Программа театрального кружка
рабочая программа
Программа расчитана на 2 года обучения. Театральное мастерство для школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_teatr_bez_granits_.docx | 141.85 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ТЕАТР БЕЗ ГРАНИЦ»
Возраст учащихся – 7-12 лет.
Срок реализации - 2 года.
Чичова М.С.Педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2017
Пояснительная записка
Направленность:художественная
Актуальность:Программа разработана на основе работ деятелей театрального искусства в области театральной педагогики К. Станиславского, М. Чехова, М. Кнебель, З., Корогодского и на основепоследних документов Комитета по образованию.Программа ориентирована на привлечение детей к сценической деятельности.
Подросткам сегодняшнего времени предстоит жить в мире, существенно отличающемся от мира их родителей. В наше время все чаще встречается пассивный образ жизни. Почти все свое свободное время современный школьник проводит за компьютером. Дети реже общаются, предпочитая, виртуальное общение. Поэтому многие страдают неразвитостью эмоциональной сферы, нехваткой реальных друзей. Занятия в театральной студии дают возможностьоткрыть в себе творческий потенциал, приобрести новый круг общения, найти единомышленников.
Важная роль в духовном становлении личности принадлежит театральному искусству,которое, удовлетворяя эстетические потребности личности, обладает способностью формировать ее сознание, расширять жизненный опыт и обогащать чувственно – эмоциональную сферу.
Огромная познавательная и нравственная роль театрального воспитания, развитие фантазии и наблюдательности памяти и внимания, ассоциативного мышления, культуры чувств, пластики и речи, моделирование в игре жизненных ситуаций способствует интенсивному формированию психических функций детей и подростков. Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей как в развивающем и эстетическом воспитании подростков, так и в организации их досуга. Реализация данной программыбудет способствовать успешной адаптации детей и подростков в современном обществе, их жизненному самоопределению, продуктивномуосвоениюразнообразныхсоциальных ролей и творческой самореализации.
Отличительные особенности:Театральная деятельность несет игровой характер. Гибкая форма обучения позволяет всем желающим соприкоснуться с прекрасным миром театра, наполненным фантазией, игрой и воображением. Программа реализуется в режиме сотрудничества и демократического стиля общения и позволяет создать личностно - значимый для каждого обучающегося индивидуальный или коллективный продукт в виде театральной постановки.На протяжении обучения учащиеся участвуют в театральных конкурсах, посещают театры и музеи города. На каждом занятии проводится разминкапо актерскому мастерству. В нее входят:сценическая речь,сценическое движение, и актерский тренинг.Разминкапо актерскому мастерству - это своего рода погружение в атмосферу творчества.Разминка дает толчок к следующему этапу - этапу работы над спектаклем.
Сценическая речь: Это тренинг3-х видов дыхания(грудного, нижнереберного-диафрагматического и смешанного). Упражнения на три вида дыхания («Свеча», «пульверизатор», «насос»). Это ряд упражнений на силу звука («пулеметчик», «пара барабанов). Развитие диапазона голоса («краской крашу я карниз»). Развитие дикции и артикуляции (чисто говорки).Тренинг включает в себя, разучивание скороговорок, стихов и различных песенныхкомпозиций.
Сценическое движение:
На первом году обучения основное внимание уделяется преодолению мышечных зажимов, для чего вводятся упражнения, развивающие способность контролировать зажимы в различных частях тела и помогающие овладеть умением снимать их и достигать полного расслабления тела или расслабление мышц в отдельных частях тела, сохраняя напряжение в других. Особенности физического действия. Работа над осанкой. Память физических действий и ощущений. Тактильные ощущения. Преодоление мускульных зажимов. Релаксационный тренинг.Упражнения «пружина», «тесто», «робот», «неизвестная форма жизни». Сценическое движениеучит взаимодействию партнёров друг с другом. Упражнения: « почувствовать движение через руку», «передать движение глазами», «продолжить движение», основы пластической импровизации. Воспитание ощущения расстояния, пропорциональности движений.Координация движений. Равновесие. Упражнения на развитие чувства равновесия, координацию.Ритм. Воспроизведение ритмических рисунков. Особенности физического действия на площадке. Пластическая ритмическая импровизация. В зависимости от успехов обучающихся, некоторые темы логически переходят в темы второго года обучения, а некоторые уступают место более сложным темам по требовательности и исполнению.
Актерский тренинг:
В актерский тренинг входят: упражнения на работу с «предлагаемыми обстоятельствами»,и с «беспредметным действием». Учащиеся придумываютэтюды с различными «предлагаемыми обстоятельствами». Например: «Заблудились в лесу», «День рождение», «Музей» и.т.д. Работа с «беспредметным действием»дает возможность пришить воображаемую пуговицу, построить дом своей мечты, приготовить волшебный обед и. т .д.Педагог даетпрактические задания, которые развивают фантазию, воображение, творческое мышление.
Адресат программы: Программа рассчитана для учащихся в возрасте от 6 до 12 лет.
Цель: Формирование навыков актерского мастерства путем приобщения к сценической деятельности.
Задачи:
Образовательные
Овладетьнавыками актерского мастерства,сценической речи,сценического движения.
Овладеть навыками анализа литературного материала.
Познакомить с основными видами и жанрами театрального искусства.
Сформировать навыки«этюдной» работы над спектаклем.
Научить подбирать театральный костюм, работать с гримом в соответствии со спектаклем.
Приобрести навык работы с декорационным оформлением спектакля.
Развивающие
Развитие творческого внимания,воображения и фантазии.
Развитие сценической и эмоциональной выразительности.
Развитие эстетического вкуса.
Приобретение опыта «органического» существования на сцене.
Приобретение опытасценической «импровизации».
Развитие музыкального слуха и голоса.
Формирование навыков организации совместной деятельности, умение договариваться о распределении функций и ролей.
Воспитательные
Воспитывать уважение к театральному искусству как составляющей отечественной и мировой культуры.
Формирование«сценической культуры».
Условия реализации программы:Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной программы,от 6 до 12 лет. Принимаются все желающие. Группы формируются по годам и возрасту учащихся.По данной образовательной программе может работать педагог дополнительного образования, по данному направлению. Сроки реализации программы -2 года.Программа предусматривает участие учащихся в конкурсах, творческих встречах, а также посещение спектаклей.
Наполняемость групп:
1 год – 15 человек
2 год –12 человек
Материально-техническое обеспечение:
Для обеспечения учебного процесса и репетиционной деятельности коллектива необходимо:
- помещение для занятий
- фортепьяно
- фонотека для проведения праздников, конкурсов, спектаклей;
-комната для хранения театрального реквизита;
- костюмы ко всем праздникам, конкурсам, спектаклям;
- стулья
Аппаратура:музыкальный центр;
Планируемые результаты.
Предметные:
В результате освоения программы учащиеся овладеют практическими и теоретическими знаниями и умениямипо основным разделам программы:
- Познакомятся с видами и жанрами театрального искусства.
- Овладеютнавыками актерского мастерства,сценической речи,сценического движения.
- Получат навыки «этюдной» работы над спектаклем.
- Овладеютсценической импровизацией.
- Научатся подбирать театральный костюм, работать с гримом в соответствии с тематикой спектакля.
- У учащихся сформируются навыки «сценической культуры».
- В итоговых работах учащихся можно будет наблюдать «органическое» проживание роли, подлинность творчества, что так увлекает актера и завораживает зрителей.
Личностные:
- Развитие творческого воображения, фантазии, внимания и наблюдательности.
- Развитие эстетического вкуса.
- Навыки слушать собеседника, вести диалог, излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения.
- Развитие музыкального слуха и голоса.
- Сформируется уважительное отношение к театральному искусству как составляющей отечественной и мировой культуры.
- Сформируются навыки организации совместной деятельности, умение договариваться о распределении функций и ролей.
Метапредметные:
- Учащиеся научатся анализировать литературный материал, выбранный для постановки.
- Познакомятсяс литературой разных направлений и жанров.
- На третьем году обучения творческие работы учащихся приобретут сценическую и эмоциональную выразительность.
