Программа "Шахматная азбука"
рабочая программа

Черепанова Элизат Жанибековна

Программа "Шахматная азбука"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma-shahmaty-noo_2022.docx27.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ыныргинская средняя общеоразовательная  школа»

 

Приложение к

ООП НОО (приказ от

05.08.2021 г. № 104)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа по внеурочной деятельности  

«Шахматная азбука»

на 2022-2024 год

 

 

 

Составитель: Черепанова Элизат Жанибековна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

 

       Рабочая программа учебного предмета «Шахматная азбука» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования") с изменениями и дополнениями;

 2. Постановление от 28.09.2020№28  «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820  «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

 

Нормативных документов образовательного учреждения:

  1. Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Ыныргинской средней общеобразовательной школы»

2. Положение о рабочих программах муниципального  общеобразовательного учреждения Ыныргинской средней общеобразовательной школы

А также в соответствии:  

1.Примерной основной образовательной программой начального общего образования

(fgosreestr.ru)

2.Программы «Шахматы» под редакцией Е.А. Прудниковой, Е.И. Волковой.

 

 

         Данная программа предназначена для преподавания  с 3 по 4 класс в общеобразовательных учреждениях и рассчитана на два года обучения.

Цель учебного предмета «Шахматы»:  

  1. равномерное развитие логического и физического интеллекта детей. 
  2. формирование основ здорового образа жизни и их интеллектуальное развитие посредством занятий шахматами и физической культурой.

Задачи преподавания шахмат в школе: Общие: 

  • гармоничное развитие детей, увеличение объѐма их двигательной активности, укрепление здоровья; 
  • обучение новым знаниям, умениям и навыкам по шахматам; 
  • выявление, развитие и поддержка одарѐнных детей в области спорта, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях; 
  • развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, интеллектуально – спортивным подвижным играм, различным формам активного отдыха и досуга.

 

Образовательные: 

  • освоение знаний о  спорте в целом, истории развития шахмат; 
  • освоение базовых основ шахматной игры, возможности шахматных фигур, особенностей их взаимодействия с использованием интеллектуально – спортивных подвижных игр; 
  • овладение приемами матования одинокого короля различными фигурами, способами записи шахматной партии, тактическими приемами в типовых положениях; - освоение принципов игры в дебюте, методов краткосрочного планирования действий во время партии; 
  • обучение новым двигательным действиям средствами шахмат и использование шахматной игры в прикладных целях для увеличения двигательной активности и оздоровления; 
  • обучение приѐмам и методам шахматной борьбы с учетом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников.

 

Оздоровительные: 

  • формирование представлений  о шахматах; 
  • формирование первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных, эмоциональных и двигательных проявлений; 
  • формирование у детей шахматной культуры .

 

Воспитательные: 

  • приобщение к самостоятельным занятиям, играм, и использование их в свободное время; 
  • воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности; 
  • воспитание у детей устойчивой мотивации к интеллектуально – физкультурным занятиям. 

 

Общая характеристика предмета 

 

      Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

      Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению "доматового" периода игры.

      На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.

Настоящая         программа         включает         в         себя         два         основных         раздела: 

«Теоретические основы и правила шахматной игры»;  «Практико-соревновательная деятельность».  

       В разделе «Теоретические основы и правила шахматной игры» представлены исторические сведения, основные термины и понятия, а также образовательные аспекты, ориентированные на изучение основ теории и практики шахматной игры.  

     Раздел «Практико-соревновательная деятельность» включает в себя сведения об организации и проведении шахматных соревнований, конкурсов по решению задач, шахматных         праздников.

       В тематическом планировании программы отражены темы основных её разделов и даны характеристики видов деятельности обучающихся. Эти характеристики ориентируют учителя на порядок освоения знаний в области данного вида спорта.

2.   СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

 

1 год обучения

Теоритические основы и правила шахматной игры (30ч) Сведения из истории шахмат. 

     История зарождения и развития шахматной игры, ее роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.

