Мой профессиональный выбор
рабочая программа (11 класс)
Программа внеурочной деятельности (10-11 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_professionalnyy_vybor_10-11_klass.docx | 37.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
к ООП НОО (ФГОС)
МБОУ СШ с. п. Селекционной станции
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Мой профессиональный выбор»
(социальное направление)
Класс: 10-11
Уровень: базовый
Срок реализации: 2 года
Программу разработали
учителя МБОУ СШ с. п. Селекционной станции
Савицкая О.А., Орлова Н.В.
№ п/п | Содержание | Стр. |
Пояснительная записка | 3 | |
Планируемые результаты | 4 | |
Содержание | 6 | |
Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы | 10 |
1. Пояснительная записка.
Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса при обязательном дополнении его информационной и консультативной работой, практической деятельностью для развития склонностей и способностей, учащихся к труду.Актуальность курса определяется значимостью формирования у школьников профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, проектирование, обдумывание профессионального жизненного пути, «профессионального старта». Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности
В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задумываться о своём будущем после окончания школы. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных, и в этом смысле судьбоносным, так как задаёт «тон» всему дальнейшему профессиональному пути.
Стремительный переход российского общества к новым формам хозяйственной деятельности привел к возрастанию потребности общества в инициативных, предприимчивых, компетентных и ответственных специалистах. В подготовке таких специалистов важная роль принадлежит общеобразовательной школе, поэтому профессиональное самоопределение школьников - социально-значимый раздел обучения. Старшекласснику для принятия решения, выбора «старта в профессию» нужно хорошо знать мир профессий, их требования к человеку и рейтинг на рынке труда, он должен правильно и реально оценивать свои возможности, способности и интересы. По сути дела, он стоит перед решением сложной творческой задачи со многими неизвестными, а подготовить его к успешному решению этой задачи должна система школьной профориентации. Успех профориентационной работы на уроке во многом зависит от умения учителя связать профориентационный материал с программным и краеведческим, сформировать положительное отношение у школьников к тому или иному виду деятельности, от его знаний и владения методами обучения.
Цели:
- оказать эффективную психолого-педагогическую поддержку учащимся 10-11-х классов;
- открыть перед юношами и девушками перспективу в дальнейшем личностном развитии;
- помочь молодым людям определить свои жизненные планы и в соответствии с ними выстроить алгоритм действий.
Задачи:
- формирование актуального для подростков «информационного поля»;
- обеспечение подростков средствами самопознания, развитие навыков и умений по целеполаганию и планированию;
- формирование мотивов саморазвития, личностного роста.
Программа рассчитана на 2 года.
Продолжительность занятия 40 минут.Программа предполагает, как теоретические, так и практические занятия.
В процессе обучения предусматриваются следующиеформы учебных занятий: урок-лекция (изучение нового материала), комбинированный урок (сочетающий в себе повторение пройденного, изучение нового материала и практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определенных навыков), дискуссия, ролевые игры, переживание профессиональных ситуаций («профессиональные пробы»), моделирование мира человека конкретной профессии, диагностику личностных качеств и интересов человека, соотнесение их с требованиями профессии, групповые занятия с элементами тренинга, самостоятельная проектная деятельность учащихся (мини-проект), урок контроля и оценки знаний (практическая, контрольная работа, доклад).
2. Планируемые результаты
Личностные результаты отражают сформированность в том числе в части:
1. гражданского воспитания
- осознанно формировать и отстаивать свою гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества;
3. духовно-нравственного воспитания
— непрерывное духовно-нравственное развитие, реализация творческого потенциала в социально ориентированной, общественно-полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания;
4. эстетического воспитания
- готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5. физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия
- сотрудничать со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
6. трудового воспитания
— воспитание уважительного отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;
- осуществлять осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов;
— формирование поведенческих навыков трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
— высказывать своё предположение (версию), работать по плану.
— давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД
— перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
— преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД
— доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной.
Предметные результаты:
- формирование мотивов осознанного и целенаправленного выбора будущей профессии;
– владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;
– владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;
– овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде.
