Классный час "Понятие группового давления и принятие собственного мнения"
классный час (5 класс)
«Понятие группового давления и принятие собственного мнения. Навыки самовыражения и отстаивания собственного мнения, поиск компромиссов, умение противостоять групповому давлению. Понятие насилия и права защищать свои границы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_gruppovoe_davlenie.docx | 20.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
«Понятие группового давления и принятие собственного мнения. Навыки самовыражения и отстаивания собственного мнения, поиск компромиссов, умение противостоять групповому давлению. Понятие насилия и права защищать свои границы»
Цели: ознакомление учащихся с понятием группового давления. Формирование представлений о навыках самовыражения и отстаивания собственного мнения.
Задачи:
- выделить виды группового давления;
- отработать умение выделять различные виды давления;
Материалы: карточки с описанием ситуаций, в которых используется групповое давление.
-Здравствуйте, ребята!
-Скажите , было ли у вас в жизни, что кто-то заставлял вас делать то, что вы не хотели, то, что вы считали делать не хорошо? (разбираем предложенные детьми ситуации, выделяем методы).
-Попытки, заставить другого человека что-либо сделать, не объясняя истинных причин, а лишь путем обвинений, угроз, лести, насмешек и т.д., называется давлением.
- Давление. У этого слова много значений, например, медицинское, когда говорят о кровяном давлении у человека. Мы будем говорить о давлении в человеческих отношений. Что это такое?
-«Давление – это когда тебя заставляют сделать что-то такое, чего ты не хочешь».
-Подумайте, какие синонимы можно подобрать к слову давлению? (Принуждение, Подарок, Нажим, Сообщение, Угнетение ,Сила.)
Групповое давление часто заставляет человека действовать вопреки, своим убеждениям, желаниям, во вред себе и своему здоровью.
-Мы все стремимся быть членами каких-то групп, хотим, чтобы к нам хорошо относились другие, поэтому сопротивляться давлению со стороны группы особенно сложно. Однако, уверенный в себе человек, способен не безумно подчиняться давлению, а распознавать его, сопоставлять со своими убеждениями, намерениями, желаниями и поступать так, как сам считает нужным.
-Существуют разные виды давления.
-Как вы думаете, какими способами можно заставить другого человека что- то сделать? (Варианты детей)
-На доске виды группового давления (лесть, шантаж, уговоры, угрозы, насмешки, похвала, подкуп, призыв «делай как мы»).
-Почему человека можно заставить делать то, чего он не хочет? (примерные ответы обучающихся: страх обидеть кого-либо, если откажешь; страх остаться одному, быть отверженным; страх угроз, насмешек; не знает , как отказать; неуверенность в себе; низкий статус в группе; низкая самооценка)
Вывод: отсутствие собственного мнения, неумение отстоять собственное мнение, является причиной того, что многие попадают под воздействие отрицательной среды.
-Как нужно реагировать на отрицательное влияние?
Если человек не пытается высказать своё мнение – это пассивное поведение. Если вы пытались высказать своё мнение спокойно, в уважительной форме, чтобы не обидеть и не рассердить собеседника – это неагрессивное отстаивание своего мнения. Но если вы выражаете своё мнение так, что собеседник пугается, злится, чувствует себя глупым – это агрессивное поведение. Надо стараться отстаивать своё мнение неагрессивно. Хотя уважительное отношение не означает, что во всём надо соглашаться с другими. Иногда надо настаивать на своём.
-Теперь каждая группа получит карточки, в которых описаны ситуации. Вам необходимо разыграть сценки, самим придумать способы давления и формы отказа.
Ситуации:
Ситуация № 1. После игры в футбол старшие ребята говорят Коле, что он молодец, отлично играет и предлагают выпить пива.
Ситуация № 2. Старшие ребята требуют, чтобы Коля следил, не идет ли кто, пока они залезут в торговую палатку. Если он не согласится, они говорят, что расскажут всем, что это он обворовал киоск.
Ситуация № 3. Ребята требуют у Саши денег, говоря, что если он не принесет их, его изобьют.
Ситуация № 4 . Друзья говорят Вике, что если она не будет курить, то пусть с ними не ходит, им с малышами не интересно.
