Программа ЛТО
проект (7 класс)
Актуальность данной программы обусловлена повышенным спросом родителей и подростков на организованный труд и отдых, детская безнадзорность и бродяжничество. Только в нашей школе, где общее количество обучающихся составляет 170 человек, к малообеспеченным относятся 68 ребят, учащихся из многодетных семей -87, опекаемых -4 .
Цель: организация коллективно-творческой досуговой и трудовой деятельности через реализацию проекта «Три Д (Делай Добро Даром)»
Задачи:
- создание смен-проектов, используя различные функции (познавательную, развивающую, формирующую нравственные оценки, социальное закаливание, социальное проектирование);
- создание благоприятного психологического климата и оптимальных условий для личностного роста воспитанников;
- развитие форм детского самоуправления, привлечение к управлению деятельностью лагеря, обучение их лидерскому мастерству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа ЛТО | 208 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Новонадыровская СОШ»
ПРОГРАММА
ЛАГЕРЯ ТРУДА И ОТДЫХА
«КРУТО»
(«Команда ребят умеющих трудиться и отдыхать»,
для детей 7-8 классов)
С. Новое Надырово
2021г.
ПРОГРАММА
трудового лагеря «КРУТО»
Пояснительная записка.
В современном мире - веке информации в погоне за интерактивностью, виртуальностью люди забыли о простой человеческой жизни, о разнообразии видов деятельности в настоящей реальности, дети оказались «одинокими». Хочется показать школьникам, что их окружают люди, с которыми можно вместе интересно и весело проводить время, работать и отдыхать.
Каникулярное время позволяет осуществить наши планы. Именно в каникулы школьник может скинуть с себя тяжёлую ношу напряжённости, восстановить, а возможно и дополнить, израсходованные силы умственного и физического труда. Лагерь труда и отдыха позволяет реализовать намеченные проекты, дела. Кроме этого в каникулярный период реализация программа поможет укрепить здоровье обучающихся, развить физические силы, индивидуальные творческие способности. Формы активного отдыха позволяют в неформальной обстановке развивать у подростка самостоятельность, формировать активность, личностные качества. Воспитательная ценность системы летнего трудового лагеря состоит в том, что создаются условия одновременно для работы и отдыха учащихся, удовлетворение потребностей в новизне впечатлений, творческой и трудовой самореализации, общении и самодеятельности в разных формах, познание, искусство, культуру.
Актуальность данной программы обусловлена повышенным спросом родителей и подростков на организованный труд и отдых, детская безнадзорность и бродяжничество. Только в нашей школе, где общее количество обучающихся составляет 170 человек, к малообеспеченным относятся 68 ребят, учащихся из многодетных семей -87, опекаемых -4 .
Педагогический коллектив школы старается построить систему летнего труда, отдыха и оздоровления так, чтобы ключевой идеей новой, складывающейся педагогической концепции стал воспитанник как развивающаяся личность, способная стать стратегом собственной жизни, поднимающаяся к взрослению.
Таким образом, главная идея создания трудового лагеря – предоставить возможность каждому подростку проявить свои творческие, организаторские способности, приобщить учащихся к трудовой деятельности, расширить круг общения.
При разработке программы также учитывалась интересы и потребности учащихся, в частности их стремление к самореализации в общественно полезной деятельности и реализации на практике прав несовершеннолетних в области гражданского законодательства.
Программа «КРУТО» направлена на приобщение детей и молодежи к лучшим традициям отечественной благотворительности, на взаимодействие социально благополучного и социально не защищенного ребенка, для создания условий к проявлению лучших человеческих качеств Российского гражданина: доброты, сопереживания, безвозмездной помощи, милосердия.
Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в возрастных отрядах с наполняемостью до 10 человек.