Таким образом, в результате изучения учебного курса «Мой профессиональный выбор» ученик будет
знать:
1. правила выбора профессии;
2. факторы психического развития и условия, необходимые для личностного роста, саморазвития и самоопределения человека;
3. условия выбора и приобретения конкурентоспособных специальностей и профессий в регионе, районе, городе;
4. психологические основы личностного и профессионального самопознания и самоопределения.
уметь:
1. использовать приемы самоанализа и саморазвития в учебной и трудовой деятельности;
2. составлять личный профессиональный план и корректировать его;
3. быть способным к саморегуляции, сотрудничеству и взаимодействию;
4. устанавливать живой контакт в личных и деловых взаимоотношениях, стратегически мыслить, быть готовым к принятию решений;
5. активизировать свое стремление к личностному росту;
6. пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
3. Содержание
10 класс
- Введение в курс «Мой профессиональный выбор» - 2 часа
Цели и задачи курса. Содержание и специфика занятий.
- Основы жизненного и профессионального самоопределения. — 2 часа
Сущность и виды самоопределения человека. Жизненное и профессиональное самоопределение, их сущность и взаимосвязь. Смысл и цель жизни человека. Личностный и социальный аспекты выбора профессии. Определение понятий «наличное Я», «желаемое Я». Роль осознанного смысла жизни в выборе профессии.
- Значение, ситуация и правила выбора профессии — 3 часа
Значение выбора профессии для человека и общества. Ситуация и факторы выбора профессии. Ситуация выбора профессии: «Хочу-Могу-Надо». Требования к выбору профессии. Условия оптимального (правильного) выбора профессии. Правила выбора профессии. Пути приобретения профессии.
- Типичные ошибки при выборе профессии — 3 часа.
Типичные ошибки при выборе профессии. Незнание мира профессий. Незнание правил выбора профессий. Незнание себя.
- Профессия и специальность: происхождение и сущность — 2 часа
Происхождение труда. Разделение труда. Мануфактура. Крупная машинная индустрия. Постиндустриальное общество. Современные формы разделения труда: международное, отраслевое, технологическое, функциональное, профессиональное, специальное. Сущность понятий «профессия», «специальность», «квалификация», «должность». Основные характеристики профессий.
- Профессиональная деятельность и карьера человека — 1 час.
Профессиональная деятельность: функции, цели, задачи, средства и предметы труда, результаты. Профессиональная компетентность, профессиональное мастерство. Показатели профессионального мастерства. Профессиональная карьера, ее формы. Структура плана профессиональной карьеры.
- Рынок труда и его требования к профессионалу — 3 часа.
Сущность рынка труда и принципа его формирования. Безработица и причины ее появления. Статус безработного. Требования к современному профессионалу. Профессии в XXI веке.
- Интересы и склонности. Мотивы выбора профессии – 5 часов
Сущность понятий «интересы» и «склонности». Отличие интереса от склонности. Профессиональные интересы и склонности, их роль в процессе профессионального самоопределения. Способы формирования профессиональных интересов. Мотивы выбора профессии. Группы мотивов выбора профессии: социальные, моральные, эстетические, познавательные, творческие, материальные, престижные.
- Особенности психических процессов и выбор профессии -2 часа.
Сущность и виды познавательных процессов, их структура. Ощущение, восприятие, представление. Виды представлений. Внимание, свойства внимания. Память, ее виды. Мышление. Воображение. Эмоции, чувства, воля: сущность и функции. Виды эмоциональных состояний. Роль познавательных процессов, эмоций, чувств и воли в профессиональном самоопределении и профессиональной деятельности человека.
- Темперамент и выбор профессии — 3 часа.
Сущность и типы темперамента, их психологическая характеристика, особенности проявления в учебной и профессиональной деятельности человека.
- Человек – техника. Профессии, связанные с техническими объектами труда. – 2часа.
- Человек – человек. Рассмотрение профессий всфере обслуживания – 2 часа.
- Человек – природа. Рассмотрение профессии, связанных с животными – 2 часа.
- Профессии будущего – 2 часа.
11 класс
- Что я знаю о своих возможностях (6 часов).
