Кружок "Поиск"
методическая разработка
Рабочая программа школьного музейного кружка "Поиск"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабоча программа школьного музея "Поиск" | 27.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа кружка
Школьный музей «Поиск»
(наименованиеучебного предмета,курса, для какого класса)
________________________________2021-2022_______________________________
(срок реализации программы)
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования по музейной педагогике «Истоки и судьбы» рассчитана на учащихся 5 - 11-х классов. Время освоения программы: 36 часов в течение учебного года. Данная программа учитывает возможность создания не только реального, но и виртуального музея, с использованием ресурсов Интернет.
Направленность гражданского воспитания учащихся средствами музейной педагогики связана с формированием музейно-визуальной компетентности школьников. Именно она позволяет осуществлять музейно-коммуникационный анализ на основе широкого круга знаний об элементах зрительного образа, средствах и приемах композиционного решения экспозиции, ценности, свойств музейного предмета и его функций в экспозиции, а также знаний об отображаемом экспозицией явлении. Гражданское воспитание школьников средствами музейной педагогики позволяет полноценно и эффективно влиять на процесс формирования мотивационно-ценностного, интеллектуального, деятельностного, эмоционально-волевого компонентов гражданственности. Данная образовательная программа дополнительного образования была разработана на основе авторской образовательной программы Г. Р. Бялой «Формирование у детей гражданственности и патриотизма на основе изучения исторического краеведения и музееведения». Эта программа предназначена для изучения музейного дела на базе школьных музеев.
Методологическую основу программы “ составили:
- общие закономерности, принципы и подходы к анализу психолого-педагогического развития человека в социокультурной ситуации (Л.С. Выготский, И.Б. Котова, М. Коул, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, К. Левин, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, З.И. Рябикина, В.П. Свечников, Е.И. Шиянов, Д. Б. Эльконин и др.);
- идеи педагогической деятельности на основе синергетического системно-функционального подходов (В.В. Маткин, И.В. Меньшиков, О.В. Санникова, В.В. Сериков, Н.М. Таланчук, В.А. Харитонова и др.);
- аксиологический, деятельностный и личностный подходы в образовании (Ю.П. Ветров, Б.С. Герушинский, Н.Ю. Ермилов, А.Ю. Клочко, Ю.Н. Клочко, Н.П. Клушина, Ю.А. Лобейко и др.).
Цели и задачи: Главной целью программы является создание модели формирования гражданственности учащихся на основе музейной коммуникации. Предлагаемая программа стремится через образовательные и воспитательные возможности музейной педагогики познакомить учащихся с особенностями музейной работы, формировать и развивать музейно-визуальную компетентность, содействовать их приобщению к историческому наследию школы, города, Отечества, способствовать профессиональной ориентации учащихся среднего звена для определения будущего профиля обучения в старшей школе.
Исторические знания, полученные ребятами в непосредственном общении с предметным миром прошлых эпох, должны стать для них личностно значимыми, познавательный интерес из эпизодического превратиться в устойчивый.
В ходе реализации программы были поставлены следующие задачи:
- содействовать развитию научного мировоззрения и креативного мышления учащихся,
- расширить исторический кругозор,
- создать условия для приобретения опыта общения с культурно-историческими ценностями музея,
- сформировать умения документирования исторических событий, посильно участвовать в создании экспозиции музея,
- отработать навыки деятельности по сохранению историко-культурного наследия школы и города,
- формировать активную гражданскую и патриотическую позицию,
- воздействовать на формирование личностного, эмоционально окрашенного отношения к историческому прошлому,
- создать условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка;
- воспитывать любовь и уважение к прошлому своей школы, города и Отечества.
Отличительные особенности: Отличительная черта обучения в музее – неформальность и добровольность. Особенностью обучения в музее является возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы, оно стимулируется экспрессивностью, разнообразием и подлинностью музейных предметов.
