Сценарий Урока мужества, посвященного годовщине освобождения Воронежа от немецко-фашистских захватчиков, воинам Великой Победы
классный час (8 класс)

Недостаточные знания школьников по краеведению, истории школы, слабый интерес к прошлому нашего края. Понимать, что служба в армии — не повинность, не тяжкое бремя, а гражданский долг любого человека. Прививать им любовь к Родине надо еще в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Пробил мужества час…»

Сценарий Урока мужества, посвященного годовщине освобождения Воронежа от немецко-фашистских захватчиков, воинам Великой Победы

(Звучит тихая музыка)

Выходит 1-й ученик:

Я не видел войны, я родился значительно позже,

Я её проходил и читал про неё с детских лет.

Сколько книг про войну, где как будто очень похоже,

Есть и это, и то, только самого главного нет.

Выходит 2-й ученик, подходит к первому:

Я не верю певцам, на эстрадах украшенных светом,

Я не верю в кино, там, в кино, как-то очень цветно.

Кто всерьез воевал, почему-то не любит об этом,

Может быть, оттого, что об этом в словах не дано.

1-й ученик: (на фоне песни «На Мамаевом кургане»)

Только, слышишь звучит, поступает из стен Сталинграда,

Тихо, тихо поёт и в тебе, и во мне, и вокруг.

Может быть, про войну слишком много и громко не надо,

Чтобы грохотом слов не стереть, не убить этот звук.

2-й ученик:

Поколение сороковых

Сколько им уготовано было

Испытаний, дорожной пыли

И разлуки, беды на двоих…    

 (уходят со сцены)

Появляется 3-й ученик:

25 января 1943 года – день освобождения города Воронежа. Наш родной Воронеж стал примером воинской стойкости и мужества. Родина по заслугам оценила подвиг воронежцев, присвоив столице Черноземья почётное звание «Город воинской славы»

В июле 1942 года правобережная часть Воронежа была оккупирована. Стойкая оборона летом 1942 года под Воронежем привела к тому, что план врага окружить и уничтожить войска Брянского, а затем Юго-Западного фронта в  излучине Дона был сорван.

В июле 1942  – январе 1943 года войска Брянского и  Воронежского фронтов сковали крупные силы противника.

В Острогожско-Россошанской операции с 13 по 27 января 1943 года советские войска нанесли тяжёлое поражение вражеским дивизиям ( в плен было взято свыше 86 тыс. солдат и офицеров противника)

В Воронежско-Касторенской операции (январь-февраль 1943 года) кольцо окружения замкнуло до девяти фашистских дивизий. Враг понёс огромные потери, и только незначительной группе удалось прорваться на запад.

На воронежском участке были задержаны, втянуты в длительные боевые действия, а затем разгромлены 30 вражеских дивизий. В результате проведённых операций за период с 13 января по 2 февраля 1943 года советскими войсками на воронежском направлении была разгромлена крупная стратегическая группировка противника, освобождены Воронеж (25 января) и воронежская область  и созданы условия для дальнейшего развития наступления советских войск на Курск и Харьков.

     Можно приводить много цифр: сколько защитников сражалось, сколько единиц техники участвовало. Но можно ли отразить в цифрах каждую судьбу тех страшных дней? Вклад каждого, отдельного человека?

(Звучит музыка)

Выходит 1-й ученик:

Мальчик лежал посредине России,

Всех её пашен, дорог и осин.

Что же ты, взводный, докажем, осилим,

Вот он, фашист, докажи и осиль.

Вот он, фашист, оголтело и мощно,

Воет его знаменитая сталь.

Знаю, что это почти невозможно,

Знаю, что страшно, но всё-таки встань.

2-й ученик:

Встань, лейтенант, слышишь, просят об этом,

Вновь возникая из небытия.

Дом твой, пронизанный солнечным светом,

Город, Отечество, мама твоя.

1-й ученик:

Встань, лейтенант, заклинают просторы,

Горы и реки, снега и цветы.

Нежная просит девчонка, с которой        

Так и не смог познакомиться ты.

Просит далёкая средняя школа,

Ставшая госпиталем с сентября.

2-й ученик:

Встань, чемпионы двора по футболу,

Просят тебя, своего вратаря.

Просит высокая звёздная россыпь,

Горы, излучины Дона-реки.

