"Рельеф Земли. Сейсмические пояса Земли".
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме
План- конспект урока по географии 7 класс, на тему " Рельеф Земли. Сейсмические пояса Земли"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
relef_zemli._seysmicheskie_poyasa_zemli_7_klass.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок.
Тема: Рельеф Земли. Сейсмические пояса Земли.
-создать условия для ознакомления учащихся с процессами, которые формируют рельеф; способствовать формированию представления о закономерностях размещения крупных форм рельефа на поверхности Земли;
Создать условия для обоснования причин разнообразия рельефа как результат взаимодействия внутренних и внешних сил.
-продолжать развивать умение чтения карты «Строение земной коры» и научить сравнить и сопоставить с физической картой.
- способствовать воспитанию толерантности.
Оснащение урока: Физическая карта мира, карта «Строение земной коры», атлас, контурная карта, учебник, тетради, диск «География 7 кл»
Ход урока
I.Этап вызова. Всё закрыто, кроме тетрадей. Включен проектор, показывает слайды
( различные горные вершины, равнины, океан, извержение вулкана, наводнение, волны в океане и т.д.) На доске написаны слова: Земля, Плита, платформа, земная кора, литосфера, вулкан, Анды, Кордильеры, Аппалачи, Гималаи, Урал, Скандинавские, Драконовы, Верхоянский хребет, Русская равнина, Амазонская низменность, Марианская впадина, Ключевская сопка.
- Скажите ребята, какие ассоциации возникают у вас при просмотре слайдов и читая эти слова? Оставьте место для записи названия темы и напишите пожалуйста свои мысли в тетрадях.
(Примерные ответы – рельеф или очертания земной поверхности, совокупность её неровностей).
- Давайте откроем учебники и прочитаем на странице 28 два абзаца и сравним свои записи в тетрадях.
Вспомним из курса 6-го класса, что такое рельеф? И заполним схему:
Рельеф
Материки Впадины океанов
Горы Равнины Котловина СОХ Желоба Островные дуги
II. Этап осмысления.
- На прошлом уроке мы рассмотрели литосферные плиты. Давайте, как А. Вегенер, выдвинем гипотезу на тему: Что же происходит на границе литосферных плит, напишите в тетрадях.
А теперь откройте атласы на странице 6-7 и сравните с вашими записями.
1. Рассмотрите рисунок «Расхождение литосферных плит в зоне срединно- океанического хребта»
- по строению какие плиты взаимодействуют?
- Если граничат две океанические литосферные плиты, что происходит на их границе?
- Что образуется в месте расхождения двух литосферных плит?
- Что происходит с океаном?
- А теперь откроем карту атласа на странице 4-5 и посмотрим на доске карту «Строение земной коры» и найдем на карте указанные на рисунках плиты, найдем это место на карте на странице 2-3 Запишем вывод. Отметим на контурных картах.
Вывод. Вдоль границы расхождения двух литосферных плит образуется новая земная кора за счет поднятия магмы.
2. Рассмотрите рисунок «Столкно вение материковой и океанической литосферных плит».
- Какие плиты по строению взаимодействуют?
-Расскажите о направлениях перемещения материковой и океанической литосферных плит?
-Опираясь на знания о строении материкового и океаническо го типов земной коры, объясните, почему погружается океаниче ская плита?
-Какие формы рельефа дна образуются при столкновении ма териковой и океанической литосферных плит?
- А теперь откроем карту атласа на странице 4-5 и посмотрим на доске карту «Строение земной коры» и найдем на карте указанные на рисунках плиты, найдем это место на карте на странице 2-Запишем вывод.
Вывод. При столкновении материковой и океанической плит, первая погружается и уходит под мантию, в результате вдоль гра ниц материков часто образуются глубоководные желоба (Курило-Камчатский, Марианский, Филиппинский) и островные дуги.
Отметим на контурных картах.
3. Рассмотрите рисунок «Столкно вение литосферных плит».
-Какие плиты по строению взаимодействуют?
-Если граничат две материковые литосферные плиты, что происходит на их границе?
- Что образуется в месте столкновения двух литосферных плит?
- А теперь откроем карту атласа на странице 4-5 и посмотрим на доске карту «Строение земной коры» и найдем на карте указанные на рисунках плиты, найдем это место на карте на странице 2-Запишем вывод.
Вывод. Вдоль границы столкновения континентальных лито сферных плит (они как бы наползают друг на друга) образуются планетарные пояса сжатия (горные дуги Альп, Гималаев и др.)
Отметим на контурных картах.
Ядрами крупнейших литосферных плит являются устойчивые участки земной коры - это платформы. Платформа - это результат длительного развития земной коры.
4. По карте «Строение земной коры» назовите крупнейшие древние платформы? Вспомните, сколько платформ входит в состав каждого материка?
На Земле имеется девять крупных древних платформ, все они входят в состав материков, поэтому являются их основой.