Ситуация № 5. Представьте себе ситуацию, что в классе есть ученик, который не желает петь. Но Вы сговорились заставить его петь. Но вы сговорились заставить его петь.
Анализ ситуаций по плану:
- Кто оказывает давление?
- Каким способом оказывает давление ?
- Чем могла закончиться эта история?
- Как следует вести себя в случае такого давления?
-Как вы считаете, какие качества характера человека могут помочь сопротивляться групповому давлению? (Высказывание учеников).
(Скромность, Злость, Справедливость, Честолюбие, Честность, Милосердие, Стыдливость, Грубость, Искренность, Ответственность ,Порядочность)
- Кому трудно возражать в случае давления? (взрослым, другу, группе детей)
-Как противостоять настойчивому предложению, давлению? (Варианты детей)
-Совместимо ли уважительное отношение к человеку и навязывание ему того, чего он не хочет?
Вывод: уважение человека начинается с уважения его права на выбор и на собственное мнение. В крайнем случае, каждый может в спорной ситуации предложить партнёру делать то, что он считает нужным, а сам воспользоваться правом свободного выбора своего поведения. В любом споре возражать надо спокойно. Это спокойствие придает вам самоуважение, уверенность в своей правоте. Ваше спокойное возражение говорит о уважении партнёра и о желании взаимодействовать с ним.
-Надеюсь эта тема классного часа была для вас полезной.
Анкета по теме буллинг
1. Вы знаете, что такое «буллинг»?
а) да
б) нет
в) затрудняюсь ответить
2. Сталкивались ли вы с ситуациями издевательства одних людей над другими?
а) да, сталкивался
б) никогда не встречал(а)
в) затрудняюсь ответить
3. Если да, то в какой форме:
а) унижение
б) физическое насилие
в) не сталкивался
4. Являлись ли вы сами участником травли, издевательства?
а) да, как наблюдатель;
б) да, как жертва;
в) нет, не являлся (являлась)
5. Где чаще всего встречается травля?
а) в школе;
б) во дворе, на улице;
в) в соцсетях, в интернете;
6. Кто, с вашей точки зрения, чаще подвергается травле (буллингу)?
а) тот, кто слабее и не может дать сдачи;
б) тот, кто отличается от других (внешне, физически);
в) тот, кто имеет своё мнение
7. Как вы считаете, можно ли избежать травли в образовательной организации?
а) да, если вовремя заметят взрослые;
б) да, если наказать агрессора;
в) нет, он неизбежен;
Как ты думаешь, что можно сделать для того, чтобы в школе было меньше агрессивных отношений?
______________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Как Вы считаете, к кому можно обратиться за советом по проблеме буллинга.
1. Одноклассник
2. Родители
3. Учитель
4. Психолог
5. Администрация школы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса для 11 класса "Сочинение-рассуждение на экзамене: авторская позиция, собственное мнение, аргументация"
В соответствии с основными требованиями к выполнению части С ЕГЭ по русскому языку работа по подготовке к написанию сочинения-рассуждения должна включать в себя три составляющие:1) выявление, ос...
Аргументация собственного мнения на ЕГЭ
Аргументы из художественных произведений...
Примеры аргументации собственного мнения в сочинении ЕГЭ
Здесь приведены примеры аргументации собственного мнения на сочинении ЕГЭ по наиболее распространенным темам...
Эссе с высказыванием собственного мнения
В данном образце эссе соблюдены все требования к написанию эссе с высказыванием собственного мнения,а именно:чёткая организационная структура,логическое построение текста согласно теме.стилистическое ...
Средства морфологии при аргументации собственного мнения в сочинении-рассуждении на лингвистическую тему в 9 классе
В таблице приводятся случаи использования средств морфологии в зависимости от их функций в речи при аргументации собственного мнения в сочинении-рассуждении на лингвистическую тему....
«Подготовка к ЕГЭ по русскому языку (часть 3. С). Аргументация собственного мнения по проблеме».
Тезисы доклада по подготовке к ЕГЭ по русскому языку (часть 3.С), как аргументировать собственное мнение по проблеме....
Таблица средств логической связи для написания эссе с выражением собственного мнения в формате ЕГЭ
Таблица средств логической связи для написания эссе с выражением собственного мнения в формате ЕГЭМожно использовать для подготовки учеников к разделу "Письмо С2"...