Маршал приказывает и просит,

Встань, лейтенант, постарайся, смоги.

3-й ученик:

Глядя значительно и сурово,

Вместе с землёю и  небо скорбит.

Просят деревни, пропахшие гарью,

Солнце как колокол в небе звучит.

Просит из будущего Гагарин,

Ты не поднимешься, он не взлетит.

Просят твои нерождённые дети,

Просит история и тогда-

(все вместе)

Встал лейтенант и шагнул по планете,

Выкрикнув не по уставу: «Айда»

1-й ученик:

Встал и пошёл на врага, как стрелою,

Сразу же сделалась мокрой спина.

Встал, лейтенант, и наткнулся на пулю,

Большую и твёрдую, как стена.

(Звучит песня « Он не вернулся из боя»)

2-й ученик:

Вздрогнул он будто от сильного ветра,

Падал он медленно, как на распев.

Падал  он долго. Упал он мгновенно

Он даже выстрелить не успел.

3-й ученик:

И для него наступила сплошная и бесконечная тишина,

Знаю, я, чем кончилась эта битва,

Знаем мы, и чем кончилась эта война.

2-й ученик:

И молча сквозь круговерть и колыханье мрака,

Бойцы шагнули. Была безмолвной, как смерть,

Страшная их атака.

1-й ученик:

Через минуту расстаял чад

И грохот короткого боя.

Давайте и мы иногда молчать,

Об их молчании помня.

Руководитель кружка:

История войны написана кровью храбрых. Она обходится без карт и смет, без сводок и больших чисел. Она проходит через сердце человека, бойца, узника, героя. Она символ и залог будущей победы, которую надо еще добыть ценою жертв. История свидетельствует, что отважные защитники воронежских рубежей достойно выполнили свой долг перед Родиной.

    Кружковцы изучают предсмертные письма советских борцов против немецко-фашистских захватчиков. Изучают, чтобы рассказать о них вам. Письма потрясают своей простотой. В них – любовь и ненависть, вера и будущее и жажда жизни.

Член кружка «Обелиск»

 Записка и письмо партизанки Веры Поршневой матери (29-30 ноября 1941 года)

19 ноября 1941 года

Завтра я умру, мама.

Ты прожила 50 лет, а я лишь 24. Мне хочется жить. Ведь я так мало сделала! Хочется жить, чтобы громить ненавистных фашистов. Они издевались надо мной, но я ничего не сказала. Я знаю: за мою смерть отомстят мои друзья – партизаны. Они уничтожат фашистов. Не плачь, мама. Я умираю, зная, что всё отдавала победе. За народ умереть не страшно. Передай девушкам: пусть идут партизанить, смело громят оккупантов.

Наша победа недалека!

30 ноября 1941 года

Милая мамочка1

Пишу это письмо перед смертью. Ты его получишь, а меня уж не будет на свете. Ты, мама, обо мне не плачь и не убивайся. Я смерти не боюсь…мамочка, ты у меня одна останешься, не знаю, как ты будешь жить. Я думаю, что Зоя тебя не бросит. Ладно, моя милая, доживай как- нибудь свой век. Мама, я всё же тебе немного завидую: ты хоть живёшь пятый десяток, а мне пришлось прожить 24 года, а как бы хотелось пожить и посмотреть, какая будет дальше жизнь. Ладно, отбрасываю мечты…

   Писать кончаю, не могу больше писать: руки трясутся и голова не соображает ничего – я уже вторые сутки не кушаю, с с голодным желудком умирать легче. Знаешь, мама, обидно умирать.

    Ну ладно, прощай, моя милая старушка. Как хотелось бы посмотреть на вас, на тебя, на Зою, милого Женечку, если сохраните его, расскажите ему, какая у него была тётя. Ну всё. Целую вас всех и тебя, мою мамочку.

Твоя дочь Вера.

Когда враг захватил многие города и села западных районов Калининской области, Вера окончила курсы пулемётчиц и добилась назначения в партизанский отряд, где проявила себя находчивым и храбрым бойцом.

      По заданию командования отряда партизанка проникла в немецкую комендатуру. Она стала лучшей разведчицей отряда. При выполнении ответственного задания в тылу врага Веру выдал предатель. Это произошло в небольшой деревушке Борисовке. Двенадцать дней гестаповцы истязали девушку, допрашивали и глумились над нею. Ничего не добившись, палачи пошли на хитрость: её освободили. Использую первую же представившуюся возможность, Вера решила скрыться и вернутся в отряд. Но за ней неотступно следили, и через два дня её снова схватили и бросили в каменный подвал одного из сараев.