- Назовите эти платформы. (Северо-Американская, Восточно-Европейская, Сибирская, Южно-Американская, Африкано-Аравийская, Индийская, Австралийская, Антарктическая, промежу точное положение занимает Китайская.)
5. Сравните две карты «Строение земной коры» и «Физическая карта мира». Выявите взаимосвязь между древними платформами и современными формами рельефа. Сопоставляя кар ты, учащиеся заполняют таблицу.
Карта «Строение земной коры» | Физическая карта мира | |
Платформа | Форма рельефа | Абс. высота, м |
Южно-Американская | ||
Восточно-Европейская | ||
Сибирская | ||
Индийская |
Вывод: На основании данной работы школьники делают важный вывод, что древним платформам соответствуют равнинные области.
Отметим на контурных картах.
6. К ядрам платформ постепенно присоединялись более молодые участки земной коры, выраженные в рельефе горами, - это складчатые пояса.
- Что располагается между платформами? (Области складча тости.)
- Чему соответствуют на физической карте платформы и складчатые области.
Дополните связи:
а) платформы - (равнины),
6) область древней складчатости - (средневысотные горы),
ОЗК-сминание в складки- разрушение складок- образование платформ- глыбообразование- старые глыбовые горы (Старые горы)
ОЗК- сминание в складки- разрушение складок- образование платформ- глыбообразование- средние глыбово-складчатые горы (Средние горы)
в) область новой складчатости - (высокие горы).
ОЗК- сминание в складки (Молодые горы)
Сравните две карты, заполните таблицу и установите взаимосвязь между возрастом и высотой гор.
Горы | Возраст | Высота, м | Наибольшая высота, м |
Анды | От 30 млн лет до на стоящего времени | Более 5 000 | Аконкагуа, 6960 |
Кордильеры | От 160 до 70 млн лет | 1000-3000 | 4317 |
Аппалачи | От 460 до 230 млн лет | 500-1000 | Митчелл, 2 037 |
Вывод. Чем моложе горы, тем они выше. Отметим на контурных картах.
- Чему соответствуют зоны землетрясений и современного го рообразования?
Каким областям соответствуют эпицентры и даты катастро фических землетрясений? Сделайте вывод: причины землетрясений и извержения вул канов.
Отметим на контурных картах действующие и некоторые потухшие вулканы (Чимборасо, Килиманджаро, Кения, Эльбрус, Этна, Везувий, Кракатау, Ключевская Сопка, Фудзияма, Руис, Шивелуч, Кроноцкая Сопка)
III. Этап рефлексии. Ребята, чему мы сегодня научились, что узнали для себя нового и полезного. Предложите, как бы вы назвали сегодняшнюю тему урока?
Ответы учащихся.
Тема записывается на доске и в тетрадях, где оставили место для записи темы.
И сможете ли вы дать ответы на поставленные вопросы:
- Почему одной из задач современной науки является опреде ление границ литосферных плит? Какие процессы происходят вдоль границ?
- Объясните закономерности расположения крупных равнин земного шара. Как связаны их местоположения и тип земной коры?
- Объясните закономерности расположения главных горных систем земного шара .
Ответы учащихся и выводы ( Записываем в тетрадь).
Закономерности размещения крупных форм рельефа Земли
Формы рельефа
Горы
Равнины
Складчатые
пояса
Платформы
Виды земной коры
Открываем учебники и читаем на стр 31
Еще раз проверяем по контурной карте крупные формы рельефа и действующие вулканы.
Оценка деятельности учащихся.
Домашнее задание. вспомнить и повторить тему «Литосфера и рельеф Земли».
Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Климатические пояса Земли 7 класс
План-конспект урока и презентация по теме "Климатические пояса Земли" в 7 классе....
урок "климатические пояса Земли"
Урок « Климатические пояса Земли»Тип урока: комбинированный мультимедийный урок.Цель урока: Формирование понятия о климатических поясах и факторах их образования.Задачи урока:Повторить и закрепи...
Воздушные массы и климатические пояса Земли
Конспект урока, проведенного в 7 классе в октябре 2011 года....
География, 7 класс. Карточка по теме «Климат. Климатические пояса земли
География, 7 класс. Карточка по теме «Климат. Климатические пояса земли». 2 варианта с ответами....
Тест по географии 7 класс по темам "Введение. Литосфера и рельеф Земли. Атмосфера и климаты Земли"
Тест по географии 7 класса для проверки знаний учащихся основных понятий по темам "Введение. Литосфера и рельеф Земли. Атмосфера и климаты Земли". Учебник: Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А...
Сейсмические пояса
Презентация по географии 7 класса....
Рельеф Земли. Практическая работа № 2 Сопоставление карт геология – рельеф. Описание формы рельефа.
Методическая разработка урока по географии для 6 класса.Цель урока: опираясь на знания учащихся из курса 6 класса, продолжить формирование таких понятий, как литосфера, рельеф, научить наблюдать, срав...