- Познакомятся с различными музыкальными произведениями, используемыми в спектакле.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Комплектование групп | 6 | 6 | ||
2. | Вводное занятие. Охрана труда | 2 | 2 | - | |
3. | Игровое знакомство с элементами актерского мастерства | 6 | 1 | 5 | наблюдение |
4. | Знакомство с постановочным материалом | 6 | 2 | 4 | беседа |
5. | Развитие музыкального слуха и голоса | 4 | 1 | 3 | наблюдение |
6. | Этюдный метод работы над мини-спектаклем | 12 | 3 | 9 | наблюдение |
7 | Работа над ролью. Знакомство с внешним образом героя. | 12 | 2 | 10 | наблюдение |
8. | Постановка мизансцен | 12 | 2 | 10 | наблюдение |
9. | Оформление мини-спектакля | 12 | 3 | 9 | наблюдение |
10. | Музыкальное оформление спектакля | 12 | 4 | 8 | наблюдение |
11. | Работа над мини-спектаклем спектаклем (репетиции) | 12 | 3 | 9 | наблюдение |
12. | Показ мини-спектакля | 4 | 1 | 3 | анализ работы |
13 | Вводное занятие. Охрана труда | 2 | 2 | беседа | |
14. | Знакомство с новым постановочным материалом | 12 | 3 | 9 | наблюдение |
15. | Этюдный метод работы над новым мини-спектаклем | 12 | 3 | 9 | наблюдение |
16. | Развитие музыкального слуха и голоса | 4 | 1 | 3 | наблюдение |
17. | Работа над ролью. Внешний и внутренний образ героя. | 12 | 2 | 10 | наблюдение |
18. | Постановка мизансцен | 12 | 3 | 9 | наблюдение |
19. | Оформление мини-спектакля | 12 | 4 | 8 | наблюдение |
20. | Музыкальное оформление спектакля | 12 | 4 | 8 | наблюдение |
22. | Этюды на развитие сценической и эмоциональной выразительности | 10 | 2 | 8 | наблюдение |
23. | Знакомство с «импровизацией» | 8 | 2 | 10 | наблюдение |
24. | Работа над мини-спектаклем (репетиции) | 12 | 3 | 9 | анализ работы |
25. | Итоговый показ творческой работы (мини-спектакля) | 4 | 1 | 3 | анализ работы |
26. | Контрольные и итоговые занятия | 4 | 1 | 3 | анализ работы |
Итого: | 216 | 53 | 163 |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие. Охрана труда | 2 | 2 | - | |
2. | Знакомство с постановочным материалом | 12 | 3 | 9 | наблюдение |
3. | Этюдный метод работы над спектаклем | 12 | 2 | 10 | наблюдение |
4. | Работа над ролью. Способ раскрытия сценического характера. | 12 | 3 | 9 | наблюдение |
5. | Развитие музыкального слуха и голоса | 4 | 1 | 3 | наблюдение |
6. | Постановка мизансцен | 12 | 4 | 8 | наблюдение |
7. | Оформление спектакля | 12 | 4 | 8 | наблюдение |
8. | Музыкальное оформление спектакля | 12 | 4 | 8 | наблюдение |
9. | Работа над драматическим спектаклем (репетиции) | 12 | 3 | 9 | наблюдение |
10. | Показ спектакля | 4 | 1 | 3 | анализ работы |
11. | Знакомство с постановочным материалом | 10 | 3 | 7 | наблюдение |
12 | Вводное занятие. Охрана труда | 2 | 2 | беседа | |
13. | Этюдный метод работы над спектаклем | 12 | 3 | 9 | наблюдение |
14. | Работа над ролью. Сценический характер и сценические «краски». | 12 | 3 | 9 | наблюдение |
15 | Постановка мизансцен | 12 | 4 | 8 | наблюдение |
16. | Оформление спектакля | 12 | 4 | 8 | наблюдение |
17. | Развитие музыкального слуха и голоса | 4 | 3 | 5 | наблюдение |
18. | Музыкальное оформление спектакля | 12 | 3 | 9 | наблюдение |
19. | Этюды на развитие сценической и эмоциональной выразительности | 12 | 3 | 9 | наблюдение |
20. | Этюды на импровизацию | 12 | 3 | 9 | наблюдение |
21. | Работа над спектаклем (репетиции) | 12 | 3 | 9 | анализ работы |
22. | Итоговый показ творческой работы (спектакля) | 6 | 1 | 5 | анализ работы |
22. | Контрольные и итоговые занятия | 4 | 1 | 3 | анализ работы |
Итого: | 216 | 62 | 153 |
Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год | 01.09 | 25.05 | 36 | 216 | 2 раза в неделюпо 1 академическихчаса. Академический час равен 45 минутам. |
2 год | 01.09 | 25.05 | 36 | 216 | 2 раза в неделю по 1 академическихчаса.Академический час равен 45 минутам. |
Рабочая программа
Задачи 1-го года обучения.
- Пробудить способности ребенка к творчеству(развитие фантазии, внимания, воображения)
- Овладеть навыками сценической речи.
- Овладеть навыкамиактерского мастерства,сценического движения .
- Познакомить с основными видами и жанрами театрального искусства.
- Способствовать адаптации в коллективе.
- Развитие музыкального слуха и голоса.
- Формирование навыков «этюдной» работы над спектаклем.
- Формирование навыков «работы над ролью».
- Ознакомить с понятием «музыкальное оформление» спектакля.
Задачи 2-го года обучения.
- Овладеть навыками сценической речи, актёрского мастерства, сценического движения.
- Научитьанализировать литературныйматериал(вести диалог, излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения).
- Приобщаться к выступлениям, приобретение опыта «органического» существования на сцене.
- Сформирование навыки подбора театрального костюма, в соответствии с тематикой спектакля.
- Формирование навыков работы с театральным гримом,в соответствии с тематикой спектакля.
- Совершенствовать умения «работы над ролью».
- Сформировать навыки организации совместной деятельности, умение договариваться о распределении функций и ролей.
- Познакомить с азами музыкальной культуры.
- Научить сценической «импровизации».
- Сформировать навык работы над оформлением спектакля.
- Формирование навыков «сценической культуры».
- Развитие музыкального слуха и голоса.
Ожидаемые результаты:
К концу первого года обучения:
- Сформируются основы актерского мастерства,сценической речи,сценического движения.
- Учащиеся получат навыки «этюдной» работы над спектаклем.
- Познакомятся с приемами развития музыкального слуха и голоса.
- Разовьётся творческое воображения, фантазия, внимание и наблюдательность.
- Учащиеся узнают основные виды и жанры театрального искусства.
- Учащиеся преодолеют трудностиобщения и боязнь сцены.
- Сформируются начальные навыки «работы над ролью».
- Узнают о значении музыки в спектакле.
К концу второго года обучения:
- Учащиеся овладеют навыками актерского мастерства,сценической речи,сценического движения.
- Учащиеся научатся понимать содержание литературного материала (вести диалог, излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения).
- Учащиеся научатся самостоятельно работать с литературным материалом.
- Разовьется умение «работы над ролью» с погружением в «характер» героя.
- Учащиеся приобретут опыт «органического» существования на сцене.
- Сформируются навыки организации совместной деятельности, умение договариваться о распределении функций и ролей.
- Учащиеся познакомятся с азами музыкальной культуры.
- Учащиеся овладеют навыками сценической «импровизации».
- Сформируется навык работы над оформлением спектакля.
- У учащихся сформируются навыки «сценической культуры».
- Учащиеся приобретут навыки развития слуха и голоса.
Особенности:
Особенности первого года обучения заключаются в адаптации в коллективе, преодолении трудности общения и боязни сценической площадки. Учащиеся прошедшие первый год обучения, успешно адаптируются и преодолевают «сценический зажим» и уверенно чувствуют себя на сценической площадке. Для постановки на первом году обучения берутся небольшие произведения, так называемые, мини-спектакли длительностью не более 15-20 минут. Важным моментом на втором году обучения является отработка навыков сценического взаимодействия с партнером, и зрительным залом. Для сценической постановки на втором году обучения выбираются одноактные драматические произведения со сквозным действием длящиеся не более 30 минут.
Содержание обучения
Первый год
- Комплектование групп(оформление документов)
2.Вводное занятие.
Теория: Инструктаж по охране труда с учащимися. Главная задача - подготовить учащихся к продуктивному восприятию материала. Ознакомить с правилами внутреннего распорядка, с правиламии поведения на занятиях. С формой проведения занятий.Решить организационные вопросы.
3.Игровое знакомство с элементами актерского мастерства.
Теория:Основные направления в актёрском искусстве. Специфика театрального искусства. Беседы в популярной форме о театральном искусстве, истории, жанрах, обсуждение увиденного спектакля. Произвольное и непроизвольное внимание. Наблюдательность и фантазии.Дать представление о воображаемом пространстве и «предлагаемых обстоятельствах».Дать представление о «беспредметном действии»
Практика:Настройка к действию. Тренинг на внимание. Развитие сценического внимания. Круги внимания: малый, средний и большой. Зрительное и слуховое внимание. Упражнения на развитие стойкости внимания, сообразительности, быстроты реакции, находчивости, ощущения партнёра и группы. Упражнения, развивающие память физических действий и ощущений, действия с воображаемыми предметами,
В жизни – смущение, в искусстве – зажим. Преодоление психических зажимов. Освоение основных приёмов построений (кругов, змеек, восьмёрок, ломаных линий и т.д.),
упражнения для достижения эмоционального раскрепощения и снятия мышечных зажимов. Ритм, эмоциональный выплеск, раскрепощение.
Органическое действие: простое физическое «если бы». Создание этюдов в «предлагаемых обстоятельствах».
5. Знакомство с постановочным материалом.
