Программа "Шахматная азбука"
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ыныргинская средняя общеоразовательная школа»
Приложение к
ООП НОО (приказ от
05.08.2021 г. № 104)
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Шахматная азбука»
на 2022-2024 год
Составитель: Черепанова Элизат Жанибековна
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Шахматная азбука» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования") с изменениями и дополнениями;
2. Постановление от 28.09.2020№28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Нормативных документов образовательного учреждения:
- Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Ыныргинской средней общеобразовательной школы»
2. Положение о рабочих программах муниципального общеобразовательного учреждения Ыныргинской средней общеобразовательной школы
А также в соответствии:
1.Примерной основной образовательной программой начального общего образования
(fgosreestr.ru)
2.Программы «Шахматы» под редакцией Е.А. Прудниковой, Е.И. Волковой.
Данная программа предназначена для преподавания с 3 по 4 класс в общеобразовательных учреждениях и рассчитана на два года обучения.
Цель учебного предмета «Шахматы»:
- равномерное развитие логического и физического интеллекта детей.
- формирование основ здорового образа жизни и их интеллектуальное развитие посредством занятий шахматами и физической культурой.
Задачи преподавания шахмат в школе: Общие:
- гармоничное развитие детей, увеличение объѐма их двигательной активности, укрепление здоровья;
- обучение новым знаниям, умениям и навыкам по шахматам;
- выявление, развитие и поддержка одарѐнных детей в области спорта, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, интеллектуально – спортивным подвижным играм, различным формам активного отдыха и досуга.
Образовательные:
- освоение знаний о спорте в целом, истории развития шахмат;
- освоение базовых основ шахматной игры, возможности шахматных фигур, особенностей их взаимодействия с использованием интеллектуально – спортивных подвижных игр;
- овладение приемами матования одинокого короля различными фигурами, способами записи шахматной партии, тактическими приемами в типовых положениях; - освоение принципов игры в дебюте, методов краткосрочного планирования действий во время партии;
- обучение новым двигательным действиям средствами шахмат и использование шахматной игры в прикладных целях для увеличения двигательной активности и оздоровления;
- обучение приѐмам и методам шахматной борьбы с учетом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников.
Оздоровительные:
- формирование представлений о шахматах;
- формирование первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных, эмоциональных и двигательных проявлений;
- формирование у детей шахматной культуры .
Воспитательные:
- приобщение к самостоятельным занятиям, играм, и использование их в свободное время;
- воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
- воспитание у детей устойчивой мотивации к интеллектуально – физкультурным занятиям.
Общая характеристика предмета
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению "доматового" периода игры.
На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.
Настоящая программа включает в себя два основных раздела:
«Теоретические основы и правила шахматной игры»; «Практико-соревновательная деятельность».
В разделе «Теоретические основы и правила шахматной игры» представлены исторические сведения, основные термины и понятия, а также образовательные аспекты, ориентированные на изучение основ теории и практики шахматной игры.
Раздел «Практико-соревновательная деятельность» включает в себя сведения об организации и проведении шахматных соревнований, конкурсов по решению задач, шахматных праздников.
В тематическом планировании программы отражены темы основных её разделов и даны характеристики видов деятельности обучающихся. Эти характеристики ориентируют учителя на порядок освоения знаний в области данного вида спорта.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 год обучения
Теоритические основы и правила шахматной игры (30ч) Сведения из истории шахмат.
История зарождения и развития шахматной игры, ее роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.
Базовые понятия шахматной игры.
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигуры, нападение, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, основные тактические приемы, шахматная партия, запись шахматной партии.
Практико-соревновательная деятельность (3ч) Соревнования.
Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, соревнования.
2 год обучения
Теоритические основы и правила шахматной игры (21ч) Сведения из истории шахмат.
Шахматная игра как спорт в международном сообществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.
Базовые понятия шахматной игры.
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигуры, нападение, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, основные тактические приемы, шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта.
