Классный час "Понятие группового давления и принятие собственного мнения"
классный час (5 класс)

Кайкова Ольга Алексеевна

«Понятие группового давления и принятие собственного мнения. Навыки самовыражения и отстаивания собственного мнения, поиск компромиссов, умение противостоять групповому давлению. Понятие насилия и права защищать свои границы»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_gruppovoe_davlenie.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

«Понятие группового давления и принятие собственного мнения. Навыки самовыражения и отстаивания собственного мнения, поиск компромиссов, умение противостоять групповому давлению. Понятие насилия и права защищать свои границы»

Цели: ознакомление учащихся с понятием группового давления. Формирование представлений о навыках самовыражения и отстаивания собственного мнения.

Задачи:

  • выделить виды группового давления;
  • отработать умение выделять различные виды давления;

Материалы: карточки с описанием ситуаций, в которых используется групповое давление.

-Здравствуйте, ребята!

-Скажите , было  ли у вас в жизни, что кто-то заставлял вас делать то, что вы не хотели, то, что вы считали делать не хорошо? (разбираем предложенные детьми ситуации, выделяем методы).

-Попытки, заставить другого человека что-либо сделать, не объясняя истинных причин, а лишь путем обвинений, угроз, лести, насмешек и т.д., называется давлением.

- Давление. У этого слова много значений, например, медицинское, когда говорят о кровяном давлении у человека. Мы будем говорить о давлении в человеческих отношений. Что это такое?  

-«Давление – это когда тебя заставляют сделать что-то такое, чего ты не хочешь».

-Подумайте, какие синонимы можно подобрать к слову давлению? (Принуждение, Подарок, Нажим, Сообщение, Угнетение ,Сила.)

Групповое давление часто заставляет  человека действовать вопреки, своим убеждениям, желаниям, во вред себе и своему здоровью.

-Мы все стремимся быть членами каких-то групп, хотим, чтобы к нам хорошо относились другие, поэтому сопротивляться давлению со стороны группы особенно сложно. Однако, уверенный в себе человек, способен не безумно подчиняться давлению, а распознавать его, сопоставлять со своими убеждениями, намерениями, желаниями и поступать так, как сам считает нужным.

 -Существуют разные виды давления.

-Как вы думаете, какими способами можно заставить другого человека что- то сделать? (Варианты детей)

-На доске виды группового давления (лесть, шантаж, уговоры, угрозы, насмешки, похвала, подкуп, призыв «делай как мы»). 

-Почему человека можно заставить делать то, чего он не хочет? (примерные ответы обучающихся: страх обидеть кого-либо, если откажешь; страх остаться одному, быть отверженным; страх угроз, насмешек; не знает , как отказать; неуверенность в себе; низкий статус в группе; низкая самооценка)

Вывод: отсутствие собственного мнения, неумение отстоять собственное мнение, является причиной того, что многие попадают под воздействие отрицательной среды.

-Как нужно реагировать на отрицательное влияние?

Если человек не пытается высказать своё мнение – это пассивное поведение.  Если вы пытались высказать своё мнение спокойно, в уважительной форме, чтобы не обидеть  и не рассердить собеседника – это неагрессивное отстаивание своего мнения. Но если вы выражаете своё мнение так, что собеседник пугается, злится, чувствует себя глупым – это агрессивное поведение.  Надо стараться отстаивать своё мнение неагрессивно. Хотя уважительное отношение не означает, что во всём надо соглашаться с другими. Иногда надо настаивать на своём.

-Теперь каждая группа получит карточки, в которых описаны ситуации. Вам необходимо разыграть сценки, самим придумать способы давления и формы отказа.

Ситуации:

Ситуация № 1. После игры в футбол старшие ребята говорят  Коле, что он молодец, отлично играет и предлагают выпить пива.

Ситуация № 2. Старшие ребята требуют, чтобы Коля следил, не идет ли кто, пока они залезут в торговую палатку. Если он не согласится, они говорят, что расскажут всем, что это он обворовал киоск.

Ситуация № 3. Ребята требуют у Саши денег, говоря, что если он не принесет их, его изобьют.

Ситуация № 4 .  Друзья говорят Вике, что если  она не будет курить, то пусть с ними не ходит, им с  малышами не интересно.

