Деятельность патриарха Иоакима
творческая работа учащихся по истории
В работе раскрывается личность патриарха Иоакима - 9 из 16 патриархов нашего государства. Цель работы - оценить влияние патриарха на политическое развитие страны во второй половине XVII века.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deyatelnost_patriarha_ioakima.docx | 386.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Иркутская область
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ И СПОРТА АДМИНИСТРАЦИИ ШЕЛЕХОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШЕЛЕХОВСКОГО РАЙОНА
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»
Областная научно-практическая конференция школьников
«Кирилло-Мефодиевские чтения»
Тема: «Деятельность патриарха Московского Иоакима».
Автор: Решетнёв Ярослав Иванович
Учащийся 10 класса
МБОУ ШР «СОШ № 4»
Научный руководитель –
Зейналова Гюльназ Алиевна,
учитель истории и обществознания
Шелехов, 2023
Оглавление:
- Введение…………………………………………………………….3
- Основная часть:
- Путь до патриарха Московского……………………………4
- Положение Московской церкви при патриархе Иоакиме.6
- Борьба со старообрядцами, иноземным влиянием………...8
- Участие патриарха в политической жизни………………..11
- Заключение…………………………………………………….…..13
- Список использованных источников и литературы…………….14
- Словарь…………………………………………………………….15
- Приложения………………………………………………………..16
- Введение.
На уроках истории нам рассказывали о том, как патриарх Иоаким сыграл важную роль в разрешении политических кризисов 1682 и 1689 гг. 27 апреля 1682 г., в день смерти бездетного Феодора Алексеевича, Патриарх возглавил cобор, на котором царем избрали Петра. Во время стрелецкого восстания в мае 1682 г. патриарх Иоаким встал на защиту царевичей и вдовствующей царицы, 25 июня венчал на царство Иоанна и Петра Алексеевичей. А позже во время противостояния царевны Софии и Петра летом-осенью 1689 г. находился в Троице-Сергиевом монастыре вместе с юным царем Петром. Влияние патриарха на политические события в стране очевидна на данном примере. Поэтому меня заинтересовала эта исключительная личность, которой, к сожалению, на уроках истории не уделили много внимания.
Патриарх Иоаким является девятым из 16 патриархов нашего государства и одним из последних патриархов досинодальной России. Период патриаршества составил 16 лет (1674-1690).
Цель работы: оценить влияние патриарха на развитие страны.
Задачи: изучить путь Иоакима до патриарха; познакомиться с духовной деятельностью патриарха; узнать об участии Иоакима в политической жизни;
поделиться полученной информацией с одноклассниками.
Этапы исследования: выбор темы; подбор, ознакомление, изучение литературы по данной теме; составление плана работы; описать ход и результаты исследования; подготовить и провести защиту работы.
Объект исследования: патриарх Иоаким
Предмет исследования: Деятельность патриарха Иоакима.
Методы исследования: работа с интернет – источниками; изучение, анализ литературы; систематизация информации.
Практическая значимость: предложенный материал можно представить
на классных часах, родительских собраниях, уроках истории. Материал по теме расширит круг знаний учащихся за пределами учебной программы и будет интересен не только для учащихся, но и для взрослых.
- Основная часть:
- Путь до патриарха Московского
Родился будущий патриарх 6 января 1621 года в семье царского кречетника — можайского помещика Петра Иванова сына Савёлова и Евфимии Реткиной (в иночестве Евпраксии), получив в крещении имя Иоанна. Дед — тоже сокольник, Иван Осенний Софронович. В 1652 году — в чине стряпчего Кормового дворца.
Иоаким начинал свою биографию, как типичный представитель многочисленного класса московских служилых дворян.
Предположительно в 1650 году Иоанн поступил в рейтарскую службу в полк Исаака Фанбуковена (ван Бокховена), который представлял собой не столько боевую часть, сколько учебный центр, готовивший из русских служилых людей офицеров для армии «нового строя». Осенью 1653 года в числе особо отличившихся рейтар получил первый офицерский чин (поручик). В ноябре прибыл в пеший солдатский полк полковника Ю. Гутцова (Гутцина). 23 февраля 1654 года полк Гутцова вступил в Киев и остался там до начала лета следующего года, составив основу городского гарнизона. 3 марта Иоанну был присвоен чин капитана. Во второй половине июня 1655 года солдаты Гутцова покинули Киев, а уже в июле участвовали в составе армии боярина Василия Бутурлина в боевых действиях против Польши на территории правобережной Украины.