Содержание занятий. Профессиональная дея-тельность как способ самореализации личности. Темперамент и выбор профессии. Интересы и выбор профессии. Склонности и профессиональная направленность. Диагностические мето-дики: опросник Айзенка, «Тип мышления», «Тест интеллектуального потенциала», опросник Басса-Дарки. Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов.
- Что я знаю о профессиях (6 часов).
Знакомство с понятием “профессия”, профессиограмма. Классификация профессий по Е.А. Климову: типы профессий, требования профессии к человеку, орудия труда, условия труда. Формирование теоретических представлений и понятий, связанных с миром профессий. Практическая работа: составление формул профессий. Развивающие процедуры: Просмотр информационных роликов. Диагностические методики: ДДО, «Профессиональная пригодность и здоровье», «Профиль».
- Характер и выбор профессии - 1 час.
Определение понятия «характер». Черты и типы характера. Положительные и отрицательные черты характера в отношении человека к себе, другим людям, различным видам деятельности, общественной и личной собственности. Характер и выбор профессии. Общие требования типов профессии к характеру человека.
- Способности и профессиональная пригодность - 6 часов.
Свойства нервной системы, их взаимосвязь с индивидуальными особенностями поведения личности, значение нервной системы в профессиональной деятельности. Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Работоспособность. Условия и режим работы. Определение своего профессионального типа личности. Диагностические методики: «Профессиональный тип личности» Дж. Голланда, «Социальный интеллект». Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов.
- Тип личности и выбор профессии — 1 час.
Понятие типизации. Социально-профессиональные типы людей:реалистические (практические), интеллектуальные, артистические, социальные, предприимчивые (предпринимательские), конвенциональный (упорядочивающий); предпочитаемые сферы деятельности. Взаимоотношения типов людей: схожие и противоположные типы. Тип личности и профессиональная деятельность.
- Здоровье и выбор профессии — 1 час.
Понятие здоровья. Учет состояния здоровья при выборе профессии. Группы профессии по степени их выявления на здоровье человека. Дееспособность, трудоспособность, работоспособность. Медицинские показная и противопоказания. Ограничения профессиональной пригодности при различных заболеваниях. Укрепление здоровья в состоянии с требованиями профессии. Работоспособность. Роль режима дня и активного отдыха в сохранении и укреплении здоровья.
- Профессиональная пригодность и самооценка — 1 час.
Сущность и степени профессиональной пригодности. Признаки профессиональной пригодности, профессионального соответствия, профессионального призвания. «Образ — Я», как система представлений о себе. Структура «Образа — Я»: знание о себе, оценка себя, умение управлять собой. Реальное «Я», идеальное «Я», «Я» - глазами других людей. «Я — концепция», как динамическая система представлений человека о самом себе. Самооценка как компонент «Я — концепций». Сущность и уровни самооценки. Характеристики заниженной, завышенной и адекватной самооценки.
- Пути получения профессионального образования – 2 час.
Профессиональное образование. Государственный стандарт профессионального обучения. Уровни профессионального образования: начальное, среднее, высшее, послевузовское. Профессиональные образовательные учреждения. Система профессиональной подготовки кадров: ученичество, профессиональные пробы,б курсовая форма подготовки кадров, училища, техникумы, лицеи, ССУЗы, академия, университет, аспирантура, докторантура, ординатура и интернатура, институты повышения квалификации. Источники информации о профессиональных учебных заведениях.
- Профессиональное саморазвитие и самовоспитание – 1 час.
Человеческие ресурсы. Виды возможностей человека: интеллектуальные, физические, специальные. Профессиональное саморазвитие: сущность, способы и приемы саморазвития человеком своих профессионально важных качеств. Профессиональное самовоспитание. Методы профессионального самовоспитания: самоубеждение, самовнушение, самоприказ, самообразование, самоконтроль, самооценка.
- Творческий проект «Мой выбор» – 2 час.
Цели и задачи творческих проектов «Мой выбор». Компоненты проекта «Мой выбор». Требования к оформлению проекта. Порядок проведения защиты проекта. Критерии оценивания проекта. Защита.
4. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
10 класс
№ п/п | Тема | Количество часов | Форма проведения |
Введение в курс «Мой профессиональный выбор» | 2 | Беседа | |
Основы жизненного и профессионального самоопределения. | 2 | Дидактическая игра «Эпитафия». | |
Значение, ситуация и правила выбора профессии | 3 | Проведение диспута «Кем быть?». Выявление профессиональных интересов по методике «Карта интересов». | |
Типичные ошибки при выборе профессии | 3 | Практическая работа. Решение ситуаций выбора профессий. | |
Профессия и специальность: происхождение и сущность | 2 | Дидактическая игра «Профессия, должность, специальность» Викторина «Кто больше знает профессий». | |
Профессиональная деятельность и карьера человека | 1 | Практическая работа. | |
Рынок труда и его требования к профессионалу | 3 | Практическая работа. | |
Интересы и склонности. Мотивы выбора профессии | 5 | Практическая работа. Анкета мотивов выбора профессии | |
Особенности психических процессов и выбор профессии | 2 | Практическая работа. | |
Темперамент и выбор профессии | 3 | Практическая работа. | |
Человек – техника.Профессии, связанные с техническими объектами труда. | 2 | Лекция с практической работой. | |
Человек – человек.Сфера обслуживания. | 2 | Лекция с практической работой. | |
Человек – природа. Профессии, связанные с животными. | 2 | Лекция с практической работой. | |
Профессии будущего. | 2 | Беседа. Практическая работа. | |
Итого: | 34 часа |
11 класс
№ п/п | Тема | Количество часов | Форма проведения |
1 | Что я знаю о своих возможностях | 6 | Опросник Айзенка, «Тип мышления», «Тест интеллектуального потенциала», опросник Басса-Дарки. Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов. |
2 | Что я знаю о профессиях | 6 | Практическая работа: составление формул профессий. Развивающие процедуры: Просмотр информационных роликов. Диагностические методики: ДДО, «Профессиональная пригодность и здоровье», «Профиль». |
3 | Характер и выбор профессии | 1 | Определение особенностей характера по методике «Мой характер». |
4 | Способности и профессиональная пригодность | 6 | Выявление склонностей и способностей учащихся при помощи методике «КОС» и «Определение склонностей». |
5 | Тип личности и выбор профессии | 1 | Выявления типов личности по методике Дж. Холланда. |
6 | Здоровье и выбор профессии | 1 | Выявление школьниками особенностей своего здоровья по методике «Карта здоровья». |
7 | Планирование профессиональной карьеры | 6 | Практическая работа: работа с анкетой на определение основных мотивов выбора профессии;упражнение «Резюме». Развивающие процедуры: Просмотр информационных роликов. |
8 | Профессиональная пригодность и самооценка | 1 | Выявление уровня самооценки школьников при помощи методики «Уровень самооценки». |
9 | Пути получения профессионального образования | 2 | Доклады, Встречи с представителями вузов |
10 | Профессиональное саморазвитие и самовоспитание | 1 | Практическая работа |
11 | Творческий проект «Мой выбор». | 2 | Практическая работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по созданию условий для профессионального самоопределения старшеклассников «Мой профессиональный выбор»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 168 Проект по созданию условий для пр...
Памятка профессионального выбора подростка
Памятка содержит материал для профессионального выбора подростка...
План-конспект урока "Деятельность в социально-гуманитарной сфере и профессиональный выбор"
Каждый человек мечтает найти для себя профессию, которая всегда будет востребована на рынке труда. Материальная обеспеченность и возможность карьерного роста и развития – это основные составляющие для...
Презентация "Мой профессиональный выбор"
Презентация "Мой профессиональный выбор" создана в рамках проведения областного профессионального конкурса "Учитель года Дона 2011".Конкурс проходил в городе Волгодонске в 2011году. Презентация помога...
"Организация и проведение профессиональных проб в центре профессионального выбора"
Профессиональные пробы составляют практическую часть предпрофильного самоопределения учащихся 9-х классов. В процессе профессиональных проб учащиеся получают опыт конкретной профевссиональной деятельн...
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ТВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР»
Участие в Региональном конкурсе...
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ «ТВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР»
Один из значимых жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте – выбор профессии, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Для многих ситуация выбо...