Трудовой лагерь при школе организуется из учащихся 7-8-х классов. Основное внимание уделяется следующих категорий школьников: из социально-необеспеченных семей (многодетных, безработных, с низким уровнем дохода), детей, находящихся под опекой и относящихся к «группе риска» (дети с ассоциальным и аддиктивным поведением, безнадзорные дети, дети, занимающиеся бродяжничеством).
Программа лагеря труда и отдыха «КРУТО» является продолжением воспитательно – образовательной работы в области всестороннего развития личности воспитанников. По своей направленности программа является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления труда и отдыха.
По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течении одной лагерной смены одного года: 18 дней.
- Цель и задачи.
Цель: организация коллективно-творческой досуговой и трудовой деятельности через реализацию проекта «Три Д (Делай Добро Даром)»
Задачи:
- создание смен-проектов, используя различные функции (познавательную, развивающую, формирующую нравственные оценки, социальное закаливание, социальное проектирование);
- создание благоприятного психологического климата и оптимальных условий для личностного роста воспитанников;
- развитие форм детского самоуправления, привлечение к управлению деятельностью лагеря, обучение их лидерскому мастерству.
Ожидаемые результаты.
- отдых и оздоровление подростков;
- получение умений и навыков индивидуальной и коллективной деятельности, самоуправления, социальной активности и творчества;
- личностное развитие подростков, духовное и физическое оздоровление, увеличение уровня гражданского самосознания;
- чувство уверенности каждого подростка в собственных силах;
- успешная социализация к условиям внеучебного времени;
- стремление подростков делать добро окружающим людям, быть чуткими, толерантными, уметь сострадать;
- удовлетворенность родителей летним отдыхом детей.
Концептуальные основы
В Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ приоритетным по праву признан «гуманистический характер образования, общечеловеческие ценности жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье».
Организация и занятость подростков в лагере труда и отдыха вносит свой вклад в гармонизацию личностных устремлений и способностей подростков с общественными потребностями и интересами. Это возможность занять ребят общественно-полезным трудом, т.к., в силу психофизиологических особенностей подростков, труд, с одной стороны, даёт выход энергии, а с другой стороны, завершается конкретным, зримым и ощутимым результатом.
При организации воспитательного процесса позитивное отношение к труду формирует в процессе воспитания подростков трудолюбия, готовности и способности выполнять полезную социально-общественную работу, осознание ответственности за результаты труда, способности воспринимать интересы коллектива как личные, добросовестно и творчески относиться к решению трудовых задач.
Методическое проектирование и повседневная практика лагеря опирается на признанные достижения современной отечественной и зарубежной педагогики.
В основе подхода лежит методика коллективной творческой деятельности И.П.Иванова, в свою очередь, развивающая идеи А.С.Макаренко о социальной обусловленности воспитанности. В практике лагеря указанные концепции претворяются в организации коллективного творческого взаимодействия каждого ребёнка с разновозрастной группой.
Идеи и технологии педагогической поддержки каждого ребёнка (в частности работы О.Г. Газмана) позволяют реализовать задачи по раскрепощению детской психики, раскрытия самооценки каждого ребёнка, удовлетворения его интересов, раскрытия его способностей.
Педагогические принципы Н.Е. Щурковой приводят к осмыслению существования ребёнка в лагере, как принципиально творческого процесса.
Построение модели лагеря на основе данных базисных установок требует глубокого психологического обоснования и обеспечения. Рассмотрение процессов взаимодействия педагогов с детьми в лагере с психолого-педагогических позиций (личностно-ориентированный подход к коллективной творческой деятельности) сближает данный проект с работами д. п. н. проф., С.Д. Полякова.
Основные принципы лагеря труда и отдыха:
- Создание в коллективе атмосферы радости, доверия, стремления к познанию и развитию.
- Принцип природосообразности. Воспитание у детей сообразно их возрасту, полу; формирование у них ответственности за результаты собственного развития, за последствия своих действий.
- Принцип индивидуально-личностной ориентированности. Взрослый не навязывает формы и виды деятельности, а лишь направляет, создает условия для самостоятельного выбора учащегося, за который он несет ответственность, помогает самореализоваться, самоутвердиться с учетом внутреннего развития каждой личности.