Базовые понятия шахматной игры.

     Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.

      Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигуры, нападение, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, основные тактические  приемы, шахматная партия, запись шахматной партии.

Практико-соревновательная деятельность (3ч) Соревнования. 

     Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, соревнования.

 

2 год обучения

Теоритические основы и правила шахматной игры (21ч) Сведения из истории шахмат. 

     Шахматная игра как спорт в международном сообществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.

Базовые понятия шахматной игры. 

     Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.

      Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигуры, нападение, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, основные тактические  приемы, шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта.

Практико-соревновательная деятельность (13ч) Конкурсы решения позиций.

Соревнования.

Шахматный праздник.

     Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги,  соревнования, шахматные праздники.

 

     Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся

начальных классов, а также специфики классного коллектива.  

 

     В связи с тем, что результат обучения предмета «Шахматная азбука» невозможно выразить цифровой оценкой при изучении курса используется зачетная система оценивания. 

 

 

 

  1. Планируемые результаты  

(личностные, метапредметные и предметные результаты)  освоения  учебного предмета. 

 

 

В результате освоения программы «Шахматы » учащиеся должны знать /применять: 

  • правила техники безопасности во время занятий;
  • историю возникновения и развития шахматной игры;
  • имена чемпионов мира по шахматам и ведущих шахматистов мира, какой вклад они внесли в развитие шахмат;
  • вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры;
  • историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения соревнований, шахматный этикет, а также какими личностными (интеллектуальными, физическими, духовно-нравственными) качествами должен обладать шахматист - спортсмен; – историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся шахматных деятелей России;
  • приобретённые знания и умения в самостоятельной творческой деятельности

 

К концу первого учебного года (первого класса) учащиеся должны:

  • уметь объяснять шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые и черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, паи, ничья;
  • знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король), правила хода и взятие каждой фигуры;
  • иметь представление о том, что такое нападение, и уметь видеть элементарные угрозы партнера;
  • ориентироваться на шахматной доске;
  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;
  • правильно располагать шахматную доску между партнерами;  
  • правильно расставлять фигуры перед игрой;
  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
  • рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход;
  • знать, что такое ничья, пат и вечный шах;
  • знать цену каждой шахматной фигуры;
  • усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, ферзем и королем;
  • владеть способом взятие на проходе;
  • записывать шахматную партию;  уметь играть целую шахматную партию с партнером от начала до конца с записью своих ходов и ходов партнера.

 

К концу второго учебного года (второго класса) учащиеся должны:

  • уметь видеть нападение со стороны партнера, защищать свои фигуры, нападать и создавать свои угрозы; 
  • защищать свои фигуры от нападения и угроз; 
  • решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы в партиях: двойной удар, связку, ловлю фигур, сквозной удар, мат на последней горизонтали, открытый и двойной шахи; 
  • ставить мат одинокому королю ладьей и королем; 
  • разыгрывать шахматную партию с партнером от начала и до конца, правильно выводя фигуры в дебюте; 
  • реализовать большое материальное преимущество. 

 

 Тематическое планирование первый год обучения ( 33 часа) 

 

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

1.

Шахматы – мои друзья. История возникновения шахмат.

1

2.

Шахматная доска.

1

3.

Горизонталь.

1

4.

Вертикаль.

1

5.

Диагональ.

1

6.

Шахматная нотация.

1

7.

Шахматные фигуры и начальная позиция.

1

8.

Ладья.

1

9.

Слон.

1

10.

Ферзь.

1

11.

Конь.

1

12.

Пешка.

1

13.

Превращение пешки.

1

14.

Король.

1

15.

Ценность фигур.

1

16.

Нападение.

1

17.

Взятие. Взятие на проходе.

1

18.

Шах и защита от шаха.

1

19.

Мат.

1

20.

Пат – ничья.

1

21.

Рокировка.

1

22.

Основные принципы игры в начале партии.

1

23.

Мат двумя ладьями одинокому королю.