Практико-соревновательная деятельность (13ч) Конкурсы решения позиций.
Соревнования.
Шахматный праздник.
Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники.
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся
начальных классов, а также специфики классного коллектива.
В связи с тем, что результат обучения предмета «Шахматная азбука» невозможно выразить цифровой оценкой при изучении курса используется зачетная система оценивания.
Планируемые результаты
(личностные, метапредметные и предметные результаты) освоения учебного предмета.
В результате освоения программы «Шахматы » учащиеся должны знать /применять:
- правила техники безопасности во время занятий;
- историю возникновения и развития шахматной игры;
- имена чемпионов мира по шахматам и ведущих шахматистов мира, какой вклад они внесли в развитие шахмат;
- вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры;
- историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения соревнований, шахматный этикет, а также какими личностными (интеллектуальными, физическими, духовно-нравственными) качествами должен обладать шахматист - спортсмен; – историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся шахматных деятелей России;
- приобретённые знания и умения в самостоятельной творческой деятельности
К концу первого учебного года (первого класса) учащиеся должны:
- уметь объяснять шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые и черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, паи, ничья;
- знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король), правила хода и взятие каждой фигуры;
- иметь представление о том, что такое нападение, и уметь видеть элементарные угрозы партнера;
- ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;
- правильно располагать шахматную доску между партнерами;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход;
- знать, что такое ничья, пат и вечный шах;
- знать цену каждой шахматной фигуры;
- усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, ферзем и королем;
- владеть способом взятие на проходе;
- записывать шахматную партию; уметь играть целую шахматную партию с партнером от начала до конца с записью своих ходов и ходов партнера.
К концу второго учебного года (второго класса) учащиеся должны:
- уметь видеть нападение со стороны партнера, защищать свои фигуры, нападать и создавать свои угрозы;
- защищать свои фигуры от нападения и угроз;
- решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы в партиях: двойной удар, связку, ловлю фигур, сквозной удар, мат на последней горизонтали, открытый и двойной шахи;
- ставить мат одинокому королю ладьей и королем;
- разыгрывать шахматную партию с партнером от начала и до конца, правильно выводя фигуры в дебюте;
- реализовать большое материальное преимущество.
Тематическое планирование первый год обучения ( 33 часа)
№ | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
1. | Шахматы – мои друзья. История возникновения шахмат. | 1 | |
2. | Шахматная доска. | 1 | |
3. | Горизонталь. | 1 | |
4. | Вертикаль. | 1 | |
5. | Диагональ. | 1 | |
6. | Шахматная нотация. | 1 | |
7. | Шахматные фигуры и начальная позиция. | 1 | |
8. | Ладья. | 1 | |
9. | Слон. | 1 | |
10. | Ферзь. | 1 | |
11. | Конь. | 1 | |
12. | Пешка. | 1 | |
13. | Превращение пешки. | 1 | |
14. | Король. | 1 | |
15. | Ценность фигур. | 1 | |
16. | Нападение. | 1 | |
17. | Взятие. Взятие на проходе. | 1 | |
18. | Шах и защита от шаха. | 1 | |
19. | Мат. | 1 | |
20. | Пат – ничья. | 1 | |
21. | Рокировка. | 1 | |
22. | Основные принципы игры в начале партии. | 1 | |
23. | Мат двумя ладьями одинокому королю. | 1 | |
24. | Мат ферзем и ладьей одинокому королю. | 1 | |
25. | Мат ферзем и королем одинокому королю. | 1 | |
26. | Материальное преимущество. | 1 | |
1 | |||
27. | Нарушение основных принципов игры в начале партии. | 1 | |
28. | Партии – миниатюры. | 1 | |
29. | Запись шахматной партии. | 1 | |
30. | Шахматный этикет. | 1 | |
31. | Шахматный турнир. | 1 | |
32. | Шахматный турнир. | 1 | |
