Методическая разработка антинаркотической направленности "Думаем о здоровье сегодня"
методическая разработка (7, 8 класс)

Алексеева Надежда Георгиевна

Профилактическое мероприятие, по формированию знаний и навыков ответственного отношения к сохранению здоровья в виде командной игры «Думаем о будущем сегодня», направлено на решение одной из актуальных и злободневных проблем нашего времени  – проблемы курения. Подавляющее большинство людей начинают курить в школьном возрасте, поэтому данная тема является актуальной на сегодняшний день.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Кожлаерская основная общеобразовательная школа имени П.С.Тойдемара»"

ФИО автора: Алексеева Надежда Георгиевна

Место работы: МОУ «Кожлаерская ООШ им. П.С.Тойдемара»

Должность: заместитель директора по УВР        

Стаж работы: 7 лет

                                           

                         

Содержание

  1. Введение                                                                                
  2. Основная часть                      
  3. Заключение
  4. Список использованной литературы
  5. Приложения

  1. Введение

 В последнее время проблема курения в современном  мире является одна из самых острых. Курение – это проблема не только для одного человека, но и для окружающих его людей. Если рассмотреть проблему в масштабах страны, то курение несет опасность для здоровья нации.

По сравнению с другими видами рискованного поведения, риск преждевременной смерти в результате курения является исключительно высоким. Ранняя смерть среди курильщиков  в 18 раз выше, чем среди некурящих людей. Каждые 13 секунд умирает человек от заболевания, связанного с курением. При этом, четвертая часть курильщиков умирает в продуктивном среднем возрасте, теряя 20-25 лет своей жизни. Уже сегодня курение убивает каждого десятого человека в мире.  К 2030 году эта пропорция составит один из шести, или 10 миллионов случаев смерти в год – больше, чем по любой другой отдельной причине.

В связи со стремительным ростом числа курящих (а они с каждым днём становятся всё моложе и моложе: возраст курильщика с 10 лет и выше), всё большую актуальность приобретает профилактика курения среди младших подростков.   Необходимость применения антитабачных профилактических мер в данном случае объясняется тем, что психика ребёнка в подростковом возрасте нестабильна, и, вследствие этого, возрастает в значительной мере риск приобрести вредную привычку на всю жизнь.

Профилактическое мероприятие, по формированию знаний и навыков ответственного отношения к сохранению здоровья в виде командной игры «Думаем о будущем сегодня», направлено на решение одной из актуальных и злободневных проблем нашего времени  – проблемы курения. Подавляющее большинство людей начинают курить в школьном возрасте, поэтому данная тема является актуальной на сегодняшний день. Я считаю, что эффективные меры по профилактике курения в школе могут помочь многим ученикам обойти стороной эту форму зависимости.

  1. Командная игра «Думаем о будущем сегодня» по профилактике табакокурения для учащихся 7-8 классов

Цель: пропаганда здорового образа жизни.

Задачи:

  1. Выработка у детей и подростков негативного отношения к табакокурению;
  2. Формирование навыков отказа от предложенной сигареты;
  3. Развитие индивидуального и группового самосознания;
  4. Формирование креативности личности и представлений о преимуществах здорового образа жизни.

Перечень оборудования и оформления:

  • Фотоаппарат.
  • Анкета.
  • Антирекламы на пачку сигарет.
  • Рисунок «Город Некурильск».
  • Мелодия песни « Звездная страна».
  • Картинки с изображением розы и крапивы
  • Ватман с изображением «Круг жизни».
  • Познавательный мультфильм о вреде курения.
  • Листы А4 и фломастеры для работы в группах.

(Звучит мелодия песни «Звездная страна». Подготовлены картинки с изображением на одной половине листа формата А4 розы, на другой – сорняка. На картинке с изображением розы нежно написать полезные привычки, на картинке с изображением сорняка – вредные.)

Ведущий: Все полезные и вредные привычки человек «выращивает» в себе сам. Только полезные привычки требуют особого ухода – дело это нелегкое, изо дня в день нужно трудиться, чтобы получить результат, а вредные привычки очень легко пускают корни, как сорная трава.

(Чтение и обсуждение отрывка из сказки Антуана де Сент Экзюпери «Маленький принц»).


«Есть такое твердое правило, – сказал мне Маленький принц. – Встал поутру. Умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету. Непременно надо каждый день выпалывать баобабы, как только их уже можно отличить от розовых кустов: молодые ростки у них почти одинаковые. Это очень скучная работа, но совсем не трудная».

Ведущий: Какую замечательную привычку Маленький принц вырастил в себе? (Ответы команд)

Ведущий: Можно ли баобабы сравнить с вредными привычками, которые человек побеждает в себе? (Ответы команд)

Ведущий: Среди наиболее опасных привычек человека следует назвать алкоголь, курение, наркоманию. Даже один раз попробовав что-то, человек может попасть в зависимость, которая обернется для него большой бедой. Ученые подсчитала, что здоровье человека на 60% зависит от его поведения, на 20% – от здоровья родителей (т.е. наследственности) и еще, на 20% – от условий, в которых живет человек. Самой распространенной вредной привычкой сегодня является табакокурение.



