Классный час "Образ матери".
план-конспект урока (5 класс)
Классный час направлен на введение ребенка в мир духовных, культурных и семейных ценностей, традиций своего народа и осознание необходимости преемственности поколений. Цель классного часа — поддержать традиции заботливого отношения к женщине, закрепить семейные устои, особо отметить значение в нашей жизни главного человека — Матери. Знакомство с Земной жизнью Пресвятой Богородицы и его осмысление, организованные в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом того, что они могут быть членами семей, принадлежащих к другим конфессиям, должны носить культурологический, объясняющий и просветительский характер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazmateri_1.docx | 37.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час на тему: «Образ матери- вечная тема в христианской культуре».
Эпиграф:
На земле хороших людей немало,
Сердечных людей немало,
И все-таки лучше всех на Земле
- мама.Моя мама.
Р.Рождественский
Форма проведения: классный час, посвящённый Дню Матери.
Тема: «Образ матери - вечная тема в христианской культуре».
Связь с модулем: «Основы православной культуры».
Цель: воспитание у учащихся чувств любви, уважения, благодарности и восхищения к Матери, Женщине; раскрытие образа Матери через христианскую литературу, поэзию, музыку и живопись.
Задачи:
1. Формировать потребность и стремление учащихся бережно и внимательно относиться к маме.
2. Раскрыть взаимосвязь музыки, литературы, живописи на примерах произведений искусства разных эпох, воспевающих образ матери.
3. Развивать образное и ассоциативное мышление, музыкальное восприятие и творческие способности детей, умение сравнивать, анализировать художественные произведение.
Актуальность выбранной темы:
Классный час направлен на введение ребенка в мир духовных, культурных и семейных ценностей, традиций своего народа и осознание необходимости преемственности поколений. Цель классного часа — поддержать традиции заботливого отношения к женщине, закрепить семейные устои, особо отметить значение в нашей жизни главного человека — Матери. Знакомство с Земной жизнью Пресвятой Богородицы и его осмысление, организованные в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом того, что они могут быть членами семей, принадлежащих к другим конфессиям, должны носить культурологический, объясняющий и просветительский характер.
Тема взаимосвязи Матери Небесной и Матери Земной выбрана не случайно. Общеизвестно, что христианство, как и любая другая религия, считает материнскую любовь возвышенной, жертвенной. Во всем мире почитается образ Пресвятой Богородицы — «древнейшей песни материнства», как идеал женщины-матери. Будучи земной Матерью Спасителя Иисуса Христа, она предвидела грядущие страдания своего Сына. Извечное материнское сострадание обрело у нее высшую полноту, ее сердце, «пронзенное» великими муками Сына, навечно отозвалось на бесчисленные людские страдания. Подтверждением этого служит высказывание Святейшего патриарха Московского и Всея Руси Кирилла: « Каждый человек может обратиться к Ней за помощью, как к своей Матери, потому что Ее Материнство распространяется на всех нас. Матерь Божья — Мать всего человечества, любящая нас не меньше нашей собственной матери».
Организовано проведение данного классного часа преподавателями модуля «Основы православной культуры» совместно с родителями (в первую очередь с мамами).
При подготовке и проведении мероприятия составители отказались от формальной подачи материала, ориентируясь, прежде всего, на эмоциональный настрой учащихся. Главное — достучаться до сознания и сердца каждого ребёнка. Традиционные формы должны уступили место творческим находкам. Классный час является коллективным творческим делом, который должен надолго оставить след в сознании детей, заставить их задуматься над высоким предназначением женщины-матери.
Оборудование: раздаточный материал с текстами, мультимедийная презентация, проектор, экран, наборное лото со смайликами, отображающими настроение.
Ход классного часа:
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Нам очень приятно видеть ваши добрые лица. Давайте начнём классный час с приветливой, светлой, как звучащая музыка, улыбки.
(звучит музыка Бетховен «Лунная соната»).(Слайд 3)
2. Знакома ли вам прозвучавшая музыка? Какую картину рисует она в вашем сознании?