Теория:Познакомить с автором выбранного произведения. Рассказать, что каждое произведение имеет свою структуру, это тему, идею, сверхзадачу. Определить в выбранном произведении тему – про что спектакль, идею – что хотим сказать, над чем заставить задуматься, сверхзадачу – ради чего сегодня, здесь и сейчас решили ставить это произведение. Выявить общий конфликт – противостояния персонажей. Разобрать сцены с дальнейшим их прочитыванием по ролям.
Практика:Разминка по актерскому мастерству.Распределить роли. Разобрать сцены с дальнейшим их прочитыванием по ролям. Попробовать заменить авторский текст-своим, схожим по смыслу. Рассказать о произведение от «своего лица». Нарисовать своего героя, как ты его представляешь.
6. Развитие музыкального слуха и голоса.
Теория:Понятие «певческого голоса», средства музыкальной выразительности (лад, регистры, темп, ритм, динамика), характер звуковедения - legato, staccato, характер песни.
Практика:- пропевание скороговорок.
- упражнения «Кошка», «Кошка сердится»; «Колокол».
- «Здравствуйте» по трезвучию. «Игровые распевки»(дыхание, расширение диапазона голоса, музыкальной памяти, музыкального слуха, чувства ритма. Отработка унисона. Двухголосие в октаву. Разучивание песен.
7.Этюдный метод работы над мини-спектаклем.
Теория:Дать представление об этюдах. Рассказать, что такое мини-спектакль и чем он отличается от других форм.Дать представление о«событии».
Практика:Разминкапо актерскому мастерству.Создание этюдов на «тему» выбранного произведения. Организовать пробы на роль.
8. Работа над ролью.Знакомство с внешним и внутренним образом героя.
Теория: Обсуждение характеров различных героев и их воплощение в образах. Рассказать, как профессиональные актеры работают над образом своих героев. Расскажи о своем герое, какой он? Дать представление о театральном гриме своего героя.
Практика: Разминкапо актерскому мастерству.Практические этюдына создание образа своего героя. Придумать и воплотить грим своего героя.
9.Постановка мизансцен.
Теория:Понятие мизансцены – расположение актёров на площадке.
- основные принципы мизансцены:
1. нельзя поворачиваться спиной к зрителю.
2. нельзя перекрывать партнёра во время реплики или монолога.
3. Держать диагональ – три четверти поворота к залу.
6. Разводка мизансцены по диагонали сцены (т. е. диагональные, а не фронтальные).
Практика:Разминкапо актерскому мастерству. Тренировка учащихся на освоение правил (на учебном материале)
- действия на сцене с партнёром.
- сцены из пьес, композиций, представлений.
10.Оформление мини-спектакля.
Теория :Рассказать о значении декораций, костюмови реквизита в спектакле. Художественное оформление спектакля. Знакомство с основными элементами художественного оформления спектакля: костюм, грим, световое и музыкальное оформление. Сценография как вид искусства. Инструктаж по технике безопасности. Возможности выполнения тех или иных декораций и костюмов. Соответствие выразительных средств содержанию и духу пьесы.
Практика:Разминкапо актерскому мастерству. Обсуждение декораций, костюмов, грима, реквизита. Частичное изготовление реквизита и установка декораций. Подготовка и примерка костюмов.
11.Этюды на развитие сценической и эмоциональной выразительности.Этюдная форма работа являетсяосновной в развитии и совершенствовании актерского мастерства, работы над ролью и становлении творческой личности.
Теория: Связь с партнером –принцип взаимодействия.
Практика:Разминкапо актерскому мастерству.Практические задания на развитие эмоциональной выразительности.Упражнения; «Кто, как одет», «Мешаем читать», «Хлопки», «Поводырь и слепой».
- общение: «Белая ворона», «Знакомство», «Очередь» ,«Пристройка», «Повтори фигуру», «Сочиняем по цепочке», «Ходьба», «Замри и оправдай позу».
12.Знакомство с импровизацией.
Теория: Импровизационный метод существования актера. Что такое «импровизация?». Границы импровизации.
Практика: Разминкапо актерскому мастерству.Этюды на импровизацию.
13.Работа над мини-спектаклем (репетиции)
Теория:Культура поведения на сценической площадке и за кулисами во время репетиций. Знакомство с правилами ответственного отношения к общему делу(спектаклю).Обсуждение репетиции.
Практика: Разминкапо актерскому мастерству.Предварительный просмотр итогового спектакля. Прогон отдельных сцен спектакля. Обсуждение спектакля.
14.Итоговый показ творческой работы (мини-спектакль)
Практика: Представление творческой работы зрителям.
15.Контрольные и итоговые занятия.
Теория: Подведение итогов (праздник, капустник, награждение, и.т.д.)
Практика: Открытые занятия для родителей обучающихся, лучшие номера, встречи со зрителями.
16.Музыкальное оформление спектакля.
Теория:Значение музыки в спектакле. Как подобрать музыку к спектаклю? Как музыка может обогатить «роль»? Чем отличаются музыкальные спектакли от других?
Практика: Прослушивание и выбор музыкальных композиций.
16.Знакомство с новым постановочным материалом.
В середине года, выбирается новая творческая работа, новый мини-спектакль. Это может быть литературное произведение с любой тематикой, выбранное педагогом и согласованное с творческим коллективом, длящееся по времени не более 15-20 минут.
Второй год обучения
1. Вводное занятие.
Теория: Инструктаж по охране труда. Правила внутреннего распорядка. Правила поведения на занятиях. Организационные вопросы.
2. Знакомство с постановочным материалом.
Теория: Определение выбранного материала в общем виде.
- тема – про что автор написал свое произведение.
- идея – что хотим сказать в спектакле зрителям, над чем заставить задуматься.
сверхзадача – ради чего сегодня, здесь и сейчас решили ставить это произведение.
- выявление общего конфликта – противостояния персонажей.
- придумывание как можно большего числа событий и действий.
- разбор сцен с дальнейшим их прочитыванием по ролям.
Практика: Разминкапо актерскому мастерству.Выполнение конкретных задач, связанных со спектаклем.
- замена авторского текста своим, схожим по смыслу. Рассказ от «своего лица».
4. Этюдный метод работы над драматическим спектаклем.
Теория: Разбор «предлагаемых обстоятельств».
- выявление характера героя, особенностей его поведения.
Практика: Разминкапо актерскому мастерству. Замена авторского текста своим, схожим по смыслу. Проигрывание этюдов от своего «лица».
4.Работа над ролью.Способ раскрытия «сценического» характера. «Сценический» характер и сценические «краски».
Теория:Характер и характерность. Состояние публичного одиночества на сцене. Последовательность действий, мыслей, чувств героя. Взаимодействие с партнером. Как найти «сценическую краску» своему герою»
Практика: Разминка. Этюды на вхождение в образ своего героя.
5. Постановка мизансцен.
Теория:Понятие мизансцены – расположение актёров на площадке.
- основные принципы мизансцены:
1. нельзя поворачиваться спиной к зрителю.
2. нельзя перекрывать партнёра во время реплики или монолога.
3. Держать диагональ – три четверти поворота к залу.
6. Разводка мизансцены по диагонали сцены (т. е. диагональные, а не фронтальные).
Практика:тренировка учащихся на освоение правил (на учебном материале)
- действия на сцене с партнёром.
- сцены из пьес, композиций, представлений.
6.Оформление спектакля
В оформление спектакля входят: установка декораций, выбор костюмов, изготовление реквизита.
Теория:Обсуждение плана изготовления декораций.
Практика:Создание и изготовление декораций к спектаклям.
Теория: Рассказ о театральном костюме, его особенностях и приемах. Создание эскизов, набросков.
Практика: Разработка и изготовление костюмов, а также необходимого реквизита.
7.Развитие музыкального слуха и голоса.
Теория: Строение песни (запев, припев). Унисон (пение по графическому рисунку мелодии, ровный и пунктирный ритм, виды звуко-ведения)
Практика:
- пение с закрытым ртом.
- пение выдержанных звуков, гласных а-о-у-э-и по полутонам в медленном темпе.
- распев трезвучия. Мажор и минор.
- пропевание скороговорок.
- упражнения «Кошка», «Кошка сердится»; «Колокол».
- «Здравствуйте» по трезвучию. «Игровые распевки»(дыхание, расширение диапазона голоса, музыкальной памяти, музыкального слуха, чувства ритма.Отработка унисона. Двухголосие в октаву. Разучивание песен.
8.Музыкальное оформление спектакля
Теория:Значение музыки в спектакле. Как музыка может обогатить роль?Чем отличаются музыкальные спектакли от других?
Практика: Прослушивание и выбор музыкальных композиций.
9.Этюды на развитие сценической и эмоциональной выразительности.
Теория:Комедийное преувеличение в образе героя.Связь с партнером – принцип взаимодействия.
Практика:Практические задания на развитие эмоциональной выразительности.Создание этюдов.
10.Этюды на импровизацию
Теория: Импровизация-внезапная находка актера.Принципы импровизации. Приём апелляции к зрителю.
Практика: Этюды на импровизацию.
