"Умеем ли мы общаться?"
классный час (7 класс)

Цель:
- Формировать навыки общения со взрослыми, и сверстниками;
- Показать роль общения в жизни каждого человека и выяснить основные правила общения.
Задачи:
- Охарактеризовать общение как своеобразную деятельность;
- способствовать развитию компетентности обучающихся в сфере общения как проявления их активности;
- на примере изучения общения развивать такие качества как внимательность, толерантность, тем самым способствовать развитию общей культуры, культуры поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_klassnogo_chasa_umeem_li_my_obshchatsya.docx37.9 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка классного часа

7 класс

Учитель Квашнина Ольга Николаевна

МАОУ СОШ №44

Тема: "Умеем ли мы общаться?"

Цель:
- Формировать навыки общения со взрослыми, и сверстниками;
- Показать роль общения в жизни каждого человека и выяснить основные правила общения.
Задачи:
- Охарактеризовать общение как своеобразную деятельность;
- способствовать развитию компетентности обучающихся в сфере общения как проявления их активности;
- на примере изучения общения развивать такие качества как внимательность, толерантность, тем самым способствовать развитию общей культуры, культуры поведения.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/6/83451_67ebe94f87d19cd18b8b9fb799f7b749.jpg.jpg

Ход мероприятия

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы поговорим с вами о культуре поведения, об умении общаться с окружающими нас людьми.
Начиная с самого раннего возраста, мы обретаем определенную культуру поведения. Все без исключения наши поступки могут быть красивыми или некрасивыми. Мы можем говорить грубо или учтиво, наши движения могут быть изящными или неуклюжими, манеры — изысканными или вульгарными, отношение к другим — достойным или невежливым. Вряд ли нужно объяснять, насколько приятно иметь дело с людьми, умеющими вести себя красиво, и сколь тягостно общение с грубыми, невежливыми людьми.
Культура поведения складывается из многих составляющих. Давайте сейчас мы все встанем в круг, и каждый скажет, что для вас означает понятие – культура поведения. (Упражнение проходит с помощью мяча).
Культура поведения и все его составляющие слова можно назвать одним словом – этикет.
Этикет состоит из правил, которые охватывают поведение в общественных местах, формы обращения, приветствий, манеры, стиль одежды. Этикет требует от человека вести себя соответственно ситуации, в согласии с нормами, принятыми в данном обществе.
Сейчас ребята вы разделитесь на две команды и в игровой форме мы продолжим наше мероприятие. (Ребята придумывают название своей команде.)
Заработанные очки будут оцениваться по пятибалльной системе.
Конкурс «Разминка»
По очередности задаются вопросы каждой команде
1. Как быть, если вас толкнули или сказали вам грубость? (Не следует делать такому человеку замечание или пытаться выяснять с ним отношения. Не нужно взывать к приличию человека, не ведающего, что это такое).
2. Употребимо ли обращение «дядя» или «тетя» к человеку, старшему по возрасту? (Слова «дядя» и «тётя» обозначают степень родства. Ими не следует пользоваться в разговоре со старшими, если они вам не родственники).
3. Прилично ли есть или пить на улице? (Неприлично, это некрасиво смотрится со стороны).
4. Можно ли интересоваться у собеседника его денежными доходами? (Уважающий себя и собеседника человек никогда не спросит о чьих бы то ни было доходах и о своих говорить не станет).
5. Представьте себе, что вы находитесь в читальном зале библиотеки и у вас неожиданно зазвонил мобильный телефон. Как вы поступите? (Нужно выйти из зала и негромко переговорить с позвонившим. Разговаривать в зале, как и в любом общественном месте, не стоит: это мешает окружающим).
6. Часто приходится слышать, что для привлечения внимания пользуются словами «мужчина», «женщина». Допустимо ли это? (Нет, правила этикета требуют использовать безликую форму обращения: «извините», «скажите, пожалуйста» и т. п.).
Конкурс «Здравствуйте»
Вопрос: Кто здоровается первым, если встретились младший и старший? (Младший).
Вопрос: Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (Да.)
Вопрос: Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать? (Да, можно просто кивнуть).
Вопрос: С вами, наверное, такое бывает: встречаете вы челове¬ка часто, например, в скверике, через который ходите в школу, но незнакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться? (Да).
Вопрос: Ира обижена: "Вчера ты, Витя, шел мне навстречу и не поздоровался. Это невежливо". Витя удивлен: "А почему я должен здороваться? Ты меня первая увидела, вот бы и поздоровалась". Кто прав? (Кто культурнее, тот первым здоровается.)
Вопрос: Настя говорит: "Вовсе не обязательно здороваться со всеми знакомыми. Вот у нас соседка такая вредная, что я не хочу ей здоровья желать. Что же мне, притворяться?" Права ли Настя?
Вот видите, ребята, а кстати, кто подает первым руку, старший младшему или младший старшему? (Руку первым протягивает старший младшему.)
Вот видите, мнения ваши расходятся. Одним, ка¬жется, что лучше поступить так, а другим иначе. Французы говорят: «Первым здоровается тот, кто вежливее». Будете следовать этому простому правилу — никогда не ошибетесь.
Есть забавная история о происхождения хороших манер. Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на каменном плато. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а те, кто был с края, мерзли. Ежи никак не могли отыскать золотую середину — то они кололи друг друга иголками, то замерзали, то сталкивались, то разбегались по углам. Словом, все как у людей. Потом все же договорились. Погрелся в середине — иди на край. И снова жди своей очереди. Вывод этой истории, какой можно сделать? (Уступайте друг другу).