В своём произведении композитор нарисовал картину пробуждения природы. Природа на протяжении многих веков вдохновляла людей на создание произведений искусства. Значит, тема природы вечная.
- Какую ещё тему можно назвать вечной в искусстве?
-Тема любви, дружбы, добра, материнства…
3. Сообщение темы и целей классного часа. Актуализация знаний.
- Тема материнства издавна волновала, вдохновляла на творчество.Каждую минуту на планете происходит чудо. Это чудо-рождение ребенка, появление нового человека на свет.(Слайд 4)
Воспеваю то, что вечно ново,
И хотя совсем не гимн пою,
Но в душе родившееся слово
Обретает музыку свою...
Слово это - зов и заклинанье,
В этом слове - сущего душа.
Это искра первого сознанья,
Первая улыбка малыша.
Слово это сразу не обманет,
В нем сокрыто жизни существо.
В нем - исток всего.
Ему конца нет. Встаньте!
Я произношу его: Мама!
(Р.Гамзатов)
Самое прекрасное слово на земле- мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках мира одинаково нежно:
по- английски-мазэ
по- немецки-муттер
по-киргизски-апа
по-грузински-дэда
по- украински-ненька
по- русски- мама, матушка
по- белорусски-маци, матуля. (Слайд 5)
Образ матери вечная тема искусства. Она и является темой нашего занятия.
- Что мы называем искусством?
- Назовите виды искусства?
- Сегодня мы увидим, как разные виды искусства дополняют друг друга, и делают произведения, воспевающие образ матери, ещё более выразительными и яркими.
Вот уже 2000 лет как воспевается образ Божьей матери. Богородице посвящают свои творения художники, скульпторы, поэты, композиторы. Недаром среди многих обращений к Богородице – Дева Мария, Царица Небесная, Мадонна.
(Слайд 6)
«Богоматерь Владимирская». Эта икона издревле особо почиталась на Руси. Лик Богоматери печален, она скорбит о предстоящих её сыну испытаниях.
«Владимировская Богоматерь»
Не на троне – на её руке,
Левой ручкой обнимая шею,-
Взор на взор, щекой припав к щеке,
Неотступно требует. Немею –
Нет ни сил, ни слов на языке…
А она в тревоге и в печали
Через зыбь грядущего глядит.
В мире нет слепительнее чуда
Откровенья вечной красоты!
1929г. Максимилиан Волошин.
Эту икону называют «древнейшей песнью материнства»
- Как вы думаете почему?
Богородица, прежде всего мать, страдающая мать, поэтому и чтят её образ во всех странах мира, как вечный символ страдающей матери. Всё обращённое к ней несёт характер великой и светлой печали, скорби, умиления, прощения за самое дорогое.Икона Владимировской Богоматери написана более 500 лет назад. Но люди до сих пор не могут без волнения смотреть на простой, очень нежный и в то же время возвышенный образ матери с младенцем на руках. Нас поражает взгляд матери, в нём необыкновенная доброта, нежность и вместе с тем страдание и тревога за судьбу сына, с которым она идёт к людям.
Во многих домах имеются копии этой иконы. Их рисуют, вышивают, вырезают из дерева и вешают, ставят в «красный угол комнаты, молятся, обращаются с просьбами защиты, оберега. Царице Небесной воспевают свои творения художники, скульпторы, поэты, композиторы, только каждый по- своему.
(Слайд 7)
Картины Богоматери находятся не только в храмах и музеях, но хранятся в семьях, передаваясь от поколения к поколению как святыни и одновременно замечательные произведения живописи.
- А сейчас закройте глаза, представьте лицо вашей мамы, сравните его с образом Богоматери.
Лица ваших мам тоже прекрасны, потому что это ваши мамы, они вас очень любят, заботятся о вашем здоровье.
Рисунки детей «Моя мама». (Слайд 8)
Чтец 1. Маме верую, как чуду,
Никого роднее нет!
Десять рук имел бы я —
Вот тогда бы не хромала
Успеваемость моя.