11.Работа над драматическим спектаклем (репетиция)
Теория: Правила нахождения на репетиции и за кулисами. Обсуждение репетиции.
Практика: Прогон и обсуждение спектакля.
12.Итоговый показ творческой работы (спектакля)
Практика: Представление спектакля зрителям.
Теория: Обсуждение спектакля, встреча со зрителями.
13.Контрольные и итоговые занятия
Практика: Отчётный концерт – лучшие номера, капустники.
Теория: Подведение итогов года, награждение. Планы на следующий учебный год.
Оценочные материалы
Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся следующие диагностики:
- входящая, (1 год обучения, сентябрь) – определение уровня способностей и возможностей учащихся.
- промежуточная (в середине года) – проверка усвоения разделов программы по изучаемым темам.
- итоговая (апрель, май) – проверка усвоения учебного материала за год.
Входящая диагностика
Входящая диагностика проводится в сентябре на первых занятиях,и дает возможность определитьначальныйуровень, наблюдаемый у участников коллектива 1 года обучения.
Уровень оценивается по 5 -балльной шкале:
№ | Разделы образовательной программы | Критерии оценки | баллы |
1. | Интерес к театральному искусству. Первичные представления о театральном искусстве (беседа) | Интересуется театральным искусством, ранее занимался в театральной студии | 4-5 |
Посещает театральные площадки города, но никогда не занимался в театральных коллективах, не участвовал в спектаклях | 2-3 | ||
Не имеет представления о театральном искусстве, не посещает театры. Ранее не занимался в театральныхколлективах | 0-1 | ||
2. | Начальные навыки актерского мастерства (артистичность) | Артистичен. Активно участвует в актерском тренинге | 4-5 |
Старается, выполняет все упражнения, но не хватает уверенности, нет «чувства правды и веры» | 2-3 | ||
Не артистичен. Не уверенно выполняет упражнения, присутствует «актерский зажим» | 0-1 | ||
3 | Пластические и танцевальные навыки | Владеет начальными пластическими и танцевальными навыками | 4-5 |
Неуверенное владение своим телом, слабая координация | 2-3 | ||
Не может выполнить задание или выполняет его с помощью педагога | 0-1 | ||
4 | Сценическая речь | Владеет нижнереберным-диафрагматическим дыханием | 4-5 |
Владеет смешанным дыханием | 2-3 | ||
Владеет только грудным поверхностным дыханием. | 0-1 | ||
5 | Навыки организации совместной деятельности | Уверенно общается со сверстниками, выполняет совместные задания | 4-5 |
Общается, но предпочитает работать самостоятельно | 2-3 | ||
Скован, чувствует себя неуверенно, не может работать в «команде» | 0-1 |
Итоговая диагностика
Итоговая диагностика проводится в конце года на последних занятиях, и дает возможность определить уровень, наблюдаемый у участников коллектива 1 года обучения.
Уровень оценивается по 5 -балльной шкале:
№ | Разделы образовательной программы | Критерии оценки | баллы |
1. | Интерес к театральному искусству. Первичные представления о театральном искусстве (беседа) | Интересуется театральным искусством. Не пропускает занятия, активно участвует в жизни коллектива | 4-5 |
Редко посещает театральные площадки города | 2-3 | ||
Пропал интерес к театральному творчеству | 0-1 | ||
2. | Начальные навыки актерского мастерства (артистичность) | Артистичен. Активно участвует в актерском тренинге | 4-5 |
Старается, выполняет все упражнения, но не хватает уверенности, нет «чувства правды и веры» | 2-3 | ||
Не артистичен. Не уверенно выполняет упражнения, присутствует «актерский зажим» | 0-1 | ||
3 | Пластические и танцевальные навыки | Владеет начальными пластическими и танцевальными навыками | 4-5 |
Неуверенное владение своим телом, слабая координация | 2-3 | ||
Не может выполнить задание или выполняет его с помощью педагога | 0-1 | ||
4 | Сценическая речь | Владеет нижнереберным-диафрагматическим дыханием | 4-5 |
Владеет смешанным дыханием | 2-3 | ||
Владеет только грудным поверхностным дыханием. | 0-1 | ||
5 | Навыки организации совместной деятельности | Уверенно общается со сверстниками, выполняет совместные задания | 4-5 |
Общается, но предпочитает работать самостоятельно | 2-3 | ||
Скован, чувствует себя неуверенно, не может работать в «команде» | 0-1 |
Промежуточная диагностика(2 год обучения)
Промежуточная диагностика проводится в середине года, дает возможностьопределить уровень освоения программы, напросмотре итогового спектакля, на итоговом занятии, или на конкурсе по следующей шкале:
Уровень освоения материала оценивается по 8-балльной шкале:
№ | Разделы образовательной программы | Критерии оценки | Баллы |
1. | Интерес к театральному искусству | Посещает театры | 7-8 |
Редко посещает театр, но с удовольствием занимается в студии | 4-5 | ||
Не участвует в коллективных походах в театр, но интерес присутствует | 0-3 | ||
2 | Навыки актерского мастерства (существование «в предлагаемых обстоятельствах», «работа с беспредметным действием») | Выполняет упражнения на «работу с беспредметным действием», органично существует в «предлагаемых обстоятельствах» | 7-8 |
Есть некий рисунок, но нет «чувства правды и веры» | 4-6 | ||
Не может действовать в «предлагаемых обстоятельствах». Трудно дается «работа с беспредметным действием», | 0-3 | ||
3. | Пластические и танцевальные навыки: («пластическая выразительность») | Владеет «пластической выразительностью» Умело владеет своим телом. Хорошая координация движений | 7-8 |
Неуверенное владение своим телом, слабая координациядвижений | 4-6 | ||
Не может выполнить задание или выполняет его с помощью педагога | 0-3 | ||
4. | Сценическая речь | Умеет владеть дыханием, «силой звука», дикцией. Четко и быстро произносит скороговорки | 7-8 |
Слабый уровень владения «силой звука», дикцией. Скороговорки произносит правильно, но медленно | 4-6 | ||
Не может выполнить задание полностью. Трудно даются скороговорки. С трудом произносит с некоторые буквы и звуки | 0-3 | ||
5. | Работа над спектаклем | Всегда готовится к репетиции, знает не только свой текст, но и текст партнеров.Знает правила поведения на площадке и за кулисами. Во время проведения репетицийвсегда собран и внимателен. | 7-8 |
Старается, но с трудом учит текст, плохо запоминает свои выходы. Не помнит «рисунок» своей роли | 4-6 | ||
Часто опаздывает, не собран, может не подготовиться к репетиции, не выучить текст, не подобрать костюм и реквизит | 0-3 | ||
6 | Этюды на «импровизацию» | Владеет навыками «импровизации», свободно применяет ее в этюдах | 7-8 |
Придумывает этюды, есть представление об «импровизации», старается, но не всегда получается | 4-6 | ||
Импровизация дается с трудом | 0-3 | ||
7. | Работа над ролью | Может многое рассказать о своём герое, его характере, его действиях и их мотивации. «Органично» существует на площадке | 7-8 |
Учащийся, не достаточно «вжился» в «образ» своего героя. Нет «органичного» существованияна сцене. | 4-6 | ||
Учащийся, не понимает, кого он играет. Его внешний образ не соответствует внутреннему содержанию, не уверен на площадке. | 0-3 | ||
8. | Навыки организации совместной творческой деятельности умение договариваться о распределении функций и ролей. | Уверенно общается со сверстниками, может работать в «команде». Помогает педагогу в организации учебного процесса. | 7-8 |
Есть навыки совместной деятельности, но иногда, требуется вмешательство педагога | 4-6 | ||
С трудом находит общий язык со сверстниками, не работает в « команде» | 0-3 |
Итоговая диагностика (2 год обучения)
Итоговый контроль или итоговая аттестация проводится методом наблюдения на заключительном мероприятии коллектива, это, как правило – спектакль, конкурс, или итоговая творческая встреча.