Большую часть своего времени человек проводит на людях: на улице, в транспорте, в общественных местах, на работе и в учебных заведениях. Соблюдение правил хорошего тона в обществе необходимо так же, как соблюдение правил дорожного движения. О многих правилах поведения среди людей говорится в пословицах русского народа: «Худое дело - обидеть соседа», «От учтивых слов язык не отсохнет», «Не груби малому, не вспомянет старый».
Конкурс «Этикет на улице»
Командам даются задания.
Конверт с заданием для первой команды.
1. Как вы поведете себя при встрече на улице со своим знакомым?
A. На ходу крикну «Привет!» или помашу рукой.
Б. Захочу пообщаться, остановлюсь.
B. После приветствия слегка замедлю шаг, предоставляя знакомым возможность самим проявить инициативу.
Комментарий. В толпе лучше обойтись без бурных эмоций. И уж тем более не рекомендуется тормозить уличное движение внезапным приступом своей общительности, останавливаясь посреди тротуара. Кстати, если вас обогнал знакомый, он должен поздороваться первым.
Второй вариант вполне приемлем, если вы уверены, что ваши знакомые тоже расположены к разговору. Третий вариант выбрали самые тактичные люди. Действительно, пусть знакомые сами решат - понять или не понять ваш намек на возможность общения.
2. Вы стоите перед дверями магазина, учреждения. Люди входят и выходят. Кто кого должен пропускать?
А. Всем уступать дорогу - до вечера прождешь.
Б. Право первенства принадлежит входящему с улицы.
В. Если я снаружи, пропущу выходящих - преимущество за ними.
Комментарий. Если не уступите дорогу, вы рискуете застрять в дверях или получить парочку увесистых тычков. Тамбур не рассчитан на скопление народа. Поэтому сначала пропустите выходящих - преимущество за ними.