- Принцип коллективности. Только общаясь и работая в коллективе, учась уважать близкого, понять и помочь ему можно воспитать качества социально активной личности.
- Принцип эффективности социального взаимодействия. Способствуя межличностному общению в группе, включая детей и подростков в социально значимую деятельность, педагог тем самым позволяет получить навык социальной адаптации, самореализации.
- Содержание деятельности
Форма реализации программы – лагерь труда и отдыха дневного пребывания.
Лагерь труда и отдыха на базе МБОУ «Новонадыровская СОШ»- это педагогический проект, способствующий развитию ребенка как творческой личности, его духовного и физического саморазвития, возможности для воспитания трудолюбия, активности, целеустремленности, здорового образа жизни, для социализации в обществе.
Сроки реализации: с 07.06 по 28.06.2021 года
Программа «КРУТО» реализуется через проекты:
- «Три Д»;
- «Протяни руку дружбы»;
- «Здоровым быть здорово».
Проекты социального назначения, но подразумевают несколько направлений:
Экологическое направление.
Основные задачи:
- направить усилия учащихся для преодоления у школьников утилитарно потребительского отношения к природе;
- формировать ответственное, бережное отношение к окружающей среде;
- формировать экологическую культуру, убеждения в необходимости сбережения природы, понимания непрерывной связи социума и природы.
Мероприятия: побелка деревьев, сбор мусора на улицах поселка, уборка около родника «Уразмет», посадка цветов на клумбах.
Трудовое направление.
Труд — это инструментарий общего развития личности, основной источник материального и духовного богатства общества, главный критерий престижа человека и его обязанность.
Трудовая деятельность – деятельность, направленная на трудовое воспитание подростков.
Основные задачи:
- организация общественно-полезной занятости подростков в каникулярный период, привитие навыков труда;
- формирование через труд таких качеств личности, как воля, креативность, дисциплинированность, ответственность.
Мероприятия: побелка деревьев, разбивка клумб, покраска, творческая мастерская с приглашением волонтеров школы, мастер – классы в технике канзаши, обустройство детской спортивной площадки.
Спортивно-оздоровительное направление.
Основные задачи:
- витаминизация питания,
- выполнение санитарно-гигиенических требований и соблюдение правил ТБ;
- формирование у обучающихся системы знаний о здоровье человека, здоровом образе жизни, способах и методах поддержки, укрепления и восстановления здоровья;
- пропаганда здорового образа жизни, активизировать физкультурно-спортивную деятельность;
- предоставление психолого-педагогической поддержки подросткам.
Формы, средства и методы организации: подвижные и спортивные игры, физкультурно-оздоровительные мероприятия, спортивные соревнования, прогулки, ежедневный медицинский осмотр.
В лагере есть бригадир. Каждое утро проводится планерка, на которой раздаются задания на день. По мере необходимости, отряд делится на 2 бригады (мальчики и девочки). Оформление направлено на раскрытие темы программы. В лагере действует орган детского самоуправления. Распределение должностей среди детей проходит на выборной основе.
Деятельность лагеря построена на оздоровлении детей, путём создания благоприятного климата в детском коллективе и организации творческой деятельности детей.
Общеизвестно, что здоровье – главное достояние любого общества. Истинна и очевидна взаимосвязь жизненно важных понятий: «Здоровые дети – здоровое общество – здоровая нация». Сама жизнь ставит здоровье детей на первое место среди защиты интересов ребенка.
Приоритетные направления работы лагеря труда и отдыха
Оздоровительное | Трудовое | Социальное |
Задачи и содержание деятельности | ||
|
|
|
Мероприятия по направлениям | ||
|
|
|
Материально-техническое обеспечение программы:
- Территория, помещения. При работе лагеря используется территория МБОУ «Новонадыровская СОШ», спортивная площадка, актовый зал, медицинский кабинет, кабинеты: комнаты отдыха, кабинет информатики, библиотека, спортивный зал.
