Земля-наш дом.
методическая разработка (9 класс)

Внеурочное мероприятие. Цель: формирование у воспитанников бережного и ответственного отношения к природе, окружающей среде

Скачать:


Предварительный просмотр:

Земля-наш дом.

Цель: формирование у воспитанников бережного и ответственного отношения к природе, окружающей среде.

Задачи:

- стимулировать познавательную активность воспитанников через создание игровой соревновательной среды;

- расширить знания студентов в части содержания вопросов, представленных в игре;

- развивать умение вести коллективное обсуждение, работая в группе.

Форма: викторина

Инструментарий: бланки для фиксирования результатов игры, ручки, листочки.

Ход мероприятия

Организационный момент

Воспитатель:

Наука экология появилась в середине 19 века и определялась, как наука о взаимодействии всех живых организмов на земле с окружающей средой. В современном контексте экология все чаще понимается, как защита окружающей среды. И это неспроста. В связи с техногенными катастрофами, бурной человеческой деятельностью и изменениями в климате, Земля, как никогда, нуждается в защите. Если современное поколение удовлетворяет свои потребности так, что не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности, такое развитие общества называется устойчивым. Это цель, к которой наше общество должно стремиться.

Основная часть

Воспитатель: А, сейчас мы начинаем нашу игру-викторину. Послушайте правила. В игре принимают участие 2 команды. Игра состоит из 4 раундов, в которых каждая из команд старается набрать наибольшее количество баллов. Время на обдумывание ответа – 30 секунд. Команды отвечают последовательно друг за другом, если участники одной команды затрудняются в ответе, то могут ответить участники другой команды и получить дополнительные баллы. Игра идет до последнего вопроса. Я фиксирую результаты игры, по результатам присуждается призовое место.

1 раунд «Найди ответ»

Вопрос 1

5. Это одно из самых древних культурных растений, в Древнем Египте и Греции считалась пищей рабов

4. Её кормовые сорта называются турнепсом

3. До Петра I она была вместо картошки 

2. Культурное растение семейства крестоцветные, обычно имеет желтоватый оттенок корнеплода

1. Что бы её достать, пришлось хорошо поработать всей семьёй, включая домашних животных

Ответ: Репа

Вопрос 2

  • С помощью плодов этого растения в Индии ловят обезьян
  • На один осенний праздник из неё делается фонарь Джека
  • Из неё делают один из самых популярных овощных соков.
  • Этим растением иногда называют не особо умную голову
  • Она лёгким движением руки превращается в карету

Ответ: Тыква

Вопрос 3

  • Среди них есть лисица, которая питается фруктами и имеет длину тела до 42 сантиметров
  • Это единственное настоящее летающее млекопитающее
  • У многих из них есть большие уши, улавливающие ультразвук
  • Вопреки суеверию, кровососами среди них является всего лишь три вида
  • Это животное является символом защитника Готэма.

Ответ: Летучая мышь

Вопрос 4.

  • Это животное было символом олимпиады 1972 года
  • В первых немецких записях об этом животном его называли «барсучьим воином»
  • У А.П. Чехова было их две
  • Её внешний вид вдохновил на создание одного из самых популярных блюд для фаст-фуда.
  •  Про неё говорят, что это большая собака, просто хорошо упакованная.

Ответ: Такса

Вопрос 5.

  • Несмотря на свой размер, строение её иммунной системы очень близко к человеческой
  • По мнению учёных, в случае атомной войны выживут только они и тараканы
  • Это животное было переносчиком чёрной смерти
  • Вопреки расхожему мнению, сыру они предпочитают сладости
  • Это любимое животное старухи Шапокляк

Ответ: Крыса

Вопрос 6.

  • У этого млекопитающего чёрная кожа
  • Что бы быть максимально незаметным, на охоте он прячет свой нос
  • В честь него названо целых 2 созвездия
  • Самый крупный сухопутный хищник Арктики
  • Один из ярких представителей вида имел имя Умка

Ответ: Белый медведь

Вопрос 7.

  • В отличии от своих родственников, этот грызун не усваивает клетчатку
  • В одной отечественной сказке она была в роли ювелирного щелкунчика
  • Эти животные делают зимние запасы с запасом, так как часта забывают их местоположение
  • Это животное – один из символов алкоголизма
  • Это самое популярное животное из мультфильма «Ледниковый период»

Ответ: Белка

Вопрос 8.

