель и многое другое. Это обязательно произойдёт в недалёком будущем, а пока вам надо вырасти и многому научиться. Сегодня я предлагаю вам побывать в одной удивительной стране. Как она называется? Это вы узнаете, переставив местами одинаковые буквы: оссийфмрипре
Правильно, это - Мир профессий.
- Что такое профессия? (Ответы детей).
- Ребята, «Профессия – это основное занятие человека, его трудовая деятельность»
- А кто- нибудь из вас уже думал, кем он хочет стать в будущем? Конечно выбор профессии - дело ответственное и непростое. Выбирая профессию, вы выбираете дело на всю жизнь. А это значит, что ваша профессиональная деятельность должна вас устраивать во всех отношениях.
- Рядом с нами живут и трудятся люди разных профессий. Все вокруг сделано их трудовыми руками.
- Как вы понимаете выражение «трудовые руки»? (Ответы детей).
- А вы хотели бы, чтобы ваши руки уже сейчас называли «трудовыми»?
- Для этого нужно каждый день тренировать их в труде. Каждый труд у нас почетен. Не столько важно кем человек работает, сколько, как он работает, как относится к своим обязанностям. Трудолюбивый он или ленивый.
3. Пословицы о труде.
- Сколько замечательных мудрых пословиц и поговорок сложено о труде. Задание: Участникам даны пословицы о труде, но их части кто – то разделил. Ваша задача собрать части пословиц по смыслу.
Сделал дело….(гуляй смело)
Дело мастера….(боится)
Что посеешь… (то и пожнешь)
Делу время… (потехе час)
Терпенье и труд…(все перетрут)
Поспешишь…(людей насмешишь)
Семь раз отмерь…(один раз отрежь)
- Как вы понимаете пословицы? (Ответы детей).
4. А сейчас немного отдохнем, проведем физминутку
«Покажи профессию».
5. Беседа о профессии строитель.
- На свете много разных профессий, но есть одна очень важная и уважаемая. Это профессия строителя.
- Из чего строят дома?
- Какими инструментами пользуются строители?
- Рабочие каких специальностей участвуют в строительстве дома?
- Как называют рабочих, укладывающих кирпичи?
- Как называют рабочих, которые кроют крышу?
- Каких рабочих называют «отделочниками»?
- Кто красит окна, двери, рамы, клеит обои?
Оглянитесь вокруг! И дома, и школы, магазины, станции метро - всё построено строителями. Строитель - древняя профессия. Она появилась много тысяч лет назад, когда люди выйдя из пещер, стали возводить жилища. Тогда один человек занимался всеми работами от начала до конца. Любая стройка в наши дни - дело целого коллектива строителей, каждый имеет свою специальность и выполняет определённую работу. Каменщики, плотники, маляры, сантехники, а также экскаваторщики, водители - все они трудятся во благо людей.
6. Итог занятия.
Ребята у вас пока нет профессии, но никого из вас нельзя назвать ленивым, потому, что вы тоже трудитесь. В интернате и дома. А еще вы учитесь и это ваш главный труд. Чем добросовестней вы учитесь, тем легче вам в будущем будет освоить выбранную профессию. И еще запомните: можно стать прекрасным профессионалом в выбранной деятельности, но при этом очень важно сохранить доброе сердце и отзывчивую душу. Сейчас в нашей школе проходит неделя трудового воспитания. Предлагаю вам нарисовать рисунки на тему: «Моя будущая профессия».
7.Рефлексия.
- Ребята! Давайте перечислим профессии, которые мы с вами упомянули на нашем занятии (ученики перечисляют).
- Что нового узнали?
- Что понравилось или не понравилось?
Тема: «Труд красит человека»
Цели: расширить представление детей о значении труда в жизни общества. Задачи:
- способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств характера, как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость;
- побуждать детей к развитию трудовых навыков, к участию в трудовых акциях, к самовоспитанию;
- привлечь внимание детей ответственного отношения к труду, повлиять на ценностно-мотивационные ориентации подростков.
Ход занятия
1. Тема нашего занятия «Труд красит человека». И начать наш разговор я хочу с маленького рассказа К.Д. Ушинского, который называется «Два плуга». Послушайте, ребята пожалуйста внимательно.
- Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.
- Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.
- От труда, мой милый,- отвечал тот. - А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.
2. Ребята: - Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потому что он трудился)
-Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Потемнел и покрылся ржавчиной.)
- Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах? (Труженика и лентяя.)
- Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ?
Ответы детей:
-Труд красит человека, а безделье его уродует.
-Только в труде можно проявить все свои самые лучшие качества.
-Без туда человек заржавеет и может заболеть.
3. Беседа: «Что труд дает человеку»
Издавна люди придавали огромное значение труду. Русская традиция – это благоговейное отношение к труду. Многие древние авторы рассматривали труд как нравственный подвиг, как высокий долг человека. Например, существовала древняя книга – «Домострой». По этой книге устраивали свою жизнь и князья, и крестьяне. Идеал трудовой жизни наших предков – это трудолюбие, бережливость, порядок и чистота в хозяйстве. Нигде не говорится, что человек должен работать, чтобы окружить себя роскошью и излишествами. И в наше время человек в обществе ценится по труду.