Оборудование. Для успешной реализации программы используются:
- Перчатки для сельскохозяйственных работ;
- Садовый и уборочный инвентарь;
- Спортивный инвентарь;
- Аппаратура;
- Предметы быта.
Ресурсное обеспечение
Кадры | Функции деятельности персонала |
Начальник лагеря | Осуществляет руководство работой лагеря. Обеспечивает условия педагогическому коллективу для реализации воспитательной работы. Несет ответственность за жизнь и здоровье детей. |
Воспитатели (2) | Отвечают за организацию работы отряда и за содержание оздоровительно-воспитательной деятельности, за работу органа самоуправления и проведение мероприятий в рамках программы, планируют и организуют деятельность отрядов. |
Учитель физкультуры | Планирует и организует спортивно-оздоровительную работу. |
Медицинский работник | Следит за состоянием ребёнка в течение всего дня, за организацией питания. |
Уборщица | Содержит мебель, оборудование лагеря в аккуратном состоянии, поддерживает чистоту помещений лагеря. |
Кухонный работник | Следит за чистотой в столовой, моет посуду. |
Повара (2) | Отвечают за качественное приготовление пищи. Обеспечивают полноценное сбалансированное питание детей. |
Педагогическое обеспечение:
- соответствие направлений и форм работы целям и задачам лагерной смены, создание условий для индивидуального развития личности подростка;
- отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных особенностей учащихся;
- обеспечение единства и взаимосвязи управления и самоуправления;
- единство педагогических требований во взаимоотношениях с подростками.
Методическое обеспечение:
- наличие необходимой документации;
- программа деятельности и план работы на смену;
- проведение инструктивно-методических совещаний;
- памятки и инструктивные карты для воспитателей;
- Механизм реализации программы
№ п/п | Этапы и виды деятельности | Сроки реализации |
1 | Подготовительный этап | март-апрель-май |
с педагогическим коллективом: а) проведение совещания с целью заинтересованности педагогического коллектива по вопросам планирования и организации летней оздоровительной кампании; б) издание приказа по школе о проведении летней кампании; в) подбор кадров для работы в лагере труда и отдыха; г) прохождение медицинского осмотра членами педагогического коллектива; д) прохождение инструктажа по технике безопасности. с родителями: а) проведение родительских собраний в 5-6-х классах по планированию каникулярной занятости детей; б) проведение анкетирования с учащимися: а) проведение анкетирования; б) разработка документации; в) комплектование отрядов. 2. Разработка документации
списков отрядов 3.Подготовка территории и помещений для работы лагеря
| ||
2 | Организационный этап
| начало каникул |
3 | Основной этап
Планируемые мероприятия: побелка деревьев, создание цветников, посадка и ухаживание за овощами на пришкольном участке, обустройство детской спортивной площадки, учебных кабинетов, обновление детской площадки и цветников в микрорайоне села, обновление школьного военно-патриотического музея, концерт для малышей д/сада.
Планируемые мероприятия: адресная помощь ветеранам,инвалидам села, концерт для малышей д/сада. «Здоровым быть здорово» - летний период Планируемые мероприятия: неделя здоровья, беседы, спортивные праздники, фестивали, соревнования, малые Олимпийские Игры. | каникулярная лагерная смена |
3 | Заключительный этап
|
- Ожидаемые результаты воспитательной работы.
За время пребывания в лагере труда и отдыха подросток получит возможность овладеть системой следующих знаний и умений:
1. В сфере трудовой деятельности:
- рациональное использование земельных ресурсов;
- обращение с основными садово-огородными инструментами;
- правильное выращивание овощных и цветочных культур;
2. В сфере экологии и природоохранной деятельности:
- правила поведения на природе;
- последствия человеческой деятельности на экологическое равновесие в данной местности;
- знания биологических особенностей выращиваемых культур.