Возраст детей: 11 – 16 лет (5 – 11 классы).
Срок реализации: программа составлена на 2015 – 2016 учебный год.
Форма и режим занятий: Обучение может осуществляться в форме музейных уроков, экскурсий, практической работы с фондами.
Режим занятий
Среда, 14-00- 15-45мин, 105 мин продолжительность занятия
Ожидаемые результаты: Основы научного мировоззрения, заложенные в ходе музейных занятий, позволят ребятам успешно освоить все этапы научно-исследовательской работы:
- научатся работать с источниками разных типов: как с вещественными, так и с письменными, устными и информационными источниками,
- освоят приемы внешнего и внутреннего анализа источников,
- научатся формулировать проблему, цели и задачи исследования, отстаивать свою точку зрения,
- получат навыки работы с научной и справочной литературой, а также навыки публичных выступлений (в ходе экскурсий, выступлений на школьных и городских научно-практических конференциях).
Благодаря работе в музее школьники получат возможность включиться в социально значимую деятельность по сохранению историко-культурного наследия школы, города и своей страны. Научатся выявлять и фиксировать новые источники по истории школы, применять меры по их сохранению в ходе ежегодного мониторинга состояния материально-технической базы музея. Научатся приемам камеральной обработки материала и освоят ведение музейной документации, правила хранения артефактов. Примут участие в реализации социально-значимых проектов, проводимых в учебном учреждении.
Формы подведения итогов: Результаты изучения данного курса предлагается заносить в сводную ведомость и оценивать по зачетной форме (См. Методическое обеспечение программы. Сводная ведомость контроля и оценки знаний, умений и навыков).
Итогом деятельности учащихся в конце учебного года должна стать творческая работа, тему и форму которой они выбирают самостоятельно. Лучшие работы станут фондом материалов музея или новой экспозицией на сайте школы, продолжив, таким образом, славную историю своего учебного учреждения.
Содержание программы.
I этап: сентябрь-октябрь.
Первый год обучения условно можно называть "обзорным", как бы подготовительным к более серьезной работе. Дети получают представление об истории школы и достопримечательностях края, самых важных исторических событиях, происходивших на территории Черногорска и нашего округа, о быте, традициях и праздниках древних славян, об архитектуре и истории храмов, расположенных на территории современного Восточного округа, о грозных войнах, прокатившихся по нашей земле. Специфика первого этапа обуславливается сухой и сравнительно теплой погодой, позволяющей долговременные прогулки по окрестностям района с целью ознакомления ребят с памятниками истории и природы родного края. Главное в прогулках – запомнить объект визуально, отметить его местонахождение, уметь найти его на карте. Для проведения этих занятий-путешествий необходимо иметь определенный инвентарь: карту местности (чтобы учить ребят ориентироваться по ней), бинокль, компас, блокнот и карандаш для записи краткой информации. Проводятся занятия-закрепления (не реже, чем через три прогулки). На них ребята работают с картами местности, картами центра города, контурными картами и отснятыми во время путешествий фотографиями. Параллельно с занятиями по краеведению проводятся начальные ознакомительные занятия по экспозиции музея и началам музейного дела. Изучаются понятия: экспозиция, назначение музейных предметов и т.д. На первом этапе работы в качестве учебного пособия разрабатывается "Лента времени".
II этап: ноябрь-февраль
Специфика второго этапа обучения.
Если на I-м этапе ребята путешествовали по местности, то на II-м этапе они начинают "путешествие во времени". Начинается изучение истории края. На занятиях используются слайды тех объектов – памятников истории, культуры и природы, с которыми дети познакомились на I-м этапе. Изучение истории края представляет собой освещение наиболее важных событий и распределение их в хронологическом порядке. Параллельно изучается и прошлое исторического школы. На этом этапе больше внимания уделяется истории материальной культуры. Изучается деревенский, боярский, царский, дворянский, купеческий быт. Необходимо показать, как с течением времени изменялась архитектура жилища и предметы быта, окружающие человека. Предметный мир каждой эпохи изучается не вообще, а как принадлежащий конкретному историческому лицу, каким-либо образом связанному с нашей местностью.