Не проходит путь мой прямо,
Делаю порой не то...
Поругает дочку мама,
Пожалеет как никто.
Матерью не пресвятою,
Мамой жизнь осенена.
Если что-нибудь я стою.
Все от мамы — все она!
Групповая работа с текстом.
Задание: Проанализировать текст. Найти главную мысль и общую идею, объединяющую три документа. Озаглавить текст. (1 группа – притча «Сердце матери», 2 группа – стихотворение В. Видмича «Сердце матери», 3 группа –стихотворение М. Кедрина «Сердце»).
1 группа – анализ «Притчи».
Роман родился в хорошей семье и, окруженный любовью и заботой родителей, вырос умным и добрым юношей, к тому же хорошо сложенным и крепким. Пришла ему пора шагнуть в соблазняющий мир любви.
Ищущее сердце всегда находит объект вожделения. И встретилась на пути нашего героя прекрасная Виола – стройная голубоглазая блондинка с очаровательным лицом белее снега. Редкая красота ее, достойная кисти художника, в мгновенье пленила сердце парня и зажгла в нем пылающую страсть. Нельзя сказать, что чувства, переполнявшие Романа, остались неразделенными. Виоле нравилось внимание, и она с благосклонностью приняла любовную игру, тем больше распаляя юношу.
И тем больше росла тревога матери, наблюдавшей за безрассудной влюбленностью сына. Видно, чувствовало ее сердце что-то неладное. Но не смела она встать на пути желаний родного создания. Да и можно ли обуздать искрящуюся энергию чистой любви?
Однажды вернулся Роман после свидания с Виолой печальнее смерти. Екнуло сердце матери, встретившей его у порога.
- Кто обидел моюкровинушку? - спросила женщина, взяв сына за руки. – Какое облачко затмило твою улыбку?
Искренний с матерью с детства, юноша не утаил своих переживаний и сейчас.
- Для меня нет на свете никого добрее и милее тебя, мама. Такой же я представляю себе и Виолу. Ее взглядом смотрит на меня небо, ее дыханием веют ветры, ее голосом журчат родники. Но Виола не верит в мои чувства. В доказательство моей любви она требует принести к ее ногам сердце матери. Но разве любовь нуждается в таких жертвах, мама?
С минуту молчала мать, собираясь с чувствами. Сердце ее, полное любви к сыну, затрепетало и забилось чаще,но ни одна жилка на лице не выдала ее волнения. С ласковой улыбкой она сказала сыну:
- Птенчик мой ненаглядный, человек познает жизнь благодаря любви. Все живое в мире окутано и проникнуто ею. Но дорога любви полна опасностей. Не ошибся ли ты в своем выборе, сын? Не ослепила ли блистательная Виола твой разум? Как женщина и будущая мать, она не может не знать, что сердце матери изначально бьется в ее ребенке. Если Виола также искренне благоволит тебя, как и ты ее, она поймет и ответит взаимностью. Нельзя позволять неудачам разрушать себя. Надо верить и уметь ждать.
Но время не смягчило непреклонность Виолы, словно ядовитая змея укрылась под красивой личиной и питала ее ненасытную злобу.
День ото дня сох юноша на глазах у матери. Прежде веселый и общительный, он замкнулся в себе. Невыносимо больно было матери видеть его увядание. И боль усиливалась от сознания бессилия помочь сыну, как-то облегчить страдания его. Мать не могла мириться с безысходностью, отнимавшей у нее дитя.
В одно утро она сказала сыну:
- Безрадостно мне видеть, как горе съедает тебя. Нет смысла мне в жизни такой. Возьми мое сердце и неси своей возлюбленной!
С этими словами она вырвала из груди свое сердце и протянула сыну. Горько рыдая, понес юноша в своих дрожащих руках сердце матери. Ноги его подкосились от безмерного волнения, и он упал.
- Тебе не больно, сын мой? Не ушибся ли ты? – спросило сердце матери с трепетным волнением, затем содрогнулось и замерло. Холодная печаль сковала душу осиротевшего юноши. И тогда осознал он, какую непоправимую ошибку совершил.