3. В сфере организации досуга:
- правила поведения в коллективе, позволяющие каждому достичь самореализации, не ущемляя прав другого;
- умение подготовить и провести игры, конкурсы, соревнования –самосовершенствование.
4. В сфере межличностного общения:
- развитие коммуникативных навыков;
- формирование лидерских качеств;
- знания особенностей общения людей разных возрастов, пола и интересов.
Система информирования общественности о деятельности
лагеря, взаимодействие со средствами массовой информации.
Материалы размещаются на сайте общеобразовательного учреждения , в конце смены выпускается газета лагеря.
Система контроля и оценки результативности
(мониторинг)
Для оценки результативности программы используются следующие критерии оценки результативности реализации программы:
№ | Ожидаемые результаты | Способы оценки результативности |
1 | Приобретение новых и совершенствование имеющихся знаний, умений и навыков в творческой деятельности | Наблюдение, выставка творческих работ |
2 | Снижение числа проявлений девиантного поведения обучающихся | Данные ВШУ, КДН, ПДН |
3 | Укрепление психологического здоровья участников программы, повышение значимости здорового образа жизни | Диагностика «Личностный рост обучающихся» (Л.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова) |
4 | Развитие навыков общения со сверстниками | Наблюдение, беседы, анкетирование |
5 | Приобретение трудовых практических умений и навыков | Наблюдение, осмотр объекта труда, оценка деятельности труда |
Режим дня
лагеря труда и отдыха
Элементы режима дня | Пребывание детей |
8.30 до 14.00 часов | |
Сбор детей, зарядка | 8.30 – 9.00 |
Завтрак | 9.00 – 9.30 |
Трудовая деятельность | 9.40 – 12.10 |
Воспитательные мероприятия Физкультурно-оздоровительные мероприятия | 12.10 – 12.30 |
Обед | 12.30 – 13.00 |
Итоги дня | 13.00 – 13.30 |
Уход домой | 13.30-14.00 |
ПЛАН РАБОТЫ ЛАГЕРЯ ТРУДА И ОТДЫХА С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ « КРУТО» 07.06.2021г. – 28.06.2021г.
| Мероприятие |
1 день (07.06.21) | - Открытие лагеря труда и отдыха - Инструктаж по охране труда, пожарной и антитеррористической безопасности, ПДД - Эвакуация - Распределение обязанностей среди обучающихся. Выбор органа детского самоуправления - Совет лагеря - Определение законов лагеря - Знакомство с режимом, планом работы, анкетирование - Конкурсно - игровая программа.День русского языка(литературный дворик) |
2 день (08.06.21) | - Инструктаж по безопасности работы и садовым инвентарём - Инструктаж по правилам безопасного поведения на улице и дома. - «Трудовой десант» – благоустройство территории школы - Просмотр фильма , посвященный жизни и творчеству А.С.Пушкина. Флешмоб «Читаем Пушкина». |
3 день (09.06.21) | - Инструктаж по правилам личной безопасности - Участие на празднике «Сабантуй» |
4 день (10.06.21) | - Инструктаж по технике безопасности - «Трудовой десант» – ремонт изгороди пришкольного участка - Мероприятия в рамках Международного дня друзей - Технологические игры на сплочение коллектива. |
5 день (11.06.21) | - Инструктаж по технике безопасности - «Трудовой десант» – работа на пришкольном участке - Подготовка к утилизации старой школьной мебели. - Спортивно-развлекательная программа «Богатырский турнир» |
6 день (14.06.21) | - Инструктаж по технике безопасности - «Трудовой десант» – благоустройство территории родника. - Оформление летописи Лагеря - Спортивные игры: волейбол |
