Сценарий "Хлеб-всему голова!"
классный час (9 класс)

Николаева Ольга Викторовна

Занятие "Хлеб-всему голова!" провела с учащимися в мае 2023 года с целью воспитания в детях бережного отношения к хлебу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл senariy_hleb-vsemu_golova.docx12.19 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области “Школа-интернат № 3 для обучающихся с

ограниченными возможностями здоровья городского округа Тольятти

 МЕРОПРИЯТИЕ:

“ХЛЕБ-ВСЕМУ ГОЛОВА!”

Ответственная: Николаева О.В.

г. о. Тольятти

2023 г.

 Цель: научить детей бережному отношению к хлебу;

 познакомить детей с тем, как выращивают и производят хлеб;

воспитывать уважение к людям труда;

 обобщить знания о хлебе, о разнообразии хлебобулочных изделий.

Ход мероприятия

Звучит песня  Л.Зыкиной “О хлебе”

Презентация о хлебе (1 слайд)

Воспитатель: Ребята, отгадайте, пожалуйста загадку:

Комковато, ноздревато,

И губато, и горбато, и твёрдо,

И мягко, и кругло, и ломко,

И черно, и бело, и всем мило!

Ученики: Это хлеб!

Воспитатель: Да, вы правильно угадали, сегодня мы будем говорить о хлебе.

И. Коньков.

Самый вкусный, несравненный,

Всем знакомый с детских лет -

Это наш обыкновенный

 И любимый русский хлеб:

Кравай пахучий, знатный,

Кренделя и калачи,

Бублик с маком ароматный,

А на Пасху куличи

Можно с мёдом есть и с маслом,

С сыром, рыбой, ветчиной

И с икрой, кружком колбасным

Белый хлеб или ржаной.

Пироги же - хлеб особый,

Их на праздник подают,

А готовят всё со со сдобой

И с начинкою пекут.

Пышки, пончики, ватрушки

Спрыгнуть с противня хотят -

Это хлебные игрушки,

В праздник радость для ребят.

Или пряники, печенье -

То, что мама испечёт,

Для детишек объеденье,

Разевай пошире рот!

Воспитатель:

Ребята, об  некоторых интересных фактах о хлебе нам сейчас расскажут ученики 6 г класса.

Валентин: В России издавна гостей встречали самым дорогим - “ хлебом - солью”, что было символом благополучия и гостеприимства.

Кирилл: Хлеб пользовался большим уважением у людей.

Воспитатель: Интересен факт, что первым хлебным сырьём были вовсе не злаковые культуры, а жёлуди.Древние люди растирали их в муку и  и употребляли их смешивая с водой.

Федя: Легенда гласит, что первый хлеб  получился совершенно случайно.

Воспитатель: Обычная каша из зёрен запеклась - так получилась первая лепёшка.

- Ребята, какие хлебобулочные изделия выпекают из муки?

- Люди каких профессий участвуют в том, чтобы хлеб попал на прилавки наших магазинов?

(механизаторы, комбайнёры, мукомолы, водители, пекари, продавцы, кондитеры...)

Конкурс “Узнай профессию”

Кто работает на тракторе? (тракторист)

Кто работает на комбайне? (комбайнёр)

Кто пашет землю? (пахарь, землепашец)

Кто выращивает хлеб? (хлебороб)

Кто работает на мельнице? (мельник)

Кто работает в пекарне? (пекари)

Видео: Мультфильм  “Как к нам хлеб пришёл”

Воспитатель: Помните всегда, что хлеб-труд человеческий, надежда на будущее, мерка по которой измеряется ваша совесть.Наши бабушки и дедушки знают цену каждой крошке хлеба. Ведь люди, пережившие голодные годы войны, умеют ценить хлеб.Они помнят, как не хватало хлеба во время войны.Им приходилось беречь каждую крошку.

Ученик: “Военный хлеб” А. Морозов.

Я помню хлеб, военный, горький,

Он весь почти из лебеды.

В нём в каждой крошке,

В каждой корке

Был горький вкус людской беды.

Воспитатель: В блокадном Ленинграде в годы войны выдавали в день по 125 граммов хлеба. Посмотрите, какой это маленький кусочек!

Впрочем, этот кусочек трудно назвать хлебом: его готовили из жмыхов, овсяной муки, а ещё добавляли гидроцеллюлозу. Такой крохотный кусочек хлеба в голодную военную пору человек получал на целый день! И эти крохи помогали им выжить в то суровое время. Поэтому и сейчас они так трепетно относятся к  хлебу.

Вашим прабабушкам приходилось также и самим выпекать хлеб. А вы знаете, как сложно, трудно сделать так, чтобы хлеб стал вкусным, мягким, воздушным.

Молодое поколение не знает, что такое голод. Поэтому у него совсем другое отношение к хлебу.

Ученик читает стихотворение “Булка” С. Михалкова.