Уровень освоения материала оценивается по 8-балльной шкале:
№ | Разделы образовательной программы | Критерии оценки | Баллы |
1. | Интерес к театральному искусству | Посещает театры, не пропускает занятия, есть интерес к театру | 7-8 |
Редко посещает театр, но с удовольствием занимается в студии | 4-5 | ||
Не участвует в коллективных походах в театр, но интерес присутствует | 0-3 | ||
2 | Навыки актерского мастерства (существование «в предлагаемых обстоятельствах», «работа с беспредметным действием») | Выполняет упражнения на «работу с беспредметным действием», органично существует в «предлагаемых обстоятельствах» | 7-8 |
Есть некий рисунок, но нет «чувства правды и веры» | 4-6 | ||
Не может действовать в «предлагаемых обстоятельствах». Трудно дается «работа с беспредметным действием», | 0-3 | ||
3. | Пластические и танцевальные навыки: («пластическая выразительность») | Владеет «пластической выразительностью» Умело владеет своим телом. Хорошая координация движений | 7-8 |
Неуверенное владение своим телом, слабая координациядвиженй | 4-6 | ||
Не может выполнить задание или выполняет его с помощью педагога | 0-3 | ||
4. | Сценическая речь | Умеет владеть дыханием, «силой звука», дикцией. Четко и быстро произносит скороговорки | 7-8 |
Слабый уровень владения «силой звука», дикцией. Скороговорки произносит правильно, но медленно | 4-6 | ||
Не может выполнить задание полностью. Трудно даются скороговорки. С трудом произносит с некоторые буквы и звуки | 0-3 | ||
5. | Работа над спектаклем | Всегда готовится к репетиции, знает не только свой текст, но и текст партнеров. Знает правила поведения на площадке и за кулисами. Во время проведения репетицийвсегда собран и внимателен. | 7-8 |
Старается, но с трудом учит текст, плохо запоминает свои выходы. Не помнит «рисунок» своей роли | 4-6 | ||
Часто опаздывает, не собран, может не подготовиться к репетиции, не выучить текст, не подобрать костюм и реквизит | 0-3 | ||
6 | Этюды на «импровизацию» | Владеет навыками «импровизации», свободно применяет ее в этюдах | 7-8 |
Придумывает этюды, есть представление об «импровизации», старается, но не всегда получается | 4-6 | ||
Импровизация дается с трудом | 0-3 | ||
7. | Работа над ролью | Может многое рассказать о своём герое, его характере, его действиях и их мотивации. «Органично» существует на площадке | 7-8 |
Учащийся, не достаточно «вжился» в «образ» своего героя. Нет «органичного» существованияна сцене. | 4-6 | ||
Учащийся, не понимает, кого он играет. Его внешний образ не соответствует внутреннему содержанию, не уверен на площадке. | 0-3 | ||
8. | Навыки организации совместной творческой деятельности умение договариваться о распределении функций и ролей. | Уверенно общается со сверстниками, может работать в «команде». Помогает педагогу в организации учебного процесса. | 7-8 |
Есть навыки совместной деятельности, но иногда, требуется вмешательство педагога | 4-6 | ||
С трудом находит общий язык со сверстниками, не работает в « команде» | 0-3 |
Промежуточная диагностика(3 год обучения)
Промежуточная диагностика проводится в середине года, дает возможность определить уровень освоения программы, напросмотре итогового спектакля, на итоговом занятии, или на конкурсе по следующей шкале:
Уровень освоения материала оценивается по 9-балльной шкале:
1. | Разделы образовательной программы | Критерии оценки | баллы |
1. | Интерес к театральному искусству | Ведет активную театральную деятельность, самостоятельно посещает театры, музеи, выставки | 8-9 |
Посещает театры, музеи только с театральным коллективом. Есть интерес театральному искусству | 4-7 | ||
Редко участвует в совместных культпоходах, но с удовольствием занимается в театральном коллективе | 0-3 | ||
2. | Навыки актерского мастерства (существование «в предлагаемых обстоятельствах», «работа с беспредметным действием»). | Учащийся, активно включает «творческое внимание», «воображение и фантазию». Действует точно в «предлагаемых обстоятельствах». Точно воспроизводит рисунок того или иного «беспредметного действия» | 8-9 |
Учащийся не точно выполняет задания педагога. Не может точно работать с «воображаемым предметом». Но может «органично существовать «в предлагаемых обстоятельствах» | 4-7 | ||
Учащийся не чувствует «воображаемый предмет» ему трудно скоординировать свои действия. | 0-3 | ||
3. | Пластическая выразительность | Свободно владеет пластикой тела | 8-9 |
Неуверенное владение своим телом, слабая координация. Слабое владение «техниками». | 4-7 | ||
Выполняет поставленную задачу, но не хватает умения и теоретических знаний, не чувствует ритм. Не «чувствует» партнера | 0-3 | ||
4 | Речевая деятельность | Свободно владеет дыханием, «силой звука»,дикцией, артикуляцией, речевым диапазоном | 8-9 |
Слабый уровень владения «силой звука», дикцией, артикуляцией, не достаточный речевой диапазон. Мало знает скороговорок | 4-7 | ||
Не может выполнить упражнения в полной мере. С трудом произносит скороговорки. Неправильное произношение некоторых звуков.ошибается в воспроизведении скороговорок | 0-3 | ||
5. | Работа над спектаклем | Знает и выполняет правила поведения на площадке и за кулисами во время проведения репетиций. Прослеживается «подлинное», сценическое проживание роли. Созданные им образы убедительны и правдивы | 8-9 |
Учащийся, только демонстрирует «сценическую выразительность», но нет «подлинного существования» на площадке. Грим и костюм не всегда соответствует образу созданного персонажа | 4-7 | ||
Не «точное» прочтение образа исполняемого персонажа. Не полностью использует возможности своего голосо - речевого аппарата в работе над образом | 0-3 | ||
6. | Работа над ролью | Может самостоятельно работать над ролью, помогает другим в работе над освоением образа. Может самостоятельно подобрать сценический костюм | 8-9 |
Не «точное» прочтение образа исполняемого персонажа. В работе над ролью не полностью использует возможности своего голосо - речевого аппарата | 4-7 | ||
Учащийся не уверен на площадке. Не выучен текст. Не может взаимодействовать с партнером | 0-3 | ||
7. | Развитие сценической и эмоциональной выразительности | Может играть характерные роли (трагические и комические). Владеет выразительными средствами | 8-9 |
Образы создаваемых персонажей логичны, присутствует четкая сюжетная линия, прочувствована характерность персонажей и их взаимодействие. | 4-7 | ||
Не владеет сценической и эмоциональной выразительностью. Созданные образы не эмоциональны и не выразительны, нет характерности созданного образа | 0-3 | ||
8. | Этюды на импровизацию | Есть способности к импровизации. Самостоятельно придумывает и воплощает этюды. В этюдах присутствует разножанровость. | 8-9 |
Работа над этюдом идет самостоятельно, но в работе видны ошибки, такие как: не уверенное взаимодействие с партнером, не определены характеры героев, а порой и жанр этюда. | 4-7 | ||
Учащийся, не может самостоятельно придумывать этюды, использует помощь педагога или других участников.Импровизация дается с трудом | 0-3 | ||
9. | Навыки организации совместной творческой деятельности умение договариваться о распределении функций и ролей. | Может быть помощником режиссёра в репетиционных занятиях; имеет навык работы с младшими студийцами. Может самостоятельно провести актерский тренинг | 8-9 |
Есть навыки совместной деятельности, но иногда, требуется вмешательство педагога. Самостоятельная работа дается лучше | 4-7 | ||
С трудом находит общий язык со сверстниками, не может, работать в « команде». Не дисциплинирован | 0-3 |
Итоговая диагностика (3 год обучения)
Итоговый контроль или итоговая аттестация проводится методом наблюдения на заключительном мероприятии коллектива, это, как правило – спектакль, конкурс, или итоговая творческая встреча.