Подсчитано, что каждый из нас выкуривает за год 1,55 кг табака. Если вы не курите, то тот, кто рядом, выкуривает 3,1 кг; а если и он не курит, то тот, следующий, выкуривает 4,5 кг, а то и 6 кг табака. Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 минут. Каждые 13 секунд умирает человек от заболевания, связанного с курением. За год – это 2,5 млн человек. Население земного шара за год выкуривает 12 биллионов папирос и сигарет! Общая масса окурков – 2 520 000 тонн!

Мной было проведено анкетирование среди учащихся 7-8-х классов и выяснили (см. Приложение №1).

Тема сегодняшней нашей командной  игры «Думаем о здоровье сегодня». Ведущий: Для начала нашей командной игры прошу команды занять свои места. А я вам представлю членов жюри. (Представление жюри.) Именно эти люди в конце игры подсчитают количество «здоровянок», заработанных каждой командой, и подведет окончательный итог игры.  Итак, начнем.

Первый конкурс: «Девиз»

Ведущий: Наш первый конкурс называется «Девиз». Девиз – это краткое изречение, в котором в лаконичной форме обычно формулируется какой-то жизненный принцип человека, группы людей. Существуют также девизы фирм, банков, политических партий. А вам сейчас предстоит сочинить девиз своей команды, и в нем должно присутствовать слово, которое сейчас вытянет ваш капитан. Проходит жеребьевка, капитаны вытягивают карточки со словами: чистота, спорт, режим, отдых, витамины и т.д.

Командами зачитываются девизы. Вот что предложили участники мероприятия:

1. Спорт, здоровье - не игра.

Победить хотим всегда.

Спорт тебе прибавит сил,

Мы сегодня победим.

2. Ешьте больше витаминов,

Яблок и апельсинов.

И не будете болеть,

Будете только здороветь!

Второй конкурс «Словесный бой»

Ведущий: Что такое здоровье? Здоровье – это состояние организма, при котором все его органы выполняют свои функции. В слове «здоровье» 8 букв, учитывая, что седьмая – мягкий знак – предлагаю придумать как можно больше слов, связанных со здоровым образом жизни, начинающихся на 7 букв слова «здоровье».  (Зарядка, закаливание, обливание, завтрак, диета, обед, овощи, рацион, режим, витамины, вода, вегетарианство, воздух, еда и т.д.) Кол-во баллов соответствует количеству написанных слов.


Третий конкурс «Закурим?..» 

Ведущий: Необходимо разыграть ситуацию «Закурим?..».  Команды должны разыграть сценки, в которых должны привести серьёзные аргументы, чтобы отказаться от предложенной сигареты.

Четвертый конкурс «Викторина»  

Ведущий: Назовите имя известного путешественника-мореплавателя, который первым из цивилизованного мира наблюдал, как индейцы выпускали изо рта дым, вытягивая его из листов, свернутых в трубки, заложенные на конце. (Колумб).

Назовите однолетнее растение семейства пасленовых, в листьях которого содержится никотин. (Табак).

Сколько ядовитых компонентов входит в состав табака? (30).

Объясните, как вы понимаете выражение «пассивный курильщик»? (Человек, вдыхающий дым того, кто курит).

 Назовите самое опасное вещество, входящее в состав табака, которое является медленным убийцей человека. (Никотин).

Пятый конкурс «Письмо-обращение»

Каждый знает, какой вред приносит организму никотин. Но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать. Вашему вниманию предлагается мультфильм … А теперь задание: команде необходимо сочинить письмо-обращение к курящему человеку, приводя в качестве аргументов как можно больше доводов против курения.


Шестой конкурс «Домашнее задание» 

Создать комплекс упражнений для поддержания здоровья человека.

Седьмой конкурс «Антиреклама» 

Нарисовать антирекламу и наклеить на пачки из-под сигарет.

Восьмой конкурс «Частокол»


Ведущий: В следующем конкурсе, который называется «Частокол», побеждает та команда, которая сумеет быстрее остальных расшифровать совет доктора Неболита. Для этого надо по порядку «собрать» буквы: от самой большой до самой маленькой. Капитаны, получите шифровки. Итак, начали!

Командам выдаются одинаковые карточки, пока они думают над шифровкой, звучит музыкальная заставка. По окончании работы поднимается флажок, и жюри определяет победителя.

Ведущий: Все команды справились с заданием и сейчас дружно скажут, что же посоветовал доктор Неболит. (Учащиеся хором: Подружись со спортом!)

Девятый конкурс «Город будущего – Некурийск» 

Итак, наш последний конкурс называется «Город будущего – Некурийск».

Вам было задано домашнее задание – нарисовать город Некурийск и подготовить рассказ о нем.

