Программа кружка "hолонго"
учебно-методический материал
Рабочая программа кружка по бурятскому языку «hолонго»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ульдургинская средняя общеобразовательная школа им. Ц. Номтоева»
Согласовано: Утверждено:
Председатель ПК И.о. директора школы
______ Ц.Ц. Будацыренова _______Ж.Б. Цырендоржиева
Приказ № 58
«30» августа 2022 г от «30» августа 2022 г.
Рабочая программа
кружка по бурятскому языку
«hолонго»
Руководитель:
Будацыренова Ц.Ц.
2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
Общая характеристика кружка
В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в школе. Во время учебного года далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых. Одни заняты работой, другие не обращают на это внимания, и дети большую часть свободного времени предоставлены сами себе. В наши дни, когда большую часть жизни дети проводят вне дома, вне семьи, когда во многом ослаблены связи не только с родственниками, но даже с родителями, когда наблюдается огромный дефицит речевого общения ребенка со взрослыми и сверстниками, наносится непоправимый урон физическому и духовному здоровью детей. Семья теряет свою былую ведущую роль. Дети не получают элементарных представлений о народной экологии, о народной культуре, страдают нравственные устои. Поэтому в своей работе я обратилась к материалам по краеведению, как к самому действенному и яркому средству решения этих проблем.
Мудрость народной культуры способствует укреплению семьи, объединению интересов взрослых и детей. Сила воздействия произведений народного творчества позволяет сохранить и укрепить здоровье ребенка, подготовить его к будущей жизни, к роли рачительного хозяина(хозяйки), мужа(жены), отца(матери).
Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. Соединение этих трех компонентов позволяет комплексно подойти к проблеме социально-нравственного воспитания школьников, решать коммуникативные и речевые проблемы. А также известно, что фольклор - одно из действенных методов воспитания детей, которое носит в себе огромные дидактические возможности. Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни. Фольклорные произведения учат детей понимать добро и зло, противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу и великодушие к природе.
Вопросы нравственного воспитания, приобщения школьников к бурятской народной культуре рассматриваются во многих программах. Особенностью данной программы является ее интегративность, позволяющая объединить различные элементы учебно-воспитательного процесса и процесса «проживания» фольклора, его «прорастания» в жизнь ребенка.
Данная программа составлена на основании нормативно-правовых документов:
- Конституция РФ
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273 « Об образований в Российской Федерации
- Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 №240-V «Об образовании в Республике Бурятия»
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897)
- Региональный стандарт начального и основного общего образования по бурятскому языку как государственному языку Республики Бурятия, 2009 г.
- Программа по бурятскому языку как государственному языку для 2-9 классов общеобразовательных школ с русским языком обучения
- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организациям обучения в общеобразовательных учреждениях» ( Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федераций от 29 декабря 2010 г. № 189)
Программа кружка «hолонго» содержит пояснительную записку, учебно-тематическое планирование, календарно-тематическое планирование и имеет следующие 10 разделов: «Моё тоонто - Бурятия», «Бурятские народные сказки», «Малые жанры фольклора», «Бурятские народные игры», «Байкальские предания и легенды», «Бурятские традиционные праздники», «Пять драгоценностей», «Животный и растительный мир родного края», «Национальная одежда бурят», «Писатели и поэты Бурятии – детям».
Структура построения и освоения детьми программы заключается в том, что в течение обучения дети усваивают материал от простого к сложному: через изучение простых произведений детского фольклора к более сложным мелодиям, игровым, песенным припевам, к более сложному песенному фольклорному репертуару. Закрепление пройденного материала организовывается в виде праздников, представления для детей и взрослых с участием родителей на национальном празднике Сагаалган».
Актуальность программы
Данная программа нацелена на ознакомление обучающихся с фактами и явлениями культуры бурят, которые необходимы для полноценного общения на бурятском языке. Актуальность программы кружка обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над проектами, при подготовке к олимпиаде по краеведению, бурятской литературе.
Кружок имеет культурологическую и краеведческую направленность, носит личностно-развивающий характер
Цели работы кружка:
- формирование представления и развитие интереса к культуре бурятского народа;
- обучение навыкам общения при групповой работе;
- воспитание интереса к творческой и досуговой деятельности;
- развитие творческого мышления, кругозора, эстетического вкуса;
- формирование умения работать с дополнительной литературой.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
Образовательные:
- знакомить детей с бурятским народным, поэтическим и музыкальным творчеством, традиционными праздниками;
- формировать исполнительские навыки в области пения, движения еохоров;
- сформировать умения работать с дополнительной литературой.
Воспитательные:
- формировать социально-нравственное, психическое здоровье детей;
- создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа и людям труда;
- воспитывать в детях толерантность;
- воспитывать бережное отношение, любовь к своему краю.
Развивающие:
-развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;
- использовать малые жанры фольклора для развития речи у детей;
- расширить знания учащихся о прошлом и настоящем республики;
- развивать коммуникативные качества детей посредством народных игр, песен, танцев.