7 день (15.06.21) | - Инструктаж по технике безопасности - «Трудовой десант» – работа по дизайну школьного двора. - Беседа по ПДД - Соревнования по настольному теннису. - Конкурс флэшмобов. |
8 день (16.06.21) | - Инструктаж по технике безопасности - Участие в ремонте книг в школьной библиотеке. - «Трудовой десант» – работа на пришкольном участке - Оформление летописи Лагеря - Спортивные игры: футбол |
9 день (17.06.21) | - Инструктаж по технике безопасности - День памяти и скорби. Возложение цветов к обелиску воинам погибшим в годы - Оформление летописи Лагеря - Турнир по шахматам и шашкам. |
10 день (18.06.21) | - Инструктаж по технике безопасности - «Трудовой десант» – благоустройство школьной территории - Просмотр фильмов документальных, художественных и других, пропагандирующих здоровый образ жизни, анкетирование подростков на тему «Профилактика наркомании. Мое отношение к алкоголизму и наркомании»- ролевые игры. |
11 день (19.06.21) | - Инструктаж по технике безопасности - «Трудовой десант» – благоустройство территории школы - Беседа по ПДД - Спортивные игры: пионербол |
12 день (21.06.21) | - Инструктаж по технике безопасности - Оформление летописи Лагеря - «Трудовой десант» - работа на пришкольном участке - Практическое занятие «Первая помощь при обмороке, солнечном и тепловом ударе» |
13 день (22.06.21) | - Инструктаж по технике безопасности - Оформление летописи Лагеря - «Трудовой десант» - «Чистые дороги» |
14 день (23.06.21) | - Инструктаж по технике безопасности - «Трудовой десант» - работа на пришкольном участке - Конкурс рисунков и плакатов «Вместе мы едины» - Коллективно-творческое дело «Одна школа - одна страна» Диагностика уровня сплоченности коллектива |
15 день (24.06.21) | - Инструктаж по технике безопасности «Трудовой десант» – ремонт мебели, уборка классов.- - Подведение итогов смены |
16 день (25.06.21) | - Инструктаж по технике безопасности - «Трудовой десант» – благоустройство цветников - Оформление летописи Лагеря - Беседа по ЗОЖ |
17 день (26.06.21) | -Выпуск стенгазеты «Приметы и суеверия» -Реализация проекта |
18 день (28.06.21) | - Прощание с Лагерем , закрытие. |
План работы ЛТО
07.06.2021г--28.06.2021г.
Лагерь работает по следующим направлениям: спортивно-оздоровительное, трудовое, социальное. Ежедневно проводится утренняя гимнастика, спортивный час.
№ | Дата | Тематика дня | Мероприятия | Ответственные |
1 | 7 июня | День Чудес |
| Начальник лагеря, воспитатель |
2 | 8 июня | День Веселых испытаний |
| Воспитатель |
3 | 9 июня | День трудоголиков |
| Воспитатель |
4. | 10 июня | День экологов |
2.Экскурсия в «соснячок», формирование навыков экологической культуры обучающихся | |
5. | 11 июня | День Спорта |
| Воспитатель |
6. | 14 июня | День очумелых ручек |
| Воспитатель |
7. | 15 июня | День спорта |
| Воспитатель |
8. | 16 июня | День рекордов |
| Воспитатель |
9. | 17 июня | День смеха |
| Воспитатель |
10. | 18 июня | День подвижных игр |
| Воспитатель |
11. | 19 июня | День знатоков родного края |
| Воспитатель |
12. | 21 июня | День творчества |
| Воспитатель |
13. | 22 июня | День знатоков природы |
| Воспитатель |
14. | 23 июня | День суеверий |
| Воспитатель |
15. | 24 июня | День Перевоплощений |
| Воспитатель |
16. | 25 июля | День удивлений | 1.Украденный полдник. 2.Тур.эстафета | Воспитатель |
17 | 26 июля | День талантов | Конкурс актерского мастерства Фестиваль талантов | Воспитатель |
18 | 28 июля | Закрытие смены | Подведение итогов проекта. | Начальник лагеря, Воспитатель |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...