Никакой богословской школы и даже любительской церковной начитанности не имел. По недружественной характеристике вождя раскола, диакона Феодора, Иоаким в молодости был далек от церковности и был будто бы даже неграмотен. Смолоду долго жил в деревне, занимался охотой и редко бывал в церкви. Но к 35-ти годам, уже на службе, овдовел и решил изменить свою карьеру. Вступив на церковную дорогу, Иоаким там же на юге принял пострижение в Киеве, в Межигорском монастыре. При патрирхе Никоне он захотел устроиться в родной ему московской области. В 1657 г. патриарх Никон взял его в свой Иверский монастырь. С момента ухода Никона из Москвы, практичный Иоаким сразу занял позицию в стане противников Никона. Из Иверского монастыря он в 1663 г. переведен был в Москву, в Чудов монастырь, уже в звании архимандрита. В 1672 г. Иоаким поставлен Новгородским митрополитом на смену Питириму, ставшему на один год (1672-1673 г.) патриархом[1]. В виду болезни Питирима, Иоаким был вызван из Новгорода и привлечен к делам патриаршего управления, а по кончине Питирима признан был подходящим для занятия патриаршего места.
- Положение Московской церкви при патриархе Иоакиме
26 июля 1674 года был избран патриархом Московским и всея Руси. В патриаршество Иоакима были учреждены следующие новые епархии: Нижегородская, Устюжская, Холмогорская(Архангельская), Тамбовская и Воронежская.
Собор 1675 года в Москве установил исключительную юрисдикцию церковного суда над духовенством. Чтобы епархиальные архиереи имели в своих приказах судей из лиц духовных, чтобы мирские судьи лиц духовного чина ни в чём не судили и ни в чём не управляли, чтобы церковные дани собирались протопопами, архимандритами или поповскими старостами, чтобы дворяне и дети боярские посылались из архиерейских приказов только «на непослушников и непокорников»[2]. Такая политика шла в разрез со стремлениями боярского и служилого класса, а потому для осуществления ее нужны были настойчивые усилия, к этому Иоаким был способен.
На соборе 1675 года рассмотрен был также чиновник (служебник) архиерейского служения; изданы строгие постановления против роскоши в одежде духовенства.
При Иоакиме был упразднён Монастырский приказ. Приказ был первым гражданским учреждением по церковным делам. Ранее церковное хозяйство, делопроизводство и судопроизводство обладали автономией и не были подведомственны гражданским властям. После 1649 г. епархии, монастыри и духовенство поступили в судебную юрисдикцию Монастырского приказа. По мере развития аппарата и расширения полномочий Монастырского приказа в его структуре создавались отдельные столы, между которыми распределялись по территориальному принципу все монастыри, епархии и приходы. Монастырский приказ мог контролировать расходование церковных средств и требовать объяснения епархиальных и монастырских денежных трат. В 1677 г. Монастырский приказ был упразднён с передачей его надзорных, фискальных и финансовых функций Приказу Большого Дворца.
Патриарх Иоаким был человек твердого и энергичного характера, отличался крупным административным талантом и строгим православным направлением. Он твердо настаивал на неприкосновенности церковного ведомства во всех случаях ее нарушения, мирские ли судьи вторгались в дела церковного суда, или само духовенство проявляло попытки прибегать к суду мирских властей, будучи почему-нибудь недовольно своим духовным начальством.
Он обратил внимание на материальные средства духовенства. Еще со времени государственной переписи земель при царе Михаиле Федоровиче начат был надел церквей писцовыми землями, но производился очень медленно, а в 1676 г., по боярскому приговору, даже вовсе был прекращен. Патриарх восстал против этого боярского приговора и настоял на его отмене. Осенью 1686 года Киевская митрополия была подчинена Московскому Патриархату.
Были изданы, после предварительного просмотра и исправления богослужебныекниги: Шестоднев (1678), Требник (1680), Псалтирь (1680), Минея общая (1681), Октоих (1683), Часослов (1688) и Типикон (1682). Исправлен был и Апостол, но, по-видимому, не был напечатан.
В марте 1681 года по указу Патриарха была основана Типографская школа, ставшая основой для учреждённой в 1687 году Славяно-греко-латинской академии — первого высшего учебного заведения в Московии. В 1686 исходатайствовал царскую грамоту о неподсудности лиц духовного сана гражданским властям.