Ситуация № 5. Представьте себе ситуацию, что в классе есть ученик, который не желает петь. Но Вы сговорились заставить его петь. Но вы сговорились заставить его петь.

Анализ ситуаций по плану:

  • Кто оказывает давление?
  • Каким способом оказывает давление ?
  • Чем могла  закончиться эта история?
  • Как следует вести себя в случае такого давления?

-Как вы считаете, какие качества характера человека могут помочь сопротивляться групповому давлению? (Высказывание учеников).

(Скромность, Злость, Справедливость, Честолюбие, Честность, Милосердие, Стыдливость, Грубость,   Искренность, Ответственность ,Порядочность)

- Кому трудно возражать в случае давления? (взрослым, другу, группе детей)

-Как противостоять настойчивому предложению, давлению? (Варианты детей)

-Совместимо ли уважительное отношение к человеку и навязывание ему того, чего он не хочет?

  Вывод: уважение человека начинается с уважения его права на выбор  и на собственное мнение. В крайнем случае, каждый может в спорной ситуации предложить партнёру делать то, что он считает нужным, а сам воспользоваться правом свободного выбора  своего поведения. В любом споре возражать надо спокойно. Это спокойствие придает вам самоуважение, уверенность в своей правоте. Ваше спокойное возражение говорит о уважении партнёра и о желании взаимодействовать с ним.

-Надеюсь эта тема классного часа была для вас полезной.

Анкета по теме буллинг

1. Вы знаете, что такое «буллинг»?

а) да

б) нет

в) затрудняюсь ответить

2. Сталкивались ли вы с ситуациями издевательства одних людей над другими?

а) да, сталкивался

б) никогда не встречал(а)

в) затрудняюсь ответить

3. Если да, то в какой форме:

а) унижение

б) физическое насилие

в) не сталкивался

4. Являлись ли вы сами участником травли, издевательства?

а) да, как наблюдатель;

б) да, как жертва;  

в) нет, не являлся (являлась)

5. Где чаще всего встречается травля?

а) в школе;

б) во дворе, на улице;

в) в соцсетях, в интернете;

6. Кто, с вашей точки зрения, чаще подвергается травле (буллингу)?

а) тот, кто слабее и не может дать сдачи;

б) тот, кто отличается от других (внешне, физически);

в) тот, кто имеет своё мнение

7. Как вы считаете, можно ли избежать травли в образовательной организации?

а) да, если вовремя заметят взрослые;

б) да, если наказать агрессора;

в) нет, он неизбежен;

Как ты думаешь, что можно сделать для того, чтобы в школе было меньше агрессивных отношений?

                                                                                                              ______________________                                                                                                               __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                                    

8. Как Вы считаете, к кому можно обратиться  за советом по проблеме буллинга.

1. Одноклассник

2. Родители

3. Учитель

4. Психолог

5. Администрация школы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса для 11 класса "Сочинение-рассуждение на экзамене: авторская позиция, собственное мнение, аргументация"

В соответствии с основными требованиями к выполнению части С ЕГЭ по русскому языку работа по подготовке к написанию сочинения-рассуждения должна включать в себя три составляющие:1) выявление, ос...

Аргументация собственного мнения на ЕГЭ

Аргументы из художественных произведений...

Примеры аргументации собственного мнения в сочинении ЕГЭ

Здесь приведены примеры аргументации собственного мнения на сочинении ЕГЭ по наиболее распространенным темам...

Эссе с высказыванием собственного мнения

В данном образце эссе соблюдены все требования к написанию эссе с высказыванием собственного мнения,а именно:чёткая организационная структура,логическое построение текста согласно теме.стилистическое ...

Средства морфологии при аргументации собственного мнения в сочинении-рассуждении на лингвистическую тему в 9 классе

В таблице приводятся случаи использования средств морфологии в зависимости от их функций в речи при аргументации собственного мнения в сочинении-рассуждении на лингвистическую тему....

«Подготовка к ЕГЭ по русскому языку (часть 3. С). Аргументация собственного мнения по проблеме».

Тезисы доклада по подготовке к ЕГЭ по русскому языку (часть 3.С), как аргументировать собственное мнение по проблеме....

Таблица средств логической связи для написания эссе с выражением собственного мнения в формате ЕГЭ

Таблица средств логической связи для написания эссе с выражением собственного мнения в формате ЕГЭМожно использовать для подготовки учеников к разделу "Письмо С2"...