На II этапе дети посещают музеи Республики Хакасии, в которых могут познакомиться с бытом, одеждой, хозяйственной утварью и этапами жизни коренного населения. В результате этой работы в активный словарный запас ребят вводятся понятия: памятник времени, музейный предмет, источник (вещественный, изобразительный, письменный, фоно- и видеозапись) и т.д.
Практические занятия на II-м этапе обучения включают:
● активную работу с «лентой времени», карточки для которой изготовляют ребята самостоятельно;
● занятия во время музейной экспозиции;
● работу с музейными предметами;
● использование закрепляющего лото;
III этап: март – май.
Специфика третьего этапа обучения.
В это время начинается подготовка к очередному городскому туристско-краеведческому слету. Практическая часть каждого занятия отводится на выполнение домашнего задания, данного организационным комитетом слета; идет подготовка документации, походного снаряжения и инвентаря.
На этом этапе дети знакомятся:
● с понятием «поисковая» и «исследовательская» работа;
● с периодами подготовки поисковой экспедиции;
● с составом экспедиции, снаряжением.
учатся:
● определять последовательность действий в ходе экспедиции;
● обрабатывать полученный материал;
● приобретают навыки работы с литературой.
Особое внимание уделяется вопросам соблюдения техники безопасности при проведении экспедиций.
В разделе музееведения ребята знакомятся с такими темами, как:
● музей – хранилище памяти цивилизации;
● музей – источник информации;
● виды и свойства музейных предметов;
● способы составления коллекций музейных предметов.
Учебно- тематический план работы музея на 2015-2016 уч.год
№ | Название темы | Кол. часов | Дата | Примечание |
1 | Знакомство с фондом и работой школьного музея. Составление планов музея. Инвентаризация фондов музея. | 4 | 07.09 14.09 21.09 28.09 30.09 | |
2 | Музейный урок «Учитель перед именем твоим» | 1 | 05.10 | |
3 | Поисковая работа «По следам школьных летописей» | 4 | 12.10 19.10 26.10 09.11 | |
4 | Посещение обзорных выставок музея г. Черногорска | 2 | 16.11 23.11 | |
5 | Музейный урок «День героя России» | 1 | 30.11 | |
6 | Музейный урок «День конституции РФ» | 1 | 07.12 | |
7 | Музейный урок «Битва под Москвой» | 1 | 14.12 | |
8 | Поисковая работа «Войны, труженики тыла г. Черногорска» | 5 | 21.12 11.01 18.01 25.01 01.02 | |
9 | Творческая работа «По следам археологических раскопок в Хакасии» | 3 | 08.02 15.02 22.02 | |
10 | Создание банка данных презентаций для проведения экскурсий по музею | 3 | 01.03 15.03 22.03 | |
11 | Подготовка и проведение викторины для учащихся -7 классов Что Вы знаете о войне | 2 | 05.04 12.04 | |
12 | Музейные уроки «72-года. Победы над фашизмом» | 5 | 19.04 26.04 03.05 10.05 17.05 | |
13 | Музейный урок «В.Г. Тихонов» | 1 | 24.05 | |
14 | Итоговое занятие | 1 | 31.05 | |
Итого: 36 часов |
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы включает в себя описание:
Методы и формы обучения
Методы обучения:
Словесный:
● объяснение нового материала;
● рассказ обзорный для раскрытия новой темы;
● беседы с учащимися в процессе изучения темы;
Наглядный: применение наглядных пособий, географических карт, предметов и документов музейного значения, технических средств;
Практический: работа с географическими картами, макетами, иллюстрациями, предметами из музейного фонда;
Игровой: создание специальных ситуаций, моделирующих реальную ситуацию, из которой ребятам предлагается найти выход;
Исследовательский: выполнение детьми определенных исследовательских заданий во время занятия.