      Начались нечеловеческие пытки: загоняли раскалённые иглы под ногти, выводили полуголую на мороз, не давали воды и еды. Но лишь ненавистью наполнялись её глаза, которые, раньше до войны, все называли добрыми.

Вера знала, что скоро наступит её смерть, но ни о чём не жалела, была уверена в победе над ненавистными фашистами. Ей  было жаль свою мать. На клочке серой бумаги Вера написала ей несколько строк – в них и боль сердца, и разумное утешение, и уверенность в скорой победе. Но передать эту записку незаметно не удалось. Незадолго до смерти она написала ещё небольшое письмецо, которое зашила под подкладку пальто.

      Перед тем как  расстрелять  её, озверевшие гестаповцы, на теле героини раскалённым железом выжгли пятиконечную звезду. Вера Николаевна Поршнева погибла 21 декабря 1941 года.

Жители деревни похоронили её за околицей, а когда пришла Красная Армия, перенесли тело девушки в братскую могилу. И только тогда была обнаружена под подкладкой её пальто записка.

2-ой кружковец: 

(на фоне музыки «Три танкиста»)

Письмо смертельно раненного танкиста И.С.Колосова невесте

25 октября 1941 года

Здравствуй, моя Варя!

Нет, не встретимся мы с тобой.

Вчера мы в полдень громили ещё одну гитлеровскую колонну.

Фашистский снаряд пробил боковую броню и разорвался внутри. Пока уводил я машину в лес, Василий умер. Рана моя жестока.

Похоронил я Василия Орлова в берёзовой роще. В ней было светло. Василий умер, не успев сказать мне ни единого слова, ничего не передал своей красивой Зое и беловолосой Машеньке, похожей на одуванчик в пуху.

Вот так из трёх танкистов остался один.

В сутемени въехал я в лес. Ночь прошла в муках, потеряно много крови. Сейчас почему-то боль, прожигающая всю грудь, улеглась и на душе тихо.

Очень обидно, что мы не всё сделали. Но мы сделали всё, что смогли. Наши товарищи погонят врага, который не должен ходить по нашим полям и лесам.

Никогда я не прожил бы жизнь так, если бы не ты, Варя. Ты помогала мне всегда: на Халкин-Голе и здесь. Наверное, всё-таки, кто любит, тот добрее к людям. Спасибо тебе, родная! Человек стареет, а небо вечно молодое, как твои глаза, в которое только смотреть, да любоваться. Они никогда не постареют, не поблекнут.

Пройдёт время, люди залечат раны, построят новые города, вырастят новые сады. Наступит другая жизнь, другие песни будут петь. Но никогда не забывайте песню про нас, про трёх танкистов. У тебя будут расти красивые дети, ты ещё будешь любить. А я счастлив, что ухожу от вас с великой любовью к тебе.

Твой Иван Колосов

В глухом и отдалённом от селении бору однажды наткнулись на поржавевший танк, укрытый густыми лапами ели и наполовину ушедший в землю. Т

Три вмятины на лобовой броне, рваная дыра на боку. заметный номер 12. Люк плотно задраен. Когда танк открыли, то увидели у рычагов останки человека – это был Иван Сидорович Колосов, с револьвером при одном патрон и планшетом, в котором лежали карта, фотография любимой и несколько писем к ней.

3-й кружковец:

Давно уже отгремела война… Киев встал из руин. Однажды рабочий обнаружил в подвале дома почерневший от времени резиновый шланг длиною 20 см. в нём оказался обрывок пожелтевшей бумаги с плохо различимыми карандашными строками. Это было волнующее послание из Великой Отечественной войны. На  нём нет даты, и его можно датировать только приблизительно…

Письмо пятерых военнопленных из гестаповского застенка города Киева

Конец 1941- начало 1942 г.

Дорогие друзья, мирные жители, бойцы и командиры.

Мы, узники фашизма, сейчас находимся за три часа от смерти. Нас пять человек: Виктор Селезнёв, Иван Кириллов, Пётр Афанасьев, Андрей Кошелев и Володя Данилов.