Формы подведения итогов:
-занятия интегрированного типа;
-развлечения;
-концерты;
-праздники;
-видео и фотоматериалы;
-отзывы родителей, педагогов школы.
Ценностные ориентиры кружка.
Ценностные ориентиры кружка в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает как расширение филологического содержания предмета (компетентностные задачи, где филологическое содержание интегрировано с историческим и лингвистическим содержанием параллельных предметных курсов), так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся, расширять набор ценностных ориентиров.
- Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
- Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
- Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
- Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
- Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
- Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Организация работы кружка
Программа кружка рассчитана на 34 часа для учащихся 5-7 классов. Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю в определенный день.
Содержание кружка по бурятскому языку «hолонго»
- Моё тоонто - Бурятия. Вводное занятие - 2ч.
Моя Родина. Введение. Бурятия в прошлом. Бурятия в наши дни.
2. Бурятские народные сказки - 2ч. Знакомство с бурятскими народными сказками. «Мышь и верблюд», «Хитрый Будамшуу», «Алтан-Хайша», «Сын могучего Еренсея». Инсценировка сказки (по выбору детей).
3.Малые жанры фольклора - 2ч. Знакомство с бурятскими пословицами, поговорками, загадками, скороговорками и их разучивание. Сочинение небольшого произведения фольклорного жанра (загадки, пословицы).
4.Бурятские народные игры - 4ч. Знакомство с национальными играми «Шагай наадан», «Алта нюулга», «Ботогон» («Верблюжонок»), «Бээлэй ябуулга». Постановка бурятской народной игры по сценарию. Организация игрового общения с другими детьми.
5.Байкальские легенды и предания -3ч. Природа родного края. Озеро Байкал - уникальное творение природы. Уникальные животные Байкала: нерпа. Загадка байкальских глубин: голомянка. Легенда «Как появился Байкал». Легенда о красавице Ангаре. «Енисей и шаман».
6 Бурятские традиционные праздники -7ч. Сурхарбаан. Сагаалган. Три игры мужей. Празднование Сагаалгана. Ёохор. Композиция из трех ёохоров. Поведение во время праздника в семье и в гостях. Рецепты различных блюд. Белая пища. Разучивание песни о Сагаалгане, стихотворений и благопожеланий.
7.Пять драгоценностей- 2ч. Пять домашних животных, которые сопровождали бурятский народ с давних времен. Почет и уважение людей к этим животным.
8.Животный и растительный мир родного края - 3ч. Богатство флоры и фауны Бурятии. Красная книга Бурятии.
9.Национальная одежда бурят -3ч. Традиционная одежда мужчин, женщин, детей и старых людей. Обувь и аксессуары.
10.Писатели и поэты Бурятии-детям -3ч. Произведения знаменитых бурятских писателей и поэтов, посвященных детям. Разучивание стихотворений.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате работы по программе кружка «hолонго» обучающиеся
должны знать:
-историю родного края, обычаи своих бабушек и дедушек, праздники своего народа;
-жанровые особенности фольклорных произведений (улигеры, загадки, пословицы, поговорки, благопожелания, скороговорки);
-изобразительно-выразительные средства, характерные для фольклорных произведений разных жанров бурят.
должны уметь:
-петь народные песни;
- рассказывать улигеры, сказки, легенды, предания;
-ставить бурятские народные игры;
-выразительно исполнять движения под музыку;
-передавать свой опыт младшим, организовать игровое общение с другими детьми;
- сочинять небольшие произведения фольклорного жанра (загадки, пословицы и сказки);
- точно и правильно исполнять движения в танцевальных композициях.
Календарно-тематический план
№ | Разделы, темы, уроки | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Моё тоонто – Бурятия – 4ч. Моя Родина. Введение.
| |||
2 | ||||
1 | ||||
1 | ||||
2 | Бурятские народные сказки – 2ч.:
«Сын могучего Енисея). (сказ-улигер) | |||
1 | ||||
1 | ||||
3 | «Малые жанры фольклора» - 2ч.:
| |||
1 | ||||
1 | ||||
4 | Бурятские народные игры -4ч.
| |||
1 | ||||
2 | ||||
1 | ||||
5 | Байкальские Легенды и предания – 3ч
| |||
1 | ||||
1 | ||||
1 | ||||
6 | Бурятские традиционные праздники – 7ч.:
| |||
1 | ||||
1 | ||||
1 | ||||
1 | ||||
1 | ||||
2 | ||||
7 | Пять драгоценностей – 3ч.:
| |||
1 | ||||
2 | ||||
8 | Животный и растительный мир родного края -3ч.:
| |||
1 | ||||
1 | ||||
1 | ||||
9 | Национальная одежда бурят – 3ч.:
| |||
1 | ||||
1 | ||||
1 | ||||
10 | Писатели и поэты Бурятии – детям – 3ч.:
| |||
1 | ||||
1 | ||||
1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...