1

24.

Мат ферзем и ладьей одинокому королю.

1

25.

Мат ферзем и королем одинокому королю.

1

26.

Материальное преимущество.

1

1

27.

Нарушение основных принципов игры в начале партии.

1

28.

Партии – миниатюры.

1

29.

Запись шахматной партии.

1

30.

Шахматный этикет.

1

31.

Шахматный турнир.

1

32.

Шахматный турнир.

1

33.

Шахматный турнир.

1

 

 Тематическое планирование второй год обучения ( 34 часа) 

 

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

1.

Из истории шахмат. Чемпионы мира по шахматам и выдающиеся шахматисты мира.

1

2.

Шахматные фигуры (повторение).

1

3.

Нападение в шахматной партии. Шах и защита от него. Рокировка (повторение).

1

4.

Мат. Пат. Мат в один ход (повторение). Мат одинокому королю королем  и ладьей.  

1

5.

Защита в шахматной партии: уход из-под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры.

1

6.

Защита в шахматной партии: перекрытие, контрнападение.

1

7.

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

1

8.

Тактический прием «двойной удар».

1

9.

Тактический прием «связка».

1

10.

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

1

11.

Тактический прием «ловля фигуры».

1

12.

Тактический прием «сквозной удар».

1

13.

Мат на последней горизонтали.

1

14.

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

1

15.

Тактический прием «открытый шах».

1

16.

Тактический прием «двойной шах»

1

17.

Шахматный турнир.

1

18.

Шахматный турнир.

1

19.

Шахматный турнир.

1

20.

Шахматный турнир.

1

21.

Основы игры в дебюте: дебютные ловушки.

1

22.

Основы игры в дебюте: атака на короля.

1

23.

 Основы игры в дебюте: атака на короля

1

24.

Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества.

1

25.

Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества.

1

26.

Основы анализа шахматной партии.

1

27.

Основы анализа шахматной партии.

1

28.

Основы анализа шахматной партии.

1

29.

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

1

30.

Шахматный турнир.  

1

31.

Шахматный турнир.

1

32.

Шахматный турнир.

1

33.

Шахматный турнир.

1

34.

Шахматный праздник.

1

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  

 

 

Программа разработана для учащихся 3-4 классов и рассчитана на изучение материала в течение 67 часов. В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение предмета «Шахматы» отводится 1 час в неделю, что составляет 33 часа в первом году обучения , 34 часа во 2 году обучения. 

1 год обучения

Содержание программного материала

часы

1

Теоретические основы и правила шахматной игры

30ч

2

Практико - соревновательная деятельность

 

Итого

33ч.

 

2 год обучения

Содержание программного материала

часы

1

Теоретические основы и правила шахматной игры

21ч

2

Практико - соревновательная деятельность

13ч

 

Итого

34 ч.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по информатике "Компьютерная азбука"

  Элективный курс разработан для учащихся 5-6 классов. Включает в себя  теоретические и практические сведения по вопросам, касающимся умения работать в текстовых и графических редакторах, программах с...

азбука профессий

игра-знакомство...

Азбука социально-педагогических технологий

Представленная работа – обобщение технологий работы с воспитанниками и их семьями. Данные технологии используются  в практике деятельности Социально-реабилитационных центров для несовершенн...

1класс. Азбука, азбука каждому нужна

Конспект урока в 1 классе по программе Сергеева Критская...

1класс. Азбука, азбука каждому нужна

Конспект урока в 1 классе по программе Сергеева Критская...

2014 год Шоноев Т.И. МБОУ «Сосново-Озерская сош№2» Районный Слет Знатоков ОБЖ «Азбука безопасности» 15 апреля 2014 года Положение районного Слета Знатоков ОБЖ «Азбука безопасности»

Очень часто люди страдают из-за неосторожности и беспечности, из-за неумения или нежелания предвидеть последствия своих поступков. Порой все мы забываем принять необходимые меры, чтобы оградить себя и...