Внеклассное мероприятие "Азбука нравственности"
классный час (9 класс)
Внеклассное мероприятие "Азбука нравственности" для обучающихся 9 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_azbuka_nravstvennosti.docx | 22.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Глуховская школа-интернат № 2»
Классный час в 9 классе по теме:
«Азбука нравственности»
Провели:
учитель русского языка Журавлева О. С.
Дата проведения: 9.02.2022 г.
г. Ногинск
Ход мероприятия
Духовная сила человека относится
к физической как три к одному.
Наполеон
(Эпиграф записан на доске)
Учитель: Самоутверждение в нравственной сфере – одна из важнейших ступеней личностного развития. Человеку необходимо осознание того, что он правильно живет, трудится, отдыхает. Без этой нравственной основы – как некоторой внутренней опоры – личность не обладает цельностью и логикой своего существования, является жертвой ситуации и, в конце концов, деградирует.
Как же понять и узнать свою нравственную основу? Об этом нам с вами хотелось бы поговорить на нашем занятии.
Итак, представьте, что у вас есть волшебная палочка и список из 10 желаний, выбрать из которых можно только 5. Сделайте, пожалуйста, свой выбор.
Список желаний:(у каждого ученика на столе):
1. Быть человеком, которого любят.
2. Иметь много денег.
3. Иметь самый современный компьютер.
4. Иметь верного друга.
5. Мне важно здоровье родителей.
6. Иметь возможность многими командовать.
7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.
8. Иметь доброе сердце.
9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.
10. Иметь то, чего у других никогда не будет.
Интерпретация
Номера отрицательных ответов: 2, 3, 6, 7, 10.
5 положительных ответов – высокий уровень.
4, 3 – средний уровень.
2 – ниже среднего уровня.
0–1 – низкий уровень.
Задание.
Класс делится на группы по 3-4 человека с помощью цветных жетонов.
Каждая группа в течение 2-3 минут обсуждает эпиграф, написанный на доске. Объясните высказывание Наполеона: “Духовная сила человека относится к физической как три к одному”.
Учитель Как вы думаете, почему человек ведет себя правильно? (Ответы можно фиксировать на листочке).
Учитель Психологи, изучающие становление морального сознания человека, предложили шкалу оценки уровня нравственного развития, основанную на характере причин, побуждающих человека к тому или иному действию.
1-й уровень. Чтобы избежать наказания и получить награду. (Подделываться).
2-й уровень. Чтобы все обо мне думали хорошо – другие и я сам. (Казаться).
3-й уровень. Таковы общепринятые нормы и ценности моего общества. (Подчиняться).
4-й (высший) уровень. Таковы мои моральные принципы; они основаны на общечеловеческих принципах. (Быть самим собой).
(Уровни желательно изобразить в виде лестницы, где первому уровню соответствует нижняя ступенька, четвертому, соответственно, верхняя.
Это уровни нравственного поведения, где самому высокому уровню соответствуют высшие общечеловеческие ценности).
Упражнение “Уровень нравственной саморегуляции”.
Приведите примеры из своих поступков и поведения на различных уровнях саморегуляции. Какой уровень у вас преобладает? Какой уровень преобладает в целом по классу?
Учитель: Существуют ли идеалы нравственности, сложившиеся в веках? Приведите примеры из книг, кинофильмов.
Существует мнение, что многие нравственные идеалы прошлого сегодня не актуальны, несовременны. Может ли нравственность быть современна или несовременна? (Обсуждение)
Учитель: Однако в нашем современном обществе возникло много отрицательных явлений: грубость, хамство, преступное поведение окружающих. Поэтому следует готовить себя к пониманию сложности мира, к далеко не всегда гуманным и нравственным отношениям в реальном мире.
(Учитель каждому раздает бланк с нравственными качествами для выполнения индивидуального задания).
Индивидуальное упражнение “Юности честное зерцало”.
Учитель. Перед вами список из 16 нравственных качеств.
Эти качества представлены шкалой, включающей полярно-противоположные проявления этих качеств. Отметьте выраженность каждого качества у себя. Для этого обведите кружочком соответствующую цифру. Цифра 10 означает максимальную степень проявления качества, указанного в левом столбце, цифра 1 – максимальная степень проявления качества, указанного в правом столбце.
По окончании вы получите свой нравственный “профиль”.
1 | Общительность, открытость, коллективизм | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Замкнутость, скрытность, индивидуализм |
2 | Доброта, альтруизм | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Злоба, эгоизм, чувство собственности |
3 | Эмоциональная устойчивость, ровность, постоянство | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Эмоциональная неустойчивость, влюбчивость, разнообразие |
4 | Твердость, самостоятельность | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Уступчивость, склонность к подчинению, покорность |
5 | Восторженность, импульсивность, азартность | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Сдержанность, рассудительность, серьезность |
6 | Честность, высокая нормативность поведения | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Недобросовестность, игнорирование общественных норм |
7 | Раскованность, склонность к риску, смелость | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Скромность, стыдливость, застенчивость |
8 | Мягкость, сострадание, милосердие | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Жесткость, суровость, безжалостность |
9 | Бдительность | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Доверчивость |
10 | Альтруистичность, непрактичность, доверие к людям | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Практичность, цинизм, недоверие |
11 | Прямолинейность, правдивость | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Дипломатичность, расчетливость |
12 | Спокойствие, уверенность в себе | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Тревожность, неуверенность, чувство вины |
13 | Склонность к новому | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Склонность к традиционному |
14 | Независимость мнения окружающих, стремление действовать исходя из собственных убеждений | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Зависимость от группы, ориентировка на социальное одобрение |
15 | Высокий самоконтроль, самодисциплина, безгрешность | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Низкий самоконтроль, недисциплинированность, нарушения |
16 | Собранность, возбужденность, вызванная большим стремлением к успеху | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Расслабленность, отсутствие стремления выделиться |
Оценка результатов. Определите свои слабые и сильные стороны в нравственной сфере. Насколько этот ваш профиль соответствует “современным” нормам нравственности? (Обсуждение)
Задание. Обсудите в группе “нормативы” для современных социальных условий. (Обсуждение)
Учитель. Предлагаю ситуации, содержащие сложные социальные проблемы морального порядка. Нужно дать оценку поступкам героев и обосновать свои суждения.
“Наказание или преступление?”
Одна особа известна как сплетница, ябеда. Вы и большинство ваших одноклассников ее терпеть не можете. Однажды ваши одноклассники договорились проучить ее – побить. Как вы поступите? Вы присоединитесь; не будете вмешиваться или расскажете об этом кому-нибудь? (Обсуждение)
“Уличная мораль”
В вашем классе произошел случай. Жестоко избили хорошего, но слабого физически мальчишку за то, за то, что он не поддержал предложение сбежать с урока. Вы видели кто бил, но в ответ на предложение выдать хулиганов вы промолчали.
Что вы сделаете дальше? (Обсуждение)
“Находка”
Вы случайно нашли чек на приобретение дорогой вещи …
А) Попытаетесь найти того, кто его потерял.
Б) Бежите к прилавку – вы столько о ней мечтали.
В) Сомневаетесь в его действительности, боитесь неприятностей.
Г) В растерянности не знаете, что с ним делать. (Обсуждение)
Подведение итогов.
Учитель. И внешнему, и внутреннему нашему миру присуща двойственность:
Добро – зло, прекрасное – безобразное, истина – ложь, здоровье – болезнь и т. д.
Между этими противоположностями идет постоянная борьба. И мы должны быть всегда к этому готовы. Поэтому надо сориентировать себя на нахождение “золотой середины”: уметь не ожесточаясь, не унижая других, противостоять негативному, сохраняя при этом верность высоким идеалам.
Познание добра - вот нравственность моя.
Уметь его творить, желать творить и делать.
Живи и радуйся, не причиняя зла,
Ты - человек, и докажи все это делом.
- Способность мыслить - вот достоинство твое.
Мысли - существенны, а не пространство, время.
Достойно мыслить постарайся, чтоб житье
Не превратилось бы в безнравственное бремя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Азбука здоровья"
Наше внеклассное занятие будет посвящено здоровью . Каждый из вас наверное знает, что такое здоровье, и все, что связано с этим определением, ну, или по крайней мере догадывается. А вот как связано эт...
Внеклассное мероприятие "Азбука безопасности"
Цель:Закрепить знания детей о правилах безопасности дома, на улице, в природе.Закрепить умение оказывать элементарную медицинскую помощь,Способствовать развитию осторожности и осмотрительности.Развива...
Внеклассное мероприятие " Азбука экологии" 6 класс
Внеклассное мероприятие " Азбука экологии" раработано для учащихся 6 класса. Цель данного мероприятия- экологическое воспитание учащихся.Форма работы- викторина. Задачи данного мероприятия: расш...
Внеклассное мероприятие "Азбука воспитанности"
Внеклассное мероприятие "Азбука воспитанности" для учащихся 5 классов. Конспект и презентация...
Сценарий внеклассного мероприятия «Азбука славянской письменности»
Сценарий внеклассного мероприятия«Азбука славянской письменности»...
Разработка внеклассного мероприятия "Азбука безопасности"
Разработка внеклассного мероприятия «Азбука безопасности»Цель: систематизация и контроль знаний обучающихся по правилам безопасности жизнедеятельности.Задачи проведения мероприятия:систематизиров...
Презентация к внеклассному мероприятию "Азбука дорожного движения"
Презентация к внеклассному мероприятию по основам безопасности жизнедеятельности "Азбука дорожного движения"...