Труд - это источник радости, удовольствия. В трудовом коллективе человек учится общению с другими людьми, получает возможность ощутить силу коллектива. В труде человек мужает как физически, так и нравственно. От труда зависит его благополучие. Труд имеет и большое личное значение. Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны те, которые ничему не научились.
4. Игра «Окончание пословицы»
В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде? Сейчас мы это проверим. Я читаю начало пословицы, а вы продолжаете. Можно отвечать хором.
Учитель читает пословицы, дети хором отвечают.
Деревья смотри в плодах, … (а людей смотри в делах)
Терпенье и труд…(все перетрут)
Под лежачий камень…(и вода не течет)
Маленькое дело …(лучше большого безделья).
Не сиди сложа руки- …(не будет и скуки)
Не спеши языком-…(спеши делом)
Любишь кататься- …(люби и саночки возить)
Делу время,…(потехе час)
Ищи невесту не в хороводе, …(а в огороде)
5. «Угадай профессию»
Много профессий есть в мире, и среди них есть одна – самая лучшая и самая полезная для души человека. Так говорил об этой профессии выдающийся православный проповедник Иоанн Златоуст. Он называл ее «поистине праведным искусством». Попробуйте угадать, что это за искусство. Я дам вам 4 подсказки об этой профессии.
-Это самое необходимое искусство, которому научил человека сам Бог.
-Это самое нужное искусство, ибо необходимо и царю, и вельможе, и бедняку.
-Оно не заставляет ни лгать, ни красть, ни обманывать, тогда, как другие искусства редко обходятся без греха.
-Всякое искусство, всякая профессия кормит только самого работника, а эта профессия – питает всех. (Земледелие).
К сожалению, многие сейчас не хотят заниматься земледелием, считают, что это не престижная, грязная работа. Даже стыдятся ее. А между тем Л.Н. Толстой писал, что «стыдиться можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни».
- Как вы понимаете эти слова? (Человека уважают трудолюбивого, а осуждают – того, который ведет разгульный образ жизни).
6. Устные рассказы детей о профессиях родителей.
- Многие ребята, мечтая о взрослой жизни, ищут для себя какой-то идеал для подражания, выбирают человека, на которого хочется быть похожим. Чаще всего в качестве такого идеала выступают звезды шоу-бизнеса, герои телевизионных тусовок, скандалов, рекламы. А ведь истинные герои живут среди нас – обычные люди, которые любят свою работу и выполняют ее добросовестно. Изо дня в день они скромно делают свою работу: учат, лечат, строят, перевозят, продают, убирают, кормят- делают все то, без чего мы не можем жить.
Чем занимаются ваши родители, родственники, на работе?
Кто они по профессии? Чем привлекает их эта профессия?
Дети рассказывают о профессиях родителей.
7. Заключительное слово:
В наше время, к сожалению, упал престиж труда. Зачем трудиться, если можно выиграть, или стать миллионером в телевизионной игре, или поймать свое счастье в очередной лотерее? Но никакой выигрыш или приз не дадут человеку такой радости, такого счастья, которое может подарить труд. Мы начали классный час со слов К.Д. Ушинского и закончим его тоже словами великого педагога. Он писал: «Воспитывать детей надо не для счастья, а для труда – это и принесет им счастье».
8. Итог занятия.
- Наша беседа подошла к концу. Какие моменты остались в вашей памяти. Какие мысли запомнились? Над чем хочется задуматься?
Примерные ответы детей:
-Запомнилась сказка о двух плугах, потому что она говорит о людях.
-Запомнилась пословица про невесту, которую надо искать в огороде.
-Запомнились слова о профессии земледельца, что она самая лучшая.
-Заставила задуматься о выборе будущей профессии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мир профессий. Выбор профессии.
Открытый урок для 11 класса....
презентация:"Выбор профессии" 8 класс для урока:"Профессии"
презентация для урока:"Профессии"...
Занятие на тему "Все профессии важны, все профессии нужны"
Познакомить детей с несколькими видами профессий; показать значение трудовой деятельности в жизни человека; воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий....
Калейдоскоп профессий "Что такое профессия ? Какие бывают профессии?"
Данный урок предназначен для обучающихся 1 класса". На занятии ведется разговор о таких профессиях как: повар, врач, учитель, библиотекарь, водитель). С людьми данных профессий дети сталкиваются в жиз...
БЕСЕДА: Все профессии важны, все профессии нужны. Цели: расширять знания и представления детей о различных профессиях, их пользе; смотивировать к выбору будущей профессии; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий; показать важность тр
Труд даёт человеку всё необходимое для жизни. Трудом создаются книги, произведения искусства, архитектуры. В процессе труда люди общаются, становятся более образованными. В результате труда созд...
Урок-игра для учащихся 5-9 классов по теме «Профессии»: «Все профессии важны, все профессии нужны»
Цель:Уточнить и обобщить представления детей о профессиях.Задачи: 1.Понимать значимость профессии в жизни людей.2. Воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий.3. Развитие монологич...
Игра - путешествие по профессиям «Все профессии важны, все профессии нужны!»
В игровой форме подготовить воспитанников к осознанному и самостоятельному выбору профессий; определение уровня знаний воспитанников о профессиях;дать представление об огромном и много...