Конверт с заданием для второй команды
1. Навстречу идет «сладкая парочка»: молодой человек прихлебывает на ходу пиво из банки, его спутница смачно грызет семечки. Что вы думаете об их поведении?
A. Нормальное поведение. Мы сами так делаем.
Б. Вообще-то, это неправильно, но позволительно: сейчас все так себя ведут.
B. Это дурной тон.
Комментарий маркиза Этикета. Не стоит перенимать скверные манеры, которые навязывает нам телереклама. С точки зрения этикета подобное поведение считается верхом неприличия. Неужели трудно отыскать спокойный уголок?
2. В переполненный автобус заходит пожилой человек. Ваша реакция?
A. Останусь сидеть. Неизвестно, кто из нас больше устал за день.
Б. Если рядом развалился крепкий мужчина или подросток, попрошу его уступить место.
B. Предложу свое место.
Комментарий. Воспитанные люди должны уступить место, а вежливость за чужой счет не является признаком воспитанности.
Человек может обойтись без многого — но не без человека! Жизнь на каждом шагу подтверждает эти слова. Вот и знаменитый французский врач Ален Бомбар доказал, что одинокий человек в океане мог бы продержаться после кораблекрушения не меньше месяца, но обычно умирает на третьи сутки. И это смерть не столько от истощения, сколько от ужаса оторванности от всех и вся. Именно поэтому человек так ценит друга. Но тот, кто хочет иметь друзей, должен научиться дружить! А значит, не конфликтовать по мелочам.
Всем хочется стать чуточку лучше. Это я знаю по себе. А ведь есть много возможностей научиться жить бесконфликтно. Один из способов - умение делать комплименты. Давайте поучимся говорить друг другу приятные слова.
Конкурс
Вызывается по 1 человеку из команды. Делая вперед по одному шагу, они говорят друг другу комплименты. Выиграет тот, кто назвал больше слов.
Конкурс: Проводим следующую игру: по желанию приглашаются два человека из каждой команды. На листке они пишут три своих положительных и три отрицательных качества. Листки передаются ведущему. Затем одноклассники называют три положительных и три отрицательных качества, которые, по их мнению, присущи этому человеку. Когда все желающие выскажутся, ведущий вслух называет качества, отмеченные подростком. Ребята сравнивает самооценку с оценкой, которую дал класс.
Вот видите, человек как бы посмотрел на себя со стороны, оценил свои нравственные качества.
Животные всегда борются за первенство. Кто самый главный? Кто самый сильный и умный?
Однажды молодому шимпанзе удалось стать лидером. И очень даже легко и просто. Он запугивал других членов стада ударами палки по пустой канистре из-под бензина. Но как только экспериментаторы отняли у него канистру, в группе установились прежние отношения. И никому не было дела до выскочки.
Согласитесь, что такие экземпляры встречаются не только среди шимпанзе. Есть мальчики и девочки, наверняка вы их знаете, старающиеся привлечь к себе внимание дурацкими выходками и кривлянием, шумом, неумным или даже злым подшучиванием над другими. Народная мудрость гласит: «Шутку любишь над Фомой, так люби и над собой».
Говорят, что есть три типа рассказчиков смешного. Одни, рассказывая что-нибудь, сами смеются, а слушателям не смешно; другие смеются вместе со слушателями; наконец, третьи остаются серьезными, но умеют рассмешить слушателей. Последние и бывают лучшими рассказчиками.
Конкурс «Лучший рассказчик»
Один представитель из команды должен рассказать короткую веселую историю, произошедшую с вами или вашими друзьями, близкими, или особенно понравившийся анекдот. Зарабатывает бал для команды тот участник, у которого получилось развеселить ребят.
Кто-то смог продемонстрировать драгоценное чувство юмора. А у кого-то оно еще плохо развито. Но развить у себя чувство юмора и остроумия вполне может каждый. Что для этого нужно?
Во-первых, научитесь в любой, даже самой трудной, ситуации видеть смешную сторону.Во-вторых, важно также с достаточной долей иронии и юмора относиться к себе самому. Это не только свидетельствует о наличии чувства юмора, но и служит хорошей защитой.