Уровень освоения материала оценивается по 9-балльной шкале:
1. | Разделы образовательной программы | Критерии оценки | баллы |
1. | Интерес к театральному искусству | Ведет активную театральную деятельность, самостоятельно посещает театры, музеи, выставки | 8-9 |
Посещает театры, музеи только с театральным коллективом. Есть интерес театральному искусству | 4-7 | ||
Редко участвует в совместных культпоходах, но с удовольствием занимается в театральном коллективе | 0-3 | ||
2. | Навыки актерского мастерства (существование «в предлагаемых обстоятельствах», «работа с беспредметным действием»). | Учащийся, активно включает «творческое внимание», «воображение и фантазию». Действует точно в «предлагаемых обстоятельствах». Точно воспроизводит рисунок того или иного «беспредметного действия» | 8-9 |
Учащийся не точно выполняет задания педагога. Не может точно работать с «воображаемым предметом». Но может «органично существовать «в предлагаемых обстоятельствах» | 4-7 | ||
Учащийся не чувствует «воображаемый предмет» ему трудно скоординировать свои действия. | 0-3 | ||
3. | Пластическая выразительность | Свободно владеет пластикой тела | 8-9 |
Неуверенное владение своим телом, слабая координация. Слабое владение «техниками». | 4-7 | ||
Выполняет поставленную задачу, но не хватает умения и теоретических знаний, не чувствует ритм. Не «чувствует» партнера | 0-3 | ||
4 | Речевая деятельность | Свободно владеет дыханием, «силой звука»,дикцией, артикуляцией, речевым диапазоном | 8-9 |
Слабый уровень владения «силой звука», дикцией, артикуляцией, не достаточный речевой диапазон. Мало знает скороговорок | 4-7 | ||
Не может выполнить упражнения в полной мере. С трудом произносит скороговорки. Неправильное произношение некоторых звуков.ошибается в воспроизведении скороговорок | 0-3 | ||
5. | Работа над спектаклем | Знает и выполняет правила поведения на площадке и за кулисами во время проведения репетиций. Прослеживается «подлинное», сценическое проживание роли. Созданные им образы убедительны и правдивы | 8-9 |
Учащийся, только демонстрирует «сценическую выразительность», но нет «подлинного существования» на площадке. Грим и костюм не всегда соответствует образу созданного персонажа | 4-7 | ||
Не «точное» прочтение образа исполняемого персонажа. Не полностью использует возможности своего голосо - речевого аппарата в работе над образом | 0-3 | ||
6. | Работа над ролью | Может самостоятельно работать над ролью, помогает другим в работе над освоением образа. Может самостоятельно подобрать сценический костюм | 8-9 |
Не «точное» прочтение образа исполняемого персонажа. В работе над ролью не полностью использует возможности своего голосо - речевого аппарата | 4-7 | ||
Учащийся не уверен на площадке. Не выучен текст. Не может взаимодействовать с партнером | 0-3 | ||
7. | Развитие сценической и эмоциональной выразительности | Может играть характерные роли(трагические и комические).Владеет выразительными средствами | 8-9 |
Образы создаваемых персонажей логичны, присутствует четкая сюжетная линия, прочувствована характерность персонажей и их взаимодействие. | 4-7 | ||
Не владеет сценической и эмоциональной выразительностью. Созданные образы не эмоциональны и не выразительны, нет характерности созданного образа | 0-3 | ||
8. | Этюды на импровизацию | Есть способности к импровизации. Самостоятельно придумывает и воплощает этюды. В этюдах присутствует разножанровость. | 8-9 |
Работа над этюдом идет самостоятельно, но в работе видны ошибки, такие как: не уверенное взаимодействие с партнером, не определены характеры героев, а порой и жанр этюда. | 4-7 | ||
Учащийся, не может самостоятельно придумывать этюды, использует помощь педагога или других участников.Импровизация дается с трудом | 0-3 | ||
9. | Навыки организации совместной творческой деятельности умение договариваться о распределении функций и ролей. | Может быть помощником режиссёра в репетиционных занятиях; имеет навык работы с младшими студийцами. Может самостоятельно провести актерский тренинг | 8-9 |
Есть навыки совместной деятельности, но иногда, требуется вмешательство педагога. Самостоятельная работа дается лучше | 4-7 | ||
С трудом находит общий язык со сверстниками, не может, работать в « команде». Не дисциплинирован | 0-3 |
Уровень освоения программы определяется в конце года по сумме баллов
101-148 | Высокий |
51-100 | средний |
0-50 | низкий |
Методические материалы
Тема | Формы занятий | Приемы и методы организации образовательного процесса | Учебные пособия.дидактический материал. Информационные источники. | Техническое оснащение |
Игровое знакомство с элементами актерского мастерства | Практические занятия | Словесные и практические | 1.Алянский Ю.Л. Азбука театра. - Л.: 1986. 2.Я вхожу в мир искусств. Репертуарно-методическая библиотечка. 3.Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М.: Просвещение, 2004. 4.Брянцев А.А. Воспоминания/ Статьи. – М.: 1979. | Фортепиано,муз.центр |
Знакомство с постановочным материалом | Практические занятия, «мозговой штурм» | Словесные и практические | 1.Рубина Ю.А. Театр и подросток. – М.,1970. 2.Основы педагогического руководства школьной театральной самодеятельностью. – М., 1974. 3.Молчонов Ю.А. Первые уроки театра. – М.: Просвещение, 19862. 4.Щуркова Н.Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. – М.: Педагогический поиск, 005. 5.Захава Б.Е. «Действенный анализ пьесы».- М.: М.: Просвещение, 1978. 6.Сборник сценариев | Фортепиано,муз. центр |
Этюдный метод работы над мини-спектаклем | Практические занятия | Словесные и практические | 1.Суркова М.Ю. Игровой артикуляционно-дикционный тренинг. Методическая разработка.- С.: СГАКИ, 2009.Российский общеобразовательный портал http://school.edu.ru 2.Поламишев А. М. «Этюд- как метод работы над спектаклем». М. Просвещение, 2009. | Фортепиано,муз. центр |
Постановка мизансцен | Практические занятия | Словесные и практические | 1.Поламишев А.М. Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы.- М.:Просвещение, 2006.
| Фортепиано,муз. центр |
Работа над ролью | Практические занятия Обсуждение | Словесные и практические | 1.Новицкая Л.П. Тренинг и муштра. – М., 2002.Dancehelp http://dancehelp.ru/ООО "Альянс-Танец" 2.Курбатов М. Несколько слов о психотехнике актёра. М.,2004 | Фортепиано, муз.центр |
Оформление спектакля | Практические занятия | Словесные и практические | Материалы для изготовления костюмов, декорации и бутафории, нитки иголки, клей,краски, кисти, верёвки, украшения и т. | Фортепиано, муз.центр |
Этюды на развитие сценической и эмоциональной выразительности | Практические занятия | Словесные и практические | 1.Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. – Л.- М.:Искусство, 2002. 2.Колмановский Е.«Книга о театральном актере» | Фортепиано, муз.центр |
Разминка | Практические занятия, сюжетно-ролевые игры | Словесные и практические | Рубина Ю.А. Театр и подросток. – М.,1970. | Фортепиано, муз.центр |
Знакомство с импровизацией | Практические занятия | Словесные Практические | 1.Щуркова Н.Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. – М.: Педагогический поиск, 2005. | Фортепиано, муз.центр |
Работа над спектаклем (репетиции) | Репетиция | Словесные Практические | 1.Когтев в. Грим и сценический образ. М.: Советская Россия, 2.Логинова В. Заметки художника – гримёра. М.: 2006 | Фортепиано, муз.центр |
Итоговый показ творческой работы (мини-спектакля) | Показ итоговой работы | Практические | 1..Захава Б.Е. Мастерство актёра и режиссера. – М.: Просвещение, 1978. 2..Бондарева В. Записки помрежа. – М., Искусство, 1985. | Фортепиано, муз.центр Видео-аппаратура |
Контрольные и итоговые занятия | Практические занятия, обсуждение, подведение итогов, награждения | Словесные наглядные и практические | 1.Е. Колмановский «Книга о театральном актере» | Фортепиано, муз.центр Видео-аппаратура |
Развитие музыкального слуха и голоса | Практические занятия | Словесные наглядные и практические | Аудиоэнциклопедия «Народные инструменты» (дет.изд-во ЕЛЕНА. www.1elena.ru) www.liveinternet.ru/tags/ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ЖИВОПИСИ (Часть 21 – ЛИРА
4. Варламов – Полная школа пения. | Фортепиано, муз.центр Видео-аппаратура |
Музыкальное оформление спектакля | Практические занятия, «мозговой штурм» | Словесные наглядные и практические | Фонотека музыкальных произведений, театральных шумов.Аудио/записи: М.Мусоргский «Картинки с выставки» (орк.М.Равеля), П.И.Чайковский «Детский альбом», «Времена года», С.Прокофьев «Детская музыка» и др. | Фортепиано, муз.центр Видео-аппаратура |
Оценочные материалы
Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся следующие диагностики:
- входящая, (1 год обучения, сентябрь) – определение уровня способностей и возможностей учащихся.
- промежуточная (в середине года) – проверка усвоения разделов программы по изучаемым темам.
- итоговая (апрель, май) – проверка усвоения учебного материала за год.
Входящая диагностика
Входящая диагностика проводится в сентябре на первых занятиях, и дает возможность определить начальный уровень, наблюдаемый у участников коллектива 1 года обучения.
Уровень оценивается по 5 -балльной шкале:
№ | Разделы образовательной программы | Критерии оценки | баллы |
1. | Интерес к театральному искусству. Первичные представления о театральном искусстве (беседа) | Интересуется театральным искусством, ранее занимался в театральной студии | 4-5 |
Посещает театральные площадки города, но никогда не занимался в театральных коллективах, не участвовал в спектаклях | 2-3 | ||
Не имеет представления о театральном искусстве, не посещает театры. Ранее не занимался в театральных коллективах | 0-1 | ||
2. | Начальные навыки актерского мастерства (артистичность) | Артистичен. Активно участвует в актерском тренинге | 4-5 |
Старается, выполняет все упражнения, но не хватает уверенности, нет «чувства правды и веры» | 2-3 | ||
Не артистичен. Не уверенно выполняет упражнения, присутствует «актерский зажим» | 0-1 | ||
3 | Пластические и танцевальные навыки | Владеет начальными пластическими и танцевальными навыками | 4-5 |
Неуверенное владение своим телом, слабая координация | 2-3 | ||
Не может выполнить задание или выполняет его с помощью педагога | 0-1 | ||
4 | Сценическая речь | Владеет нижнереберным-диафрагматическим дыханием | 4-5 |
Владеет смешанным дыханием | 2-3 | ||
Владеет только грудным поверхностным дыханием. | 0-1 | ||
5 | Навыки организации совместной деятельности | Уверенно общается со сверстниками, выполняет совместные задания | 4-5 |
Общается, но предпочитает работать самостоятельно | 2-3 | ||
Скован, чувствует себя неуверенно, не может работать в «команде» | 0-1 |
Итоговая диагностика
Итоговая диагностика проводится в конце года на последних занятиях, и дает возможность определить уровень, наблюдаемый у участников коллектива 1 года обучения.