Три паренька по переулку,

Играя будто бы в футбол,

Туда-сюда гоняли булку

И забивали ею гол.

Шёл мимо незнакомый дядя,

Остановился и вздохнул,

И на ребят почти не глядя,

К той булке руку протянул.

Он долго пыль с неё сдувал.

И вдруг спокойно и открыто

При всех её поцеловал.

- Вы кто такой? - спросили дети,

Забыв на время про футбол.

- Я - пекарь! - человек ответил

И с булкой медленно ушёл.

Воспитатель: Ребята, скажите, какие вы испытываете эмоции, послушав это стихотворение?

Видео о хлебе.

Хлеб-наше богатство и его нужно беречь! Хорошо, что мы живём в мирное время и нам не приходиться голодать.

- Выбрасывать хлеб нельзя ведь в него вложено столько человеческого  труда. Трактористы, комбайнёры, пекари работают круглый год, не жалея сил, чтобы у каждого из нас на столе всегда был хлеб. И мы должны уважать их труд. Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками кормить птиц .

Воспитатель: Есть много поговорок и пословиц о хлебе. Назовите их, если помните.

Пословицы и поговорки о хлебе. (детям в зале раздаются листочки с пословицами, они читают вслух)

Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба.

Ржаной хлебушко -  калачу дедушка.

Ешь пироги, а хлеб вперёд береги!

Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска.

Посей в пору - будешь иметь хлеба гору.

Хлеб в закромах - счастье в домах.

Загадки

Золотист он и усат,

В ста карманах - сто ребят.

(Колосок)

В долг зерно возьмёт,

Каравай вернёт!

(Поле)

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый.

(Хлеб)

Без рук, без ног, но

подпоясанный.

(Сноп)

Сама длинна, худа,

всю ветром шатает,

а весь мир питает.

(Пшеница)

Он идёт - волну сечёт,

из трубы зерно течёт.

(комбайн)

Воспитатель: Чтобы вырастить зерна пшеницы или ржи, и испечь, нужно потрудиться, мы сейчас с вами поиграем в игру, которая называется “Что мы испекли?”

Ученики делятся на 2-3 команды. Даётся задание: собрать из букв слово и отгадать название хлебобулочного изделия.

(Это-калач, пирог, булка.)

Воспитатель: Молодцы, ребята, все справились с заданием.

Ребята, а вы знаете, сколько тонн хлеба съедает человек за 60 лет?

 человек за 60 лет съедает 30 тонн пищи, около половины её составляет хлеб?

- А сколько нужно зёрен, как вы думаете? (10.000 зёрен)

Воспитатель: я предлагаю Вам самим слепить свои караваи, а взрослые оценят, у кого он получился лучше.

Конкурс “Сделай сам”

Игра “Каравай” (под  песню “Каравай, каравай, кого хочешь выбирай!”

Запомните правила:

Береги хлеб, он дорого достаётся.

Не оставляй недоеденных кусочков.

Никогда не бросай хлеб.

Продли жизнь хлебу.

Подними брошенный кусок.

Отдай птицам, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хлеб - всей жизни голова

Цель: Формирование бережного отношения к хлебу.Задачи: 1. Углублять знания учащихся о хлебе.2. Воспитывать чувство уважения к труду хлеборобов.3. Развивать логическое мышление.4. Расширять ...

Внеклассное мероприятие по литературе "Хлеб- всему голова!"

Данная разработка внеклассного мероприятия по литературе   ориентирована  на учащихся 5-7 классов.  Основные цели  мероприятия: познакомить с заповедями русского народа п...

Хлеб всему голова!

Классный час о хлебе....

Тема урока: «Верхняя передача мяча за голову через сетку»

формирование навыка передачи мяча за голову через сетку...

Урок: Опорно-двигательная система. Обзор скелета головы и туловища.

Цели урока:создать условия для формирования информационной компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности; для самореализации учащихся в работе с текстовыми  источниками инфо...

«ПОРТРЕТНЫЕ ЗАРИСОВКИ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА и РИСУНОК ГИПСОВОЙ ГОЛОВЫ» МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ПРЕДМЕТУ РИСУНОК И ЖИВОПИСЬ, 4 КЛАСС, УЧАЩИЕСЯ 14-17 ЛЕТ

Методические пособия-таблицы для уроков рисунка.живописи. станковой композиции ДШИ и ДХШ по теме "Портрет, рисунок головы, гипсовой головы"...

Конспект урока литературы в 7 классе "Коварство и ...?" (По главе "Голова Ягморта" из коми эпоса К.Жакова "Биармия" и "Бой Руслана с головой" из поэмы А.Пушкина "Руслан и Людмила")

Урок по программе под ред. А.Кутузова  проводится после изучения эпоса: русского (былина «Богатырское слово») и ирландского (сага «Угон быка из Куанлге») – как реализация национально-региональног...