Сидим в смертельной темнице уже девять дней. Попали в плен в момент оккупации Киева… Нас терзали, пытали, казнили… Мучили два месяца подряд. Пытались узнать много из военной тайны. Но честные воины, русские воины знают , что Родина дороже жизни.

Если мы пятеро погибнем, то за нас отомстят миллионы наших товарищей. Прощайте, скоро мы погибнем, но погибнем геройской смертью.

Прочтите эту записку и сообщите родным, что русские погибают смертью храбрых.

Возле виселицы в минуту перед смертью споём «Интернационал».

Да здравствует Родина!

Да здравствует Кр.Армия!

Витя Селезнев. Ржев, Кирова,14.

Иван Кириллов. Калинин , ф-ка Ворошилова, д.5 кв.10

Кошелев Андрей. Хреновое, воронежская область.

Пётр Афанасьев. Ст.Оскол, Советская,3.

Володя Данилов. Тамбовская обл., дер. Негорелое.

Прощайте.

Данилов.

Руководитель:

Предсмертные письма  это зеркало жизни поколения 40-х. в них ярко выражены массовый характер героизма. В них жажда жизни – огромная, всепоглащающая, осмысленная, но нет и тени обречённости. Как они хотят жить! Как нежно и преданно они любят близких – матерей, отцов, детей, жён!

Невозможно без волнения читать строки, в которых юноши и девушки, обречённые на смерть, учат выдержке и спокойствию отцов и матерей, стараются облегчить их страдания, приобщить их к осознанию, что человек смертен и всё дело в том, чтобы прожить жизнь достойно, честно, отдать её всю людям, народу, Отечеству.

1-й ученик:

Поколение сороковых…

Сколько им уготовано было…

2-й ученик:

Им, прошедшим весь ужас войны,

Может быть. не геройской казалось,

Та судьба, что народу досталось,

Всем на всех, боль и слёзы земли.

1-й ученик:

Дорогая цена Победы –

27 миллионов цветущей жизни

(звучит песня В.Высоцкого «На братских могилах». Объявляется минута молчания)

2-й ученик:

Любой народ живет веками,

Пока в народе вечна память

Забыть мы не имеем права

Военных дней, тех лет кровавых

(объявляется итоги викторины «страницы великой Отечественной…»)

Ведущие:

И долг наш поимённо помнить

Всех тех, кто спас наш мир огромный!

Кто мир завоевал такой ценою

Своею жизнью молодою…

(звучит песня на стихи Р.Гамзатова «Журавли»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Мужества, посвященный годовщине победы СССР в Великой Отечественной войне

Цели:Формирование у обучающихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г., ее защитниках и подвигахСпособствовать нравственно-патриотическому развитию школьниковВоспитание патриотических чув...

Сценарий торжественной линейки, посвященной дню освобождения станицы от немецко-фашистских захватчиков

Сценарий можно использовать и на День Победы, материал будет уместен и ко дню Памяти и скорби 22 июня....

Урок, посвященный годовщине освобождения Кубани от немецко-фашистских захватчиков.

Урок-проект разработан в рамках работы над проектом  "Мы и прошлое". В ходе урока учащиеся демонстрируют результат проделанной работы по третьему этапу проекта - анализ исторических документов, п...

сценарий классного часа, посвященного Дню освобождения Воронежа от немецко-фашистских захватчиков

сценарий общешкольного классного часа, посвященный 70-летию освобождения Воронежа...

Методическая разработка литературного воспитательного классного часа для 5-6 классов, посвященного Дню освобождения Брянщины от немецко-фашистских захватчиков

Мероприятие проводилось в рамках  патриотического воспитания, приурочено к Дню освобождения Брянщины от немецко- фашистских захватчиков. К проведению мероприятия привлекался учитель литературы....

Внеклассное мероприятие по теме "70 - ая годовщина освобождения Ставрополя от немецко - фашистских захватчиков"

Вашему вниманию представлен сценарий внеклассного мероприятия, посвященный тяжелым дням оккупации Ставрополя....

Интерактивный урок "Чтим и помним!", посвящённый 73-й годовщине освобождения Тихорецка от немецко-фашистских захватчиков

Интерактивный урок памяти "Чтим и помним!", посвящённый 73-й годовщине освобождения Тихорецка от немецко-фашистских захватчиков....