- Прости меня, мама. Я споткнулся. Но не сейчас, а еще раньше.
2 группа – стихотворение «Сердце Матери» Василия Видмича.
В горах высоких, где-то средь орлов
Жил с матерью джигит в лачуге бедной,
Не мог найти своим признаньям слов,
Чтоб доказать любовь девчонке вредной.
Спускался ежедневно к ней тропой
И звал ее к себе хозяйкой в горы,
Но слышал от нее в любви слепой
Одни только насмешки да укоры.
Он слал в окошко клятвы без числа,
Уж был как тень в своей надежде зыбкой,
Когда она ему произнесла
Однажды вот такое сквозь улыбку.
Его любовь понятна будет ей
И станет, мол, ему женою верной,
Когда он сердце матери своей
Ей принесет, как знак любви безмерной.
И он в безумной страсти то свершил:
И мать убил, и вырвал сердце ало,
И вниз с кровавой ношей поспешил,
Пока оно стучать не перестало.
Спеша в аул, в реке он утопал,
Дорогу сокращая, вниз катился
А под конец, споткнувшись, так упал,
Что еле смог подняться, так разбился.
3 группа – стихотворение Михаила Кедрина «Сердце».
Дивчину пытает казак у плетня:
"Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня?
Я саблей добуду для крали своей,
И светлых цехинов, и звонких рублей".
Дивчина в ответ, заплетая косу:
"Про то мне ворожка гадала в лесу.
Пророчит она - мне полюбится тот,
Кто матери сердце мне в дар принесёт.
Не надо цехинов, не надо рублей,
Дай сердце мне матери старой своей.
Я пепел его настою на хмелю,
Настоя напьюсь, и тебя полюблю".
Казак с того дня замолчал, захмурел,
Борща не хлебал, саламаты не ел.
Клинком разрубил он у матери грудь,
И с ношей заветной отправился в путь.
Он сердце её на цветном рушнике,
Коханой приносит в косматой руке.
В пути у него помутилось в глазах.
Всходя на крылечко, споткнулся казак.
И матери сердце, упав на порог,
Спросило его: "Не ушибся, сынок?"
И сердце вдруг промолвило в тиши,
Чем парня ошарашило невольно:
– Успеешь, мой сынок, так не спеши,
Ты весь, Малыш, разбился. Очень больно?
РЕПРОДУКЦИИ КАРТИН с изображением Матери(Слайд 9)
Задание: составить кластер, в котором отображены ассоциации с образом мамы.(Слайд 10)
Работа с текстом (раздаточный материал).
СУД СОЛОМОНА.
К Соломону пришли две женщины, и одна из них сказала: «Добрый государь, рассуди, кто из нас прав, а кто виноват. У нас у обеих было по маленькому ребенку. Когда мы вместе спали, то моя подруга во сне нечаянно придавила свою крошку и мертвого подложила ко мне, а моего живого взяла к себе. Так пусть она отдаст мое дитя!».
Но другая женщина говорила: «Нет, государь, это она удушила свое дитя, а живое – мое!»
Соломон подумал и сказал: «Воины, возьмите меч, разрубите живого ребенка пополам и отдайте им по половинке…»
Едва царь произнес эти слова, как первая женщина зарыдала и сказала: «Нет, нет, ради Бога, не умервшляйте дитя, лучше отдайте ей, лишь бы оно осталось живое». А другая женщина говорила: «Рубите его, рубите: пусть не достанется ни ей, ни мне. Тогда Соломон сказал: «Отдайте живое дитя первой, которая больше желает и любит его. Она ему настоящая мать!» Все удивились мудрости царя.
Вопросы:
- Как царь Соломон определил, что первая женщина – настоящая мать ребенка? Обоснуйте свой ответ.(Слайд 11)
- Ребята, а какие песни вы знаете о маме?
- Мама! Мамочка! Сколько тепла таит это магическое слово, которым называем самого близкого, дорогого и единственного человека. Материнская любовь греет нас до старости.