Какими же качествами характера должен обладать человек, который достоин подражания, которому можно всегда и во всем довериться? Создадим коллективный портрет.
Задание.
Каждая команда пишет коллективный портрет.
А теперь я предлагаю всем самое серьезное задание. Суть его такова. В течение 5 мин каждая команда должна написать свои предложения в общий свод законов общения вашего класса. За основу можно взять опыт всего человечества. Кто-то вспоминает заповеди из Библии, а кто-то - советы психологов...
Давайте теперь все это обобщим.
- Самый главный человек на свете - это тот, кто перед тобой.
- Дарите ему знаки уважения.
- Ищите то, что вас сближает, отучите себя противоречить по любому поводу...
-Старайтесь не отзываться о людях дурно, ни в чем не обвиняйте собеседника.
- Стройте общение на равных, а не с позиции сверху.
- Берегите собеседника, избавьте его от обид и обвинений.
- Не спорьте по мелочам.
- Не спорьте с тем, с кем спорить бесполезно.
- Не спорьте с тем, кому важнее спор, а не истина.
- Избегайте категоричности.
- Старайтесь согласиться, а не возразить.
- Стремитесь не к победе, а к истине и миру.
В заключение дам вам еще несколько таких рецептов поведения. (Раздаются советы ребятам и они уже зачитывают их)
- Невежливо во время разговора отводить кого-нибудь в сторону, чтобы говорить с ним отдельно; еще более невежливо подслушивать, что говорят двое в стороне; в таких случаях следует просто отойти от них подальше.
- Никогда не шепчитесь в гостях. Не прерывайте говорящего. Если кто-то заговорит одновременно с вами, приостановитесь, и дайте ему окончить...
- Никогда не говорите другим того, что было бы неприятно выслушать вам самим. Грубые, резкие слова часто возвращаются бумерангом и бьют говорящего сильнее того, кому они направлены.
- Если рядом с вами возник конфликт, ни в коем случае не следует его поддерживать. Взбудораженный человек всегда считает правым только себя. Главное правило в подобной ситуации: не реагировать. Молчание окружающих чаще заставляет спорщика — как огонь без кислорода — утихомириться.
Я думаю, что после сегодняшней игры мы еще раз задумаемся о нашем отношении к своим ближним.
Не забывайте о существовании таких волшебных фраз, как «Будьте добры», «Извините», «Разрешите пройти». И не забывайте в любом случае за все благодарить.
Начинайте день с улыбки. С самого утра заряжайтесь хорошим настроением. Настраивайте себя на то, что этот день будет удачным, радующим вас. Не зря ведь сказано: «Хочешь быть счастливым, начни играть роль счастливого человека»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Умеем ли мы прощать?

Не забудьте,что жизнь коротка,а минуты- бесценны, что в песочных часах золотой убегает песок, не забудьте,что даже кумиры уходят со сцены, и родным, и любимым, и нужным назначен свой срок....

Открытое заседание литературного клуба "ЛИРА" на тему: "Умеем ли мы общаться".

Представлена презентация устного журнала на тему: "Умеем ли мы общаться", выполненная учащимися в стихотворной форме и использованная на уроке ,проводимом в рамках Всероссийского урока чтения 7 октябр...

классный час: "Умеем л мы прощать, все ли можно простить?"

Данный класный час расчитан на 5-7 классы. Построен на учебном диалоге и тренинговых ситуациях....

Умеем ли мы писать письма

Конспект урока-подготовки к написанию письма развивает интерес учащихся к эпистолярному жанру...

классный час "Умеем ли мы общаться"

Психологический классный час о правилах человеческого общения....

Умеем ли мы говорить?!

В данной презентации вашему вниманию предлагается правильное произношение некоторых клавиш на клавиатуре компьютера. Полезно использовать на уроках при знакомстве с клавиатурой. Дети легко воспринимаю...

Что мы уже умеем

Использование элементов игры в различных видах деятельности, как условие создания психологического климата на уроке.Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваютс...