Внеклассное мероприятие "Азбука воспитанности"
методическая разработка (5 класс) на тему
Внеклассное мероприятие "Азбука воспитанности" для учащихся 5 классов.
Конспект и презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_vospitannosti.rar | 143.53 КБ |
Предварительный просмотр:
«Азбука воспитанности» |
Внеклассное мероприятие для учащихся 5 классов |
Составила: Пенегина Светлана Борисовна учитель информатики МАОУ СОШ №11 г.Березники Пермского края |
2015 г. |
Внеклассное мероприятие для 5 классов «Азбука воспитанности»
Цель: Сформировать представление учащихся об основных этических нормах и навыках культурного общения.
Домашнее задание каждому классу участников: подготовить сценки, иллюстрирующие правила этикета в различных ситуациях. Задание выдается примерно за неделю до мероприятия.
Ход иероприятия:
Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами собрались здесь на праздник-игру «Азбука воспитанности».
Девизом нашего праздника станут слова Сервантеса:
«Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость»
(слайд 2)
Ученик 1: Мне кажется, что «здравствуй» -
Лучшее из слов.
Потому что «здравствуй» значит – будь здоров.
Ученик 2: Правило запомни, знаешь – повтори.
Старшим это слово первым говори.
Вечером расстались, встретились с утра,
Значит, слово «здравствуй» говорить пора!
Ведущий: Итак скажем еще раз друг другу ЗДРАВСТВУЙТЕ!
До VI века в русском языке широко употреблялось слово «веже». «ВЕЖЕ» - от старославянского значит «знать», «ведать». Отсюда и «вежество» позднее превратившееся в «вежливость». Быть вежливым, значит знать, как себя вести, с уважением относиться к окружающим. «Вежество» - качество ценное и обязательное, поэтому раньше учили «вежеству» в школах наряду с грамотой.
Миллиарды раз в жизни людей повторялись некоторые обычные повседневные ситуации: люди встречались, расставались, знакомились, оказывали друг другу услуги, просили друг друга о чем-либо, выражали сочувствие. Люди находили и передавали из поколения в поколение самые удобные, разумные способы действия в подобных ситуациях. Так возникли правила поведения или правила этикета. А сейчас на уроках русского языка вы знакомитесь еще и с речевым этикетом.
Сегодня на нашем празднике мы еще раз вспомним правила поведения, а может быть вы узнаете для себя что-то новое о том, как надо вести себя в той или иной ситуации.
Ведущий: А сейчас небольшая разминка. Послушайте двустишия о «волшебных словах», которые вы должны будете угадать.
Растает ледяная глыба
От слова теплого СПАСИБО.
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит: «ДОБРЫЙ ДЕНЬ».
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы: «СПАСИБО».
Мальчик вежливый и развитый
Говорит при встрече: «ЗДРАВСТВУЙТЕ».
Когда нас бранят за шалости,
Говорим: «ПРОСТИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА».
И во Франции, и в Дании
На прощание говорят: «ДО СВИДАНИЯ».
Ведущий: Человек живет среди людей. Отношение к тебе других людей зависит от многих факторов, в том числе от внутренних качеств личности, но людям необходимо время, чтобы тебя узнать.
Русская пословица гласит: «Встречают по одежке». Это означает, что многое зависит от того, какое впечатление производит человек. Внешний облик, манеры поведения определяют восприятие одного человека другим. А мостиком, соединяющим внутренний мир человека с его внутренним проявлением, является этикет.
Ученик 1: Этикет – установленный порядок поведения людей в обществе. Сущность этикета заключается в уважении к окружающим.
Ученик 2: Существуют различные виды этикета: деловой (служебный), дипломатический, военный, педагогический, врачебный, этикет в общественных местах. С этикетом тесно связаны правила вежливости.
На сцену выходят учащиеся 5 «б» класса.
Ученик 3: Будьте добры иль будьте любезны –
Эти слова в разговоре полезны.
С ними легко на прогулке и дома
Будет приятно их слышать любому.
Ученик 4: Ежели вы вежливы и к совести не глухи,
Вы место без протеста уступите старухе.
Ученик 5: Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду.
Ученик 6: И ежели вы вежливы, то, сидя на уроке,
Не будете с товарищем трещать, как две сороки.
Ученик 7: И ежели вы вежливы, поможете вы маме
И помощь ей предложите без просьбы – то есть сами.
Ученик 8: И ежели вы вежливы, то в разговоре с тетей,
И с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьете.
Ученик 9: Знал одного ребенка я, гулял он с важной нянею.
Она давала тонкое ребенку воспитание.
Был вежлив этот мальчик и, право, очень мил.
Отняв у младших мячик, он их благодарил:
«Спасибо» - говорил.
Нет, ежели вы вежливы, то вы благодарите,
Но мячика у мальчика без спросу не берите!
Ведущий: А теперь, ребята, вы покажите нам какие правила поведения и этикета вы знаете.
Команды учащихся пятых классов показывают свои инсценировки (домашнее задание). После каждого выступления проходит обсуждение показанных ситуаций.
Ведущий: Давайте сейчас проверим. Как вы усвоили правила вежливости и нормы этикета. Викторина. Команде каждого класса выданы таблички с тремя буквами «А», «Б», «В». Прослушав вопрос, по команде вам необходимо поднять табличку с правильным, на ваш взгляд, ответом.
ВИКТОРИНА
1. Кого в средние века называли рыцарем? (слайд 3)
- А) Смелых воинов
- Б) Вежливых кавалеров
- В) Знатных людей (графов, дворян, князей)
Ответ: А Рыцарем в средние века называли отважных, смелых воинов, которые носили тяжелые доспехи. Их обучали скакать верхом, стрелять из лука, метать копье, владеть мечом, а также держать свое слово, быть предупредительными и вежливыми, выручать друг друга в беде, заступаться за слабого. (слайд 4)
2. Вы не пороге дома. Почему появился обучай, когда входишь в дом, снимать шапку, шляпу? (слайд 5)
- А) Чтобы стряхнуть с нее уличную пыль;
- Б) Чтобы поприветствовать таким образом хозяина;
- В) Показать уважение к тем, к кому пришел.
Ответ: В Этот обычай пришел к нам из рыцарской эпохи. Входя в дом, рыцарь снимал шлем, как бы говоря этим жестом хозяину: «Я не опасаюсь тебя» (слайд 6)
3. Вы собираетесь в театр. За сколько минут до начала спектакля нужно приходить? (слайд 7)
- А) За 10 минут
- Б) За 1 час
- В) За 30 минут
Ответ: В За 30 минут, чтобы успеть без спешки раздеться, пройти в зрительный зал, занять свое место соответственно купленным билетам. (слайд 8)
4. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько время?». Обращаясь к прохожему, мальчик сделал несколько ошибок. (слайд 9)
- А) Одну
- Б) Две
- В) Три
Ответ: В 1. Мальчик не должен был кричать. 2. Нужно обратиться в вежливой форме: «Извините, пожалуйста, не смогли бы вы сказать …». 3. Нужно соблюдать правила русского языка: «… который час? Или сколько времени?» (слайд 10)
5. Вас угостили стаканом компота, как вы пьете его? (слайд 11)
- А) Выпиваете жидкость, а затем ложечкой достаете ягоды;
- Б) Ложечкой достаете ягоды, а затем выпиваете жидкость;
- В) Как-то по-другому.
Ответ: А Сначала нужно выпить жидкость, потом с помощью ложечки достать ягоды. Косточку выплюнуть сначала на ложечку, потом положить ее на блюдце. (слайд 12)
6. Ты пришел по приглашению, но в доме уже много гостей: (слайд 13)
- А) Ты за руку поздороваешься с каждым, тем самым узнаешь имена гостей;
- Б) Только с хозяевами за руку, остальным скажешь: «Здравствуйте»;
- В) Общее «Здравствуйте».
Ответ: Б Подать руку хозяйке и хозяину, а остальным, слегка поклонясь, сказать: «Здравствуйте» (слайд 14)
7. Вы за столом. Как берут хлеб? (слайд 15)
- А) Вилкой с хлебницы;
- Б) Руками с хлебницы;
- В) Иной вариант
Ответ: Б Хлеб берут рукой с хлебницы и, положив на свою тарелку, отламывают кусочки. (слайд 16)
8. Вы дарите своему другу или подруге настольную игру. Как вы преподнесете подарок? (слайд 17)
- А) В упаковке;
- Б) Без упаковки, чтобы было видно, что вы дарите;
- В) Без упаковки, но перевязав лентой.