Уровень оценивается по 5 -балльной шкале:
№ | Разделы образовательной программы | Критерии оценки | баллы |
1. | Интерес к театральному искусству. Первичные представления о театральном искусстве (беседа) | Интересуется театральным искусством. Не пропускает занятия, активно участвует в жизни коллектива | 4-5 |
Редко посещает театральные площадки города | 2-3 | ||
Пропал интерес к театральному творчеству | 0-1 | ||
2. | Начальные навыки актерского мастерства (артистичность) | Артистичен. Активно участвует в актерском тренинге | 4-5 |
Старается, выполняет все упражнения, но не хватает уверенности, нет «чувства правды и веры» | 2-3 | ||
Не артистичен. Не уверенно выполняет упражнения, присутствует «актерский зажим» | 0-1 | ||
3 | Пластические и танцевальные навыки | Владеет начальными пластическими и танцевальными навыками | 4-5 |
Неуверенное владение своим телом, слабая координация | 2-3 | ||
Не может выполнить задание или выполняет его с помощью педагога | 0-1 | ||
4 | Сценическая речь | Владеет нижнереберным-диафрагматическим дыханием | 4-5 |
Владеет смешанным дыханием | 2-3 | ||
Владеет только грудным поверхностным дыханием. | 0-1 | ||
5 | Навыки организации совместной деятельности | Уверенно общается со сверстниками, выполняет совместные задания | 4-5 |
Общается, но предпочитает работать самостоятельно | 2-3 | ||
Скован, чувствует себя не уверенно, не может работать в «команде» | 0-1 |
Промежуточная диагностика(2 год обучения)
Промежуточная диагностика проводится в середине года, дает возможность определить уровень освоения программы, на просмотре итогового спектакля, на итоговом занятии, или на конкурсе по следующей шкале:
Уровень освоения материала оценивается по 8-балльной шкале:
№ | Разделы образовательной программы | Критерии оценки | Баллы |
1. | Интерес к театральному искусству | Посещает театры | 7-8 |
Редко посещает театр, но с удовольствием занимается в студии | 4-5 | ||
Не участвует в коллективных походах в театр, но интерес присутствует | 0-3 | ||
2 | Навыки актерского мастерства (существование «в предлагаемых обстоятельствах», «работа с беспредметным действием») | Выполняет упражнения на «работу с беспредметным действием», органично существует в «предлагаемых обстоятельствах» | 7-8 |
Есть некий рисунок, но нет «чувства правды и веры» | 4-6 | ||
Не может действовать в «предлагаемых обстоятельствах». Трудно дается «работа с беспредметным действием», | 0-3 | ||
3. | Пластические и танцевальные навыки: («пластическая выразительность») | Владеет «пластической выразительностью» Умело владеет своим телом. Хорошая координация движений | 7-8 |
Неуверенное владение своим телом, слабая координация движений | 4-6 | ||
Не может выполнить задание или выполняет его с помощью педагога | 0-3 | ||
4. | Сценическая речь | Умеет владеть дыханием, «силой звука», дикцией. Четко и быстро произносит скороговорки | 7-8 |
Слабый уровень владения «силой звука», дикцией. Скороговорки произносит правильно, но медленно | 4-6 | ||
Не может выполнить задание полностью. Трудно даются скороговорки. С трудом произносит с некоторые буквы и звуки | 0-3 | ||
5. | Работа над спектаклем | Всегда готовится к репетиции, знает не только свой текст, но и текст партнеров. Знает правила поведения на площадке и за кулисами. Во время проведения репетиций всегда собран и внимателен. | 7-8 |
Старается, но с трудом учит текст, плохо запоминает свои выходы. Не помнит «рисунок» своей роли | 4-6 | ||
Часто опаздывает, не собран, может не подготовиться к репетиции, не выучить текст, не подобрать костюм и реквизит | 0-3 | ||
6 | Этюды на «импровизацию» | Владеет навыками «импровизации», свободно применяет ее в этюдах | 7-8 |
Придумывает этюды, есть представление об «импровизации», старается, но не всегда получается | 4-6 | ||
Импровизация дается с трудом | 0-3 | ||
7. | Работа над ролью | Может многое рассказать о своём герое, его характере, его действиях и их мотивации. «Органично» существует на площадке | 7-8 |
Учащийся, не достаточно «вжился» в «образ» своего героя. Нет «органичного» существования на сцене. | 4-6 | ||
Учащийся, не понимает, кого он играет. Его внешний образ не соответствует внутреннему содержанию, не уверен на площадке. | 0-3 | ||
8. | Навыки организации совместной творческой деятельности умение договариваться о распределении функций и ролей. | Уверенно общается со сверстниками, может работать в «команде». Помогает педагогу в организации учебного процесса. | 7-8 |
Есть навыки совместной деятельности, но иногда, требуется вмешательство педагога | 4-6 | ||
С трудом находит общий язык со сверстниками, не работает в « команде» | 0-3 |
Итоговая диагностика (2 год обучения)
Итоговый контроль или итоговая аттестация проводится методом наблюдения на заключительном мероприятии коллектива, это, как правило – спектакль, конкурс, или итоговая творческая встреча.
Уровень освоения материала оценивается по 8-балльной шкале:
№ | Разделы образовательной программы | Критерии оценки | Баллы |
1. | Интерес к театральному искусству | Посещает театры, не пропускает занятия, есть интерес к театру | 7-8 |
Редко посещает театр, но с удовольствием занимается в студии | 4-5 | ||
Не участвует в коллективных походах в театр, но интерес присутствует | 0-3 | ||
2 | Навыки актерского мастерства (существование «в предлагаемых обстоятельствах», «работа с беспредметным действием») | Выполняет упражнения на «работу с беспредметным действием», органично существует в «предлагаемых обстоятельствах» | 7-8 |
Есть некий рисунок, но нет «чувства правды и веры» | 4-6 | ||
Не может действовать в «предлагаемых обстоятельствах». Трудно дается «работа с беспредметным действием», | 0-3 | ||
3. | Пластические и танцевальные навыки: («пластическая выразительность») | Владеет «пластической выразительностью» Умело владеет своим телом. Хорошая координация движений | 7-8 |
Неуверенное владение своим телом, слабая координация движенй | 4-6 | ||
Не может выполнить задание или выполняет его с помощью педагога | 0-3 | ||
4. | Сценическая речь | Умеет владеть дыханием, «силой звука», дикцией. Четко и быстро произносит скороговорки | 7-8 |
Слабый уровень владения «силой звука», дикцией. Скороговорки произносит правильно, но медленно | 4-6 | ||
Не может выполнить задание полностью. Трудно даются скороговорки. С трудом произносит с некоторые буквы и звуки | 0-3 | ||
5. | Работа над спектаклем | Всегда готовится к репетиции, знает не только свой текст, но и текст партнеров. Знает правила поведения на площадке и за кулисами. Во время проведения репетиций всегда собран и внимателен. | 7-8 |
Старается, но с трудом учит текст, плохо запоминает свои выходы. Не помнит «рисунок» своей роли | 4-6 | ||
Часто опаздывает, не собран, может не подготовиться к репетиции, не выучить текст, не подобрать костюм и реквизит | 0-3 | ||
6 | Этюды на «импровизацию» | Владеет навыками «импровизации», свободно применяет ее в этюдах | 7-8 |
Придумывает этюды, есть представление об «импровизации», старается, но не всегда получается | 4-6 | ||
Импровизация дается с трудом | 0-3 | ||
7. | Работа над ролью | Может многое рассказать о своём герое, его характере, его действиях и их мотивации. «Органично» существует на площадке | 7-8 |
Учащийся, не достаточно «вжился» в «образ» своего героя. Нет «органичного» существования на сцене. | 4-6 | ||
Учащийся, не понимает, кого он играет. Его внешний образ не соответствует внутреннему содержанию, не уверен на площадке. | 0-3 | ||
8. | Навыки организации совместной творческой деятельности умение договариваться о распределении функций и ролей. | Уверенно общается со сверстниками, может работать в «команде». Помогает педагогу в организации учебного процесса. | 7-8 |
Есть навыки совместной деятельности, но иногда, требуется вмешательство педагога | 4-6 | ||
С трудом находит общий язык со сверстниками, не работает в « команде» | 0-3 |
Промежуточная диагностика (3 год обучения)
Промежуточная диагностика проводится в середине года, дает возможность определить уровень освоения программы, на просмотре итогового спектакля, на итоговом занятии, или на конкурсе по следующей шкале:
Уровень освоения материала оценивается по 9-балльной шкале:
1. | Разделы образовательной программы | Критерии оценки | баллы |
1. | Интерес к театральному искусству | Ведет активную театральную деятельность, самостоятельно посещает театры, музеи, выставки | 8-9 |
Посещает театры, музеи только с театральным коллективом. Есть интерес театральному искусству | 4-7 | ||
Редко участвует в совместных культпоходах, но с удовольствием занимается в театральном коллективе | 0-3 | ||
2. | Навыки актерского мастерства (существование «в предлагаемых обстоятельствах», «работа с беспредметным действием»). | Учащийся, активно включает «творческое внимание», «воображение и фантазию». Действует точно в «предлагаемых обстоятельствах». Точно воспроизводит рисунок того или иного «беспредметного действия» | 8-9 |
Учащийся не точно выполняет задания педагога. Не может точно работать с «воображаемым предметом». Но может «органично существовать «в предлагаемых обстоятельствах» | 4-7 | ||