Таким образом, патриарх Иоаким проявлял большую заботу о духовенстве, стремился поставить его в юридическую и материальную независимость от светской власти, выделить среди других сословий и доставить ему, по возможности, самостоятельность во внутреннем его управлении.
- Борьба со старообрядцами, иноземным влиянием
Московский собор (1681—1682) признал необходимой совокупную борьбу духовной и светской властей с усилением позиций «старообрядцев», просил царя подтвердить постановления Большого Московского собора 1667 года об отсылке старообрядцев к градскому суду. Собор постановил отбирать старопечатные книги и взамен их выдавать исправленные. Собор также определил разорять старообрядческие скиты, монастыри, часовни и поселения старообрядцев вокруг них.
Патриарх Иоаким заботился о том, чтобы постановления против старообрядцев не оставались мёртвой буквой: в этих именно видах умножено было число архиерейских кафедр и отправлены в свои епархии те архиереи, которые до тех пор жили в Москве с целью исправления старообрядцев «молением и учением». Рассылал в более крупные центры старообрядцев особых увещателей и издал ряд полемических противостарообрядческих сочинений. Наряду с более мелкими сочинениями против старообрядцев, таковы: «Извещение о чуде», «О сложении трёх перстов», «Поучение ко всем православным христианам», слово благодарственное «Об избавлении церкви от отступников», «Слово против Никиты Пустосвята», Иоакиму приписывается ещё «Увет духовный» — обширный труд, который написан по поводу бунта 1682 года, в ответ на поданную тогда челобитную. Едва ли, впрочем, «Увет» действительно принадлежит перу Иоакима, хотя и напечатан от его имени. Все сочинение написано было в 50 дней — срок, слишком короткий для патриарха, обременённого многосложными административными делами. В авторе «Увета» виден хороший полемист, тогда как Иоаким им не был; во время прений раскольников и православных в Грановитой палате 5 июля 1682 главным действующим лицом со стороны православных был не он, а Афанасий (Любимов), епископ Холмогорский и Важеский. «Увет» состоит из частей исторической и полемической. В первой излагается дело исправления церковно-богослужебных книг при Никоне и доказывается его законность. Вторая часть подробно отвечает на пункты челобитной, поданной старообрядцами, подтверждая свои мнения выписками из древних книг.
В 1677 году Собор, по предложению патриарха, принял беспрецедентную в истории Русской Православной Церкви меру - отменил канонизацию святой, Анны Кашинской, имя которой использовалась раскольниками в своих целях.
Царица Софья, по просьбе собора 1681—1682 годов, в первую очередь патриарха Иоакима, издала в 1685 году «12 статей» — государственные законы, предусматривавшие гражданские наказания для раскольников.
Можем сделать вывод о том, что патриарх Иоаким проявлял большую суровость к старообрядческому расколу.
Иоаким был противником иноземного, главным образом западного, влияния на Русскую церковь. Он противостоял латинизации русской культуры, боролся с католическим влиянием. В частности, Иоаким настоял на том, чтобы учителем будущего государя Петра I был не Сильвестр Медведев, а Никита Зотов.
В 1680-х в Москве распространилась пришедшая из Малороссии (Гетманщины) «латинская» практика совершения «боголепного поклонения» хлебу и вину во время литургии, до момента их преложения (пресуществления) в таинстве евхаристии. Греческие учёные, православные монахи в Москве братья Лихуды отвечали на это опровержением, которое названо «Акось, или врачевание, противополагаемое ядовитым угрызениям змиевым».
В опровержение учения Иоаким также собирался издать сборник «Остень», содержащий опровержение латинского мнения о времени пресуществления св. Даров, составленный, по поручению патриарха Иоакима, Евфимием, монахом Чудова монастыря; но смерть Патриарха, случившаяся 17 марта 1690 года, помешала этому предприятию. Сборник был издан позже.
После мятежа 1689 года и казни Феодора Шакловитого Патриарх настоял на высылке из Москвы иезуитов. В 1689—1690 годах борьба с иноземным влиянием достигает своего пика. Многие иноверцы подвергаются высылке или казни. Характерным эпизодом этой борьбы является, например, в октябре 1689 года сожжение в срубе на Красной площади вместе со своим последователем купцом Конрадом Нордерманом и немецкого поэта и мистика Квирина Кульмана.