Команды представляют свой город и рассказывают о нем. Жюри дает оценку предыдущим конкурсам, затем подводит общий итог. Награждение победителей.

Ведущий: На ватмане нарисован «Круг жизни». Этот круг необходимо заполнить островками двух цветов: в черных кружочках написать слова-понятия, которые показывают, что несет человечеству курение, в зеленых кружочках – то, что можно поставить им в противовес. (Обсуждение полученного изображения).

Ведущий: «Здоровье - неоценимое счастье в жизни человека. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Надеюсь, что сегодняшняя игра не прошла даром, и вы многое из нее почерпнули. Ведь здоров будешь - все добудешь! Так будьте здоровы!». Напоследок я хочу подарить вам памятки, которые помогут вам быть здоровыми сегодня, завтра и всегда.
(см.Приложение№2)

                 

  1. Заключение

Тема профилактической  работы была выбрана не случайно. Курение – главная проблема среди молодежи. Она одна из самых вредных, доступных  и распространенных привычек в подростковой среде.

Курящий человек наносит вред не только своему здоровью, но и здоровью окружающих его людей. Курение молодого населения может привести к ужасным последствиям не только для самого курящего, но и для его будущего потомства.

К сожалению, в нашей стране далеко не каждый человек ставит здоровье на первое место среди жизненных ценностей. Понимание ценности здоровья и непримиримое отношение к вредным привычкам, также понятие здорового образа жизни не возникают само по себе, их надо воспитывать с детства. Говоря о формировании здорового образа жизни молодого поколения вообще и профилактике курения в частности, нельзя не сказать о школе. Ведь именно в школе в течение многих лет молодежь не только учится, но и практически на всю жизнь вырабатывает отношение ко многим жизненным ценностям.

Данная игра вовлекает всех детей в участие, несет фактическую информацию о вреде курения, что позволяет участникам задуматься о своем здоровье и здоровье окружающих людей.

         

                     

4. Список использованной литературы

1. Волкова С. В. Первичная профилактика табакокурения среди несовершеннолетних, М.: «Твоё время», 2004;

2. Александрова В. Ю., Зыряева Л. А. «Организация медико-психологической помощи в борьбе с табакокурением» Методические рекомендации М, 1997 г.

3. http://ne-kurim.ru 

4. http://www.vredno-vsyo.ru

                                  5.Приложения

Приложение №1 Анкетирование

  1. Пробовали ли Вы курить?
  2. Если «да», то в каком возрасте?
  3. Первую сигарету выкурили: А) один; Б) с другом; В) в компании.
  4. Курил для того, чтобы: А) считать себя взрослым; Б) за компанию; В) ради интереса.
  5. Какова реакция родителей на то, что вы курили: А) ругают; Б) убеждают бросить; В) безразличны; Г) не знают.

В анкетировании приняли участие обучающиеся 7-8 классов. Количество опрошенных: 8 человек. Результаты анкетирования представлены в таблице.

№ вопроса

% обучающихся

1

50% - да

50% - нет

2

7 лет –50%

8 лет -25%

9 лет – 25%

3

А – 0%

Б – 0%

В – 100%

4

А – 25%

Б – 50%

В – 25%

5

А – 50%          

Б – 0%

В – 0%

Г – 50%

Приложение № 2

Памятка №1

1.Вставай всегда в одно и то же время.

2.Основательно умывай лицо и руки, неукоснительно соблюдай правила личной гигиены.

3.Утром и вечером тщательно чисти зубы.

4.Проводи достаточное количество времени на свежем воздухе.

5.Совершай длительные прогулки.

6.Одевайся по погоде.

7.Делай двигательные упражнения в перерывах между выполнением домашних заданий.

8.Не бойся физических нагрузок, помогай дома в хозяйственных делах.

9.Занимайся спортом, преодолевай трудности.

Памятка №2

1.Читай и пиши при хорошем освещении.

2.При ярком солнечном свете надевай солнцезащитные очки.

3.Не проводи много времени у компьютера и телевизора.

4.Береги свои глаза от ударов и уколов, различных травм.

5.При выполнении заданий, связанных с напряжением зрения, делай гимнастику для глаз.

6.Своевременно обращайся к врачу.

7.Не стесняйся носить очки, если в этом есть необходимость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка раздела программы формирования здорового образа жизни "Здоровье и безопасность жизнедеятельности"

разработка включает в себя задачи программы, актуальность, направления программы, ожидаемые результаты, обоснования формы работы, список литературы...

Методическая разработка Внеклассного мероприятия «Франция: вчера, сегодня, завтра». « La France Hier, Aujourd’hui, Demain!»

Bonjour  Mesdames , Messieurs , Mademoiselles !Nous commençons notre émission « La France : Hier ,  Aujourd’hui , Demain ! » Nous allons parler ...

Методическая разработка сценария отчетного концерта «Нам сегодня 50 лет»

                                      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА      Юбилейны...