Формы обучения:
● приобретение теоретических знаний во время аудиторных занятий;
● проблемное изложение материала, с помощью которого дети сами решают возникающие познавательные задачи;
● беседы с учащимися в процессе изучения темы;
● заслушивание сообщений и докладов обучающихся по определенной теме;
● самостоятельная работа с книгами;
● работа с иллюстрациями;
● просмотр видео и слайд-фильмов по изучаемой теме;
● практическая работа по изготовлению макетов и муляжей;
● развивающие игры, стимулирующие познавательные процессы;
● экспедиции по территории округа;
● экскурсии в государственные музеи города;
● встречи со старожилами района Восточное Измайлово (аудиозапись воспоминаний, сбор предметов музейного значения для пополнения фондов музея);
● встречи с ветеранами Великой Отечественной войны (аудиозапись воспоминаний, сбор фотографий и документов военной поры, мемориальных предметов музейного значения для пополнения фондов музея);
● фотофиксация сносимых объектов и строящихся новых строений;
● фотофиксация памятников истории и культуры на территории округа;
● подготовка ребятами лекций и экскурсий по различным разделам музейной экспозиции;
● заслушивание сообщений и исследований воспитанников по изучаемой ими теме;
● проведение тематических историко-краеведческих викторин и блицтурниров;
● изучение предметов материальной культуры из фонда музеев школы и составление исторической справки на уже имеющиеся экспонаты;
● атрибутирование, частичная или полная реставрация и каталогизация предметов музейного значения.
Механизм оценки знаний
Для проверки знаний ребят на первом году обучения используются:
- словарные диктанты,
- кроссворды и ребусы,
- работа с контурными картами,
- небольшие сообщения, самостоятельно подготовленные дома по изучаемой теме.
Литература, рекомендованная для чтения.
1. Аристова В.В. Икона.− М. : Росмэн, 2002 .
2. Богданов В.В., Попов С.Н. История обыкновенных вещей. − М.: Педагогика-Пресс, 1992 .
3. Виноградова Н.Ф., Ворожейкина Н.И. Наша Родина в прошлом. Беседы по истории России.− Смоленск: Ассоциация XXI век, 2001.
4. Еремина Т.С. Предания о русских иконах. − М., 1988.
5. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия.− М., 1980.
6. Иностранцы о древней Москве. / Составитель Сухман М.М. − М., 1991.
7. Калашников В.И. Славянская мифология. − М.: Белый город, 2001.
8. Калашников В.И. Боги древних славян.− М.: Белый город, 2001.
9. Кейсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян.− Саратов, 1993.
10. Клиентов А.Е. Народные промыслы. − М.: Белый город, 2002.
11. Кондратьев И.К. Седая старина Москвы.− М., 1983 .
12 . Кудряшов К., Яновский А. Москва в далеком прошлом.− М., 1962.
13. Лупоядова Л.Ю., Лупоядов В.Н. В гостях у истории. − М. : Русич, 2000.
14. Нуждина Т.Д. Чудо – всюду: мир вещей и машин. − Ярославль: Академия развития, 1998.
15. Овсянников Ю. Рассказы об архитектуре.− М., 1984.
16. Орлова Н. История вещей. Детская энциклопедия.− М.: АСТ, 1998.
17. Осетров Е.И. Твой Кремль.− М., 1980.
18. Осетров Е.И. Живая древняя Русь. − М., 1984.
19. Петрухин В.Я. Древняя Русь.− М.: Слово, 2001.
20. Петрухин В.Я. Славяне.− М. : Росмэн,1999.
21. Рабинович М.Г. Из жизни древней Москвы.− М., 1961..
22. Рогов А. Как строили на Руси.− М.: Центр Детской книги, 1997.
23. Шуклин В. Мифы русского народа. − Екатеринбург, 1995.