- У русского поэта А.А. Фета есть стихотворение: «AveMaria».
(Радуйся, Мария)
AveMaria.
AveMaria – лампада тиха,
В сердце готовы четыре стиха:
Чистая дева, скорбящего мать
Душу проникла твоя благодать.
Неба царица, не в блеске лучей,
В тихом предстань сновидении ей
AveMaria – лампада тиха
Я прошептала все четыре стиха.(Слайд 12)
Звучит ария «Ave, Maria!».
Австрийский композитор Ф. Шуберт написал арию «Ave, Maria!» ставшую известной во всём мире.
- Какие вы испытываете чувства, когда слушаете эту музыку?
- Как вы думаете, что созвучно этому музыкальному произведению? Почему?
Учитель:Во многих странах мира отмечают День матери. Например, в США, Японии, большинстве европейских стран его празднуют в мае, в Белоруссии — в октябре.
В России День матери — праздник сравнительно молодой. Но история возникновения данного праздника уходит своими корнями в героическое прошлое нашей страны. Во время войны, в 1944-ом, когда страна знала, что Победа - скоро, что надо заживлять самую страшную рану - потерю павших солдат и убитых фашистами граждан, был учрежден орден «Мать-героиня». 1 ноября он был вручен жительнице Подмосковья Анне Алексахиной. Указом Президента Российской Федерации от 30 января 1998 года День матери отмечается в нашей стране в последнее воскресенье ноября.
День матери – еще один праздник, благодаря которому каждый может сказать нежные слова самому близкому человеку на Земле.
Кроме того, День матери – это праздник, способствующий сближению внутри семьи. Для русского человека образ всего был неразрывно связан с образом Родины. Не случайно в годы Великой Отечественной войны советские солдаты проливали кровь за Родину-Мать.
Изображение плаката «Родина-мать зовёт». (Слайд 13).
После войны этот образ был запечлен в монументах, посвященных павшим солдатам.(Слайд 14)
Творческое задание
ПИСЬМО МАТЕРИ:
- Ребята, до сих пор в щедрости материнского сердца нас убеждали поэты, писатели, художники, они были нашими собеседниками, а сейчас свое мудрое слово о высокой материнской миссии, о любви к маме, а может быть те добрые слова, которые хочется сказать, но не всегда, получается – напишите вы. Получившееся признание запечатайте конверт, лежащий перед вами. Не забудьте указать адресата – МАМЕ. Конверт опустите в почтовый ящик или сами лично отдайте в руки.(Слайд 15).
Звучит песня «Поговори со мною мамам»в иполнении В.В. Толкуновой.
Подведение итогов. Рефлексия. Оценка детьми своего отношения к классному часу.
Форма: заполнение наборного лото в соответствии позициями: «Понравилось», «Не понравилось», «Оставило равнодушным» с помощью смайликов, изображающих эмоции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...
Наглядный материал к классному часу посвященный Дню матери
В работе предлагается наглядный материал посвященный Дню матери....
СЛАГАЕМЫЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ (материал из интернета)
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы и практики осуществления воспитательных функций успешно работающими педагогами позволяет выявить характерные черты, из которых может складывать...
Презентация и подборка материала для классного часа "Памятники матерям"
В подборку входит песня С. Копыловой "Баллада о матери" и стихотворение в исполнении автора "41-й"....
Психологические рекомендации классным руководителям (материал для родительских собраний по теме: «Воспитание детей с личностными проблемами»).
Подробные рекомендации для родителей по воспитанию детей с проблемами развития личности....
Материал для родителей: классный час "День матери"
Совместное с родителями проведение таких мероприятий помогает развивать в учащихся нравственно-моральные качества через восприятие литературных произведений; чувство сопереживания, доброе ...
Классный час, посвящённый дню Матери "При солнышке тепло - при Матери добро"
Классный час создавался с целью дать новую информацию детям про день Матери (как и когда праздник проводится в разных странах), сделать подарок мамам учащихся от учеников, который создавался в течение...