  • От плодов этого дерева в тропиках погибает больше человек, чем от акул
  • На пасху христиане собирают ветки вербы, поскольку это растение не растёт в большинстве христианских стран 
  • Вопреки общественному мнению, на ней не растут ананасы
  • В мультфильме Futurama её наряжают на новый год вместо ёлки
  • Если верить рекламе, плоды этого дерева являются основной частью «райского наслаждения»

Ответ: Пальма

Вопрос 9.

  • С этой рыбы рисовался чужой, т.к. она имеет две челюсти
  • Это крупный засадный хищник, обитающий в коралловых рифах
  • Её активность – это одна из основных причин запрета на купание в Красном море вечером и ночью
  • Её часто путают с угрём из-за характерной формы тела
  • Её название немного «мурлыкает».

Ответ: Мурена

Воспитатель: Вот и закончился первый раунд, а мы переходим ко 2 этапу нашей игры-викторины. Каждой команде будет представлена проблема, которую необходимо решить.

2 раунд «Решение экологической ситуации»

Ситуация 1

Проблема: Вблизи микрорайона с жилыми домами спланирована автостоянка, которая будет вплотную граничить с подъездами к домам, с тротуарами и детскими площадками для игр и прогулок.

Последствия:

  • Автомашины загрязняют воздух угарным газом, оксидами серы и азота, альдегидами, углеводородами, аэрозолями свинца, соединениями мышьяка.
  • Повышается транспортная нагрузка на дороги – подъезды к жилым домам, что повышает во много раз угрозу травматизма жителей.
  • Дети на прогулках получат не оздоровление организма, а наоборот снижение устойчивости иммунной системы и возможность развития других серьезных заболеваний.
  • Усиливается шумовое загрязнение, особенно в утренние и вечерние часы.

Предлагаемое решение:

Усилить зеленый щит из деревьев и кустарников, которые насыщают воздух кислородом и поглощают вредные газы, задерживают пыль, сажу, а также снижают шум. Использовать для обустройства автостоянки пустыри или территории, которые не вплотную примыкают к нежилым зданиям. Детские площадки изолировать от проезжей части живыми изгородями или другими способами и располагать их в глубине дворов.

Ситуация 2

Проблема: в городском парке вырубили старые деревья. Распиленные на части стволы так и остались лежать на земле: вывезти их с территории парка очень дорого. Предложите решение проблемы.

Последствия:

  • Старые деревья – место жительства многих болезнетворных организмов, которые могут заразить молодые деревья.
  • Распиленные бревна придают парку не респектабельный вид, попросту захламляя, значительную часть парка.
  • Для детей и взрослых на прогулках они создают дополнительные неудобства, т.к. способствуют нечаянному травматизму.

Предлагаемое решение:

Можно распространить информацию среди жителей окрестных деревень, в которых имеются дома с печным отоплением, – дрова жители вывезут сами. Можно организовать субботник и найти спонсоров для предоставления транспорта и вывезти дрова на распродажу.
Можно использовать части деревьев для оформления детской площадки или беседки.

Ситуация 3

Проблема: Овраг перед селом зарос крапивой, лопухом, чертополохом. Весной сухие стебли придают не эстетичный вид на въезде в село. Принято решение сжечь старые, сухие стебли «на корню».

Последствия:

  • Такой способ не решает проблему «эстетичности», т.к. нет гарантии, что сгорят все стебли крапивы, лопуха, чертополоха.
  • Выгорит жухлая трава первого, второго ярусов, а вместе с ней и верхний слой гумуса почвы, что значительно ухудшит плодородие почвы.
  • Будут однозначно разорены гнезда птиц, обитающих в этом овраге, уничтожены кладки яиц многих видов насекомых, что ощутимо скажется на биоразнообразии окрестностей села.
  • Создается спонтанная ситуация, благоприятствующая опасности пожара. Легализация данного способа вызывает реакцию «подражания», которая проявляется в том, что люди начинают таким способом «собирать» сухую траву и непосредственно у своих домов, «улучшать», таким образом пастбища.

Предлагаемое решение:

Организовать массовый субботник, собрать сухостой высоких трав граблями. Собранные стебли захоронить для перегнивания. Можно обработать при помощи бороны, которая будет способствовать и сбору, и измельчению сухих стеблей.