Учащийся не чувствует «воображаемый предмет» ему трудно скоординировать свои действия. | 0-3 | ||
3. | Пластическая выразительность | Свободно владеет пластикой тела | 8-9 |
Неуверенное владение своим телом, слабая координация. Слабое владение «техниками». | 4-7 | ||
Выполняет поставленную задачу, но не хватает умения и теоретических знаний, не чувствует ритм. Не «чувствует» партнера | 0-3 | ||
4 | Речевая деятельность | Свободно владеет дыханием, «силой звука», дикцией, артикуляцией, речевым диапазоном | 8-9 |
Слабый уровень владения «силой звука», дикцией, артикуляцией, не достаточный речевой диапазон. Мало знает скороговорок | 4-7 | ||
Не может выполнить упражнения в полной мере. С трудом произносит скороговорки. Неправильное произношение некоторых звуков.ошибается в воспроизведении скороговорок | 0-3 | ||
5. | Работа над спектаклем | Знает и выполняет правила поведения на площадке и за кулисами во время проведения репетиций. Прослеживается «подлинное», сценическое проживание роли. Созданные им образы убедительны и правдивы | 8-9 |
Учащийся, только демонстрирует «сценическую выразительность», но нет «подлинного существования» на площадке. Грим и костюм не всегда соответствует образу созданного персонажа | 4-7 | ||
Не «точное» прочтение образа исполняемого персонажа. Не полностью использует возможности своего голосо - речевого аппарата в работе над образом | 0-3 | ||
6. | Работа над ролью | Может самостоятельно работать над ролью, помогает другим в работе над освоением образа. Может самостоятельно подобрать сценический костюм | 8-9 |
Не «точное» прочтение образа исполняемого персонажа. В работе над ролью не полностью использует возможности своего голосо - речевого аппарата | 4-7 | ||
Учащийся не уверен на площадке. Не выучен текст. Не может взаимодействовать с партнером | 0-3 | ||
7. | Развитие сценической и эмоциональной выразительности | Может играть характерные роли (трагические и комические). Владеет выразительными средствами | 8-9 |
Образы создаваемых персонажей логичны, присутствует четкая сюжетная линия, прочувствована характерность персонажей и их взаимодействие. | 4-7 | ||
Не владеет сценической и эмоциональной выразительностью. Созданные образы не эмоциональны и не выразительны, нет характерности созданного образа | 0-3 | ||
8. | Этюды на импровизацию | Есть способности к импровизации. Самостоятельно придумывает и воплощает этюды. В этюдах присутствует разножанровость. | 8-9 |
Работа над этюдом идет самостоятельно, но в работе видны ошибки, такие как: не уверенное взаимодействие с партнером, не определены характеры героев, а порой и жанр этюда. | 4-7 | ||
Учащийся, не может самостоятельно придумывать этюды, использует помощь педагога или других участников. Импровизация дается с трудом | 0-3 | ||
9. | Навыки организации совместной творческой деятельности умение договариваться о распределении функций и ролей. | Может быть помощником режиссёра в репетиционных занятиях; имеет навык работы с младшими студийцами. Может самостоятельно провести актерский тренинг | 8-9 |
Есть навыки совместной деятельности, но иногда, требуется вмешательство педагога. Самостоятельная работа дается лучше | 4-7 | ||
С трудом находит общий язык со сверстниками, не может, работать в « команде». Не дисциплинирован | 0-3 |
Оценка метапредметных результатов осуществляется по выбору педагога в следующих формах:
- в ходе выполнения учащимися контрольных заданий, одновременно с оценкой предметных результатов. В этом случае педагогом для выбранного типа контрольного задания обозначается цель оценки метапредметного уровня (например, оценка регуляторных или коммуникативных УУД) и составляется форма фиксации (например, карта наблюдения или экспертной оценки).
- в процессе занятий по учебному плану, проводимых в специально-организованных педагогических формах (педагогических технологиях), позволяющих оценивать уровень проявленности УУД определенного типа.В этом случае педагогом определяется тема занятия из учебного плана, педагогически целесообразная форма (или технология) проведения занятия, обозначается цель оценки метапредметного уровня (например, оценка компонентов познавательных, регуляторных или коммуникативных УУД)
- в процессе организации метапредметных проектов разного уровня:
- в ходе реализации индивидуальных, групповых проектов внутри направления ДО;
- внутриорганизационных проектов Китеж плюс, предполагающих применение метапредметных умений разного (или определенного) типа;
- межорганизационных (социальных, социо-культурных и иных, в т.ч. сетевых, проектов, мероприятий, предполагающих применение метапредметных умений разного (или определенного) типа.
В данном случае педагогом определяется и предлагается на выбор учащимся тип и уровень метапредметного проекта (с учетом индивидуальных возможностей), обозначается цель оценки метапредметного уровня (оценка компонентов познавательных, регуляторных или коммуникативных УУД), составляется форма диагностики фиксации (карта наблюдения или экспертной оценки, интервью, анализ обратной связи, анализ продуктов образовательной деятельности, анализ портфолио)
Оценка личностных результатов осуществляется с учетом следующих общих требований оценки результатов данного уровня:
- Процедура оценки и уровни интерпретации носят неперсонифицированный характер;
- Результаты по данному блоку (ЛР) используются в целях оптимизации качества образовательного процесса;
- По согласованию может процедура оценивания осуществляеться с привлечением специалистов «ГБУ ДОКитеж плюс», имеющих соответствующую профессиональную квалификацию и / или независимых экспертов.
Оценка личностных результатов осуществляется по выбору педагога в следующих формах:
- в процессе участия учащихся в конкурсах, выставках различного уровня, творческих мастер-классах, выездов на тематические экскурсии, в музеи, на природу, историко-культурной и духовно-нравственной направленности личностно-ориентированной,предполагающих применение личностных качеств, социальных умений, отвечающим задачам становления духовно-нравственной личности.
- в процессе организации метапредметных проектов и мероприятий социальной, духовно-нравственной направленности, в т.ч. сетевых, предполагающих применение личностных качеств, социальных умений, отвечающим задачам возрастосообразного личностного развития.
В данном случае педагогом определяется и предлагается на выбор учащимся тип мероприятия или уровень метапредметного проекта (с учетом индивидуальных возможностей), обозначается цель оценки личностных результатов (оценка компонентов личностного развития, отвечающих задачам становления духовно-нравственной личности), составляется форма диагностики фиксации (карта наблюдения или экспертной оценки, интервью, анализ обратной связи, анализ продуктов образовательной деятельности, анализ портфолио), обеспечиваются процедуры конфиденциальности.
Конкретизация форм оценки метапредметных и личностных результатов осуществляется каждым педагогом согласно учебным планам по годам обучения с учетом плана работы педагога.
Интегративная персональная оценка по динамике результативности и достижений освоения учащимися образовательных программ отслеживается по результатам итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов в течение 3 лет обучения.
Динамика личностных результатов (неперсонифициоровнных групповых) используется для интерпретации достижений предметного и метапредметного уровней с учетом контекстной информации в целях оптимизации качества образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа театрального кружка "Театр + Риторика"
Программа «Театр + Риторика» является программой художественно-эстетической направленности. С театральным искусством школьники знакомятся различными путями: на занятиях театрального кружка, при ...
Рабочая программа театрального кружка"Огни сцены".
В программе перечислены мероприятия запланированные на определённый период времени.Программа может служить как дополнение к любой внеурочной работе по литературе или кружка....
Методическая разработка образовательной программы театрального кружка «Театр здоровье»
Здоровый образ жизни – залог счастливой и благополучной жизни ребенка в гармонии с миром сегодня и в будущем....
Программа театрального кружка
Является худоственно-эстетической общекультурной по форме организации кружковой, расчитанной на один год. Возраст школьников от 8 до 16 лет.(2-11класс)...
Рабочая программа Театрального кружка «Зодиак»
Рабочая программа дополнительного образования детей художественно-эстетического направления: театральное искусство составлена на основе авторско-составительской программы «Зодиак»....
Авторская образовательная программа театрального кружка «Сундучок сказок»
Программа рассчитана на 144 часа в год: 2 часа - вводные занятия,22- на теоретический материал, упражнения и108 часов на постановки и репетиции,12 часов - резервного времени. В г...
Программа театрального кружка "Театральная карусель"
Материла для преподавателя ДО....