Ответ: А Все подарки, за исключением цветов, дарят в упаковке (слайд 18)
9. Вы сидите за столом, вам предлагают угощение: (слайд 19)
- А) Вы не притронетесь к пище, пока не начнут есть хозяева;
- Б) Ждете, пока не начнут есть другие гости;
- В) Начинаете есть без уговоров.
Ответ: В Если вам уже предложили угощение, то не надо ждать пока начнут есть хозяева или другие гости, а также дополнительных уговоров. (слайд 20)
10. Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому 11 лет? (слайд 21)
- А) 11-летний;
- Б) 8-летний;
- В) Иное решение.
Ответ: В Дорогу уступит тот, кто более вежлив. (слайд 22)
11. Уже прозвенел звонок. Вы припоздали к сеансу, нужно пройти к своему месту: (слайд 23)
- А) Вы проходите к месту спиной к сидящим зрителям;
- Б) Извиняясь, боком к зрителям;
- В) Лицом к сидящим зрителям.
Ответ: В Лицом к сидящим зрителям (слайд 24)
12. Как быть с мороженым в театре или кинотеатре, если ты не успел его съесть, а звонок уже зовет в зрительный зал? (слайд 25)
- А) Выбросишь в урну;
- Б) Съешь, чего бы это тебе не стоило, даже если опоздаешь;
- В) незаметно пронесешь в зал и съешь.
Ответ: А Вежливый выбросить недоеденное мороженое в урну (слайд 26)
13. Здороваясь, мы снимаем перчатки, а почему? (слайд 27)
- А) Так теплее рукопожатие;
- Б) Показывает уважение и что в руке нет оружия;
- В) А снимать необязательно.
Ответ: Б Этот обычай пришел к нам из рыцарской эпохи. Снимая перчатки, рыцарь показывали уважение друг к другу и что в руке нет оружия. (слайд 28)
14. Вы получили в подарок коробку конфет, что вы с ней будете делать? (слайд 29)
- А) Покажете гостям богатую коробку;
- Б) Отложите в сторону, как и другие подарки, чтобы не смущать гостей;
- В) Предложите гостям.
Ответ: В Полученные в подарок фрукты, шоколад, конфеты, торт, предлагаются всем (слайд 30)
15. Вам подарили вещь, которая у вас уже есть: (слайд 31)
- А) Вы, извиняясь, скажете, что у вас уже есть такая;
- Б) Поблагодарив, возьмете;
- В) Вернете подарок, извинившись.
Ответ: Б Поблагодарив, возьмете (слайд 32)
Жюри подводит итоги викторины и награждает победителей.
Ведущий: Закончить наш праздник я хочу словами Дж.Свифта «Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация внеклассного мероприятия "Воспитание толерантности" для 5 класса
Данная презентация является наглядным пособием для проведения внеклассного мероприятия по данной теме. Презентация содержит ряд заданий, упражнений которые помогут классным руководителям в формировани...
2.1.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение внеклассных мероприятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения пятого внеклассного мероприятия от МО муниципального уровня)
№Тема урокаДатаМесто проведения1.Народные традиции и обычаи при посещении аржаанов Тувы07.02.2014 гГБОУ РТ школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей2.Вредн...
2.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение внеклассных мероприятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения пятого внеклассного мероприятия от МО муниципального уровня)
2.Вредные привычки и их жертвы10.10.2015 гГБОУ РТ школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14185870","attribut...
2.3.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение внеклассных мероприятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения пятого внеклассного мероприятия от МО муниципального уровня)
3.Самый большой урок мира19.10.2016 г.ГБНУ «РООМХШИ» им: Г.Д. Кенденбиля[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14185936","attributes":{"alt":"","class":"media-image","hei...
2.4.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение внеклассных мероприятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения пятого внеклассного мероприятия от МО муниципального уровня)
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14186243","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"341"}}]] 4.Празднование Шагаа по восточному календарю18.02.2017гГ...
2.5.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение внеклассных мероприятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения пятого внеклассного мероприятия от МО муниципального уровня)
5Мастер-класс «Женское украшение-чавага»02.02.2018 г.ГАОУ Аграрный лицей-интернат РТ[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14186329","attributes":{"alt":"","class":...