Иоаким оставил подробное завещание, где просил будущих царей русских «не сближаться с латинянами, лютеранами, кальвинистами и прочими иноверцами, просил не назначать их на высшие должности ни в армии, ни в суде». Патриарх призывал: «Опять напоминаю, чтоб иноземцам-еретикам костелов римских, кирок немецких, татарам мечетей не давать строить нигде, новых латинских и иностранных обычаев и в платье перемен по-иноземски не вводить. (...) Всякое государство свои нравы и обычаи имеет, в одеждах и поступках свое держат, чужого не принимают, чужих вер людям никаких достоинств не дают, молитвенных храмов им строить не позволяют[3]».
Пётр I, кому в первую очередь было адресовано это завещание, ему не последовал, а продолжил политику вестернизации России…
2.4.Участие патриарха в политической жизни
После кончины царя Алексея Михайловича Романова (29 января 1676 г.) именно патриарх Иоаким благословил на царство Феодора Алексеевича; исследователи считают, что Предстоятель сразу же позиционировал себя одним из центров высшей власти в государстве наряду с царем. После смерти царя Феодора Алексеевича в 1682 году в условиях возникшего вопроса о престолонаследии между партией царевны Софьи и Петра I, патриарх, активно поддерживая последнего, выступал посредником между противоборствующими сторонами и применял меры для прекращения стрелецкого восстания. Он сыграл важную роль в разрешении политических кризисов 1682 и 1689 гг. 27 апреля 1682 г., в день смерти бездетного Феодора Алексеевича, Патриарх возглавил cобор, на котором царем избрали Петра. Во время стрелецкого восстания в мае 1682 г. Патриарх Иоаким встал на защиту царевичей и вдовствующей царицы, 25 июня венчал на царство Иоанна и Петра Алексеевичей. Во время стрелецкого бунта в мае того года стрельцы врывались к патриарху, ища врагов. Есть известие, что патриарх не хотел венчать на царство Иоанна Алексеевича, когда после того, как царем был уже объявлен Петр, стрелецкий бунт заставил признать двух царей, говоря, что "многоначалие есть зло". Во время противостояния Софии и Петра летом-осенью 1689 г. находился в Троице-Сергиевом монастыре вместе с юным царем.
В политической жизни своего времени патриарх Иоаким принимал довольно видное участие. Неоднократная смена царствующих особ после смерти царя Алексея Михайловича подняла значение патриарха, который выступал в качестве высшего лица в государстве, обеспечивавшего стабильность власти.
Он способствовал уничтожению местничества при царе Феодоре и энергично противостоял проектированному около этого же времени разделению России на наместничества с учреждением наследственных наместников из знатных боярских фамилий, "всеконечно возбранив" это делать.
Насколько мог, патриарх противодействовал замыслам правительницы-царевны Софьи, в особенности относительно намерения ее венчаться на царство; однажды он даже отлучил Софью от Церкви за заступничество "о некоих противящихся царству.[4]" Со влиянием князя Голицына он постоянно боролся. Когда, во время нового стрелецкого бунта 1689 года, возгорелась решительная борьба между правительницей Софьей и Петром, патриарх, не колеблясь, стал на сторону Петра и явился из Москвы в Троицкую Лавру. Падение Софьи в том году стало также и триумфом патриарха.
- Заключение.
Скончался патриарх Иоаким 17 марта 1690 года и был погребен в Успенском соборе Московского кремля.
Сразу по смерти Иоакима были приложены усилия канонизовать его. Однако, попытка канонизации была вскоре оставлена и вновь не предпринималась.
Как первосвятитель, Иоаким за все свои 16 лет патриаршества принимал деятельное участие в событиях религиозной и политической жизни Московского государства. Несмотря на отрицательное отношение к Западу, и к православному Востоку, и к исправленным книгам и обрядам, патриарх Иоаким проводил программу Никона. Основные его усилия были направлены на борьбу против новых веяний, проникавших в то время в русское общество, против стремлений сблизиться с иноземцами, против иностранного влияния. Считаю, что цель работы достигнута.
Следует отметить, что патриарх Иоаким проявлял большую заботу о духовенстве. Он стремился поставить его в юридическую и материальную независимость от светской власти, выделить среди других сословий и доставить ему, по возможности, самостоятельность во внутреннем его управлении.
Оценивая деятельность патриарха Иоакима, можно сказать, что он не является личностью светлой и симпатичной; даже среди современников он выделялся своей нетерпимостью и суровым, подчас жестоким фанатизмом. В тоже время он представляет из себя личность цельную, с твердым и непреклонным характером, с непоколебимой силой воли, с железной энергией и настойчивостью.