33. | Шахматный турнир. | 1 |
Тематическое планирование второй год обучения ( 34 часа)
№ | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
1. | Из истории шахмат. Чемпионы мира по шахматам и выдающиеся шахматисты мира. | 1 | |
2. | Шахматные фигуры (повторение). | 1 | |
3. | Нападение в шахматной партии. Шах и защита от него. Рокировка (повторение). | 1 | |
4. | Мат. Пат. Мат в один ход (повторение). Мат одинокому королю королем и ладьей. | 1 | |
5. | Защита в шахматной партии: уход из-под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры. | 1 | |
6. | Защита в шахматной партии: перекрытие, контрнападение. | 1 | |
7. | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 1 | |
8. | Тактический прием «двойной удар». | 1 | |
9. | Тактический прием «связка». | 1 | |
10. | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 1 | |
11. | Тактический прием «ловля фигуры». | 1 | |
12. | Тактический прием «сквозной удар». | 1 | |
13. | Мат на последней горизонтали. | 1 | |
14. | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 1 | |
15. | Тактический прием «открытый шах». | 1 | |
16. | Тактический прием «двойной шах» | 1 | |
17. | Шахматный турнир. | 1 | |
18. | Шахматный турнир. | 1 | |
19. | Шахматный турнир. | 1 | |
20. | Шахматный турнир. | 1 | |
21. | Основы игры в дебюте: дебютные ловушки. | 1 | |
22. | Основы игры в дебюте: атака на короля. | 1 | |
23. | Основы игры в дебюте: атака на короля | 1 | |
24. | Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества. | 1 | |
25. | Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества. | 1 | |
26. | Основы анализа шахматной партии. | 1 | |
27. | Основы анализа шахматной партии. | 1 | |
28. | Основы анализа шахматной партии. | 1 | |
29. | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 1 | |
30. | Шахматный турнир. | 1 | |
31. | Шахматный турнир. | 1 | |
32. | Шахматный турнир. | 1 | |
33. | Шахматный турнир. | 1 | |
34. | Шахматный праздник. | 1 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Программа разработана для учащихся 3-4 классов и рассчитана на изучение материала в течение 67 часов. В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение предмета «Шахматы» отводится 1 час в неделю, что составляет 33 часа в первом году обучения , 34 часа во 2 году обучения.
1 год обучения
№ | Содержание программного материала | часы |
1 | Теоретические основы и правила шахматной игры | 30ч |
2 | Практико - соревновательная деятельность | 3ч |
| Итого | 33ч. |
2 год обучения
№ | Содержание программного материала | часы |
1 | Теоретические основы и правила шахматной игры | 21ч |
2 | Практико - соревновательная деятельность | 13ч |
| Итого | 34 ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по информатике "Компьютерная азбука"
Элективный курс разработан для учащихся 5-6 классов. Включает в себя теоретические и практические сведения по вопросам, касающимся умения работать в текстовых и графических редакторах, программах с...
азбука профессий
игра-знакомство...
Азбука социально-педагогических технологий
Представленная работа – обобщение технологий работы с воспитанниками и их семьями. Данные технологии используются в практике деятельности Социально-реабилитационных центров для несовершенн...
1класс. Азбука, азбука каждому нужна
Конспект урока в 1 классе по программе Сергеева Критская...
1класс. Азбука, азбука каждому нужна
Конспект урока в 1 классе по программе Сергеева Критская...
«Составление глаголицы – первой славянской азбуки. Почему равноапостольные Мефодий и Кирилл решили составить азбуку для славян?»
Урок-лекция по Основам Православной Культуры для 6 класса....
2014 год Шоноев Т.И. МБОУ «Сосново-Озерская сош№2» Районный Слет Знатоков ОБЖ «Азбука безопасности» 15 апреля 2014 года Положение районного Слета Знатоков ОБЖ «Азбука безопасности»
Очень часто люди страдают из-за неосторожности и беспечности, из-за неумения или нежелания предвидеть последствия своих поступков. Порой все мы забываем принять необходимые меры, чтобы оградить себя и...