Воспитатель:

Все справились с поставленными задачами, а мы двигаемся дальше.

3 раунд  «Экспресс-опрос»
1.) Первая изданная Международная  Красная книга в мире появилась в …

1966 году

1959году

1973году

1947году

2.) Какая птица выводит птенцов зимой?

Снегирь

Клёст

Воробей

Кукушка

3.) Трава, которую можно узнать даже с закрытыми глазами. 

Бадан

Крапива

Душица

Багульник

4). Какой цветок до сих пор считают символом Японии и самого солнца?        

Хризантема

Роза

Сакура

Гербера

5.) Какую рыбу называют «водяной свиньей»?

Лещ

Карп

Сом

Щука

6.) Какое дерево считается символом России?

Дуб

Тополь

Кедр

Берёза

7.) Назовите главный закон экологии, который был назван в 1960 году Б.Коммонером? 

        Закон необратимости эволюции

Все связано со всем
        Закон ограниченности ресурсов 

Закон социально-экологического равновесия 

8.) Какое насекомое слышит ногами?

Жук – навозник

Сороконожка

Кузнечик

Лягушка

9.) Какие птицы вьют гнезда из слюны, которые можно отварить и съесть?

Воробьи

Стрижи-салаганы

Буревесник

Глухарь

10.) Кто дышит хвостом?

Водный скорпион

Карась

Белка

Павлин

11.) Сколько ног у паука?

Три

Одна

Восемь

шесть

12.) Самое большое животное на Земле?

Слон

Муха

Тритон

Синий кит

13.) Как узнать возраст рыбы?

По чешуе

По цвету

По хвосту

По плавникам

Воспитатель: Переходим к заключительному раунду нашей викторины. Команды получают карточки, выбирают номера правильных ответов.

4 раунд ««Верно ли суждение»

1.Лишайники первыми появляются в самых бесплодных местах. +

2.Растения опыляемые с помощью ветра, называются аэробы. -

3.Совокупность организмов, обитающих на дне водоема, называется бентосом. +

4.Самая большая змея волкозуб большеголовый -

5.Самым хитрым зверь в русских народных сказках является волк -

6.Пруд относится к агросистемам. +

7.Лиственница, самое распространенное в России дерево +

8.В красной книге Чувашии есть гадюка обыкновенная. -

9.Кувшинка белая – индикатор чистоты водоемов. +

10.Основную массу живого вещества биосферы составляют животные. –

Окончание викторины.

Подведение итогов, объявление команды победителя.

Заключительная часть

Воспитатель:

Вот и подошла к концу наша экологическая викторина, хотелось бы вспомнить высказывание французского исследователя Жака Ив Кусто: «Раньше природа устрашала человека, о теперь человек устрашает природу». Пришла пора перестать устрашать друг друга, а совместными усилиями всех живущих на Земле – будь то человек или микроорганизм – совершенствовать наш общий дом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Рельеф Земли. Сейсмические пояса Земли".

План- конспект урока по географии 7 класс,  на тему " Рельеф Земли. Сейсмические пояса Земли"...

Конспект классного часа "Земля отцов -моя земля"

Методическая разработка классного часа для учащихся 5 -го класса - победитель кревого конкурса методических материалов в рамках проведения фестиваля "Навстречу юбилею"!...

Гравитационное поле Земли. Ускорение свободного падения Земли.

Описано гравитационное поле Земли, ускорение свободного падения Земли, движение тела, брошенного под углом к горизонту, баллистическая траектория....

Классный час. Земля отцов-моя Земля (6 класс)

Цель: формировать у учащихся ответственность за сохранение культурно-исторического наследия родного края, сознание причастности к прошлому, настоящему, будущему казачества. Речь пойдет о нашем к...

Тест по географии 7 класс по темам "Гидросфера Земли. Биосфера Земли. Земля - планета людей".

Тест по географии 7 класса предназначен для проверки знаний учащихся по темам "Гидросфера Земли. Биосфера Земли. Земля - планета людей". Учебник: Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География мате...

Технологическая карта урока на тему: "Земля - планета Солнечной системы. Гипотезы возникновения Земли. Формы и размеры земли. Их географические следствия"

технологическая карта урока на тему: "Земля - планета солнечной системы. Гипотезы о возникновении Земли. Формы и размеры Земли. Их географические следствия"...