- Список использованных источников и литературы:
- Боголюбский, М. С., Московская иерархия. Патриархи, Москва: тип. А.И.Снегиревой, 1894. – 37 с.
- «Иоаким», Русский биографический словарь: http://www.rulex.ru/01090379.htm (дата обращения: 19.02.2023). - Текст: электронный.
- Карташов, А.В. , Очерки по истории Русской церкви. Том 2. Патриарх Иоаким (1674-1690) https://religion.wikireading.ru/130630 (Дата обращения: 19.02.2023). - Текст: электронный.
- Открытая православная энциклопедия «Древо». Иоаким Савелов: сайт. – URL: https://drevo-info.ru/articles/14927 (дата обращения: 17.02.2023). – Текст: электронный.
- Патриарх Иоаким: сайт. - URL: http://www.romanovy.rhga.ru/ivanaleks/okruzh/detail.php?ELEMENT_ID=11948 (дата обращения: 17.02.2023). – Текст: электронный.
- Панич, Т.В., Житие патриарха Иоакима, собрание И.Д.Беляева, №29. – Новосибирск, 2013. – 190с.
- Смирнов, П.А., "Иоаким, патриарх Московский" Чтения общества любителей духовного просвещения, 1879. – 274 с.
- 400 лет Дома Романовых: Из духовного завещания патриарха Иоакима сайт. - URL: https://pravoslavie.ru/59968
5.0.Словарь.
Патриарх - высшее духовное лицо, глава православной церкви
Митрополит – титул епископа главного города, области или провинции
Архиепископ- Духовное звание, среднее между епископом и митрополитом.
Епископ (архиерей) – священнослужитель третьей степени священства
Епархия - в христианской церкви территориальная единица во главе с епископом
Игумен - духовный сан в православной церкви, настоятель православного монастыря.
Священник — представитель духовенства, одной из ступеней христианской церковной иерархии, рукополагаемый на священнодействие
Диакон - Лицо, проходящее церковное служение на первой, низшей степени священства.
Архимандрит — в Русской православной церкви высший сан монашествующих священников.
Инок - не монаха в собственном смысле, но рясофорного (греч. «носящего рясу») монаха — до пострижения его в «малую схиму» (обусловленную окончательным принятием монашеских обетов и наречением нового имени). Инок — как бы «новоначальный монах».
Мощи - останки людей, причисленных после смерти к лику святых. Мощи святых являются объектом почитания в Православной, Католической и других христианских церквях
Миссионер - лицо, посылаемое для религиозной пропаганды среди населения
Кирха (кирка) — германизм, обычно используется для обозначения лютеранских культовых сооружений.
Церковный собор — собрание наиболее влиятельных представителей церкви для обсуждения и разрешения вопросов и дел вероучения, религиозно-нравственной жизни, устройства, управления и дисциплины вероисповедных христианских обществ.
- Приложение
Патриарх Иоаким (1621-1690)
[1] [3, Текст: электронный]
[2][5, Текст: электронный]
[3] [4, Текст: электронный]
[4] [4, Текст: электронный]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Первый патриарх Московский и всея Руси Иов" 5-6 классы
Классный час для 5-6 классов о жизни Иова - первого Патриарха Московского и всея Руси.В основе классного часа материал из книги Александра Шиткова "Иов"....
Сценарий к семинару- практикуму по Духовному краеведению Подмосковья. « Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси»
Сценарий к семинару- практикуму « Изучение жизни святых на уроках «Духовное краеведение Подмосковья». Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси» в рамках Седьмых областных Рождественских образо...
Аслă патриарх Иван Яковлев
Это сценарий открытого мероприятия к юбилею великого чувашского просветителя Ивана Яковлевича Яковлева ...
Филипп Миронович Лукин - патриарх народной музыки
1.Биография Филиппа Мироновича Лукина.Филипп Миронович Лукин - композитор, хоровой дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель. Один из первых выпускников Чувашского музыкально-театрального техн...
Филипп Миронович Лукин - патриарх народной музыки
Филипп Миронович Лукин - патриарх народной музыки...
Внеклассное мероприятие «Муромский период жизни участника Великой Отечественной войны Патриарха всея Руси Пимена»
Цель: Пробудить интерес к родному краю и исследовательской деятельности школьников.Задачи:1. Активизация поиск...
Курсовая работа по теме: "Личность в истории. Патриарх Никон"
Курсовая работа по теме: "Личность в истории. Патриарх Никон"...